Постановление Министерства труда Чувашской Республики
от 30 марта 2000 г. N 2
"Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы условий труда в проектах строительства"
Постановлением Минсоцполитики Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 02 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях выполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (статья 16) и постановления Совета Министров Чувашской Республики от 19 января 1994 г. N 12 "О государственной экспертизе и утверждении проектов строительства и градостроительной документации в Чувашской Республике" Министерство труда Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке проведения государственной экспертизы условий труда в проектах строительства (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на зам.министра труда Чувашской Республики, Главного государственного эксперта по условиям труда Чувашской Республики Абрамова Н.Р.
Министр |
В.П.Петров |
Утверждено
постановлением Министерства
труда Чувашской Республики
от 30 марта 2000 г. N 2
Положение
о порядке проведения государственной экспертизы
условий труда в проектах строительства
1. Общие положения
1.1. В соответствии со статьями 16, 21 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" проекты строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения производственных объектов (далее - проекты строительства) должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - требования охраны труда).
Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов строительства требованиям охраны труда.
1.2. Настоящее Положение разработано на основе следующих государственных нормативных правовых актов:
постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 555 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 555" следует читать "N 585"
Государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ);
РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства" (принята и введена в действие постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 года N 18-39);
СП 11-101-95 "Порядок разработки , согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (принят и введен в действие постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 года N 18-63);
СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 года N 18-64);
постановление Совета Министров Чувашской Республики от 19 января 1994 года N 12 "О государственной экспертизе и утверждении проектов строительства и градостроительной документации в Чувашской Республике".
1.3. Основными принципами государственной экспертизы проектов строительства являются:
обязательность проведения государственной экспертизы проектов строительства до принятия решений о его реализации;
достоверность и полнота информации об условиях труда, представляемых на экспертизу;
независимость экспертов при проведении экспертизы условий труда;
научное обоснование, объективность заключений экспертизы условий труда;
ответственность участников экспертизы условий труда и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы.
1.4. Основной целью экспертизы проектов строительства является реализация единой государственной политики по обеспечению работникам здоровых и безопасных условий труда путем экспертной оценки соответствия проектных решений требованиям охраны труда.
1.5. Экспертиза проектов строительства решает следующие основные задачи:
устранение допущенных на стадии проектирования нарушений требований охраны труда, а также обеспечение проектных решений по внедрению наиболее передовых и безопасных технологий, оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты;
установление обоснованности (необоснованности) планируемых компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, предусмотренных проектами.
1.6. Заключение по государственной экспертизе проектов строительства Министерства труда Чувашской Республики является обязательным для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями независимо от форм собственности.
1.7. При проведении государственной экспертизы проектов строительства проверяется соответствие проектной документации требованиям охраны труда в целях предупреждения возможных воздействий на работников организаций опасных и вредных производственных факторов.
2. Порядок проведения государственной экспертизы
условий труда в проектах строительства
2.1. В соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 19 января 1994 года N 12 "О государственной экспертизе и утверждении проектов строительства и градостроительной документации в Чувашской Республике" проекты строительства, а также градостроительная документация, независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе Министерством труда Чувашской Республики.
Министерство труда Чувашской Республики при проведении государственной экспертизы условий труда в проектах строительства осуществляет:
экспертизу проектов строительства, которые планируются финансировать из республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов районов и городов Чувашской Республики;
экспертизу проектов, намечаемых для строительства на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению на уровне Всероссийской государственной экспертизы условий труда);
выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов;
рассмотрение разногласий по вопросам экспертизы проектной документации по условиям труда по поручению Кабинета Министров Чувашской Республики, а также в связи с обращением заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве и подготовку по ним соответствующих предложений.
2.2. Проекты строительства представляются заказчиком в Министерство труда Чувашской Республики в объеме, предусмотренном СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятии, здании и сооружений" вместе с разрешительной документацией по следующим разделам:
"Общая пояснительная записка";
"Генеральный план и транспорт";
"Технологические решения";
"Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием";
"Архитектурно-строительные решения";
"Инженерное оборудование, сети и системы";
"Сметная документация".
2.3. Комплектность представленных материалов на их соответствие требованиям настоящего Положения проверяется отделом государственной экспертизы условий труда Министерства труда Чувашской Республики.
При установлении некомплектности проектной документации, Министерство труда Чувашской Республики имеет право запросить дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства.
2.4. Проект может быть возвращен на доработку, если экспертиза установила отступление от нормативных требований по условиям труда.
На повторную экспертизу представляются:
- пояснительная записка к доработанному разделу проекта по замечаниям;
- проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по условиям труда по результатам предыдущего рассмотрения.
2.5. Сроки проведения экспертизы проектов строительства на соответствие требованиям охраны труда принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы и не должны превышать 15 дней.
2.6. В отдельных случаях при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов указанный срок может быть увеличен по решению Министра труда Чувашской Республики.
2.7. Началом экспертизы проекта строительства является дата утверждения Министром труда Чувашской Республики плана ее проведения (после проверки комплектности представленных заказчиком материалов на экспертизу), а окончание экспертизы - дата отправки заключения в Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики и заказчику.
2.8. Сроки рассмотрения откорректированной проектной документации по ее замечаниям не должны превышать 5 дней.
2.9. В случае выборочного контроля проектной документации на соответствие требованиям охраны труда ее объем устанавливается Заместителем министра - Главным государственным экспертом по условиям труда Чувашской Республики.
2.10. Срок рассмотрения проекта строительства в порядке выборочного контроля устанавливается в каждом конкретном случае Заместителем министра - Главным государственным экспертом по условиям труда Чувашской Республики, но не должен превышать 15 дней.
2.11. При необходимости в целях сокращения сроков рассмотрения проектной документации, по взаимной договоренности экспертиза проводится совместно с Министерством строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики. При этом экспертное заключение подписывается представителями обеих сторон.
2.12. При необходимости к работе по экспертизе проектов строительства могут привлекаться квалифицированные специалисты из научных, проектных и других организаций (внештатные эксперты) через Центр охраны труда Министерства труда Чувашской Республики. В этом случае может быть образована рабочая группа, которая возглавляется Главным государственным экспертом по условиям труда Чувашской Республики.
По решению Главного государственного эксперта по условиям труда Чувашской Республики руководство рабочей группой может быть возложено на одного из внештатных экспертов.
Руководитель рабочей группы по окончании работы по экспертизе проекта подготавливает заключение, которое визируется членами рабочей группы.
3. Основные вопросы, подлежащие государственной экспертизе
в проектах строительства
3.1. При экспертизе оцениваются принятые в проекте решения:
3.1.1. Рациональное размещение оборудования и планировка рабочих мест (ГОСТ 12.3.002, "Межотраслевые методические рекомендации по размещению оборудования в производственных помещениях"):
расчет размеров рабочих зон (рабочих мест) с обеспечением свободного и безопасного выполнения монтажа (демонтажа), обслуживания и ремонта оборудования;
планировка площадей для размещения вспомогательного оборудования, запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, стеллажей, тары и т.п. (вспомогательные зоны);
планировка площадей для размещения стационарных рабочих площадок, лестниц, устройств для хранения и перемещения материалов, инструментальных столов, электрических шкафов, пожарной техники (зоны стационарных устройств);
планировка площадей для размещения коммуникационных систем (зоны коммуникаций);
планировка проездов с обеспечением зазоров безопасности;
расчет путей эвакуации в экстренных случаях;
расчет рабочих и общецеховых проходов.
3.1.2. Обеспечение на рабочих местах допустимых уровней шума (ГОСТ 12.1.003):
рациональные акустические решения планировок зданий и генеральных планов объектов;
рациональное размещение технологического оборудования и рабочих мест;
рациональное акустическое планирование зон и режимов движения транспортных средств и транспортных потоков;
применение малошумных технологических процессов, способов обработки, транспортирования;
оснащение шумного оборудования средствами дистанционного управления, автоматического контроля, амортизаторами, звукоизолирующими облицовками;
использование совершенных технологий ремонта и обслуживания машин;
применение звукопоглощающих облицовок, стен, укрытий для шумных элементов оборудования и участков производств;
создание щумозащищенных зон в местах нахождения работающего на производстве и др.
3.1.3. Предупреждение вредного воздействия вибрации (ГОСТ 12.1.012):
проектные решения технологических процессов и производственных помещений (разработка схем размещения оборудования с учетом создания минимальных уровней вибрации на рабочих местах, расчет ожидаемых уровней вибрации на рабочих местах, выбор строительных решений оснований и перекрытий для оборудования с обеспечением гигиенических норм вибрации на рабочих местах, выбор и расчет необходимых средств виброзащиты) и др.;
применение наименее виброопасного оборудования;
применение средств виброзащиты, снижающих вибрацию на путях ее распространения.
3.1.4. Исключение выделений на рабочих местах пыли, паров, газов, аэрозолей и тепловой энергии выше допустимых значений (ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.1.007):
применение прогрессивных технологий (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль), исключающих контакт человека с вредными веществами;
решение по вентиляции и кондиционированию воздуха;
рациональная планировка промышленных площадок, зданий, помещений;
применение аспирации, герметизации оборудования, пневматического транспортирования отходов, теплоизоляции нагретых поверхностей;
применение средств дегазации и др.
3.1.5. Обеспечение пожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004):
проектирование основных строительных конструкций объектов с регламентированными пределами огнестойкости и пределами распространения огня;
применение автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения;
применение разрешенных органами Госсанэпиднадзора пропиток конструкций объектов антипиренами и нанесение на их поверхность огнезащитных составов;
использование устройств, исключающих распространение огня;
применение средств коллективной и индивидуальной защиты от опасных факторов пожара и систем противодымной защиты и др.
3.1.6. Обеспечение электробезопасности (ГОСТ 12.1.019, Правила устройства электроустановок):
применение технических способов и средств защиты (защитное заземление, зануление, выравнивание потенциалов, малое напряжение, электрическое разделение сетей, защитное отключение, изоляция токоведущих частей, компенсация токов замыкания на землю, оградительные устройства, предупредительная сигнализация, блокировка, знаки безопасности, средства защиты и предохранительные приспособления);
проектирование организационных и технических мероприятий и др.
3.1.7. Обеспечение производственного освещения (СНиП 23-05-95, отраслевые нормы искусственного освещения):
проектные решения по осветительным установкам с обеспечением нормативной освещенности рабочих мест и рабочих поверхностей с использованием в необходимых случаях светильников местного освещения;
наличие аварийного, эвакуационного и охранного освещения;
проектные решения по компенсации недостатка естественного света и ультрафиолетовой недостаточности (применение эритемных облучательных установок и др.);
решение по обслуживанию (чистке, ремонту, замене ламп) осветительных установок и светильников;
решение по утилизации газоразрядных ламп.
3.1.8. Кроме указанных решений в зависимости от отраслевой специфики проектируемого объекта должны быть обеспечены биологическая безопасность труда (ГОСТ 12.1.008), защита от ионизирующих излучений (ГОСТ 12.4.120), электромагнитных полей (ГОСТ 12.1.006), взрывобезопасность (по ГОСТ 12.1.010), защита от других опасных и вредных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003).
3.1.9. В проектах должны быть предусмотрены соответствующие режимы труда и индивидуальные средства защиты, ограничивающие воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, если невозможны технические и технологические решения.
3.2. При экспертизе раздела проекта "Генеральный план и транспорт" проводится проверка проектных решений по территории предприятия, производственным площадкам и их оборудованию, а также расположению и устройству транспортных магистралей.
3.3. При экспертизе раздела проекта "Технологические решения" проводится оценка:
количества рабочих мест и их оснащенности, проектных решений по обеспечению безопасности рабочих мест (устранение непосредственного контакта работающих с элементами и материалами, оказывающими опасное воздействие, использование дистанционного управления, герметизации, средств защиты, сигнализации, знаков безопасности и др.);
выбранного технологического оборудования и его размещения; технологических планировок по корпусам (цехам) с указанием размещения оборудования и транспортных средств;
схемы грузопотоков, уровень механизации и автоматизации производств;
заложенных в проект параметров освещения, шума, вибрации, микроклимата на рабочих местах;
проектных решений по обеспечению пожаровзрывобезопасности производственных помещений;
возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению.
Здесь же проводится проверка проектных решений по организации ремонтного хозяйства, размещению и оборудованию складов, зарядных станций, котельных, энергетических установок, компрессорных и холодильных станций, тепловых пунктов и других вспомогательных участков. Кроме того, оцениваются системы энергоснабжения, газоснабжения и другие.
3.4. В разделе "Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием", выполняемом в соответствии с нормативными документами Минтруда России, оцениваются:
обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями;
санитарно-гигиенические условия труда работающих с указанием ожидаемых уровней воздействия на работающих вредных производственных факторов, методов контроля за их воздействием и мер по защите работающих, в том числе решения по нормализации параметров микроклимата и освещенности рабочих мест, снижению уровней производственных шумов и вибраций, загазованности и запыленности помещений, излучений электромагнитных и электрических полей, электростатического поля и т.п.
3.5. При экспертизе разделов проекта "Архитектурно-строительные решения" и "Инженерное оборудование, сети и системы" проводится оценка:
принятых объемно-планировочных решений;
мероприятий по ограничению шума, вибрации в помещениях;
по компенсации ультрафиолетовой недостаточности, обустройству переходов;
обеспечению бытовыми помещениями и санитарно-техническими устройствами, медицинскому обслуживанию и общественному питанию;
систем отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, канализации, пожаротушения и пожарной сигнализации и др.
3.6. При экспертизе раздела проекта "Организация строительства" проверяется:
принятая в проекте очередность строительства;
расчеты по организации санитарно-гигиенического и бытового обслуживания работающих на строительной площадке;
проектные решения по обеспечению безопасности строительства (в том числе на внутриплощадных, подготовительных земляных работах, на монтаже конструкций, бетонных и каменных, кровельных и изоляционных, погрузочноразгрузочных и транспортных работах, отделочных, санитарно-технических и специальных работах и др.).
3.7. В сметной части проекта проверяется наличие данных по затратам на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, а также затраты на специальную подготовку работников, которые будут заняты на тяжелых работах и работах с опасными и вредными условиями труда.
4. Заключение по государственной экспертизе условий труда
в проектах строительства на соответствие требованиям охраны труда
4.1. По результатам экспертизы проектов строительства составляется заключение по государственной экспертизе условий труда в проектах строительства, подготовленное отделом государственной экспертизы условий труда Министерства труда Чувашской Республики и утвержденное Главным государственным экспертом по условиям труда Чувашской Республики, которое передается заказчику и в Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики.
4.2. Выданное заключение заносится в банк данных и регистрируется в специальном журнале. Копии заключений хранятся в Министерстве труда Чувашской Республики.
4.3. Экспертное заключение государственной экспертизы условий труда в проектах строительства должно содержать:
данные о месте и времени проведения экспертизы, обоснование в связи с чем она организуется и проводится, сведения об эксперте;
краткую характеристику исходных данных и основные проектные решения по условиям труда, указываются какие конкретные разделы и части проектной документации рассматриваются при экспертизе;
конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, формирующим условия труда, факторы производственной среды в сравнении с нормативами;
предоставляемые компенсации и их соответствие условиям труда;
выявление отклонений от действующих норм и нормативов, либо нарушений действующего законодательства;
рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующей доработке проекта;рекомендации об утверждении проекта (при отсутствии серьезных замечаний) или отклонении.
4.4. Примерная форма заключения по государственной экспертизе проектов строительства приведена в приложении N 1 к данному Положению.
Приложение N 1
к Положению о порядке проведения
государственной экспертизы проектов
строительства
Министерство труда Чувашской Республики
428000, г.Чебоксары, пл.Республики, 2
"__" _______ 200 __ г. N __
Заключение
по государственной экспертизе условий труда
в проектах строительства
____________________________________________________________________
(полное наименование проекта, рассматриваемого раздела проекта)
1. Место и время проведения экспертизы ____________________
_________________________________________________________________________
(дата, название отдела, проводившего экспертизу)
2. Сведения об эксперте ____________________________________________
(фамилия, имя, должность)
_________________________________________________________________________
3. Основание для разработки проекта (раздела проекта) ______________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Название разделов и части проектной документации, рассматриваемых
при экспертизе __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Замечания и предложения по условиям и охране труда в сравнении с
нормативами _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Предоставляемые льготы и компенсации и их соответствие условиям
труда ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Оценка проекта (раздела проекта) и предложения по результатам
экспертизы ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Зам. министра труда
Чувашской Республики,
Главный государственный
эксперт по условиям труда
Чувашской Республики _________ ________________
(подпись) (Ф.И.0.)
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 17 апреля 2000 г.
Регистрационный N 93
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Министерства труда Чувашской Республики от 30 марта 2000 г. N 2 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы условий труда в проектах строительства"
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 17 апреля 2000 г.
Регистрационный N 93
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Минсоцполитики Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 02 настоящее постановление признано утратившим силу