Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Примерному договору о защищенном
обмене электронными документами
Порядок
разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в ходе обмена электронными документами
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регламентирует разрешение споров и разногласий (конфликтных ситуаций) абонентов системы, возникающих в ходе обмена ЭД, и является неотъемлемой частью Договора о защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота.
1.2. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке, приведены в Регламенте регистрации и подключения к системе электронного документооборота, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2006 г. N 22 "Об удостоверяющем центре органов исполнительной власти Чувашской Республики в области использования электронной цифровой подписи".
1.3. В ходе обмена ЭД возможно возникновение конфликтных ситуаций в следующих случаях:
оспаривание факта отправления и/или получения ЭД;
оспаривание времени отправления и/или получения ЭД;
оспаривание содержания отправленного/полученного ЭД;
оспаривание идентичности экземпляров ЭД и/или подлинника и копии ЭД на бумажном носителе;
оспаривание целостности ЭД;
оспаривание идентификации лица, заверившего ЭД ЭЦП;
оспаривание полномочий лица, заверившего ЭД ЭЦП;
оспаривание действительности и правомочности использования сертификата ключа подписи, использованного для заверения ЭД;
недоверие к технологии обмена ЭД и защиты информации при обмене ЭД;
недоверие к используемым структурам и форматам ЭД;
недоверие к программно-техническим средствам обеспечения обмена ЭД и защиты информации при обмене ЭД;
недоверие к уполномоченным лицам удостоверяющего центра;
иные случаи возникновения конфликтных ситуаций в ходе обмена ЭД.
1.4. Конфликтные ситуации разрешаются (урегулируются) абонентами системы в рабочем порядке и/или Комиссией по разрешению конфликтной ситуации (далее также - Комиссия).
1.5. В случае невозможности разрешения конфликтной ситуации в рабочем порядке и/или Комиссией абоненты системы разрешают конфликтную ситуацию в претензионном и/или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
II. Разрешение конфликтной ситуации в рабочем порядке
2.1. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих, по мнению одного из абонентов системы, о возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, данный абонент системы (далее - Инициатор) незамедлительно извещает других заинтересованных абонентов системы о возможном возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, обстоятельствах, свидетельствующих о ее возникновении или наличии, а также о ее предполагаемых причинах.
2.2. Абоненты системы, которым было направлено извещение о конфликтной ситуации и которые участвуют в ее разрешении (далее - Ответчики), обязаны не позднее чем в течение следующего рабочего дня или в иной, более короткий срок, определенный соглашением абонентов системы, проверить наличие указанных в извещении обстоятельств и по необходимости принять меры по разрешению конфликтной ситуации со своей стороны.
2.3. В тот же срок Ответчики извещают доступными способами Инициатора о результатах проверки и, при необходимости, о мерах, принятых для разрешения конфликтной ситуации.
2.4. Конфликтная ситуация признается разрешенной в рабочем порядке в случае, если Инициатор удовлетворен информацией, содержащейся в извещениях Ответчиков, и не имеет к ним претензий в связи с конфликтной ситуацией.
III. Предложение о создании Комиссии по разрешению конфликтной ситуации
3.1. В случае если конфликтная ситуация не была разрешена в рабочем порядке, Инициатор должен не позднее чем в течение трех рабочих дней или в иной, более короткий срок, определенный соглашением абонентов системы, после возникновения конфликтной ситуации направить уведомление о конфликтной ситуации (далее - уведомление) и предложение о создании Комиссии по разрешению конфликтной ситуации (далее - предложение) Ответчикам.
3.2. Уведомление должно содержать информацию о предмете и существе конфликтной ситуации, обстоятельствах, по мнению Инициатора, свидетельствующих о наличии конфликтной ситуации, возможных причинах и последствиях ее возникновения.
3.3. Уведомление должно содержать информацию с указанием фамилий, имен, отчеств, должностей и контактной информации должностных лиц Инициатора, уполномоченных участвовать в разрешении конфликтной ситуации.
3.4. Предложение должно содержать информацию о предлагаемом месте, дате и времени сбора Комиссии, который должен состояться не позднее трех рабочих дней со дня отправления предложения, список предлагаемых для участия в работе Комиссии представителей Инициатора с указанием их фамилий, имен, отчеств, должностей, при необходимости исполняемых при обмене ЭД функциональных ролей (администратор информационной безопасности, пользователь ЭЦП и т.п.), их контактной информации (телефоны, факсы, электронная почта).
3.5. Уведомление и предложение составляются в форме документов на бумажном носителе, подписываются должностными лицами Инициатора, уполномоченными участвовать в разрешении конфликтной ситуации, и передаются Ответчикам в установленном порядке, обеспечивающем подтверждение вручения корреспонденции.
3.6. Уведомление и предложение могут быть составлены и направлены в форме ЭД. При этом они должны соответствовать требованиям к ЭД, определенным Правилами обмена электронными документами и использования электронной цифровой подписи, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2006 г. N 22 "Об удостоверяющем центре органов исполнительной власти Чувашской Республики в области использования электронной цифровой подписи", и настоящим Порядком, а факт их доставки должен быть подтвержден.
IV. Формирование Комиссии по разрешению конфликтной ситуации
4.1. Не позднее чем на третий рабочий день после получения предложения абонентами системы, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, должна быть сформирована Комиссия.
4.2. Комиссия формируется на основании совместного приказа участвующих в разрешении конфликтной ситуации абонентов системы. Приказ устанавливает состав Комиссии, время и место ее работы.
4.3. Устанавливается пятидневный срок работы Комиссии. В исключительных случаях срок работы Комиссии может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.
4.4. Если абоненты системы не договорятся об ином, в состав Комиссии входит равное количество уполномоченных лиц абонентов системы, участвующих в разрешении конфликтной ситуации.
4.5. В состав Комиссии включаются представители служб информационно-технического обеспечения и служб обеспечения информационной безопасности, организующих и обеспечивающих функционирование системы обмена ЭД и защиту информации при обмене ЭД, а также представители подразделений - исполнителей ЭД.
4.6. В состав Комиссии могут быть включены представители юридических служб абонентов системы, представители органов, осуществляющих государственное регулирование и контроль соответствующих видов деятельности.
4.7. Независимо от соглашения абонентов системы в состав Комиссии должен входить уполномоченный представитель удостоверяющего центра.
4.8. По инициативе любого из абонентов системы, участвующих в разрешении конфликтной ситуации, к работе Комиссии для проведения технической экспертизы могут привлекаться независимые эксперты, в том числе представители поставщиков средств защиты информации. При этом абонент системы, привлекающий независимых экспертов, самостоятельно решает вопрос об оплате экспертных услуг.
4.9. Лица, входящие в состав Комиссии, должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы в области подготовки и исполнения ЭД, построения и функционирования системы обмена ЭД, организации и обеспечения информационной безопасности при обмене ЭД, иметь соответствующий допуск к необходимым для проведения работы Комиссии документальным материалам и программно-техническим средствам.
4.10. При участии в Комиссии представителей иных органов и организаций их право представлять соответствующие органы и организации должно подтверждаться официальным документом (доверенностью, предписанием, копией приказа или распоряжения).
V. Задачи, права и полномочия Комиссии по разрешению конфликтной ситуации
5.1. Задача Комиссии - установить на организационно-техническом уровне наличие или отсутствие фактических обстоятельств, свидетельствующих о наличии конфликтной ситуации, ее причинах и последствиях.
5.2. Комиссия имеет право получать доступ к необходимым для ее работы документальным материалам абонентов системы, в том числе нормативным документам обмена ЭД, документам, непосредственно обрабатываемым при обмене ЭД, архивам ЭД, документам учета ЭД и отчетности по обмену ЭД и т.д.
5.3. Комиссия имеет право на ознакомление с условиями и порядком подготовки, формирования, обработки, доставки, исполнения, хранения и учета ЭД абонентов системы.
5.4. Комиссия имеет право на ознакомление с условиями и порядком эксплуатации программно-технических средств обмена ЭД абонентов системы.
5.5. Комиссия имеет право на ознакомление с условиями и порядком изготовления, использования и хранения абонентами системы ключевой информации, иной конфиденциальной информации, а также носителей ключевой информации, необходимых для работы средств обмена ЭД.
5.6. Комиссия имеет право получать объяснения от должностных лиц абонентов системы, обеспечивающих обмен ЭД.
5.7. Комиссия вправе получать от абонентов системы любую иную информацию, относящуюся, по ее мнению, к разрешаемой конфликтной ситуации.
5.8. Для проведения необходимых проверок и документирования данных Комиссией могут применяться специальные программно-технические средства.
5.9. Комиссия не вправе давать правовую или какую-либо иную оценку установленных ею фактов, кроме организационно-технической.
VI. Протокол работы Комиссии по разрешению конфликтной ситуации
6.1. Все действия, предпринимаемые Комиссией для выяснения фактических обстоятельств, а также выводы, сделанные Комиссией, заносятся в протокол работы Комиссии (далее также - протокол).
6.2. Протокол работы Комиссии должен содержать следующие данные:
состав Комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств, мест работы, занимаемых должностей, допуска к необходимым работам, при необходимости исполняемых при обмене ЭД функциональных ролей, контактной информации и квалификации членов Комиссии;
краткое изложение обстоятельств, свидетельствующих, по мнению Инициатора, о возникновении и/или наличии конфликтной ситуации;
установленные Комиссией фактические обстоятельства;
мероприятия, проводимые Комиссией для установления наличия, причин возникновения и последствий возникшей конфликтной ситуации, с указанием даты, времени и места их проведения;
выводы, к которым пришла Комиссия в результате проведенных мероприятий;
подписи всех членов Комиссии.
6.3. В случае если мнение члена или членов Комиссии относительно порядка, методики, целей проводимых мероприятий не совпадает с мнением большинства членов Комиссии, в протокол заносится соответствующая запись, которая подписывается членом или членами Комиссии, чье особое мнение отражает соответствующая запись.
6.4. Протокол составляется в форме документа на бумажном носителе и выдается по экземпляру каждому абоненту системы, участвующему в разрешении конфликтной ситуации, а также удостоверяющему центру. По обращению любого из членов Комиссии абонент системы, к которому было направлено обращение, должен выдать заверенную копию протокола.
VII. Акт по итогам работы Комиссии по разрешению конфликтной ситуации
7.1. По итогам работы Комиссии составляется акт, который должен содержать следующую информацию:
состав Комиссии;
дата и место составления акта;
дата и время начала и окончания работы Комиссии;
фактические обстоятельства, установленные Комиссией;
краткий перечень мероприятий, проведенных Комиссией;
выводы, к которым пришла Комиссия в результате проведенных мероприятий;
подписи членов Комиссии.
7.2. К акту может прилагаться особое мнение члена или членов Комиссии, не согласных с выводами Комиссии, указанными в акте. Особое мнение составляется в произвольной форме, подписывается членом или членами Комиссии, чье мнение оно отражает. Особое мнение является неотъемлемым приложением к акту.
7.3. Акт составляется в форме документа на бумажном носителе и выдается по одному экземпляру каждому абоненту системы, участвующему в разрешении конфликтной ситуации, и удостоверяющему центру. По обращению любого из членов Комиссии абонент системы, к которому было направлено обращение, должен выдать заверенную копию акта.
VIII. Разрешение конфликтной ситуации по итогам работы Комиссии
8.1. Акт Комиссии является основанием для принятия абонентами системы, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, решения по урегулированию конфликтной ситуации.
8.2. В срок не более трех рабочих дней со дня окончания работы Комиссии абоненты системы, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, на основании выводов Комиссии принимают меры по разрешению конфликтной ситуации.
8.3. Конфликтная ситуация признается разрешенной по итогам работы Комиссии, если абоненты системы, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, удовлетворены выводами, полученными Комиссией, и не имеют взаимных претензий в связи с разрешаемой конфликтной ситуацией.
8.4. В случае если конфликтная ситуация признается разрешенной, абоненты системы, участвующие в разрешении конфликтной ситуации, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания работы Комиссии оформляют решение об урегулировании конфликтной ситуации (далее - решение).
8.5. Решение составляется абонентами системы, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, в форме документа на бумажном носителе и выдается по одному экземпляру каждому абоненту системы. Решение подписывается уполномоченными в разрешении конфликтной ситуации лицами абонентов системы и утверждается руководителями абонентов системы либо их заместителями.
IX. Претензионный порядок разрешения конфликтной ситуации
9.1. В случае если конфликтная ситуация не разрешена по итогам работы Комиссии, в случае прямого или косвенного отказа одного из абонентов системы от участия в работе Комиссии или если одним из абонентов системы, участвующим в разрешении конфликтной ситуации, создавались препятствия работе Комиссии, а также в случае, если один из абонентов системы считает, что его права в связи с обменом ЭД были нарушены, он обязан направить абоненту, который, по его мнению, нарушил его права, претензию.
9.2. Претензия должна содержать:
изложение существа требований Инициатора;
при возможности денежную оценку претензии - ее сумму и расчет;
изложение фактических обстоятельств, на которых основываются требования Инициатора, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующие нормы законодательства и нормативных актов;
сведения о работе Комиссии и, в случае если Комиссия работала в связи с разрешаемой конфликтной ситуацией, копии материалов работы Комиссии независимо от выводов Комиссии, согласия или несогласия с этими выводами Инициатора;
иные документы, имеющие значение, по мнению Инициатора;
перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств, а также иные сведения, необходимые для урегулирования разногласий по претензии.
9.3. Претензия составляется в форме документа на бумажном носителе, подписывается руководителем Инициатора либо его заместителем, заверяется печатью Инициатора. Претензия и прилагаемые к ней документы направляются в адрес Ответчика в установленном порядке, обеспечивающем подтверждение вручения корреспонденции.
9.4. Абонент системы, в адрес которой направлена претензия, обязан в срок не позднее трех рабочих дней удовлетворить требования претензии или представить мотивированный отказ в их удовлетворении. Непредставление ответа на претензию в течение указанного срока является нарушением установленного настоящим разделом претензионного порядка и может рассматриваться в качестве отказа в удовлетворении требований претензии.
X. Разрешение конфликтной ситуации судебными органами
В случае невозможности разрешения споров и разногласий по конфликтной ситуации в рабочем порядке, по итогам работы Комиссии или в претензионном порядке абоненты системы передают их на рассмотрение суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Клиент: Удостоверяющий центр:
_________________________________ Председатель Государственного
_________________________________ комитета Чувашской Республики по
_________________________________ связи и информатизации
_________________________________ _________________________________
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.