Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 28 сентября 2000 г. N 3-39-2000
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 11 ноября 2000 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зам. прокурора Чувашской Республики о признании противоречащими закону п.п.1 и 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 97 от 15.05.00 года "О мерах по стабилизации производства алкогольной продукции",
установила:
Зам. прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону п.п.1 и 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 97 от 15.05.00 года "О мерах по стабилизации производства алкогольной продукции" в отношении алкогольной продукции, выпускаемой предприятиями ликеро-водочной промышленности, расположенными на территории Чувашской Республики.
Свои требования он обосновал тем, что указанные положения постановления противоречат постановлению Правительства РФ N 239 от 7.03.1995 года, в силу которого государственное регулирование цен (тарифов) на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимой на территории Российской Федерации, находится в компетенции Правительства РФ и Федеральных органов исполнительной власти. Данное постановление противоречит ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Васильева А.Б. требования прокурора не признала и просила в удовлетворении заявления отказать. Признавая, что вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию свыше 28%, производимой на территории РФ, находится в компетенции Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, она в то же время просила учесть, что указанное постановление Кабинета Министров Чувашской Республики не противоречит постановлению Правительства РФ, поскольку затрагивает лишь вопросы установления среднего и предельного уровня рентабельности и предельных размеров торговых надбавок. По ее мнению, постановление Правительства РФ за N 239 не содержит указание на то, какие именно органы регулируют данные вопросы и налицо правовой пробел. При таких обстоятельствах, в силу ст.12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" до принятия Федерального законодательства субъект РФ вправе по указанному вопросу осуществлять собственное регулирование.
По мнению представителя, несостоятельна и ссылка прокурора об ограничении указанными положениями постановления Кабинета Министров Чувашской Республики самостоятельности хозяйствующих субъектов, что запрещено ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", так как данный вопрос разрешен в рамках государственного регулирования цен в соответствии с тем же постановлением Правительства РФ N 239 от 07.03.95 года.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия полагает заявление прокурора в отношении алкогольной продукции, выпускаемой предприятиями ликеро-водочной промышленности, расположенными на территории Чувашской Республики, удовлетворить по следующим основаниям.
15.05.00 года Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление за N 97 "О мерах по стабилизации производства алкогольной продукции", в п.п. 1, 2 которого установлен предельный уровень рентабельности на производство спирта этилового из пищевого сырья и порядок формирования цен на реализацию водки, выпускаемой предприятиями ликеро-водочной промышленности, расположенными на территории Чувашской Республики.
Между тем, в соответствии с п.п.7, 1 постановления Правительства Российской Федерации N 239 от 7.03.95 года "О мерах по государственному регулированию цен (тарифов)", принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации, включена в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, п.п.1, 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики в отношении алкогольной продукции, выпускаемой предприятиями промышленности, расположенными на территории Чувашской Республики, устанавливающие предельный уровень рентабельности на производство спирта этилового из пищевого сырья и порядок формирования цен на реализацию водки, приняты с превышением полномочий и противоречат закону, т.к. государственное регулирование цен (тарифов) на указанную продукцию к компетенции органов исполнительной власти Чувашской Республики не относится.
В соответствии со ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики N 97 в отношении указанной продукции ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и ущемляет их интересы, и, таким образом, противоречит данному закону.
Доводы представителя Кабинета Министров ЧР, что по вопросу установления среднего и предельного уровня рентабельности и предельных размеров торговых надбавок существует правовой пробел, не урегулированный постановлением Правительства РФ N 239, согласиться нельзя.
В п.7 данного постановления содержится понятие государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого в рамках постановления разными путями, а именно, путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен.
Таким образом, к компетенции Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти относится и государственное регулирование в отношении указанной продукции, осуществляемое путем установления предельного уровня рентабельности и предельных размеров торговых надбавок.
Несостоятельны и доводы представителя Кабинета Министров ЧР о том, что положения постановления N 97 не ограничивают самостоятельности хозяйствующих субъектов, так как введены дополнительные ограничения органом, который не вправе их вводить.
Ссылаясь в то же время, что государственное регулирование в отношении указанной продукции произведено в рамках того же постановления Правительства РФ за N 239 и оно не противоречит ст.7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", представитель Кабинета Министров противоречит своим же доводам, изложенным выше и фактически признает, что вопросы установления предельных уровней рентабельности и торговых надбавок относятся к государственному регулированию цен (тарифов) и правовой пробел по этому вопросу не существует.
В заявлении прокурора поставлен вопрос о признании п.п.1, 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 97 в отношении алкогольной продукции, выпускаемой предприятиями ликеро-водочной промышленности, расположенными на территории Чувашской Республики и судебная коллегия рассматривает данное дело в пределах заявленных требований, принятых к производству суда.
Определением от 31 октября 2000 г. N 3-39-2000 судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики исправила описку в резолютивной части настоящего решения, указав дату и номер постановления Кабинета Министров Чувашской Республики: "от 15.05.00 года N 97"
В силу изложенного, руководствуясь ст.197 ГПК РССР, судебная коллегия решила:
заявление зам. прокурора Чувашской Республики удовлетворить и признать п.п.1, 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, устанавливающие предельный уровень рентабельности на производство спирта этилового из пищевого сырья и порядок формирования цен на реализацию водки, выпускаемой предприятиями ликеро-водочной промышленности, расположенными на территории Чувашской Республики, противоречащими закону и не порождающими правовых последствий со дня его издания.
Обязать редакции средств массовой информации, в которых был опубликован данный нормативный правовой акт, опубликовать сообщение о данном решении.
Решение судебной коллегии может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ в течение 10 дней со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 28 сентября 2000 г. N 3-39-2000 г. (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 11 ноября 2000 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании