Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 2 октября 2000 г. N 3-33-2000
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 13 октября 2000 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зам. прокурора Чувашской Республики о признании недействительными отдельных положений нормативных правовых актов,
установила:
Зам. прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительными отдельных положений нормативных правовых актов, принятых Кабинетом Министров Чувашской Республики, а именно: постановлений за N 169 от 22.06.95 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", за N 257 от 7.09.98 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на потребительские товары", за N 151 от 11.06.99 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на потребительские товары", за N 62 от 16.02.96 года "О внесении изменений и дополнений в постановление КМ ЧР от 22.06.95 года за N 169", за N 122 от 25.04.98 года "О внесении изменений и дополнений в постановление КМ ЧР от 22.05.95 года N 169", а также распоряжений за N 600-Р от 31.10.97 года и за N 606-Р от 12.07.99 года.
Требования прокурора обоснованы тем, что эти положения противоречат Указу Президента РФ от 28.02.95 года N 221 "О мерах по упорядочению цен (тарифов)" и принятому во исполнение Указа постановлению Правительства РФ от 7.03.95 года за N 239 под таким же названием. Данным постановлением утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (товаров) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ и перечни услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование товаров и надбавок.
Положения указанных постановлений и распоряжений Кабинета Министров ЧР незаконно расширяют названные перечни, по которым право государственного регулирования цен (тарифов) предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ.
В заявлении от 7.08.00 года прокурор уточнил свои требования и просил признать недействительными отдельные положения распоряжения Кабинета Министров ЧР за N 456-Р от 2.08.95 года, а распоряжение Кабинета Министров ЧР за N 600-Р от 31.10.97 года - в полном объеме.
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования частично. Он отказался от своих требований о признании недействительными п.1 постановления Кабинета Министров ЧР от 16.02.96 года N 62 в части включения в перечень N 1 услуги по биологической очистке стоков очистительными сооружениями АО "Химпром", а также п. 1 постановления Кабинета Министров ЧР от 25.04.98 года N 122 в части включения в перечень N 5 услуги по тепловой энергии (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются республиканской энергетической комиссией). Он не поддержал также свои требования о признании недействительными п.1 распоряжения N 456-Р от 2.08.95 года в полном объеме, просил признать его недействительными частично. В отдельной части он свои требования поддержал.
Представитель Кабинета Министров ЧР Васильева А.П. требования прокурора признала частично. Она не согласилась с требованиями о признании недействительными отдельных положений постановления Кабинета Министров ЧР N 62 от 16.02.96 года и N 122 от 25.04.98 года по включению в перечни N 1, 5 услуг по биологической очистке стоков очистными сооружениями АО "Химпром", ставок лесных податей, за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, а также тепловой энергии (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Республиканской энергетической комиссией). Требования о признании недействительными п.1 распоряжения N 456-Р от 2.08.95 года признала частично в том объеме, в каком прокурор поддержал свои требования в этой части в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, судебная коллегия полагает заявление зам. прокурора Чувашской Республики подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 169 от 22.06.95 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", принятым во исполнение Указа Президента РФ от 28.02.95 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановления Правительства РФ от 7.03.95 года N 239 по данному вопросу, утверждены:
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Кабинетом Министров ЧР путем установления предельных цен (тарифов) (Перечень N 1);
Перечень (N 2) товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Кабинетом Министров ЧР путем установления предельных уровней рентабельности;
Перечень (N 3) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Кабинетом Министров ЧР путем установления предельных размеров торговых надбавок;
Перечень (N 4) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Кабинетом Министров ЧР путем установления предельных цен (тарифов);
Перечень (N 5) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется главами городских и районных администраций путем установления предельных цен (тарифов).
В дополнении и изменении постановления Кабинета Министров ЧР N 169 от 22.06.95 года принят ряд нормативных правовых актов, которым в указанные Перечни включены новые виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг. Так, изменения и дополнения включены:
постановлением N 62 от 16.02.96 года;
постановлением N 122 от 25.04.98 года;
постановлением N 257 от 7.09.98 года;
постановлением N 151 от 11.06.99 года.
Во исполнение этих постановлений Кабинета Министров ЧР приняты распоряжения Кабинета Министров ЧР N 456-Р от 2.08.95 года; N 600-Р от 31.10.97 года; N 606-Р от 12.07.99 года.
Судебная коллегия приходит к выводу, что принимая указанные постановления и распоряжения, Кабинет Министров ЧР допустил нарушение постановления Правительства РФ N 239 от 7.03.95 года и Указа Президента РФ от 28.02.95 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Указом Президента РФ N 221 от 28.02.95 года было поручено Правительству Российской Федерации определять с учетом норм, установленных законодательными актами РФ, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цен (тарифы), на которые на внутреннем регионе РФ подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Во исполнение этого Указа пунктом 1 постановления Правительства РФ от 7.03.95 года N 239 утверждены Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем регионе РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти; Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем регионе РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ; и перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ представляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Указанными постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров ЧР необоснованно расширены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ и услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в эти Перечни включены продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуг, которые не подлежали включению в них.
Так, п.2 постановления Кабинета Министров ЧР N 169 от 22.06.95 года " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" необоснованно включены:
в Перечень N 1 - залоговые цены на стеклянную тару; транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые населению; изготовление обуви с элементами ортопедии;
в Перечень N 3 - нефтепродукты; хлеб и хлебобулочные изделия; мука, крупы, макаронные изделия; товары для новорожденных; водка и лекеро-водочные изделия;
в Перечень N 5 - услуги по технической инвентаризации домовладений; нормативы оценки принадлежащих граждан плодово-ягодных насаждений и строений; услуги бань; хлеб и хлебобулочные изделия;
в Перечень N 2 - детское питание, включая пищевые концентраты; продукция предприятия хлебоприемной, мукомольной, хлебопекарной промышленности; изготовление и фасовка средств в аптечной сети; услуги по газификации частных домовладений; перевозки всеми видами транспорта; лекарственные средства и предметы медицинского назначения; предельные уровни рентабельности на услуги связи, установленные данным Перечнем, не соответствуют постановлению Правительства РФ N 239 от 7.03.95 года с 4.01.99 года, т.к. постановлением Правительства РФ N 1559 от 28.12.98 года из Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, услуги почтовой связи исключены;
в Перечень N 4 - нефтепродукты, мука, крупа, издержки на производство комбикормов; хлеб и хлебобулочные изделия г.Чебоксары; водка и спирт питьевой; услуги платных медицинских учреждений; услуги по подписке экспедированию и доставке периодических изданий.
Включая пунктам 2 постановления N 122 от 25.04.98 года "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров ЧР от 22.06.95 года N 169 дополнительно в Перечень (N 1) ставки лесных податей, за исключением минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню; - пунктом 1 постановления N 257 от 7.09.98 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на потребительские товары" в Перечень (N 5) - молока, молокопродуктов, включая масло животное, сыры, майонез, мясо, мясопродукты (кроме деликатесных); крупу и макаронные изделия; затем пунктами 1, 2 постановления N 151 от 12.06.99 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на потребительские товары", устанавливая предельные размеры торговых надбавок на социально значимые товары народного потребления, реализуемые населению, а именно, на хлеб и хлебобулочные изделия; хлеб из ржаной и из смеси ржаной и пшеничной муки; муку, крупу, макаронные изделия; товары для новорожденных; водку и ликеро-водочные изделия; молокопродукты (кроме мороженного и сыра); молоко, кефир, варенец, ряженку, турах, кефир "Бифидок"; а также введя конкретные показатели предельных уровней рентабельности на товары народного потребления и услуги пунктом 1 распоряжения Кабинета Министров ЧР N 456-Р от 2.08.95 года следующих видов: детское питание, включая пищевые концентраты; продукцию предприятий хлебоприемной, мукомольной, хлебопекарной промышленности (хлеб ржаной и ржано-пшеничный); изготовление и фасовку лекарственных средств в аптечной сети; услуги по газификации частных домовладений; лекарственные средства и предметы медицинского назначения; - предельные размеры торговых надбавок на социально значимые товары народного потребления, реализуемые населению всеми субъектами хозяйственной деятельности, следующих видов: хлеб и хлебобулочные изделия; муку, крупы, макаронные изделия; товары для новорожденных; водку и ликеро-водочные изделия; - пунктом 2 данного распоряжения, устанавливая на нефтепродукты предельную снабженческо-сбытовую надбавку в размере 35 % к цене завода-заготовителя, независимо от количества перепродавцов и торговую надбавку при их реализации через автозаправочные станции в размере 2 %; - внося распоряжением N 600-Р от 31.10.97 года изменении в указанное распоряжение N 456-Р от 2.08.95 года , установив новые размеры предельного уровня рентабельности на продукцию предприятий мукомольной промышленности и продукцию предприятий хлебопекарной промышленности (хлеб ржаной и ржано-пшеничный); - и введя распоряжением N 606-Р от 12.07.99 года в действие с 1.09.99 года установленные залоговые цены на стеклянную тару, принимаемую у населения, Кабинет Министров ЧР также нарушил постановление Правительства РФ N 239 от 7.03.95 года.
Согласно п.7 данного постановления Правительства РФ за N 239 запрещается применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.
Таким образом, требования прокурора в изложенной части подлежат удовлетворению, так как перечисленные положения постановлений и распоряжений Кабинета Министров ЧР не соответствует положениям Федеральных правовых актов, и они должны быть признаны не порождающим правовых последствий со дня издания.
С доводами представителя Кабинета Министров ЧР о том, что ставки лесных податей включены в Перечень (N 1) в соответствии со ст.47 Лесного Кодекса РФ правильно, нельзя согласиться.
Хотя ст.47 Лесного Кодекса РФ действительно относит установление ставок лесных податей (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) к полномочиям субъектов РФ, в то же время, согласно ст.104 данного Кодекса эти ставки вправе устанавливать органы государственной власти субъектов РФ (по согласованию с территориальными органами Федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов). В силу ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 года (с последующими применениями) конкретные ставки налогов, к которым относится лесной доход, определяются законами республик в составе РФ.
Что касается п.1 постановления Кабинета Министров ЧР N 62 от 16.02.96 года "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров ЧР от 22.06.95 года N 169 в части включения в Перечень (N 1) услуги по биологической очистке стоков очистными сооружениями акционерного общества "Химпром", а также п. 1 постановления Кабинета Министров ЧР N 122 от 25.04.98 года "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров ЧР от 22.06.95 года N 169" в части включения в Перечень (N 1) тепловой энергии (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Республиканской энергетической комиссией), стороны в судебном заседании по этим вопросам пришли к обоюдному согласию: эти услуги в Перечень включены правильно.
Судебная коллегия приходит к выводу, что заявление прокурора в изложенной части удовлетворению не подлежит, так как услуги по биологической очистке стоков очистными сооружениями АО "Химпром" и тепловой энергии (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Республиканской энергетической комиссией) включены в Перечень (N 1) постановлениями Кабинета Министров ЧР в соответствии с постановлением Правительства РФ N 239 от 7.03.95 года, предусматривающим государственное регулирование по указанным видам услуг органом исполнительной власти субъекта РФ.
Не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании недействительным п.2 постановления Кабинета Министров ЧР от 22.06.95 года N 169 в части включения в Перечень N 2 твердых видов топлива; коммунальных услуг, оказываемых предприятиям, учреждениям; услуг связи до 4.01.99 года, в Перечень N 4- биологической очистки стоков очистными сооружениями АО "Химпром", соответственно п.п. 1, 2 распоряжения Кабинета Министров ЧР N 456-Р от 2.08.95 года в части установления представных уровней рентабельности на товары народного потребления и услуги следующих видов: на твердые виды топлива; то же, при реализации Чувашским государственным объединением населению; коммунальные услуги, оказываемые предприятиям, организациям, организациям, учреждениям и в части установления предельных размеров торговых надбавок на социально значимые товары народного потребления, реализуемые населению всеми субъектами хозяйственной деятельности, а именно, на детское питание, включая пищевые концентраты, так как указанные положения постановлений и распоряжений Кабинета Министров ЧР соответствуют постановлению Правительства РФ N 239 от 7.03.95 года.
Что касается требований прокурора о признании недействительным п. 4 постановления Кабинета Министров ЧР N 169 от 22.06.95 года, они удовлетворению не подлежат, т.к. данный пункт определяет лишь порядок применения государственного регулирования цен (тарифов) для хозяйствующих субъектов, какого-либо противоречия законодательству РФ здесь не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197 ГПК РСФСР, судебная коллегия, решила:
признать недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания:
1) п.2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.06.95 года N 169 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в части включения в Перечни N 1,3,5,2,4 следующих товаров, услуг и продукции:
В Перечень N 1 - залоговых цен на стеклянную тару;
- транспортно - эксплутационных услуг, оказываемых населению;
- изготовление обуви с элементами ортопедии;
В Перечень N 3 - нефтепродуктов;
- хлеба и хлебобулочных изделий;
- муки, крупы, макаронных изделий;
- товаров для новорожденных;
- водки и ликеро-водочных изделий;
В Перечень N 5 - услуг по технической инвентаризации домовладений;
- нормативов оценки принадлежащих гражданам плодово-ягодных насаждений и строений;
- услуги бань;
- хлеба и хлебобулочных изделий;
В Перечень N 2 - детского питания, включая пищевые концентраты;
- продукции предприятий хлебоприемной, мукомольной, хлебопекарной промышленности;
- изготовления и фасовки лекарственных средств в аптечной сети;
- услуг связи (в среднем) - с 4.01.99 года;
- услуг по газификации частных домовладений;
- перевозок всеми видами транспорта;
- лекарственных средств и предметов медицинского назначения;
В Перечень N 4 - нефтепродуктов;
- муки, крупы, издержек на производство комбикормов;
- водки и спирта питьевого;
- услуг платных медицинских учреждений;
- услуг по подписке, экспедированию и доставке периодических изданий;
2) п.1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 7.09.98 года N 257 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на потребительские товары" в части включения в утвержденный постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.06.95 года N 169 Перечень N 5 следующих товаров:
- молока, молокопродуктов, включая масло животное, сыров;
- майонеза;
- мяса, мясопродуктов (кроме деликатесных);
- крупы и макаронных изделий;
3) п.п. 1,2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.06.99 года N 151 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на потребительские товары" в части установления предельных размеров торговых надбавок на социально значимые товары народного потребления:
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- хлеб из ржаной и из смеси ржаной и пшеничной муки;
- муку, крупы, макаронные изделия;
- товары для новорожденных;
- водку и ликеро-водочные изделия;
- молокопродукты (кроме мороженного и сыра);
- молоко, кефир, варенец, ряженку, турах, кефир "Бифидок";
4) п.2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.98 года N 122 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров ЧР от 22.06.95 года N 169 в части включения в Перечень N 1 следующей услуги":
-ставок лесных податей, за исключением минимальных ставок платы за древесину,
отпускаемую на корню;
5) п.п. 1,2 распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 2.08.95 года N 456 - р об утверждении предельных уровней рентабельности на товары народного потребления и услуги: - детское питание, включая пищевые концентраты;
- продукцию предприятий хлебоприемной промышленности;
- продукцию предприятий мукомольной промышленности;
- продукцию предприятий хлебопекарной промышленности (хлеб ржаной и ржано-пшеничной);
- изготовление и фасовку лекарственных средств в аптечной сети;
- услуги связи (с 4.01.99 года);
- услуги по газификации частных домовладений;
- перевозки всеми видами транспорта;
- лекарственные средства и предметы медицинского назначения;
Об утверждении предельных надбавок на социально значимые товары народного потребления, реализуемые населению всеми субъектами хозяйственной деятельности:
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- муку, крупы, макаронные изделия;
- товары для новорожденных;
- водку и лекеро-водочные изделия;
Об установлении на нефтепродукты:
- предельной снабженческо-сбытовой надбавки в размере 35 процентов к цене завода-изготовителя, независимо от количества перепродавцов;
- торговой надбавки при реализации через автозаправочные станции в размере 2 процентов;
6) распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.10.97 года N 600-Р об изменении распоряжения Кабинета Министров ЧР от 2.08.95 года N 456-Р в части установления размеров предельного уровня рентабельного (в процентах к себестоимости) на :
- продукцию предприятий мукомольной промышленности;
- продукцию предприятий хлебопекарной промышленности (хлеб ржаной и ржано- пшеничной);
7) распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.07.99 года N 606-Р, в соответствии с которым с 1.09.99 года вводятся в действие установленные залоговые цены на стеклянную тару, принимаемую у населения.
Обязать редакции средств массовой информации, в которых были опубликованы данные нормативные правовые акты, опубликовать сообщение о данном решении.
Решение судебной коллегии может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ в течение 10 дней со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 2 октября 2000 г. N 3-33-2000 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 13 октября 2000 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 25 ноября 2000 г. N 225 (2307)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании