Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Вопросы, касающиеся слушания дел в заседаниях Конституционного Суда
§ 38. Назначение дела к слушанию
1. Назначение дел к слушанию осуществляется в заседании Конституционного Суда. Конституционный Суд определяет очередность рассмотрения дел с учетом даты принятия обращения к рассмотрению. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.
2. Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию, к разрешению без проведения слушания либо перенести дату рассмотрения назначенного дела при наличии уважительных причин, которые указываются в протоколе заседания Конституционного Суда.
Решением Конституционного Суда РФ от 8 июля 2014 г. пункт 3 изложен в новой редакции
3. В случае если в Конституционный Суд в установленный в пункте 2 параграфа 29 настоящего Регламента срок поступило ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания, судья-докладчик на ближайшем заседании Конституционного Суда, проводимом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 параграфа 28 настоящего Регламента, докладывает о наличии такого ходатайства. Если Конституционный Суд принимает решение о проведении слушания по делу, то при наличии возможности одновременно назначает дело к слушанию.
§ 39. Определение даты и времени начала слушания дела
Дата и время начала слушания дела определяются при назначении его к рассмотрению в заседании Конституционного Суда.
§ 40. Информирование о делах, назначенных к слушанию
Секретариат Конституционного Суда направляет в средства массовой информации, а также размещает на официальном интернет-портале Конституционного Суда информацию о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.
§ 41. Материалы к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания
1. Судья-докладчик в качестве материалов к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания готовит и представляет на первое закрытое совещание (по подготовке итогового решения) в зависимости от характера и сложности дела:
материалы к проекту решения, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 4-10 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
либо перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе закрытого совещания судей (по принятию итогового решения). При этом судьей-докладчиком должны быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы, в том числе формулировка резолютивной части решения (варианты этой формулировки).
2. Если судья-докладчик в процессе подготовки дела к слушанию придет к выводу о необходимости прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", он составляет проект определения о прекращении производства. Указанный проект должен быть мотивированным.
§ 42. Уведомление о слушании дела
1. Уведомления о слушании дела и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке, установленном статьей 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Решением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. пункт 2 изложен в новой редакции
2. Уведомления о слушании дела могут направляться также иным органам и лицам наряду с указанными в статье 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". К данным уведомлениям могут быть приложены копии обращений, а при необходимости и иные документы.
Представители этих органов, лица, по жалобам которых вынесено решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, или их представители либо представлявшие их в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека лица (при рассмотрении дела в порядке главы XIII.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), иные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.
§ 43. Участие экспертов, свидетелей, переводчиков в слушании дела
1. При необходимости по решению Конституционного Суда в слушании дела могут принимать участие эксперты, свидетели, переводчики.
2. Извещение Конституционного Суда о вызове эксперта, свидетеля, переводчика должно содержать:
1) описание (характеристику) дела, по которому производится вызов;
2) объяснение, для чего необходимы заключение эксперта, показания свидетеля или деятельность переводчика;
3) указание на порядок выплаты вознаграждения и возмещения расходов, связанных с участием вызываемого лица в конституционном судопроизводстве.
§ 44. Присяга эксперта
1. Перед выступлением эксперта председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, сведения об образовании, ученая степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в статье 63 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге.
2. Эксперт зачитывает текст присяги следующего содержания:
"Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь исполнить свои обязанности эксперта честно и добросовестно, дать заключение, основываясь на своих профессиональных знаниях, руководствуясь требованиями статьи 63 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и своим собственным убеждением".
3. Текст присяги после его прочтения и подписания экспертом приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
§ 45. Присяга свидетеля
1. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего свидетель приводится к присяге.
2. Свидетель зачитывает текст присяги следующего содержания:
"Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Российской Федерации только правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела".
3. Текст присяги после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
§ 46. Переводчик
1. На основании статьи 33 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" участникам процесса, не владеющим русским языком, Конституционный Суд по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе обеспечивает участие переводчика в слушании дела.
2. Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.
3. До начала участия переводчика в слушании дела ему разъясняются его права и обязанности.
4. Об участии в слушании дела переводчика делается отметка в протоколе судебного заседания.
§ 47. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела с проведением слушания
1. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий в заседании Конституционного Суда ставит на рассмотрение Конституционного Суда вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.
2. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием.
3. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Конституционный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.
§ 48. Порядок допуска в зал судебных заседаний представителей средств массовой информации и иных лиц, желающих присутствовать на слушании дела в открытых заседаниях Конституционного Суда
1. Лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании Конституционного Суда, допускаются в зал судебных заседаний до начала слушания дела или во время перерыва при наличии свободных мест по предъявлении паспорта или иного надлежащим образом удостоверяющего личность документа, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Регламентом.
2. Представители средств массовой информации, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты - по списку, подготовленному Секретариатом Конституционного Суда.
§ 49. Функции по поддержанию установленного порядка в зале судебных заседаний
1. Руководителем подразделения Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающего судебные заседания, определяется сотрудник данного подразделения, который оказывает содействие председательствующему в заседании Конституционного Суда в поддержании установленного порядка в зале судебных заседаний.
2. Указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале судебных заседаний.
3. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний и при выходе их из зала указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник предлагает всем присутствующим встать.
4. Секретариат Конституционного Суда осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами в части поддержания установленного порядка и безопасности в зале судебных заседаний Конституционного Суда.
§ 50. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела
1. Протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда.
2. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела, должен содержать: указание места, даты заседания, времени его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись о всех действиях Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экспертов к присяге; решения, принятые Конституционным Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим в заседании Конституционного Суда; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса.
3. Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом заседании Конституционного Суда ведется стенограмма, осуществляются аудио- и видеозапись.
§ 51. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда
1. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.
2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Конституционного Суда. При необходимости с разрешения председательствующего в заседании Конституционного Суда участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам процесса сидя.
3. Формами официального обращения к Конституционному Суду, Председателю Конституционного Суда, председательствующему в заседании Конституционного Суда и иным судьям являются соответственно: "Уважаемый Суд", "Уважаемый Председатель Конституционного Суда", "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья".
4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса либо (если, исходя из состава присутствующих на заседании, достаточным для понимания адресата являются имя и отчество соответствующего участника процесса) его имя и отчество.
5. В ходе заседания председательствующий в заседании Конституционного Суда не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда.
6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда перемещений по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.
7. Председательствующий в заседании Конституционного Суда вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.