Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 19 июля 2000 г. N 3-28-2000
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2000 г. N 31-Г00-12 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению прокурора о признании недействительными пункта 15.3 республиканской программы приватизации государственного имущества и основ приватизации муниципального имущества в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 октября 1998 года N 311,
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным пункта 15.3 Республиканской программы приватизации государственного имущества в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 октября 1998 года N 311. В обоснование заявления прокурор согласился на то, что оспариваемые положения названного нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с нормами данного Закона приватизация государственного и муниципального имущества может быть проведена только способами, предусмотренными пунктом 1 статьи 16 Закона. Между тем, пунктом 15.3 республиканской программы приватизации государственного имущества и основ приватизации муниципального имущества в Чувашской Республике установлен способ приватизации, не предусмотренный Федеральным Законом N 123-ФЗ от 21 июля 1997 года.
Так, оспариваемый пункт программы устанавливает, что арендатор, заключивший договор аренды на объекты нежилого фонда, находящиеся у государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения, имеет право приобрести указанные объекты в собственность при наличии согласия предприятия и соответствующего органа по управлению имуществом, тогда как, по смыслу статьи 26 Федерального закона N 123-ФЗ от 21 июля 1997 года выкуп арендованного имущества возможен только по договорам аренды с правом выкупа, который был заключен до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". В иных случаях арендатор имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 Закона, может приобрести такое имущество в общем в порядке.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики заявление прокурора не признали и суду пояснили следующее:
Оспариваемые прокурором положения Республиканской программы приватизации государственного имущества и основ приватизации муниципального имущества в Чувашской Республике не устанавливают способ приватизации, не предусмотренный Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 года. Способ приватизации, о котором говорится в пункте 15.3 республиканской программы приватизации, предусмотрен абзацем 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ как выкуп арендованного государственного или муниципального имущества. Статья 26 Закона определяет основные условия такового выкупа. Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.97 года учитывает нормы ст. 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей положения о возмездном переходе имущества в собственность арендатора.
Исследовав имеющиеся доказательства, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, оснований удовлетворить заявление прокурора суд не усматривает.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества определены статьей 16 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.97 года (с последующими изменениями и дополнениями).
Абзацем 5 пункта 1 статьи 16 этого Закона предусмотрен такой способ приватизации как выкуп арендованного имущества.
В статье 26 Закона определены основные условия такого выкупа.
В пункте 1 указанной нормы Закона называются способы приватизации имущества, сданного в аренду в соответствии с договором аренды с правом выкупа, который был заключен до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Из текста пункта 2 статьи 26 Закона не следует, что в остальных случаях арендаторы государственного и муниципального имущества приватизируют это имущество остальными шестью способами, предусмотренными статьей 16 Закона, значительно различающимися от такого способа приватизации как выкуп арендованного имущества. Пунктом 8 статьи 20 Закона прямо предусмотрено право трудовых коллективов государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществлять их приватизацию посредством аренды с правом выкупа имущества этих предприятий, но по рыночной стоимости. Арендатор вправе приобрести такое имущество в порядке, установленном названным Законом, а также соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов РФ.
Таким образом, не имеется оснований утверждать, что пунктом 15.3 Республиканской программы приватизации государственного имущества и основ приватизации муниципального имущества в Чувашской Республике установлен новый, не предусмотренный Федеральным законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества.
Поскольку нормативный акт, отдельные положения которого оспорены прокурором, издан Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах предоставленной ему законом компетенции, оспариваемые положения изданы с соблюдением действующего законодательства, в удовлетворении заявления прокурора о признании недействительными отдельных положений нормативного акта должно быть отказано.
Руководствуясь изложенным, ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
в удовлетворении заявления прокурора о признании недействительным пункта 15.3 Республиканской программы приватизации государственного имущества и основ приватизации муниципального имущества в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 октября 1998 года N 311, отказать.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в помещении Верховного суда Чувашской Республики 25 июля 2000 года.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в десятидневный срок, начиная с 26 июля 2000 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 19 июля 2000 г. N 3-28-2000 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании