Указ Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 30
"О республиканской программе "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы"
Указом Президента Чувашской Республики от 1 апреля 2008 г. N 30 настоящий Указ признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Указа
В целях комплексного решения проблем детства, создания условий для улучшения жизнедеятельности и всестороннего развития детей, проживающих в Чувашской Республике, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы со следующими подпрограммами: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Программа).
2. Кабинету Министров Чувашской Республики предусматривать ежегодно средства для реализации Программы при разработке проектов законов о республиканском бюджете Чувашской Республики.
3. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики разработать районные и городские программы социальной поддержки детей и семей.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Президент |
Н.Федоров |
г.Чебоксары
9 апреля 2001 года
N 30
Утверждена
Указом Президента
Чувашской Республики
от 9 апреля 2001 г. N 30
Республиканская программа "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы"
Паспорт республиканской программы "Дети Чувашии" 2001-2003 годы
Наименование Программы республиканская программа "Дети Чувашии" на
2001-2003 годы
Государственный заказчик Министерство социальной политики Чувашской
Программы Республики
Основные разработчики Министерство социальной политики Чувашской
Программы Республики
Министерство здравоохранения Чувашской
Республики
Министерство образования Чувашской Республики
Цель Программы формирование основ комплексного решения проблем
детей;
создание условий для их полноценной
жизнедеятельности и развития
Срок реализации Программы 2001-2003 годы
Исполнители мероприятий Министерство социальной политики Чувашской
Программы Республики, Министерство здравоохранения
Чувашской Республики, Министерство образования
Чувашской Республики, Министерство культуры и
делам национальностей Чувашской Республики,
Министерство внутренних дел Чувашской
Республики, Министерство физической культуры и
спорта Чувашской Республики, Государственный
комитет Чувашской Республики по делам молодежи,
Государственный комитет Чувашской Республики по
печати и информации, Государственный комитет
Чувашской Республики по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям, Военный
комиссариат Чувашской Республики, ГТРК
"Чувашия", Фонд социального страхования
Чувашской Республики, Фонд обязательного
медицинского страхования Чувашской Республики,
администрации городов и районов
Перечень подпрограмм: "Дети-инвалиды"
"Дети-сироты"
"Планирование семьи"
"Одаренные дети"
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"
Объемы и источники 211,553 млн. рублей, в том числе из
финансирования Программы федерального бюджета 51,219 млн. рублей, из
республиканского бюджета Чувашской Республики
22,954 млн. рублей, из местных бюджетов 6,930
млн. рублей, из внебюджетных средств 130,45
млн. рублей
Ожидаемые конечные улучшение положения детей и подростков
результаты республики: создание благоприятных условий для
жизнедеятельности, обучения и развития
Контроль за исполнением Министерство социальной политики Чувашской
программы Республики, Министерство здравоохранения
Чувашской Республики, Министерство образования
Чувашской Республики, Министерство культуры и
по делам национальностей Чувашской Республики
Республиканская программа "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы
Обоснование разработки
В результате реализации республиканской программы "Дети Чувашии" за 1998-2000 годы заинтересованными министерствами и организациями проделана соответствующая работа.
В рамках выполнения подпрограммы "Дети-инвалиды" приняты меры по улучшению комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов, обеспечению детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими их самообслуживание, укреплению материально-технической базы социальных учреждений для детей-инвалидов. Создаются предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции их в общество.
В результате реализации подпрограммы "Дети-сироты" создана система профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки и специализации воспитанников интернатных учреждений и их выпускников, для детей-сирот организованы досуговая занятость, отдых, массовые виды спорта и туризма, оказывалась материальная помощь опекунским семьям, семьям группы социального риска.
В рамках подпрограммы "Планирование семьи" в районах и городах республики получили дальнейшее развитие и укрепление службы планирования семьи, внедрена современная система подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни; повысилась информационность населения знаниями в вопросах репродуктивного здоровья, об использовании современных средств контрацепции.
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" создан банк данных одаренных детей, приняты меры по укреплению имеющейся материально-технической базы для работы с одаренными детьми, увеличилось количество мероприятий с участием одаренных детей.
Выполнение подпрограммы "Профилактика алкоголизма и наркомании среди детей, подростков и юношей" позволило решить вопросы улучшения специализированной наркологической помощи детско-подростковому населению, организации реабилитационных мероприятий с детьми.
В соответствии с подпрограммой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проделана работа по укреплению материально-технической базы социальных учреждений помощи семье и детям, интернатных учреждений, что способствовало улучшению качества обучения и воспитания детей в них. Приняты меры по нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни. В 2000 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в республике сократилось на 13,9%, количество несовершеннолетних участников преступлений уменьшилось на 2,5%.
Намечены основы комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современных условиях.
Однако остается нереализованным ряд мероприятий программы "Дети Чувашии" на 1998-2000 годы: не закуплены средства для безопасного аборта, в ряде районов и городов не открыты социальные учреждения помощи семье и детям.
В республике остается сложной демографическая обстановка: снижается коэффициент рождаемости, увеличивается количество детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных детей, социальных сирот, неполных семей, одиноких матерей, среднедушевой доход у 46,3% населения ниже величины прожиточного минимума, медленно снижается преступность среди детей и подростков.
В целях дальнейшей комплексной реализации основных направлений социальной политики по улучшению жизнедеятельности детей, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья или рессоциализации детей с девиантным поведением, формирования и укрепления правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработана республиканская программа "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы (далее - Программа) с включением 5 подпрограмм: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Подпрограмма "Дети-инвалиды" направлена на:
решение задач ранней диагностики детей с физическими и психическими отклонениями;
развитие форм и методов оказания помощи семьям, имеющим детей-инвалидов;
улучшение качества и формы обучения детей-инвалидов.
Подпрограмма "Дети-сироты" включает комплекс мер по:
защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ослаблению негативных последствий сиротства;
созданию в детских домах и школах-интернатах условий для воспитания полноценных граждан, здоровых физически и психически;
развитию семейных форм устройства детей-сирот.
Подпрограмма "Планирование семьи" направлена на:
развитие и укрепление службы планирования семьи в республике;
обеспечение нормативной правовой базы службы планирования семьи;
совершенствование информационной системы, обеспечение населения современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использование современных средств контрацепции;
внедрение современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирования по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры общества в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения;
создание эффективной системы подготовки специалистов в области планирования семьи, разработка и внедрение стандартов обучения;
обеспечение потребности населения в различных средствах и методах контрацепции, совершенствование медицинской технологии планирования семьи и безопасного аборта.
Подпрограмма "Одаренные дети" предусматривает мероприятия по:
созданию оптимальных условий и дальнейшему совершенствованию существующей системы для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
подготовке педагогических кадров и научно-методическому обеспечению работы с одаренными детьми;
проведению республиканских мероприятии, способствующих выявлению и развитию одаренных детей;
организации поисково-экспериментальной работы учреждений образования.
повышение эффективности функционирования и координации деятельности всех субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание единого реабилитационного пространства;
снижение темпов роста преступности, вовлечение в этот процесс органов управления, общественных объединений, которые могут оказать профилактическое воздействие на факторы, обусловливающие совершение преступлений и иных правонарушений;
создание на местах условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
приведение нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с современными условиями;
обобщение и внедрение эффективного опыта деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Механизм реализации Программы
Координацию работы по реализации Программы осуществляет Министерство социальной политики Чувашской Республики.
Для координации работы будет создана рабочая группа из числа руководителей министерств, иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, общественных организаций.
Заказчиками подпрограмм являются:
"Дети-инвалиды" Министерство социальной политики
Чувашской Республики
"Дети-сироты" Министерство образования Чувашской
Республики
"Планирование семьи" Министерство здравоохранения Чувашской
Республики
"Одаренные дети" Министерство образования Чувашской
Республики
"Профилактика Министерство образования Чувашской
безнадзорности и Республики
правонарушений
несовершеннолетних"
Финансовое обеспечение Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 211,553 млн. рублей, в том числе из:
федерального бюджета 51,219 млн. рублей;
республиканского бюджета 22,954 млн. рублей;
Чувашской Республики
местных бюджетов 6,930 млн. рублей;
внебюджетных средств 130,450 млн. рублей;
Из них по подпрограммам:
"Дети-инвалиды" 19,024 млн. рублей;
"Дети-сироты" 20,356 млн. рублей;
"Планирование семьи" 4,455 млн. рублей;
"Одаренные дети" 2,392 млн. рублей;
"Профилактика 165,326 млн. рублей;
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних"
Подпрограмма "Дети-инвалиды"
Характеристика проблемы
В Чувашской Республике, как и в целом по Российской Федерации, в последние годы увеличивается число детей-инвалидов. С 1996 года количество детей-инвалидов возросло на 54,2% и на 1 января 2001 г. их количество составило 6471. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможности вести нормальный образ жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
В ходе реализации республиканской программы "Дети Чувашии" на 1998-2000 годы удалось улучшить работу по профилактике детской инвалидности и организации лечения детей-инвалидов, расширить сеть учреждений, деятельность которых направлена на предупреждение детской инвалидности. На базе Республиканской медико-генетической консультации. Республиканской детской клинической больницы проводится массовый скрининг новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотериоз, ауреногенитальный синдром и т.д. На базе Республиканской детской клинической больницы функционирует сурдологопедический центр. Создан республиканский постоянно действующий диагностический центр. В гг. Чебоксары и Новочебоксарске действуют медико-педагогические центры для помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов. Организована сеть консультационных пунктов. Созданы постоянно действующие психолого-медико-педагогические консультации на базе специальной школы для глухих и слабослышащих. При общеобразовательных школах открыты специальные классы компенсирующего обучения для испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. В республике функционируют 30 коррекционных дошкольных учреждений с контингентом 813 детей, обучаются на дому 265 детей-инвалидов.
В профессиональных училищах N 11, 17, 23 организовано обучение инвалидов по специальностям столяр, портной, лозоплетение, станочник,
Цивильская и Октябрьская школы-интернаты для слабослышащих детей обеспечены слуховыми аппаратами, вспомогательные школы-интернаты - автотранспортом. Завершается строительство банно- прачечного комплекса Цивильской школы-интерната, осуществлен капитальный ремонт Октябрьской школы-интерната.
Ежегодно организуется оздоровление детей-инвалидов в загородных детских оздоровительных учреждениях, в том числе на базе республиканского детского психосоматического санатория "Алый парус", где преимущественно получают санаторное лечение дети с детским церебральным параличом и другими неврологическими заболеваниями.
В системе социальной защиты населения социальная реабилитация детей-инвалидов проводится в муниципальном социальном учреждении "Чебоксарский городской центр реабилитации для лиц с дефектами умственного и физического развития", отделениях реабилитации детей-инвалидов в центрах социальной помощи семье и детям Ленинского и Калининского районов г. Чебоксары, центрах социального обслуживания населения гг. Канаша, Шумерли. Кроме того, на базе 5 лечебных учреждений функционируют отделения медико-социальной реабилитации для детей-инвалидов.
За 1998-2000 годы значительно улучшено материальное обеспечение учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов. В рамках выполнения федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" социальным учреждениям реабилитации детей-инвалидов из федерального бюджета выделены реабилитационное оборудование и автотранспорт на сумму 1146,5 тыс. рублей.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов.
Мероприятия, предусмотренные в данной подпрограмме, обеспечат профилактику детской инвалидности, обучение и воспитание детей-инвалидов, дальнейшее развитие учреждений медико-социальной реабилитации, оснащение их специальным оборудованием, приспособлениями, облегчающими самообслуживание детей-инвалидов.
Кроме того, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о признании инвалидами детей в возрасте до 18 лет, увеличатся нагрузка, материальные и финансовые затраты на содержание реабилитационных учреждений всех типов.
Цели и задачи подпрограммы "Дети-инвалиды"
Целью подпрограммы "Дети-инвалиды" (далее - подпрограмма) является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, их родителей, создание условий для независимой жизни.
Подпрограмма предусматривает решение проблем детей-инвалидов, что позволит уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, детей-инвалидов с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности; снизить инвалидность у детей от хронических заболеваний; создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, включает комплекс мер, направленных на:
усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
улучшение проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими их самообслуживание;
укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов;
обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами.
Основные направления реализации подпрограммы
Основными направлениями подпрограммы являются:
раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха и зрения, центральной нервной системы;
повышение уровня технической оснащенности реабилитационных учреждений для детей с умственными и физическими ограничениями;
улучшение условий проживания, воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов;
организация досуга детей-инвалидов.
Оценка эффективности реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит:
уменьшить случаи рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, ведущими к инвалидности;
повысить эффективность реабилитационных мероприятий;
обеспечить детям-инвалидам доступ к образованию, спорту, культуре.
Ожидаемые результаты - это:
повышение качества оказываемых социально-реабилитационных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях и в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания семьи и детей по вопросам социальной реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными техническими средствами;
предоставление в полном объеме льгот и гарантий, предусмотренных существующими нормативными правовыми актами.
Социальная значимость подпрограммы:
государственная социальная поддержка детей-инвалидов;
государственная поддержка социальных учреждений реабилитации детей-инвалидов;
оздоровление детей-инвалидов.
Перечень мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды"
N пп |
Мероприятия | Исполнители | Сроки (годы) |
Стои- мость (тыс. рублей) всего |
в том числе: | Источники финансирования | ||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | феде- ральный бюджет |
респуб- ликан- ский бюджет Чуваш- ской Респуб- лики |
местные бюджеты |
|||||
I. Профилактика детской инвалидности и организация лечения детей-инвалидов |
||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Организация массового скрининга новорожденных на врожденный гипотериоз, фенилкетонурию Обеспечение детей-инвалидов с фенилкетонурией белковыми гидролизаторами Оздоровление детей-инвалидов в санаториях "Мать и дитя", загородных детских оздоровительных учреждениях Организация консультативных пунктов для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, при городских и районных поликлиниках Открытие специальных классов компенсирующего обучения при общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ Организация конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества детей-инвалидов Организация республиканского спортивного фестиваля Установление квоты для приема на работу детей- инвалидов - выпускников профессиональных училищ районов и городов |
Минздрав Чувашии Минздрав Чувашии Минздрав Чувашии, Минсоцполи- тики Чува- шии Минздрав Чувашии, администра- ции районов и городов Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрации районов и городов Минкультуры Чувашии, Минобразо- вания Чува- шии, Мин- соцполитики Чувашии, администра- ции районов и городов Минспорт Чувашии, Минсоцполи- тики Чува- шии, адми- нистрации районов и городов ДФГСЗН по Чувашской Республике, администра- ции |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
8514,9 709,5 4410,0 - - 60,0 60,0 - |
2838,3 90,5 1470,0 - - - 20,0 - |
2838,3 293,0 1470,0 - - 30,0 20,0 - |
2838,3 326,0 1470,0 - - 30,0 20,0 - |
8514,9 709,5 - - - - - - |
- - 4410,0 - - 30,0 50,0 - |
- - - - - 30,0 10,0 - |
II. Оснащение техническими средствами реабилитации и автотранспортом учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями |
||||||||||
1. | Обеспечение автотранспортом и реабилитационным оборудованием: Кугесьского детского дома-интерната для умственно отсталых детей; муниципального социального учреждения "Чебоксарский городской центр реабилитации для лиц с дефектами умственного и физического развития"; Цивильской школы- интерната для глухих детей" Отделения реабилитации детей-инвалидов центра социальной помощи семье и детям администрации Калининского района г.Чебоксары |
Минсоцполи- тики Чува- шии - " - Минобразо- вания Чу- вашии Минсоцполи- тики Чува- шии |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
800,0 1000,0 120,0 350,0 |
150,0 200,0 120,0 130,0 |
150,0 300,0 - 120,0 |
500,0 500,0 - 100,0 |
800,0 1000,0 - 350,0 |
- - 120 - |
- - - - |
III. Строительство и реконструкция учреждений | ||||||||||
1. 2. |
Цивильская школа- интернат для глухих детей: капитальный ремонт завершение строительства банно-прачечного комплекса Организация оздоровления детей-инвалидов Итого |
Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрация Цивильского района Минсоцполи- тики Чува- шии |
2002 2002- 2003 2001- 2003 |
500,0 1000,0 1500,0 19024,4 |
- - 500,0 5518,8 |
500,0 500,0 500,0 6721,3 |
- 500,0 500,0 6784,3 |
- - 1500,0 12874,4 |
500,0 1000,0 - 6110,0 |
- - - 40,0 |
Подпрограмма "Дети-сироты"
Обоснование разработки
Необходимость разработки подпрограммы "Дети-сироты" (далее - подпрограмма) обусловлена продолжающимся ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшением условий проживания и воспитания детей-сирот в интернатных учреждениях, проблемами постинтернатной адаптации и жизнеустройства выпускников интернатных учреждений.
Основными причинами, приводящими к социальному сиротству, являются нарушение функции семьи, асоциальный образ жизни, алкоголизм родителей, падение жизненного уровня населения и ухудшение условий содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок родителей, напряженное психологическое состояние семьи.
Необходимо продолжить работу по укреплению материально-технической базы интернатных учреждений и домов ребенка республики.
Очевидна необходимость совершенствования содержания форм и методов работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Педагогическая работа с детьми-сиротами и социальными сиротами должна быть направлена на формирование основ личности воспитанников, их социальную адаптацию и готовность к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
По состоянию на 1 января 2000 г. в семьях опекунов (попечителей) проживают 2340 детей, в школах-интернатах, детских домах, домах ребенка IS56 детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Сокращается количество граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание. Так, в 1998 году в течение года переданы в семьи граждан (опека, попечительство, усыновление) 70 процентов детей из числа выявленных сирот, с 1999 году только 59 процентов детей, остальные устроены в интернатные учреждения.
Преимущественной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (90 процентов от общего числа детей, устроенных в семьи).
В ходе реализации подпрограммы "Дети-сироты", разработанной на 1998-2000 годы, принят Закон Чувашской Республики "О социальных гарантиях приемной семье", который позволит ввести в республике новую семейную форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы заключается в создании условий для предупреждения социального сиротства, обеспечения государственной опеки, организации обучения и воспитания, медико-социальной реабилитации и адаптации детей-сирот, их подготовки к самостоятельной жизни.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ослабление негативных последствий сиротства;
создание условий для развития государственных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание в детских домах и школах-интернатах условий для воспитания полноценных граждан, здоровых физически и психически;
укрепление материально-технической базы домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;
развитие семейных форм устройства детей-сирот.
Ожидаемые результаты
Данная подпрограмма обеспечивает развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение физического и психического здоровья воспитанников школ-интернатов и детских домов, повышение эффективности их воспитания, обучения и социальной адаптации.
Перечень мероприятий подпрограммы "Дети-сироты"
N пп |
Мероприятия | Исполнители | Сроки (годы) |
Стои- мость (тыс. рублей) всего |
в том числе | Источники финансирования | ||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
феде- раль- ный бюд- жет |
респуб- ликан- ский бюджет ЧР |
местные бюдже- ты |
|||||
I. Укрепление материальной базы интернатных учреждений | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Завершение строительства учебного корпуса Кали- нинской вспомогательной школы-интерната Осуществление капиталь- ного ремонта в школах- интернатах и детских до- мах: Канашская школа-интер- нат Козловская школа-интер- нат Ибресинская школа-интер- нат Кугесьская школа-интер- нат Октябрьская школа-интер- нат Порецкая школа-интернат Цивильская школа-интер- нат для глухих детей Чувашский лицей- интернат Шумерлинский детский дом Шумерлинская школа- интернат Ядринский детский дом Ядринская гимназия- интернат Батыревская школа- интернат Перевод котельной Ци- вильской вспомогательной школы-интерната с твер- дого топлива на газ Обеспечение интернатных учреждений автомобиль- ным транспортом: Козловская школа-интер- нат Канашская школа-интер- нат Алатырская школа-интер- нат Обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оборудовани- ем, инвентарем для раз- вития трудовых навыков, спортивных и художест- венных интересов и спо- собностей: компьютеры; набор слесарных и сто- лярных инструментов для организации допрофес- сионального обучения; станки токарные и сле- сарные; логопедические компь- ютерные тренажеры; сельскохозяйственные машины Оснащение медицинским оборудованием Развитие подсобных хо- зяйств |
Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрации районов и городов |
2001- 2002 2001- 2003 2001- 2002 2002- 2003 2002 2003 2002- 2003 2002- 2003 2003 2002- 2003 2002 2002 2002 2003 2002 2002 2001 2002 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
7000,0 1100,0 1000,0 160,0 700,0 1000,0 1000,0 100,0 1200,0 500,0 100,0 411,0 200,0 200,0 600,0 120,0 120,0 120,0 75,0 15,0 100,0 35,0 1500,0 3000,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
6000,0 500,0 - - - - - - - - - - - - - 120,0 - - 25,0 - - 35,0 500,0 1000,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
1000,0 600,0 600,0 160,0 - 300,0 300,0 - 600,0 500,0 100,0 411,0 - 200,0 600,0 - 120,0 - 25,0 15,0 100,0 - 500,0 1000,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
- - 400,0 - 700,0 700,0 700,0 100,0 600,0 - - - 200,0 - - - - 120,0 25,0 - - - 500,0 1000,0 в пре- делах теку- щего нанси- рова- ния |
6000,0 1100,0 - - - - - - - - - - - - - 120,0 120,0 - 25,0 15,0 100,0 35,0 1500,0 - - |
1000,0 - 1000,0 160,0 700,0 1000,0 1000,0 100,0 1200,0 500,0 100,0 411,0 200,0 200,0 600,0 - - 120,0 50,0 - - - - 3000,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
II. Обеспечение социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Создание в интернатных учреждениях разновозра- стных групп с сохране- нием родственных отноше- ний Введение должностей со- циального педагога и психолога во всех школах интернатах и детских до- мах Развитие системы допол- нительного образования в учреждениях для детей- сирот и детей, оставших- ся без попечения родите- лей Внедрение инновацион- ных подходов в работе с детьми-сиротами и деть- ми, оставшимися без по- печения родителей Организация смотров- конкурсов среди учрежде- ний для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Педагогические чтения по проблемам обучения, вос- питания и социальной адаптации детей-сирот Создание системы трудо- вой подготовки как осно- вы жизненного самоопре- деления: организация допрофессио- нальной и профессио- нальной подготовки с учетом потребности рынка труда в республике; обучение экономическим знаниям; квотирование рабочих мест на предприятиях для детей-сирот и детей, ос- тавшихся без попечения родителей Принятие на учет лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей не имеющих жилья, за 1 год до окончания ими уч- реждений образования, предоставление жилья в соответствии с законода- тельством Восстановление и сохра- нение здоровья воспитан- ников: психолого-педагогичес- кое и медико-физиологи- ческое обследование уча- щихся: внедрение здоровьесбе- регающих технологий в жизнедеятельность учреж- дений; обеспечение лекарст- венными препаратами для оказания неотложной по- мощи и профилактики эндемического зоба; проведение С-витаминиза- ции; организация индивиду- ального медико-педагоги- ческого сопровождения |
Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрации районов и городов Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрации районов и городов Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрации районов и городов Минобразо- вания Чува- шии, Чуваш- ский рес- публикан- ский инсти- тут образо- вания, ад- министрации районов и городов Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрации районов и городов администра- ции районов и городов Минобразо- вания Чува- шии, Мин- здрав Чува- шии |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния "-" - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния - - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния "-" - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния - - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния "-" - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния - - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
в пре- делах теку- щего нанси- рова- ния "-" - в пре- делах теку- щего нанси- рова- ния - - в пре- делах теку- щего нанси- рова- ния |
- - - - - - - |
- - - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния - - - |
в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния "-" - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния - - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рова- ния |
III. Предупреждение социального сиротства | ||||||||||
1. 2. 3. |
Развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Оказание помощи гражда- нам, принявшим детей- сирот на воспитание: выплата пособий на со- держание подопечных де- тей; обеспечение бесплатно- го проезда на городском и пригородном транспор- те; обеспечение доступ- ности дошкольных учреж- дений для всех категорий граждан Оказание материальной помощи приемным семьям и городов Итого |
Минобразо- вания Чува- шии, адми- нистрации районов и городов администра- ции районов и городов администра- ции районов |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
-"- -"- -"- 20356,0 |
-"- -"- -"- 8180,0 |
-"- -"- -"- 7131,0 |
-"- -"- -"- 5045,0 |
- - - 8895,0 |
-"- - - 11461,0 |
-"- -"- -"- - |
Подпрограмма "Планирование семьи"
Характеристика проблемы
В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях Чувашской Республики открыты кабинеты планирования семьи, оснащенные необходимым оборудованием и методической литературой. Особую роль занимает республиканский центр планирования семьи и репродукции Министерства здравоохранения Чувашской Республики. В рамках подпрограммы "Планирование семьи" в 1998-2000 годах приобретены ультразвуковой аппарат "Алока-1100", гистероскопический набор, аудиовидеотехника. С целью правового обеспечения охраны материнства и детства разработаны три сертифицированные компьютерные программы, проводится компьютерный мониторинг вредных привычек среди детей и подростков. За время реализации программы подготовлено более 150 медицинских работников по вопросам консультирования семьи. Особое значение придавалось работе с семьями высокого медико-социального риска.
Основной особенностью ситуации, характеризующей проблему планирования семьи в Чувашской Республике, как в целом по Российской Федерации, остается высокая распространенность абортов, оказывающих существенное влияние на состояние репродуктивного здоровья женщин, показатели материнской и младенческой смертности.
Сложившаяся ситуация с высокой частотой искусственных абортов и невынашивания беременности отрицательно влияет на здоровье матери будущего ребенка, обусловливает необходимость пристального внимания к проблеме планирования семьи с позиции повышения ответственности к профилактике нежелательной беременности.
Одним из важнейших разделов подпрограммы "Планирование семьи" (далее - подпрограмма) является охрана репродуктивного здоровья подростков и молодежи, так как состояние репродуктивной функции во многом определяется ее становлением в детстве и пубертатном периоде. Оздоровление девочек-подростков и юношей - будущих матерей и отцов является важнейшим условием сохранения репродуктивной функции, создания полноценной семьи. Среди юношей все чаще стали регистрироваться хронические простатиты, в результате этого наблюдается катастрофическое снижение фертильности мужчин.
Сложившееся положение дел свидетельствуют о необходимости дальнейшего укрепления государственной службы планирования семьи, интеграции усилий медицинских и социальных работников органов образования, социальной защиты, средств массовой информации на охрану репродуктивного здоровья подростков и молодежи, половое воспитание несовершеннолетних.
Цели и задачи подпрограммы
Целями подпрограммы являются охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей, снижение числа абортов и материнской смертности.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
развитие и укрепление службы планирования семьи в республике;
совершенствование информационной системы, обеспечение населения современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использование современных средств контрацепции;
внедрение современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирования по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры общества и единой системы санитарно-гигиенического воспитания населения;
создание эффективной системы подготовки специалистов в области планирования семьи, разработка и внедрение стандартов обучения;
обеспечение потребности населения в различных средствах и методах контрацепции, совершенствование медицинской технологии планирования семьи и безопасного аборта.
Основные направления реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы предусматривается и четырех направлениях:
1. Организация службы планирования семьи.
Предусматриваются мероприятия по дальнейшему оснащению кабинетов планирования семьи в районах и городах, открытие республиканского подросткового центра, развитие детско-подростковой андрологии.
2. Подготовка и повышение квалификации кадров. Предусматривается методическое обеспечение системы нолю гонки медицинских и социальных работников по вопросам планирования семьи.
3. Информационная работа с населением.
Предполагается разработка методической литературы, плакатов по вопросам ценности семьи, воспитания здорового образа жизни.
4. Приобретение средств для безопасного аборта и контрацепции.
Предусматривается приобретение средств контрацепции для бесплатного обеспечения женщин из групп высокого медико-социального риска.
Основные этапы реализации подпрограммы
Предусмотрена поэтапная реализация подпрограммы:
1 этап. Разработка образовательных программ для подростков по вопросам полового и сексуального поведения, культуры семейных отношений, по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
2 этап. Обучение специалистов службы планирования семьи, которые должны приводить в широкие массы образовательные знания.
3 этап. Внедрение образовательных программ и общеобразовательные программы школ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Практическое чтение лекций, проведение семинарских занятий с подростками, молодежью, с взрослым населением. Обучение педагогов высших и специальных учебных заведений, учителей школ для более широкого охвата населения знаниями.
4 этап. Разработка, издание, широкое тиражирование и распространение методической литературы по вопросам охраны репродуктивного здоровья
5 этап. Широкое распространение современных средств контрацепции среди подростков и молодежи бесплатно или по льготной цене.
Оценка эффективности реализации подпрограммы
Основными показателями эффективности реализации подпрограммы являются:
повышение качества репродуктивного здоровья молодой семьи;
снижение числа разводов по причине бесплодного брака;
снижение уровня заболеваемости среди женщин репродуктивного возраста;
снижение показателей материнской и младенческой смертности, числа абортов;
повышение качества здоровья подрастающего поколения.
Перечень мероприятий подпрограммы "Планирование семьи"
N пп |
Мероприятия | Исполнители | Сроки (годы) |
Стои- мость (тыс. рублей) всего |
в том числе: | Источники финансирования | ||||
2001 г. | 2002 г. |
2003 г. |
ФОМС Чуваш- ской Респуб- лики |
pecпуб- ликан- ский бюджет ЧР |
местные бюджеты |
|||||
I. Организация службы планирования семьи | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. |
Открытие и оснащение республиканского подро- сткового центра Оснащение оборудованием кабинетов планирования семьи Создание учебно-методи- ческого центра по под- готовке семьи к рож- дению здорового ребенка Внедрение единых про- токолов наблюдения и лечения мальчиков и юношей с врожденными и приобретенными фор- мами заболеваний репро- дуктивной системы Проведение медико-соци- альных исследований по репродуктивному пове- дению различных групп населения |
Минздрав Чу- вашии администра- ции районов и городов Минздрав Чу- вашии, Мин- культуры Чу- вашии, Гос- коммолодежи Чувашии Минздрав Чу- вашии, адми- нистрации районов и городов Минздрав Чу- вашии |
2002 2001- 2003 2001 2001- 2003 2001- 2003 |
500,0 1500,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования -"- -"- |
- 500,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования -"- -"- |
500,0 500,0 - -"- -"- |
- 500,0 - -"- -"- |
- - - - - |
500,0 - в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования -"- -"- |
- 1500,0 - - - |
II. Подготовка и повышение квалификации кадров | ||||||||||
1. 2. 3. |
Создание и внедрение учебных программ для детско-подростковой сети учреждений здраво- охранения Повышение квалификации врачей ГУЗ "Республи- канский центр планиро- вания семьи и репродук- ции" Проведение ежегодных научно-практических конференций для педаго- гических, социальных, медицинских работников по вопросам охраны ре- продуктивного поведения различных слоев населе- ния |
Минздрав Чу- вашии, адми- нистрации районов и городов Минздрав Чу- вашии Минздрав Чу- вашии, Мин- образования Чувашии, Минсоцполи- тики Чува- шии, админи- страции рай- онов и горо- дов |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
45,0 140,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования |
15,0 40,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования |
15,0 50,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания |
15,0 50,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания |
- - - |
45,0 140,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования |
в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования - -"- |
III. Информационная работа с общественностью и населением | ||||||||||
1. | Организация видеолекто- рия для подростков и их родителей по вопросам культуры семейных от- ношений и медико-гене- тического консультиро- вания |
Минздрав Чу- вашии |
2002 | 20,0 | - | 20,0 | - | - | 20,0 | - |
IV. Приобретение средств для безопасного аборта и контрацепции | ||||||||||
1. 2. |
Приобретение контрацеп- тивов для женщин из группы высокого медико- социального риска Приобретение средств для безопасного аборта Итого |
администра- ции районов и городов, ФОМС Чуваш- ской Рес- публики ФОМС Чуваш- ской Респуб- лики, адми- нистрации районов и городов |
2001- 2003 2001- 2003 |
1200,0 1050,0 4455,0 |
400,0 350,0 1305,0 |
400,0 350,0 1835,0 |
400,0 350,0 1315,0 |
300,0 150,0 450,0 |
- 300,0 1005,0 |
900,0 600,0 3000,0 |
Подпрограмма "Одаренные дети"
Характеристика проблемы
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации.
В республике за последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми (различного рода олимпиады, конкурсы, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки), а также созданы определенные условия для личностно-ориентированного образования.
В ходе реализации предыдущей подпрограммы "Одаренные дети" в республике расширилась сеть школ, обеспечивающих учащимся выбор направлений обучения соразмерно их способностям и интересам. По состоянию на 1 января 2001 г. функционируют 21 гимназия, 12 лицеев, 45 общеобразовательных школ с лицейскими и профильными классами, 55 - с классами углубленного изучения отдельных предметов. Всеми видами дифференцированного обучения по общеобразовательным программам охвачены 18,3 процента учащихся, дополнительного образования - 26,4 процента. В основном учащиеся указанных учреждений образования являются дипломантами Всероссийских предметных олимпиад школьников, лауреатами всероссийских и международных конкурсов в разных областях.
За последние два года создана система стимулирования одаренных детей. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 г. N 59 для одаренных учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Чувашской Республики учреждены 25 именных стипендий Президента Чувашской Республики, в том числе 10 - для сельских и 10 - для городских школьников, 5 - для музыкальных, художественных школ и школ искусств Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики.
Вместе с тем в республике не решен вопрос целенаправленной подготовки кадров для работы с одаренными детьми, в том числе по видам одаренности.
Существующая материально-техническая и учебно-методическая база не позволяет в полной мере создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей одаренных, развития их потенциальных возможностей, подготовки к самореализации и т. д.
Работа с одаренными детьми это непрерывный процесс, требующий постоянного совершенствования, внимания и поддержки со стороны органов исполнительной власти.
Цели и задачи подпрограммы "Одаренные дети"
Целью подпрограммы "Одаренные дети" (далее - подпрограмма) является дальнейшее совершенствование системы работы с одаренными детьми, условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
создание оптимальных условий и дальнейшее совершенствование существующей системы для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
подготовка педагогических кадров и научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми;
проведение республиканских мероприятий, способствующих выявлению и развитию одаренных детей;
организация поисково-экспериментальной работы учреждений образования.
Основные направления реализации подпрограммы
Научно-экспериментальная работа
Разработка и реализация экспериментальных программ и проектов по работе с одаренными детьми;
проведение теоретических семинаров, научно-практических конференций по проблемам одаренности и практической деятельности в этой области;
подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
расширение сети инновационных школ и учреждений дополнительного образования, реализующих экспериментальные программы;
участие детей в различных исследовательских проектах, научных конференциях юных исследователей. Издание сборников детских творческих, исследовательских работ;
стимулирование одаренных учащихся (присуждение государственных премий, стипендий) за высокие достижения в учебной, творческой, исследовательской деятельности.
Мероприятия с одаренными детьми
Проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов детского художественного, литературного творчества, спортивных игр;
создание условий для участия одаренных детей в различных состязательных мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровня.
Ожидаемые результаты
Реализация подпрограммы позволит:
усовершенствовать существующую систему работы с одаренными учащимися, в том числе республиканский банк данных;
создать систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми (с учетом видов одаренности);
расширить сеть и укрепить материально-техническую, учебно-методическую базу образовательных учреждений муниципального и республиканского уровней.
Перечень мероприятий по реализации подпрограммы "Одаренные дети"
N пп |
Мероприятия | Исполнители | Сроки (годы) |
Стои- мость (тыс. рублей) всего |
в том числе: | Источники финансирования | ||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | феде- ральный бюджет |
республи- канский бюджет Чуваш- ской Рес- публики |
мест- ные бюдже- ты |
|||||
I. Научно-экспериментальная работа | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Создание системы подго- товки педагогических кад- ров по работе с одарен- ными детьми: курсовая подготовка учителей, теоретические и про- блемные семинары по во- просам работы с одарен- ными учащимися, научно-практические конференции Участие инновационных общеобразовательных уч- реждений во всероссий- ском конкурсе на статус федеральной эксперимен- тальной площадки (ФЭП) Реализация эксперимен- тальных программ по ра- боте с одаренными уча- щимися Реализация эксперимента- льных образовательных программ Чебоксарского музыкального лицея им.С.Максимова по музы- кальным спецпредметам для одаренных детей Целевая поддержка образо- вательных учреждений, от- рабатывающих методику формирования и развития одаренных учащихся, в том числе общеобразователь- ных: лицей N 1, средняя школа N 59 г.Чебоксары, гимназия N 8 г.Шумерли, гимназия N 6 г.Алатыря, Ядринская национальная гимназия-интернат, Чуваш- ский национальный лицей- интернат им.Г.Лебедева и Чебоксарский музыкаль- ный лицей им.С.Максимова Вовлечение одаренных уча- щихся в исследовательскую деятельность, в междуна- родные исследовательские проекты Вовлечение одаренных уча- щихся в раннее литературное, художест- венное творчество. Пуб- ликация творческих и ис- следовательских работ одаренных детей в рес- публиканских журналах и других печатных изданиях Целевая поддержка ода- ренных учащихся в виде именных стипендий Пре- зидента Чувашской Рес- публики |
Минобразова- ния Чувашии, Госкоммоло- дежи Чувашии Минобразова- ния Чувашии, администра- ции районов и городов Минкультуры Чувашии, Минобразова- ния Чувашии, администра- ции районов и городов Минобразова- ния Чувашии, Минкультуры Чувашии, ад- министрации районов и городов Минобразова- ния Чувашии, Минкультуры Чувашии, ад- министрации районов и городов Минобразова- ния Чувашии, Минкультуры Чувашии, Госкомпечать Чувашии, ад- министрации районов и городов Минобразова- ния Чувашии, Минкультуры Чувашии, Минфин Чува- шии |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
45,0 50,0 1,2 240,0 30,0 3,0 3,0 119,6 |
5,0 10,0 0,3 80,0 10,0 1,0 1,0 39,6 |
25,0 20,0 0,45 80,0 10,0 1,0 1,0 40,0 |
15,0 20,0 0,45 80,0 10,0 1,0 1,0 40,0 |
- - - - - - - - |
15,0 30,0 0,6 120,0 30,0 1,5 1,5 119,6 |
30,0 20,0 0,6 120,0 - 1,5 1,5 - |
II. Мероприятия с участием одаренных детей | ||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Республиканские пред- метные олимпиады, кон- курсы, турниры Участие во всероссийских предметных олимпиадах и конкурсах Республиканская научная конференция юных ис- следователей "Шаг в бу- дущее". Участие во Всероссийской конференции "Шаг в бу- дущее" Республиканские конкур- сы художественного твор- чества; "Цветы Чувашии", "Юные виртуозы" Республиканский фести- валь детского фольклора "Перепелочка" Республиканский фести- валь детских, молодежных театральных коллективов Республиканский фести- валь детской поэзии "Ко- стры Сеспеля" Участие одаренных детей во всероссийских и меж- дународных жанровых фестивалях и конкурсах, в Дельфийских играх Организация мастер-клас- сов для художественно и творчески одаренных детей Организация профильных лагерей для учащихся по видам одаренности, в ча- стности, интеллектуальной и лидерской Итого |
Минобразова- ния Чувашии, администра- ции районов и городов Минобразова- ния Чувашии, администра- ции районов городов Минобразова- ния Чувашии, администра- ции районов и городов Минобразова- ния Чувашии, Госкоммоло- дежи Чувашии Минкультуры Чувашии Минобразова- ния Чувашии, Госкоммоло- дежи Чува- шии, Мин- культуры Чу- вашии Минобразова- ния Чувашии, Минкультуры Чувашии, Госкоммоло- дежи Чувашии Минобразова- ния Чувашии, Госкоммоло- дежи Чувашии Минкультуры Чувашии Минобразова- ния Чувашии, Госкоммоло- дежи Чувашии Минкультуры Чувашии Минкультуры Чувашии, Минфин Чу- вашии Минобразова- ния Чувашии, Госкоммоло- дежи Чувашии Минфин Чу- вашии |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2003 2002 2002 2003 2002 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
600,0 320,0 65,0 45,0 30,0 25,0 20,0 20,0 15,0 15,0 5,0 150,0 60,0 30,0 500,0 2391,8 |
200,0 100,0 21,0 15,0 - - - - - - 50,0 20,0 10,0 100,0 662,9 |
200,0 100,0 22,0 15,0 - 5,0 20,0 20,0 - 15,0 5,0 50,0 20,0 10,0 200,0 859,45 |
200,0 120,0 22,0 15,0 30,0 20,0 - - 15,0 - - 50,0 20,0 10,0 200,0 869,45 |
- - - - - - - - - - - - - - - |
300,0 160,0 25,0 20,0 30,0 25,0 20,0 20,0 15,0 15,0 5,0 50,0 60,0 30,0 500,0 1593,2 |
300,0 160,0 40,0 25,0 - - - - - - - 100,0 - - - 798,6 |
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Обоснование разработки
Ухудшение социально-экономического положения семей остро отразилось на положении детей, привело к росту безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних.
По данным Министерства внутренних дел Чувашской Республики в органах внутренних дел состоят на учете 2932 несовершеннолетних правонарушителя. На уровень безнадзорности детей и подростков все большее влияние оказывают семейное неблагополучие, разрушение нравственных и моральных семейных устоев. На учете в органах внутренних дел состоят 886 неблагополучных семей, подготовлен и направлен в суд 231 иск о лишении родительских прав, половина из них удовлетворены судами. Тревожными остаются темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних, рецидивной преступности. Система работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений не дает должного положительного эффекта. Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.
Криминальную напряженность усиливают нарастающие в подростковой среде темпы распространения алкоголизма и наркомании.
Не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Все это дает основание считать положение дел с детской безнадзорностью и преступностью угрожающим безопасности личности, обществу и государству.
Тем не менее, возможности для реализации системы мер целевого воздействия на детскую преступность и установления контроля над развитием системы профилактических мероприятий, расширения реабилитационного пространства в республике имеются.
В настоящее время накапливается опыт работы межведомственного взаимодействия по борьбе с преступностью в новых социальноэкономических условиях.
В последние годы в решении этих вопросов наметились определенные положительные тенденции. Активно идет поиск новых форм организации воспитательной работы, совершенствования дополнительного образования детей на основе формирования в каждом селе, городе единого воспитательного пространства.
Реализация республиканской программы "Дети Чувашии" с подпрограммой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1998-2000 годах позволила несколько уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В системе социальной защиты населения увеличилось количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. По состоянию на 1 января 2001 г. в республике функционирует 11 таких учреждений. В результате реализации программы эти учреждения были обеспечены автотранспортом, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, компьютерной техникой.
Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.
Цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - подпрограмма) ставит следующие, цели:
реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности всех субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание единого реабилитационного пространства;
удержание контроля над криминогенной ситуацией в детской и подростковой среде, снижение темпов роста преступности;
вовлечение в этот процесс органов управления, общественных объединений, которые могут оказать профилактическое воздействие на факторы, обусловливающие совершение преступлений и иных правонарушений;
создание на местах условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе детей с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
приведение нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с современными требованиями;
обобщение и внедрение эффективного опыта деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;
переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.
Подпрограмма рассчитана на 2001-2003 годы и будет реализовываться в 2 этапа:
1 этап: 2001 год
2 этап: 2002-2003 годы.
Основные направления реализации подпрограммы
Основными направлениями реализации подпрограммы являются:
совершенствование нормативно-правовой базы. Предусматривается разработка нормативно правовых актов, направленных на правовую поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Предполагается осуществить разработку и реализацию комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, решению вопросов занятости несовершеннолетних, организации их содержательного досуга.
Основой профилактической и рсабилитационной работы с детьми и подростками группы социального риска должны стать индивидуальные программы, предупреждающие асоциальное поведение детей и подростков;
создание и укрепление материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений, их социальной реабилитации. Предусматривается оснащение учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским и бытовым оборудованием, организация культурно-массовых мероприятий, проведение вместе с детьми сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах и другое с целью создания необходимых условий для обеспечения профилактической программы.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основную часть мероприятий подпрограммы предусмотрено реализовать за счет средств текущего бюджетного финансирования основной деятельности исполнителей мероприятий.
Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год.
Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за выполнением подпрограммы осуществляется Министерством социальной политики Чувашской Республики, которое ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей. По его запросам министерства, иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, организации и учреждения, ответственные за выполнение мероприятий, представляют отчеты о результатах работы по реализации подпрограммы для представления в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Ожидаемый результат реализации подпрограммы
Предполагается, что в результате реализации мероприятий подпрограммы наметится тенденция к улучшению криминальной ситуации, снизятся темпы роста числа преступлений среди несовершеннолетних, преступлений, связанных с наркотиками, доля рецидивных преступлений, количество безнадзорных и беспризорных детей и подростков;
будут созданы условия, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей и подростков.
Перечень мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
N пп |
Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки (годы) |
Стои- мость (тыс. рублей) всего |
в том числе: | Источники финансирования | |||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | феде- ральный бюджет |
респуб- ликан- ский бюджет ЧР |
местные бюдже- ты |
||||||
I. Совершенствование нормативно-правовой базы | |||||||||||
1. | Разработка механизма фи- нансирования деятель- ности, связанной с пере- возкой несовершеннолет- них, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, и иных детских учреждений на территории Чувашской Республики |
Минсоцпо- литики Чу- вашии, Мин- образования Чувашии, Минфин Чу- вашии |
2001 | - | - | - | - | - | - | - | |
II. Общая и специальная профилактика | |||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Создание профильных ла- герей для несовершенно- летних с девиантным по- ведением Проведение республикан- ской операции "Подрос- ток" Включение подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в состав студенческих строительных отрядов Работа "телефона дове- рия" на базе республи- канского коррекционно- диагностического центра Республиканский конкурс детских, подростковых клубов по месту житель- ства Создание цикла радио- и телепередач по вопросам безнадзорности и право- нарушений несовершенно- летних Проведение республикан- ских конкурсов на лучшую программу по организации занятости, оздоровления детей, подростков, сос- тоящих на учете в под- разделениях по делам не- совершеннолетних Организация летнего тру- да и отдыха детей, под- ростков, молодежи Организация рабочих мест для несовершеннолетних, изъявивших желание рабо- тать в свободное от уче- бы время; предоставление льгот учреждениям, пред- приятиям, их организую- щим |
администра- ции районов и городов, Госкоммоло- дежи Чува- шии, Миноб- разования Чувашии МВД Чува- шии, Миноб- разования Чувашии, Госкоммоло- дежи Чува- шии Госкоммоло- дежи Чува- шии, МВД Чувашии, Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии Госкоммоло- дежи Чува- шии, Миноб- разования Чувашии, Минспорт Чувашии ГТРК "Чува- шия" Госкоммоло- дежи Чува- шии, Миноб- разования Чувашии Минобразо- зования Чу- вашии, Мин- спорт Чува- шии, Мин- культуры Чувашии, Минсоцполи- тики Чува- шии, ФСС Чувашской Республики администра- ции районов и городов |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
1600,0 - - 3,6 90,0 в пре- делах текуще- го фи- нанси- рования 325,0 155000,0 - |
500,0 - - 1,2 30,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания 105,0 36000,0 - |
540,0 - - 1,2 30,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания 110,0 49000,0 - |
560,0 - - 1,2 30,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания 110,0 70000,0 - |
- - - - - - - 25000,0 - |
115,0 - - - 90,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания 45,0 - - |
1485,0 - - 3,6 - - 280,0 130000,0 (средст- ва из внебюд- жетных источ- ников) - |
|
III. Государственная поддержка развития учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений |
|||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 |
Создание центров психо- лого-педагогической по- мощи детям Расширение сети учрежде- ний дополнительного об- разования, функционирую- щих по месту жительства (подростковых клубов спортивно-технической, патриотической направле- нности) Развитие учебно-матери- альной базы дополнитель- ного образования детей (приобретение инвентаря, оборудования, материа- лов) Открытие социальных уч- реждений помощи семье и детям: социально-реабилитацион- ного центра для несовер- шеннолетних Марпосадско- го района; центра социальной реа- билитации несовершенно- летних Ядринского района центра социальной реаби- литации несовершеннолет- них Козловского района; центра социальной помощи семье и детям Красноче- тайского района; отделения психолого- педагогической помощи семье и детям при центре социальной защиты насе- ления Цивильского района Расширение базы центра социальной реабилитации несовершеннолетних Ур- марского района Расширение стационарных мест центра социальной помощи семье и детям Калининского района г.Чебоксары Открытие и функциониро- вание "телефона доверия" центра социальной помощи семье и детям г.Новоче- боксарска Обеспечение автотран- спортом, компьютерным и другим реабилитационным и медицинским оборудова- нием учреждений социаль- ного обслуживания семье и детям Организация детских, подростковых обществен- ных объединений патрио- тической, правоохрани- тельной направленности; развитие существующих общественных объединений (юнармейского движения, движения юных пожарных, инспекторов движения, экологов, туристов, и т.д). Обеспечение их государственной поддерж- кой Проведение смотров- конкурсов отделов внут- ренних дел на лучшую по- становку работы по про- филактике правонарушений несовершеннолетних Осуществление шефства МВД курсантов Чебоксар- ского филиала Московско- го юридического институ- та над воспитанниками специальной общеобразо- вательной школы для де- тей с девиантным поведе- нием Осуществление шефства военнослужащих гарнизо- нов, частей, расположен- ных на территории рес- публики, над учащимися специальных общеобразо- вательных школ Организация конкурсов на лучшее общественное объединение |
администра- ции районов и городов администра- ции районов и городов администра- ции районов и городов Минсоцполи- тики Чу- вашии, ад- министрации районов и городов администра- ция Урмар- ского райо- на администра- ция Кали- нинского района г.Чебоксары Минсоцпо- литики Чу- вашии, ад- министрация г.Новоче- боксарска Минсоцпо- литики Чу- вашии, ад- министрации районов и городов администра- ции районов и городов, Госкоммоло- дежи Чува- шии, Миноб- разования Чувашии, МВД Чува- шии МВД Чувашии МВД Чува- шии, Миноб- разования Чувашии Военкомат Чувашской Республики, Минобразо- вания Чува- шии Госкоммоло- дежи Чува- шии, Миноб- разования Чувашии |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2002 2002 2002 2002 2003 2002 2002- 2003 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
300,0 - 600,0 300,0 552,1 150,0 100,0 50,0 200,0 450,0 150,0 4000,0 340,0 360,0 - - в преде- лах те- кушего финан- сирова- ния |
100,0 - 200,0 - 152,1 50,0 - - - - - 1000,0 110,0 120,0 - - |
100,0 - 200,0 300,0 400,0 100,0 100,0 - 200,0 200,0 - 1500,0 115,0 120,0 - - |
100,0 - 200,0 - - - - 50,0 - 250,0 150,0 1500,0 115,0 120,0 - - |
- - - - - - - - - - - 4000,0 - - - - |
- - - 150,0 400,0 100,0 100,0 50,0 150,0 450,0 100,0 - 60,0 360,0 - - |
300,0 - 600,0 150,0 152,1 50,0 - - 50,0 - 50,0 - 280,0 - - - |
|
IV. Повышение квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений |
|||||||||||
1. 2. 3. |
Обучение педагогов, про- ходящих курсовую пере- подготовку в Республи- канском институте обра- зования, по работе с детьми, подростками, со- стоящими на учете в под- разделениях по делам не- совершеннолетних Организация курсов повы- шения квалификации спе- циалистов комиссий по делам несовершеннолетних администраций городов и районов Усиление роли семьи в воспитании детей. Прове- дение диспутов, конкур- сов с родителями и деть- ми |
Минобразо- вания Чува- шии, МВД Чувашии, администра- ции районов и городов КДН* при Кабинете Министров Чувашской Республики Минобразо- вания Чува- шии |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
30,0 170,0 |
10,0 55,0 |
10,0 55,0 |
10,0 60,0 |
- - |
30,0 30,0 |
- 140,0 |
|
* КДН - комиссия по делам несовершеннолетних | |||||||||||
4. 5. 6. 7. 8. |
Проведение семинаров, совещаний с организато- рами воспитания (замес- тителями директоров по воспитательной работе, педагогами дополнитель- ного образования, педа- гогами-организаторами, социальными педагогами, старшими вожатыми и др.) по вопросам совершенст- вования работы с детьми, подростками "группы риска" Проведение республикан- ской конференции по про- блемам формирования ус- тановок толерантного сознания Организация конкурсов профессионального мас- терства специалистов, работающих в учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних Организация конкурсов на лучший сценарий внеклас- сного мероприятия с детьми, подростками Организация конкурсов на лучшего педагога, орга- низатора воспитательной работы с детьми (замес- тителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнитель- ного образования, соци- альных педагогов, стар- ших вожатых и т.д.) |
КДН при Ка- бинете Ми- нистров Чу- вашской Республики, Минобразо- вания Чува- шии, МВД Чувашии Минобразо- вания Чува- шии КДН при Кабинете Министров Чувашской Республики, Минсоцпо- литики Чу вашии Минобразо- вания Чува- шии Минобразо- вания Чува- шии, Гос- коммолодежи Чувашии |
2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
10,0 30,0 15,0 25,0 |
10,0 10,0 5,0 7,0 |
- 10,0 5,0 8,0 |
- 10,0 5,0 10,0 |
- - - - |
10,0 30,0 15,0 25,0 |
- - - - |
|
V. Мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних |
|||||||||||
1. 2. |
Проведение республикан- ских мероприятий для детей, подростков: а) фестивалей: театральных коллективов "Любовь моя, театр", патриотической песни б)соревнований, спарта- киад среди школьников и детей-сирот, учащихся профессиональных училищ; в) слетов детских, под- ростковых общественных объединений: юных ин- спекторов движения, ту- ристов, экологов и т.д.; г)соревнований по пожар- но-прикладному спорту; д) юнармейских игр "Зар- ница", "Орленок"; е) соревнований по спор- тивно-техническим видам (мото, багги, картинг, судо-авиамоделирование и др.); ж) баскетболу, волейбо- лу, футболу Создание республикан- ского отделения детско- юношеского движения "Школа безопасности" Итого по подпрограмме |
Минобразо- вания Чува шии, Мин- культуры Чувашии, Минспорт Чувашии, Госкоммоло- дежи Чува- шии, МВД Чувашии, Военкомат Чувашской Республики ГКЧС Чува- шии, Гос- коммолодежи Чувашии, Минобразо- вания Чува- шии |
2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 2001- 2003 |
15,0 25,0 в преде- лах те- кущего финан- сирова- ния вания 180,0 45,0 150,0 - - 60,0 165325,7 |
- 7,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания 60,0 15,0 50,0 - - 20,0 38617,2 |
- 8,0 в пре- делах теку- щего фииан- сиро- вания 60,0 15,0 50,0 - - 20,0 53257,2 |
15,0 10,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания 60,0 15,0 50,0 - - 20,0 73451,3 |
- - - - - - - - - 29000,0 |
15,0 25,0 в пре- делах теку- щего финан- сиро- вания 180,0 45,0 150,0 - - 60,0 2785,0 |
- - - - - - - - - 3540,7 + 130000,0 (средст- ва из внебюд- жетных источни- ков) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 30 "О республиканской программе "Дети Чувашии" на 2001-2003 годы"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2001 г., N 5-6, ст.204
Указом Президента Чувашской Республики от 1 апреля 2008 г. N 30 настоящий Указ признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Указа