Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 5 марта 2001 г. N 40
"О Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 мая 2007 г. N 101 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2000 г. N 166 "О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 2001-2002 годы" и в целях создания благоприятных условий для сохранения и развития благополучной молодой семьи Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике.
2. Государственному комитету Чувашской Республики по делам молодежи, министерствам, иным органам исполнительной власти, администрациям районов и городов Чувашской Республики учитывать положения Концепции при реализации государственной политики по отношению к молодой семье.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Э.Аблякимов |
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 5 марта 2001 г. N 40
Концепция
государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике
1. Актуальность и исходные положения
Актуальность создания Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике (далее - Концепция) определяется тем, что реализация государственной политики по отношению к молодой семье имеет свои особенности, которые определяются ее спецификой.
Сегодня происходит сложный процесс адаптации населения к новым социально-экономическим условиям. Среди тех, кто особо нуждается в поддержке - это молодые семьи. Именно семья берет на себя главную заботу о здоровье и воспитании детей, здесь закладываются основы для свободного развития личности, прививаются моральные и нравственные ценности. Большинство молодых родителей объективно не могут обеспечивать социально приемлемые условия воспитания детей.
В Чувашской Республике, как и в большинстве регионов Российской Федерации, в последние годы сохраняется сложная социально-демографическая ситуация. За последние годы смертность населения в Чувашии превышает рождаемость.
Продолжает сокращаться количество браков и увеличивается число разводов. В 1995 году было заключено 9595 браков, в 2000 году лишь 7155. Количество разводов составило 4312, или 44,9 процента от заключенных браков в 1995 году, в 2000 году - 3626 разводов, или 50,6 процента.
Как показывают статистические данные, молодые семьи составляют около 20 процентов всех семей, при этом на них приходится три четверти всех ежегодно рождающихся детей. За период 1995-1999 коэффициент рождаемости у женщин в возрасте до 30 лет снизился.
Годы | Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет |
||
моложе 10 лет | 20-24 | 25-29 | |
1995 | 33,1 | 119,6 | 78,7 |
1999 | 20,8 | 94,6 | 7l,6 |
Основной причиной сложившейся ситуации является то, что молодая семья недостаточно материально и финансово обеспечена. В большинстве своем молодая семья имеет малолетних детей, которым необходимы особая пища и одежда, забота об укреплении здоровья и воспитания. Имеется повышенная возрастная потребность в дополнительных досуговых затратах.
В республике продолжает увеличиваться доля детей, появившихся на свет вне зарегистрированного брака.
Удельный вес детей, рожденных женщинами, не состоящими в
зарегистрированном браке, в общем числе родившихся, в процентах
1995 | 1999 | |
все население | 15,0 | 21,0 |
в том числе: | ||
городское население | 17,5 | 23,3 |
сельское население | 11,7 | 18,0 |
В настоящее время проблема безработицы является особенно болезненной для молодых семей. По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике в 2000 году в его территориальные отделы в целях поиска работы обратилось 19770 молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, или 49,9% от общего числа обратившихся.
Значительной проблемой молодых семей являются приобретение нового жилья или улучшение жилищных условий без помощи государства.
Одной из особенностей молодой семьи является то, что супруги проходят психологическую адаптацию к семейной жизни, осваивают новые для них социальные роли, поскольку до 70 процентов всех разводов происходят в течение первых 5 лет совместной жизни.
Негативные явления в развитии семьи вызваны не только перечисленными факторами, но и недостаточной культурой, грамотностью и информированностью населения, в том числе и молодежи, в вопросах гигиены и здорового образа жизни, планирования семьи, психологии личности и межличностных отношений, законодательства и правопорядка, неподготовленностью основной массы молодежи к семейной жизни.
Проявляя заботу о молодой семье, государство на всех уровнях создает различного рода социальные службы, центры, клубы молодой семьи и другие структуры, так или иначе оказывающие помощь и поддержку молодой семье. Но не всегда деятельность данных структур эффективна. Одним из недостатков их деятельности в реализации соответствующих программ, нацеленных на взаимодействие с молодой семьей, является отсутствие единой концепции, выражающей основные цели, принципы и положения по становлению и стабилизации семейного союза. Таким образом, специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем и выделения ее в качестве особого объекта государственной поддержки.
2. Определение основных понятий и принципы решения проблем
Концепция исходит из принципа взаимодействия молодой семьи и государства, что обеспечит не только сбалансированность соблюдения государством всего комплекса прав семьи, но и ответственность семьи как социального института перед обществом и государством за выполнение своих социальных функций.
Государство проводит целенаправленную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Это проявляется в учете интересов семьи в процессе экономического и социокультурного развития общества, в разработке и реализации социально-экономических программ, в соответствующей деятельности органов власти и управления различных уровней.
Молодая семья, со своей стороны, обязана полноценно осуществлять свои основные социальные функции: репродуктивную, экономическую, жизнеохранительную (сохранение здоровья членов семьи), воспитательную и ряд других неотъемлемо присущих семье функций: эмоциональную, рекреативную (восстановление жизненных сил), социокультурную (передача социального опыта и культурных ценностей), коммуникативную (общение и передача информации между членами семьи).
Закон Чувашской Республики "О государственной молодежной политике" определяет молодую семью, в которой оба супруга являются гражданами в возрасте до 30 лет включительно. Одним из основных принципов взаимоотношения молодой семьи и государства выступает принцип дифференцированного подхода к различным типам семей, которые подразделяются:
а) по степени полноты: на полные и неполные. Полной является семья, где есть муж, жена и их дети, а неполной - семья, которая состоит из одного родителя и его детей;
б) по степени благополучия: на маргинальные (крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохие жилищные условия или их отсутствие), кризисные (находящиеся ниже черты бедности, имеющие серьезные проблемы супружеских отношений и физического выживания), благополучные (уровень жизни несколько выше среднего, все свои проблемы могут решать самостоятельно), процветающие (самостоятельно реализующие практически все свои потребности за счет платных услуг).
Концепция предусматривает принцип дифференцированного подхода к молодым семьям, осуществление адресной поддержки и социальной защиты следующих категорий семей: неполных семей, состоящих из матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми, разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми, семей военнослужащих с малолетними детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми, семей с детьми-инвалидами, которые требуют ухода со стороны взрослых членов семьи.
Реализация государственной политики по отношению к молодой семье должна основываться на принципе единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в республике, что предполагает единые социальные гарантии, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на территории Чувашской Республики.
3. Цели и задачи
3.1. Цели
Основной стратегической целью реализации государственной политики по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры общества, укрепления семейного образа жизни и функций семьи как социального института.
Государство обязано при помощи экономических, социальных, правовых и административных мер оказывать содействие семье для создания необходимых возможностей по воспитанию и содержанию детей, достижения экономического благосостояния, психологической устойчивости, повышения качества жизни семьи.
Достижение данной цели предполагает становление молодой семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование роста реальных доходов семьи, дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и осуществление полноценного процесса воспитания и социализации детей.
3.2. Задачи
В процессе реализации Концепции государство должно решить следующие задачи:
возрождать и укреплять институт семьи на основе традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
создать необходимые условия, позволяющие молодой семье обеспечить уровень доходов, достаточный для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций;
совершенствовать систему государственных социальных гарантий для поддержки уровня благосостояния семей с детьми и особо нуждающихся семей;
совершенствовать систему воспитания подрастающего поколения по выполнению социальных ролей в семейной жизни;
оказывать содействие молодой семье в реализации ее воспитательной функции по социализации и формированию гражданственности подрастающего поколения;
обеспечивать создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижения ее стабильного функционирования;
создавать возможности для развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства с учетом позитивного взаимодействия рыночной социально-экономической и социоестественной семейной среды, направленного на формирование новых источников, обеспечивающих достижение экономического благополучия семьи.
4. Концептуальная модель благополучной молодой семьи
Создание концептуальной модели молодой семьи необходимо для того, чтобы эта модель выступала как идеальный ориентир, служащий в качестве критерия, относительно которого можно сопоставлять и выявлять Степень соответствия ему различных типов реально существующих молодых семей.
Данная модель может служить и в качестве критерия оценки деятельности различного рода социальных служб, центров и клубов, осуществляющих взаимодействие с молодой семьей по разным аспектам ее функционирования, а также критерием оценки эффективности реализации разработанных программ федерального и регионального уровней, направленных на создание условий для становления и стабилизации молодых семей, полноценного выполнения ими социальных функций.
Концептуальная модель молодой семьи представляет собой систему описательных показателей, отражающих в должной мере различные аспекты ее состояния и выполнения присущих ей социальных функций. Показатели могут иметь научно обоснованную степень проявления интенсивности (качества) и выражать определенную социально значимую величину, достижение которой соответствует современным требованиям общества по данному параметру. В качестве таковых могут быть, например, уровень среднедушевого дохода или количество детей в семье. Достижение этих показателей будет свидетельствовать о среднем уровне развития молодой семьи.
В качестве исходного ориентира для концептуальной модели молодой семьи следует принять тип благополучной семьи, которая сама в состоянии решать все свои проблемы и в полной мере выполнять социальные функции. В этом реализуются принцип самодостаточности молодой семьи как самостоятельного элемента социальной структуры российского общества и принцип равноправия во взаимоотношениях с государством.
Процесс становления молодой семьи можно будет считать завершенным, если она от момента своего создания достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.
Тип благополучной семьи взят за основу концептуальной модели потому, что в данных социально-экономических условиях достижение уровня благополучия по всем выделенным показателям можно считать реальной стратегической целью для проведения государственной политики по отношению к молодой семье. Достижение этих показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятельности различных социальных структур по работе с молодыми семьями.
В качестве структурных элементов концептуальной модели (показателей) молодой семьи как социального субъекта можно выделить следующие:
полнота семьи: благополучная семья должна быть полной, она должна состоять из супружеской пары (родителей) и детей;
экономически обеспеченной: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже величины прожиточного минимума;
наличие жилья: иметь площадь проживания на члена семьи соответствующую действующим нормам жилья на одного жителя Чувашской Республики.
В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать полноценное выполнение в семье следующих социальных функций:
обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;
обеспечение в надлежащей степени воспитания и социализации подрастающего поколения;
обеспечение формирования самосознания, гражданственности и преемственности общечеловеческих и национальных ценностей у своих детей;
эмоциональная и психологическая устойчивость: разрешение всех семейных конфликтов своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;
обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи;
обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.
При определении уровня благополучия молодой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи и ее уже нельзя считать благополучной.
Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных социальных структур и служб по работе с молодыми семьями, а также критериями эффективности реализации федеральных и республиканских программ, в той или иной мере ориентированных на взаимодействие с молодой семьей. Чем выше количество благополучных молодых семей в республике, тем выше эффективность деятельности социальных структур и служб по работе с молодой семьей.
5. Основные положения реализации концепции
В основе процесса реализации Концепции выступает положение о трехуровневой системе взаимодействия государственных и общественных структур, осуществляющих работу с молодой семьей на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, на каждом из которых ставятся определенные цели, решаются свои особые задачи и имеется соответствующее ресурсное обеспечение.
На каждом из этих уровней особое внимание следует уделять становлению молодой семьи соответствующей социокультурной ориентации, на что должна быть направлена идеология государственной политики. Прежде всего должны учитываться национальные традиции семейного образа жизни.
Достижение целей и решение поставленных в Концепции задач должно осуществляться на основе следующих принципиально важных положений:
единство проведения государственной политики по отношению к молодой семье на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнения на республиканском и муниципальном уровнях;
партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью и сотрудничество с общественными объединениями и благотворительными организациями;
принятие государством обязательств по защите семьи от нищеты и лишений, связанных с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера, обеспечение своевременности и полноты выплаты пособий нетрудоспособным членам семьи;
гарантия государства в защите имущественных, жилищных и других законных прав и интересов молодой семьи.
Молодая семья в процессе становления должна иметь возможность самостоятельного принятия решений относительно своего развития, а экономические, правовые и идеологические меры государственной политики должны способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора и сочетания форм, видов экономической и внеэкономической помощи и поддержки.
В молодой семье должно быть равноправие мужчины и женщины по их социальной роли в семейном союзе, а муж и жена должны иметь равные возможности профессиональной деятельности (карьеры) и развития личности с учетом социокультурных условий и традиций в различных регионах.
Для обеспечения эффективности, процесса становления молодой семьи, достижения стабилизации на уровне благополучной семьи необходимо:
установить гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования процесса создания для них рабочих мест, осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки;
оказывать государственную поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпринимательства;
создавать условия для фактического равенства прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда;
совершенствовать адресную социальную политику в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления социальных льгот, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства;
проводить кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечить льготное получение жилья для многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;
обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением действующего законодательства в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;
обеспечить доступность для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети учреждений различных форм собственности;
развивать сеть доступных для всех семей внешкольных учреждений для гармоничного духовно-нравственного, физического и художественного развития детей;
проводить пропагандистскую работу среди молодых семей по повышению престижа здорового образа жизни;
развивать сеть спортивных клубов, молодежных спортивных организаций с целью повышения уровня здоровья молодых семей;
осуществить кардинальное улучшение охраны здоровья семьи путем обеспечения доступности для всех семей медицинской помощи на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
содействовать развитию учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
совершенствовать систему охраны репродуктивного здоровья, укрепления службы планирования семьи, санитарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний, передающихся половым путем;
оказывать помощь молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения литературы по воспитанию детей и по проблемам семейных отношений, государственной поддержки нравственно-этического и экологического просвещения.
6. Ресурсное обеспечение реализации концепции
6.1. Организационно-управленческое
Для эффективного решения проблем молодой семьи необходима постоянная целенаправленная и скоординированная деятельность органов исполнительной власти и управления всех уровней. Исходя из того, что проблемы семьи имеют межведомственный характер, следует повысить статус исполнительных структур органов управления, а также усилить структурные подразделения, занимающиеся вопросами социальной политики в отношении семьи.
Государственному комитету Чувашской Республики по делам молодежи и муниципальным органам по делам молодежи следует обеспечивать координацию деятельности всех государственных и общественных структур, связанных с решением проблем молодых семей.
Необходимо организовать эффективное управление и общественно-государственный контроль за выполнением всех социальных целевых программ, в той или иной степени затрагивающих интересы молодой семьи, способствующих ее укреплению и развитию.
6.2. Нормативно-правовое
Реализация государственной политики по отношению к молодой семье должна опираться на блок законов и нормативных актов, обеспечивающих деятельность органов и учреждений государственной и общественной системы, осуществляющей целенаправленную деятельность по укреплению и развитию семьи.
Необходимо разработать и принять закон "О государственной поддержке молодой семьи в Чувашской Республике", республиканскую целевую программу государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
6.3. Организационно-экономическое
Следует создать эффективный Механизм финансирования системы мер по решению специфических проблем молодой семьи, особенно в части решения жилищной проблемы молодой семьи.
Рекомендуется активно привлекать внебюджетные средства для финансирования целевых программ, центров социального обслуживания семей, организации летнего отдыха и других направлений, используя и создавая для этого фонды поддержки молодой семьи, молодежной и демографической политики, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов.
6.4. Информационно-аналитическое
Необходимо постоянно и систематически исследовать демографические, социально-экономические, правовые, социально-психологические и другие проблемы молодой семьи, осуществляя координацию исследований различных научных учреждений в данной сфере.
Следует постоянно повышать правовую культуру молодой семьи, для чего необходимо создать программу и систему правового просвещения, обеспечивающую информированность о правах на государственную поддержку всех членов семьи в сферах труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения, социального обслуживания и ряде других прав.
Проблемы молодой семьи, статистическая и социологическая информация о положении семей в большей мере должны найти свое отражение в средствах массовой информации, научных журналах, в специальной литературе.
В средствах массовой информации необходимо целенаправленно формировать общественное мнение о ценности семьи и семейного образа жизни, пропагандировать позитивный опыт становления благополучных молодых семей в различных регионах и социальных слоях населения.
Необходимо организовать проведение конкурса программ в средствах массовой информации по освещению положительного опыта деятельности государственных и общественных институтов в работе с молодой семьей.
6.5. Кадровое
Следует провести анализ кадрового состава учреждений и организаций, осуществляющих в той или иной степени работу с молодой семьей, и выявить потребность в подготовке квалифицированных специалистов различного профиля для устранения кадрового дефицита.
Кроме того, рекомендуется осуществлять в необходимых количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля, специалистов в области демографии, социологии, психологии, юриспруденции, педагогики, экономики, планирования семьи с целью обеспечения разработки и реализации государственной политики по отношению к молодой семье.
Необходимо осуществлять меры по подготовке и переподготовке специалистов для работы в органах и учреждениях, занимающихся решением проблем молодой семьи.
7. Заключение
Концепция является документом, на основе которого должны быть разработаны и реализованы конкретные целевые программы по всему комплексу проблем молодой семьи либо по отдельным аспектам ее становления и функционирования на федеральном, региональном и местном уровнях. Реализация программ должна происходить через систему конкретных мероприятий. Концепция призвана оказать помощь в определении целей, принципов и критериев деятельности не только в разработке программ, но и в практической работе органов государственной и муниципальной власти по решению проблем молодой семьи.
8. Ожидаемые результаты
В ходе реализации Концепции предполагается достижение следующих результатов по решению проблем молодой семьи:
а) повышение уровня рождаемости и на основе этого стабилизация и улучшение демографической ситуации в республике;
б) повышение уровня благополучия молодой семьи приведет к снижению младенческой смертности и улучшению здоровья родившихся детей;
в) укрепление молодой семьи должно привести к снижению числа разводов и уменьшению числа неполных семей;
г) стабилизация молодой семьи позволит снизить уровень сиротства, внебрачных детей и количество "отказников" среди молодежи;
д) укрепление молодой семьи позволит во многом решить проблему беспризорности и подростковой девиантности;
е) уменьшение количества случаев насилия в семье.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 г. N 40 "О Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике"
Текст постановления опубликован в Собрании законодателсьва Чувашской Республики, 2001 г., N 3-4, ст.157
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 мая 2007 г. N 101 настоящее постановление признано утратившим силу