Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Порядок подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
5.1. Формы и объекты внешнего муниципального финансового контроля
5.1.1. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Результаты контрольных мероприятий оформляются в виде акта и последующего отчета о проведенном контрольном мероприятии. При проведении экспертно-аналитического мероприятия должностными лицами Контрольно-счетной палаты составляется отчет или заключение.
5.1.2. Внешний муниципальный контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой:
1) в отношении органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности города Шумерля (далее - проверяемые объекты);
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города Шумерля в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета города Шумерля, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города Шумерля (далее - проверяемые объекты).
5.2. Порядок подготовки к проведению контрольных мероприятий
5.2.1. Контрольные мероприятия проводятся должностными лицами Контрольно-счетной палаты в соответствии с утвержденными годовыми и квартальными планами работы Контрольно-счетной палаты.
Для проведения каждого контрольного мероприятия составляется программа проверки. Составлению программы проверки предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность проверяемых объектов.
Проекты программ контрольных мероприятий разрабатываются должностными лицами Контрольно-счетной палаты под руководством председателя Контрольно-счетной палаты.
Программа проверки включает в себя наименование контрольного мероприятия, период проверки, наименование проверяемого объекта, перечень основных вопросов, подлежащих проверке, ответственных исполнителей.
Программа проверки утверждается не менее чем за 3 календарных дня до начала проверки.
5.2.2. Документами, дающими должностным лицам Контрольно-счетной палаты право на осуществление контрольных мероприятий, являются распоряжение Председателя о проведении контрольного мероприятия, служебное удостоверение.
Распоряжение о проведении контрольного мероприятия оформляется должностными лицами Контрольно-счетной палаты по форме, согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту, подписывается Председателем и заверяется печатью Контрольно-счетной палаты.
В распоряжении о проведении контрольного мероприятия указывается номер распоряжения и дата его выдачи, основание проведения контрольного мероприятия, наименование контрольного мероприятия, наименование проверяемого объекта, проверяемый период, должность, фамилия, инициалы должностных лиц, ответственных за проведение контрольного мероприятия (руководителя контрольного мероприятия), срок проведения контрольного мероприятия.
Срок проведения контрольного мероприятия, численный и персональный состав проверяющей группы определяется с учетом объема работы и особенностей деятельности проверяемых объектов и других обстоятельств.
При необходимости к участию в контрольном мероприятии могут привлекаться специалисты иных организаций. Решение о включении таких специалистов в состав проверяющей группы принимается по согласованию с их руководителями.
5.2.3. По решению руководителя проверяющей группы до начала основного этапа контрольного мероприятия руководителям проверяемых объектов направляется уведомление о проведении контрольного мероприятия на данных объектах, по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту.
В уведомлении указываются наименование контрольного мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения проверки на объектах, состав проверяющих и предлагается создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия.
К уведомлению могут прилагаться:
- копия утвержденной программы контрольного мероприятия (или выписка из программы);
- перечень документов, которые должностные лица проверяемого объекта должны подготовить для представления должностным лицам Контрольно-счетной палаты;
- перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица проверяемого объекта до начала проведения контрольного мероприятия на объекте.
Уведомление за подписью Председателя готовится на фирменном бланке.
5.2.4. Датой начала контрольного мероприятия считается дата предъявления руководителем проверяющей группы распоряжения на проведение контрольного мероприятия руководителю проверяемого объекта (или лицу, им уполномоченному).
5.3. Порядок проведения контрольного мероприятия
5.3.1. Руководитель проверяющей группы должен:
предъявить руководителю проверяемого объекта (или лицу, им уполномоченному) распоряжение на проведение контрольного мероприятия и свое служебное удостоверение;
ознакомить руководителя проверяемого объекта (или лицо, им уполномоченное) с программой проверки;
представить участников проверяющей группы;
решить с руководителем проверяемого объекта организационно-технические вопросы проведения проверки.
5.3.2. В случае отказа руководителя проверяемого объекта в допуске проверяющих, предъявивших распоряжение на проведение контрольного мероприятия, на проверяемый объект, или в предоставлении необходимой информации, а также в случае задержки с предоставлением необходимой информации, руководитель проверяющей группы обязан незамедлительно оформить акт по факту отказа в допуске на проверяемый объект и (или) по факту непредоставления информации (задержки с предоставлением, предоставления не в полном объеме, предоставления недостоверной информации) по запросу должностного лица Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики с указанием даты, времени, места, данных руководителя проверяемого объекта, допустившего противоправные действия, по формам согласно приложениям N 3 и 4 к настоящему Регламенту.
Акт составляется в 2-х экземплярах, подписывается проверяющими и руководителем проверяемого объекта. В случае отказа руководителя проверяемого объекта подписать акт, в нем делается запись об отказе указанного лица от подписания акта.
Акт в течение одних суток с момента его составления должен быть направлен руководителем проверяющей группы Председателю любым доступным видом связи.
5.3.3. Исходя из наименования программы контрольного мероприятия, участники проверяющей группы определяют необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности документов, обеспечивающих надежную возможность сбора необходимых сведений и доказательств.
Проверки материальных ценностей, контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг или другие аналогичные действия проводятся в присутствии материально-ответственных лиц проверяемых объектов.
Должностные лица Контрольно-счетной палаты могут проводить обследование помещений и других объектов проверяемой организации, а также запрашивать в установленном порядке необходимую информацию у проверяемого объекта и у других организаций, обладающих информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.
В пределах своей компетенции должностные лица Контрольно-счетной палаты имеют право знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и хранящейся в электронной форме в базах данных.
Участники проверяющей группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных лиц, в том числе материально-ответственных лиц, проверяемого объекта, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая запись.
5.3.4. В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период. При этом проверяются подлинники бухгалтерских и финансовых документов, в необходимых случаях проводятся осмотр, инвентаризация, контрольные обмеры, экспертизы и т.п.
5.3.5. В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий участники проверяющей группы могут опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых объектов и составлением соответствующих актов по формам, согласно приложениям N 5 и 6 к настоящему Регламенту.
Должностные лица Контрольно-счетной палаты в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов должны незамедлительно уведомить об этом Председателя по установленной форме в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 15 Положения.
5.3.6. В ходе проведения проверки может проводиться выверка расчетов с организациями, получившими от проверяемого объекта денежные средства, материальные ценности и документы, путем сличения записей, документов и данных указанных организаций с соответствующими записями, документами и данными проверяемого объекта.
5.3.7. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
5.3.8. В зависимости от наименования контрольного мероприятия в ходе его проведения изучаются:
расчеты сметных назначений;
исполнение бюджетных смет;
целевое и эффективное использование средств бюджета города Шумерля, а также обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности города Шумерля;
соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств бюджета города Шумерля, бюджетных кредитов и инвестиций, предоставленных из бюджета города Шумерля, муниципальных гарантий города Шумерля;
соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Шумерля;
ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
выполнение муниципальных заданий и показателей, характеризующих качество и объем (состав) муниципальных услуг и т.д.
принятые проверяемым объектом меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.
5.3.9. В ходе проверки могут составляться промежуточные акты по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки. Указанные акты составляются участниками проверяющей группы, проводившими контрольное действие, подписываются ими и доводятся до сведения руководителя проверяемого объекта.
Данные акты прилагаются к акту проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта проверки.
5.3.10. В случае, когда требуется принять меры по незамедлительному пресечению выявленного нарушения, составляется промежуточный акт проверки, к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально-ответственных и иных лиц проверяемого объекта.
Промежуточный акт проверки оформляется в порядке, установленном для оформления акта проверки, и доводится до сведения руководителя проверяемого объекта.
Факты, отраженные в промежуточном акте проверки, включаются соответственно в акт проверки.
5.4. Порядок оформления результатов контрольных мероприятий
5.4.1. Результаты проведенных контрольных мероприятий оформляются актом.
Акт проверки составляется в 2-х экземплярах на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте проверки в этой иностранной валюте и в рублях, в сумме определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций.
Акт проверки состоит из 2-х частей: вводной и описательной.
Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:
- наименование контрольного мероприятия;
- дату и место составления акта проверки;
- номер и дату распоряжения на проведение контрольного мероприятия;
- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников проверяющей группы;
- проверяемый период;
- срок проведения проверки;
- сведения о проверенном объекте:
- полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН;
- ведомственную принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса;
- сведения об учредителях (участниках) (при наличии);
- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период.
Описательная часть акта проверки должна содержать сведения о проведенной работе и выявленных нарушениях по каждому вопросу программы проверки.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны положения законодательных и иных нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.
Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
При составлении акта проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
Факты нарушений, отраженные в акте проверки, могут подтверждаться документами (копиями документов), промежуточными актами, объяснениями должностных, материально-ответственных и иных лиц проверенного объекта, другими материалами.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки.
Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе проверки финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенного объекта (или лица, им уполномоченного) и печатью.
В акте проверки не допускаются:
1) выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
2) указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально-ответственными и иными лицами проверенного объекта;
3) морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц проверенного объекта.
Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем и участниками проверяющей группы.
5.4.2. На основании статьи 18 Положения акты, составленные должностными лицами Контрольно-счетной палаты при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверенных объектов в течение трех дней со дня их составления.
Акт проверки передается для ознакомления руководителю проверенного объекта (или лицу, им уполномоченному) под роспись. При этом на экземпляре, остающемся у руководителя проверяющей группы, руководителем проверенного объекта (или лицом, им уполномоченным) делается отметка о получении одного экземпляра акта проверки для ознакомления, с указанием даты получения и расшифровки подписи.
В случае отказа руководителя проверенного объекта (или лица, им уполномоченного) получить акт проверки, руководителем проверяющей группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от получения акта. При этом акт проверки в срок, не позднее следующего рабочего дня, направляется руководителю проверенного объекта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенному объекту.
5.4.3. Пояснения и замечания руководителей проверяемых объектов, представленные в Контрольно-счетную палату в десятидневный срок со дня получения акта, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.
Руководитель проверяющей группы в срок не позднее 2 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение, которое приобщается к материалам проверки.
5.5. Порядок составления отчета по итогам контрольного мероприятия
5.5.1. Отчет составляется и подписывается руководителем контрольного мероприятия и содержит обобщение и анализ материалов проверки, а также сделанные на их основе выводы и предложения.
5.5.2. Отчет должен состоять из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть отчета должна содержать следующие сведения: наименование отчета, основание для проведения контрольного мероприятия, предмет контрольного мероприятия, объект контрольного мероприятия, срок проведения, цель контрольного мероприятия, проверяемый период, краткая информация об объекте контрольного мероприятия.
Описательная часть отчета должна содержать сведения о проведенной работе и выявленных нарушениях по каждому вопросу контрольного мероприятия. В указанной части отражается описание изучаемой темы контрольного мероприятия, выявленные проблемы и недостатки правового регулирования проверяемого вопроса (там, где это необходимо), правомерность осуществления расходных обязательств, правомерность (законность) осуществления расходов, квалификация выявленных нарушений действующего законодательства.
Заключительная часть отчета должна содержать обобщенную информацию о результатах контрольного мероприятия в форме выводов и предложений. В отчете также должно быть указано на наличие пояснений и замечаний руководителей проверяемых объектов, представленных в Контрольно-счетную палату в установленный срок. При наличии замечаний в отчете указывается на согласие либо несогласие руководителя проверяющей группы с замечаниями.
5.5.3. Отчет составляется на основе материалов проверок в срок, установленный планом работы Контрольно-счетной палаты.
5.5.4. По итогам контрольного мероприятия, проведенного по поручению Собрания депутатов города Шумерля, в Собрание депутатов города Шумерля направляется отчет. По итогам контрольного мероприятия, проведенного по предложению или запросу Главы города Шумерля, Главе города Шумерля направляется информационное сообщение.
5.5.5. Датой окончания контрольного мероприятия считается дата утверждения Председателем отчета о результатах контрольного мероприятия.
5.6. Порядок реализации материалов контрольных мероприятий
5.6.1. По результатам проведенных контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения и недостатки, руководитель проверяющей группы готовит и направляет представления в адрес должностных лиц проверенных объектов либо их вышестоящим органам для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба городу Шумерля или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений, по форме, согласно приложению N 7 к настоящему Регламенту.
Представление Контрольно-счетной палаты подписывается Председателем.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий, руководитель проверяющей группы готовит и направляет должностным лицам проверяемых объектов и организаций предписание по форме, согласно приложению N 8 к настоящему Регламенту.
Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание Контрольно-счетной палаты подписывается Председателем.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
5.6.3. В случаях, если выявлены факты незаконного использования средств бюджета города Шумерля, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, руководителем проверяющей группы, в установленном порядке, незамедлительно передаются материалы, подтверждающие указанные факты Председателю с целью дальнейшего направления их в правоохранительные органы.
5.6.4. Материалы проверки представляются руководителем проверяющей группы Председателю не позднее 3 рабочих дней после даты окончания контрольного мероприятия для учета и хранения в соответствии с порядком комплектования, передачи, учета и хранения материалов проверки, определенном Инструкцией о делопроизводстве в Контрольно-счетной палате.
При этом материалы каждой проверки в делопроизводстве Контрольно-счетной палаты должны составлять отдельное дело с соответствующим номенклатурным номером, наименованием, количеством томов этого дела и должны содержать:
- распоряжение на проведение контрольного мероприятия;
- программу проведения проверки;
- акт проверки, промежуточные акты со всеми имеющимися приложениями;
- пояснения и замечания по акту проверки (при их наличии);
- заключение на пояснения и замечания по акту проверки (при его наличии);
- документы о выполнении отдельных контрольных действий и процедур с указанием исполнителей и времени их выполнения;
- запросы, направленные другим органам, осуществляющим финансовый контроль, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
- отчет по итогам контрольного мероприятия;
- документы по реализации материалов проведения проверки;
- иные документы, имеющие отношение к проведению проверки.
5.7. Проведение экспертно-аналитических мероприятий
5.7.1. Проведение экспертно-аналитического мероприятия оформляется соответствующим распоряжением Председателя, которым определяются сроки проведения и состав участников экспертно-аналитического мероприятия с учетом объема работы и ответственных за исполнение.
5.7.2. Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:
- проектам решений Собрания депутатов города Шумерля о бюджете города Шумерля на очередной финансовый год и плановый период;
- проектам решений Собрания депутатов города Шумерля и нормативно-правовым актам администрации города Шумерля (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств города Шумерля, а также муниципальных программ города Шумерля.
5.7.3. По другим вопросам, входящим в компетенцию Контрольно-счетной палаты, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:
- поручений Главы города Шумерля;
- решений Собрания депутатов города Шумерля.
5.8. Обеспечение доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты инспектор размещает на официальном сайте Контрольно-счетной палаты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) информацию о проведенных контрольных и экспертных мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.
Ежегодный отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты опубликовывается в информационном бюллетене администрации города Шумерля и размещается в сети Интернет после его рассмотрения Собранием депутатов города Шумерля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.