Во исполнение Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской Республике", Указа Президента Чувашской Республики от 30 марта 1995 г. N 48 "О мерах по реализации Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и в целях сохранения санаторно-курортного комплекса Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.
Председатель Кабинета Министров |
Э. Аблякимов |
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 10 октября 1997 г. N 224
Положение
об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения
Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской Республике", Указом Президента Чувашской Республики от 30 марта 1995 г. N 48 "О мерах по реализации Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах местного значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт местного значения находится в районе, характеризующемся развитием карстового, оползневого и других экзогенных процессов.
5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных;
лечебный климат;
акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству и нормам Российской Федерации и Чувашской Республики.
7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.
Разработка проекта округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения
8. Разработка проекта округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиями заказчика, согласованным с Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики и органом местного самоуправления.
9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения согласовывается с органом местного самоуправления, Министерством здравоохранения Чувашской Республики, Министерством природных ресурсов Чувашской Республики, Министерством охраны окружающей среды Чувашской Республики, Комитетом по лесному хозяйству Чувашской Республики, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Чувашской Республики, а проект округа горно-санитарной охраны - также с органом горного и промышленного надзора России.
Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения
10. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию экзогенных геологических процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно -оздоровительной местности, курорта местного значения, курортного региона (района).
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, котрые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитные восходящие источники, скважины), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и, при необходимости, третья зоны округа горно-санитарной охраны по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно -эпидемиологический и экологический надзор.
12. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. На территории первой зоны месторождений минеральных вод, используемых для лечебно-питьевых целей, запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с эксплуатацией сооружений лечебно-питьевых минеральных вод.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земельных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Размещение и режим работы питьевых галерей и бюветов в первой зоне согласовывается с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический и экологический надзор.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический и экологический надзор.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. А при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естесственных и исскуственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огородных участков и палаточных туристских стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты и геологическую среду (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных русок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта местного значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод - с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей - по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, - с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, - с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.
14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
15. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
16. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно -санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
17. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта местного значения, утвержденным в установленном порядке.
18. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения утверждаются Правительством Чувашской Республики по совместному представлению органа местного самоуправления и Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики.
19. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения, а также отдельно расположенных природных объектов (каптажей, озер), распространяется на территории двух и более районов, городов Чувашской Республики (или помимо территории Чувашской Республики на территории соседних субъектов Российской Федерации), предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовывается с соответствующими органами местного самоуправления каждого района, города Чувашской Республики (или с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации).
Обеспечение санитарной и гороно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения
20. Обеспечение установленного режима санитарной и гороно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения осуществляют:
в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах - пользователии природынх лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
21. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуравления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
22. Надзор и контроль за разработкой природных лечебных ресурсов, отнесенных к категории полезных ископаемых, осуществляют Министерство природных ресурсов Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики, орган горного и промышленного надзора России.
23. Государственный экологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляет Министерство охраны окружающей среды Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 1997 г. N 224 "Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения"
Текст постановления опубликован в газете "Чаваш ен/Край Чувашский" от 1 ноября 1997 г. N 45 (346)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 августа 2024 г. N 500 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 мая 2023 г. N 303
Изменения вступают в силу с 10 мая 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 412
Изменения вступают в силу с 25 августа 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 декабря 2015 г. N 473
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 ноября 2014 г. N 386
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2013 г. N 257
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 апреля 2009 г. N 121
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2007 г. N 339