Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 11 августа 2000 г. N 3-35-2000
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 22 августа 2000 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействительными Указа Президента Чувашской Республики от 15.07.96 г. N 75 "О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышения ответственности руководителей предприятий и организаций за долги перед государством" и Указа Президента Чувашской Республики от 09.09.96 г. N 104 "О дополнении к пункту 5 Указа Президента Чувашской Республики от 15.07.96 г. N 75" " О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за долги перед государством"
установила:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительными Указа Президента Чувашской республики от 15.07.96 г. N 75 "О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышения ответственности руководителей предприятий и организаций за долги перед государством" и Указа Президента Чувашской Республики от 09.09.96 г. N 104 "О дополнении к пункту 5 Указа Президента Чувашской Республики от 15.07.96 г. N 75 "О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышение ответственности руководителей предприятий и организаций за долги перед государством" и не порождающими юридических последствий со дня их издания.
Требования прокурора мотивированы тем, что данные Указы содержат нормы гражданского права, регламентирование которых находится в исключительной компетенции Российской Федерации и субъектам Российской Федерации не предоставлено право принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен порядок уплаты налогов векселями.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным выше мотивам.
Представитель Президента Чувашской Республики Ильина А.В., действующая на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.07.00 г. N 275-Р и 277-Р, заявление прокурора не признала, пояснив при этом: Указы Президента Чувашской Республики приняты в пределах его полномочий, после легимитизации векселей в хозяйственном обороте страны Указом Президента РФ от 19.10.93 г. N 1662 и постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. N 1094. Несостоятельной считают ссылку прокурора и на НК РФ, поскольку введен он в действие лишь с 1 января 1999 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы сторон, судебная коллегия находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
15.07.96 г. Президентом Чувашской Республики издан Указ N 75 "О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышения ответственности руководителей предприятий, организаций за долги перед государством".
Пунктом 1 данного Указа установлена обязанность предприятий и организаций, имеющих задолженность перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по налогам и неналоговым платежам, а также по инвестиционным иным кредитам, которые не в состоянии сократить размеры задолженности по ним, эмитировать простые векселя и передать их в счет погашения указанной задолженности в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Пункты 2-5 Указа регламентируют порядок и условия эмиссии таких векселей на территорию Чувашской Республики, а пунктом 6 предусмотрена налоговая ответственность за нарушение Указа.
Кроме того, 9.09.96 года Президентом Чувашской Республики издан Указ N 104 " О дополнении к пункту 5 Указа Президента Чувашской Республики от 5.07.96 г. N 75 "О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за долги перед государством", которым предусмотрено, что при досрочном предъявлении векселей к оплате и оплате векселей товарами, работами и услугами, векселедателям запрещается взимание учетного дохода (дисконта), а в случае невыполнения данного условия весь доход, полученный от учетного процента, изымается налоговыми органами в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Между тем, согласно ст.1 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Налоговый кодекс устанавливает порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений.
В соответствии со ст. 4 НК РФ издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Пунктом 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налогов предусмотрена в валюте Российской Федерации. Порядок уплаты налогов векселями, как следует из обжалуемого Указа Президента ЧР, действующим законодательством не предусмотрен.
Более того, анализ содержания Указов Президента ЧР от 15.07.96 г. N 75 и от 09.09.96 г. N 104 свидетельствует, что предметом их регулирования являются гражданско-правовые отношения в сфере выпуска и обращения ценных бумаг, тогда как, согласно п.1 ст.3 ГК РФ, в соответствии с Конституцией РФ, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из самого ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п.п. 1 и 2 ст.2 ГК РФ. Эти отношения могут регулироваться Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам. Субъектам Российской Федерации не предоставлено право принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права.
Таким образом, суд признает, что Указы Президента Чувашской Республики от 15.07.96 г. N 75 и от 09.09.96 г. N 104 изданы с превышением полномочий издавшего их органа, а потому являются недействительными и непорождающими правовых последствий со дня их издания.
Ссылку представителя Президента Чувашской Республики Ильиной А.В. на Указ Президента Российской Федерации от 19.10.93 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение", а также на постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94 г. N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения", суд находит несостоятельной, поскольку указанными нормативными актами не предусматривается возможность использования векселей по уплате налогов в бюджеты, а также возможность эмиссии простых векселей предприятиями - должниками.
Кроме того, пунктом 10 постановления Правительства РФ от 26.09.94 г.N 1094 прямо предусмотрен запрет применения векселей, даже оформленных на бланках единого образца, предприятиями и организациями, состоящими на бюджетном финансировании, в то же время как обжалуемые Указы Президента Чувашской Республики такие ограничения не содержат.
Не может быть принята во внимание суда и ссылка представителя Президента Чувашской Республики на совместное письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации N В3-6-13/465 и Министерства финансов Российской Федерации N 157 от 1.12.94 г. "О порядке учета погашения задолженности по платежам в бюджет", поскольку в нем не содержится сведений о праве предприятий-должников перед бюджетом погашать долги собственными векселями или векселями других предприятий-должников и вообще векселями.
Действительно, Налоговый кодекс Российской Федерации введен в действие с 1.01.99 г. (его часть первая) однако, учитывая, что изданные Президентом ЧР Указы противоречат не только НК РФ, но и ГК РФ, то заявленный довод представителя Президента ЧР также не может быть принят во внимание суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.197 ГПК РСФСР, судебная коллегия, решила:
заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Признать Указ Президента Чувашской Республики от 15.07.96 г. N 75 "О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышения ответственности руководителей предприятий и организаций за долги перед государством" и Указ Президента Чувашской Республики от 09.09.96 г. N 104 "О дополнении к пункту 5 Указа Президента Чувашской Республики от 15.07.96 г. N 75 "О мерах по снижению задолженности по налогам и другим платежам в бюджеты Чувашской Республики и повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за долги перед государством" недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
Обязать редакции средств массовой информации, в которых были опубликованы названные Указы Президента Чувашской Республики от 15.07.96 г.N 75 и от 09.09.96 г. N 104 опубликовать сообщение о данном решении.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 11 августа 2000 г. N 3-35-2000 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 22 августа 2000 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании