Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 24 мая 2001 г. N 109
"О сценарных условиях функционирования экономики Чувашской Республики в 2002 году и на период до 2004 года"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемые сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики в 2002 году и на период до 2004 года.
2. Рекомендовать администрациям районов и городов при разработке прогнозов социально-экономического развития на 2002 год и на период до 2004 года исходить из указанных сценарных условий.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Э.Аблякимов |
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 24 мая 2001 г. N 109
Сценарные условия
функционирования экономики Чувашской Республики
в 2002 году и на период до 2004 года
Сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики в 2002 году и в течение последующих двух лет разработаны на основе анализа социально-экономического развития за предшествующий период и фактически сложившейся на текущий момент ситуации, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 16 апреля 2001 г. N 33 "Об основных направлениях бюджетной политики на 2002 год":
Сценарные условия определяют основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы экономического и социального развития Чувашской Республики на ближайшую перспективу и ориентированы на реализацию накопленного потенциала реформ, поэтапное достижение целей среднесрочного развития, разработку и реализацию необходимой для этого экономической политики с учетом усиления ее социальной направленности.
1. Варианты (сценарии) прогноза
Макроэкономические показатели прогноза, отвечающие сценарным условиям, разрабатываются в двух вариантах.
Первый вариант исходит из принципа консервативного прогноза, включающего в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том числе учитывающего возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов и реальные темпы включения позитивных факторов среднесрочного характера.
Второй вариант исходит из сценария возможности сохранения в целом благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики, является более оптимистичным.
Оба варианта базируются на действенности намеченных Кабинетом Министров Чувашской Республики мер в социальной и хозяйственной сферах.
Реализация того или иного возможного варианта экономической динамики будет определяться комплексом как внешних, так и внутренних обстоятельств.
К внешним условиям относятся динамика развития общей макроэкономической ситуации в России, основные направления политики реформирования экономики и социальной сферы, проводимой Правительством Российской Федерации, темпы инфляции в российской экономике, изменения курса рубля, динамика мировых цен на экспортные товары, выпускаемые товаропроизводителями Чувашской Республики.
К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относится комплекс факторов, определяющих:
эффективность структурных реформ в экономике, прежде всего направленных на совершенствование конкурентной среды, привлечение инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата;
динамику производственных издержек, снижение энергоемкости и темпы обновления капитала и технологий;
укрепление финансовой устойчивости банковской системы республики, наращивание капитала кредитных организаций, позволяющее существенно увеличить объем долгосрочных кредитов предприятиям;
повышение платежеспособного спроса населения, развитие потребительского рынка и сферы услуг.
Варианты базируются на единой концепции государственной социально-экономической политики, единых целях и приоритетах, а также способах ее реализации. Различия в количественных оценках этих вариантов определяются степенью выполнения поставленных целей в результате воздействия неблагоприятных тенденций и факторов экономического развития.
При этом необходимо учитывать, что целью экономической политики являются стабилизация и рост экономического потенциала городов и районов республики как основы обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения на всей территории Чувашской Республики.
2. Условия функционирования и оценка текущего состояния экономики Чувашской Республики в 2001 году
Итоги первых месяцев 2001 года свидетельствуют о сохранении тенденций улучшения экономической и финансовой ситуации, сформировавшихся в 2000 году.
Продолжается рост промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Успешно исполняется республиканский бюджет Чувашской Республики, реализуется Программа реформирования управления общественными финансами в Чувашской Республике.
Ресурсная база кредитных организаций республики остается недостаточно устойчивой, в структуре кредитных вложений доля краткосрочных кредитов составляет более 75 процентов, сохраняется высокий уровень кредитных рисков, что сдерживает инвестиционную активность банков. Основная часть кредитных ресурсов направляется в реальный сектор экономики Чувашской Республики.
Улучшается динамика реальных располагаемых денежных доходов, что способствует повышению покупательной способности населения, улучшению ситуации на потребительском рынке. Заметно вырос в январе-апреле 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом 2000 года оборот розничной торговли (на 9,2 %), объем платных услуг населению увеличился на 4,9 процента.
Вместе с тем тенденции общего оживления ситуации в экономике еще не могут быть признаны достаточно устойчивыми.
Прежде всего необходимо обратить внимание на постепенное исчерпание резервов роста производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для развития экспорта, сложившейся после обострения ситуации на финансовых рынках России в 1998 году. К концу 2000 года в целом завершилась фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики.
Остается сложной ситуация в сельском хозяйстве, в первую очередь в животноводстве. Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов ограничивает темпы роста производства в отрасли.
Инвестиционная активность все еще недостаточна для назревших структурных перемен в экономике и долговременного устойчивого экономического роста.
Для перехода к действию новой группы факторов потребуется некоторый трансформационный период, характеризующийся более умеренными темпами экономического роста.
Непосредственно из анализа факторов роста 2000 года и первых месяцев 2001 года можно сделать следующие выводы, необходимые для формирования экономической политики на 2002 и последующие годы.
1. На экономику как России, так и Чувашской Республики сильное влияние продолжает оказывать ситуация на внешних рынках.
Российская экономическая политика в прогнозируемом периоде в значительной степени будет зависеть от динамики мировых цен на энергоносители.
2. Рост реальных доходов населения является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие экономики в предстоящей перспективе. Как показывает опыт второго полугодия 2000 г., в условиях укрепления курса рубля быстрорастущий потребительский спрос поддерживает увеличение дешевеющего импорта товаров, который конкурирует с отечественным производством. Увеличение реальных доходов и потребления населения может быть устойчивым только в том случае, если оно обеспечивается ростом реального сектора экономики.
3. Структура роста в 2001 году с точки зрения среднесрочной перспективы остается не вполне благоприятной.
Важнейшим долгосрочным фактором экономического роста являются инвестиции в основной капитал. Вместе с тем, несмотря на начавшийся инвестиционный рост, сохраняется несоответствие между изменением структуры производства и отраслевой структурой инвестиций. Практически отсутствует перелив финансовых ресурсов между секторами. Обеспечение положительной динамики инвестиций в основной капитал, и особенно в технологичные отрасли, во многом зависит от успешного проведения мер по улучшению инвестиционного климата.
3. Основные приоритеты социально-экономической политики, позитивные факторы и ограничения среднесрочного характера
3.1. Основные приоритеты
1. Основными приоритетами социально-экономической политики в ближайшие годы должны быть:
сохранение и повышение конкурентоспособности экономики Чувашской Республики на внутреннем и мировом рынках, обеспечение устойчивого экономического роста и последовательного повышения уровня жизни населения;
осуществление структурных реформ с целью повышения эффективности реального сектора экономики, сокращения доли дотируемых и убыточных производств, снижения нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики;
создание условий для роста инвестиционной активности и свободного перетока финансовых ресурсов, технического обновления производства, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, ускоренного развития общественной инфраструктуры;
ускоренное развитие и поддержка информатизации общества, внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий;
усиление государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, активизация мер по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
2. При этом должны выполняться также требования:
сокращения социального неравенства и бедности населения и территорий;
поддержки, вовлечения и эффективного использования инновационного, интеллектуального и культурного потенциала Чувашской Республики, создания современной системы подготовки и переподготовки кадров, прежде всего в областях, связанных с развитием информатизации и наукоемких технологий;
государственной поддержки экспортоориентированных производств, расширения внешнеэкономической деятельности организаций Чувашской Республики, взаимовыгодного сотрудничества с развитыми государствами, странами СНГ.
Этим основным требованиям должны подчиняться решения, принимаемые в области бюджетной, тарифной, структурной, инвестиционной, имущественной, инновационной, социальной, внешнеэкономической политики и других направлениях.
3.2. Основные факторы развития позитивной динамики
1. Главный фактор экономического развития в среднесрочной перспективе - рост инвестиционной активности организаций и предпринимательских структур Чувашской Республики.
Улучшение финансового состояния предприятий создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство. Оздоровление банковской системы, последовательное создание условий для развития рынка ценных бумаг позволяют рассчитывать на увеличение объемов кредитования банками предприятий промышленности и, соответственно, на получение дополнительных ресурсов для инвестирования реального сектора. Накопления, инвестируемые в реконструкцию предприятий, освоение новой продукции, снижение издержек создают предпосылки для завоевания более прочных позиций на рынках.
2. Реформы в сфере регулирования труда и занятости населения позволят улучшить ситуацию на рынке труда и повысить реальный уровень социальной защищенности работников.
Перераспределение социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев населения приведет к снижению уровня бедности и неравенства. Повысится спрос на продукцию отечественного производства, поскольку на нее ориентируются низкооплачиваемые слои населения.
3. Расширение реальных доходов в условиях экономической стабилизации и снижения инфляции в возрастающей мере будет направляться не на потребление, а на сбережение.
4. Дополнительный спрос населения и рост инвестиций будут способствовать росту всех отраслей экономики.
Приоритетное развитие получат конкурентоспособные производства за счет сохранения и расширения рынков сбыта продукции приборостроения, электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности, энергетики и отраслей конечного потребления. Сравнительно более динамичное развитие получат отрасли с низкой капиталоемкостью и быстрой окупаемостью продукции.
В среднесрочной перспективе возможности экономической политики расширяются.
Помимо упомянутых факторов поддержания темпов экономического роста возрастающее влияние окажут:
совершенствование налогового законодательства Чувашской Республики и понижение налоговой нагрузки на экономику;
поддержка товаропроизводителей Чувашской Республики, реформирование агропромышленного комплекса и других важнейших секторов экономики;
ускоренное развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
3.3. Основные ограничения
1. Разработка прогноза и экономической политики на среднесрочную перспективу должна учитывать ряд ограничений экономического и внеэкономического характера, прежде всего необходимость безусловного выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга Чувашской Республики и реализации мероприятий Программы реформирования управления общественными финансами в Чувашской Республике.
2. Проблема значительного физического и морального износа основных производственных фондов также будет накладывать существенные ограничения на возможные темны роста экономики.
Значительный спад инвестиционной активности, происходивший в течение 90-х годов, оказал негативное влияние на процесс обновления основных фондов, причем наиболее ощутимо затронул машиностроение, легкую и другие отрасли обрабатывающей промышленности, а также агропромышленный комплекс. При отсутствии достаточных возможностей для ввода новых фондов организациям приходилось сдерживать выбытие устаревшего, изношенного оборудования.
3. Развитие мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры окажет в целом позитивное влияние на динамику внешней торговли, хотя и в меньшей степени, чем в предыдущие годы. По прогнозу Правительства Российской Федерации ожидается постепенное и умеренное снижение цен на нефть при относительно стабильном уровне цен на другие сырьевые товары, материалы и продовольствие.
4. Важным исходным компонентом прогноза является развитие демографической ситуации.
По прогнозу за 2002-2004 годы среднегодовая численность населения Чувашской Республики уменьшится на 10,5 тыс.человек. Сокращение численности населения по-прежнему будет обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся. Вместе с тем динамика изменения численности населения Чувашской Республики, согласно прогнозу, ожидается более благоприятной, чем в целом по России.
Прогнозируемые темпы экономического роста в 2002-2004 годах не приведут к адекватному увеличению численности занятых в экономике, поскольку вводимые рабочие места будут частично замещаться работниками, вынужденно занятыми в настоящее время неполное рабочее время. Сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом.
4. Основные направления и параметры социально-экономической политики и макроэкономического прогноза
4.1. Бюджетная политика
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Чувашской Республики в среднесрочной перспективе необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. Бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.
В 2002 году бюджетная политика будет строиться в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 16 апреля 2001 г. N 33 "Об основных направлениях бюджетной политики на 2002 год".
Формирование эффективной системы бюджетных расходов будет ориентировано на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.
Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:
определения расходов государственного бюджета исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, других необходимых предпосылок устойчивого развития;
формирования четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;
реализации программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.
Проведение инвентаризации активов и пассивов Чувашской Республики позволит, с одной стороны, перейти к качественно новому уровню управления государственной собственностью, повысить эффективность ее использования;
с другой стороны, полная информация об объеме ресурсов, необходимых для выполнения всех принятых государством обязательств, создаст более прозрачные и открытые отношения между государством и обществом.
Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур будет осуществляться путем:
завершения перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов районов и городов;
обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательной публикации бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы Чувашской Республики;
совершенствования системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;
урегулирования кредиторской задолженности бюджетных учреждений, максимальной консолидации в бюджете внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов.
4.2. Налоговая политика
В соответствии с целями налоговой реформы наряду с обеспечением более высокой собираемости налогов и решением проблем бюджетной системы прогнозируется уменьшение уровня налоговых изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов, создание более справедливой налоговой системы по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях. Основу доходной части консолидированного бюджета Чувашской Республики по прогнозу будут составлять налоговые поступления за счет подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на имущество, налога с продаж и акцизов.
В среднесрочной перспективе налоговая реформа будет реализовываться по следующим направлениям.
1. Совершенствование налогового законодательства Чувашской Республики с целью его систематизации и упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет:
приведения законодательства о налоговой системе Чувашской Республики в соответствие с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации;
реформирования отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов), сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов в рамках изменений и дополнений Налогового кодекса Российской Федерации;
придания налоговому законодательству большей четкости и "прозрачности", не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм;
пересмотра и уточнения налоговых льгот, перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств.
2. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение "теневых" экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
4.3. Ценовая политика
В период до 2004 года одним из важнейших условий экономического роста в намеченных масштабах является постепенное снижение инфляции.
Индекс потребительских цен по прогнозу в 2002 году составит в среднем за год по базовому варианту 114 процентов, за период декабрь к декабрю предыдущего года - 113 процентов. В 2004 году инфляция прогнозируется на уровне 111 процентов в среднем за год и 110 процентов - декабрь к декабрю предыдущего года.
Ценовая политика, проводимая в данный период, будет направлена на создание условий для сдерживания инфляции, роста производства и повышения конкурентоспособности продукции, обеспечение равных и предсказуемых условий экономической деятельности в масштабе всей экономики и на отдельных отраслевых товарных рынках.
Одним из основных инструментариев государственной ценовой политики, осуществляемой на федеральном уровне, на прогнозируемый период является ценовое регулирование естественных монополий. Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий будет направлено на поэтапное прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.
В рамках реализация Программы реформирования управления общественными финансами в Чувашской Республике в прогнозируемом периоде будет проводиться экономически оправданная тарифная политика, направленная на:
совершенствование механизма государственного контроля за порядком применения регулируемых цен и тарифов;
постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования по тарифам на коммунальные услуги;
приведение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами при одновременном осуществлении мер социальной защиты малообеспеченных категорий граждан путем предоставления им. адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
4.4. Активизация инвестиционных процессов, расширение источников привлечения инвестиций
Главными задачами инвестиционной политики Чувашской Республики в среднесрочной перспективе являются:
улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности экономики;
привлечение инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение эффективности инвестиционной деятельности и совершенствование механизмов ее финансирования, наращивание инвестиционного потенциала и развитие внутренних инвестиционных возможностей;
усиление инвестиционной направленности банковской сферы и укрепление кредитно-финансового потенциала инвестиционной деятельности.
Основной акцент в 2002-2004 годах будет сделан на стимулировании развития высококонкурентных секторов экономики с целью осуществления структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, "новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных), исправления накопленных структурных деформаций (реформирование агропромышленного комплекса, убыточных предприятий).
Будет оказываться государственная поддержка инвесторам, реализующим на территории Чувашской Республики высокоэффективные инвестиционные проекты.
В этот период расширятся финансовые возможности республики для инвестиционного решения проблем социальной сферы, осуществления природоохранных мероприятий. В центре внимания будет усиление инвестиционной активности в сфере развития общественной инфраструктуры.
В прогнозируемом периоде государственная инвестиционная политика будет направлена на концентрацию ресурсов на финансировании наиболее приоритетных республиканских целевых программ и инвестиционных проектов.
Задача модернизации экономики, радикального повышения на этой основе конкурентоспособности и эффективности производства обуславливает необходимость принципиального расширения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования: собственных средств предприятий, остающихся основным источником финансирования, иностранных инвестиций и заемных средств.
Расчеты показывают, что в 2001-2004 годах инвестиции будут увеличиваться темпами 5-7 процентов в год. В 2004 году они возрастут по сравнению с 2000 годом на 21-26 процентов.
4.5. Промышленная политика
Основными приоритетами промышленной политики в 2002 году и на период до 2004 года являются:
формирование эффективной, инновационно восприимчивой структуры промышленного производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечения выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки;
активизация развития инновационной инфраструктуры для усиления научно-промышленного взаимодействия и сотрудничества, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов;
обеспечение стабильного развития всех отраслей промышленного комплекса Чувашской Республики, ресурсосбережение, прежде всего экономия топлива и энергии, максимальное использование потенциала частного предпринимательства для наращивания объемов и повышения эффективности производства, улучшения финансового состояния промышленных предприятий;
содействие развитию экспортоориентированных производств и укреплению конкурентных позиций промышленных предприятий Чувашской Республики на российском и внешнем рынках;
концентрация мер государственной поддержки на перспективных направлениях, связанных с реализацией высокоэффективных бизнес-проектов, освоением новых видов продукции, внедрением передовых технологий.
В результате осуществления активной промышленной политики в 2004 году по сравнению с 2000 годом намечается прирост промышленного производства не менее чем на 30 процентов. В 2002 году по сравнению с предыдущим годом прогнозируется прирост промышленной продукции на 6-9 процентов. В режиме наращивания объемов производства будут работать все отрасли промышленности.
4.6. Государственный сектор экономики
В 2002-2004 годах в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по приватизации и управлению государственным имуществом в Чувашской Республике продолжатся реорганизация и приватизация государственных унитарных предприятий и учреждений. Прогнозируется незначительное сокращение численности работников, занятых в организациях государственного сектора экономики.
При прогнозировании динамики основных показателей развития государственного сектора экономики учитывается влияние таких факторов, как замедление процесса приватизации государственных предприятий, повышение эффективности управления государственной собственностью, стабилизация финансового положения хозяйствующих субъектов, рост объемов производства. Будет продолжена работа по формированию полной базы данных о государственной собственности Чувашской Республики.
Политика в отношении государственного сектора экономики в 2002-2004 годах должна состоять в повышении эффективности управления государственным сектором экономики, оптимизации его структуры, более обоснованном принятии управленческих решений.
4.7. Развитие агропромышленного комплекса
К числу основополагающих макроэкономических условий развития агропромышленного комплекса относится обеспечение стабильного финансово-экономического положения в Чувашской Республике, а также повышение уровня жизни населения и связанного с ним роста потребительского спроса на продовольственные товары. Размеры потребительского спроса и конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей являются в настоящее время основными факторами, определяющими объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Принципиальное значение для земельных преобразований будут иметь принятие Земельного кодекса Российской Федерации и совершенствование земельного законодательства Чувашской Республики, что позволит обеспечить свободу владения и распоряжения землей, ее более эффективное использование.
Одной из первоочередных мер будет проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое должно быть органически увязано с эффективной реорганизацией неплатежеспособных организаций, созданием на их основе жизнеспособных и экономически эффективных агропромышленных формирований в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 2 февраля 2001 г. N 10 "О развитии реформ в агропромышленном комплексе".
Среднесрочная политика исходит из того, что государство не располагает возможностями для существенного увеличения прямой бюджетной поддержки. Расходы на агропромышленный комплекс будут возрастать с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики, при этом государственные средства будут направляться на осуществление структурных реформ, обеспечение устойчивого притока инвестиций.
По прогнозу при благоприятных погодных условиях в 2002-2004 годах производство сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться на 3-4 процента в год, ожидается стабилизация ситуации в животноводстве. В структуре валовой продукции сельского хозяйства соотношение между объемами продукции растениеводства и животноводства изменится незначительно.
4.8. Социальная политика
Главным приоритетом социальной политики в прогнозируемом периоде будет создание условий для повышения уровня жизни населения, обеспечение необходимых социальных гарантий.
Основной задачей в области оплаты труда является повышение покупательной способности заработной платы на основе опережающего ее роста по сравнению с ростом потребительских цен.
Будет укрепляться тенденция увеличения реальных располагаемых доходов населения. Прогнозируемый экономический рост создаст предпосылки для повышения реальных доходов населения на 3,5-6 процентов в год.
Экономический рост, обеспечивающий увеличение реальных доходов населения, повышение минимального размера оплаты труда и соответствующий рост заработной платы в бюджетной сфере, рост среднего размера пенсий и другие меры по увеличению доходов малообеспеченных групп населения приведут к сокращению дифференциации населения по уровню доходов.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2004 году сократится по отношению к 2000 году на 15,4 процентных пункта.
Социальная поддержка населения будет основываться на принципе адресной направленности социальной помощи, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей наиболее нуждающегося населения, тех, кто самостоятельно не может преодолеть трудную жизненную ситуацию (инвалиды, престарелые, одинокие, длительно безработные и др.)
Увеличению официально регистрируемой заработной платы будет способствовать легализация скрытой оплаты труда вследствие относительно низкой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в среднесрочной перспективе, а также намечаемых мер по вовлечению работников в систему пенсионного страхования.
Период 2002-2004 годов с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы является наиболее благоприятным для социально-экономического развития Чувашской Республики.
По-прежнему одной из главных задач остается недопущение массовой безработицы, прогнозируется сокращение численности официально зарегистрированных безработных. При этом механизм реализации этой задачи должен быть более гибким, с тем чтобы не препятствовать процессам высвобождения и перераспределения рабочей силы между отраслями экономики.
Политика в социально-культурной сфере на период до 2004 года будет строиться исходя из приоритетности развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, предполагается увеличение расходов на эти цели.
Предусматривается сосредоточить усилия на решении следующих задач:
реализация принятых республиканских целевых программ развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
осуществление структурных преобразований в отраслях социальной сферы, ориентированных на повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, безусловная приоритетность инвестиций в человека;
обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.
4.9. Развитие районов и городов республики
Сценарные условия функционирования экономики районов и городов в 2002 году и до 2004 года основаны на сохранении благоприятных тенденций развития ведущих предприятий и организаций, достигнутых в 2000 году, и предполагают раскрытие потенциальных возможностей развития всех секторов экономики территорий с учетом существующих ограничений - спроса на внутреннем и внешнем рынках и инвестиционных возможностей.
Главными источниками роста станут снижение избыточных издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным использованием рабочей силы, и интенсивное обновление основного капитала.
Первоочередной задачей в период до 2004 года является улучшение условий жизни, в первую очередь в сельской местности, что станет возможным при устойчивом росте экономики Чувашской Республики.
4.10. Внешнеэкономическая деятельность
Условия осуществления внешнеэкономической деятельности в 2002-2004 годах будут определяться совокупностью внутренних и внешних факторов, ключевыми из которых являются внутриэкономические.
Расширение совокупного внутреннего спроса приведет к частичной переориентации экспортных поставок сырья и материалов на отечественный рынок. Нормализация финансовых расчетов на фоне реального укрепления рубля отразится на снижении эффективности экспортных операций.
Прогнозируемый период будет благоприятным для импортеров. Инвестиционный спрос, обусловленный необходимостью радикальной модернизации технологической базы производства, будет являться мощным стимулом увеличения закупок высокопроизводительного промышленного оборудования. В то же время массовый потребительский спрос, ориентирующийся на оптимальное сочетание цен и потребительских качеств изделий, будет во все возрастающей степени удовлетворяться за счет продукции внутреннего производства.
В 2002-2004 годах продолжатся процессы дальнейшего углубления экономической интеграции со странами СНГ, расширится экономическое сотрудничество с наиболее развитыми странами мира.
Динамика экспортно-импортных операций в 2002-2004 годах будет характеризоваться положительными тенденциями, отражающими объективные процессы расширения и углубления участия Чувашской Республики в международном разделении труда.
Темпы прироста экспорта в 2002-2004 годах составят 1-3 процента, импорта - 2,7-6 процентов в год.
С учетом динамики основных составляющих конечного спроса темпы прироста валового регионального продукта в 2002-2004 годах по базовому варианту составят в среднем 3-4 процента в год.
На рост валового регионального продукта определяющее влияние окажут увеличение объемов промышленного производства, инвестиций и развитие сферы услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 мая 2001 г. N 109 "О сценарных условиях функционирования экономики Чувашской Республики в 2002 году и на период до 2004 года"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики 2001 г., N 7-8, ст.300
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу