Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 52. Порядок подсчета голосов участников голосования на участке голосования и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями
1. Сразу после объявления председателем участковой комиссии о завершении голосования гражданами, присутствующими на участке голосования, начинается подсчет голосов участников голосования.
2. Подсчет голосов участников голосования осуществляется открыто и гласно. Подсчет голосов участников голосования должен проводиться членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
3. После завершения голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая нижний левый угол, все неиспользованные бюллетени для голосования (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене для голосования под словами "Да" и "Нет"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней для голосования, а также бюллетеней для голосования, испорченных участниками голосования при проведении голосования, в строку 5 протокола участковой комиссии об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников голосования следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников голосования, внесенных в список участников голосования;
б) число бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования на участке голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников голосования в списке участников голосования);
в) число бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников голосования);
г) число досрочно проголосовавших участников голосования.
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка участников голосования подписывается членом участковой комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка участников голосования председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии. После этого со списком участников голосования вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 29 настоящего Закона.
6. Перед непосредственным подсчетом голосов участников голосования по бюллетеням для голосования председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:
число участников голосования, внесенных в список участников голосования;
число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях для голосования, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников голосования в помещении территориальной комиссии, в указанное количество не входят).
7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы вносятся следующие данные:
число бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования на участке голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников голосования в списке участников голосования);
число бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников голосования).
8. После этого председатель или секретарь участковой комиссии обеспечивает хранение списка участников голосования, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов, и дальнейшую работу с ним до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
9. Затем председатель участковой комиссии проверяет сохранность пломб или печатей на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии, наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.
10. Непосредственный подсчет голосов участников голосования производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии для всех присутствующих при подсчете голосов. Подсчет голосов участников голосования ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
11. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы. Бюллетени для голосования неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. Число бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число заявлений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения для голосования. Число извлеченных бюллетеней для голосования установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
13. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования, чем число указанных заявлений, все бюллетени для голосования, находящиеся в переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными. Этот факт с указанием фамилий и инициалов членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии. Число бюллетеней для голосования, признанных в этом случае недействительными, вносится в строку 12 протокола голосования и его увеличенной формы.
14. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени для голосования, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за позиции "Да" или "Нет", содержащимся в бюллетене для голосования, оглашая содержащиеся в бюллетене для голосования отметки участника голосования и представляя бюллетени для голосования для визуального контроля всем присутствующим при подсчете голосов, одновременно отделяют бюллетени для голосования неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные соответствующей комиссией, и недействительные бюллетени для голосования. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается.
15. В случае, если число лиц досрочно проголосовавших будет составлять более одного процента от числа участников голосования, внесенных в список участников голосования на участке голосования (но не менее 10 участников голосования), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет бюллетеней для голосования, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников голосования. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При этом бюллетени для голосования, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших участников голосования, упаковываются отдельно и опечатываются.
16. Затем производится подсчет голосов участников голосования по бюллетеням для голосования установленной формы. Не менее чем два члена участковой комиссии подсчитывают бюллетени для голосования отдельно по позициям "Да" и "Нет". Полученные данные о результатах голосования по позиции "Да" заносятся в строку 14, по позиции "Нет" - в строку 15 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
17. Недействительные бюллетени для голосования подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление участников голосования. В случае возникновения сомнений в действительности бюллетеня для голосования участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на оборотной стороне бюллетеня для голосования причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии.
Количество недействительных бюллетеней для голосования заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Недействительные бюллетени для голосования упаковываются и хранятся отдельно от других бюллетеней для голосования.
18. Члены участковой комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования.
19. Члены участковой комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму количество бюллетеней для голосования установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
20. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
21. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования.
22. После подсчета голосов участников голосования участковая комиссия в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часы, минуты) его подписания. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе об этом делается запись с указанием причины отсутствия.
23. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо исправлений. Протокол об итогах голосования является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с его содержанием или отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
24. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
25. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и соответствующих положений устава муниципального образования, поступившие в участковую комиссию, принятые по ним решения участковой комиссии, а также акты, составленные участковой комиссией. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
26. Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования вместе с печатью участковой комиссии, опечатанными бюллетенями для голосования, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов, иной документацией, предусмотренной федеральными законами, настоящим Законом и уставом муниципального образования, хранятся у секретаря участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания ее работы.
27. Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
28. В случае, если после подписания членами участковой комиссии протокола об итогах голосования и направления первого экземпляра в территориальную комиссию участковая комиссия выявила в ней неточность (описку, опечатку), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.