20 августа 2007 г., 4 апреля 2008 г.
См. комментарий к настоящему Указу
В целях приведения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики:
обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы и ежегодно до 15 февраля представлять в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики информацию о ходе ее реализации;
обеспечить разработку подпрограмм по проведению отраслевой кадровой политики в соответствии с направлениями Программы.
3. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий и создании мотивационных механизмов для обеспечения высококвалифицированными специалистами сельских районов и городов республики.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
Н.Федоров |
г.Чебоксары
4 августа 2003 года
N 81
Указом Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71 в настоящую республиканскую программу внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Указа
Утверждена
Указом Президента
Чувашской Республики
от 4 августа 2003 г. N 81
Республиканская программа
сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года
20 августа 2007 г., 4 апреля 2008 г.
Указом Президента Чувашской Республики от 4 апреля 2008 г. N 31 в паспорт настоящей республиканской программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Указа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Паспорт программы
Наименование Программы Республиканская программа сбалансированности
потребностей экономики в кадрах и рынка
образовательных услуг на 2003-2005 годы и на
период до 2010 года
Основание для разработки Послание Президента Чувашской Республики
Программы Государственному Совету Чувашской Республики
"Крепкая семья - сильная Чувашия" от 20 февраля
2003 года
Координатор Программы Министерство экономического развития и торговли
Чувашской Республики
Государственный заказчик Министерство экономического развития и торговли
Программы Чувашской Республики
Основные разработчики Министерство экономического развития и торговли
Программы Чувашской Республики, Министерство образования
и молодежной политики Чувашской Республики,
Администрация Президента Чувашской Республики,
органы исполнительной власти Чувашской
Республики, осуществляющие управление в
подведомственных отраслях
Цели и задачи Программы основной целью Программы является формирование
кадрового потенциала, адекватного возрастающей
потребности реального сектора экономики,
непроизводственной сферы в квалифицированных
кадрах руководителей, специалистов, рабочих.
В процессе достижения поставленных целей
предстоит обеспечить выполнение следующих задач:
обеспечение баланса спроса и предложения рабочей
силы на рынке труда;
ликвидация территориального дисбаланса в наличии
квалифицированных специалистов в сельских
районах и малых городах республики;
создание эффективного механизма взаимовыгодных
отношений производителя и потребителя
профессиональных образовательных услуг
Сроки реализации Программа рассчитана на реализацию в течение
Программы 2003-2005 годов и на период до 2010 года
Перечень основных изучение и оценка рынков труда и образовательных
мероприятий Программы услуг, разработка механизма их
сбалансированности;
оптимизация системы профессионального
образования, способной концентрировать ресурсы в
интересах удовлетворения разнообразных
образовательных потребностей населения и
развития кадрового потенциала;
организация мониторинга потребности в
специалистах по уровням квалификации в
муниципальном и отраслевом разрезах;
организация подготовки и переподготовки кадров
необходимой квалификации для приоритетных и
инновационных сфер деятельности, а также в
соответствии с потребностями рынка труда;
распространение опыта успешной реализации
программ по управлению персоналом;
организация информационного сопровождения
реализации мероприятий Программы
Основные исполнители Министерство образования и молодежной политики
Программы Чувашской Республики, Министерство
экономического развития и торговли Чувашской
Республики, Государственная служба занятости
населения Чувашской Республики, отраслевые
министерства, Министерство культуры, по делам
национальностей, информационной политики и
архивного дела Чувашской Республики,
Государственный комитет Чувашской Республики по
связи и информатизации, органы местного
самоуправления (по согласованию), учреждения
профессионального образования, организации
республики, научно-исследовательские организации
Объемы и источники - общий объем финансирования за 2003-2010 годы
финансирования составляет 93951,1 тыс. рублей, из них:
Программы из республиканского бюджета Чувашской
Республики 10757,1 тыс. рублей, в том числе:
в 2003 году - 779,0 тыс. рублей;
в 2004 году - 1565,9 тыс. рублей;
в 2005 году - 1881,2 тыс. рублей;
в 2006 году - 1566,1 тыс. рублей;
в 2007 году - 1145,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 1213,7 тыс. рублей;
в 2009 году - 1274,4 тыс. рублей;
в 2010 году - 1331,8 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников 83194,0 тыс.
рублей, в том числе:
в 2003 году - 16234,0 тыс. рублей;
в 2004 году - 13842,0 тыс. рублей;
в 2005 году - 14722,0 тыс. рублей;
в 2006 году - 16134,0 тыс. рублей;
в 2007 году - 4228,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 5228,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 6081,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 6725,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные последовательная реализация Программы позволит:
результаты реализации обеспечить соответствие структуры и объемов
Программы образовательных услуг потребностям
республиканского рынка труда;
создать условия для реализации прав граждан на
непрерывное профессиональное образование;
сформировать качественный резерв кадров для
обеспечения потребностей предприятий и
организаций в специалистах необходимых
профессий;
привести профессионально-квалификационную
структуру подготовки кадров в соответствие с
текущими и перспективными потребностями
экономики, что будет способствовать сокращению
безработицы среди населения, ускорению темпов
социально-экономического развития республики
Система организации - контроль за ходом выполнения Программы
контроля за осуществляется Министерством экономического
выполнением Программы развития и торговли Чувашской Республики.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к
15 февраля до 2011 года представляют
информацию о ходе реализации мероприятий
Программы в Министерство экономического
развития и торговли Чувашской Республики.
Министерство экономического развития и
торговли Чувашской Республики ежегодно к 1
апреля до 2011 года представляет в Кабинет
Министров Чувашской Республики информацию в
составе доклада о реализации республиканских и
ведомственных целевых программ за отчетный год.
Введение
Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года (далее - Программа) разработана во исполнение Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики "Крепкая семья - сильная Чувашия" от 20 февраля 2003 года.
Указом Президента Чувашской Республики от 4 апреля 2008 г. N 31 в раздел I настоящей республиканской программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Указа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для современного состояния кадрового потенциала республики характерны следующие негативные явления:
отсутствие комплексного подхода к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих обеспечению продуктивной занятости в отраслевом и территориальном разрезе с привлечением всех заинтересованных органов;
несоответствие структуры и объемов образовательных услуг потребностям республиканского рынка труда;
отсутствие сводного реестра профессий и специальностей, по которым ведется профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации кадров;
ухудшение профессионального кадрового состава в связи с низкой средней заработной платой (свыше 50% работников организаций получают заработную плату ниже среднереспубликанского уровня), сохраняется значительная межотраслевая дифференциация в уровне оплаты труда;
профессиональный уровень работников предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым рынком труда;
наличие острого дефицита в высококвалифицированных специалистах в сельских районах и малых городах республики;
сохраняющаяся тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом;
наличие существенной задолженности по заработной плате.
По данным Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, на 1 января 2007 г. в республике функционировало 24 учебных заведения начального профессионального образования, в которых по дневной форме обучалось 12,7 тыс. человек. Подготовка кадров осуществлялась по 42 ключевым профессиям широкого профиля, присущим базовым сферам производства республики. В 2007 году учебными заведениями начального профессионального образования подготовлено 5,7 тыс. рабочих, из них 73% трудоустроились по полученной профессии.
В Чувашской Республике действует 21 высшее учебное заведение (включая филиалы), из них 6 - негосударственные высшие учебные заведения, в которых в 2006/07 учебном году обучалось 6,7 тыс. человек, или 9,4% от общего числа обучающихся.
Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществляется в 32 учреждениях среднего профессионального образования, в том числе в 4 негосударственных. В 2006/07 учебном году по всем формам обучались 26,4 тыс. человек, в том числе 11,8 тыс. человек на условиях полного возмещения затрат обучения. За 2007 год подготовлено 5239 специалистов по очной форме обучения, 58,7% из них получили направления на работу.
Услуги по дополнительному профессиональному образованию (не включая внутрифирменное обучение на производстве) в республике предоставляют: государственное образовательное учреждение "Институт усовершенствования врачей", федеральное государственное образовательное учреждение "Чувашский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса", Чувашский республиканский институт образования, государственное унитарное предприятие "Республиканский центр подготовки и повышения квалификации кадров "Учебно-производственный комбинат", Чебоксарский филиал Волго-Вятской академии государственной службы и школа "ЧЕЛИНК" Международного института менеджмента ЛИНК. Подготовка современных кадров, продиктованная темпами развития современной экономики, информационных технологий, являясь безусловным приоритетом для республики, выдвигает проблему реорганизации и развития системы дополнительного профессионального образования в число первоочередных задач.
Работодатели не уделяют достаточного внимания повышению квалификации своих работников. Система обучения кадров, занятых в сфере материального производства и услуг, на предприятиях сориентирована в основном на получение первичной квалификации, за редким исключением практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, нет специалистов-организаторов внутрифирменного обучения, имеющих специальную подготовку. Отсутствие у большинства организаций профессиональных менеджеров по персоналу и программ управления персоналом способствует ухудшению профессионального состава специалистов.
Уровень затрат предприятий на организацию внутрифирменного обучения кадров составляет в среднем 0,5-0,7% от размера выплаченной заработной платы, в то время как минимальные затраты, необходимые для простого воспроизводства профессионального кадрового потенциала предприятия, должны быть не менее 2%.
Поддержание высоких и устойчивых темпов роста, повышение конкурентоспособности экономики обусловили необходимость подготовки кадров по новым специальностям и совершенствования действующих учебных программ. Для стимулирования инновационной активности нужна подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в производство. Необходимо систематическое проведение социологических исследований состояния и тенденций развития (в качественном и количественном аспектах) рынка труда республики.
Основные тенденции кадровой политики на современном этапе отражают состояние рынка труда республики.
В настоящее время в изобилии на рынке труда представлены специалисты, не имеющие опыта работы, следующих профессий: экономисты, бухгалтеры, юристы, товароведы, секретари, делопроизводители, техники-технологи, а также следующих рабочих профессий: механики, парикмахеры, пекари, лифтеры, кладовщики.
По состоянию на 1 января 2007 г. количество вакансий в целом по Чувашской Республике составляло 6596 единиц, из них более 87% - заявки на высококвалифицированные рабочие.
Наиболее остро стоит вопрос об отсутствии на рынке труда достаточного количества высококвалифицированных рабочих следующих профессий: слесарей различных видов производств, каменщиков, штукатуров, плиточников, кровельщиков, маляров, станочников различных видов работ, машинистов транспортных средств машин и установок, плотников, водителей электро- и автотранспорта. Востребованы на рынке труда: электрики, электромонтеры, монтажники и электромеханики, операторы машинного оборудования, наладчики станков и оборудования, электрогазосварщики, закройщики и швеи, продавцы, повара, санитары и младшие медсестры.
В то же время стабильно сохраняется спрос на специалистов с высшим образованием: инженеры по различным видам деятельности, руководители предприятий, агенты по различным видам деятельности, врачи и старшие медсестры, работники районных органов внутренних дел, бухгалтеры с опытом работы, преподаватели, программисты и менеджеры. Особым спросом пользуется категория наиболее низкооплачиваемых и неквалифицированных профессий - сторож, дворник, уборщица и прочие разнорабочие.
В перспективе значительное влияние на развитие ситуации в сфере занятости населения в целом по республике будут оказывать демографические изменения, связанные с ростом трудовых ресурсов при общем снижении численности населения республики и его старении. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст вступает население, родившееся в период экономической стабильности, стимулировавшей высокую рождаемость. Численность трудоспособного населения будет расти и к 2007 году вырастет более чем на 18 тыс. человек, или на 2,2%.
Кроме того, действующее законодательство позволяет работать пенсионерам, что ведет к уменьшению числа рабочих мест для молодежи. Ожидается, что в условиях возросших требований к квалификации и опыту работы возрастет число незанятой молодежи. Предполагается, что в течение 2003-2010 годов в республике сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом как за счет роста численности трудовых ресурсов, так и за счет продолжающейся реструктуризации экономики.
При этом ситуация на рынке труда усугубляется тем, что в ходе реструктуризации отраслей экономики в предстоящие три года ежегодно будет высвобождаться 2-6 тыс. работников.
После 2008 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте за счет старения населения и вхождения в указанную возрастную группу лиц, родившихся в начале 90-х годов в период низкой рождаемости. К 2010 году численность трудовых ресурсов составит 791,7 тыс. человек, или 98,6% к началу 2003 года. В этот период, когда число выпускников уменьшится до числа мест, ныне существующих в вузах, проблема качества и количества "человеческого капитала" как главного ресурса экономического развития будет стоять чрезвычайно остро. В связи с этим для дальнейшего устойчивого развития республики необходимо обеспечение стабильной численности населения, а в дальнейшем ее роста. Предпосылки для этого будут формироваться, в первую очередь, на основе миграционных компонентов: необходимо разработать конкретные критерии и условия привлечения мигрантов в сельские районы, малые города и в отрасли, испытывающие недостаток трудовых ресурсов.
В условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы важную роль приобретает наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса, способствующего повышению занятости населения. Одной из насущных проблем для малого и среднего бизнеса остается недостаточный уровень профессиональной подготовки занятых в данном секторе экономики. И начинающим, и уже работающим в данном секторе необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого и среднего бизнеса. Целью этих образовательных программ является подготовка универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами.
В республике не изжиты случаи, когда на руководящие должности выдвигаются специалисты, не имеющие практического опыта управленческой работы, не способные видеть ясные цели и определять приоритеты в области социально-экономического развития предприятия. Не в полной мере удовлетворены насущные и перспективные потребности республики в кадрах государственных и муниципальных служащих, управленцев высшего и среднего звена организаций и учреждений республики.
Учитывая, что кадровый потенциал организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой в Чувашской Республике экономической политики, Кабинетом Министров Чувашской Республики приняты республиканская целевая программа развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001-2003 годы", республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы, Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, программы "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003-2005 годы", Республиканская программа развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы, Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года, Республиканская программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2005-2010 годы, Республиканская программа содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы, Республиканская программа сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, Стратегия развития строительного комплекса Чувашской Республики до 2010 года. Кроме того, в Чувашии в течение десяти лет осуществляется подготовка управленческих кадров в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, в соответствии с которым подготовлено более 638 управленцев, в 2007/08 учебном году на учебу будет направлено 25 специалистов.
Размытость мероприятий по проведению кадровой политики по такому большому количеству программ не позволяет рационально использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы для развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в полной мере сосредоточить усилия образовательных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления на совершенствовании и развитии кадрового потенциала и приведении его в соответствие со стратегией социально-экономического развития республики.
Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального, республиканского и местных бюджетов и внебюджетных источников.
II. Цели и задачи Программы
Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки по формированию кадрового потенциала в условиях динамического развития экономики.
Основной целью Программы является формирование кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих.
В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить выполнение следующих задач:
анализ состояния кадрового потенциала республики;
изучение и анализ рынка труда и образовательных услуг в отраслевом и территориальном разрезе;
обеспечение открытости, доступности и повышение уровня объективности информации, предоставляемой о рынке образовательных услуг;
разработка технологической основы отбора перспективных специалистов для формирования резерва кадров, совершенствование существующего механизма зачисления в резерв и работа с резервом Администрацией# Президента Чувашской Республики;
создание республиканского резерва развития, назначение резервистов на руководящие должности в системе органов государственного управления и местного самоуправления, организаций республики и субъектов предпринимательской деятельности;
формирование кадрового потенциала, адекватного возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих;
создание мотивационной среды с целью повышения заинтересованности высококвалифицированных специалистов в работе в организациях республики для предотвращения оттока профессионалов из районов и малых городов;
реализация мер, способствующих развитию и рациональному использованию трудового потенциала республики;
обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
ликвидация территориального дисбаланса в наличии квалифицированных специалистов в сельских районах и малых городах республики;
совершенствование непрерывной системы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
III. Система программных мероприятий
Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий, предусматривающих:
1. Изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг, разработка механизма их сбалансированности, в том числе:
изучение кадрового состава организаций, имеющих государственную и муниципальную собственность, а также социально значимых для Чувашской Республики (далее - организации) с учетом:
развития и реконструкции производства;
замещения работников, уходящих на пенсию;
прогноза текучести кадров;
мониторинг и анализ результатов организации профессионального обучения и переобучения кадров в учреждениях профессионального образования, а также в организациях, осуществляющих внутрипроизводственное обучение кадров;
См. текст абзаца седьмого пункта 1 раздела III
разработка системы мер, позволяющей эффективно перераспределять финансовые ресурсы, выделяемые для функционирования организаций профессионального обучения, с учетом перспективных потребностей рынка труда и социально-экономических приоритетов;
апробация модели учебно-производственных округов как ассоциаций учреждений профессиональных учебных заведений различных уровней образования и предприятий;
маркетинговые и социологические исследования инфраструктуры профессиональной подготовки и переподготовки кадров, потребности в специалистах;
проведение исследований в области качества образования в Чувашской Республике с последующим информированием населения путем опубликования в средствах массовой информации и размещения в сети Интернет результатов исследований;
проведение социологических опросов населения по вопросам трудовой миграции за пределы Чувашской Республики.
2. Оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала, в том числе:
проведение структурной перестройки начального и среднего профессионального образования;
корректировка и оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка и переподготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда и перспективой развития отраслей экономики республики;
финансирование профессионального образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов на конкурсной основе;
проведение эксперимента по апробации механизма итогового финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования с учетом трудоустройства их выпускников;
внедрение на экспериментальных площадках современных образовательных технологий в учебный процесс;
формирование межрегиональной системы подготовки высококвалифицированных кадров с учетом возможностей рынка образовательных услуг и потребностей регионов;
корректировка учебных программ в учреждениях профессионального образования по предложениям объединений товаропроизводителей (работодателей);
экспериментальная апробация системы многоуровневой подготовки рабочих и специалистов;
проведение учреждениями профессионального образования самомаркетинга с целью расширенного анализа своей деятельности и оценки своего положения на образовательном рынке и рынке труда.
3. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням квалификации в муниципальном и отраслевом разрезах, в том числе:
организация Научно-методического центра профессионального образования, располагающего информацией о качестве и возможностях обучения, о его соответствии реальным потребностям и долгосрочным целям;
создание и актуализация автоматизированной комплексной базы данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в республике;
организация учета и отчетности по вопросам обучения и повышения квалификации кадров в организациях с государственной и муниципальной собственностью;
формирование общереспубликанского банка данных руководящих кадров высшего и среднего звена, их резерва.
4. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе:
создание отраслевых служб независимой сертификации, квалификации рабочих и специалистов;
развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;
См. текст абзаца четвертого пункта 4 раздела III
формирование постоянно действующей системы обучения и аттестации представителей государства в органах управления хозяйственных обществ;
оценка управленческого потенциала менеджеров крупных или социально значимых организаций (кадровый аудит) на добровольной основе с участием научно-учебных центров и выработка мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению проблемных организаций;
подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
организация стажировок специалистов на ведущих предприятиях Чувашской Республики, Российской Федерации и за рубежом;
См. текст абзаца девятого пункта 4 раздела III
См. текст абзаца десятого пункта 4 раздела III
целевая подготовка в учреждениях высшего и среднего профессионального образования с заключением трехсторонних договоров с обучающимися, учебным заведением и отраслевыми министерствами или органами местного самоуправления в целях оказания им содействия в подготовке специалистов соответствующего уровня;
См. текст абзаца двенадцатого пункта 4 раздела III
5. Распространение опыта успешной реализации программ по управлению персоналом, в том числе:
проведение круглых столов, семинаров, конференций по вопросам успешного опыта управления персоналом;
проведение конкурсов по профессиям;
изучение, адаптация и внедрение передового опыта в развитие производства, управления и кадрового менеджмента.
6. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий Программы, в том числе:
публикация в средствах массовой информации, размещение в центрах общественного доступа к информационным ресурсам, Интранете на сайте Администрации Президента Чувашской Республики информации о рейтинге специальностей на рынке труда и учреждений профессионального образования, а также данных по качеству обучения, его возможностям;
подготовка и распространение пресс-релизов и других информационных материалов по вопросам получения дополнительного профессионального образования;
публикация в республиканских средствах массовой информации данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в Чувашской Республике;
См. текст абзаца пятого пункта 6 раздела III
Система мероприятий по реализации Программы приведена в приложении N 1.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников.
На реализацию мероприятий Программы необходимо направить в 2003-2010 годах 93951,1 тыс. рублей, из них:
из республиканского бюджета Чувашской Республики 10757,1 тыс. рублей, в том числе:
в 2003 году - 779,0 тыс. рублей;
в 2004 году - 1565,9 тыс. рублей;
в 2005 году - 1881,2 тыс. рублей;
в 2006 году - 1566,1 тыс. рублей;
в 2007 году - 1145,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 1213,7 тыс. рублей;
в 2009 году - 1274,4 тыс. рублей;
в 2010 году - 1331,8 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников 83194,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2003 году - 16234,0 тыс. рублей;
в 2004 году - 13842,0 тыс. рублей;
в 2005 году - 14722,0 тыс. рублей;
в 2006 году - 16134,0 тыс. рублей;
в 2007 году - 4228,0 тыс. рублей;
в 2008 году - 5228,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 6081,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 6725,0 тыс. рублей.
Исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики объемы средств, направляемых на реализацию Программы, могут уточняться.
V. Механизм реализации Программы, организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик - Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство финансов Чувашской Республики бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы.
См. текст абзаца второго раздела IV
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе их реализации в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики ежегодно к 1 апреля до 2011 года представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы в составе доклада о реализации республиканских и ведомственных целевых программ за отчетный год.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Последовательная реализация Программы позволит создать условия для реализации прав граждан на непрерывное профессиональное образование, обеспечить сбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда.
Реализация намеченных мер позволит повысить качество профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.
Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, подготовка высококвалифицированных специалистов, приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики будут способствовать сокращению безработицы среди населения, ускорению темпов социально-экономического развития республики.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации программных мероприятий приведены в приложении N 2 к Программе.
Приложение N 1
сбалансированности потребностей
экономики в кадрах и рынка
образовательных услуг на 2003-2005
годы и на период до 2010 года
Система мероприятий
по реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года
20 августа 2007 г.
N пп |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок испол- нения |
Источник финан- сирования |
Сумма затрат (тыс. рублей) | ||||||||
всего | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Раздел I. Изучение и оценка рынков труда и образовательных услуг, разработка механизмов их сбалансированности | |||||||||||||
1.1. | Изучение кадрового состава организаций, имеющих государственную и муниципальную собственность, а также социально значимых для Чувашской Республики |
отраслевые министерства, органы местного самоуправления* |
2003- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
1.2. | Мониторинг и анализ результатов организации профессионального обучения и переобучения кадров в учреждениях профессионального образования, а также в организациях, осуществляющих внутрипроизводственное обучение кадров |
Минэкономразвития Чувашии, Минобразования Чувашии |
2004- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
928,8 | - | 162,0 | 81,1 | 237,7 | 230,0 | 60,0 | 71,0 | 87,0 |
1.3. | Разработка системы мер, позволяющей эффективно перераспределять финансовые ресурсы, выделяемые для функционирования организаций профессионального обучения, с учетом перспективных потребностей рынка труда и социально-экономических приоритетов |
Минобразования Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
2004- 2006 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
1.4. | Апробация модели учебно-производственных округов как ассоциаций учреждений профессиональных учебных заведений различных уровней образования и предприятий |
Минобразования Чувашии, отраслевые министерства, учреждения профессионального образования*, организации* |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
1.5. | Маркетинговые и социологические исследования инфраструктуры профессиональной подготовки и переподготовки кадров, потребности в специалистах |
Минэкономразвития Чувашии |
2004- 2005 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
100,0 | - | 50,0 | 50,0 | - | - | |||
1.6. | Проведение исследований в области качества образования в Чувашской Республике с последующим информированием населения путем опубликования в средствах массовой информации и размещения в сети Интернет результатов исследований |
Минэкономразвития Чувашии |
2008- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
182,0 | - | - | - | - | - | 60,0 | 60,0 | 62,0 |
1.7. | Проведение социологических опросов населения по вопросам трудовой миграции за пределы Чувашской Республики |
Минэкономразвития Чувашии |
2008- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
170,0 | - | - | - | - | - | 50,0 | 55,0 | 65,0 |
Раздел II. Оптимизация системы профессионального образования, способной концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения и развития кадрового потенциала |
|||||||||||||
2.1. | Проведение структурной перестройки начального и среднего профессионального образования |
Минобразования Чувашии, учреждения профессионального образования |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
2.2. | Корректировка и оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым осуществляются подготовка и переподготовка кадров, в соответствии с потребностями рынка труда и перспективой развития отраслей экономики Чувашской Республики |
Минобразования Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства, органы местного самоуправления |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
2.3. | Финансирование профессионального образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов на конкурсной основе |
Минобразования Чувашии, Минфин Чувашии |
2005- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
2.4. | Проведение эксперимента по апробации механизма итогового финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования с учетом трудоустройства их выпускников |
Минобразования Чувашии, Минэкономразвития Чувашии |
2005- 2006 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
2.5. | Внедрение на экспериментальных площадках современных образовательных технологий в учебный процесс |
Минобразования Чувашии |
2004- 2006 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
1022,3 | - | 300,0 | 440,0 | 282,3 | - | - | - | - |
2.6. | Формирование межрегиональной системы подготовки высококвалифицированных кадров с учетом возможностей рынка образовательных услуг и потребностей регионов |
Минобразования Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
2.7. | Корректировка учебных программ в учреждениях профессионального образования по предложениям объединений товаропроизводителей (работодателей) |
Минобразования Чувашии, объединения работодателей, учреждения профессионального образования |
2008- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
96,0 | - | - | - | - | - | 30,0 | 30,0 | 36,0 |
2.8. | Экспериментальная апробация системы многоуровневой подготовки рабочих и специалистов |
Минобразования Чувашии, учреждения профессионального образования, работодатели* |
2008- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
2.9. | Проведение учреждениями профессионального образования самомаркетинга с целью расширенного анализа своей деятельности и оценки своего положения на образовательном рынке и рынке труда |
учреждения профессионального образования |
2008- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
Раздел III. Организация мониторинга потребности в специалистах по уровням классификации в муниципальном и отраслевом разрезах | |||||||||||||
3.1. | Организация научно-методического центра профессионального образования, располагающего информацией о качестве и возможностях обучения, о его соответствии реальным потребностям и долгосрочным целям |
Минобразования Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства |
2004- 2005 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
175,0 | - | - | 175,0 | - | - | - | - | - |
3.2. | Создание и актуализация автоматизированной комплексной базы данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в Чувашской Республике |
Минэкономразвития Чувашии, Администрация Президента Чувашской Республики, отраслевые министерства, органы местного самоуправления |
2004- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
218,3 | - | 168,8 | 49,5 | - | - | - | - | - |
3.3. | Организация учета и отчетности по вопросам обучения и повышения квалификации кадров в организациях с государственной и муниципальной собственностью |
организации, отраслевые министерства |
2005- 2010 |
внебюджетные источники |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
3.4. | Формирование общереспубликанского банка данных руководящих кадров высшего и среднего звена, их резерва |
Администрация Президента Чувашской Республики, Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
Раздел IV. Организация подготовки и переподготовки кадров необходимой квалификации для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также в соответствии с потребностями рынка труда |
|||||||||||||
4.1. | Создание отраслевых служб независимой сертификации, квалификации рабочих и специалистов |
Минобразования Чувашии, отраслевые министерства, учреждения профессионального образования |
2005- 2007 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
145,0 | - | - | 145,0 | - | - | - | - | - |
4.2. | Развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда |
отраслевые министерства, учреждения профессионального образования, организации, Госслужба занятости Чувашии |
2003- 2006 |
внебюджетные источники |
49400,0 | 14400,0 | 11000,0 | 12000,0 | 12000,0 | - | - | - | - |
4.3. | Формирование постоянно действующей системы обучения и аттестации представителей государства в органах управления хозяйствующих обществ |
Минимущество Чувашии |
начи- ная с 2004 г. |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
341,0 | - | 156,0 | - | - | - | 60,0 | 60,0 | 65,0 |
4.4. | Оценка управленческого потенциала менеджеров крупных или социально значимых организаций (кадровый аудит) на добровольной основе с участием научно-учебных центров и выработка мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению проблемных организаций |
Минэкономразвития Чувашии, Минобразования Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, органы местного самоуправления |
2003- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
639,0 | - | 100,0 | 100,0 | 99,0 | 100,0 | 80,0 | 80,0 | 80,0 |
4.5. | Подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства, органы местного самоуправления |
2003- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики внебюджетные источники |
6522,4 28709,0 |
779,0 1450,0 |
622,8 2495,0 |
828,6 2120,0 |
933,1 3560,0 |
800,0 3592,0 |
823,7 4538,0 |
863,4 5214,0 |
871,8 5740,0 |
4.6. | Организация стажировок специалистов на ведущих предприятиях Чувашской Республики, Российской Федерации и за рубежом |
Минэкономразвития Чувашии |
2004- 2010 |
внебюджетные источники |
5085,0 | 384,0 | 347,0 | 602,0 | 574,0 | 636,0 | 690,0 | 867,0 | 985,0 |
4.7. | Целевая подготовка в учреждениях высшего и среднего профессионального образования путем заключения трехсторонних договоров между обучающимися, учебным заведением и отраслевыми министерствами или органами местного самоуправления в целях оказания им содействия в подготовке специалистов соответствующего уровня |
отраслевые министерства, органы местного самоуправления, учреждения высшего и среднего профессионального образования* |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
Раздел V. Распространение опыта успешной реализации программ по управлению персоналом | |||||||||||||
5.1. | Проведение круглых столов, семинаров, конференций по вопросам успешного опыта управления персоналом |
Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства, органы местного самоуправления, организации |
2003- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
117,0 | - | - | - | - | - | 35,0 | 37,0 | 45,0 |
5.2. | Проведение конкурсов по профессиям |
отраслевые министерства, органы местного самоуправления, организации |
2003- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
5.3. | Изучение, адаптация и внедрение передового опыта в развитие производства, управления и кадрового менеджмента |
Минэкономразвития Чувашии, отраслевые министерства, учреждения профессионального образования |
2003- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
Раздел VI. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий Программы | |||||||||||||
6.1. | Публикация в средствах массовой информации, размещение в центрах общественного доступа к информационным ресурсам, на Портале органов власти Чувашской Республики информации о рейтинге специальностей на рынке труда и учреждений профессионального образования, а также данных по качеству обучения, его возможностям |
Минобразования Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минкультуры Чувашии, Госкомсвязьинформ Чувашии |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
6.2. | Подготовка и распространение пресс-релизов и других информационных материалов по вопросам получения дополнительного профессионального образования |
Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии |
2004- 2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
- | - | - | - | - | - | - | - | - |
6.3. | Публикация в средствах массовой информации данных о состоянии и перспективах развития рынка труда в Чувашской Республике |
Минкультуры Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, органы местного самоуправления |
2004- 2010 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
100,3 | - | 6,3 | 12,0 | 14,0 | 15,0 | 15,0 | 18,0 | 20,0 |
Всего | 93951,1 | 17013,0 | 15407,9 | 16603,2 | 17700,1 | 5373,0 | 6441,7 | 7355,4 | 8056,8 | ||||
в том числе: | |||||||||||||
республиканский бюджет Чувашской Республики |
10757,1 | 779,0 | 1565,9 | 1881,2 | 1566,1 | 1145,0 | 1213,7 | 1274,4 | 1331,8 | ||||
внебюджетные источники | 83194,0 | 16234,0 | 13842,0 | 14722,0 | 16134,0 | 4228,0 | 5228,0 | 6081,0 | 6725,0 |
------------------------------
* Мероприятия Программы осуществляются по согласованию с исполнителями.
Приложение N 2
сбалансированности потребностей
экономики в кадрах и рынка
образовательных услуг на 2003-2005
годы и на период до 2010 года
Перечень индикаторов
ожидаемой эффективности реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года
20 августа 2007 г.
N п/п |
Индикаторы | Единица измерения |
До реали- зации Программы (2002 г.) |
В ходе реализации Программы | |||||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||
1. | Доля нап- равленных на работу выпускни- ков учеб- ных заве- дений на- чального професси- онального образова- ния в общем ко- личестве направ- ленных на работу выпускни- ков |
% | 56 | 60,2 | 65,7 | 69,4 | 69,8 | 70,0 | 71,0 | 75,0 | 80,0 |
2. | Числен- ность без- работных, зарегист- рированных в службах занятости |
тыс. человек |
13,8 | 13,1 | 13,7 | 12,9 | 11,9 | 11,8 | 11,7 | 11,6 | 11,4 |
3. | Проведение мониторин- га трудо- устройства выпускни- ков всех учебных заведений професси- онального образова- ния и поддержа- ние в актуальном состоянии базы данных |
база данных |
отсутст- вует |
- | разра- ботан прог- раммный продукт |
сформи- рована |
ежегод- но об- новля- ется |
ежегод- но об- новля- ется |
ежегод- но об- новля- ется |
ежегод- но об- новля- ется |
ежегод- но об- новля- ется |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2015 года"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Указа опубликован в газете "Вести Чувашии" от 8 августа 2003 г. N 34-35 (616)
Указом Главы Чувашской Республики от 25 марта 2014 г. N 40 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Чувашской Республики от 8 мая 2013 г. N 46
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Главы Чувашской Республики от 26 ноября 2012 г. N 132
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. N 133
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Указ Президента Чувашской Республики от 20 января 2011 г. N 5
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Президента Чувашской Республики от 23 сентября 2008 г. N 95
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Президента Чувашской Республики от 4 апреля 2008 г. N 31
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Указ Президента Чувашской Республики от 20 августа 2007 г. N 71
Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Указа