3 ноября 1989 г.
Законом Чувашской АССР от 3 ноября 1989 г. в настоящую Конституцию внесены изменения
I. Основы общественного строя и политики (ст.ст. 1 - 27)
Чувашской АССР
Глава 1. Политическая система (ст.ст. 1 - 9)
Глава 2. Экономическая система (ст.ст. 10 - 18)
Глава 3. Социальное развитие и культура (ст.ст. 19 - 27)
II. Государство и личность (ст.ст. 28 - 63)
Глава 4. Гражданство Чувашской АССР. Равноправие (ст.ст. 28 - 32)
граждан
Глава 5. Основные права, свободы и обязанности (ст.ст. 33 - 63)
граждан Чувашской АССР
III. Национально-государственное и (ст.ст. 64 - 72)
административно-территориальное устройство
Чувашской АССР
Глава 6. Чувашская АССР - Автономная республика (ст.ст. 64 - 70)
в составе РСФСР
Глава 7. Административно-территориальное (ст.ст. 71 - 72)
устройство Чувашской АССР
IV. Советы народных депутатов Чувашской АССР и (ст.ст. 73 - 91)
порядок их избрания
Глава 8. Система и принципы деятельности Советов (ст.ст. 73 - 78)
народных депутатов
Глава 9. Избирательная система (ст.ст. 79 - 86)
Глава 10. Народный депутат (ст.ст. 87 - 91)
V. Высшие органы государственной власти и (ст.ст. 92 - 118)
управления Чувашской АССР
Глава 11. Верховный Совет Чувашской АССР (ст.ст. 92 - 109)
Глава 12. Совет Министров Чувашской АССР (ст.ст. 110 - 118)
VI. Местные органы государственной власти и (ст.ст. 119 - 133)
управления в Чувашской АССР
Глава 13. Местные Советы народных депутатов (ст.ст. 119 - 127)
Глава 14. Исполнительные комитеты местных Советов (ст.ст. 128 - 133)
народных депутатов
VII. Государственный план экономического и (ст.ст. 134 - 139)
социального развития Чувашской АССР.
Государственный бюджет Чувашской АССР
VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (ст.ст. 140 - 156)
Глава 15. Суд и арбитраж (ст.ст. 140 - 152)
Глава 16. Прокуратура (ст.ст. 153 - 156)
IX. Герб, флаг и столица Чувашской АССР (ст.ст. 157 - 159)
Х. Действие Конституции Чувашской АССР и порядок (ст.ст. 160 - 161)
ее изменения
Народ Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР, принимает и провозглашает настоящую Конституцию.
I. Основы общественного строя и политики Чувашской АССР
Глава 1
Политическая система
Статья 1. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2. Вся власть в Чувашской АССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Чувашской АССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивает охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чувашской АССР и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2
Экономическая система
Статья 10. Основу экономической системы Чувашской АССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13. Основу личной собственности граждан Чувашской АССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16. Экономика Чувашской АССР является составной частью экономики РСФСР, единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья народного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17. В Чувашской АССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18. В интересах настоящего и будущего поколений в Чувашской АССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Глава 3
Социальное развитие и культура
Статья 19. Социальную основу Чувашской АССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22. В Чувашской АССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.
Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24. В Чувашской АССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25. В Чувашской АССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В Чувашской АССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
II. Государство и личность
Глава 4
Гражданство Чувашской АССР. Равноправие граждан
Статья 28. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Чувашской АССР является гражданином РСФСР и СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане РСФСР и других союзных республик пользуются на территории Чувашской АССР одинаковыми правами с гражданами Чувашской АССР.
Граждане Чувашской АССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 29. Граждане Чувашской АССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Чувашской АССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 30. Женщина и мужчина имеют в Чувашской АССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31. Граждане Чувашской АССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону.
Статья 32. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Чувашской АССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Чувашской АССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чувашской АССР и соблюдать советские законы.
Глава 5
Основные права, свободы и обязанности граждан Чувашской АССР
Статья 33. Граждане Чувашской АССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Чувашской АССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34. Граждане Чувашской АССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 35. Граждане Чувашской АССР имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а так же расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 36. Граждане Чувашской АССР имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37. Граждане Чувашской АССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38. Граждане Чувашской АССР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Чувашской АССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39. Граждане Чувашской АССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 40. Граждане Чувашской АССР имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 41. Гражданам Чувашской АССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42. Граждане Чувашской АССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43. Каждый гражданин Чувашской АССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Чувашской АССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 45. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Чувашской АССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46. Гражданам Чувашской АССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь в Чувашской АССР отделена от государства и школа - от церкви.
Статья 47. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48. Гражданам Чувашской АССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49. Гражданам Чувашской АССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 50. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 51. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Чувашской АССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52. Граждане Чувашской АССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Чувашской АССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных, общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.
Гражданин Чувашской АССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чувашской АССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Статья 54. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Чувашской АССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Статья 55. Гражданин Чувашской АССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Чувашской АССР - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 56. Гражданин Чувашской АССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Чувашской АССР.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 57. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан Чувашской АССР.
Статья 58. Долг каждого гражданина Чувашской АССР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 59. Гражданин Чувашской АССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60. Граждане Чувашской АССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61. Граждане Чувашской АССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан Чувашской АССР.
Статья 63. Интернациональный долг гражданина Чувашской АССР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Чувашской АССР
Глава 6
Чувашская АССР - Автономная республика в составе РСФСР
Статья 64. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Чувашская АССР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Статья 65. Территория Чувашской АССР не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66. Ведению Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Чувашской АССР и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Чувашской АССР;
3) законодательство Чувашской АССР;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Чувашской АССР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Чувашской АССР, государственного бюджета Чувашской АССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Чувашской АССР;
9) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Чувашской АССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 67. Чувашская АССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
Чувашская АССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Чувашская АССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения.
Статья 68. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Чувашская АССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.
Статья 69. В Чувашской АССР пропаганда войны запрещается.
Статья 70. Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чувашской АССР.
Глава 7
Административно-территориальное устройство Чувашской АССР
Статья 71. Чувашская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 72. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского; городов республиканского подчинения: Чебоксар, Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Шумерли.
IV. Советы народных депутатов Чувашской АССР и порядок их избрания
Глава 8
Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Статья 73. Советы народных депутатов - Верховный Совет Чувашской АССР, местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские - составляют единую систему представительных органов государственной власти Чувашской АССР.
Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов Чувашской АССР - пять лет.
Выборы народных депутатов Чувашской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Чувашской АССР назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета Чувашской АССР и местных Советов народных депутатов или ставятся на референдумы.
Верховный Совет Чувашской АССР и местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов. Верховный Совет Чувашской АССР и местные Советы народных депутатов, за исключением городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов, формируют свои президиумы.
Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд и могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения ими своих служебных обязанностей.
Статья 76. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Органы народного контроля в пределах своей компетенции проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контрольных органов; способствуют совершенствованию структуры и работы государственного аппарата.
Система, компетенция и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом СССР "О народном контроле в СССР".
Статья 77. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.
Глава 9
Избирательная система
Статья 79. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Чувашской ACCР, достигшие 18 лет.
Гражданин Чувашской АССР не может быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Совета Министров Чувашской АССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 83. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 84. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Чувашской АССР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами СССР, РСФСР и Чувашской АССР.
Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10
Народный депутат
Статья 87. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Верховного Совета Чувашской АССР и местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета.
Статья 89. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Верховного Совета Чувашской АССР, местного Совета народных депутатов.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Чувашской АССР.
Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Верховного Совета Чувашской АССР или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. Высшие органы государственной власти и управления Чувашской АССР
Глава 11
Верховный Совет Чувашской АССР
Статья 92. Высшим органом государственной власти Чувашской АССР является Верховный Совет Чувашской АССР.
Верховный Совет правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и настоящей Конституцией к ведению Чувашской АССР.
Верховный Совет Чувашской АССР - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Чувашской АССР.
Верховный Совет Чувашской АССР:
1) принимает Конституцию Чувашской АССР, вносит в нее изменения и дополнения;
2) определяет внутреннюю и внешнюю политику Чувашской АССР в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР и РСФСР;
3) принимает решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Чувашской АССР; устанавливает порядок организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления; определяет правовой статус республиканских общественных организаций;
4) определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства Чувашской АССР;
5) решает вопросы об изменении границ Чувашской АССР с другими автономными республиками и областями РСФСР и вносит их на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР;
6) утверждает перспективные государственные планы и важнейшие республиканские программы экономического и социального развития Чувашской АССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития Чувашской АССР, государственный бюджет Чувашской АССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчет об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;
7) устанавливает в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходы, поступающие на образование Государственного бюджета Чувашской АССР;
8) избирает Председателя Верховного Совета Чувашской АССР;
9) избирает Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Чувашской АССР;
10) избирает из числа народных депутатов Чувашской АССР постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Чувашской АССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Чувашской АССР и иных решений, принятых Верховным Советом Чувашской АССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Чувашской АССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу;
11) назначает Председателя Совета Министров Чувашской АССР, по его представлению утверждает состав Совета Министров Чувашской АССР, вносит в него изменения, по предложению Совета Министров Чувашской АССР образует и упраздняет министерства Чувашской АССР и государственные комитеты Чувашской АССР;
12) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решает вопросы о доверии. Правительству Чувашской АССР и членам Правительства Чувашской АССР;
13) избирает Комитет конституционного надзора Чувашской АССР;
14) избирает Комитет народного контроля Чувашской АССР;
15) избирает Верховный Суд Чувашской АССР;
16) назначает Главного государственного арбитра Чувашской АССР и государственных арбитров Чувашской АССР, утверждает коллегию Государственного арбитража Чувашской АССР;
17) избирает народных судей районных (городских) народных судов;
18) направляет деятельность местных Советов народных депутатов;
19) принимает решения о проведении республиканского народного голосования (референдума);
20) назначает выборы народных депутатов Чувашской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Чувашской АССР, утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Чувашской АССР;
21) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории Чувашской ACCP; осуществляет в пределах компетенции Чувашской АССР законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда, ценообразования и налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений, регулирование которых относится к ведению Чувашской АССР;
22) толкует законы Чувашской АССР;
23) учреждает государственные награды Чувашской АССР, устанавливает почетные звания Чувашской АССР;
24) решает вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Чувашской АССР и равноправия граждан СССР всех национальностей на территории Чувашской АССР;
25) осуществляет законодательную инициативу на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР;
26) отменяет указы и постановления Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, распоряжения Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, постановления и распоряжения Совета Министров Чувашской АССР в случае несоответствия их законам СССР, РСФСР и Чувашской АССР;
27) опротестовывает и приостанавливает действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР на своей территории, если они нарушают конституционные права Чувашской АССР, а также приостанавливает действия актов союзных, союзно-республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств в случае их противоречия законам СССР, РСФСР и Чувашской АССР;
28) входит в Комитет конституционного надзора РСФСР с предложением о даче заключения о соответствии актов Верховного Совета РСФСР и его палат, проектов актов этих органов Конституции РСФСР и Законам РСФСР, принятым Съездом народных депутатов РСФСР;
29) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Чувашской АССР.
Верховный Совет принимает законы и постановления большинством от общего числа народных депутатов Чувашской АССР.
Статья 93. Верховный Совет Чувашской АССР состоит из 200 депутатов, избираемых по округам, в основном, с равной численностью избирателей.
Статья 94. Верховный Совет Чувашской АССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.
По представлению избираемой им мандатной комиссии Верховный Совет Чувашской АССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов, недействительными.
Статья 95. Первую после выборов сессию Верховного Совета Чувашской АССР открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Чувашской АССР, а после избрания Председателя Верховного Совета Чувашской АССР и его заместителей заседания Верховного Совета Чувашской АССР ведет Председатель Верховного Совета Чувашской АССР или его заместитель.
Статья 96. Верховный Совет Чувашской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР не менее двух раз в год. Продолжительность сессии определяется Верховным Советом Чувашской АССР.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, или не менее трети состава Верховного Совета Чувашской АССР.
Сессия Верховного Совета Чувашской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий и иных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 97. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Чувашской АССР принадлежит народным депутатам Чувашской АССР, Президиуму Верховного Совета Чувашской АССР, Председателю Верховного Совета Чувашской АССР, Комитету конституционного надзора Чувашской АССР, Совету Министров Чувашской АССР, постоянным комиссиям Верховного Совета Чувашской АССР, Комитету народного контроля Чувашской АССР, Верховному Суду Чувашской АССР, Прокурору Чувашской АССР, Главному государственному арбитру Чувашской АССР, районам и городам, (республиканского подчинения) в лице Советов их народных депутатов.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их областных (республиканских АССР) органов.
Статья 98.
Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Чувашской АССР, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Чувашской АССР считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа народных депутатов Чувашской АССР.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Чувашской АССР, принятым по его инициативе или по предложению районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 99. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР является подотчетным Верховному Совету Чувашской АССР органом, обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Чувашской АССР и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Чувашской АССР и законами Чувашской АССР.
В состав Президиума Верховного Совета Чувашской АССР входят по должности: Председатель Верховного Совета Чувашской АССР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, Председатель Комитета народного контроля Чувашской АССР, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР, а также 7 депутатов, избираемых Верховным Советом из числа народных депутатов Чувашской АССР.
Президиум Верховного Совета Чувашской АССР возглавляет Председатель Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 100. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР;
1) созывает сессии Верховного Совета Чувашской АССР;
2) организует подготовку заседаний Верховного Совета Чувашской АССР;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР;
4) оказывает содействие народным депутатам Чувашской АССР в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Чувашской АССР, заслушивает отчеты министерств, государственных комитетов, ведомств республики по соблюдению законодательства Чувашской АССР;
6) осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров Чувашской АССР, образуемых им органов, местных Советов народных депутатов;
7) в период между сессиями Верховного Совета с последующим утверждением на очередной сессии по представлению Председателя Совета Министров Чувашской АССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Чувашской АССР;
8) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Чувашской АССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
9) награждает государственными наградами Чувашской АССР, присваивает почетные звания Чувашской АССР;
10) публикует законы Чувашской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Чувашской АССР, Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР и Председателем Верховного Совета Чувашской АССР;
11) устанавливает памятные и знаменательные дни Чувашской АССР.
12) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Чувашской АССР;
Президиум Верховного Совета Чувашской АССР издает указы и принимает постановления.
Статья 101. Председатель Верховного Совета Чувашской АССР является высшим должностным лицом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики и представляет ее внутри страны и в международных отношениях.
Председатель Верховного Совета Чувашской АССР избирается Верховным Советом Чувашской АССР из числа народных депутатов Чувашской АССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.
Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Чувашской АССР.
Председатель Верховного Совета Чувашской АССР подотчетен Верховному Совету Чувашской АССР.
Статья 102. Председатель Верховного Совета Чувашской АССР:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Чувашской АССР; подписывает законы Чувашской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Чувашской АССР и Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР;
2) представляет Верховному Совету Чувашской АССР доклады о положении республики и о важных вопросах ее внутренней и внешней политической деятельности;
3) представляет Верховному Совету Чувашской АССР кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Чувашской АССР;
4) представляет Верховному Совету Чувашской АССР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров Чувашской АССР, Председателя Комитета народного контроля Чувашской АССР, Председателя Верховного Суда Чувашской АССР, Главного государственного арбитра Чувашской АССР.
Председатель Верховного Совета Чувашской АССР издает распоряжения.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР и заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Чувашской АССР отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 103. Законы, постановления и другие решения Верховного Совета Чувашской АССР принимаются после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 104. Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров Чувашской АССР, Комитета народного контроля Чувашской АССР, Верховного Суда Чувашской АССР, а также коллегии Государственного арбитража Чувашской АССР производится при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Чувашской АССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должо# быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Статья 105. Народный депутат Чувашской АССР на сессиях Верховного Совета Чувашской АССР имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Чувашской АССР, к Совету Министров Чувашской АССР, к руководителям других органов, образуемых или выбираемых Верховным Советом Чувашской АССР, а также к руководителям расположенных на территории Чувашской АССР предприятий, учреждений и организаций союзного и союзно-республиканского подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Чувашской АССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на сессии в сроки, установленные Верховным Советом Чувашской АССР.
Народные депутаты Чувашской АССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Чувашской АССР, его комиссиях, а также среди населения.
Народный депутат Чувашской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Чувашской АССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 106. Комитет конституционного надзора Чувашской АССР избирается Верховным Советом Чувашской АССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 5 членов Комитета.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской АССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской АССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Чувашской АССР.
Статья 107. Комитет конституционного надзора Чувашской АССР:
1) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Чувашской АССР представляет Верховному Совету заключения о соответствии Конституции Чувашской АССР проектов Законов Чувашской АССР, подлежащих рассмотрению Верховным Советом;
2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Чувашской АССР и законам Чувашской АССР постановлений и распоряжений Совета Министров Чувашской АССР, решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов;
3) по собственной инициативе, по поручению или предложениям Верховного Совета Чувашской АССР, Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР, Совета Министров Чувашской АССР, дает заключения о соответствии Конституции Чувашской АССР и законам Чувашской АССР актов других государственных органов и общественных организаций.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Чувашской АССР или законам Чувашской АССР Комитет конституционного надзора Чувашской АССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Чувашской АССР или закону Чувашской АССР акта либо его отдельных положений.
Комитет конституционного надзора Чувашской АССР вправе входить с представлением в Верховный Совет Чувашской АССР или Совет Министров Чувашской АССР об отмене противоречащих Конституции Чувашской АССР или закону Чувашской АССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.
Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Чувашской АССР определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской АССР о конституционном надзоре.
Статья 108. Верховный Совет Чувашской АССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Чувашской АССР направляет деятельность Комитета народного контроля Чувашской АССР, возглавляющего систему органов народного контроля в Чувашской АССР.
Статья 109. Порядок деятельности Верховного Совета Чувашской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Чувашской АССР и другими законами Чувашской АССР, издаваемыми на основе Конституции Чувашской АССР.
Глава 12.
Совет Министров Чувашской АССР
Статья 110. Совет Министров Чувашской АССР - Правительство Чувашской АССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Чувашской АССР.
Статья 111. Совет Министров Чувашской АССР образуется Верховным Советом Чувашской АССР в составе Председателя Совета Министров Чувашской АССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров Чувашской АССР, председателей государственных комитетов Чувашской АССР.
По представлению Председателя Совета Министров Чувашской АССР Верховный Совет Чувашской АССР может включить в состав Правительства Чувашской АССР руководителей других органов и организаций Чувашской АССР.
Совет Министров Чувашской АССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Чувашской АССР на его первой сессии.
Статья 112. Совет Министров Чувашской АССР ответственен перед Верховным Советом Чувашской АССР и ему подотчетен.
Вновь образованный Совет Министров Чувашской АССР представляет на рассмотрение Верховного Совета Чувашской АССР программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Совет Министров Чувашской АССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Чувашской АССР и перед населением.
Статья 113. Совет Министров Чувашской АССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Чувашской АССР, поскольку они не входят, согласно Конституции Чувашской АССР, в компетенцию Верховного Совета Чувашской АССР и его Президиума, Председателя Верховного Совета Чувашской АССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров Чувашской АССР:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Чувашской АССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чувашской АССР, государственный бюджет Чувашской АССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Чувашской АССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Чувашской АССР;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Чувашской АССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Статья 114. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Чувашской АССР действует Президиум Совета Министров Чувашской АССР в составе Председателя Совета Министров Чувашской АССР, Первого заместителя и заместителей Председателя Совета Министров Чувашской АССР, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Чувашской АССР.
Статья 115. Совет Министров Чувашской АССР на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Чувашской АССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Чувашской АССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Чувашской АССР обязательны к исполнению на всей территории Чувашской АССР.
Статья 116. Совет Министров Чувашской АССР в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров Чувашской АССР имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Чувашской АССР, других подведомственных ему органов.
Статья 117. Совет Министров Чувашской АССР объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Чувашской АССР, других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чувашской АССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Чувашской АССР, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чувашской АССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Чувашской АССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; Совета Министров РСФСР и Совета Министров Чувашской АССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР и РСФСР, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 118. Компетенция Совета Министров Чувашской АССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Чувашской АССР с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Чувашской АССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Чувашской АССР.
VI. Местные органы государственной власти и управления в Чувашской АССР
Глава 13
Местные Советы народных депутатов
Статья 119. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 120. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского (АССР, РСФСР) и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействуют укреплению обороноспособности страны.
Статья 121. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 122. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской АССР.
Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 123. Сессии районных, городских (кроме городов районного подчинения), районных в городе Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже четырех раз в год.
Сессии городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их председателями не реже четырех раз в год.
Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов Чувашской АССР.
Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской АССР. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанавливаются законами о местных Советах народных депутатов.
Статья 124. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 125. Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Статья 126. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянный# комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.
Статья 127. Работу районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.
Глава 14
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов
Статья 128. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному органу.
Статья 129. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их деятельности определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской АССР.
Статья 130. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.
Статья 131. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
Статья 132. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Статья 133. Отделы, управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
VII. Государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР. Государственный бюджет Чувашской АССР
Статья 134. Государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР является составной частью государственного плана экономического и социального развития РСФСР.
Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чувашской АССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития РСФСР.
Статья 135. Государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР разрабатывается Советом Министров Чувашской АССР, исходя из государственного плана экономического и социального развития РСФСР, на основе проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Чувашской АССР, местных Советов народных депутатов.
В государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, находящихся на территории Чувашской АССР.
Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.
Статья 136. Совет Министров Чувашской АССР вносит государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР на рассмотрение Верховного Совета Чувашской АССР.
Верховный Совет Чувашской АССР по докладу Совета Министров Чувашской АССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развитая Чувашской АССР.
Статья 137. Государственный бюджет Чувашской АССР является составной частью единого государственного бюджета РСФСР и объединяет республиканский бюджет Чувашской АССР и местные бюджеты.
Статья 138. Государственный бюджет Чувашской АССР разрабатывается Советом Министров Чувашской АССР на основе государственных планов экономического и социального развития РСФСР и Чувашской АССР, государственного бюджета РСФСР и утверждается Верховным Советом Чувашской АССР по докладу Совета Министров Чувашской АССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 139. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Чувашской АССР и об исполнении государственного бюджета Чувашской АССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Чувашской АССР. Общие показатели выполнения планов и исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор
Глава 15
Суд и арбитраж
Статья 140. Правосудие в Чувашской АССР осуществляется только судом.
Судами Чувашской АССР являются Верховный Суд Чувашской АССР и районные (городские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Чувашской АССР определяются законами Союза ССР, РСФСР и настоящей Конституцией.
Статья 141. Все суды в Чувашской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Судьи Верховного Суда Чувашской АССР, народные судьи районных (городских) народных судов избираются Верховным Советом Чувашской АССР.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного Суда Чувашской АССР - Верховным Советом Чувашской АССР.
Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 142. Верховный Суд Чувашской АССР является высшим судебным органом Чувашской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов в Чувашской АССР.
Верховный Суд Чувашской АССР состоит из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Статья 143. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 144. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
Статья 145. Правосудие в Чувашской АССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 146. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 147. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 148. Судопроизводство в Чувашской АССР ведется на чувашском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 149. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 150. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 151. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 152. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Глава 16
Прокуратура
Статья 153. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Чувашской АССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Чувашской АССР и нижестоящими прокурорами.
Статья 154. Прокурор Чувашской АССР назначается Генеральным прокурором СССР.
Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.
Статья 155. Срок полномочий Прокурора Чувашской АССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.
Статья 156. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
IX. Герб, флаг и столица Чувашской АССР
Статья 157. Государственным гербом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный герб РСФСР, представляющий собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью: "РСФСР" на русском языке и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском и чувашском языках с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках. В верхней части герба - пятиконечная звезда.
Статья 158. Государственным флагом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный флаг РСФСР, представляющий собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой, а под ними золотыми буквами помещается надпись "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
Статья 159. Столицей Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является город Чебоксары.
Х. Действие Конституции Чувашской АССР и порядок ее изменения
Статья 160. Все законы и иные акты государственных органов Чувашской АССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Чувашской АССР.
Статья 161. Изменение Конституции Чувашской АССР производится решением Верховного Совета Чувашской АССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Верховного Совета Чувашской АССР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституция (Основной закон) Чувашской Советской Социалистической Республики (принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва 31 мая 1978 г.)
Текст Конституции опубликован в газете "Советская Чувашия" от 1 июня 1978 г.
Законом Чувашской Республики от 9 декабря 2000 г. N 39 настоящая Конституция прекратила действие
B настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Чувашской Республики от 27 ноября 1998 г. N 27
Закон Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г.
Закон Чувашской Республики от 29 апреля 1992 г.
Закон Чувашской Республики от 15 февраля 1992 г.
Закон Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. N 316
Закон Чувашской ССР от 23 октября 1991 г.
Закон Чувашской ССР от 29 августа 1991 г. N 202
Закон Чувашской АССР от 3 ноября 1989 г.