3 ноября 1989 г., 29 августа 1991 г.
Законом Чувашской ССР от 29 августа 1991 г. N 202 в настоящую Конституцию внесены изменения
I. Основы общественного строя и политики (ст.ст. 1 - 27)
Чувашской ССР
Глава 1. Политическая система (ст.ст. 1 - 9)
Глава 2. Экономическая система (ст.ст. 10 - 18)
Глава 3. Социальное развитие и культура (ст.ст. 19 - 27)
II. Государство и личность (ст.ст. 28 - 63)
Глава 4. Гражданство Чувашской ССР. (ст.ст. 28 - 32)
Равноправие граждан
Глава 5. Основные права, свободы и обязанности (ст.ст. 33 - 63)
граждан Чувашской ССР
III. Национально-государственное и (ст.ст. 64 - 72)
административно-территориальное устройство
Чувашской ССР
Глава 6. Чувашская ССР - Республика в составе (ст.ст. 64 - 70)
РСФСР
Глава 7. Административно-территориальное (ст.ст. 71 - 72)
устройство Чувашской ССР
IV. Советы народных депутатов Чувашской ССР и (ст.ст. 73 - 91)
порядок их избрания
Глава 8. Система и принципы деятельности (ст.ст. 73 - 78)
Советов народных депутатов
Глава 9. Избирательная система (ст.ст. 79 - 86)
Глава 10. Народный депутат (ст.ст. 87 - 91)
V. Высшие органы государственной власти и (ст.ст. 92 - 118)
управления Чувашской ССР
Глава 11. Верховный Совет Чувашской ССР (ст.ст. 92 - 109)
Глава 11.1. Президент Чувашской ССР (ст.ст. 109.1)
Глава 12. Совет Министров Чувашской ССР (ст.ст. 110 - 118)
VI. Местные органы государственной власти и (ст.ст. 119 - 133)
управления в Чувашской ССР
Глава 13. Местные Советы народных депутатов (ст.ст. 119 - 127)
Глава 14. Исполнительные комитеты местных (ст.ст. 128 - 133)
Советов народных депутатов
VII. Государственный план экономического и (ст.ст. 134 - 139)
социального развития Чувашской ССР.
Государственный бюджет Чувашской ССР
VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (ст.ст. 140 - 156)
Глава 15. Суд и арбитраж (ст.ст. 140 - 152)
Глава 16. Прокуратура (ст.ст. 153 - 156)
IX. Герб, флаг и столица Чувашской ССР (ст.ст. 157 - 159)
Х. Действие Конституции Чувашской ССР и порядок (ст.ст. 160 - 161)
ее изменения
Народ Чувашской Советской Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР, принимает и провозглашает настоящую Конституцию.
I. Основы общественного строя и политики Чувашской ССР
Глава 1
Политическая система
Статья 1. Чувашская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2. Вся власть в Чувашской ССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Чувашской ССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивает охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чувашской ССР и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6. Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами.
Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции СССР, РСФСР и Чувашской ССР.
Не допускается создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2
Экономическая система
Статья 10. Основу экономической системы Чувашской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13. Основу личной собственности граждан Чувашской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16. Экономика Чувашской ССР является составной частью экономики РСФСР, единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья народного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17. В Чувашской ССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18. В интересах настоящего и будущего поколений в Чувашской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Глава 3
Социальное развитие и культура
Статья 19. Социальную основу Чувашской ССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22. В Чувашской ССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.
Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24. В Чувашской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25. В Чувашской ССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В Чувашской ССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
II. Государство и личность
Глава 4
Гражданство Чувашской ССР. Равноправие граждан
Статья 28. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Чувашской ССР является гражданином РСФСР и СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане РСФСР и других союзных республик пользуются на территории Чувашской ССР одинаковыми правами с гражданами Чувашской ССР.
Граждане Чувашской ССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 29. Граждане Чувашской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Чувашской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 30. Женщина и мужчина имеют в Чувашской ССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31. Граждане Чувашской ССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону.
Статья 32. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Чувашской ССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Чувашской ССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чувашской ССР и соблюдать советские законы.
Глава 5
Основные права, свободы и обязанности граждан Чувашской ССР
Статья 33. Граждане Чувашской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Чувашской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34. Граждане Чувашской ССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 35. Граждане Чувашской ССР имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а так же расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 36. Граждане Чувашской ССР имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37. Граждане Чувашской ССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38. Граждане Чувашской ССР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Чувашской ССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39. Граждане Чувашской ССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 40. Граждане Чувашской ССР имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 41. Гражданам Чувашской ССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42. Граждане Чувашской ССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43. Каждый гражданин Чувашской ССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Чувашской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 45. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Чувашской ССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46. Гражданам Чувашской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь в Чувашской ССР отделена от государства и школа - от церкви.
Статья 47. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48. Гражданам Чувашской ССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49. Гражданам Чувашской ССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 50. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 51. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Чувашской ССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52. Граждане Чувашской ССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Чувашской ССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных, общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.
Гражданин Чувашской ССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чувашской ССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Статья 54. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Чувашской ССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Статья 55. Гражданин Чувашской ССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Чувашской ССР - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 56. Гражданин Чувашской ССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Чувашской ССР.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 57. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан Чувашской ССР.
Статья 58. Долг каждого гражданина Чувашской ССР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 59. Гражданин Чувашской ССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60. Граждане Чувашской ССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61. Граждане Чувашской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан Чувашской ССР.
Статья 63. Интернациональный долг гражданина Чувашской ССР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Чувашской ССР
Глава 6
Чувашская ССР - Республика в составе РСФСР
Статья 64. Чувашская Советская Социалистическая Республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Чувашская ССР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Статья 65. Территория Чувашской ССР не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66. Ведению Чувашской Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Чувашской ССР и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Чувашской ССР;
3) законодательство Чувашской ССР;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Чувашской ССР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Чувашской ССР, государственного бюджета Чувашской ССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Чувашской ССР;
9) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Чувашской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 67. Чувашская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
Чувашская ССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Чувашская ССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения.
Статья 68. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Чувашская ССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.
Статья 69. В Чувашской ССР пропаганда войны запрещается.
Статья 70. Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чувашской ССР.
Глава 7
Административно-территориальное устройство Чувашской ССР
Статья 71. Чувашская ССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 72. Чувашская Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского; городов республиканского подчинения: Чебоксар, Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Шумерли.
IV. Советы народных депутатов Чувашской ССР и порядок их избрания
Глава 8
Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Статья 73. Советы народных депутатов - Верховный Совет Чувашской ССР, местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские - составляют единую систему представительных органов государственной власти Чувашской ССР.
Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов Чувашской ССР - пять лет.
Выборы народных депутатов Чувашской ССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Чувашской ССР назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета Чувашской ССР и местных Советов народных депутатов или ставятся на референдумы.
Верховный Совет Чувашской ССР и местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов. Верховный Совет Чувашской ССР и местные Советы народных депутатов, за исключением городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов, формируют свои президиумы.
Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд и могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения ими своих служебных обязанностей.
Статья 76. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Органы народного контроля в пределах своей компетенции проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контрольных органов; способствуют совершенствованию структуры и работы государственного аппарата.
Система, компетенция и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом СССР "О народном контроле в СССР".
Статья 77. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.
Глава 9
Избирательная система
Статья 79. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Чувашской ACCР, достигшие 18 лет.
Гражданин Чувашской ССР не может быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Совета Министров Чувашской ССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 83. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 84. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Чувашской ССР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами СССР, РСФСР и Чувашской ССР.
Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10
Народный депутат
Статья 87. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Верховного Совета Чувашской ССР и местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета.
Статья 89. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Верховного Совета Чувашской ССР, местного Совета народных депутатов.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Чувашской ССР.
Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Верховного Совета Чувашской ССР или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. Высшие органы государственной власти и управления Чувашской ССР
Глава 11
Верховный Совет Чувашской ССР
Статья 92. Высшим органом государственной власти Чувашской ССР является Верховный Совет Чувашской ССР.
Верховный Совет правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и настоящей Конституцией к ведению Чувашской ССР.
Верховный Совет Чувашской ССР - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Чувашской ССР.
Верховный Совет Чувашской ССР:
1) принимает Конституцию Чувашской ССР, вносит в нее изменения и дополнения;
2) определяет внутреннюю и внешнюю политику Чувашской ССР в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР и РСФСР;
3) принимает решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Чувашской ССР; устанавливает порядок организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления; определяет правовой статус республиканских общественных организаций;
4) определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства Чувашской ССР;
5) решает вопросы об изменении границ Чувашской ССР с другими автономными республиками и областями РСФСР и вносит их на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР;
6) утверждает перспективные государственные планы и важнейшие республиканские программы экономического и социального развития Чувашской ССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития Чувашской ССР, государственный бюджет Чувашской ССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчет об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;
7) устанавливает в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходы, поступающие на образование Государственного бюджета Чувашской ССР;
8) избирает Председателя Верховного Совета Чувашской ССР;
9) избирает Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Чувашской ССР;
10) избирает из числа народных депутатов Чувашской ССР постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Чувашской ССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Чувашской ССР и иных решений, принятых Верховным Советом Чувашской ССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Чувашской ССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу;
11) назначает Председателя Совета Министров Чувашской ССР, по его представлению утверждает состав Совета Министров Чувашской ССР, вносит в него изменения, по предложению Совета Министров Чувашской ССР образует и упраздняет министерства Чувашской ССР и государственные комитеты Чувашской ССР;
12) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решает вопросы о доверии. Правительству Чувашской ССР и членам Правительства Чувашской ССР;
13) избирает Комитет конституционного надзора Чувашской ССР;
14) избирает Комитет народного контроля Чувашской ССР;
15) избирает Верховный Суд Чувашской ССР;
16) назначает Главного государственного арбитра Чувашской ССР и государственных арбитров Чувашской ССР, утверждает коллегию Государственного арбитража Чувашской ССР;
17) избирает народных судей районных (городских) народных судов;
18) направляет деятельность местных Советов народных депутатов;
19) принимает решения о проведении республиканского народного голосования (референдума);
20) назначает выборы народных депутатов Чувашской ССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Чувашской ССР, утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Чувашской ССР;
21) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории Чувашской CCP; осуществляет в пределах компетенции Чувашской ССР законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда, ценообразования и налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений, регулирование которых относится к ведению Чувашской ССР;
22) толкует законы Чувашской ССР;
23) учреждает государственные награды Чувашской ССР, устанавливает почетные звания Чувашской ССР;
24) решает вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Чувашской ССР и равноправия граждан СССР всех национальностей на территории Чувашской ССР;
25) осуществляет законодательную инициативу на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР;
26) отменяет указы и постановления Президиума Верховного Совета Чувашской ССР, распоряжения Председателя Верховного Совета Чувашской ССР, постановления и распоряжения Совета Министров Чувашской ССР в случае несоответствия их законам СССР, РСФСР и Чувашской ССР;
27) опротестовывает и приостанавливает действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР на своей территории, если они нарушают конституционные права Чувашской ССР, а также приостанавливает действия актов союзных, союзно-республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств в случае их противоречия законам СССР, РСФСР и Чувашской ССР;
28) входит в Комитет конституционного надзора РСФСР с предложением о даче заключения о соответствии актов Верховного Совета РСФСР и его палат, проектов актов этих органов Конституции РСФСР и Законам РСФСР, принятым Съездом народных депутатов РСФСР;
29) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Чувашской ССР.
Верховный Совет принимает законы и постановления большинством от общего числа народных депутатов Чувашской ССР.
Статья 93. Верховный Совет Чувашской ССР состоит из 200 депутатов, избираемых по округам, в основном, с равной численностью избирателей.
Статья 94. Верховный Совет Чувашской ССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.
По представлению избираемой им мандатной комиссии Верховный Совет Чувашской ССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов, недействительными.
Статья 95. Первую после выборов сессию Верховного Совета Чувашской ССР открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Чувашской ССР, а после избрания Председателя Верховного Совета Чувашской ССР и его заместителей заседания Верховного Совета Чувашской ССР ведет Председатель Верховного Совета Чувашской ССР или его заместитель.
Статья 96. Верховный Совет Чувашской ССР созывается Президиумом Верховного Совета Чувашской ССР не менее двух раз в год. Продолжительность сессии определяется Верховным Советом Чувашской ССР.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чувашской ССР по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Чувашской ССР, или не менее трети состава Верховного Совета Чувашской ССР.
Сессия Верховного Совета Чувашской ССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий и иных комиссий Верховного Совета Чувашской ССР.
Статья 97. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Чувашской ССР принадлежит народным депутатам Чувашской ССР, Президиуму Верховного Совета Чувашской ССР, Председателю Верховного Совета Чувашской ССР, Комитету конституционного надзора Чувашской ССР, Совету Министров Чувашской ССР, постоянным комиссиям Верховного Совета Чувашской ССР, Комитету народного контроля Чувашской ССР, Верховному Суду Чувашской ССР, Прокурору Чувашской ССР, Главному государственному арбитру Чувашской ССР, районам и городам, (республиканского подчинения) в лице Советов их народных депутатов.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их областных (республиканских ССР) органов.
Статья 98.
Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Чувашской ССР, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Чувашской ССР считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа народных депутатов Чувашской ССР.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Чувашской ССР, принятым по его инициативе или по предложению районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 99. Президиум Верховного Совета Чувашской ССР является подотчетным Верховному Совету Чувашской ССР органом, обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Чувашской ССР и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Чувашской ССР и законами Чувашской ССР.
В состав Президиума Верховного Совета Чувашской ССР входят по должности: Председатель Верховного Совета Чувашской ССР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской ССР, заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской ССР, Председатель Комитета народного контроля Чувашской ССР, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской ССР, а также 7 депутатов, избираемых Верховным Советом из числа народных депутатов Чувашской ССР.
Президиум Верховного Совета Чувашской ССР возглавляет Председатель Верховного Совета Чувашской ССР.
Статья 100. Президиум Верховного Совета Чувашской ССР;
1) созывает сессии Верховного Совета Чувашской ССР;
2) организует подготовку заседаний Верховного Совета Чувашской ССР;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской ССР;
4) оказывает содействие народным депутатам Чувашской ССР в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Чувашской ССР, заслушивает отчеты министерств, государственных комитетов, ведомств республики по соблюдению законодательства Чувашской ССР;
6) осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров Чувашской ССР, образуемых им органов, местных Советов народных депутатов;
7) в период между сессиями Верховного Совета с последующим утверждением на очередной сессии по представлению Председателя Совета Министров Чувашской ССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Чувашской ССР;
8) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Чувашской ССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
9) награждает государственными наградами Чувашской ССР, присваивает почетные звания Чувашской ССР;
10) публикует законы Чувашской ССР и другие акты, принятые Верховным Советом Чувашской ССР, Президиумом Верховного Совета Чувашской ССР и Председателем Верховного Совета Чувашской ССР;
11) устанавливает памятные и знаменательные дни Чувашской ССР.
12) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Чувашской ССР;
Президиум Верховного Совета Чувашской ССР издает указы и принимает постановления.
Статья 101. Председатель Верховного Совета Чувашской ССР является высшим должностным лицом Чувашской Советской Социалистической Республики и представляет ее внутри страны и в международных отношениях.
Председатель Верховного Совета Чувашской ССР избирается Верховным Советом Чувашской ССР из числа народных депутатов Чувашской ССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.
Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Чувашской ССР.
Председатель Верховного Совета Чувашской ССР подотчетен Верховному Совету Чувашской ССР.
Статья 102. Председатель Верховного Совета Чувашской ССР:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Чувашской ССР; подписывает законы Чувашской ССР и другие акты, принятые Верховным Советом Чувашской ССР и Президиумом Верховного Совета Чувашской ССР;
2) представляет Верховному Совету Чувашской ССР доклады о положении республики и о важных вопросах ее внутренней и внешней политической деятельности;
3) представляет Верховному Совету Чувашской ССР кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Чувашской ССР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Чувашской ССР;
4) представляет Верховному Совету Чувашской ССР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров Чувашской ССР, Председателя Комитета народного контроля Чувашской ССР, Председателя Верховного Суда Чувашской ССР, Главного государственного арбитра Чувашской ССР.
Председатель Верховного Совета Чувашской ССР издает распоряжения.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской ССР и заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской ССР выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Чувашской ССР отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 103. Законы, постановления и другие решения Верховного Совета Чувашской ССР принимаются после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Чувашской ССР.
Статья 104. Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров Чувашской ССР, Комитета народного контроля Чувашской ССР, Верховного Суда Чувашской ССР, а также коллегии Государственного арбитража Чувашской ССР производится при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской ССР.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Чувашской ССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должо# быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Статья 105. Народный депутат Чувашской ССР на сессиях Верховного Совета Чувашской ССР имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Чувашской ССР, к Совету Министров Чувашской ССР, к руководителям других органов, образуемых или выбираемых Верховным Советом Чувашской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Чувашской ССР предприятий, учреждений и организаций союзного и союзно-республиканского подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Чувашской ССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на сессии в сроки, установленные Верховным Советом Чувашской ССР.
Народные депутаты Чувашской ССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Чувашской ССР, его комиссиях, а также среди населения.
Народный депутат Чувашской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Чувашской ССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Чувашской ССР.
Статья 106. Комитет конституционного надзора Чувашской ССР избирается Верховным Советом Чувашской ССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 5 членов Комитета.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской ССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской ССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Чувашской ССР.
Статья 107. Комитет конституционного надзора Чувашской ССР:
1) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Чувашской ССР представляет Верховному Совету заключения о соответствии Конституции Чувашской ССР проектов Законов Чувашской ССР, подлежащих рассмотрению Верховным Советом;
2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Чувашской ССР и законам Чувашской ССР постановлений и распоряжений Совета Министров Чувашской ССР, решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов;
3) по собственной инициативе, по поручению или предложениям Верховного Совета Чувашской ССР, Президиума Верховного Совета Чувашской ССР, Председателя Верховного Совета Чувашской ССР, постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской ССР, Совета Министров Чувашской ССР, дает заключения о соответствии Конституции Чувашской ССР и законам Чувашской ССР актов других государственных органов и общественных организаций.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Чувашской ССР или законам Чувашской ССР Комитет конституционного надзора Чувашской ССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Чувашской ССР или закону Чувашской ССР акта либо его отдельных положений.
Комитет конституционного надзора Чувашской ССР вправе входить с представлением в Верховный Совет Чувашской ССР или Совет Министров Чувашской ССР об отмене противоречащих Конституции Чувашской ССР или закону Чувашской ССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.
Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Чувашской ССР определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской ССР о конституционном надзоре.
Статья 108. Верховный Совет Чувашской ССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Чувашской ССР направляет деятельность Комитета народного контроля Чувашской ССР, возглавляющего систему органов народного контроля в Чувашской ССР.
Статья 109. Порядок деятельности Верховного Совета Чувашской ССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Чувашской ССР и другими законами Чувашской ССР, издаваемыми на основе Конституции Чувашской ССР.
Глава 11.1. Президент Чувашской ССР
Статья 109.1. Президент Чувашской Советской Социалистической Республики является высшим должностным лицом Чувашской ССР и главой исполнительной власти в Чувашской ССР.
Президент Чувашской ССР не может быть народным депутатом.
Президент Чувашской ССР не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность.
Глава 12.
Совет Министров Чувашской ССР
Статья 110. Совет Министров Чувашской ССР - Правительство Чувашской ССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Чувашской ССР.
Статья 111. Совет Министров Чувашской ССР образуется Верховным Советом Чувашской ССР в составе Председателя Совета Министров Чувашской ССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров Чувашской ССР, председателей государственных комитетов Чувашской ССР.
По представлению Председателя Совета Министров Чувашской ССР Верховный Совет Чувашской ССР может включить в состав Правительства Чувашской ССР руководителей других органов и организаций Чувашской ССР.
Совет Министров Чувашской ССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Чувашской ССР на его первой сессии.
Статья 112. Совет Министров Чувашской ССР ответственен перед Верховным Советом Чувашской ССР и ему подотчетен.
Вновь образованный Совет Министров Чувашской ССР представляет на рассмотрение Верховного Совета Чувашской ССР программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Совет Министров Чувашской ССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Чувашской ССР и перед населением.
Статья 113. Совет Министров Чувашской ССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Чувашской ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции Чувашской ССР, в компетенцию Верховного Совета Чувашской ССР и его Президиума, Председателя Верховного Совета Чувашской ССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров Чувашской ССР:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Чувашской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чувашской ССР, государственный бюджет Чувашской ССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Чувашской ССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Чувашской ССР;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Чувашской ССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Статья 114. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Чувашской ССР действует Президиум Совета Министров Чувашской ССР в составе Председателя Совета Министров Чувашской ССР, Первого заместителя и заместителей Председателя Совета Министров Чувашской ССР, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Чувашской ССР.
Статья 115. Совет Министров Чувашской ССР на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Чувашской ССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Чувашской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Чувашской ССР обязательны к исполнению на всей территории Чувашской ССР.
Статья 116. Совет Министров Чувашской ССР в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров Чувашской ССР имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Чувашской ССР, других подведомственных ему органов.
Статья 117. Совет Министров Чувашской ССР объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Чувашской ССР, других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чувашской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Чувашской ССР, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чувашской ССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чувашской ССР, иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Чувашской ССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; Совета Министров РСФСР и Совета Министров Чувашской ССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР и РСФСР, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 118. Компетенция Совета Министров Чувашской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Чувашской ССР с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Чувашской ССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Чувашской ССР.
VI. Местные органы государственной власти и управления в Чувашской ССР
Глава 13
Местные Советы народных депутатов
Статья 119. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 120. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского (ССР, РСФСР) и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействуют укреплению обороноспособности страны.
Статья 121. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 122. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской ССР.
Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 123. Сессии районных, городских (кроме городов районного подчинения), районных в городе Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже четырех раз в год.
Сессии городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их председателями не реже четырех раз в год.
Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов Чувашской ССР.
Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской ССР. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанавливаются законами о местных Советах народных депутатов.
Статья 124. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 125. Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Статья 126. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянный# комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.
Статья 127. Работу районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.
Глава 14
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов
Статья 128. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному органу.
Статья 129. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их деятельности определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской ССР.
Статья 130. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.
Статья 131. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
Статья 132. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Статья 133. Отделы, управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
VII. Государственный план экономического и социального развития Чувашской ССР. Государственный бюджет Чувашской ССР
Статья 134. Государственный план экономического и социального развития Чувашской ССР является составной частью государственного плана экономического и социального развития РСФСР.
Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чувашской ССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития РСФСР.
Статья 135. Государственный план экономического и социального развития Чувашской ССР разрабатывается Советом Министров Чувашской ССР, исходя из государственного плана экономического и социального развития РСФСР, на основе проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Чувашской ССР, местных Советов народных депутатов.
В государственный план экономического и социального развития Чувашской ССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, находящихся на территории Чувашской ССР.
Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.
Статья 136. Совет Министров Чувашской ССР вносит государственный план экономического и социального развития Чувашской ССР на рассмотрение Верховного Совета Чувашской ССР.
Верховный Совет Чувашской ССР по докладу Совета Министров Чувашской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской ССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развитая Чувашской ССР.
Статья 137. Государственный бюджет Чувашской ССР является составной частью единого государственного бюджета РСФСР и объединяет республиканский бюджет Чувашской ССР и местные бюджеты.
Статья 138. Государственный бюджет Чувашской ССР разрабатывается Советом Министров Чувашской ССР на основе государственных планов экономического и социального развития РСФСР и Чувашской ССР, государственного бюджета РСФСР и утверждается Верховным Советом Чувашской ССР по докладу Совета Министров Чувашской ССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской ССР.
Статья 139. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Чувашской ССР и об исполнении государственного бюджета Чувашской ССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Чувашской ССР. Общие показатели выполнения планов и исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор
Глава 15
Суд и арбитраж
Статья 140. Правосудие в Чувашской ССР осуществляется только судом.
Судами Чувашской ССР являются Верховный Суд Чувашской ССР и районные (городские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Чувашской ССР определяются законами Союза ССР, РСФСР и настоящей Конституцией.
Статья 141. Все суды в Чувашской ССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Судьи Верховного Суда Чувашской ССР, народные судьи районных (городских) народных судов избираются Верховным Советом Чувашской ССР.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного Суда Чувашской ССР - Верховным Советом Чувашской ССР.
Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 142. Верховный Суд Чувашской ССР является высшим судебным органом Чувашской ССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов в Чувашской ССР.
Верховный Суд Чувашской ССР состоит из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Статья 143. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 144. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
Статья 145. Правосудие в Чувашской ССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 146. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 147. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 148. Судопроизводство в Чувашской ССР ведется на чувашском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 149. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 150. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 151. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 152. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Глава 16
Прокуратура
Статья 153. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Чувашской ССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Чувашской ССР и нижестоящими прокурорами.
Статья 154. Прокурор Чувашской ССР назначается Генеральным прокурором СССР.
Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.
Статья 155. Срок полномочий Прокурора Чувашской ССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.
Статья 156. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
IX. Герб, флаг и столица Чувашской ССР
Статья 157. Государственным гербом Чувашской Советской Социалистической Республики является Государственный герб РСФСР, представляющий собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью: "РСФСР" на русском языке и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском и чувашском языках с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская ССР" на русском и чувашском языках. В верхней части герба - пятиконечная звезда.
Статья 158. Государственным флагом Чувашской Советской Социалистической Республики является Государственный флаг РСФСР, представляющий собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой, а под ними золотыми буквами помещается надпись "Чувашская ССР" на русском и чувашском языках. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
Статья 159. Столицей Чувашской Советской Социалистической Республики является город Чебоксары.
Х. Действие Конституции Чувашской ССР и порядок ее изменения
Статья 160. Все законы и иные акты государственных органов Чувашской ССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Чувашской ССР.
Статья 161. Изменение Конституции Чувашской ССР производится решением Верховного Совета Чувашской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Верховного Совета Чувашской ССР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституция (Основной закон) Чувашской Советской Социалистической Республики (принята на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва 31 мая 1978 г.)
Текст Конституции опубликован в газете "Советская Чувашия" от 1 июня 1978 г.
Законом Чувашской Республики от 9 декабря 2000 г. N 39 настоящая Конституция прекратила действие
B настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Чувашской Республики от 27 ноября 1998 г. N 27
Закон Чувашской Республики от 3 апреля 1998 г. N 3
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г.
Закон Чувашской Республики от 29 апреля 1992 г.
Закон Чувашской Республики от 15 февраля 1992 г.
Закон Чувашской Республики от 13 февраля 1992 г. N 316
Закон Чувашской ССР от 23 октября 1991 г.
Закон Чувашской ССР от 29 августа 1991 г. N 202
Закон Чувашской АССР от 3 ноября 1989 г.