Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 30 сентября 1999 г. N 210
"О Программе развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999-2001 годы"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 февраля 2009 г. N 44 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях дальнейшего развития потребительского рынка Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999-2001 годы (далее - Программа).
2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики организовать работу по реализации Программы.
3. Возложить на Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики координацию работы по выполнению Программы и обеспечение контроля за ее реализацией.
Председатель Кабинета Министров |
Э.Аблякимов |
Паспорт программы
Наименование Программа Развития потребительского рынка в Чувашской
Программы Республике на 1999-2001 годы
Основание для Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
разработки от 25 января 1999 г. N 10 "О Программе
Программы социально-экономического развития Чувашской Республики
на 1999-2001 годы"
Государственный Министерство по развитию предпринимательства, торговли
заказчик Программы и ремесел Чувашской Республики
Основные Министерство по развитию предпринимательства, торговли
разработчики и ремесел Чувашской Республики
Программы Отраслевой центр повышения квалификации работников
торговли Министерства торговли Российской Федерации
Цель Программы Стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование
отрасли торговли, в том числе сфер общественного
питания и бытового обслуживания для наиболее полного
удовлетворения разнообразных потребностей населения
Основные Первое направление - формирование современной
направления инфраструктуры товарных рынков
Второе направление - обеспечение территориальной и
ценовой доступности товаров и услуг
Третье направление - проведение научно-технологической
политики в сфере потребительского рынка
путем внедрения новых технологий и высокотехнологичных
предприятий
Четвертое направление - решение проблем занятости и
обеспечения отрасли квалифицированными кадрами,
достижение качественного и количественного
соответствия потребностей предприятий потребительского
рынка в квалифицированных кадрах
Пятое направление - нормативно-правовое обеспечение
функционирования рынка товаров и услуг
Основные Министерство по развитию предпринимательства, торговли
исполнители и ремесел Чувашской Республики, Министерство экономики
Программы Чувашской Республики, Министерство промышленности,
энергетики и транспорта Чувашской Республики,
Министерство труда Чувашской Республики, Министерство
строительства, дорожного и коммунального хозяйства
Чувашской Республики, Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Чувашской
Республике, Чувашский центр стандартизации, метрологии
и сертификации, администрации районов и городов
Сроки реализации 1999-2001 годы
Ожидаемые Реализация Программы обеспечит:
результаты рост физических объемов товарооборота на 5-7 процентов
реализации в год;
Программы привлечение инвестиционных ресурсов из
негосударственных источников (средства предприятий,
инвесторов и другие) в развитие инфраструктуры,
реконструкцию и строительство предприятий
потребительского рынка в объемах 64,12 млн. рублей;
увеличение числа занятых на предприятиях
потребительского рынка на 1761 человека за счет
мероприятий по созданию рабочих мест
Объем и источник Общий объем финансирования Программы - 65,4 млн.
финансирования рублей, в том числе средства республиканского бюджета
Программы - 0,18 млн. рублей, средства местных бюджетов - 1,1
млн. рублей, средства предприятий и иные источники -
64,12 млн. рублей
Контроль за Организацию контроля за выполнением Программы
выполнением осуществляет государственный заказчик - Министерство
Программы по развитию предпринимательства, торговли и ремесел
Чувашской Республики
Исполнители мероприятий ежегодно до 1 февраля
представляют государственному заказчику информацию о
ходе реализации Программы
Министерство по развитию предпринимательства, торговли
и ремесел Чувашской Республики ежегодно до 10 февраля
2002 г. информирует Кабинет Министров Чувашской
Республики о ходе реализации Программы
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30 сентября 1999 г. N 210
Программа
развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999-2001 годы
Введение
Программа развития потребительского рынка Чувашской Республики на 1999-2001 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 января 1999 г. N 10.
Положения Программы исходят из необходимости стабилизации, дальнейшего развития и совершенствования сферы торговли и услуг для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, развития производства и предпринимательской деятельности на потребительском рынке и обеспечения защиты прав потребителей.
Анализ ситуации
Розничная торговля - это конечный этап каналов сбыта, необходимое условие развития производства и его продолжения. Торговля отражает экономическое состояние страны, она тесно связана с денежным обращением, выполняет социальные задачи. Это также важная область занятости населения в условиях рынка.
По состоянию на 1 января 1999 г. всего в республике насчитывалось 2956 предприятий розничной торговли, 780 павильонов и киосков, 67 рынков и мини-рынков, 795 предприятий общественного питания, 186 предприятий бытового обслуживания.
Переход экономики на рыночные отношения, развитие высокими темпами частной и других негосударственных форм собственности в торговле, увеличение объемов неорганизованного завоза и продажи потребительских товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, а также рост цен на товары и услуги и снижение покупательской способности значительной части населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота.
До 1992 года население республики потребительскими товарами обеспечивали несколько крупных государственных торгующих организаций и потребительская кооперация, а в настоящее время эту задачу решают предприятия различных форм собственности и видов деятельности.
Доля предприятий государственного сектора в объеме розничного товарооборота значительно сокращается, что связано с их приватизацией. По итогам первого полугодия 1999 г. в общем объеме продаж товаров удельный вес предприятий государственной формы собственности составляет 16 процентов, негосударственной - 84 процента, в том числе потребкооперации - 10,7 процента. Объем продажи товаров по предприятиям различных форм собственности характеризуется данными, приведенными в приложении 1.
Наряду с изменениями в распределении товарооборота по формам собственности под влиянием различных социально-экономических условий, в том числе с падением реальной покупательской способности населения, меняется н макроструктура розничного товарооборота. Из-за скачкообразного роста потребительских цен население большую часть денежных доходов направляет на покупку продуктов питания, что приводит к значительному увеличению доли продовольственных товаров в общем объеме товарооборота. По итогам первого полугодия 1999 г. доля продовольственных товаров в розничном товарообороте составляет 66,3 процента.
Состояние розничной торговли к концу 1998 года характеризовалось снижением объема товарных запасов, который на 1 января 1999 г. составил 353,9 млн. рублей, что в товарной массе на 3 процента меньше, чем было на начало 1 января 1998 года.
Итоги ежеквартальных выборочных обследований деловой активности розничной торговли, проведенных Государственным комитетом Чувашской Республики по статистике в 1998-1999 годах, показали, что развитие деятельности организаций розничной торговли сдерживалось действием следующих неблагоприятных факторов: недостаток собственных оборотных средств, высокий уровень налогов и недостаточный платежеспособный спрос, высокая арендная плата и процент коммерческого кредита, недостаточный ассортимент и трудности в приобретении товаров. Все это сказалось на понижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий.
В целом крупные и средние предприятия розничной торговли и общественного питания закончили 1998 год с положительным финансовым результатом (69,7% предприятий). Превышение суммы прибыли над убытками составило 27,8 млн. рублей (в 1997 году - 36,0 млн. рублей). В 1998 году 235 предприятий получили прибыль 38,9 млн. рублей, 102 предприятия имели убыток на сумму 11,1 млн. рублей.
Уровень рентабельности реализованной продукции за 1998 год к затратам на производство реализованной продукции составил 1,02 процента, а к коммерческим и управленческим расходам - 5,44 процента.
Субъекты малого предпринимательства всех отраслей экономики также закончили 1998 год с положительным финансовым результатом (61,3 процента предприятий). Превышение суммы прибыли над убытками составило 85,7 млн. рублей (в 1997 году - 83,9 млн. рублей). В 1998 году 841 предприятие получило прибыль 105,8 млн. рублей, 530 предприятий имели убыток на сумму 20,0 млн. рублей.
Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации в первом полугодии 1999 г. составил 3325,5 млн. рублей и сократился по сравнению с первым полугодием 1998 г. на 26,9 процента.
В республике существует большое различие между городами и районами по уровню продажи товаров в расчете на душу населения. Если розничный товарооборот, включая общественное питание, на душу населения в г.г.Канаше, Новочебоксарске, Чебоксары в 1998 году составлял 3073-3859 тыс. рублей, то в г. Алатыре - 1469 тыс. рублей. В Ядринском, Алатырском, Козловском районах в 1998 году на душу населения продано потребительских товаров на 2495-2895 тыс. рублей, а в Яльчикском, Шемуршинском, Шумерлинском районах - только на 734-942 тыс. рублей.
В настоящее время в республике сформировалось два основных канала реализации потребительских товаров - это предприятия розничной торговли и общественного питания и рынки (вещевые, продовольственные и смешанные). Динамика общего товарооборота на предприятиях торговли и рынках представлена в приложении 2.
В первом полугодии текущего года предприятиями общественного питания реализовано продукции на 211,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года меньше на 25,9 процента, а удельный вес товарооборота общественного питания в общем объеме реализации составил 6,4 процента.
Положительные тенденции наметились в реализации алкогольных напитков. В первом полугодии 1999 г. было реализовано алкогольной продукции (включая пиво) на 458,1 млн. рублей, что больше по сравнению с первым полугодием 1998 г. на 8,6 процента и составляет 25,1 процента от объема продаж продовольственных товаров.
Объем реализованных населению бытовых услуг в первом полугодии 1999 г. составил 182,0 млн. рублей, или 20,8 процента от общего объема платных услуг. По сравнению с первым полугодием 1998 г. их объем в сопоставимых ценах уменьшился на 10,4 процента. Структура оказанных бытовых услуг по районам и городам республики представлена в приложении 3.
Предприятиями и организациями республики оказано населению бытовых услуг на сумму 68,7 млн. рублей, по сравнению с первым полугодием 1998 г. объем их реализации в сопоставимых ценах уменьшился на 0,1 процента.
Объем бытовых услуг, оказанных населению физическими лицами, оценивается в 113,3 млн. рублей, или 62,2 процента от общего объема реализации бытовых услуг.
Бытовое обслуживание населения до 1991 года развивалось как социально ориентированная отрасль экономики. Проходившая в течение 1992-1993 годов интенсивная структурная перестройка привела к ликвидации профессионального управления отраслью и ликвидации ее инфраструктуры на федеральном и республиканском уровнях. Были упразднены отраслевые объединения, входившие в их состав специализированные предприятия, в обязательном порядке обслуживавшие сельских жителей, были переданы в муниципальную собственность.
Разделение собственности лишило сельскую службу быта производственной базы, а население сельской местности потеряло возможность получать услуги по месту жительства. Недостаточная поддержка государственных и местных органов власти, низкая рентабельность, а чаще убыточность, в связи с ростом цен на энергоносители, коммунальные услуги, материалы, препараты, аренду помещений делают экономически непривлекательным предпринимательство в этой социально необходимой сфере.
Упомянутые причины вместе с низкой платежеспособностью населения привели к искусственному снижению потребительского спроса на бытовые услуги, оттоку высококвалифицированных специалистов, закрытию и перепрофилированию предприятий.
Однако в настоящее время сложившаяся ситуация после августовского кризиса 1998 года создала условия для востребованности различного вида услуг. Увеличились объемы услуг по ремонту, окраске и пошиву обуви, ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажа, ремонту и техническому обслуживанию бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, химической чистке и крашению, услуг бань и душевых, услуг парикмахерских.
Для дальнейшего развития потребительского рынка необходимо преодолеть ряд сдерживающих факторов.
В ходе приватизации в значительной мере оказались утерянными рычаги государственного регулирования потребительского рынка. Было ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития потребительского рынка, прежде всего формированию его инфраструктуры. Отсутствие единой политики и эффективных систем информации сдерживает развитие конкурентных отношений, необходимых для установления реальных и обоснованных цен на товары и услуги. Произошел разрыв хозяйственных связей, изменились пропорции между оптовой и розничной торговлей. Сложилась нерациональная система товародвижения и хранения товарных запасов. Проблема усугубляется ростом числа посредников при движении товаров, что является одной из причин неоправданного роста цен.
Кроме того, частный сектор внес существенные изменения в отраслевую структуру потребительского рынка и размещение сети предприятий. В результате возникла достаточно острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. Данные экономического анализа свидетельствуют о наличии в обществе четко идентифицируемых доходных групп, потребительские предпочтения которых, спрос и фактический уровень потребления товаров и услуг имеют качественные различия. В особо сложном положении оказались граждане, относящиеся к малообеспеченным группам населения. Для низко- и среднедоходных групп определяющим фактором поведения на потребительском рынке является цена товара и услуги; для населения, доходы которых находятся ниже величины прожиточного минимума, проблема ценовой доступности не может быть решена без адресной социальной помощи. Обеспечение территориальной и ценовой доступности торговых услуг предполагается решить путем совершенствования размещения, улучшения материально-технической базы и развития видового разнообразия предприятий потребительского рынка в секторах торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
На потребительском рынке сложилась в целом достаточно сложная с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, в результате чего на прилавках торговых предприятий нередко оказываются некачественные и опасные для жизни и здоровья потребителя товары. Система сертификации услуг розничной торговли и общественного питания формируется медленно.
Развитие потребительского рынка и его дальнейшее реформирование невозможно без проведения грамотной научно-технической политики, которая включала бы в себя разработку и внедрение предложений программы научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, позволяющей усовершенствовать организационно-экономическую деятельность и нормативно-правовую базу предприятий потребительского рынка, повысить их технический и технологический уровень.
Наличие квалифицированных руководящих кадров, владеющих механизмами функционирования рыночной экономики, также оказывает влияние на развитие потребительского рынка.
Необходимо создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий торговли и услуг по следующим направлениям:
кадры отраслевых органов исполнительной власти;
управленческие и финансовые кадры предприятий.
За счет реализации мероприятий Программы необходимо решение проблем занятости населения путем сохранения и создания новых рабочих мест на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В настоящее время общественные отношения в сфере потребительского рынка регулируются значительным количеством нормативных правовых актов, многие из которых устарели и не отвечают сложившимся отношениям, а также вступают в противоречие друг с другом. Границы полномочий органов управления устанавливаются неопределенно. Обширность правовой базы, регулирующей торговлю, в настоящее время не обеспечивает равноценного правового регулирования различных видов торговой деятельности - оптовой, розничной торговли, общественного питания.
Анализ ситуации показывает, что развитие внутренней торговли в текущем году осложнено негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 года. Однако положение на потребительском рынке Чувашской Республики продолжает стабилизироваться. Принимаемые Кабинетом Министров Чувашской Республики меры позволили нормализовать ситуацию и сохранить насыщенность торговой сети основными продуктами питания и социально значимыми непродовольственными товарами. Выплаты пенсий и пособий, заработной платы работникам бюджетной сферы обеспечивают увеличение денежной массы на восстановление спроса товаров и услуг.
Для придания дополнительного импульса развитию потребительского рынка республики необходимо устранить сдерживающие негативные факторы за счет реализации системы мероприятий настоящей Программы.
Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Основными целями Программы являются стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, в том числе сфер общественного питания и бытового обслуживания, для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке, республиканская поддержка социально значимых торговых и бытовых услуг, обеспечение защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Основными задачами Программы являются:
создание благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для дальнейшего развития сферы торговли и услуг;
дальнейшее развитие оптового звена торговли, комплексное развитие инфраструктуры товарных рынков;
создание эффективной конкурентоспособной среды на рынке товаров и услуг за счет увеличения числа хозяйствующих субъектов;
создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;
восстановление полного финансового контроля над товарооборотом;
обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров и услуг;
обеспечение доступности потребительского рынка для абсолютного большинства населения;
восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;
увеличение товарного предложения на базе местного и отечественного производства и обеспечение оптимального соотношения отечественных и импортных товаров;
оказание содействия в развитии новых видов платных услуг населению;
поддержка развития бытового обслуживания населения в сельской местности;
расширение сервисного гарантийного и послегарантийного обслуживания населения;
повышение качества предоставляемых населению услуг.
Срок реализации Программы 1999-2001 годы.
Система программных мероприятий
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, призванных обеспечить рост товарооборота предприятий розничной торговли и общественного питания, увеличение объема оказываемых бытовых услуг, улучшение качества обслуживания населения.
Система программных мероприятий (приложение 4) включает в себя следующие основные направления:
1. Развитие инфраструктуры товарных рынков.
Одним из главных условий развития сферы торговли и услуг является формирование современной инфраструктуры товарных рынков, что предполагает:
развитие складского хозяйства, отвечающего требованиям рыночной экономики;
развитие оптово-посреднических организаций;
развитие тароупаковочной индустрии;
развитие транспортного обслуживания товарных рынков;
формирование информационного обеспечения товарных рынков;
создание базовых предприятий бытового обслуживания.
2. Обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг.
Обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг ориентировано на гармонизацию спроса и предложения на потребительском рынке исходя из потребностей различных категорий жителей и предусматривает:
открытие новых предприятий торговли, общественного питания;
создание придорожных сервисных центров;
развитие торговой сети по льготному обслуживанию граждан;
упорядочение и совершенствование мелкорозничной торговли;
организацию выставочно-ярмарочной деятельности;
развитие сети комплексных приемных пунктов;
расширение сети предприятий бытового обслуживания в целях развития конкуренции и снижения цен на услуги;
развитие сети социально значимых видов услуг.
3. Научно-технологическая политика.
Проведение научно-технологической политики в сфере потребительского рынка предусматривает:
внедрение новых технологий и высокотехнологичных предприятий;
внедрение технологий штрихового кодирования;
внедрение контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;
создание и постоянное обновление единой базы данных предприятий потребительского рынка;
решение проблем по производству, сбору, возврату, повторному использованию и утилизации упаковки товаров народного потребления;
внедрение и расширение системы безналичных расчетов;
совершенствование технологий складирования товаров;
обеспечение финансового контроля над розничным товарооборотом;
совершенствование организации и технологии питания в учебных заведениях.
4. Занятость и кадровое обеспечение.
Мероприятия ориентированы на решение проблем занятости в сфере потребительского рынка, достижение качественного и количественного соответствия потребностей предприятий потребительского рынка в квалифицированных кадрах.
Предусматривается:
сохранение и создание новых рабочих мест в сфере потребительского рынка;
проведение анализа спроса и предложения рабочей силы на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
формирование системы обучения, подготовки и повышения квалификации кадров;
организация семинаров и совещаний;
организация конкурсов, фестивалей и других мероприятий, способствующих развитию человеческого фактора и повышению престижности и эффективности труда работников потребительского рынка;
разработка и реализация программ обучения руководителей субъектов малого предпринимательства по вопросам охраны труда и санитарного законодательства.
5. Государственно-правовое регулирование.
Нормативно-правовое обеспечение функционирования рынка товаров и услуг содержит:
разработку нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность участников рынка товаров и услуг;
разработку нормативно-методических документов по стандартизации и сертификации продукции и услуг;
координацию деятельности органов регулирования предприятий потребительского рынка.
Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования Программы составит на 1999-2001 годы 66,1 млн.рублей, в том числе собственные средства предприятий - 63,9 млн. рублей.
Программой предусматривается максимальное использование возможностей по привлечению внебюджетных источников финансирования.
Предприятиям и частным предпринимателям будет оказываться помощь в подготовке и представлении документов на конкурс бизнес-проектов.
Планируется предоставление незанятым гражданам возможности получения бесплатных консультаций, профориентационных услуг, дополнительного образования или профессий для ведения собственного дела.
Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к дальнейшему развитию системы потребительского рынка, улучшению качества товаров и услуг. Механизм реализации Программы предполагает его дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий осуществления торговой деятельности, оказание услуг, связанных с регулированием налогового законодательства, изменением правил торговли, государственных стандартов и другое.
Организация управления программы и контроль за ходом ее реализации
Исполнителями Программы являются заинтересованные предприятия и организации Чувашской Республики, министерства и иные республиканские органы исполнительной власти, администрации районов и городов, в том числе:
Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики;
Министерство экономики Чувашской Республики;
Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики;
Министерство финансов Чувашской Республики;
Министерство образования Чувашской Республики;
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике.
Организацию контроля за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики.
Исполнители мероприятий ежегодно до 1 февраля представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации Программы.
Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики ежегодно к 10 февраля 2002 г. информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы.
Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации программы
Выполнение Программы позволит:
обеспечить рост товарооборота в сфере розничной торговли и общественного питания, увеличение объема оказываемых бытовых услуг;
увеличить поступление текущих денежных средств, а следовательно, повысить финансовую стабильность в республике;
восстановить эффективный финансовый контроль над розничным товарооборотом, тем самым уменьшить объемы теневых доходов;
улучшить торговое и бытовое обслуживание населения;
повысить качество и безопасность товаров и услуг, обеспечить выполнение требований государственных стандартов и метрологии;
предотвратить продажу опасных для жизни и здоровья людей товаров;
упорядочить торговлю на рынках и неорганизованную торговлю;
создать новые рабочие места (2126 мест).
В 2001 году планируемый объем розничного товарооборота составит 12233 млн. рублей. Получат дальнейшее развитие бытовые услуги, и в 2001 году реализация бытовых услуг населению прогнозируется в объеме 562 млн. рублей.
Приложение 1
к Программе развития
потребительского рынка в Чувашской
Республике на 1999-2001 годы
Объем продаж товаров по предприятиям различных форм собственности
(в процентах)
1990 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | Первое полуго- дие 1999 г. |
|
Общий объем продажи товаров во всех каналах реализации |
100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе удельный вес предприятий форм собственности: | ||||||
государственной негосударственной из нее - потреб- кооперации |
64,7 32,6 32,6 |
17,2 82,8 8,2 |
14,3 85,7 7,8 |
16,8 83,2 9,9 |
17,9 82,1 9,0 |
16,0 84,0 10,7 |
Из общего объема продажи товаров: | ||||||
торговыми предприя- тиями на вещевых, смешан- ных и продоволь- ственных рынках |
100,0 х |
58,3 41,7 |
64,9 35,1 |
68,1 31,9 |
72,5 27,5 |
67,5 32,5 |
Удельный вес продажи товаров предприятиями различных форм собственности в объеме продажи торговыми предприятиями: |
||||||
государственной негосударственной из нее - потреб- кооперации |
67,4 32,6 32,6 |
29,5 70,5 14,1 |
22,1 77,9 12,1 |
24,7 75,3 14,5 |
24,7 75,3 9,0 |
24,3 75,7 16,2 |
Приложение 2
к Программе развития
потребительского рынка в Чувашской
Республике на 1999-2001 годы
Динамика общего товарооборота на предприятиях торговли и рынках
1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | Первое полугодиее 1999 г. |
||
всего | в процен- тах к пер- вому по- лугодию 1998 г. |
|||||
Общий объем роз- ничного товарообо- рота, млрд. руб- лей, 1998 год и первое полугодие 1999 г. - млн. рублей в том числе: торговых предприя- тий в процентах к итогу вещевых, смешанных и продовольствен- ных рынков в процентах к итогу |
3705,7 2161,1 58,3 1544,6 41,7 |
4768,4 3094,8 64,9 1673,6 35,1 |
4890,1 3329,3 68,1 1560,8 31,9 |
4998,0 3623,2 72,5 1374,8 27,5 |
3325,5 2244,0 67,5 1081,5 32,5 |
73,1 70,2 х 80,0 х |
Приложение 3
к Программе развития
потребительского рынка в Чувашской Республике
на 1999-2001 годы
Объем оказанных бытовых услуг по районам и городам Чувашской Республики*
(тыс.руб.)
Наименование районов и городов |
Общий объем бытовых услуг населению за 1 полугодие 1999 года | ||||||||||||||
бытовые услуги, всего |
ремонт, окраска и пошив обуви |
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, текстиль- ной галан- тереи, ре- монт, по- шив и вя- зание три- котажа |
ремонт и техобслу- живание бытовой радио- элект- ронной аппара- туры |
техни- ческое обслу- живание и ремонт авто- транс- портных средств |
изго- товле- ние и ремонт мебели |
химичес- кая чист- ка и кра- шение |
услуги прачечных |
ремонт и строи- тельство жилья и других построек |
услуги фотогра- фий и фотоки- нолабо- раторий |
услуги бань и душевых |
услуги парикма- херских |
услуги пред- приятий по прокату |
транс- портно- экспеди- торские услуги |
риту- альные услуги |
|
Алатырский Аликовский Батыревский Вурнарский Ибресинский Канашский Козловский Комсомоль- ский Красноармей- ский Красночетай- ский Марпосадский Моргаушский Порецкий Урмарский Цивильский Чебоксарский Шемуршинский Шумерлинский Ядринский Яльчикский Янтиковский г.Чебоксары г.Алатарь г.Канаш г.Новочебок- сарск г.Шумерля Итого |
186,6 268,8 710,1 743,2 749,9 557,4 174,4 361,2 546,9 929,6 347,2 1623,5 342,4 408,3 870,8 1362,8 229,3 222,5 800,2 672,7 377,0 21472,7 1480,1 1083,0 3568,6 1134,6 41223,8 |
- 1,0 - - 4,3 - - - 9,7 20,1 - - 7,5 5,1 2,7 8,2 1,3 - 14,1 0,2 - 1744,2 8,6 176,3 358,9 - 2362,2 |
- 27,4 - 4,7 101,7 - 33 - 30,5 14,5 12,0 0,5 - 9,5 119,8 15,0 - - 97,5 10,2 10,2 3337,6 41,8 18,6 620,2 140,6 4645,7 |
0,9 - 96 0,6 12,8 10,3 - - 3,3 13,2 0,4 - 3,0 17,7 - 13,3 1,0 - 22,1 - 4,9 2102,6 3,1 52,9 82,8 55,5 2496,4 |
8,4 - 13,4 - - 11,1 0,3 - - 1,2 - 128,9 4,8 - - 283,0 - 2,0 5,3 - - 3565,8 30,0 25,2 494,2 52,5 4626,1 |
- - - - - - - 0,1 - - 37 - - - - 359,8 - - - - 10,8 111,3 - - 44,3 151,7 715 |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 119,4 - - - - 119,4 |
- - - - - - - - - - 8,6 - - - - - - - 9,3 3,0 - 21,8 1,2 63,0 0,1 60,0 158,4 |
- - - - - - 1,1 - - - 12,4 - - - - - - - - - - 293,1 78,2 200,2 579,2 60,2 1220,6 |
- 6,1 - - - - - - 3 15,4 18,4 - - 20,4 - - 0,6 - - - - 9,7 66,2 - 6,0 59,0 198,8 |
- 5,3 18,4 74,4 12,4 2,4 63,3 3,9 44,6 15,3 37,3 33,5 15,9 - 54,0 188,0 4,5 - 98 5,2 12,8 2086,4 19,5 257,1 426,3 98,7 3558,3 |
4,3 13,6 2,6 5,1 49,5 - - - 31,5 7,6 - - 20,1 70,4 7,0 34,2 - - 29,9 1,0 3,5 2365,9 53,5 103,7 203,6 80 3124,3 |
- - - - - - - - - - - - - - - 28,0 - - - - - 214,7 - - 41,7 4,4 28,8 |
103,7 177,8 579,5 281,1 225,8 347,4 75,7 334,1 315,4 130,2 115,0 465,1 199,9 192,0 231,0 201,5 56,6 88,7 398,7 326,6 214,1 1953,0 816,1 64,5 458,4 99,3 8451,2 |
3,8 4,9 3,5 5,7 2,3 1,0 2,0 20,2 10,2 40,9 3,3 11,9 1,0 2160,8 11,6 121,5 122 62,1 2588,7 |
* Данные по городам и районам приведены без предприятий и организаций с численностью до 15 человек.
Приложение 4
к Программе развития
потребительского рынка в Чувашской
Республике на 1999-2001 годы
Мероприятия по реализации программы
N пп |
Мероприятия | Срок испол- нения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Развитие инфраструктуры товарных рынков | |||
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. |
Создание в районах республики филиалов республиканского оп- тового продовольственного рынка Развитие на базе "МТВ Центр" сервисно-терминального ком- плекса межрегиональной оптовой торговли Формирование базы данных о предприятиях оптового звена и объектов складского хозяйства Создание системы оперативного обмена информацией по товар- ным рынкам регионов, входящих в ассоциацию "Большая Волга", на основе развития межрегио- нальных маркетинговых центров Разработка мероприятий по со- вершенствованию транспортного обслуживания предприятий по- требительского рынка Разработка организационных мер по активизации рекламы отечест- венных товаров Создание в городах и районах координирующих базовых предпри- ятий сферы услуг в целях совер- шенствования структуры и систе- мы управления Разработка мероприятий по раз- витию тароупаковочной индустрии Разработка пилотных проектов в подсистемах складского хозяйст- ва, информационного обеспече- ния тароупаковочной индустрии, транспортного обеспечения ин- фраструктуры товарных рынков |
2000 год 2001 год 2000 год 2000 год 2001 год 2000 год 2000 год 2001 год 2000 год |
Минпредпринимательства Чувашской Республики, администрации городов и районов Минпредпринимательства Чувашской Республики, отраслевые министерства Минпредпринимательства Чувашской Республики, администрации городов и районов Минпром Чувашской Республики, Минпред- принимательства Чуваш- ской Республики Минпром Чувашской Республики Минпром Чувашской Республики, Минпред- принимательства Чуваш- ской Республики администрации городов и районов Минпром Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики, отраслевые министерства |
2. Обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг |
|||
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. |
Открытие новых предприятий торговли, общественного питания (приложение 5) Развитие сети бытовых услуг (приложение 6) Разработка мероприятий по ста- билизации работы бань и пра- чечных и расширению сети саун и душевых Реконструкция и строительство рынков и мини-рынков (прило- жение 7) Разработка мероприятий по вос- становлению и расширению сети комплексных приемных пунктов сельских районов Создание базовых предприятий по оказанию социально значи- мых видов услуг для малообеспе- ченных слоев населения с пре- доставлением льгот по налогооб- ложению и коммунальным услу- гам для снижения себестоимости услуг Организация ежегодных выставок и ярмарок по реализации товаров народного потребления |
IV кв. 1999 - 2001 гг. IV кв. 1999 - 2001 гг. IV кв. 1999 - 2001 гг. IVкв. 1999 - 2001 гг. 2000 год 2000 год ежегод- но |
администрации городов и районов администрации городов и районов администрации городов и районов, Минпредпри- нимательства Чувашской Республики, Минстрой Чувашской Республики администрации городов и районов администрации городов и районов, Минпредприни- мательства Чувашской Республики Минсоцзащиты Чуваш- ской Республики, адми- нистрации городов и рай- онов Минпредпринимательства Чувашской Республики, Минсельхозпрод Чуваш- ской Республики, Мин- пром Чувашской Респуб- лики |
3. Научно-технологическая политика | |||
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. |
Создание и постоянное обновле- ние базы данных о предприятиях потребительского рынка Чуваш- ской Республики Создание высококлассных хим- чисток-прачечных на базе рекон- струкции и переоборудовании действующих Внедрение новых видов услуг: компьютерное проектирование парикмахерских услуг, пошива одежды Совершенствование услуг по ре- монту импортной телерадиоаппа- ратуры и сложнобытовой техники Модернизация и замена конт- рольно-кассовых машин на пред- приятиях потребительского рынка в соответствии с приложением 8 Внедрение системы безналичных расчетов с использованием мик- ропроцессорных карточек на 10 предприятиях г.г.Чебоксары и Новочебоксарска Предоставление оборудования в лизинг предприятиям потреби- тельского рынка Разработка комплексной про- граммы по производству, сбору, возврату, повторному использо- ванию и утилизации упаковки товаров народного потребления на базе местных предприятий Разработка рекомендаций и вне- дрение технологий штрихового кодирования и других методов идентификации товаров Обеспечение маркировки потре- бительских товаров местных про- изводителей с учетом установ- ленных обязательных требований (достоверности, доступности и достаточности) Внедрение приборов контроля подлинности акцизных и специ- альных марок на предприятиях розничной торговли |
ежегод- но 2001 год 2001 год 2000 год IV кв. 1999- 2001 гг. 2000- 2001 гг. постоян- но 2001 год 2000 год 2000 год 2000 год |
Минпредпринимательства Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики, администрация г.Чебок- сары администрации городов, Минпредпринимательства Чувашской Республики администрации городов, Минпредпринимательства Чувашской Республики администрации районов и городов, Минпредприни- мательства Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики Минпром Чувашской Рес- публики, Минпредпринима- тельства Чувашской Рес- публики Чувашский Центр стан- дартизации, метрологии и сертификации Чувашский Центр стан- дартизации, метрологии и сертификации Минпредпринимательства Чувашской Республики, администрации городов и районов |
4. Занятость и кадровое обеспечение | |||
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. |
Создание новых рабочих мест на открываемых предприятиях по- требительского рынка Создание новых рабочих мест по программе самозанятости насе- ления Организация бесплатных кон- сультаций, профориентационных услуг, дополнительного образо- вания или профессий для веде- ния собственного дела незанятым гражданам Проведение аттестаций руково- дителей государственных и муни- ципальных предприятий потреби- тельского рынка Разработка и внедрение пер- спективных планов повышения квалификации руководителей и специалистов органов государ- ственного и местного управления сферой потребительского рынка Разработка и внедрение планов подготовки и переподготовки специалистов, безработных Разработка и реализация про- грамм обучения руководителей предприятий потребительского рынка по охране труда и сани- тарного законодательства Разработка предложений по со- вершенствованию квалификаци- онных требований и перечня профессий в общероссийские классификаторы Подготовка специалистов массо- вых профессий для предприятий потребительского рынка на базе профессионального, среднего и высшего образования Проведение информационно- консультативных семинаров по вопросам формирования рацио- нальной товарной политики, нормативного и правового регу- лирования деятельности пред- приятий торговли и обществен- ного питания Организация конкурсов профес- сионального мастерства среди работников массовых профессий |
IV кв. 1999 - 2001 гг. IV кв. 1999 - 2001 гг. IV кв. 1999 - 2001 гг. IV кв. 1999 - 2001 гг. 2000 год 2000 год 2000- 2001 гг. 2000 год IV кв. 1999- 2001 гг. ежегод но ежегод но |
администрации городов и районов ДФГСЗН по Чувашской Республике ДФГСЗН по Чувашской Республике администрации городов и районов, Минпредприни- мательства Чувашской Республики ДФГСЗН по Чувашской Республике ДФГСЗН по Чувашской Республике Минтруд Чувашской Рес- публики, администрации городов и районов Минтруд Чувашской Рес- публики Минобразования Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики, администрации городов и районов Минпредпринимательства Чувашской Республики, администрации городов и районов |
5. Государственно-правовое регулирование | |||
5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. 5.10. |
Разработка правил работы рын- ков на территории Чувашской Республики Разработка правил работы пред- приятий розничной торговли Разработка предложений по со- вершенствованию системы сер- тификации в сфере услуг Подготовка предложений для внесения изменений и дополне- нии в Кодекс РСФСР "Об адми- нистративных правонарушениях", предусматривающих ответствен- ность за нарушение правил быто- вого обслуживания Разработка проекта Закона Чу- вашской Республики "О бытовом обслуживании населения" Подготовка обоснования для представления в Департамент Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Фе- дерации о разработке новых са- нитарных правил для парик- махерских и косметических ка- бинетов Предоставление льготного тарифа на теплоэнергию муниципально- му предприятию химчистки и крашения одежды "Илемпи" (г.Чебоксары) в связи с возло- женными на него функциями по обеззараживанию одежды в рам- ках мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных си- туаций Разработка и принятие норма- тивно-правовых актов по сель- ской занятости в сфере бытового обслуживания населения Подготовка предложений по раз- работке нормативных докумен- тов, регламентирующих деятель- ность предприятий потребитель- ского рынка Подготовка предложений по ре- гулированию деятельности по- требительского рынка |
2000 год 2000 год 2000 год 2000 год 2001 год 1999 год 2000- 2001 гг. 1999 год 2000- 2001 гг. 2000- 2001 гг. |
Минпредпринимательства Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики, Чувашский Центр стан- дартизации, метрологии и сертификации Минпредпринимательства Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики ЦГСЭН в Чувашской Республике Минпром Чувашской Республики ДФГСЗН по Чувашской Республике, администра- ции городов и районов Минпредпринимательства Чувашской Республики Минпредпринимательства Чувашской Республики |
Приложение 5
к Программе развития
потребительского рынка в Чувашской
Республике на 1999-2000 годы
Потребность в предприятиях торговли и общественного питания в городах и районах Чувашской Республики
Наименование городов и районов |
Потребность в торговых площадях в соответствии с нормой, кв. метров |
Имеющаяся торговая площадь, кв.метров |
Потребность в посадочных местах в соответствии с нормой |
Имеющиеся посадочные места |
Алатырский Аликовский Батыревский Вурнарский Ибресинский Канашский Козловский Комсомольский Красноармейский Красночетайский Марпосадский Моргаушский Порецкий Урмарский Цивильский Чебоксарский Шемуршинский Шумерлинский Ядринский Яльчикский Янтиковский г.Чебоксары г.Алатырь г.Канаш г.Новочебоксарск г.Шумерля Итого |
6870 6780 12270 13200 8580 12960 8190 8520 5610 6900 8580 11370 5730 8880 11220 17490 5100 4590 10890 7830 5910 131208 13188 15400 34916 11368 393550 |
4289 6139 8601 8745 5172 8053 7629 6867 6226 4591 9307 9670 4072 5268 6805 11471 1490 4408 8442 4886 5806 88757 7260 10050 14956 4055 263015 |
916 904 1636 1760 1144 1728 1092 1136 748 920 1144 1516 764 1184 1496 2332 680 612 1452 1044 788 18744 1884 2200 4988 1624 54436 |
110 194 480 608 352 174 150 154 294 212 861 505 100 104 320 713 302 - 874 186 190 9606 318 401 2612 748 20568 |
Приложение 6
к Программе развития
потребительского рынка в Чувашской
Республике на 1999-2001 годы
Прогноз развития сети бытовых услуг в городах и районах Чувашской Республики
Наименование услуг | Количество объектов |
1 | 2 |
Ремонт, окраска и пошив обуви Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажа Ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Изготовление и ремонт мебели Химическая чистка и крашение Ремонт и строительство жилья и других построек Услуги фотографий и фотокинолабораторий Услуги бань и душевых Услуги парикмахерских Услуги предприятий по прокату Комплексные приемные пункты Итого |
7 14 9 15 5 6 7 8 5 12 5 10 103 |
Приложение 7
к Программе развития потребитель-
ского рынка в Чувашской
Республике на 1999-2001 годы
Прогноз реконструкции и строительства рынков и минирынков в городах и районах Чувашской Республики
Наименование городов и районов |
Количество объектов |
Торговых мест |
1 | 2 | 3 |
Алатырский район Вурнарский район Комсомольский район Красноармейский район Красночетайский район Моргаушский район Урмарский район Шемуршинский район Шумерлинский район Ядринский район Янтиковский район г.Чебоксары г.Алатырь г.Канаш г.Новочебоксарск г.Шумерля Итого |
3 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 21 |
90 100 100 50 50 50 50 125 250 70 75 230 250 186 50 100 1826 |
Приложение 8
к Программе развития потребительского
рынка в Чувашской Республике
на 1999 -2001 годы
Замена и модернизация контрольно-кассовых машин в 1999-2001 годы по Чувашской Республике
N пп |
Наименование районов, городов |
Количество конт- рольно-кассовых машин, зарегист- рированных в налоговом органе (района, города) на 01.07.99 г. |
Замена контрольно-кассовых машин |
Модернизация контрольно-кассовых машин |
Итого под- лежат за- мене и мо- дернизации |
||||||
всего | 1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
всего | 1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. |
Алатырский Аликовский Вурнарский Батыревский Ибресинский Канашский Козловский Комсомольский Красноармейский Красночетайский Марпосадский Моргаушский Порецкий Урмарский Цивильский Чебоксарский Шемуршинский Шумерлинский Ядринский Яльчикский Янтиковский г.Чебоксары г.Алатырь г.Канаш г.Новочебоксарск г.Шумерля Итого |
89 83 182 184 169 180 161 130 80 42 155 211 57 123 191 384 60 63 238 132 66 5605 300 613 1237 349 11084 |
24 39 66 25 66 26 127 10 5 6 82 48 28 57 55 22 10 8 127 26 1 1258 26 236 378 102 2858 |
4 10 11 11 14 26 39 10 5 6 28 17 16 39 55 22 - 3 84 13 - 791 6 156 301 100 1767 |
20 21 2 7 52 - 75 - - - 34 15 12 16 - - 5 - 36 10 1 313 12 45 77 2 755 |
- 8 53 7 - - 13 - - - 20 16 - 2 - - 5 5 7 3 - 154 8 35 - - 336 |
- - - - 44 - - - - - - 1 - 5 - - 8 4 7 13 - 48 25 22 - 3 180 |
- - - - 44 - - - - - - 1 - 5 - - 4 4 1 9 - 34 5 22 - 3 132 |
- - - - - - - - - - - - - - - - 4 - 6 4 - 14 11 - - - 39 |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9 - - - 9 |
24 39 66 25 110 26 127 10 5 6 82 49 28 62 55 22 18 12 134 39 1 1306 51 258 378 105 3038 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 1999 г. N 210 "О Программе развития потребительского рынка в Чувашской Республике на 1999-2001 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики, 1999 г., N 11-12, ст.470
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 февраля 2009 г. N 44 настоящее постановление признано утратившим силу