Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
развития образования в Моргаушском
районе Чувашской Республики
на 2012-2020 годы
Подпрограмма
"Развитие системы дошкольного образования в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы" Районной целевой программы развития образования в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы" Районной целевой программы развития образования в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы"
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25; поручение Президента Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 1 февраля 2008 г. (от 15 августа 2008 г. N Пр-261) подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы" Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы
|
Государственный заказчик подпрограммы |
- |
администрация Моргаушского района Чувашской Республики
|
Основной разработчик подпрограммы |
- |
отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики
|
Исполнители |
- |
отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики, муниципальные дошкольные образовательные учреждения, муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования
|
Цели подпрограммы |
- |
развитие системы дошкольного образования в Моргаушском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование
|
Задачи подпрограммы |
- |
обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений района; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
к 2020 году (по сравнению с 2010 годом - 74,6%): удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6, 5 лет, - увеличение на 20 процентов; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100 процентов; удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение на 50 процентов; удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования 100 процентов; удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории 100 процентов
|
Сроки реализации подпрограммы |
- |
2012-2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
-
|
предполагаемый общий объем финансирования подпрограммы в 2012-2020 годах составит 26685,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 19049,0 тыс. рублей; в 2013 году - 1060,0 тыс. рублей; в 2014 году - 6071,0 тыс. рублей; в 2015 году - 76,4 тыс. рублей; в 2016 году - 74,8 тыс. рублей в 2017 году - 86,4 тыс. рублей; в 2018 году - 79,0 тыс. рублей; в 2019 году - 98,8 тыс. рублей; в 2020 году - 90,4 тыс. рублей; из них средства: республиканского бюджета Чувашской Республики 14400,0 тыс.руб., в том числе: в 2012 году - 14400,0 тыс.руб.; местного бюджета 12285,8 тыс.руб., в том числе: в 2012 году - 4649,0 тыс. рублей; в 2013 году - 1060,0 тыс. рублей; в 2014 году - 6071,0 тыс. рублей; в 2015 году - 76,4 тыс. рублей в 2016 году - 74,8 тыс. рублей; в 2017 году - 86,4 тыс. рублей; в 2018 году - 79,0 тыс. рублей; в 2019 году - 98,8 тыс. рублей; в 2020 году - 90,4 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольных образовательных учреждений; увеличение охвата детей организованными формами дошкольного образования до 95 процентов (в 2010 году - 74,6 процента); обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее педагогическое образование (в 2010 году - 72,8%). Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижении социальной и психологической напряженности в обществе. Экономическая эффективность подпрограммы будет достигнута за счет введения нормативного финансирования, перевода дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведения наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями |
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией программы осуществляет Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики. Исполнители мероприятий программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения подпрограммы в отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского район. Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в информацию о ходе работ по реализации программы в администрацию Моргаушского района. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Развитие системы дошкольного образования в Моргаушском районе Чувашской Республики направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Актуальность разработки подпрограммы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований: увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.
В Моргаушском районе создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.
В настоящее время в Моргаушском районе Чувашской Республики функционирует 29 объектов дошкольного образования, оказывающих дошкольные образовательные услуги: в том числе 15 дошкольных образовательных учреждений, которые характеризуется следующими видами:
- детский сад (10 - ДОУ),
- детский сад комбинированного вида (3 ДОУ),
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития воспитанников (2 ДОУ);
4 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад"; 10 дошкольных групп и 3 группы кратковременного пребывания для дошкольников при 9 общеобразовательных школах.
На 1 января 2012 года общая численность детей, проживающих в районе - 2411, из них 360 - дети до 1 года. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 1530 детей. 94,7% процента детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки, что способствует получению равных стартовых возможностей при освоении детьми образовательных программ в начальных классах школы.
Ежегодно отмечается рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Если в 2008 году дошкольные образовательные учреждения посещали 1424 ребенка, то в 2010 году посещало 1530 детей.
Годы |
2008 год |
2009 год |
2010 |
Количество детей |
1424 ребенка |
1480 детей |
1530 |
Охват в % |
73% |
74% |
74,6% |
Воспитание и обучение детей осуществляют 169 педагогов, образовательный уровень которых ежегодно растет. На сегодня 123 педагога имеет высшее педагогическое образование, что составляет 72,8%.
Дошкольные учреждения активно участвуют в объявленных республикой и районом смотрах-конкурсах. Дошкольные учреждения "Солнышко", "Путене" приняли активное участие в конкурсе среди ДОУ на получение Гранта Президента Чувашской Республики, победили в нем и выиграли по 200 тысяч рублей. В конкурсе лучших воспитателей на денежное поощрение Президента Чувашской Республики победителями и обладателями денежного приза стали воспитатели МДОУ "Детский сад "N 3 "Солнышко" Прокопьева О.В. и Петрова О.Г., МДОУ "Детский сад N 26 "Путене" Порфирьева Н.А., логопед МДОУ "Детский сад N 13 "Малыш" Гусева В.В.
Во всероссийском конкурсе "Детские сады - детям" в Номинации "Лучший сельский детский сад" победило муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Путене" и заняло 2-е место. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Солнышко" в этой же номинации стал лауреатом.
Не менее успешно педагоги участвуют и в районных конкурсах.
Однако в развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения. Но финансовая база местного самоуправления крайне недостаточна и не обеспечивает исполнения возложенных полномочий.
В настоящее время не удовлетворяется возросший спрос населения на услуги дошкольных образовательных учреждений. На 1 июня 2011 года количество детей, стоящих в очереди для получения места в детском саду, составляет 425 детей: в том числе от 0 до 1,5 лет - 238 детей, от 1,5 до 3 лет - 153 ребенка, от 3 до 5 лет - 31 ребенок и от 5 до 7 лет - 3 ребенка.
Результатом решения проблемы обеспечения услугами дошкольного образования должно стать создание условий для получения качественного образования детьми дошкольного возраста, обеспечение успешного перехода ребенка на новую ступень образования, снятие социальной напряженности среди населения по определению детей в дошкольные образовательные учреждения.
Необходимо принять меры по обеспечению режима интенсивного развития системы дошкольного образования, поиску возможных ресурсов увеличения охвата детей услугами образовательных учреждений за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
С учетом нынешнего состояния муниципальной системы дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив в целях наиболее полного охвата детей дошкольным образованием предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных учреждений:
- в с. Моргауши в 2012 году планируется вернуть в сеть дошкольного образования района перепрофилированное здание детского сада "Елочка" (сегодня Моргаушский лицей);
- открытие дошкольных групп при МОУ "Шатракасинская ООШ" на 20 мест; при МОУ "Сосновская ООШ" на 20 мест.
- открытие дошкольных групп при МОУ "Большесундырская СОШ" на 40 мест;
- открытие дошкольных групп при МОУ "Москакасинская СОШ" на 40 мест; при МОУ "Калайкасинская СОШ" на 20 мест.
Недостаточность инвестиций в предыдущие годы привела к значительному износу материально-технической базы учреждений дошкольного образования. Назрела острая необходимость в приобретении мебели, спортивного и медицинского оборудования, технического оборудования для пищеблоков и прачечных, современных технических средств для использования в образовательном процессе, игрового оборудования.
Информатизация дошкольных учреждений проходит медленно за счет муниципального обеспечения. В настоящий момент развивающие программы, аналитическая деятельность, экспериментальная работа, диагностическая деятельность, делопроизводство требует информационного обеспечения. Компьютеры установлены только в 12 ДОУ. Наступило время, когда каждое дошкольное учреждение должно иметь компьютерную технику и лицензионное программное обеспечение для руководителей, педагогов и детей, выход в Интернет.
Приоритетным направлением в деятельности дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья, физическое воспитание. Для реализации программ физкультурно-оздоровительной направленности в детских садах, кроме физкультурных залов, имеются физкультурные и спортивные площадки на участках и уголки здоровья в групповых помещениях.
В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Формирование здоровьесберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс являются одними из актуальных направлений современной системы дошкольного образования. Ежегодно в районе во всех дошкольных учреждениях проводятся районные спортивно-оздоровительные игры "Малышиада". Необходимо также продолжить работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Одним из приоритетов должны стать укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием.
Расширяется деятельность дошкольных образовательных учреждений с целью полного удовлетворения образовательных потребностей родителей и воспитанников. В 9 дошкольных учреждениях оказываются дополнительные образовательные услуги на бесплатной основе. Различными кружками в настоящее время охвачено более 200 воспитанников.
Серьезного внимания требует развитие речи ребенка, так как дети дошкольного возраста характеризуются повышенной чувствительностью к овладению языком. В связи с увеличением числа двуязычных детей существует проблема обучения их грамотной речи. Эти моменты недостаточно учитываются в практике работы детских садов, лишь в 3-х из них в штаты введены учителя-логопеды, а в остальные организовывается выезд логопеда с целью выявления дефектов речи и дальнейшей работы по их устранению.
В соответствии с современными требованиями реализация в дошкольных образовательных учреждениях Федеральных государственных требований необходимо введение в штат дошкольного образовательного учреждения штата психолога. Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.
Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям - реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку.
Мероприятия подпрограммы направлены на решение вышеуказанных проблем.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы являются развитие системы дошкольного образования в Моргаушском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование.
Достижение поставленной цели Подпрограммы будет осуществляться путем решения следующих основных задач:
- повышение качества дошкольного образования;
- удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования;
- совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе;
Целевые индикаторы:
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2012-2020 годах.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования:
- обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
- повышение качества системы дошкольного образования;
- стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования;
- раннее сопровождение ребенка и семьи;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
- совершенствование материально-технической базы.
Мероприятия по реализации подпрограммы изложены в приложении N 2.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
разработка и принятие муниципальной программы развития дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех категорий детей;
создание вариативной сети дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих родителям право выбора образовательных услуг.
2. Повышение качества системы дошкольного образования
Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета.
Подпрограмма предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики.
Механизм привлечения и использования долевых финансовых средств федерального бюджета, средств местных бюджетов определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Подпрограмма предусматривает возможность софинансирования конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ.
Объемы и источники финансирования подпрограммы
(тыс. рублей)
Объемы затрат по источникам финансирования |
Годы реализации |
Итого |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Из местного бюджета |
4649,0 |
1060,0 |
6071,0 |
76,4 |
74,8 |
86,4 |
79,0 |
98,8 |
90,4 |
12285,8 |
Из республиканского бюджета |
14 400,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
14400,0 |
Объем инвестиций и других расходов на финансирование подпрограммы может ежегодно уточняться исходя из возможностей местного бюджета.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
V. Механизм реализации подпрограммы
Заказчиком программы является отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района.
Исполнители мероприятий программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения программы в отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики.
По окончании срока реализации программы отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района до 1 марта 2021 г. отчитывается о выполнении программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации перед районным Собранием депутатов.
VI. Результаты реализации подпрограммы
Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в сравнении с 2008 годом с учетом следующих показателей:
удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6, 5 лет, - увеличение до 100%;
удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100%;
удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение на 40%;
удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования - 95%;
удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории - 40%.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации подпрограммы.
Предполагается, что экономическая эффективность подпрограммы будет выражена в повышении уровня жизни молодых семей, увеличении их трудового потенциала.
Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в улучшении демографических показателей, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.