2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство природопользования Чувашской Республики.
3. Установить, что финансирование настоящей Программы в 2005 году осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год на выполнение мероприятий по мониторингу земель республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003-2007 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 октября 2002 г. N 258.
4. При очередном уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 год внести Программу на утверждение в Государственный Совет Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год".
При формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления Чувашской Республики принять участие в реализации программных мероприятий и их финансировании.
6. Признать утратившими силу пункты 4 и 5 раздела I приложения к республиканской целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003-2007 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 октября 2002 г. N 258.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство природопользования Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до 2011 года.
Председатель Кабинета Министров |
С.Гапликов |
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 14 февраля 2005 г. N 36
Республиканская целевая программа
"Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2010 годы"
Паспорт программы
Наименование - республиканская целевая программа "Создание системы и
Программы проведение работ по мониторингу земель Чувашской
Республики на 2005-2010 годы")#
Основание для - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
разработки от 3 марта 2004 г. N 49 "Об итогах экономического и
Программы социального развития, исполнения республиканского
бюджета Чувашской Республики в 2003 году и задачах на
2004 год"
Государственные - Министерство природопользования Чувашской Республики
заказчики (координатор Программы), органы местного
Программы самоуправления Чувашской Республики (по согласованию)
Основные - Министерство природопользования Чувашской Республики,
разработчики Управление Федерального агентства кадастра объектов
Программы недвижимости по Чувашской Республике (по
согласованию), федеральное государственное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Чувашская государственная
сельскохозяйственная академия" (по согласованию)
Основные - исполнители определяются на конкурсной основе в
исполнители соответствии с порядком, установленным Федеральным
Программы законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд" и Законом Чувашской Республики
"О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг
для государственных нужд Чувашской Республики" из
числа научно-исследовательских, проектных и
производственных организаций, имеющих лицензии на
выполнение соответствующих работ
Цель Программы - создание системы государственного мониторинга земель
Чувашской Республики, обеспечивающей реализацию
государственной политики в области рационального
использования и охраны земель
Задачи Программы - своевременное выявление изменений состояния земель,
оценка этих изменений, прогноз и выработка
рекомендаций по предупреждению и устранению
последствий негативных процессов;
информационное обеспечение деятельности по ведению
государственного земельного кадастра, осуществление
государственного земельного контроля за использованием
и охраной земель, иных функций в области
государственного и муниципального управления
земельными ресурсами, а также землеустройства;
обеспечение органов государственной власти Чувашской
Республики и органов местного самоуправления,
сельскохозяйственных предприятий и граждан информацией
о состоянии земель
Система - формирование сети полигонов, эталонных стационарных и
программных реперных участков и иных объектов наблюдений за
мероприятий состоянием и использованием земель;
осуществление комплекса специальных работ на объектах
мониторинга земель Чувашской Республики;
подготовка и издание Атласа земель Чувашской
Республики;
разработка сертификата качества земельных участков;
проведение работ по мониторингу состояния и
использования земель Чувашской Республики с
использованием новых методов и технологий и
современных технических средств (спутниковых
геодезических систем, методов дистанционного
зондирования, наземных экспресс-методов и
геоинформационных систем);
создание и ведение фонда материалов и данных
государственного мониторинга земель Чувашской
Республики, а также материалов и результатов других
наблюдений, необходимых для характеристики земель по
административным районам республики;
составление и издание ежегодных информационных
бюллетеней (докладов) о результатах государственного
мониторинга земель Чувашской Республики;
выявление земель для производства экологически чистой
сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным
санитарно-гигиеническим нормам;
агроэкологический мониторинг загрязнения земель
сельскохозяйственного назначения;
научно-исследовательские работы по проблемам
мониторинга земель Чувашской Республики
Сроки реализации - 2005-2010 годы
Программы
Объем и - общий объем финансирования составляет 23360 тыс.
источники рублей,
финансирования в том числе за счет:
Программы федерального бюджета - 6360 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 9800
тыс. рублей;
местных бюджетов - 7200 тыс. рублей
Ожидаемые - создание развитой информационной структуры,
конечные позволяющей обеспечить эффективное использование
результаты земель и иной недвижимости, как важнейших составляющих
реализации национального богатства Чувашской Республики;
Программы увеличение доходов бюджетов всех уровней за счет роста
поступления земельных платежей в результате
определения по мониторинговой информации реальной
стоимости на землю и повышения эффективности
управления земельными ресурсами;
снижение риска наносимых убытков, потерь и ущерба
землям природными и техногенными негативными
воздействиями;
совершенствование информационной базы оценки земель;
сокращение в 2-3 раза затрат на получение информации о
состоянии и использовании земель по сравнению с
традиционными технологиями;
современное прогнозирование развития опасных
негативных процессов, вызывающих резкое ухудшение
земель;
развитие рынка земли и недвижимости, создание
реального инструмента контроля за изменениями качества
и использования земель;
обеспечение оперативности и качества принятия
управленческих решений по распоряжению земельными
участками и прочно связанными с ним объектами
недвижимости, находящимися в государственной и
муниципальной собственности;
окупаемость затрат на реализацию мероприятий Программы
будет обеспечена в течение 3 лет
Система контроля - управление за реализацией Программы и контроль за
за реализацией ходом ее выполнения осуществляет в установленном
Программы порядке государственный заказчик - координатор -
Министерство природопользования Чувашской Республики с
информированием Кабинета Министров Чувашской
Республики к 1 марта ежегодно до 2011 года.
Введение
Республиканская целевая программа "Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2010 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2004 г. N 49 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2003 году и задачах на 2004 год".
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" и приказом Росземкадастра от 20 декабря 2002 г. N П/374 "О Программе действий Росземкадастра по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" и Концепцией федеральной целевой программы "Государственный мониторинг земель в Российской Федерации на 2005-2010 годы".
Положением об осуществлении государственного мониторинга земель установлен порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации, являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.
Программа предусматривает поэтапное введение на территории Чувашской Республики мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Мониторинг включает в себя:
сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;
непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утвержденных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Получение информации при осуществлении мониторинга производится с использованием:
дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов и самолетов);
сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков и межевых знаков;
наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
соответствующих фондовых данных.
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются для хранения и использования в государственный фонд данных, а также используются при подготовке ежегодного доклада о состоянии и использовании земель и для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из важнейших стратегических задач в области создания условий устойчивого экономического развития Чувашской Республики и обеспечения продовольственной и экологической безопасности является эффективное использование и охрана земель всех категорий как основного национального богатства.
В то же время эта стратегическая задача в должной мере не решается из-за отсутствия достоверной информации о состоянии и использовании земель, получение которой должно быть обеспечено посредством создания и функционирования постоянно действующей системы государственного мониторинга земель Чувашской Республики.
Получение достоверной информации о состоянии земель, как важнейшего компонента окружающей среды, возможно обеспечить при осуществлении государственного мониторинга в порядке ведения базовых, периодических и оперативных наблюдений, обследований и съемок особенно на территориях, подверженных опасным негативным процессам, вызывающим резкое ухудшение состояния земель, значительные потери, убытки и ущерб.
В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" одним из основных направлений обеспечения плодородия земель является проведение его мониторинга. Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения определен указанным Федеральным законом как составная часть государственного мониторинга земель и является одним из основных направлений.
Федеральным законом "О мелиорации земель" установлено, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель.
Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 846, предусмотрено, что при осуществлении мониторинга должны производиться работы по сбору информации с использованием соответствующих фондов данных, по обработке и обеспечению хранения этой информации; непрерывному наблюдению за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализу и оценке качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
При проведении государственного мониторинга земель в составе информации должны быть и данные других систем мониторинга окружающей среды, направленные на выявление негативного воздействия на состояние земель.
Мониторинг необходимо осуществлять исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов на базе автоматизированной геоинформационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
До настоящего времени из-за отсутствия системы наблюдений не имеется достаточно полной информации о состоянии земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра и иных функций управления земельными ресурсами.
Имеющаяся информация о негативных процессах на землях своевременно не обновляется даже по одной из категорий земель - земель сельскохозяйственного назначения, по которой ранее (15-20 лет тому назад) была относительно достоверная информация о плодородии.
Возрастающие антропогенные воздействия на почвы привели к резкому снижению их плодородия, истощению, разрушению эрозионными процессами, загрязнению и проявлению других негативных процессов, нарушающих экологическое равновесие ландшафтов.
В настоящее время высокая распаханность территории республики (80%), техногенная нагрузка на почву привели к значительному разрушению почвенного покрова. Ежегодно с полей республики смывается значительный объем верхнего плодородного слоя, уносятся в реки питательные вещества (16 тыс.т. - азота, 7 тыс.т. - фосфора, 107 тыс.т. - калия и до 20 тыс.т. - гумуса). Вследствие потери почвой питательных веществ, ухудшения ее водно-физических свойств и снижения биологической активности, недобор урожая основных сельскохозяйственных культур составляет 20% на слабосмытых, 50-70% - на сильносмытых почвах.
В силу большой плотности населения республики, высокой распаханности и расчлененности территории овражно-балочной сетью и игнорирования практикой сельскохозяйственного производства принципов адаптивно-ландшафтного подхода к использованию природных ресурсов в последние десятилетия наблюдается нарастание негативных процессов: потеря земель в результате плоскостной и овражной эрозии, снижения уровня потенциального и эффективного плодородия почв, деградация природных кормовых угодий, загрязнение грунтовых вод и водоемов, ухудшение общей фитосанитарной обстановки сельскохозяйственных угодий и т.д.
Вот почему первые шаги по организации системных наблюдений за состоянием земельного фонда республики (1994-2002 годы) исходя из реальных возможностей финансирования, материальной базы, научного потенциала были направлены на количественную и качественную оценку тех негативных процессов, которые происходят на землях сельскохозяйственного назначения. Работы по агроэкологическому мониторингу пахотных земель и растениеводческой продукции в Чувашской Республике проводили сотрудники агрохимического центра "Чувашский" и Чувашской государственной сельскохозяйственной академии во всех природно-климатических зонах республики, на 17 реперных участках, выделенных на основных типах и подтипах почв Чувашской Республики. Для количественной и качественной оценки параметров агроэкологической обстановки проводился локальный мониторинг земель в колхозе "Ленинская Искра" Ядринского района. Однако в последние годы работы по мониторингу земель на реперных участках были прекращены в связи с отсутствием достаточного финансирования.
С 2003 года системные работы по мониторингу земель Чувашской Республики развернуты Министерством природопользования Чувашской Республики в рамках реализации республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003-2007 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 октября 2002 г. N 258. В целях получения достоверной информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения проводились базовые, периодические и оперативные наблюдения. С этой целью в пределах типичных почвенных и ландшафтных районов (с применением методов космического зондирования) созданы дистанционные основы реперных участков, расположенных в Моргаушском, Алатырском, Комсомольском, Урмарском, Цивильском, Янтиковском, Ядринском районах. Одновременно локальный мониторинг земель осуществлялся в пределах выделенных сельскохозяйственных ландшафтов Чувашии в базовых хозяйствах и на государственных сортоиспытательных участках.
Выполненные работы по мониторингу земель являются начальным этапом создания системы контроля за экологической обстановкой земель сельскохозяйственного назначения, требующей дальнейшего совершенствования оценочных параметров, с целью получения объективных долгосрочных прогнозов рационального природопользования.
Таким образом, необходимо признать приоритетность работ по государственному мониторингу земель Чувашской Республики с целью получения своевременной и достоверной информации о состоянии и использовании земель и обеспечения ею органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления для осуществления управления земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц.
В связи с отсутствием достаточной информации о состоянии и использовании земель различных категорий государство, как крупнейший собственник земли, не может эффективно выполнять функции государственного управления земельными ресурсами страны.
На современном этапе органам государственной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления необходима оперативная информация о качестве земель, которую возможно получать при достаточном финансировании работ по государственному мониторингу земель, особенно на территориях, подверженных таким негативным процессам, как водная эрозия, деградация земель, резкое снижение плодородия почв, ухудшение мелиоративного состояния земель и культур технического состояния сенокосов и пастбищ, техногенного негативного влияния на земли различных категорий.
Для оперативного обеспечения информацией о состоянии и использовании земель должна быть создана система наблюдений, функционирующая на территории Чувашской Республики с применением методов дистанционного зондирования, включая систему оперативного аэрокосмического мониторинга земель, системы базовых и периодических наблюдений, обследования и съемок.
Решение этой задачи позволит, в определенной мере, способствовать осуществлению конституционных прав граждан на землю посредством их информационного обеспечения о качестве земель, изменения состояния и использования, что необходимо в условиях развития рынка земли и обеспечения цивилизованных рыночных отношений.
Учитывая, что на современном этапе социально-экономического развития страны земля отнесена в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимости, она вовлекается в оборот и приобретает свойства товара.
Поэтому в процессе осуществления государственного мониторинга земель Чувашской Республики должно быть обеспечено получение базовой, периодической и оперативной информации о состоянии земель по показателям плодородия, мелиоративного состояния, деградации, загрязнения и захламления земель; экзогенных и эндогенных геологических явлений и процессов, воздействий хозяйственной и иной деятельности, негативно влияющих на земли, что необходимо для обоснования реализации целевого назначения и разрешенного использования земель, объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земель, наносимых убытков, потерь и ущерба и т.д.
Таким образом, несмотря на продолжающееся ухудшение качества земель, являющихся стратегическим природным ресурсом Чувашской Республики, до настоящего времени не создана многоуровневая информационная база мониторинга земель, не налажена постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель, не создана методическая и нормативно-техническая база мониторинга земель.
Проведение комплекса работ по государственному мониторингу земель, включая создание координатной основы, создание и обновление планово-картографической основы, составление базовых и тематических карт, схем и другие работы, связано с необходимостью обеспечения мониторинговой информации решения задач по разграничению земель на земли федеральной собственности, республиканской собственности и собственности муниципальных образований, а также с необходимостью кадастрового учета земель, включенных в состав фонда перераспределения земель, и оценки состояния входящих в него земель; переоформление прав на землю, пополнение баз данных государственного кадастра земель информацией о состоянии земель, государственного управления земельными ресурсами на современном уровне с учетом оперативных и иных сведений о происходящих изменениях состояния и использования земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель.
Современное выявление изменений состояния земель, критических уровней контролируемых показателей государственного мониторинга земель Чувашской Республики позволит принимать экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, заблаговременно информировать соответствующие органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер по предупреждению негативных процессов и воздействий на земли.
По данным, полученным в результате осуществления государственного мониторинга земель, будут разрабатываться рекомендации, прогнозы и мероприятия по своевременному предупреждению негативных явлений и процессов, устранению их последствий и в значительной мере предотвращаться наносимые ими убытки, потери и ущерб.
Реализация настоящей Программы позволит оптимизировать информационные условия для обеспечения последовательного осуществления государственной политики в области земельных отношений, направленной на:
эффективное использование и охрану земель Чувашской Республики, предупреждение и устранение негативных процессов на землях, активное вовлечение их в оборот;
стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости;
обеспечение государственного земельного кадастра своевременной и достоверной информацией о состоянии и использовании земель, их оценку;
снижение убытков, потерь и ущерба, наносимых землям и производству продукции негативными процессами;
повышение плодородия и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения и мелиорированных земель;
формирование Фонда материалов и данных государственного мониторинга земель как единого государственного информационного ресурса.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач по получению информации требуют четкой межведомственной координации и управления во времени и объемах привлечения средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является создание системы государственного мониторинга земель Чувашской Республики, обеспечивающей реализацию государственной политики в области рационального использования и охраны земель.
Основными задачами Программы являются:
своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществление государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
обеспечение органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, сельскохозяйственных предприятий и граждан информацией о состоянии земель.
Обеспечивается постоянное взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и организациями по вопросу обмена информацией, необходимой для составления характеристики состояния и использования земель.
Система мероприятий, реализуемая в рамках Программы, увязана по срокам реализации, а также по объему финансирования и обеспечивает создание современной оперативной системы наблюдений за изменением состояния и использованием земель в Чувашской Республике на основе методов дистанционного зондирования, спутниковых технологий межевания земель и ГИС-технологий.
Программа рассчитана на период 2005-2010 годы.
После выполнения мероприятий настоящей Программы работы по мониторингу земель в Чувашской Республике планируются продолжить в последующие годы с использованием разработанной системы и уточнением объектов мониторинга.
III. Система программных мероприятий
В период реализации Программы предусматривается выполнить следующие мероприятия:
формирование сети полигонов, эталонных, стационарных и реперных участков и иных объектов наблюдений за состоянием и использованием земель;
осуществление комплекса специальных работ на объектах мониторинга земель Чувашской Республики;
подготовка и издание Атласа Чувашской Республики;
разработка сертификата качества земельных участков;
почвенно-эрозионное обследование и картографирование земель сельскохозяйственного назначения на реперных участках;
контроль за антропогенным влиянием на сельскохозяйственные угодья;
изучение влияния природоохранных мероприятий, почвозащитной системы земледелия и структуры посевных площадей на плодородие почв и урожайность сельскохозяйственных культур;
изучение динамики изменений агрофизических свойств и плодородия почв агроландшафтов Чувашской Республики, оценка и прогноз этих изменений;
опытно-производственные работы по внедрению новых методов и технологий по мониторингу земель на территории базовых сельскохозяйственных предприятий;
мониторинг земель водного фонда;
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подверженных эрозии (изучение, прогнозирование эрозионных процессов и разработка рекомендаций по борьбе с эрозией почв на территории Чувашской Республики);
мониторинг сенокосов и пастбищ Чувашской Республики;
мониторинг земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;
создание и ведение фонда материалов и данных государственного мониторинга земель Чувашской Республики, а также материалов и результатов других наблюдений, необходимых для характеристики земель по административным районам и в целом по Чувашской Республике;
агроэкологический мониторинг загрязнения земель сельскохозяйственного назначения;
научно-исследовательские работы по проблемам мониторинга земель Чувашской Республики;
составление и издание ежегодных информационных бюллетеней (докладов) о результатах государственного мониторинга земель Чувашской Республики.
Формирование сети полигонов предусматривается создать по ландшафтно-экологическим и природно-хозяйственным районам на территориях опытного производственного хозяйства "Ударник", коллективного сельскохозяйственного производства "Сундырский" Моргаушского района, учебного опытного хозяйства "Приволжское" Чебоксарского района, колхоза "Ленинская Искра" Ядринского района, где будут вестись научно-исследовательские работы по проблемам мониторинга земель Чувашской Республики. Особое внимание будет уделено агроэкологическому мониторингу загрязнения земель сельскохозяйственного назначения.
Осуществление комплекса специальных работ на объектах мониторинга земель Чувашской Республики предусматривает сбор, обработку, анализ и систематизацию имеющейся информации о состоянии и использовании земель Чувашской Республики.
В результате обработанных материалов будет подготовлен к изданию Атлас земель Чувашской Республики с приложением тематических карт.
Впервые при проведении работ по мониторингу земель будут использованы материалы, полученные с помощью современных технических средств (спутниковых геодезических систем, методов дистанционного зондирования, наземных экспресс-методов и геоинформационных систем).
Вся информация, накапливаемая и обрабатываемая в результате проведения работ по мониторингу земель, будет отражена в ежегодных информационных бюллетенях (докладах) и представляться органам государственной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления.
Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
Общий объем финансирования на выполнение программных мероприятий на период с 2005 по 2010 годы составляет 23360 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 6360 тыс. рублей;
из республиканского бюджета Чувашской Республики - 9800 тыс. рублей;
из местных бюджетов - 7200 тыс. рублей (табл.1).
Таблица 1
Объем и источники финансирования Программы
(тыс. рублей)
Источники финансирования | Годы | Всего | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Всего по Программе, в том числе: |
3360 | 3960 | 4010 | 4010 | 4010 | 4010 | 23360 |
за счет федерального бюд- жета |
1060 | 1060 | 1060 | 1060 | 1060 | 1060 | 6360 |
за счет республиканского бюджета Чувашской Респуб- лики |
1100 | 1700 | 1750 | 1750 | 1750 | 1750 | 9800 |
за счет местных бюджетов | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 7200 |
Средства федерального бюджета в сумме 6360 тыс. рублей (27%) направляются на формирование сети полигонов, эталонных стационарных и реперных участков, формирование организационной структуры государственного мониторинга земель и проведение работ по мониторингу состояния и использования земель Чувашской Республики с применением новых методов и технологий и современных технических средств, а также на работы по агроэкологическому мониторингу загрязнения земель сельскохозяйственного назначения.
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в объеме соответственно 9800 тыс. рублей (42%) и 7200 тыс. рублей (31%) планируется направить на финансирование системы мероприятий Программы согласно приложению.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
V. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются Министерство природопользования Чувашской Республики (государственный заказчик - координатор Программы) и органы местного самоуправления Чувашской Республики. Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно направляет в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных Программой.
Государственный заказчик - координатор Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Финансирование работ по Программе за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через соответствующих государственных заказчиков.
Выполнение мероприятий Программы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями программных мероприятий.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственными заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Законом Чувашской Республики "О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Чувашской Республики".
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
Государственный заказчик - координатор Программы обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Экспертные проверки хода реализации Программы осуществляются Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики совместно с Министерством финансов Чувашской Республики, Министерством природопользования Чувашской Республики, Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике.
Министерство природопользования Чувашской Республики информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о выполнении программных мероприятий к 1 марта ежегодно до 2011 года.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность
Реализация настоящей Программы обеспечит последовательное осуществление государственной политики в области земельных отношений в республике, направленной на эффективное использование и охрану земель; предупреждение и устранение негативных процессов на землях, активное вовлечение их в оборот; стимулирование инвестирования рынка недвижимости земли; обеспечение государственного земельного кадастра своевременной и достоверной информацией о состоянии и использовании земель, их оценку; определение убытков, потерь и ущерба, наносимых землям и производству продукции; характеристику состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также на формирование фонда материалов и данных государственного мониторинга земель, как единого информационного ресурса.
В ходе реализации Программы будет создана система государственного мониторинга земель для получения информации о состоянии и использовании земель при осуществлении оперативного мониторинга состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения и других категорий земель, позволяющая в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений о состоянии и использовании земель и тем самым повысить эффективность ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля, землеустройства, оборота земель и системы налогообложения.
Органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и сельскохозяйственные предприятия ежегодно будут обеспечены информационными бюллетенями (докладами) о результатах государственного мониторинга земель (прогнозами об изменениях и рекомендациями по предупреждению и устранению последствий воздействия негативных процессов на землях Чувашской Республики).
В результате реализации Программы на основе создания развитой информационной инфраструктуры, оптимизации информационного обеспечения государственного земельного кадастра и иных функций управления земельными ресурсами систематизированными данными государственного мониторинга земель о состоянии и использовании земель и их динамике, проведения структурных изменений в экономике Чувашской Республики достигается эффективное использование земель и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Чувашии.
В целом при реализации программных мероприятий будет создана автоматизированная система государственного мониторинга земель, позволяющая при осуществлении государственного управления обеспечить необходимую информационную и технологическую поддержку процессов управления и распоряжения землей и достичь поставленных целей в области социального развития и модернизации экономики.
Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступления земельных платежей в результате определения по мониторинговой информации реальной стоимости на землю и повышения эффективности управления земельными ресурсами.
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий:
создание развитой информационной структуры, позволяющей обеспечить эффективное использование земель и иной недвижимости, как важнейших составляющих национального богатства Чувашской Республики;
увеличение доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступления земельных платежей в результате определения по мониторинговой информации реальной стоимости на землю и повышения эффективности управления земельными ресурсами;
снижение риска наносимых убытков, потерь и ущерба землям природными и техногенными негативными воздействиями;
совершенствование информационной базы оценки земель и повышение сбора платежей за землю на 20%;
сокращение в 2-3 раза затрат на получение информации о состоянии и использовании земель по сравнению с традиционными технологиями;
современное прогнозирование развития опасных негативных процессов, вызывающих резкое ухудшение земель;
развитие рынка земли и недвижимости, создание реального инструмента контроля за изменениями качества и использования земель;
создание благоприятного делового климата и рост объема инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость;
обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ним объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Постоянно обновляемые в автоматизированной системе государственного мониторинга земель данные о состоянии и использовании земель различных категорий позволят актуализировать базы данных государственного земельного кадастра и способствовать развитию рынка земли и недвижимости, создать реальный инструмент контроля за изменениями качества и использования земель, конкретизировать адресную направленность при реализации мероприятий по охране земель и персонифицировать ответственность за допущенные наносимые убытки, потери и ущерб.
Дополнительным эффектом реализации Программы будет активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объема инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о земле, роста профессионального уровня управленческого персонала.
Окупаемость затрат на реализацию мероприятий Программы будет обеспечена в течение 3 лет.
Таблица 2
Индикаторы эффективности реализации Программы
Показатели | Единица измерения |
Годы | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Дополнительный доход за счет повышения эффективности ис- пользования сельскохозяйствен- ных угодий |
млн. руб- лей |
1,3 | 6,5 | 12,8 | 19,1 | 20,0 | 20,0 |
Выявление земель для производ- ства экологически чистой сель- скохозяйственной продукции, отвечающей современным сани- тарно-гигиеническим нормам. Разработка сертификата качест- ва земельных участков |
тыс. га | 5,0 | 15,0 | 25,0 | 30,0 | 40,0 | 50,0 |
Прирост поступления земельных платежей в бюджеты всех уров- ней |
% млн. руб- лей |
5 1,0 |
8 1,7 |
10 2,1 |
15 3,1 |
20 4,2 |
25 5,2 |
Приложение
к республиканской целевой программе
"Создание системы и проведение работ
по мониторингу земель Чувашской
Республики на 2005-2010 годы"
Система мероприятий
республиканской целевой программы "Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2010 годы"
(тыс. рублей)
N пп |
Наименование меропри- ятий, виды работ |
2005- 2010 годы |
Источники финансирования по годам | Ожидаемые резуль- таты |
||||||||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет Чуваш- ской Республики |
местные бюджеты | ||||||||||
2005 | 2006 | 2007- 2010 |
2005 | 2006 | 2007- 2010 |
2005 | 2006 | 2007- 2010 |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. | Формирование сети по- лигонов, эталонных стационарных и репер- ных участков и иных объектов наблюдений за состоянием и ис- пользованием земель |
840 | 50 | 50 | 200 | 50 | 50 | 200 | 40 | 40 | 160 | создание коорди- натной основы, создание и обнов- ление планово- картографических материалов для объектов монито- ринга в Алатыр- ском, Комсомоль- ском, Урмарском, Цивильском и Ян- тиковском районах создание сети по- лигонов, стацио- нарных и реперных участков по ланд- шафтно-экологи- ческим и природ- но-хозяйственным районам Чувашской Республики (ОПХ "Ударник", КСХП "Сундырский" Мор- гаушского района, УОХ "Приволжское" Чебоксарского района, колхоз "Ленинская Искра" Ядринского рай- она) |
2. | Осуществление комп- лекса специальных ра- бот на объектах мони- торинга земель Чуваш- ской Республики |
330 | - | - | - | 25 | 25 | 100 | 30 | 30 | 120 | сбор, обработка, систематизация и анализ имеющейся информации о сос- тоянии и исполь- зовании земель Чувашской Респуб- лики |
3. | Подготовка и издание Атласа земель Чуваш- ской Республики |
350 | - | - | - | - | 100 | 250 | - | - | - | издание Атласа земель Чувашской Республики с при- ложением темати- ческих карт |
4. | Разработка сертифика- та качества земельных участков |
110 | - | - | - | - | 50 | 60 | - | - | - | сертификаты ка- чества земельных участков по выде- ленным ландшафт- но-экологическим районам (11 рай- онов) |
5. | Проведение работ по мониторингу состояния и использования зе- мель Чувашской Рес- публики с применением новых методов и тех- нологий и современных технических средств (спутниковых геодези- ческих систем, мето- дов дистанционного зондирования, назем- ных экспресс-методов и геоинформационных систем) |
|||||||||||
Всего | 19010 | 935 | 935 | 3740 | 725 | 1165 | 5150 | 1060 | 1060 | 4240 | ||
5.1. |
в том числе: Почвенно-эрозионное обследование и карто- графирование земель сельскохозяйственного назначения на репер- ных участках |
13040 |
550 |
550 |
2200 |
400 |
810 |
3730 |
800 |
800 |
3200 |
составление поч- венно-эрозионных карт реперных участков по выде- ленным ландшафт- но-экологическим районам |
5.2. | Контроль за антропо- генным влиянием на сельскохозяйственные угодья. Изучение влияния при- родоохранных меропри- ятий, почвозащитной системы земледелия и структуры посевных площадей на плодоро- дие почв и урожай- ность сельскохозяйст- венных культур |
660 | 30 | 30 | 120 | 50 | 50 | 200 | 30 | 30 | 120 | данные по эффек- тивности меропри- ятий и рекоменда- ции по совершен- ствованию системы земледелия и структуры посев- ных площадей контроль за ан- тропогенным влия- нием на сельско- хозяйственные угодья по выде- ленным ландшафт- но-экологическим районам |
5.3. | Изучение динамики из- менений агрофизичес- ких свойств и плодо- родия почв агроланд- шафтов Чувашской Рес- публики, оценка и прогноз этих измене- ний |
1380 | 50 | 50 | 200 | 100 | 100 | 400 | 80 | 80 | 320 | получение досто- верных данных по динамике измене- ния агрофизичес- ких свойств и плодородия почв, разработка реко- мендаций по со- хранению и повы- шению плодородия почв по почвенно- эрозионным рай- онам Чувашской Республики |
5.4. | Опытно-производствен- ные работы по внедре- нию новых методов и технологий по монито- рингу земель на тер- риториях базовых сельскохозяйственных предприятий |
600 | 50 | 50 | 200 | 50 | 50 | 200 | - | - | - | внедрение новых методов и техно- логий мониторинга земель, обеспечи- вающих снижение затрат и повыше- ние качества ра- бот |
5.5. | Мониторинг земель водного фонда |
600 | 100 | 100 | 400 | - | - | - | - | - | - | сведения по дина- мике площадей водного фонда по административным районам Чувашской Республики |
5.6. | Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвер- женных эрозии. Изучение, прогнозиро- вание эрозионных про- цессов и разработка рекомендаций по борь- бе с эрозией почв на территории Чувашской Республики |
1800 | 100 | 100 | 400 | 100 | 100 | 400 | 100 | 100 | 400 | изучение эрозион- ных процессов, данные о динами- ке площадей, под- верженных эрозии и росту оврагов, прогнозирование и разработка реко- мендаций по борь- бе с эрозией почв на территории Чу- вашской Республи- ки на основе поч- венно-эрозионных обследований ре- перных участков, расположенных в различных ланд- шафтно-экологи- ческих районах |
5.7. | Мониторинг сенокосов и пастбищ Чувашской Республики |
600 | 25 | 25 | 100 | 25 | 25 | 100 | 50 | 50 | 200 | данные о динамике площадей сеноко- сов и пастбищ, их урожайности, ре- комендации по по- вышению продук- тивности сеноко- сов и пастбищ в разрезе админист- ративных районов республики |
5.8. | Мониторинг земель природоохранного, ре- креационного и исто- рико-культурного наз- начения |
330 | 30 | 30 | 120 | - | 30 | 120 | - | - | - | данные о динамике площадей ООПТ, земель рекреаци- онного назначе- ния, рекоменда- ции по их рацио- нальному исполь- зованию в разрезе административных районов республи- ки |
6. | Создание и ведение фонда материалов и данных государствен- ного мониторинга зе- мель Чувашской Рес- публики, а также ма- териалов и результа- тов других наблюде- ний, необходимых для характеристики земель по административным районам и в целом по Чувашской Республике |
570 | - | - | - | 75 | 75 | 300 | 20 | 20 | 80 | фонд данных по государственному мониторингу зе- мель по админист- ративным районам и в целом по Чу- вашской Республи- ке |
7. | Агроэкологический мо- ниторинг загрязнения земель сельскохозяй- ственного назначения |
900 | 50 | 50 | 200 | 50 | 50 | 200 | 50 | 50 | 200 | выявление земель для производства экологически чис- той сельскохозяй- ственной продук- ции, отвечающей современным сани- тарно-гигиеничес- ким нормам стимулирование инвестиционной деятельности по производству эко- логически чистой сельскохозяйст- венной продукции выявление земель, подлежащих кон- сервации вследст- вие их загрязне- ния и деградации предупреждение и устранение нега- тивных процессов на землях с по- следующим возвра- щением их в обо- рот |
8. | Научно-исследователь- ские работы по проб- лемам мониторинга зе- мель Чувашской Рес- публики |
900 | 25 | 25 | 100 | 125 | 125 | 500 | - | - | - | усовершенствован- ные и новые мето- ды работ по мони- торингу земель, обеспечивающие снижение затрат и повышение качест- ва работ по мони- торингу земель |
9. | Составление и издание ежегодных информаци- онных бюллетеней (докладов) о резуль- татах государственно- го мониторинга земель Чувашской Республики |
350 | - | - | - | 50 | 60 | 240 | - | - | - | обеспечение дос- товерными и сис- тематизированными данными о состоя- нии земель Чуваш- ской Республики органов государ- ственной власти Чувашской Респуб- лики, органов местного само- управления, юри- дических лиц и граждан, подго- товленные на ос- нове материалов мониторинга зе- мель |
Итого: | 23360 | 1060 | 1060 | 4240 | 1100 | 1700 | 7000 | 1200 | 1200 | 4800 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2005 г. N 36 "О республиканской целевой программе "Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2011 годы"
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 15 февраля 2005 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2005 г., N 2, ст.87
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2010 г. N 47
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 289
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 января 2008 г. N 13