Закон Чувашской Республики от 15 июня 1999 г. N 9
"О землеустройстве"
Принят Государственным Советом Чувашской Республики 27 мая 1999 года
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 46 настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования указанного Закона
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон является правовой основой для проведения единой государственной политики в области землеустройства, координации и контроля за деятельностью организаций всех организационно-правовых форм, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при проведении работ по землеустройству в Чувашской Республике.
Статья 2. Землеустройство
1. Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на организацию земельной территории в целях рационального использования и охраны земель, создания благоприятной экологической обстановки, улучшения природных ландшафтов.
2. Землеустроительный процесс - законодательно установленный порядок совершения землеустроительных действий, состоящий из взаимосвязанных и последовательно выполняемых стадий.
Землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
3. Виды землеустроительных действий:
1) планирование и организация рационального использования и охраны земель независимо от форм собственности;
2) разработка региональных программ повышения плодородия почв, использования и охраны земель с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территорий, схем использования, охраны земельных ресурсов и землеустройства;
3) межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ земельных участков, владельцев, пользователей и арендаторов по единой государственной системе и их техническое оформление;
4) разработка проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, других проектных и предпроектных документов;
5) разработка рабочих проектов рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной эрозии, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения бытовыми и промышленными токсичными отходами, заражения возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний, радиоактивными и химическими веществами, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения плодородия почв, разрабатываемых на основе комплексного подхода к земельным участкам (объектам) как сложным природным образованиям с учетом их региональных особенностей;
6) установление границ территорий с особым природоохранным, рекреационным и заповедным режимами;
7) закрепление и изменение на местности черты населенных пунктов, определение границ сельских населенных пунктов в связи с переходом в их ведение земель колхозов и совхозов;
8) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству, направленных на выявление пригодности земель для проведения определенных землеустроительных и иных мероприятий в целях использования этих земель по целевому назначению;
9) проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
10) составление кадастровых и тематических карт, атласов состояния и использования земельных ресурсов;
11) проведение конкретных мероприятий по организации использования и охраны земель;
12) проведение других мероприятий по землеустройству в соответствии с законодательством.
4. Землеустройство проводится на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности на землю и обеспечивает взаимоувязанное развитие всех отраслей экономики.
Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Статья 3. Законодательство по регулированию землеустроительной деятельности
Землеустроительная деятельность на территории Чувашской Республики регулируется федеральными законами, законами Чувашской Республики, настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 4. Государственная система управления землеустройством
Участие органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании землеустройства осуществляется в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общее и методическое руководство землеустроительными работами осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, техническое руководство конкретными проектами - уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством и его структурными подразделениями на местах.
Глава II. Отношения между участниками
землеустроительной деятельности
Статья 5. Участники землеустроительной деятельности
1. Землеустройство проводится при участии заинтересованных сторон или их полномочных представителей.
2. В процессе землеустройства участвуют:
1) уполномоченные органы исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством, их структурные подразделения на местах как органы управления землеустройством и заказчики землеустроительной документации финансируемой за счет средств бюджета;
2) другие юридические лица и граждане, являющиеся заказчиками землеустроительной документации за счет собственных средств;
3) собственники земли, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, интересы которых могут быть затронуты в процессе проведения землеустроительных действий;
4) подрядчики (исполнители) землеустроительных работ;
5) юридические лица и граждане - собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, земельные участки которых граничат с территорией, на которой проводятся землеустроительные действия, или находящиеся непосредственно на этой территории, либо чьи интересы могут затрагиваться в связи с проведением таких действий.
Статья 6. Правоотношения между участниками землеустроительной деятельности
Правоотношения между участниками землеустроительной деятельности регулируются законодательством и гражданско-правовыми договорами.
Порядок заключения, условия действия и расторжения договоров между участниками землеустроительной деятельности определяются на основании законодательных актов Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 7. Обязанности участников землеустроительной деятельности
1. Юридические лица и граждане - участники землеустроительной деятельности обязаны:
1) соблюдать действующее земельное законодательство Российской Федерации и Чувашской Республики;
2) выполнять требования органов государственного контроля за использованием и охраной земель, предъявляемых в пределах их компетенции;
3) обеспечивать соблюдение решений органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам землеустройства;
4) беречь и улучшить# среду обитания, сохранять памятники природы, истории и культуры, природные ландшафты;
5) обеспечивать беспрепятственный доступ ко всем земельным участкам, находящимся в их собственности, владении и пользовании, для проведения землеустроительных действий.
2. Участники землеустроительной деятельности, выполняющие проектно-изыскательские работы по землеустройству, обязаны:
1) иметь документы, подтверждающие их право на осуществление своей деятельности (лицензию);
2) своевременно оповещать других участников землеустроительной деятельности через средства массовой информации или путем письменного уведомления о предстоящем производстве землеустроительных действий;
3) информировать других участников землеустроительной деятельности о результатах землеустроительных работ, затрагивающих их интересы, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
4) заключать договоры с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами на использование земельных участков для изыскательских работ в предусмотренных законом случаях.
Статья 8. Лицензирование проектно-изыскательских работ, связанных с землеустройством
Лицензирование проектно-изыскательских работ, связанных с землеустройством, возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством.
Порядок лицензирования устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Права участников землеустроительной деятельности (юридических лиц и граждан)
1. Участники землеустроительной деятельности - юридические лица и граждане вправе:
1) самостоятельно выбирать партнеров, определять обязательства, заключать договор и осуществлять другие, не противоречащие действующему законодательству действия;
2) оспаривать в установленном порядке действия других участников землеустроительной деятельности и контролирующих органов;
3) получать возмещение причиненного ущерба в установленном законом порядке.
Глава III. Землеустроительный процесс
Статья 10. Землеустроительная документация и ее назначение
1. Землеустроительная документация - комплект разработанных и утвержденных в установленном порядке документов по видам проектно-изыскательских работ в области землеустройства, обеспечивающих разработку и реализацию прогнозов и программ использования и охраны земельных ресурсов, а также осуществление земельной реформы на территории Чувашской Республики.
2. Основными видами землеустроительной документации являются:
1) прогнозы, программы использования земельных ресурсов, разрабатываемые для решения проблем организации рационального использования почв и охраны земель в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
2) схемы использования, охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства, являющиеся основными предпроектными землеустроительными проработками, составляемые для подготовки решений по организации рационального использования и охраны земель, формирования новых форм землевладения и землепользования, по возможному переселению граждан в районы с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами, размещению рекреационных зон, территорий природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения, крупных мелиоративных систем и т.п.;
3) проекты межхозяйственного землеустройства, составляемые в связи с образованием новых и упорядочением существующих землевладений и землепользований, устранением недостатков в расположении земель с целью формирования рационального землевладения и землепользования, выделения земель гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективного садоводства, огородничества, животноводства и других надобностей, а также предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд с отводом земельных участков - перенесением проекта межхозяйственного землеустройства - в натуре (на местности), подготовкой правоустанавливающих документов на землю;
4) проекты внутрихозяйственного землеустройства (организации территории), составляемые с целью оказания помощи сельскохозяйственным предприятием#, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам в организации рационального использования и охраны земель и способствующие максимальному удовлетворению их экономических интересов при соблюдении режима и условий пользования земли, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение природных ландшафтов;
5) рабочие проекты, составляемые на все мероприятия, связанные с освоением, улучшением и охраной земель, как правило, в порядке детализации проектов внутрихозяйственного землеустройства на основе специальных изысканий (детальных обследований);
6) проекты организации территории коллективных садов, составляемые с целью рационального размещения индивидуальных садовых участков, способствующего упорядочению организации коллективного садоводства и обеспечения охраны земель;
7) материалы аэрокосмических, аэрофотогеодезических, топографогеодезических#, кадастровых, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, используемые для целей землеустройства и получения исходной информации с целью ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
8) материалы земельно-оценочных работ, используемые для показателей оценки каждого земельного участка и исчисления (уточнения) на этой основе ставок платежей за землю;
9) материалы по установлению в натуре (на местности) границ административно-территориальных образований;
10) проекты обоснования, размещения и установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, предусматривающие выделение земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с установлением необходимых ограничений и других условий использования этих земель;
11) проекты установления и изменения городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
12) планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков, составляемые с целью определения основных направлений их застройки и упорядочения использования не подлежащих застройке и временно не застроенных земель городов и поселков;
13) материалы инвентаризации земель всех категорий, в том числе городов и других поселений;
14) материалы по ведению банков цифровых и электронных кадастровых и тематических карт, планов состояния и использования земель;
15) материалы по созданию земельно-информационных систем, ведению автоматизированных банков (фондов) данных государственного земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства.
По заданию заказчика могут разрабатываться другие виды землеустроительной документации в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 11. Заказчики землеустроительной документации
1. Заказчиками землеустроительной документации могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.
2. Государственным заказчиком проектно-изыскательских, научно-исследовательских и проектно-экспериментальных работ, связанных с проведением землеустройства, выступает уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством.
3. Органы государственной власти Чувашской Республики, местного самоуправления вправе поручать выполнение функций заказчика за счет средств республиканского и местного бюджетов уполномоченному органу исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством и его структурным подразделениям на местах.
4. Осуществление функций заказчика предусматривает заключение договора, проведение контроля за выполнением условий договора, экспертизы качества выполняемых работ, учета и приемки готовой продукции.
Статья 12. Разработчики землеустроительной документации, их права и обязанности
1. Землеустройство осуществляют:
1) государственные землеустроительные предприятия и организации РосземНИИпроекта, Росземкадастрсъемки, уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством , его структурные подразделения на местах;
2) негосударственные землеустроительные предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющие лицензии на проведение проектно-изыскательских работ, связанные с землеустройством.
2. Государственные землеустроительные предприятия и организации, кроме выполнения проектно-изыскательских работ по землеустройству:
1) проводят научные исследования фундаментального теоретического и прикладного характера в области землеустройства, использования и охраны земельных ресурсов;
2) выполняют научно-исследовательские , опытно-конструкторские и экспериментальные работы по землеустройству;
3) участвуют в подготовке проектов инструктивно-методических документов, стандартов и нормативов по землеустройству.
3. Землеустроительные предприятия и организации несут ответственность за качество работ, экологическую безопасность и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
4. Разработчик землеустроительной документации имеет право:
1) получать от заказчика информацию, необходимую для разработки землеустроительной документации;
2) осуществлять на основании договора с заказчиком авторский надзор за реализацией землеустроительной документации;
3) вносить предложения в органы государственной власти или местного самоуправления о необходимости совершенствования или переработки устаревшей землеустроительной документации.
Статья 13. Порядок проведения землеустройства
1. Перечень объектов по видам проектно-изыскательских работ по землеустройству, подлежащих выполнению, формируется уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством и его структурными подразделениями на местах и утверждается:
1) при финансировании работ за счет федерального бюджета - руководителем федерального органа исполнительной власти по управлению землеустройством;
2) при финансировании работ за счет республиканского бюджета - Кабинетом Министров Чувашской Республики;
3) при финансировании работ за счет местного бюджета - главой самоуправления района (города).
2. Граждане и юридические лица, заинтересованные в проведении землеустроительных работ и выступающие заказчиками за счет собственных средств, направляют ходатайство (заявку) в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся земли объекта землеустройства.
3. Порядок разработки, перечень документации (спецификация), подлежащей оформлению и сдаче заказчику, определяются соответствующими нормативными правовыми, инструктивными, методическими и другими документами, техническим заданием.
4. Разработанная землеустроительная документация подлежит обязательной экспертизе (проверке). Порядок проведения экспертизы проектной документации и курирования выполненных работ определяются Положением о порядке проведения государственной землеустроительной экспертизы, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти по управлению землеустройством.
5. Землеустроительная документация, согласованная с плановыми, сельскохозяйственными, лесохозяйственными, природоохранными, санитарными и другими заинтересованными органами и прошедшая государственную землеустроительную и экологическую экспертизу, утверждается в порядке, установленном законодательством.
6. Утвержденная землеустроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками землеустроительной деятельности. Внесение изменений в землеустроительную документацию осуществляется только с разрешения утвердившего ее органа.
Статья 14. Источники финансирования
Проектно-изыскательские работы по землеустройству, разработка нормативной правовой и инструктивной методической документации производства работ выполняются за счет средств заказчика, ассигнований из федерального, республиканского и местного бюджетов.
Статья 15. Контроль за землеустроительной деятельностью
1. Контроль за землеустроительной деятельностью в Чувашской Республике осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством, его структурными подразделениями на местах в соответствии с их полномочиями.
2. Контролирующие органы имеют право на ознакомление с землеустроительной документацией, посещение объектов землеустройства и осуществление в отношении вышеуказанных объектов контрольных действий.
Для ознакомления с закрытыми материалами и при посещении территорий со специальным режимом представители контролирующих органов несут ответственность за разглашение сведений, относящихся к государственной или коммерческой тайне, ставших им известными в процессе контроля.
В необходимых случаях контролирующие органы предварительно уведомляют о дате и месте контроля заинтересованные стороны.
Статья 16. Разрешение споров между участниками землеустроительной деятельности
Споры между участниками землеустроительной деятельности разрешаются судом и (или) арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о землеустройстве
1. За нарушение законодательства Чувашской Республики о землеустройстве юридические лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
2. Применение мер ответственности не освобождает виновных от возмещения причиненного ущерба, убытков и устранения допущенных нарушений.
3. Суммы штрафов, налагаемых в административном порядке за нарушение земельного законодательства, в полном объеме зачисляются на специальные счета уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики по управлению землеустройством и его структурных подразделений на местах и используются на цели, связанные с работами по землеустройству, ведению кадастра, мониторинга земель, госземконтролю, в соответствии с нормативами, утвержденными в установленном законом порядке.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
Президент
Чувашской Республики |
Н.Федоров |
г.Чебоксары
15 июня 1999 года
N 9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Чувашской Республики от 15 июня 1999 г. N 9 "О землеустройстве"
Текст Закона опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики, 1999 г., N 7-8, ст.264, в Ведомостях Государственного Совета Чувашской Республики, 1999 г., N 31, ст.9
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 46 настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования указанного Закона