Глава I. Общие положения (cт.ст. 1 - 7)
Глава II. Избирательные округа, избирательные участки.(ст.ст. 8 - 10)
Списки избирателей
Глава III. Избирательные комиссии (ст.ст. 11 - 22)
Глава IV. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты (ст.ст. 23 - 29)
местных органов самоуправления
Глава V. Порядок голосования и подведение итогов (ст.ст. 30 - 38)
выборов
Глава VI. Повторные выборы, выборы депутатов в органы (ст.ст. 39 - 40)
местного самоуправления вместо выбывших
Глава VII. Удостоверение об избрании депутатом. Формы (ст.ст. 41 - 43)
избирательных документов и порядок их
хранения. Образец избирательного ящика
Глава I
Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов
1. Выборы депутатов в органы местного самоуправления Собрания депутатов районов, городов, районов в городе, районных городов, поселков, сельсоветов в Чувашской Республике осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы в органы местного самоуправления осуществляются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Чувашской Республики, постоянно проживающему или работающему на соответствующей территории, достигшему 18-летнего возраста и обладающему избирательным правом.
2. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Назначение выборов
Выборы в органы местного самоуправления назначаются высшим органом государственной власти Чувашской Республики не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий органов местного самоуправления. Сообщение о дате проведения выборов публикуется в печати.
Статья 4. Право выдвижения кандидатов
1. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям, трудовым коллективам всех форм собственности, собраниям избирателей по месту жительства, гражданам.
2. Избирательными объединениями являются:
а) региональные (местные) отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
б) общественные объединения (партии, политические движения), устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Чувашской Республики, и их отделения;
в) блок общественных объединений, создаваемых на период проведения выборов, которые должны быть зарегистрированы органами местного самоуправления;
г) добровольное объединение граждан численностью не менее 30 человек, создаваемое на период проведения выборов, подтвержденное протоколом общего собрания, подписанного всеми членами объединения граждан, имеющих избирательное право.
3. Партия, политическое движение не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения, а в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Статья 5. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах
1. Депутаты органа местного самоуправления (далее депутаты) могут быть в составе не более двух уровней представительных органов власти и не могут быть должностными лицами местной администрации, кроме главы местного самоуправления.
2. Депутату, работающему на освобожденной основе в органах представительной власти, не разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности, а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников.
Статья 6. Финансирование выборов
1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в органы местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета Чувашской Республики и местного бюджета.
2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные денежные взносы.
Статья 7. Принципы работы избирательных комиссий
1. Для организации выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных, общественных и иных органов и организаций.
2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
Глава II
Избирательные округа, избирательные участки. Списки избирателей
Статья 8. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа для выборов депутатов в органы местного самоуправления образуются районными, городскими, районными в городе, поселковыми и сельскими избирательными комиссиями.
2. Численный состав депутатов в орган местного самоуправления устанавливается в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об основах организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
3. Избирательные округа образуются равной численностью избирателей на всей территории с допустимым отклонением до 15 процентов, либо с учетом административно-территориального деления и иных особенностей территории.
4. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуется в печати не позднее чем за 75 дней до дня выборов.
Статья 9. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов территория района, города, входящего в избирательный округ, делится на избирательные участки. Избирательные участки образуются также в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения частей.
2. Избирательные участки образуются решением главы местного самоуправления района, города (кроме районного города) не позднее чем за 70 дней до дня выборов.
3. В санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях избирательные участки могут быть образованы в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до выборов.
4. Избирательные участки образуются с численностью не менее 20 и не более 3000 избирателей.
5. Соответствующий орган местного самоуправления оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.
Статья 10. Список избирателей и порядок его составления
1. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью. В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства избирателя.
Фамилии избирателей в списке избирателей указываются в порядке, удобном для организации голосования.
2. Орган местного самоуправления обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.
3. Списки избирателей военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
4. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в санаториях, домах отдыха, а также в больницах и других стационарных лечебных учреждениях составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.
5. В список избирателей включаются все граждане Чувашской Республики, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.
6. Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках.
7. Составление списков избирателей должно быть завершено не позднее 35 дней до дня выборов.
8. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после установленного срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.
9. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за 30 дней до выборов, а на избирательных участках, образованных в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях - за два дня до выборов.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомления со списком избирателей и проверки правильности его составления в помещении участковой избирательной комиссии.
Заявление о неточностях данных в списке рассматривается участковой избирательной комиссией в двухдневный срок. А накануне и в день выборов - немедленно.
Глава III
Избирательные комиссии
Статья 11. Система избирательных комиссий
Для проведения выборов представителей, депутатов образуются избирательные комиссии:
районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 12. Образование районных, городских, районных в городе, поселковых и сельских избирательных комиссий
Районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские избирательные комиссии по выборам депутатов образуются главой органа местного самоуправления района, города, района в городе не позднее чем за 80 дней до дня выборов в составе председателя и 8 - 20 членов комиссии.
Статья 13. Полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых и сельских избирательных комиссий
Районная, городская, районная в городе, города в районе, поселковая и сельская избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на соответствующей территории;
2) образует избирательные округа;
3) направляет деятельность участковых и избирательных комиссий;
4) распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
5) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней;
6) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий, структурных подразделений органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
7) наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления;
8) координирует работу по выдвижению кандидатов в местные органы самоуправления;
9) регистрирует выдвинутых кандидатов, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
10) публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов;
11) обеспечивает издание плакатов с биографическими данными о кандидатах;
12) организует совместно с трудовыми коллективами, общественными объединениями встречи кандидатов с избирателями;
13) утверждает текст избирательного бюллетеня и обеспечивает ими участковые избирательные комиссии;
14) получает от соответствующих участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования на избирательных участках;
15) устанавливает и публикует в печати результаты выборов в представительный орган местного самоуправления;
16) регистрирует избранных депутатов, выдает им соответствующие удостоверения об избрании;
17) передает органу соответствующего местного самоуправления документацию, связанную с организацией и проведением выборов;
18) решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;
19) проводит выборы вместо выбывших депутатов;
20) обеспечивает порядок и сроки хранения избирательных документов;
21) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
22) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 14. Образование участковых избирательных комиссий
Участковые изаирательные комиссии образуются главой местного самоуправления района, города, района в городе не позднее чем за 60 дней до выборов в составе председателя и 4 - 18 членов комиссии.
Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) составляет список избирателей по участку;
2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
4) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков;
5) организует на избирательном участке голосование в день выборов;
6) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации в районную, городскую, районную в городе, поселковую и сельскую избирательную комиссию;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия участковых избирательных комиссий заканчиваются после проведения выборов и финансово-хозяйственного отчета, но не позднее 10 дней со дня проведения выборов.
Статья 16. Организация работы избирательных комиссий
1. На первом заседании избирательной комиссии избираются заместители председателя и секретарь избирательной комиссии.
Решение об образовании избирательной комиссии и постановление избирательной комиссии об избрании ее руководителей доводятся до сведения избирателей.
2. Заседания избирательной комиссии являются правомочными, если на них принимает участие не менее двух третей членов комиссии. Решения комиссии принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.
Председатель и некоторые члены избирательной комиссии могут осуществлять свои обязанности в комиссии в период подготовки и проведения выборов с освобождением от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.
4. Работа в составе избирательной комиссии лица, освобожденного от основной работы, полностью приравнивается к производственной или служебной деятельности и учитывается при определении конечных результатов его труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Статья 17. Гласность в работе избирательных комиссий
Избирательные комиссии информируют граждан об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени своей работы, списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные, результаты голосования по каждому кандидату, итоги выборов.
На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать наблюдатели, представители органов власти и органов местного самоуправления, печати, телевидения, радио и доверенные лица. Представительство указанных лиц должно быть подтверждено соответствующим удостоверением или решением.
Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в 3-дневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.
Статья 19. Выдвижение кандидатов в депутаты
1. Выдвижение кандидатов в депутаты в представительные органы местного самоуправления начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до дня выборов.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций или их подразделений, расположенных на территории избирательного округа, с числом избирателей не менее 30 человек. Трудовые коллективы, насчитывающие менее 30 человек, производят выдвижение кандидатов в депутаты на совместных собраниях с другими коллективами, при этом общая численность участников собрания должна составлять не менее 30 человек.
3. Собрания (сходы), конференции избирателей вправе выдвигать кандидатов в депутаты при условии присутствия на них не менее 30 избирателей.
4. Выдвижение кандидатов в депутаты от общественных объединений, предусмотренных в статье 4 настоящего Закона, производится на пленумах, конференциях этих общественных объединений.
5. Собрания военнослужащих по выдвижению кандидатов в депутаты созываются командованием воинских частей. При невозможности проведения общего собрания военнослужащих части собрания проводятся по подразделениям.
6. Перед открытием собрания устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации участников собрания. Для его ведения избирается президиум либо председатель и секретарь.
На каждом собрании, конференции, пленуме вправе выдвигать в представительный орган местного самоуправления только одного кандидата в депутаты.
Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции), пленума выборного органа общественного объединения. О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол. О принятом решении сообщается кандидату в депутаты не позднее чем в двухдневный срок.
7. Гражданин, обладающий избирательным правом, может сам выдвинуть себя кандидатом в депутаты (самовыдвижение). В этом случае он обязан собрать не менее 1 процента подписей избирателей соответствующего избирательного округа.
Статья 20. Регистрация кандидатов в депутаты
1. Регистрацию кандидатов в органы местного самоуправления осуществляют соответствующие районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские избирательные комиссии.
Регистрация кандидатов осуществляется по представлению трудовых коллективов, органов общественных объединений, собраний (конференций) избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям, выдвинувшим кандидатов.
Регистрация кандидатов начинается за 65 дней и заканчивается за 35 дней до дня выборов.
2. Решение о регистрации кандидатов принимается при наличии протоколов о выдвижении кандидатов по избирательному округу и заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, а в случае самовыдвижения и подписных листов с количеством подписей не менее 1 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа.
3. Лица, указанные в статье 5 настоящего Закона, а также лица, являющиеся депутатами двух органов местного самоуправления, при выдвижении их кандидатами в своих заявлениях сообщают о намерении освободить занимаемые должности, либо указывают, в каком из органов местного самоуправления их полномочия будут прекращены досрочно в случае их избрания депутатами, либо сообщают о снятии своих кандидатур.
4. О регистрации кандидатов соответствующая избирательная комиссия составляет протокол.
5. Кандидаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего Закона, должны быть зарегистрированы. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в трехдневный срок в установленном Законом порядке.
6. Кандидат в депутаты может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе и не может представляться к регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае снятия своей кандидатуры в избирательном округе, где он был зарегистрирован первоначально.
7. Кандидат не может состоять в соответствующей районной, городской, районной в городе, поселковой и сельской избирательной комиссии, а также в участковой избирательной комиссии того избирательного округа, по которому он выдвинут кандидатом. Лицо, выдвинутое кандидатом и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом.
8. Избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и места жительства каждого кандидата.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.
Статья 21. Отмена решения о выдвижении кандидата. Снятие кандидатом своей кандидатуры.
1. Трудовой коллектив, избирательные объединения, собрание (конференция) избирателей по месту жительства, военнослужащие воинской части, выдвинувшие кандидата, имеют право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов, и представляется в соответствующую избирательную комиссию.
2. Кандидат в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в избирательную комиссию, зарегистрировавшую его кандидатом.
Об отмене решения о выдвижении кандидата или снятии кандидатом своей кандидатуры избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, доводит до сведения населения избирательного округа.
Статья 22. Избирательный бюллетень
В бюллетень включается в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты по данному избирательному округу с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства каждого кандидата. Текст избирательных бюллетеней печатается на языках, которыми пользуется население избирательного округа.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Глава IV
Гарантии деятельности кандидатов в депутаты местных органов самоуправления
Статья 23. Право кандидатов участвовать в предвыборной кампании
1. Кандидаты с момента их регистрации участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
Кандидаты имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению, радио.
2. Государственные органы и органы общественных объединений, руководители предприятий, учреждений и организаций, органы территориального общественного самоуправления населения обязаны оказывать кандидату содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, в получении необходимых справочных и информационных материалов.
Статья 24. Доверенные лица кандидата в депутаты в орган местного самоуправления
Кандидат может иметь до трех доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления и общественных объединений, избирателями, а также в избирательных комиссиях.
Кандидат определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в соответствующую избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Кандидат в депутаты несет ответственность за действия доверенных лиц и вправе в любое время до выборов заменять их.
Доверенное лицо не может состоять ни в одной из комиссий избирательного округа.
Статья 25. Предвыборная агитация
1. Трудовым коллективам, избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, избирателям по месту жительства, военнослужащим предоставляется право беспрепятственной агитации за своих кандидатов.
2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты.
Кандидаты имеют равное право на выступления по местному радиовещанию. Порядок выступлений кандидатов по местному радиовещанию и их количество устанавливается районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).
3. Трудовые коллективы, граждане, избирательные объединения и иные общественные объединения, участвующие в выборых, а также кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных и подложных агитационных материалов запрещается.
Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных материалов, обязаны принять меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
4. Кандидаты в депутаты проводят со своими избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме.
Собрания избирателей организуются соответствующими избирательными комиссиями совместно с органами местного самоуправления.
О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается избирателям не позднее чем за два дня.
5. Агитация в день выборов не допускается.
Статья 26. Освобождение кандидата от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях
Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов.
Статья 27. Право кандидата на бесплатный проезд
Кандидат после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского общественного транспорта (за исключением такси) в пределах территории района, города.
Статья 28. Неприкосновенность кандидата
Кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора района, города, района в городе.
Статья 29. Гарантии трудовых прав кандидата
Кандидат до опубликования итогов выборов по избирательному округу, по которому он баллотируется, не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации независимо от формы собственности (за исключением случаев их ликвидации) без согласия соответствующей районной, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссии.
Кандидат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, лишен воинского звания, а также перемещен по службе без согласия соответствующей районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссии.
Глава V
Порядок голосования и подведение итогов выборов
Статья 30. Время и место голосования
1. При выборах депутатов в орган местного самоуправления голосование приводится в день выборов с 6 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов.
В случае необходимости с учетом местных условий районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские избирательные комиссии по согласованию с органами местного самоуправления могут изменить время голосования.
На избирательных участках, образованных в воинских частях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.
2. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковых комиссий главой местного самоуправления района, города, района в городе, поселка, сельсовета безвозмездно.
Статья 31. Организация голосования
1. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
2. Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.
3. В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии.
4. Каждый избиратель голосует лично; голосование за других лиц не допускается. Бюллетени для голосования выдаются участковой избирательной комиссией на основании списков избирателей избирательного участка по предъявлении избирателем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. При этом в списке избирателей подписываются член участковой комиссии и избиратель.
5. В случае, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.
Статья 32. Проведение голосования
1. Избирательные бюллетени заполняются голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
2. Избиратель голосует за кандидата в депутаты, оставляя фамилию кандидата, которому отдает свой голос, вычеркивая в бюллетене фамилии других кандидатов в депутаты.
3. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой комиссии и наблюдателей.
4. При выборах депутатов в органы местного самоуправления избиратель вычеркивает в бюллетене фамилии кандидатов, против которых он голосует. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает их в избирательный ящик.
Статья 33. Подсчет голосов на избирательном участке
1. При выборах депутатов в органы местного самоуправления подсчет голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному округу и по каждому кандидату.
2. Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием избирательных ящиков все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой избирательной комиссией, о чем составляется акт.
3. Участковая избирательная комиссия по спискам избирателей устанавливает общее число избирателей на участке, а также число избирателей, получивших бюллетени. На основании бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках, по каждому избирательному округу (в пределах данного избирательного участка) комиссия устанавливает общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" всех кандидатов в депутаты; число бюллетеней, признанных недействительными. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени, голоса не подсчитываются.
4. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, составляемый отдельно по каждому избирательному округу. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и незамедлительно передается в соответствующую избирательную комиссию в порядке, устанавливаемом районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссией.
Статья 34. Недействительные избирательные бюллетени
Недействительными признаются избирательные бюллетени неустановленного образца и изготовленные неофициально, а также бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата.
При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.
Статья 35. Установление результатов выборов по избирательному округу
1. Результаты выборов депутатов по избирательным округам для выборов представителей, депутатов в органы местного самоуправления устанавливаются районными, городскими, районными в городе, поселковыми и сельскими избирательными комиссиями на основании протоколов участковых избирательных комиссий.
2. На основании протоколов участковых избирательных комиссий и подсчета голосов, поданных на избирательном участке, избирательные комиссии определяют: общее число избирателей по округу; число избирателей, получивших избирательные бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" всех кандидатов в депутаты; число бюллетеней, признанных недействительными.
3. Избранными считаются кандидаты в депутаты, получившие на общих выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В случае, если по избирательному округу баллотировался один кандидат, он считается избранным, если получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В случае равенства голосов, поданных за отдельных кандидатов, избранным считается кандидат, зарегистрировавшийся ранее чем другой кандидат.
4. Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании соответствующей районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членом комиссии.
Статья 36. Признание выборов по избирательному округу недействительными или несостоявшимися
1. Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная комиссия может признать выборы по избирательному округу недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.
2. Выборы признаются несостоявшимися, если кандидат не избран, а также в связи с выбытием кандидата или кандидатов, зарегистрированных по избирательному округу.
Статья 37. Регистрация депутатов
Соответствующая избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов подводит итоги выборов и производит регистрацию депутатов, избранных по каждому избирательному округу.
Избирательная комиссия может отказать в регистрации депутата и признать выборы недействительными, если в ходе выборов, или при подсчете голосов, или определении результатов выборов по округу имелись нарушения настоящего Закона.
Статья 38. Опубликование итогов выборов
1. Сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов публикуются в печати соответствующей избирательной комиссией не позднее чем на пятый день после выборов.
В сообщении указываются общее число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" кандидата; число недействительных избирательных бюллетеней; число избирательных округов, в которых будут проведены повторные выборы или повторное голосование.
2. Список избранных депутатов публикуется в алфавитном порядке с указанием их фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и места жительства, избирательного округа, по которому они избраны.
Законом Чувашской Республики от 19 января 1994 г. настоящий Закон дополнен статьей 38.1 следующего содержания
Статья 38.1. Повторное голосование
Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления и ни один из них не избран, районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. Об этом решении соответствующая избирательная комиссия информирует избирателей округа. Повторное голосование в избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона.
Избранным считается кандидат в депутаты, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей.
Глава VI
Повторные выборы, выборы депутатов в органы местного самоуправления вместо выбывших
Статья 39. Повторные выборы
1. Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательному округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.
2. Повторные выборы проводятся в срок, установленные соответствующими избирательными комиссиями, но не позднее чем через шесть месяцев после проведенных, но не давших результатов выборов.
Статья 40. Подведение выборов депутатов в органы местного самоуправления вместо выбывших
1. В случае признания органами местного самоуправления полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае досрочного прекращения ими полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы.
Выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона.
2. В случае досрочного прекращения полномочий, выбытия депутата менее чем за двенадцать месяцев до истечения срока полномочий, выборы депутата вместо выбывшего не проводятся.
Глава VII
Удостоверение об избрании депутатом. Формы избирательных документов и порядок их хранения. Образец избирательного ящика
Статья 41. Удостоверение представителя, депутата
1. Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная комиссия после опубликования в печати списков зарегистрированных депутатов выдает каждому избранному депутату удостоверение о его избрании.
2. При наличии всех документов, удостоверяющих избрание и регистрацию депутата, соответствующий орган местного самоуправления выдает ему взамен удостоверения, выданного районной, городской, районной в городе, поселковой или сельской избирательной комиссией, удостоверение депутата местного самоуправления.
3. В случае досрочного прекращения полномочий депутата в связи с вступившим в законную силу обвинительного приговора в отношении лица, являющегося депутатом, удостоверение подлежит возвращению в соответствующий представительный орган местного самоуправления.
Статья 42. Формы избирательных документов и образец избирательного ящика
Формы списков избирателей, протоколов избирательных комиссий, форма и цвет избирательных бюллетеней, формы удостоверений кандидата в представители, депутаты, доверенного лица, об избрании депутатом, а также образец избирательного ящика, в том числе и переносных ящиков, устанавливаются районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской избирательной комиссией.
Статья 43. Порядок и сроки хранения избирательных документов
Документы участковых избирательных комиссий по окончании их работы передаются соответствующим районным, городским, районными в городе, поселковым и сельским избирательным комиссиям.
Порядок и сроки хранения избирательных документов устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Председатель Верховного Совета
Чувашской Республики |
Э.Кубарев |
Гор.Чебоксары, 19 октября 1993 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Чувашской Республики от 19 октября 1993 г. "О выборах депутатов в органы местного самоуправления"
Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Советская Чувашия" от 15 декабря 1993 г. N 251 (20454)
Законом Чувашской Республики от 14 июля 1996 г. N 9 настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Чувашской Республики от 26 августа 1994 г. N 4
Закон Чувашской Республики от 19 января 1994 г.