В последние годы с принятием Федеральных законов:
от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
от 17.09.98 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";
от 09.01.96 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
от 02.01.00 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
от 08.08.01 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля (надзора)" и др..,
а также с выходом постановлений Российской Федерации:
от 24.07.00 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании";
от 01.06.00 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге"
значительно изменились цели и задачи госсанэпидслужбы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
К ним отнесены:
- участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения санэпидблагополучия населения;
- разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения санэпидблагополучия населения, контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов;
- разработка, принятие и реализация целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- проведение социально-гигиенического мониторинга;
- проведение сертификации продукции, работ и услуг, лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
- реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганда здорового образа жизни;
- реализация мер по своевременному информированию населения о состоянии инфекционных и массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания человека и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и др...
Несмотря на достаточно сложную и постоянно меняющуюся ситуацию в политической и социально-экономической жизни страны, удалось в целом сохранить материальную базу, кадровый потенциал, обеспечить функционирование госсанэпидслужбы республики.
Тем не менее практика работы показала, что около 50% центров госсанэпиднадзора не в состоянии осуществить в полном объеме свои функции по надзору, при этом существующая структура не представляет возможным эффективно решать вопросы концентрации сил и средств Службы на приоритетных направлениях.
В настоящее время не в состоянии проводить в должном объеме мероприятия по исполнению санитарного законодательства ЦГСЭН в Аликовском, Козловском, Комсомольском, Красноармейском, Красночетайском, Порецком, Урмарском, Шемуршинском, Ядринском, Янтиковском районах.
Ограниченно готовы ЦГСЭН в г.Алатыре и Алатырском районе, Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Канашском, Марпосадском, Моргаушском, Яльчикском районах и г.Канаше.
Основными причинами неготовности к выполнению целей и задач, стоящих перед госсанэпидслужбой, являются:
отсутствие в этих учреждениях должного количества врачей санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля;
отсутствие у врачей и средних медработников сертификатов специалиста и квалификационных категорий;
нет аккредитации лабораторий в системе госсанэпидслужбы и ГОСТ-Р;
отсутствие в Центрах врачей-экспертов, что не позволяет осуществлять проведение санэпидэкспертиз и осуществлять работу по производственному контролю за соблюдением санитарно-противоэпидемических мероприятий;
отсутствие лицензии на образовательную деятельность по гигиеническому обучению населения, юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности, работники которых обязаны проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
невозможность организации и проведения социально-гигиенического мониторинга среды обитания человека, качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения;
крайне недостаточное наличие нормативно-методических документов и т.д.
В связи с этим требуется приведение деятельности Службы в соответствие с нормативно-правовыми актами, принятыми в последнее время: ФЗ от 08.08.2001 г. N 134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля (надзора)"; Кодекса об административных правонарушениях РФ, Трудовым кодексом РФ, приказами Минздрава РФ; Концепцией развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1998 и на период до 2002 г. и Программными мероприятиями развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Чувашской Республики на 2000 год и на период до 2002 года.
Для усиления роли Службы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения необходимо ее реформирование: оптимизация структуры, управления, совершенствование кадровой политики и научного потенциала, укрепление материально-технической базы учреждений.
Для достижения указанной цели нами предусматривается:
1. Укрепление правовых основ деятельности службы.
2. Совершенствование системы управления и организационного построения службы.
3. Стабилизация и развитие экономики службы, приведение ее в соответствие с законодательными документами.
4. Оптимизация государственного санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга.
5. Реформирование системы материально-технического обеспечения службы, приведение ее технического оснащения в соответствие нормативным требованиям.
При этом приоритетными направлениями реформирования системы управления и организационного построения Службы являются:
1. Реорганизация структуры Службы путем присоединения плохо оснащенных учреждений к центрам госсанэпиднадзора, укомплектованным кадрами и оборудованием, при максимальной концентрации имеющегося кадрового и технического потенциала.
2. Совершенствование системы взаимодействия и разграничения функций Службы с органами исполнительной власти на региональном и местном уровнях.
3. Создание единой системы информационного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и Службы.
4. Сокращение численности персонала дублирующих друг друга подразделений (бухгалтерии, отделы социально-гигиенического мониторинга, подразделения материально-технического обеспечения).
Реформирование позволит:
создать высокоэффективную систему лабораторного обеспечения учреждений Службы, адекватной целям и задачам;
сократить расходы на содержание лабораторий за счет укрупнения перспективных и ликвидации или передачи в лечпрофучреждения лабораторий, не аккредитованных в системе госсанэпидслужбы, но имеющих лицензии на право работы с возбудителями инфекционных заболеваний;
внедрить на территориях республики полноценную систему социально-гигиенического мониторинга;
сократить частоту надзора за объектами за счет целенаправленности, формализации и глубины аналитического и лабораторного контроля, внедрения экстерриториальных принципов работы.
При этом избранный вариант реформирования Службы не потребует привлечения дополнительных ресурсов.
Все это будет способствовать обеспечению эффективности деятельности учреждений госсанэпидслужбы и соответственно обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики.
Преимуществом данного варианта является также и то, что в территориях, где размещаются головные центры госсанэпиднадзора, можно создать дочерние предприятия, филиалы, представительства от ФГУ дезинфекционного профиля в Чувашской Республике.
На 1 этапе реформирования госсанэпидслужбы Чувашской Республики предусматривается:
1. Оставить из 24 центров госсанэпиднадзора с правом юридического лица 15 центров госсанэпиднадзора:
1) ЦГСЭН в Чувашской Республике.
2) ЦГСЭН в г.Чебоксары с передачей отделения социально-гигиенического мониторинга ЦГСЭН в Чувашской Республике.
3) ЦГСЭН в Цивильском районе.
4) ЦГСЭН в г.Шумерля и Шумерлинском районе.
5) ЦГСЭН в г.Алатыре и Алатырском районе.
6) ЦГСЭН в Вурнарском-Ибресинском районах.
7) ЦГСЭН в г.Новочебоксарск.
8) ЦГСЭН в г.Канаш.
9) ЦГСЭН в Яльчикском районе.
10) ЦГСЭН в Канашском районе.
11) ЦГСЭН в Моргаушском районе.
12) ЦГСЭН в Марпосадском районе.
13) ЦГСЭН в Батыревском районе.
14) ЦГСЭН в Чебоксарском районе.
15) ЦГСЭН в Ядринском районе.
2. Присоединить к центрам госсанэпиднадзора с правом юридического лица следующие Центры:
- к ЦГСЭН в Цивильском районе - ЦГСЭН в Красноармейском и Козловском районах;
- к ЦГСЭН в Батыревском районе - ЦГСЭН в Шемуршинском и Комсомольском районах;
- к ЦГСЭН в г.Шумерля и Шумерлинском районе - ЦГСЭН в Порецком, Аликовском, Красночетайском районах;
- к ЦГСЭН в г.Канаш - ЦГСЭН в Янтиковском и Урмарском районах.
3. Создать дочерние предприятия, филиалы, представительства при организации ФГУ дезинфекционного профиля в Чувашской Республике в следующих городах и районах республики:
- в г.Чебоксары с обслуживанием г.Чебоксары, Моргаушского и Ядринского районов;
- г.Новочебоксарск - г.Новочебоксарск, Чебоксарский, Марпосадский районы;
- г.Шумерля - г.Шумерля, Шумерлинский, Порецкий, Аликовский, Красночетайский районы;
- г.Цивильск - г.Цивильск, Цивильский, Красноармейский, Козловский районы;
- с.Батырево - Батыревский, Шемуршинский, Комсомольский районы;
- п.Вурнары - Вурнарский, Ибресинский районы;
- г.Алатырь - г.Алатырь, Алатырский район;
- г.Канаш - г.Канаш, Канашский, Урмарский, Янтиковский районы;
- с.Яльчики - Яльчикский район.
4. Рекомендовать руководителям райгорадминистраций предусмотреть выделение финансовых средств на 2003 г. и последующие годы для проведения дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных заболеваний ввиду прекращения финансирования этих работ Минздравом Российской Федерации.
5. Передать в арендное пользование бактериологические лаборатории с переводом специалистов в Центральные районные больницы из ЦГСЭН в Аликовском, Порецком, Янтиковском, Шемуршинском, Красночетайском, Красноармейском, Козловском, Комсомольском районах, либо осуществить их ликвидацию с передачей имущества, штатов лабораторий в Центры госсанэпиднадзора, к которым они присоединены.
6. Осуществить переподготовку высвобождающихся специалистов с учетом производственной необходимости центров госсанэпиднадзора, к которым они присоединены.
7. По завершению оптимизации численности работников учреждений госсанэпидслужбы Чувашской Республики осуществить перераспределение средств для повышения заработной платы сотрудников санитарно-профилактических учреждений с правом юридического лица.
Главный государственный санитарный врач
по Чувашской Республике |
Е.Ф.Работаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция реформирования Государственной санитарно-эпидемиологической службы Чувашской Республики на 2002-2003 г.г. (одобрена решением коллегии ЦГСЭН в Чувашской Республике от 11 сентября 2002 г. N 19)
Текст концепции опубликован в газете "Медицинский вестник" от 28 сентября 2002 г. N 15 (185)