См. комментарий к настоящему Указу
В целях приведения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики:
обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы и ежегодно до 15 февраля представлять в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики информацию о ходе ее реализации;
обеспечить разработку подпрограмм по проведению отраслевой кадровой политики в соответствии с направлениями Программы.
3. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий и создании мотивационных механизмов для обеспечения высококвалифицированными специалистами сельских районов и городов республики.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Чувашской Республики |
Н.Федоров |
г.Чебоксары
4 августа 2003 года
N 81
Утверждена
Указом Президента
Чувашской Республики
от 4 августа 2003 г. N 81
Республиканская программа
сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года
Паспорт программы
Наименование Программы Республиканская программа сбалансированности
потребностей экономики в кадрах и рынка
образовательных услуг на 2003-2005 годы и на
период до 2010 года
Основание для разработки Послание Президента Чувашской Республики
Программы Государственному Совету Чувашской Республики
"Крепкая семья - сильная Чувашия" от 20 февраля
2003 года
Координатор Программы Министерство экономического развития и торговли
Чувашской Республики
Государственный заказчик Министерство экономического развития и торговли
Программы Чувашской Республики
Основные разработчики Министерство экономического развития и торговли
Программы Чувашской Республики, Министерство образования
Чувашской Республики, Межведомственная комиссия
по перспективному планированию подготовки кадров
для организаций Чувашской Республики,
Администрация Президента Чувашской Республики,
органы исполнительной власти Чувашской
Республики, осуществляющие управление в
подведомственных отраслях
Цели и задачи Программы основной целью Программы является формирование
кадрового потенциала, адекватного возрастающей
потребности реального сектора экономики,
непроизводственной сферы в квалифицированных
кадрах руководителей, специалистов, рабочих.
В процессе достижения поставленных целей
предстоит обеспечить выполнение следующих задач:
обеспечение баланса спроса и предложения рабочей
силы на рынке труда;
ликвидация территориального дисбаланса в наличии
квалифицированных специалистов в сельских
районах и малых городах республики;
создание эффективного механизма взаимовыгодных
отношений производителя и потребителя
профессиональных образовательных услуг
Сроки реализации Программа рассчитана на реализацию в течение
Программы 2003-2005 годов и на период до 2010 года
Перечень основных изучение и оценка рынков труда и образовательных
мероприятий Программы услуг, разработка механизма их
сбалансированности;
оптимизация системы профессионального
образования, способной концентрировать ресурсы в
интересах удовлетворения разнообразных
образовательных потребностей населения и
развития кадрового потенциала;
организация мониторинга потребности в
специалистах по уровням квалификации в
муниципальном и отраслевом разрезах;
организация подготовки и переподготовки кадров
необходимой квалификации для приоритетных и
инновационных сфер деятельности, а также в
соответствии с потребностями рынка труда;
повышение мобильности рабочей силы и развитие
миграционных процессов;
распространение опыта успешной реализации
программ по управлению персоналом;
организация информационного сопровождения
реализации мероприятий Программы
Основные исполнители Министерство образования Чувашской Республики,
Программы Министерство экономического развития и торговли
Чувашской Республики, Департамент Федеральной
государственной службы занятости населения по
Чувашской Республике (по согласованию),
отраслевые министерства, Министерство печати и
информационной политики Чувашской Республики,
Государственный комитет Чувашской Республики по
связи и информатизации, органы местного
самоуправления Чувашской Республики (по
согласованию), учреждения профессионального
образования, организации республики,
научно-исследовательские организации
Объемы и источники общий объем финансирования за 2003-2010 годы
финансирования составляет 306426 тыс. рублей, в том числе:
в 2003-2005 годах - 101765 тыс. рублей;
в 2006-2010 годах - 204661 тыс. рублей;
в 2003 году - 18070 тыс. рублей, из них:
за счет средств республиканского бюджета
Чувашской Республики - 1870 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 200 тыс.
рублей;
за счет прочих источников, включая
внебюджетные средства, - 16000 тыс. рублей;
в 2004 году - 32404 тыс. рублей, из них:
за счет средств республиканского бюджета
Чувашской Республики - 4031 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 800 тыс.
рублей;
за счет прочих источников, включая внебюджетные
средства, - 27573 тыс. рублей;
в 2005 году - 51291 тыс. рублей, из них:
за счет средств республиканского бюджета
Чувашской Республики - 18968 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 800 тыс.
рублей;
за счет прочих источников, включая внебюджетные
средства, - 31523 тыс. рублей
Ожидаемые конечные последовательная реализация Программы позволит:
результаты реализации обеспечить соответствие структуры и объемов
Программы образовательных услуг потребностям
республиканского рынка труда;
создать условия для реализации прав граждан на
непрерывное профессиональное образование;
сформировать качественный резерв кадров для
обеспечения потребностей предприятий и
организаций в специалистах необходимых
профессий;
привести профессионально-квалификационную
структуру подготовки кадров в соответствие с
текущими и перспективными потребностями
экономики, что будет способствовать сокращению
безработицы среди населения, ускорению темпов
социально-экономического развития республики
Система организации контроль за ходом выполнения Программы
контроля за выполнением осуществляет Министерство экономического
Программы развития и торговли Чувашской Республики с
ежегодным информированием Кабинета Министров
Чувашской Республики к 1 марта до 2011 года.
Введение
Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года (далее - Программа) разработана во исполнение Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики "Крепкая семья - сильная Чувашия" от 20 февраля 2003 года.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для современного состояния кадрового потенциала республики характерны следующие негативные явления:
отсутствие комплексного подхода к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих обеспечению продуктивной занятости в отраслевом и территориальном разрезе с привлечением всех заинтересованных органов;
несоответствие структуры и объемов образовательных услуг потребностям республиканского рынка труда;
отсутствие сводного реестра профессий и специальностей, по которым ведется профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации кадров;
ухудшение профессионального кадрового состава в связи с низкой средней заработной платой (свыше 50% работников организаций получают заработную плату ниже среднереспубликанского уровня), сохраняется значительная межотраслевая дифференциация в уровне оплаты труда;
профессиональный уровень работников предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым рынком труда;
наличие острого дефицита в высококвалифицированных специалистах в сельских районах и малых городах республики;
сохраняющаяся тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом;
наличие существенной задолженности по заработной плате.
По данным Министерства образования Чувашской Республики на конец 2002 года в республике функционировало 32 учебных заведения начального профессионального образования, в которых обучалось 16,9 тыс. учащихся, из них в сельской местности расположено 4 профессиональных училища с численностью учащихся 1,4 тыс. человек.
Подготовку кадров по рабочим специальностям осуществляли 29 заведений начального профессионального образования, в том числе специализирующихся по отраслям: сельского хозяйства - 9 училищ, промышленности, строительства, бытового обслуживания населения - по 6 училищ, торговли и общественного питания - 2 училища. В истекшем году учебными заведениями начального профессионального образования выпущено 8,8 тыс. специалистов. Кроме того, по хозяйственным договорам училищами обучено 4,4 тыс. граждан, из них 3,4 тыс. человек по индивидуальным договорам с гражданами. Из выпущенных училищами с дневной формой обучения направления на работу получили всего 56% выпускников.
В республике действует 20 высших учебных заведений (включая филиалы), из них 5 - негосударственные высшие учебные заведения, в которых в 2002/03 учебном году обучалось 3118 человек или 5,6% от общего числа обучающихся в вузах республики. Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществляется в 34 средних специальных учебных заведениях, в том числе в 3 негосударственных. В текущем учебном году на условиях полного возмещения затрат обучаются в государственных вузах 30,7 тыс. человек (55,4%), в техникумах - 10,5 тыс. человек (39,6%).
Услуги по дополнительному профессиональному образованию (не включая внутрифирменное обучение на производстве) в республике предоставляют: государственное образовательное учреждение "Институт усовершенствования врачей", федеральное государственное образовательное учреждение "Чувашский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса", Чувашский республиканский институт образования, государственное унитарное предприятие "Республиканский центр подготовки и повышения квалификации кадров "Учебно-производственный комбинат", Чебоксарский филиал Волго-Вятской академии государственной службы и школа "ЧЕЛИНК" Международного института менеджмента ЛИНК. Подготовка современных кадров, продиктованная темпами развития современной экономики, информационных технологий, являясь безусловным приоритетом для республики, выдвигает проблему реорганизации и развития системы дополнительного профессионального образования в число первоочередных задач.
Работодатели не уделяют достаточного внимания повышению квалификации своих работников. Система обучения кадров, занятых в сфере материального производства и услуг, на предприятиях сориентирована в основном на получение первичной квалификации, за редким исключением практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, нет специалистов-организаторов внутрифирменного обучения, имеющих специальную подготовку. Отсутствие у большинства организаций профессиональных менеджеров по персоналу и программ управления персоналом способствует ухудшению профессионального состава специалистов.
Уровень затрат предприятий на организацию внутрифирменного обучения кадров составляет в среднем 0,5-0,7% от размера выплаченной заработной платы, в то время как минимальные затраты, необходимые для простого воспроизводства профессионального кадрового потенциала предприятия, должны быть не менее 2%.
Поддержание высоких и устойчивых темпов роста, повышение конкурентоспособности экономики обусловили необходимость подготовки кадров по новым специальностям и совершенствования действующих учебных программ. Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в производство. Необходимо систематическое проведение социологических исследований состояния и тенденций развития (в качественном и количественном аспектах) рынка труда республики.
Основные тенденции кадровой политики на современном этапе отражают состояние рынка труда республики.
В настоящее время в изобилии на рынке труда представлены специалисты, не имеющие опыта работы, следующих профессий: экономисты, бухгалтеры, юристы, товароведы, секретари, делопроизводители, техники-технологи, а также следующих рабочих профессий: механики, парикмахеры, пекари, лифтеры, кладовщики.
В то же время, по состоянию на 1 января 2003 г., количество вакансий в целом по республике составляет 4583 единицы. Из них более 84% составляет потребность в высококвалифицированных рабочих.
Наиболее остро стоит вопрос об отсутствии на рынке труда достаточного количества высококвалифицированных рабочих следующих профессий: слесарей различных видов производств, каменщиков, штукатуров, плиточников, кровельщиков, маляров, станочников различных видов работ, машинистов транспортных средств машин и установок, плотников, водителей электро- и автотранспорта. Востребованы на рынке труда: электрики, электромонтеры, монтажники и электромеханики, операторы машинного оборудования, наладчики станков и оборудования, электрогазосварщики, закройщики и швеи, продавцы, повара, санитары и младшие медсестры.
В то же время стабильно сохраняется спрос на специалистов с высшим образованием: инженеры по различным видам деятельности, руководители предприятий, агенты по различным видам деятельности, врачи и старшие медсестры, работники районных органов внутренних дел, бухгалтеры с опытом работы, преподаватели, программисты и менеджеры. Особым спросом пользуется категория наиболее низкооплачиваемых и неквалифицированных профессий - сторож, дворник, уборщица и прочие разнорабочие.
В перспективе значительное влияние на развитие ситуации в сфере занятости населения в целом по республике будут оказывать демографические изменения, связанные с ростом трудовых ресурсов при общем снижении численности населения республики и его старении. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст вступает население, родившееся в период экономической стабильности, стимулировавшей высокую рождаемость. Численность трудоспособного населения будет расти и к 2007 году вырастет более чем на 30 тыс. человек или на 3,7%.
Кроме того, действующее законодательство позволяет работать пенсионерам, что ведет к уменьшению числа рабочих мест для молодежи. Ожидается, что в условиях возросших требований к квалификации и опыту работы возрастет число незанятой молодежи. Предполагается, что в течение 2003-2010 годов в республике сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом как за счет роста численности трудовых ресурсов, так и за счет продолжающейся реструктуризации экономики.
При этом ситуация на рынке труда усугубляется тем, что в ходе реструктуризации отраслей экономики в предстоящие три года ежегодно будет высвобождаться 3-4 тыс. работников.
После 2008 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте за счет старения населения и вхождения в указанную возрастную группу лиц, родившихся в начале 90-х годов в период низкой рождаемости. К 2010 году численность трудовых ресурсов составит 839,2 тыс. человек, или 102,4% к началу 2003 года. В этот период, когда число выпускников уменьшится до числа мест, ныне существующих в вузах, проблема качества и количества "человеческого капитала" как главного ресурса экономического развития будет стоять чрезвычайно остро. В связи с этим для дальнейшего устойчивого развития республики необходимо обеспечение стабильной численности населения, а в дальнейшем ее роста. Предпосылки для этого будут формироваться, в первую очередь, на основе миграционных компонентов: необходимо разработать конкретные критерии и условия привлечения мигрантов в сельские районы, малые города и в отрасли, испытывающие недостаток трудовых ресурсов.
В условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы важную роль приобретает наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса, способствующего росту занятости населения. Одной из насущных проблем для малого бизнеса остается недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этих образовательных программ является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами.
В республике не изжиты случаи, когда на руководящие должности выдвигаются специалисты, не имеющие практического опыта управленческой работы, не способные видеть ясные цели и определять приоритеты в области социально-экономического развития предприятия. Не в полной мере удовлетворены насущные и перспективные потребности республики в кадрах государственных и муниципальных служащих, управленцев высшего и среднего звена организаций и учреждений республики.
Учитывая, что кадровый потенциал предприятий и организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой в республике экономической политики, Кабинетом Министров Чувашской Республики были приняты республиканские целевые программы "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003-2005 годы", "Развитие кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001-2003 годы", "Развитие медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы", "Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003-2010 годы", "Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы", "Республиканская программа сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2003-2005 годы", "Стратегия развития строительного комплекса Чувашской Республики до 2010 года". Кроме того, в республике в течение пяти лет осуществляется подготовка управленческих кадров в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 1998/99-2002/03 учебных годах, в соответствии с которой подготовлено более 330 управленцев и 75 специалистов будет направлено на обучение в 2003/04 учебном году.
Размытость мероприятий по проведению кадровой политики по такому большому количеству программ не позволяет рационально использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы для развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в полной мере сосредоточить усилия образовательных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления на совершенствовании и развитии кадрового потенциала и приведении его в соответствие со стратегией социально-экономического развития республики.
Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального, республиканского и местных бюджетов и внебюджетных источников.
II. Цели и задачи Программы
Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки по формированию кадрового потенциала в условиях динамического развития экономики.
Основной целью Программы является формирование кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих.
В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить выполнение следующих задач:
анализ состояния кадрового потенциала республики;
изучение и анализ рынка труда и образовательных услуг в отраслевом и территориальном разрезе;
обеспечение открытости, доступности и повышение уровня объективности информации, предоставляемой о рынке образовательных услуг;
разработка технологической основы отбора перспективных специалистов для формирования резерва кадров, совершенствование существующего механизма зачисления в резерв и работа с резервом Администрацией# Президента Чувашской Республики;
создание республиканского резерва развития, назначение резервистов на руководящие должности в системе органов государственного управления и местного самоуправления, организаций республики и субъектов предпринимательской деятельности;
формирование кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих;
создание мотивационной среды с целью повышения заинтересованности высококвалифицированных специалистов в работе в организациях республики для предотвращения оттока профессионалов из районов и малых городов;
реализация мер, способствующих развитию и рациональному использованию трудового потенциала республики;
обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
ликвидация территориального дисбаланса в наличии квалифицированных специалистов в сельских районах и малых городах республики;
совершенствование непрерывной системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
III. Система программных мероприятий
Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий, предусматривающих:
1. Изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг, разработка механизма их сбалансированности, в том числе:
изучение кадрового состава организаций, имеющих государственную и муниципальную собственность, а также социально значимых для республики (далее - организации) с учетом:
развития и реконструкции производства;
замещения работников, уходящих на пенсию;
прогноза текучести кадров;
мониторинг и анализ результатов организации профессионального обучения и переобучения кадров в учреждениях профессионального образования, а также в организациях, осуществляющих внутрипроизводственное обучение кадров;
разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок определения потребности в рабочей силе;
разработка системы мер, позволяющей эффективно перераспределять финансовые ресурсы, выделяемые для функционирования организаций профессионального обучения, с прогнозированием перспективных потребностей рынка труда и социально-экономическими приоритетами;
апробация модели учебно-производственных округов как ассоциаций учреждений профессиональных учебных заведений различных уровней образования и предприятий;
маркетинговые и социологические исследования инфраструктуры профессиональной подготовки и переподготовки кадров, потребности в специалистах.
2. Оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала, в том числе:
проведение структурной перестройки начального и среднего профессионального образования;
корректировка и оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка и переподготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда и перспективой развития отраслей экономики республики;
финансирование профессионального образования на основе государственного задания на подготовку специалистов, размещаемого на конкурсной основе;
проведение эксперимента по апробации механизма итогового финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования с учетом трудоустройства их выпускников;
внедрение на экспериментальных площадках современных образовательных технологий в учебный процесс;
формирование межрегиональной системы подготовки высококвалифицированных кадров с учетом возможностей рынка образовательных услуг и потребностей регионов.
3. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в муниципальном и отраслевом разрезах, в том числе:
организация Научно-методического центра профессионального образования, обладающего данными по качеству обучения, его возможностям и соответствию реальным потребностям и долгосрочным целям;
создание автоматизированной комплексной базы данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в республике;
организация учета и отчетности по вопросам обучения и повышения квалификации кадров в организациях с государственной и муниципальной собственностью;
формирование общереспубликанского банка данных руководящих кадров высшего и среднего звена, их резерва.
4. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе:
создание отраслевых служб независимой сертификации, квалификации рабочих и специалистов;
развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;
развитие консультационных и образовательных услуг по подготовке кадров для организаций всех видов собственности по перспективным направлениям производства, инновационной деятельности;
формирование постоянно действующей системы обучения и аттестации представителей государства в органах управления хозяйственных обществ;
оценка управленческого потенциала менеджеров крупных или социально значимых организаций (кадровый аудит) на добровольной основе с участием научно-учебных центров и выработка мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению проблемных организаций;
подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
организация взаимовстречных стажировок специалистов в структурных подразделениях органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, на ведущих предприятиях республики, Российской Федерации и за рубежом;
реализация мер по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан. Внедрение современных программ, методик, средств и технологий в процесс профессионального обучения граждан;
разработка комплекса мер, обеспечивающих участие работодателей в финансировании профессионального образования, в целях обучения высококвалифицированных специалистов;
целевая подготовка в учреждениях высшего и среднего профессионального образования с заключением трехсторонних договоров с обучающимися, учебным заведением и органами местного самоуправления в целях оказания им содействия в подготовке специалистов соответствующего уровня;
оптимизация порядка назначения именных стипендий Президента Чувашской Республики для студентов высших учебных заведений применительно к их трудоустройству на конкретных территориях.
5. Повышение мобильности рабочей силы и развитие миграционных процессов:
оценка и изучение рынков труда и потребности в кадрах регионов Российской Федерации;
формирование межрегионального банка данных вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве за пределами республики, в том числе на сезонные и временные работы.
6. Распространение опыта успешной реализации программ по управлению персоналом, в том числе:
проведение круглых столов, семинаров, конференций по вопросам успешного опыта управления персоналом;
проведение конкурсов по профессиям;
изучение, адаптация и внедрение передового опыта в развитие производства, управления и кадрового менеджмента.
7. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий Программы, в том числе:
размещение в средствах массовой информации, центрах общественного доступа к информационным ресурсам, Интранете на сайте Администрации Президента Чувашской Республики информации о рейтинге специальностей на рынке труда и учреждений профессионального образования, а также данных по качеству обучения, его возможностям;
подготовка и распространение пресс-релизов и других информационных материалов по вопросам получения дополнительного профессионального образования;
публикация в республиканских средствах массовой информации данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в республике;
активное использование новых информационных технологий, способствующих распространению информации о рынках образовательных услуг и труда как внутри республики, так и за ее пределами.
Система мероприятий по реализации Программы приведена в приложении N 1.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Выполнение мероприятий Программы предусматривает, кроме бюджетного финансирования из средств республиканского бюджета Чувашской Республики, привлечение средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.
На реализацию мероприятий Программы необходимо направить в 2003-2005 годах 101765 тыс. рублей, из них:
из республиканского бюджета Чувашской Республики - 24869 тыс. рублей;
в том числе в 2003 году - 1870 тыс. рублей;
в 2004 году - 4031 тыс. рублей;
в 2005 году - 18968 тыс. рублей;
из местных бюджетов (в случае утверждения их в установленном порядке) - 1800 тыс. рублей;
в том числе в 2003 году - 200 тыс. рублей;
в 2004 году - 800 тыс. рублей;
в 2005 году - 800 тыс. рублей;
за счет прочих источников, включая внебюджетные средства, - 75096 тыс. рублей;
в том числе в 2003 году - 16000 тыс. рублей;
в 2004 году - 27573 тыс. рублей;
в 2005 году - 31523 тыс. рублей.
С учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики объемы средств, направляемых на реализацию Программы, могут корректироваться.
V. Механизм реализации Программы, организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик - Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство финансов Чувашской Республики бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы.
Экспертный и финансовый контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Межведомственная комиссия по перспективному планированию подготовки кадров для организаций Чувашской Республики.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до 2011 года.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Последовательная реализация Программы позволит создать условия для реализации прав граждан на непрерывное профессиональное образование, обеспечить сбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда.
Реализация намеченных мер позволит повысить качество профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.
Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, подготовка высококвалифицированных специалистов, приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики будут способствовать сокращению безработицы среди населения, ускорению темпов социально-экономического развития республики.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации программных мероприятий приведены в приложении N 2 к Программе.
Приложение N 1
сбалансированности потребностей
экономики в кадрах и рынка
образовательных услуг на 2003-2005
годы и на период до 2010 года
Система мероприятий
по реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года
N пп |
Мероприятия | Исполнители | Сроки ис- полнения (годы) |
Объем финан- сирова- ния (тыс. рублей) |
Источники финансирования (тыс. рублей) |
||
республи- канский бюджет Чувашской Республи- ки |
местные бюд- жеты (в слу- чае их ут- верждения в установлен- ном порядке) |
прочие ис- точники, включая внебюджет- ные сред- ства |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел I. Изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг, разработка механизма их сбалансированности |
|||||||
1.1. | Изучение кадрового состава организа- ций, имеющих госу- дарственную и муни- ципальную собствен- ность, а также со- циально значимых для республики (да- лее - организации) |
отраслевые минис- терства, админист- рации районов и го- родов |
2003 | - | - | - | - |
1.2. | Мониторинг и анализ результатов органи- зации професси- онального обучения и переобучения кад- ров в учреждениях профессионального образования, а так- же в организациях, осуществляющих внутрипроизводст- венное обучение кадров |
Минобразования Чу- вашии, Минэконом- развития Чувашии |
2004-2010 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
1634 168 185 205 230 255 281 310 |
1634 168 185 205 230 255 281 310 |
- | - |
1.3. | Разработка норма- тивных правовых ак- тов, регламентирую- щих порядок опреде- ления потребности в рабочей силе |
ДФГСЗН по Чувашской Республике (по сог- ласованию), Миноб- разования Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства |
2003 | - | - | - | - |
1.4. | Разработка системы мер, позволяющей эффективно перерас- пределять финансо- вые ресурсы, выде- ляемые для функцио- нирования организа- ций профессиональ- ного обучения, с прогнозированием перспективных пот- ребностей рынка труда и социально- экономическими при- оритетами |
Минобразования Чу- вашии, Минэконом- развития Чувашии, Минфин Чувашии |
2004-2006 | - | - | - | - |
1.5. | Апробация модели учебно-производ- ственных округов как ассоциаций уч- реждений профессио- нальных учебных за- ведений различных уровней образования и предприятий |
Минобразования Чу- вашии, отраслевые министерства, уч- реждения профессио- нального образова- ния, организации |
2004-2010 | - | - | - | - |
1.6. | Маркетинговые и со- циологические ис- следования инфра- структуры професси- ональной подготовки и переподготовки кадров, потребности в специалистах |
Минэкономразвития Чувашии |
2004-2005 2004 2005 |
500 250 250 |
100 50 50 |
- - - |
400 200 200 |
Раздел II. Оптимизация системы профессионального образования | |||||||
2.1. | Проведение струк- турной перестройки начального и сред- него профессиональ- ного образования |
Минобразования Чу- вашии, учреждения профессионального образования |
2004-2006 | - | - | - | - |
2.2. | Корректировка и оп- тимизация перечня профессий и специ- альностей в соот- ветствии с потреб- ностями рынка труда и перспективой раз- вития отраслей эко- номики республики |
Минобразования Чу- вашии, Минэконом- развития Чувашии, отраслевые минис- терства, админист- рации районов и го- родов |
2004-2010 | - | - | - | - |
2.3. | Финансирование про- фессионального об- разования на основе государственного заказа на подготов- ку специалистов, размещаемого на конкурсной основе |
Минобразования Чу- вашии, Минфин Чува- шии |
2005-2010 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
84000 12000 12000 14000 14000 16000 16000 |
84000 12000 12000 14000 14000 16000 16000 |
- | - |
2.4. | Проведение экспери- мента по апробации механизма итогового финансирования об- разовательных уч- реждений начального профессионального образования с уче- том трудоустройства их выпускников |
Минобразования Чу- вашии, Минэконом- развития Чувашии |
2005-2007 2005 2006 2007 |
420 300 60 60 |
420 300 60 60 |
- | - |
2.5. | Внедрение на экспе- риментальных пло- щадках современных образовательных технологий в учеб- ный процесс |
Минобразования Чу- вашии |
2004-2006 2004 2005 2006 |
4000 500 1500 2000 |
4000 500 1500 2000 |
- | - |
2.6. | Формирование меж- региональной систе- мы подготовки высо- коквалифицированных кадров с учетом возможностей рынка образовательных ус- луг и потребностей регионов |
Минобразования Чу- вашии, Минэконом- развития Чувашии, отраслевые минис- терства |
2004-2010 | - | - | - | - |
Раздел III. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в муниципальном и отраслевом разрезах |
|||||||
3.1. | Организация Научно- методического цент- ра профессионально- го образования, об- ладающего данными по качеству обуче- ния, его возможнос- тям и соответствию реальным потребнос- тям и долгосрочным целям |
Минобразования Чу- вашии, Минэконом- развития Чувашии, отраслевые минис- терства |
2004-2005 2004 2005 |
1124 523 601 |
1124 523 601 |
- | - |
3.2. | Создание автома- тизированной ком- плексной базы дан- ных о состоянии и перспективах разви- тия рынка труда в республике |
Минэкономразвития Чувашии, Админист- рация Президента Чувашской Республи- ки, отраслевые ми- нистерства, адми- нистрации районов и городов |
2004-2005 2004 2005 |
320 200 120 |
320 200 120 |
- | - |
3.3. | Организация учета и отчетности по воп- росам обучения и повышения квалифи- кации кадров в ор- ганизациях с госу- дарственной и муни- ципальной собствен- ностью |
Комгосстат Чувашс- кой Республики (по согласованию), Мин- экономразвития Чу- вашии, администра- ции районов и горо- дов |
2005 и до 2010 2005 |
170 |
170 |
- |
- |
3.4. | Формирование обще- республиканского банка данных руко- водящих кадров выс- шего и среднего звена, их резерва |
Администрация Пре- зидента Чувашской Республики, Мин- экономразвития Чу- вашии, отраслевые министерства |
2004 | 96 | 96 | - | - |
Раздел IV. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также в соответствии с потребностями рынка труда |
|||||||
4.1. | Создание отраслевых служб независимой сертификации, ква- лификации рабочих и специалистов |
Минобразования Чу- вашии, отраслевые министерства, уч- реждения профессио- нального образова- ния |
2005-2007 2005 2006 2007 |
2100 1500 500 100 |
2100 1500 500 100 |
- | - |
4.2. | Развитие системы внутрипроизводст- венного обучения персонала, опережа- ющего профессио- нального обучения работников, под- лежащих высвобожде- нию, как важнейшего средства повышения их конкуренто- способности и про- фессиональной мо- бильности на рынке труда |
отраслевые минис- терства, учреждения профессионального образования, орга- низации, ДФГСЗН по Чувашской Республи- ке (по согласова- нию) |
2003-2006 2003 2004 2005 2006 |
49400 14400 11000 12000 12000 |
- | - | 49400 14400 11000 12000 12000 |
4.3. | Развитие консульта- ционных и образова- тельных услуг для организаций всех видов собственности по перспективным направлениям произ- водства, инноваци- онной деятельности |
Минпром Чувашии, Минстрой Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минобра- зования Чувашии |
2004-2005 и до 2010 2004 2005 |
1100 500 600 |
- | - | 1100 500 600 |
4.4. | Формирование посто- янно действующей системы обучения и аттестации предста- вителей государства в органах управле- ния хозяйственных обществ |
Минимущество Чува- шии, Чебоксарский филиал Волго-Вятс- кой академии госу- дарственной службы |
начиная с 2004 |
156 |
156 |
- |
- |
4.5. | Оценка управленчес- кого потенциала ме- неджеров крупных или социально зна- чимых организаций (кадровый аудит) с участием научно- учебных центров и выработка мероприя- тий по реструктури- зации и финансовому оздоровлению проб- лемных организаций |
Минэкономразвития Чувашии, Минобразо- вания Чувашии, Мин- пром Чувашии, Мин- сельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, администрации райо- нов и городов, Че- боксарский филиал Волго-Вятской ака- демии государствен- ной службы |
2003-2010 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
34516 1760 2285 4171 3100 5320 5620 6130 6130 |
800 - 100 100 100 120 120 130 130 |
6200 200 500 500 1000 1000 1000 1000 1000 |
27516 1560 1685 3571 2000 4200 4500 5000 5000 |
4.6. | Подготовка управ- ленческих кадров высшего и среднего звена для организа- ций в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кад- ров для организаций народного хозяйства Российской Федера- ции |
Минэкономразвития Чувашии, админист- рации районов и го- родов, отраслевые министерства |
2003-2007 2003 2004 2005 2006 2007 |
5028 910 983 1010 1045 1080 |
4658 870 908 930 960 990 |
- | 370 40 75 80 85 90 |
4.7. | Организация взаимо- встречных стажиро- вок специалистов в структурных подраз- делениях органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправ- ления, на ведущих предприятиях Чу- вашской Республики, Российской Федера- ции и за рубежом |
Администрация Пре- зидента Чувашской Республики, Минэко- номразвития Чува- шии, Минобразования Чувашии, админист- рации районов и го- родов |
2004-2010 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
75838 14113 15072 2087 12105 12126 10152 10183 |
- - - - - - - - |
- - - - - - - - |
75838 14113 15072 2087 12105 12126 10152 10183 |
4.8. | Реализация мер по профессиональной подготовке, повыше- нию квалификации и переподготовке без- работных граждан |
ДФГСЗН по Чувашской Республике (по сог- ласованию), Миноб- разования Чувашии, администрации райо- нов и городов |
2003-2010 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
15700 1000 1200 1500 1700 2100 2400 2800 3000 |
15700 1000 1200 1500 1700 2100 2400 2800 3000 |
- | - |
4.9. | Разработка комплек- са мер, обеспечива- ющих участие рабо- тодателей в финан- сировании професси- онального образова- ния, в целях обуче- ния высококвалифи- цированных специа- листов |
Минобразования Чу- вашии, отраслевые министерства, обра- зовательные учреж- дения, организации |
2006-2010 2006 2007 2008 2009 2010 |
28000 8000 4200 4300 5500 6000 |
- | - | 28000 8000 4200 4300 5500 6000 |
4.10. | Целевая подготовка в учреждениях выс- шего и среднего профессионального образования с зак- лючением трехсто- ронних договоров с обучающимися, учеб- ным заведением и органами местного самоуправления в целях оказания им содействия в подго- товке специалистов соответствующего уровня |
администрации рай- онов и городов, уч- реждения высшего и среднего профессио- нального образова- ния |
2004-2010 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
2100 300 300 300 300 300 300 300 |
2100 300 300 300 300 300 300 300 |
||
4.11. | Оптимизация порядка назначения именных стипендий Президен- та Чувашской Рес- публики для студен- тов высших учебных заведений примени- тельно к их трудо- устройству на кон- кретных территориях |
Минобразования Чу- вашии, Госкоммоло- дежи Чувашии |
2004 | - | - | - | - |
Раздел V. Повышение мобильности рабочей силы и развитие миграционных процессов |
|||||||
5.1. | Оценка и изучение рынков труда и пот- ребности в кадрах регионов Российской Федерации |
ДФГСЗН по Чувашской Республике (по сог- ласованию) |
2003-2004 | - | - | - | - |
5.2. | Формирование меж- регионального банка данных вакансий в целях содействия гражданам в трудо- устройстве за пре- делами республики, в том числе на се- зонные и временные работы |
ДФГСЗН по Чувашской Республике (по сог- ласованию) |
2004-2005 | - | - | - | - |
Раздел VI. Распространение опыта успешной реализации программ по управлению персоналом |
|||||||
6.1. | Проведение круглых столов, семинаров, конференций по воп- росам успешного опыта управления персоналом |
администрации рай- онов и городов, ор- ганизации, отрасле- вые министерства, Минэкономразвития Чувашии |
2003-2010 | - | - | - | - |
6.2. | Проведение конкур- сов по профессиям |
отраслевые минис- терства, админист- рации районов и го- родов, организации |
2003-2010 | - | - | - | - |
6.3. | Изучение, адаптация и внедрение передо- вого опыта в разви- тие производства, управления и кадро- вого менеджмента |
Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства, обра- зовательные учреж- дения |
2003-2010 | - | - | - | - |
Раздел VII. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий Программы |
|||||||
7.1. | Размещение в сред- ствах массовой ин- формации, центрах общественного дос- тупа к информацион- ным ресурсам, Ин- транете на сайте Администрации Пре- зидента Чувашской Республики информа- ции о рейтинге спе- циальностей на рын- ке труда и учрежде- ний профессиональ- ного образования, а также данных по качеству обучения, его возможностям |
Минобразования Чувашии, Минэконом- развития Чувашии, Мининформполитики Чувашии, Госкомсвя- зи Чувашии |
2004-2010 2004 |
120 120 |
120 120 |
- - |
- - |
7.2. | Подготовка и рас- пространение пресс- релизов и других информационных ма- териалов по вопро- сам получения до- полнительного про- фессионального об- разования |
Минобразования Чувашии, Мининформ- политики Чувашии |
2004-2010 | - | - | - | - |
7.3. | Публикация в сред- ствах массовой ин- формации данных о состоянии и пер- спективах развития рынка труда в рес- публике |
Мининформполитики Чувашии, Минэконом- развития Чувашии, администрации рай- онов и городов |
2004-2010 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
104 10 12 14 15 15 18 20 |
104 10 12 14 15 15 18 20 |
- | - |
7.4. | Активное использо- вание новых инфор- мационных техноло- гий, способствующих распространению ин- формации о рынках образовательных ус- луг и труда как внутри республики, так и за ее преде- лами |
Госкомсвязи Чувашии | 2004-2010 | - | - | - | - |
Всего | 2003-2010 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
306426 18070 32404 51291 43011 39510 39016 41181 41943 |
115502 1870 4031 18968 17539 17615 16790 19229 19460 |
8300 200 800 800 1300 1300 1300 1300 1300 |
182624 16000 27573 31523 24172 20595 20926 20652 21183 |
Приложение N 2
сбалансированности потребностей
экономики в кадрах и рынка
образовательных услуг на 2003-2005
годы и на период до 2010 года
Перечень индикаторов
ожидаемой эффективности реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года
/-----------------------------------------------------------------------\
| N| Индикаторы |Единица|До реализации| После реализации Программы |
|пп| |измере-| Программы |-----------------------------|
| | |ния | (2002 год) |2003 год| 2005 год |2010 год | |
|--+----------------+-------+-------------+--------+----------+---------|
|1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|--+----------------+-------+-------------+--------+----------+---------|
|1.|Доля направлен-| % | 56 | 57 | 60 | 80 |
| |ных на работу| | | | | |
| |выпускников | | | | | |
| |учебных заведе-| | | | | |
| |ний начального| | | | | |
| |профессионально-| | | | | |
| |го образования в| | | | | |
| |общем количестве| | | | | |
| |направленных на| | | | | |
| |работу выпускни-| | | | | |
| |ков | | | | | |
|--+----------------+-------+-------------+--------+----------+---------|
|2.|Численность без-| тыс. | 13,8 | 13,6 | 13,5 | 11,0 |
| |работных, заре-|человек| | | | |
| |гистрированных в| | | | | |
| |службах занятос-| | | | | |
| |ти | | | | | |
|--+----------------+-------+-------------+--------+----------+---------|
|3.|Формирование об-| база | отсутствует | сбор |сформиро- | |
| |щереспубликанс- |данных | | данных |вана | |
| |кого банка дан-| | | | | |
| |ных руководящих| | | | | |
| |кадров высшего и| | | | | |
| |среднего звена,| | | | | |
| |их резерва | | | | | |
|--+----------------+-------+-------------+--------+----------+---------|
|4.|Проведение мони-| база | отсутствует | - |сформиро- | |
| |торинга трудо-|данных | | |вана | |
| |устройства вы-| | | | | |
| |пускников всех| | | | | |
| |учебных заведе-| | | | | |
| |ний профессио-| | | | | |
| |нального образо-| | | | | |
| |вания | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2015 года"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Указа опубликован в газете "Вести Чувашии" от 8 августа 2003 г. N 34-35 (616)
Указом Главы Чувашской Республики от 25 марта 2014 г. N 40 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Чувашской Республики от 8 мая 2013 г. N 46
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Главы Чувашской Республики от 26 ноября 2012 г. N 132
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 133
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Указ Президента Чувашской Республики от 20 января 2011 г. N 5
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Президента Чувашской Республики от 4 апреля 2008 г. N 31
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Указ Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71
Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Указа