Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
развития образования в Моргаушском
районе Чувашской Республики
на 2012-2020 годы
Подпрограмма
"Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012 - 2020 годы" районной целевой программы развития образования в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Моргаушском районе Чувашской Республики" районной целевой программы развития образования в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 293 "О республиканских целевых программах в сфере образования в Чувашской Республике"
|
Государственный заказчик подпрограммы |
- |
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики
|
Основной разработчик подпрограммы |
- |
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района
|
Исполнители подпрограммы |
- |
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района, муниципальные образовательные учреждения
|
Цель подпрограммы |
- |
повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда
|
Задачи подпрограммы |
- |
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях; поддержка образовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья; развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений; повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность; разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений; обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности; внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
объем услуг дополнительного образования, оказываемых каждому школьнику, не менее 6 часов в неделю к 2020 году; удельный вес детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, 100 процентов к 2020 году; количество общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья, 2 к 2020 году; количество специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам воспитания, 170 к 2020 году; доля учреждений дополнительного образования детей с эффективными организационно-финансовыми механизмами управления деятельностью 100 процентов к 2020 году |
Сроки реализации подпрограммы |
- |
2012-2020 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общая сумма финансирования - 419,0 тыс. рублей за счет средств местного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики (в ценах 2011 года), в том числе: в 2012 году - 40,0 тыс. рублей; в 2013 году - 30,5 тыс. рублей; в 2014 году - 43,5 тыс. рублей; в 2015 году - 40,0 тыс. рублей; в 2016 году - 51,0 тыс. рублей; в 2017 году - 43,5 тыс. рублей; в 2018 году - 59,0 тыс. рублей; в 2019 году - 46,5 тыс. рублей; в 2020 году - 65,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
социальная эффективность: создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений; расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 1 часа в неделю в 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году; увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование; обеспечение поддержки институтов семейного воспитания; увеличение количества общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья; повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 170 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность; экономическая эффективность: внедрение в 100 процентах учреждений дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляет отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики. Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 1 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения мероприятий подпрограммы в отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района. Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района направляет ежегодно к 15 февраля до 2021 года в администрацию Моргаушского района информацию о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района до 1 марта 2021 г. представляет в администрацию Моргаушского района информацию о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Главным источником стабильного развития района являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан. Эффективность воспитания и его социально приемлемые результаты обеспечиваются рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" значительно повысился статус классного руководителя.
В районе ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. Классные руководители принимали участие на районных и республиканских конкурсах на лучшие инновационные проекты в области воспитания. Ими разработано и реализовано 40 проектов работы с коллективом класса. На муниципальном этапе республиканского конкурса на лучшего классного руководителя "Самый классный классный" за последние два года приняли участие 305 классных руководителей, что составляет около 61 процента от их общего числа. На этапах конкурса педагоги показали возможности использования информационных технологий в деятельности классного руководителя, а также результаты реализации программ индивидуального развития личности ребенка, работы классного руководителя с семьей. Эффективные технологии воспитания демонстрируют классные руководители Большесундырской, Ильинской, Моргаушской средних, Акрамовской, Сосновской основных общеобразовательных школ.
В целях повышения профессионализма классных руководителей в общеобразовательных школах ежеквартально проводились обучающие семинары-тренинги по современным методикам организации воспитательной работы с приглашением специалистов центра диагностики и консультирования "Доверие".
Реализация комплексных мероприятий, направленных на повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях и усиление взаимодействия с семьей и другими общественными институтами воспитания, находит отражение в тенденции снижения преступности среди несовершеннолетних как одного из формальных показателей оценки качества воспитательной работы.
Это является и следствием повышения эффективности работы центра диагностики и консультирования "Доверие", педагогов-психологов, социальных педагогов. В 4 образовательных округах созданы волонтерские команды здоровья добровольческого объединения за здоровый образ жизни.
Значительное внимание уделяется созданию целостной системы физического воспитания обучающихся, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий 89,7 процента учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Ежегодно проводится более 100 крупных спортивных мероприятий.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством его инициативного действия является дополнительное образование детей. В районе функционируют 4 учреждения дополнительного образования. В них занимается 2387 детей, или 64 процента от общего числа обучающихся. Этот вид образования социально востребован как органично сочетающий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обладает свойствами открытости, гибкости, мобильности, что позволяет быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить удовлетворение образовательной потребности при индивидуальной траектории. Дополнительное образование содержит более 10 направлений образовательной деятельности. В учреждениях дополнительного образования широко представлены художественно-эстетическое (60 процентов), техническое творчество (28 процентов), физкультурно-спортивное (25 процентов), туристко-краеведческое (14 процентов) и другие направления. В 2011 году в среднем на одного школьника приходилось 0,5 часа дополнительного образования в неделю. В 2012 году необходимо обеспечить за счет бюджетных средств каждому школьнику не менее 1 часа дополнительного образования в неделю, а к 2020 году - не менее 6 часов.
85 процентов педагогических работников учреждений дополнительного образования имеют высшее образование. 24 процента педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию, 23 процента педагогов - стаж работы более 10 лет.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления услуг дополнительного образования детям отнесена к вопросам местного значения. Возникают трудности в обеспечении качества и доступности услуг дополнительного образования из-за социально-экономических возможностей муниципального образования.
Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей системы образования сегодня возможно при условии формирования социального заказа на развитие воспитания, совершенствования нормативной правовой базы, поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества и государства, развития их материальной базы.
В повышении эффективности воспитательной работы имеется ряд проблем:
неразвитость механизмов государственно-общественного контроля осуществления воспитательной деятельности образовательными учреждениями;
дефицит профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательном учреждении.
Их решение предлагает комплекс мероприятий настоящей подпрограммы.
II. Основные цель и задачи, сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда.
Задачи подпрограммы:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях;
реализация эффективной политики инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений и гражданских институтов воспитания;
поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;
развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, предотвращения (профилактики) социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений;
повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность;
разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;
обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности;
внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2012 - 2020 годах.
Индикаторы эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия подпрограммы распределены по восьми направлениям (приложение N 2).
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Выполнение подпрограммы предусматривается за счет средств муниципального бюджета Моргаушского района Чувашской Республики (таблица).
С учетом возможностей муниципального бюджета Моргаушского района Чувашской Республики объемы средств, направляемые на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
Объемы и источник финансирования подпрограммы по годам ее реализации
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Местный бюджет Моргаушского района |
419,0 |
40,0 |
30,5 |
43,5 |
40,0 |
51,0 |
43,5 |
59,0 |
46,5 |
65,0 |
Итого |
419,0 |
40,0 |
30,5 |
43,5 |
40,0 |
51,0 |
43,5 |
59,0 |
46,5 |
65,0 |
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия подпрограммы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
К участию в реализации подпрограммы привлекаются различные организации. Исполнители отдельных мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Бюджетная составляющая подпрограммы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики и законодательными актами Моргаушского района.
Управление реализацией подпрограммы осуществляет основной разработчик - отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района, контролирующий выполнение мероприятий подпрограммы и обеспечивающий целевое и эффективное использование бюджетных средств. Основной разработчик обеспечивает также организационное руководство реализацией подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района о ходе выполнения мероприятий подпрограммы.
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района направляет ежегодно к 15 февраля до 2021 года в администрацию Моргаушского района информацию о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района до 1 марта 2021 г. представляет в администрацию Моргаушского района информацию о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Информация о ходе и итогах реализации подпрограммы открыта для широкой общественности и размещается на сайте отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики в сети Интернет.
VI. Результаты реализации подпрограммы. Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основании следующих показателей:
социальная эффективность:
создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений;
расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 1 часа в неделю в 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году;
увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование;
обеспечение поддержки институтов семейного воспитания;
увеличение количества общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья;
повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 170 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;
экономическая эффективность:
внедрение в 100 процентах учреждений дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью.
Эффективность реализации подпрограммы определяется уровнем достижения ее показателей и индикаторов согласно приложению N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.