Постановление Совета Министров Чувашской ССР
от 29 апреля 1992 г. N 151
"Об утверждении Примерного положения о приватизации жилищного фонда в Чувашской Республике"
Постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 1 апреля 1993 г. N 62 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Верховного Совета Чувашской ССР от 24 октября 1991 г. "О порядке применения Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" на территории Чувашской ССР" и в соответствии с Примерным положением о приватизации жилищного фонда в РСФСР Совет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о приватизации жилищного фонда в Чувашской Республике.
2. Главам городских и районных администраций, руководителям предприятий, организаций и совхозов, имеющих на балансе жилищный фонд:
в месячный срок определить порядок и условия приватизации жилищного фонда на подведомственных территориях с учетом местных условий, образовать независимые оценочные комиссии, утвердить перечень домов, не подлежащих приватизации, коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья и микрорайонов, а также дополнительные льготы для отдельных категорий граждан с целью передачи им в установленном порядке всего занимаемого помещения и приступить к приватизации жилищного фонда, руководствуясь утвержденным Примерным положением;
на базе действующих структур жилищно-коммунального хозяйства и других подразделений создать специальные агентства, бюро, рабочие группы, а также другие самостоятельные хозрасчетные формирования по приватизации жилья;
обеспечить население оперативной информацией о порядке и условиях приобретения жилья в собственность на своих территориях.
3. С целью совершенствования работы по приватизации жилищного фонда, создания необходимых удобств для населения при оформлении документов по приватизации согласиться с предложением Чебоксарской городской администрации (т. Алексеева В.В.) об учреждении городского Агентства по приватизации жилищного фонда.
4. Главам городских и районных администраций осуществлять контроль за техническим состоянием, своевременным ремонтом приватизированного жилья, соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилого фонда.
Принять во внимание, что обслуживание и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан в частично или полностью приватизированных домах, осуществляются теми же жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, которые обслуживали эти дома на момент приватизации.
Республиканскому проектно-строительному объединению "Чувашгражданстрой" совместно с главами местных администраций не допускать снижения объемов капитального ремонта жилья против уровня 1991 года, улучшить качество ремонта и реконструкции жилых домов, соблюдать нормативные сроки сдачи их в эксплуатацию.
5. Во исполнение пункта 4 постановления Верховного Совета Чувашской ССР от 24 октября 1991 г. рекомендовать главам городских и районных администраций определить в первом полугодии 1992 г. порядок выплаты денежной компенсации гражданам, приватизирующим жилье, за недостающую площадь (против нормативной) и понижающий коэффициент потребительских качеств, имея в виду направление им средств, полученных в порядке доплат от других граждан при приватизации жилья.
6. Городским и районным администрациям, жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим эксплуатацию жилых помещений в построенных домах, внести изменения в уставы в части определения собственников построенных квартир.
7. Просить городские и районные Советы народных депутатов разработать и утвердить для своих территорий тарифы на услуги, оказываемые населению по приватизации государственного и муниципального жилищного Фонда с учетом местных условий.
8. Рекомендовать городским и районным администрациям обеспечить в ходе приватизации жилищного фонда необходимый контроль за соблюдением паспортного режима и Правил учета и распределения жилья для граждан, имеющих жилье на правах личной собственности.
9. Министерству юстиции Чувашской Республики, городским и районным администрациям принять меры по укреплению нотариальных контор, созданию им условий для решения вопросов, связанных с приватизацией жилья. Определить формы договоров на безвозмездную передачу жилья и продажу его с доплатой разницы между общей стоимостью квартиры и стоимостным эквивалентом.
10. Министерству торговли и материальных ресурсов Чувашской Республики начиная с 1993 года организовать продажу населению бытовых приборов учета и контроля по водо-, тепло-, газоснабжению для установки во внутридомовых сетях приватизированного жилья.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Чувашской Республики по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству.
Зам. Председателя Совета
Министров Чувашской Республики |
В.Арефьев |
Зам. Управляющего Делами Совета
Министров Чувашской Республики |
В.Давыдов |
Утверждено:
постановлением Совета Министров
Чувашской Республики
от 29 апреля 1992 г. N 151
Примерное положение
о приватизации жилищного фонда в Чувашской Республике
1. Настоящее Примерное положение устанавливает основные правила передачи и продажи в собственность граждан квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда и оплаты расходов на их содержание и ремонт в Чувашской Республике.
2. Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:
добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений в соответствии с установленным нормативом с учетом потребительских качеств. При этом каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.
3. Передача и продажа гражданам в собственность квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. По их желанию квартира может быть приобретена в долевую или совместную собственность.
4. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению и вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, совершать с ними иные сделки, не противоречащие закону.
5. Право собственности на жилой дом, все квартиры в котором приватизированы, переходит к владельцам квартир. Частично приватизированный дом находится в государственной (или муниципальной) и частной собственности.
Владение, пользование и распоряжение как полностью, так и частично приватизированными домами осуществляется по соглашению между собственниками.
Осуществление права собственности не должно нарушать права и охраняемые действующим законодательством интересы других лиц.
6. Передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется:
соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;
предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на правах полного хозяйственного ведения;
учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
7. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилого фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Местные Советы народных депутатов, предприятия и учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, коммунальных квартир.
Перечни домов и квартир, которые могут быть приватизированы, утверждаются местными Советами народных депутатов по предложениям их исполнительных органов, предприятий и учреждений, находящихся на территории Совета.
8. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При согласии граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация в размерах, определяемых по действующим государственным расценкам на ремонтные работы.
9. В соответствии с постановлением Верховного Совета Чувашской ССР от 24 октября 1991 г. "О порядке применения Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" на территории Чувашской ССР" установлен размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений в Чувашской ССР 18,0 кв. метров общей площади на одного человека и дополнительно 9,0 кв. метров на семью с учетом потребительских качеств жилья.
Местные Советы народных депутатов вправе:
увеличивать размер бесплатно передаваемых жилых помещений в собственность граждан с учетом потребительских качеств жилищного фонда, материального положения и состава семьи, совокупного вклада семьи в общественные фонды потребления (через трудовой стаж) на 0,2 кв. метра за каждый полный год трудового стажа, определяемого в соответствии с действующим пенсионным законодательством РСФСР, для каждого члена семьи проживающего в данном жилом помещении получения гражданином квартиры в связи со сносом его дома без компенсации и других заслуживающих внимания обстоятельств;
принимать решения о безвозмездной передаче всего занимаемого жилья:
а) инвалидам и ветеранам войны и приравненным к ним лицам;
б) семьям погибших;
в) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
г) одиноким пенсионерам, проживающим в однокомнатной квартире;
д) другим гражданам, имеющим льготы по решению местных Советов народных депутатов.
10. Установленный размер жилья, бесплатно передаваемого в собственность с учетом потребительских качеств, оценивается стоимостным эквивалентом, определяемым исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья с учетом коэффициентов (индексов) перевода стоимости жилья в действующий уровень цен.
В 1992 году жилые дома рекомендуется приватизировать по средней стоимости одного квадратного метра жилья общей площади данного населенного пункта с индексами перевода стоимости жилья, устанавливаемыми в 1984 и 1991 годах. (соответственно 1,23 и 1,846).
В последующие годы стоимостный эквивалент определять в действующих на момент приватизации ценах.
11. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность граждан, рассчитывается с учетом ее площади и потребительских качеств независимыми (оценочными) комиссиями, создаваемыми при соответствующих Советах народных депутатов с обязательным участием народных депутатов, представителей профсоюзных организаций, трудовых коллективов, финансовых органов, а также с участием граждан, приобретающих жилые помещения.
При необходимости в комиссии включаются работники органов технической инвентаризации, проектных организаций и другие специалисты.
По результатам работы оценочные комиссии составляют акты оценки общей стоимости квартир.
Коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья, используемые при расчете общей стоимости квартиры, устанавливаются исполкомами местных Советов народных депутатов или их органами с учетом градостроительных и других местных условий населенного пункта.
Определение величины стоимости эквивалента бесплатно передаваемой площади и расчет общей стоимости квартиры производится по Методике оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан (приложение 1).
12. Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Доля каждого совладельца определяется в стоимостном выражении.
13. Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором (приложение 2), заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность, в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР.
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе соответствующего Совета народных депутатов.
14. При приобретении в собственность жилья с более высоким по сравнению со средним уровнем потребительских качеств и площадью, превышающей установленный размер бесплатно передаваемого жилья, гражданами выплачивается разница между общей стоимостью квартиры и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья.
Выплата разницы может производиться единовременно или в рассрочку в порядке, определяемом Советами народных депутатов, предприятиями, учреждениями.
Задолженность по платежам в счет покрытия стоимости приобретенных в собственность квартир взыскивается в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия.
15. Средства от приватизации жилья поступают на счета соответствующих Советов народных депутатов, предприятий, учреждений, организаций, за которыми закреплен жилищный фонд, и используются на дальнейшее расширение жилищного строительства, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда и компенсационные выплаты для граждан приватизирующих жилье с более низкими потребительскими качествами и недостающей жилой площадью по их желанию.
16. При переезде в другое жилое помещение в пределах Российской Федерации и вселении в него по договору найма граждане имеют право на приватизацию этого жилья на следующих условиях:
если ранее приватизированные ими квартиры переданы безвозмездно местным Советам народных депутатов, предприятиям и учреждениям, то гражданам бесплатно передается площадь по нормативу и со средним уровнем потребительских качеств в данном населенном пункте;
в иных случаях отчуждения ранее приватизированной квартиры, оцененной ниже стоимостного эквивалента, а также при отсутствии компенсации гражданам бесплатно передается площадь стоимостью в размере этой разницы. Аналогично решаются вопросы в отношении выехавших членов семьи собственника приватизированной квартиры.
Факт приобретения в собственность жилья по прежнему месту жительства в размере менее бесплатно передаваемого норматива должен быть подтвержден актом оценки стоимости ранее приватизированной квартиры.
17. Для организации процесса приватизации жилья в городах и райцентрах республики рекомендовать главам городских администраций создать специальные агентства (бюро), действующие на хозрасчетной основе (приложение N 3).
Заявления граждан агентству необходимо принимать независимо от ведомственной принадлежности жилищного фонда.
Эти функции могут выполнять и структурные подразделения местных Советов или жилищно-эксплуатационные организации.
Гражданин, желающий приобрести в собственность занимаемое жилое помещение, подает заявление владельцу жилого дома или в агентство (бюро), которое берет на себя организацию всего процесса приватизации жилья, включая сбор необходимой информации (справки, документы и др.), расчеты, связанные с оценкой стоимости жилья, учет льгот, определение размера доплат и т.д.
Координацию работы агентств городов и структурных подразделений местных Советов осуществляют органы исполнительней власти на местах и Государственный комитет Чувашской Республики по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
18. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов в исполнительный орган Совета народных депутатов, предприятие, учреждение, а при наличии агентств (бюро) - в их адрес.
Должностные лица, виновные в нарушении указанных требований, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
Учитывая, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда только один раз, в случае изменения места жительства к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий, что ранее занимаемое им жилое помещение не было приватизировано.
19. В период перехода к рыночным отношениям целесообразно предусматривать выделение вновь вводимого жилья для свободной продажи гражданам, включая аукционную. Доля этого жилья устанавливается местными Советами народных депутатов.
Аукционную продажу рекомендуется проводить с предоставлением преимущества гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В дальнейшем, по мере формирования рынка жилья, доля жилой площади, направляемая на свободную продажу гражданам, может увеличиваться.
20. По решению Советов народных депутатов, предприятий, учреждений незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут быть проданы организованным товариществам или иным объединениям граждан.
21. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья осуществляется с соблюдением правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда.
Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.
22. Собственники квартир, расположенных в домах государственного и муниципального жилищного фонда, обязаны участвовать в общих расходах по обслуживанию и ремонту строения, его инженерного оборудования и придомовой территории пропорционально доле занимаемой площади в этом доме, что должно быть предусмотрено договором передачи квартир в собственность (приложение N 4).
23. Обслуживание и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан в частично и полностью приватизированных домах, осуществляются теми же жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, которые обслуживали эти дома на момент приватизации. Собственники квартир вправе также самостоятельно определять организацию для обслуживания приватизированного жилья, включая жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, частные фирмы, малые предприятия, кооперативы и иные субъекты хозяйствования.
24. Жилищно-эксплуатационная организация (РЭУ, ЖКО, ЖКК, домоуправление, ПУЖКХ) может выступать посредником в обеспечении граждан приватизированных квартир в частично приватизированных домах коммунальными услугами (водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением, газоснабжением) и вывозке бытовых отходов.
25. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и организациями, осуществляющими работы по содержанию и ремонту жилищного фонда (государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными предприятиями, кооперативами, арендными коллективами, частными фирмами и иными субъектами хозяйствования), основываются на договорных отношениях (приложения N 5, 6).
В договоре отражаются:
перечень и объем работ и услуг по содержанию и обслуживанию приватизированного жилищного фонда, выполняемых подрядчиком;
показатели и критерии оценки качества;
размер оплаты услуг;
взаимные обязательства и санкции.
26. Для представления своих интересов собственники приватизированных квартир могут образовывать товарищества и иные объединения (приложение N 7).
Товарищества могут также создаваться и в тех случаях, когда приватизированы не все квартиры, но значительное их количество (например, более половины или отдельная секция).
Жилищное товарищество действует в соответствии с Уставом, который предусматривает права и обязанности их участников, ответственность за совместную эксплуатацию домовладения, пользование и распоряжение общим имуществом.
Товарищество вправе от имени собственников приватизированного жилья определять подрядчиков для обслуживания и ремонта дома и придомовой территории, заключать с ними договоры, а также обеспечивать участие, соразмерно занимаемой площади собственников квартир - членов товарищества, во всех расходах, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома, своевременное поступление предназначенных на эти цели средств на свой расчетный счет.
Товарищество может выступать заказчиком на коммунальные услуги (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и др.), заключая договоры с соответствующими предприятиями на их оказание.
27. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.
Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых домов, квартир и инженерного оборудования влечет ответственность в установленном порядке.
Приложение N 1. Методика оценки стоимости жилья, передаваемого в
собственность граждан
Приложение N 2. Примерная форма договора на безвозмездную передачу
квартир (домов) в собственность граждан
Приложение N 3. Типовое положение об агентстве (бюро) по приватизации
жилищного фонда
Приложение N 4. Методика расчета оплаты обслуживания и ремонта жилья,
переданного в собственность граждан
Приложение N 5. Примерная форма договора на обслуживание и ремонт
приватизированных жилых домов
Приложение N 6. Примерная форма договора на обслуживание и ремонт
приватизированных квартир
Приложение N 7. Устав Товарищества индивидуальных владельцев квартир
Приложение 1
к Примерному положению о приватизации
жилищного фонда в Чувашской Республике
Методика
оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан
1. Настоящая методика предназначена для использования при определении стоимости передаваемых в собственность граждан жилых помещений с учетом их потребительских качеств.
Методика носит рекомендательный характер и может уточняться с учетом градостроительных и других местных условий конкретного населенного пункта.
2. В качестве единицы учета при определении стоимости приватизированных жилых помещений принимается 1 кв.м общей площади.
При этом общая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений, веранд, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов и террас, учитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов с боковыми экранами и террас - 0,35, для обычных выносных балконов - 0,25 (см. Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, ЦСУ СССР, Москва, 1987 г.).
3. Определению общей стоимости жилых помещений, передаваемых в собственность граждан, должна предшествовать оценка норматива бесплатно передаваемого жилья, выраженного в стоимостном эквиваленте, который рассчитывается по формуле:
_ _
Сн = (Sn + Sдоп.) х Р
где: Сн - норматив стоимости бесплатно передаваемого жилья
(стоимостной эквивалент);
_
S - установленный размер бесплатно передаваемой площади квартиры на
1 чел.;
Sдоп. - установленный размер дополнительно бесплатно передаваемой
площади на семью;
n - количество членов семьи;
_
Р - стоимость 1 кв.м общей площади среднего уровня качества в
действующих ценах.
4. Стоимость 1 кв.м общей площади жилья среднего уровня качества (базовая стоимость) определяется по данным инвентаризации жилищного фонда, зарегистрированным на момент проведения расчета.
Для определения среднего уровня качества жилья и соответствующей ему базовой стоимости 1 кв.м общей площади учитываются средние для населенного пункта потребительские качества, оценивающие престижность района, уровень благоустройства, материал стен и качество отделки, а также другие свойства, характеризующие комфортабельность дома и квартиры.
Для простоты расчетов коэффициент качества, соответствующий среднему уровню потребительских свойств жилья, принимается равным 1.
Стоимость 1 кв.м общей площади жилья с учетом его средних
_
потребительских свойств (Р) может быть рассчитана на базе сводных данных
о восстановительной стоимости жилищного фонда конкретного населенного
пункта*, среднем уровне его износа и общей площади жилья;
Иф х Робщ.
(Робщ. - ----------) х Lд
_ 100
Р = ------------------------- (2)
Sобщ.
где: Робщ.- суммарная балансовая стоимость жилых домов населенного пункта (за вычетом стоимости нежилых помещений), подлежащих приватизации;
Иф - их средний физический (фактический) процент;
Lд - коэффициент (индекс) перевода стоимости жилья в действующий уровень цен;
Sобщ. - общая площадь жилых домов населенного пункта (за вычетом площади нежилых помещений), подлежащих приватизации;
------------------------------
* Восстановительная стоимость жилищного фонда определяется с учетом коэффициентов (индексов) перевода стоимости жилья в действующий уровень цен (Lд). С этой целью к балансовой стоимости жилищного фонда, введенного в эксплуатацию до 1984 года, применяются два поправочных коэффициента (в среднем по РСФСР их величина составляет L1=1,23, L2 =1,846), а к балансовой стоимости жилищного фонда, введенного после 1984 года, один коэффициент (L2=1,846). Дальнейший рост стоимости строительства потребует введения других поправочных коэффициентов для перевода стоимости жилья в действующий уровень цен - Lд, тогда числитель формулы 2 примет вид:
Иф х Р до 1984 г.
(Рдо 1984 г. - -----------------) 1,23 х 1,846 +
100
Иф х Р после 1984 г.
+ (Р после 1984 г. - --------------------) х 1,846 +
100
Иф х Р после 1991 г.
+ (Р после 1991 г. - --------------------) х Lд
100
5. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность, определяется исходя из ее общей площади, стоимости 1 кв.м общей площади жилья с учетом среднего уровня потребительских свойств и системы коэффициентов, учитывающих фактический уровень качества.
_ m
Скв. = Sкв. х Р [1 + сумма (Кi - 1)] (3)
i=1
где: Скв - общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность;
Sкв - общая площадь передаваемой в собственность квартиры;
_
Р - стоимость 1 кв.м общей площади жилья среднего уровня качества в
действующих ценах;
Кi - коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья;
m - количество потребительских свойств, определяющих качество жилья.
Коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья, устанавливаются местными Советами народных депутатов или их органами с учетом градостроительных и других местных условий населенного пункта и должны отражать потребительские предпочтения населения по отношению к району (микрорайону), в котором расположен дом, к категории дома и квартиры.
В таблице 1 приведен примерный перечень показателей качества жилья, учитывающих потребительские свойства района, дома и квартиры. Величина каждого коэффициента представляет собой отклонения от среднего уровня, т.е. от 1.
При этом коэффициент, характеризующий потребительские свойства дома (материал стен, высота потолков, благоустройство дома и придомовой территории, наличие лифта и мусоропровода, уровень износа и др.) может быть определен отношением стоимости 1 кв.м общей площади жилья в конкретном доме к стоимости 1 кв.м общей площади жилья среднего уровня качества (в действующих иенах) или установлен экспертным путем.
Таблица 1
Потребительс- кие свойства района |
Коэффициент изменения стоимости жилья |
Потребитель- ские свойст- ва дома |
Коэффициент изменения стоимости жилья |
Потребитель- ские свойст- ва квартиры |
Коэффи- циент измене- ния стоимо- сти жилья |
1. Развитость социальной инфраструкту- ру 2. Удален- ность от цен- тра 3. Транспорт- ная доступ- ность 4. Экологи- ческое состо- яние |
0,98-1,02 0,98-1,03 0,98-1,02 0,97-1,03 |
1. Материал стен 2. Уровень благоустрой- ства дома, территории 3. Наличие мусоропрово- да 4. Уровень износа (>или< 20%) 5. Наличие подвалов и сараев |
0,97-1,03 0,96-1,04 0,98-1,02 0,98-1,02 0,97-1,03 0,98-1,02 |
1. Этаж 2. Ориента- ция (распо- ложение квартиры), уровень ин- соляции 3. Совмещен- ность сануз- лов 4. Площадь кухонь (>или< 8 кв.м) 5. Наличие вспомога- тельных по- мещений 6. Высота потолков (>или< 2,6 м) |
0,97- 1,03 0,98- 1,02 0,97 0,97- 1,04 0,97- 1,03 0,98- 1,02 |
6. Для определения общей стоимости квартиры рекомендуются следующие расчеты:
Пример расчета двухкомнатной квартиры в доме, построенном до 1984 г.
Характеристика дома: панельный, с благоустроенной домовой территорией, без мусоропровода.
Характеристика квартиры: 1 этаж, санузел совмещенной, проходные комнаты, потолки 2,6 м, кухня менее 8 кв.м.
Характеристика района: с развитой социальной инфраструктурой, недалеко от центра, хорошая транспортная доступность, хорошее экологическое состояние.
1. Норматив бесплатно передаваемого жилья в стоимостном эквиваленте:
_
Сн = (Sn + Sдоп. + S'доп.) х Р
Сн = (18 х 2 + 9 + 0,2 х 40) х 230,56 = 12219,68 руб.,
где: S=18 кв.м - установленный размер бесплатно передаваемой площади
квартиры на 1 человека;
n=2 - количество членов семьи;
Sдоп.=9 кв.м - установленный размер дополнительно передаваемой
площади на семью;
S'доп.=0,2х40 - установленный дополнительный норматив передаваемой
площади (0,2 кв.м ) в зависимости от трудового стажа 40 лет - совокупный
трудовой стаж всех членов семьи;
_
Р=230,56 руб. - стоимость 1 кв.м общей площади жилья среднего уровня
качества данного населенного пункта, в действующих ценах;
Рдо 1984 х Vф1 Рдо 1991 х Vф2
(Рдо 1984 - --------------) х L1 х L2 + (Рдо 1991 - --------------) х L2
100 100
230,56 руб. = ------------------------------------------------------------------------ =
Sобщ.
409133 х 1,23 х 1,6 + 307848 х 1,6
= ----------------------------------
5628,6
Рдо 1984 х Vф1
где: Р до 1984 г. - -------------- = 409133 тыс.руб. -
100
действительная стоимость обобществленного жилищного фонда по данным БТИ
на 1.01.84 г.;
Рдо 1991 х Vф2
Р до 1991 г. - -------------- = 307848 тыс.руб. - действительная
100
стоимость обобществленного жилищного фонда по данным БТИ на 1.01.91 г.
(за вычетом Р до 1984 г.);
Р до 1984 г., Р до 1991 г. - суммарная балансовая стоимость жилых
домов населенного пункта (за вычетом нежилых помещений), подлежащих
приватизации;
L1=1,23 - коэффициент перевода стоимости жилья до 1984 г. в
действующий уровень цен;
L2=1,6 - коэффициент перевода стоимости жилья с 1984 г. до 1991 г. в
действующий уровень цен;
Vф1, Vф2 - средний физический износ жилищного фонда;
Sобщ.=5628,6 тыс.кв.м - общая площадь жилых домов населенного
пункта, подлежащих приватизации.
2. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность.
_ m
Скв. = Sкв. х Р [1 + сумма (Кi -1)]
i=1
Скв. = 44,5 х 230,56 х 1,1 = 11285,91 руб.,
где: Sкв.=44,5 кв.м - общая площадь передаваемой в собственность
квартиры;
_
Р=230,56 руб. - стоимость 1 кв.м общей площади жилья среднего уровня
качества в действующих ценах (города, поселка, села);
m
[1 + сумма (Кi -1)]=1,1 - обобщенные потребительские качества жилья.
i=1
3. Разница в стоимости квартиры и норматива бесплатно передаваемого
жилья
Скв - Сн = 11285,91 - 12219,68 = -933,77 руб.
Вывод: Разница между стоимостью квартиры и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья составила -933,77 рубля, т.е. квартира передается бесплатно.
Пример расчета стоимости трехкомнатной квартиры в доме, построенном после 1984 года.
Характеристика дома: кирпичный, с благоустроенной домовой территорией с лифтом, с мусоропроводом.
Характеристика квартиры: 4 этаж, санузел раздельный, кухня более 8 кв.м, есть кладовая, потолок выше 2,6 м, имеется лоджия.
Характеристика района: с развитой социальной инфраструктурой, центр города, хорошее экологическое состояние.
1. Норматив бесплатно передаваемой жилой площади в стоимостном
эквиваленте.
_
Сн = (S х n + Sдоп.) х Р
Сн = (18 х 3 + 9 + 0,2 х 50) х 230,56 = 16830,88 руб.
2. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность.
_ m
Скв. = Sкв. х Р [1 + сумма (Кi-1 -1)]
i=1
Скв. = 68,1 х 230,56 х 1,30 = 20411,48 руб.,
где: Sкв=68,1 кв.м - общая площадь, передаваемая в собственность, с
учетом площади лоджии;
_
Р=230,56 руб. - стоимость 1 кв.м общей площади жилья среднего уровня
качества в действующих ценах (города, поселка, села);
m
[1 + сумма (Кi-1 -1)]=1,3 - обобщенные потребительские качества жилья.
i=1
3. Разница в стоимости квартиры и норматива бесплатно передаваемого
жилья.
Скв. - Сн = 20411,48 - 16830,88 = 3580,60 руб.
Вывод: Разница между общей стоимостью квартиры и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья составила 3580,60 руб., которая вносится собственником квартиры собственнику жилищного фонда.
Приложение N 2
к Примерному положению о приватизации
жилищного фонда в Чувашской Республике
Примерный договор
на безвозмездную передачу квартир (домов) в собственность граждан
Город ______________________________________________________________
(число, месяц, год прописью)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(собственник жилого фонда)
на основании Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в лице
гр. __________________________________, действующего по доверенности ____
(фамилия, имя, отчество полностью)
_________________________________________________________________________
(кем, когда выдана)
и гр. ___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество приобретателя квартиры полностью)
_________________________________________________________________________
проживающего ____________________________________________________________
заключили нестоящий договор о нижеследующем:
1. ___________________________ передал, а гр-н _____________________
(владелец дома)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
получил в собственность занимаемую им и членами семьи (давшими на это
согласие) _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
квартиру, находящуюся в городе __________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Квартира имеет общую площадь _____ кв.м и состоит из ___________
комнат, кухни, санузла (раздельного, совмещенного), ванной, лоджии
(балкона), вспомогательных помещений (встроенных шкафов, кладовых,
антресолей).
Квартира расположена на _______ этаже, ________ этажного (блочного,
панельного, кирпичного) дома.
Квартира до настоящего времени никому не продана, не заложена в
споре и под запрещением (арестом) не состоит.
Одновременно с квартирой передаются безвозмездно в собственность гр.
_________________________________________________________________________
сарай _____________________________ пл. _____________ кв.м, расположенный
материал стен
_________________________
(во дворе, подвале)
3. Стоимость квартиры определена в размере _________________________
_________________________________________________________________________
(прописью)
4. Указанная квартира передается безвозмездно в собственность
гр. _____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. В соответствии со ст.7 Закона РСФСР "О приватизации жилищного
фонда в РСФСР гр. _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации
договора в Бюро технической инвентаризации.
6. Обслуживание и ремонт приватизированных помещений осуществляется
за счет гр. _____________________________________________________________
7. С порядком обслуживания и ремонта приватизированного жилья в
соответствии с требованиями ст.21-26 Закона РСФСР "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР" я, гр. _________________________________________
____________________________________ ознакомлен.
8. Содержание ст.11 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в
РСФСР" и ст.241 Гражданского кодекса РСФСР мне нотариусом разъяснено.
9. Экземпляр настоящего договора хранится в делах __________________
___________ государственной нотариальной конторы по адресу ______________
____________, д. N ____, экземпляр выдается гр. _________________________
_________________________________________________________________________
"_____" ______________ 19___ г. настоящий договор удостоверен мной ______
___________ государственным нотариусом __________________________________
________________________ государственной нотариальной конторы.
Договор подписан в моем присутствии, личность подписавших договор
установлена, их дееспособность, а также правоспособность полномочия
представителя и принадлежность приватизированной квартиры проверены.
В соответствии со ст.7 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда
в РСФСР" настоящий договор подлежит регистрации в БТИ.
Зарегистрировано в реестре за N ____________________________________
от уплаты государственной пошлины освобождено
Государственный нотариус ___________________________________________
Примерный договор
на продажу квартир (домов) в собственность граждан
Город ______________________________________________________________
число, месяц, год прописью
_________________________________________________________________________
владелец дома
на основании Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в лице
гр. _____________________________________________________________________
действующего по доверенности ____________________________________________
_________________________________________________________________________
и гр. ___________________________________________________________________
проживающего(ей) ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. _______________________________________________________ продал(а)
(владелец дома в лице)
гр. _____________________________________________________________________
_________________________________________________ получил в собственность
занимаемую им и членами семьи (давшими на это согласие) _________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
квартиру, находящуюся в г.__________ по адресу __________________________
_________________________________________________________________________
2. Квартира имеет общую площадь ________ кв.м и состоит из _________
комнат, кухни, санузла (раздельного, совмещенного), ванной, лоджий
(балконов), вспомогательных помещений (встроенных шкафов, кладовых,
антресолей).
Квартира расположена на _________ этаже ________ этажного (блочного,
панельного, кирпичного) дома
Квартира до настоящего времени не продана никому, не заложена, в
споре и под запрещением (арестом) не состоит.
Одновременно с квартирой передается безвозмездно гр. _______________
_________________________________________________________________________
сарай ________ площадью ________ кв.м, расположенный ____________________
_________________________________________________________________________
во дворе, подвале
3. Стоимость квартиры и ее доля в местах общего пользования и
инженерного оборудования определена в действующих ценах на момент
приватизации с учетом износа в размере _______ руб. Норматив безвозмездно
передаваемой общей площади с учетом количества членов семьи _______ чел.,
их совокупного трудового стажа _______ лет и других обстоятельств:_______
_________________________________________________________________________
составляет __________ кв.м.
Разница между общей площадью квартиры и нормативом безвозмездно
передаваемой общей площади составляет ___________ кв.м.
Средняя расчетная стоимость 1 кв.м общей площади для домов
соответствующей категории в данном населенном пункте с учетом
потребительских качеств жилья и износа дома составляет ______ руб. (акт
оценки прилагается).
Стоимость сверхнормативной общей площади (разности общей площади
квартиры и бесплатно передаваемого норматива) составляет _______ руб.
Гр. ________________________________________________________________
при заключении договора уплатил _____________ руб. ______________________
_________________________________________________________________________
(кому и способ расчета)
Остальная сумма доплаты в размере ______________ руб. уплачивается в
рассрочку в течение ___________ лет ежемесячно равными частями, начиная с
месяца, следующего после регистрации настоящего договора.
Оставшуюся сумму ______________________________________________ руб.
(прописью)
обязуюсь вносить ежемесячно в течение __________________ лет на расчетный
счет N __________________________________________________________________
равными долями, начиная с _______________________________________________
(наименование организации)
________________ месяца по ____________________ руб.
(прописью)
Собственник квартиры вправе досрочно погасить долг за квартиру, а
также рассчитываться полностью до наступления конечного срока платежа.
Задолженность по платежам взыскивается в бесспорном порядке на
основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные
действия.
В случае просрочки гр. ______________________________________________
выплаты стоимости квартиры, он обязан в соответствии со ст.226
Гражданского кодекса РСФСР уплатить за время просрочки 3% годовых с
просроченной суммы.
4. Обслуживание и ремонт приватизированных помещений осуществляется
за счет гр. _____________________________________________________________
5. С порядком обслуживания и ремонтом приватизированного жилья в
соответствии с требованиями ст.21-26 Закона РСФСР "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР" я, гр. _________________________________________
_____________________ ознакомлен.
6. Содержание ст.11 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в
РСФСР" и ст.241 Гражданского кодекса РСФСР мне нотариусом разъяснено.
7. Экземпляр настоящего договора хранится в делах __________________
государственной нотариальной конторы по адресу __________________________
_________________________________________________________________________
дом N __________, экземпляр выдается гр. ________________________________
____________________________________ "________" ________________ 199__ г.
настоящий договор удостоверен, __________________________________________
государственным нотариусом ______________________________________________
государственной нотариальной конторы.
Договор подписан в моем присутствии, личность подписавших договор
установлена, их дееспособность, а также правоспособствовать# полномочия
представителя и принадлежность приватизированной квартиры проведены.
8. В соответствии со ст.7 Закона РСФСР "О приватизации жилищного
фонда в РСФСР", гр. _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации
договора в Бюро технической инвентаризации.
Зарегистрировано в реестре за N ______________________________
Государственный нотариус _____________________________________
Приложение
к примерному договору на передачу (продажу)
квартир (домов) в собственность граждан
Акт
оценки общей стоимости квартиры N ____ в доме N ____
по улице _______________ общей площадью ______________ кв.м
Потребительские качества жилья* |
Коэффициенты изменения стоимости жилья |
1 | 2 |
Характеристика района, в котором расположен дом Удаленность от центра Транспортная доступность Экологическое состояние (загазованность, шум и т.д.) Другие факторы _____________________________ _____________________________ Характеристика дома Материал стен Наличие видов благоустройства (лишнее зачеркнуть). водопровод, канализация, центральное отопление, горячее водоснабжение, газовые (электрические) плиты, лифт, мусоропровод и т.д. Уровень износа Другие факторы _____________________________ _____________________________ Характеристика квартиры Этаж Высота потолка Площадь кухни Наличие вспомогательных помещений _____________________________ _____________________________ Другие факторы _____________________________ _____________________________ |
------------------------------
* Потребительские качества жилья и коэффициенты устанавливаются
местными Советами народных депутатов или их органами с учетом
градостроительных и других местных условий населенного пункта.
Фактическая стоимость квартиры по расчету определена
____________________________________ руб.
(прописью)
Расчет стоимости квартиры прилагается.
Председатель оценочной комиссии ____________________________________
Члены комиссии _____________________________________________________
"Покупатель" _______________________________________________________
Приложение N 3
к Примерному положению о приватизации
жилищного фонда в Чувашской Республике
Типовое положение
об агентстве (бюро) по приватизации жилищного фонда*
1. Общие положения
2. Основные задачи Агентства
3. Имущество и средства Агентства
4. Производственно-хозяйственная и финансовая деятельность
5. Труд и его оплата
6. Учет и отчетность
7. Управление
8. Реорганизация и ликвидация Агентства
1. Общие положения
1.1. Агентство создается в целях предоставления гражданам посреднических услуг по приобретению в собственность путем бесплатной передачи и продажи занимаемых ими жилых помещений.
Агентства (бюро) по приватизации жилищного фонда учреждается местными администрациями на базе действующих структур жилищно-коммунального хозяйства. Организацию создания агентств (бюро) и координацию их работы осуществляет Чувашское территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства.
1.2. Агентство действует на хозрасчетных началах, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, за выполнение принятых на себя обязательств перед исполкомом местного Совета народных депутатов и гражданами, желающими приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения, а также перед госбюджетом и банком согласно действующему законодательству.
1.3. Агентство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и счет в банке, а также круглую печать со своим наименованием, угловой штамп и другие реквизиты.
Местонахождение Агентства:
____________________________________________________________________ _____ (адрес)
1.4. Агентство действует в полном соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и другим законодательством РСФСР.
------------------------------
* В дальнейшем "Агентство".
2. Основные задачи Агентства
2.1. Агентство направляет свою деятельность на оказание гражданам посреднических услуг по приватизации жилья.
Агентство берет на себя практическое решение всего комплекса вопросов, связанных с приватизацией жилья:
оформление заявлений на приватизацию;
определение стоимости приватизируемых жилых помещений, особых условий, льгот граждан, размера доплат. Стоимость жилых помещений определяется в соответствии с методикой оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан (приложение N 1 к Примерному положению о приватизации жилищного фонда в Чувашской Республике);
оформление необходимых документов для заключения договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан и его регистрации.
2.2. Для реализации этих задач Агентство выполняет следующие виды работ:
организует проведение разъяснительной работы среди населения об условиях и порядке приватизации жилья, установленных Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", другим законодательством РСФСР и Чувашской Республики, местными Советами народных депутатов;
дает гражданам, желающим приобрести жилье в собственность, необходимые консультации;
ведет учет граждан, желающих приватизировать жилье;
проводит сбор необходимых документов, справок, выполняет расчеты, связанные с оценкой стоимости жилья, с учетом льгот и особых условий и др.;
собирает и ведет всю необходимую базу данных о состоянии жилищного фонда города, уровне его благоустройства, месторасположении домов и другую информацию для объективной оценки потребительских качеств жилья и цены квартиры;
взаимодействует с бюро технической инвентаризации, паспортным столом, жилищно-эксплуатационными и другими организациями.
2.3. Агентство может оказывать услуги предприятиям и учреждениям по организации приватизации жилья, находящегося в их полном хозяйственном ведении и оперативном управлении. Эти услуги оказываются предприятиям и учреждениям на договорной основе.
2.4. Агентство может осуществлять посредническую деятельность по продаже гражданам, их организованным товариществам или иным объединениям незаселенных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции, а также по проведению ремонта и реконструкции.
Кроме того, Агентство может создавать акционерные общества для выкупа незаселенных жилых домов, требующих капитального ремонта и реконструкции, для проведения капитального ремонта и реконструкции для последующей сдачи квартир в этих домах внаем, аренду или продажу их.
2.5. Агентство может также оказывать посреднические услуги гражданам в приобретении ими в собственность жилья, направляемого на свободную продажу во вновь вводимых домах.
3. Имущество и средства Агентства
3.1. Учредители (городские и районные администрации) наделяют Агентство уставным фондом путем передачи на его баланс имущества и средств на основании Учредительного договора.
3.2. Агентство имеет право приобретать или арендовать имущество за счет своей прибыли, амортизационных отчислений, кредитов банка и других источников, согласно действующему законодательству.
4. Производственно-хозяйственная и финансовая деятельность
4.1. Агентство самостоятельно определяет направления своей хозяйственной деятельности и после уплаты налогов в местный бюджет распоряжается прибылью в соответствии с действующим законодательством и Учредительным договором.
4.2. Агентство самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность исходя из спроса на ее услуги.
4.3. Агентству устанавливаются следующие виды отчислений:
налог на прибыль в соответствии с действующим законодательством;
отчисления в государственный фонд социального страхования и фонд стабилизации в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров Чувашской Республики.
Из оставшейся части прибыли формируются фонды:
накопления;
потребления;
резервный.
4.4. Прибыль Агентства образуется из договорного объема работ после возмещения затрат и расчетов с бюджетом в соответствии с установленными законодательством РСФСР нормативами.
4.5. Порядок использования остающейся в распоряжении Агентства прибыли определяется общим собранием трудового коллектива.
4.7. Трудовой коллектив может принять решение о корректировке нормативов формирования фондов в соответствии с изменением условий работы Агентства.
5. Труд и его оплата
5.1. Трудовые отношения членов коллектива Агентства регулируются законодательством о труде.
5.2. Агентство производит найм и увольнение работников в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия и порядок оплаты труда, распорядок рабочего дня.
5.3. Агентство вносит в государственный фонд социального страхования и фонд стабилизации отчисления в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров Чувашской Республики.
5.4. Фонд оплаты труда Агентства, формируется им самостоятельно в пределах имеющихся средств.
5.5. Трудовой коллектив самостоятельно определяет формы и систему оплаты труда работников.
5.6. Средства фонда оплаты труда расходуются на оплату труда членов трудового коллектива Агентства и лиц, работающих по трудовому соглашению и выполняющих работы и услуги для Агентства.
6. Учет и отчетность
6.1. Агентство осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке и несет ответственность за ее достоверность.
6.2. Ревизия деятельности Агентства производится учредителями.
6.3. Проверка работы Агентства осуществляется соответствующими финансовыми органами.
7. Управление
7.1. Управление Агентством осуществляется в полном соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
7.2. Агентство возглавляется директором, который действует на основе вышеуказанного Закона и назначается на должность и освобождается от должности приказом Учредителя по согласованию с советом трудового коллектива.
7.3. Директор без доверенности действует от имени Агентства, представляет его на предприятиях, учреждениях, организациях и в соответствующих государственных органах по согласованию с Учредителем, распоряжается имуществом Агентства, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках.
7.4. В пределах компетенции Агентства директор издает приказы и дает указания, обязательные для работников, утверждает решения трудового коллектива, осуществляет прием, увольнение, перемещение работников и осуществляет иную деятельность в соответствии и законодательством.
8. Реорганизация и ликвидация Агентства
8.1. Прекращение деятельности Агентства осуществляется в форме реорганизации и ликвидации.
8.2. При реорганизации Агентства его права и обязанности переходят к правопреемникам.
8.3. Агентство ликвидируется:
если его деятельность будет признана не соответствующей целям и задачам, обозначенным в Положении;
при длительной убыточности и неплатежеспособности;
при расторжении договора об учреждении Агентства;
по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
8.4. В случае ликвидации Агентства Учредители совместно с трудовым коллективом создают ликвидационную комиссию, которая действует в установленном законом порядке.
8.5. После уплаты в установленном порядке долгов ликвидируемого Агентства и возврата ранее выделенных средств и оборудования Учредителям оставшиеся средства распределяются между членами Агентства в порядке, установленном общим собранием.
Полученное в пользование или арендуемое Агентством имущество возвращается их владельцам в установленном порядке.
8.6. При реорганизации и ликвидации Агентства увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством РСФСР.
Приложение N 4
к Примерному положению о приватизации
жилищного фонда в Чувашской Республике
Методика
расчета оплаты обслуживания и ремонта жилья, переданного в собственность граждан
Настоящая методика предназначена для использования при расчете размера оплаты за обслуживание и ремонт жилья, переданного в собственность граждан.
1. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений, придомовых территорий, содержание вспомогательных помещений жилых домов осуществляется с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения.
2. Собственники жилых помещений в полностью приватизированном доме заключают договоры на обслуживание и ремонт этого дома и содержание придомовой территории с государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, кооперативами, акционерными обществами, частными фирмами и иными субъектами хозяйствования.
3. Обслуживание и ремонт жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в частично приватизированных домах осуществляются жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими эти дома до начала приватизации.
Собственники жилых помещений в частично приватизированных домах участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом этого дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.
4. Размер платы за обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений, придомовых территорий, содержание вспомогательных помещений жилых домов зависит от перечня работ и услуг, оказываемых владельцам государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, кооперативами, частными фирмами и иными субъектами хозяйствования.
Перечень таких работ и услуг, порядок и условия их оплаты устанавливаются договором на обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений.
5. Рассчитанные тарифы за обслуживание и ремонт жилья, переданного в собственность граждан, являются экономически обоснованными. В то же время в переходный период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих рынках, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия оплаты, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Экономически обоснованные тарифы для собственников приватизированных жилых помещений, как и для нанимателей, должны действовать в этот период как планово-расчетные с компенсацией их превышения над действующими за счет местного бюджета.
В последующем, в условиях рынка жилья, размер платы за обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений, придомовых территорий, содержание вспомогательных помещений жилых домов должен предусматривать покрытие всех общественно необходимых затрат на указанные виды работ и услуг, включая взносы на капитальный ремонт строения.
6. Расчет размера-оплаты по обслуживанию и ремонту жилья базируется на:
нормативной себестоимости;
рентабельности, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности коллективов предприятий и организаций, выполняющих по договору работы по содержанию и ремонту жилья.
Нормативная себестоимость включает нормативы затрат по обслуживанию, текущему ремонту жилищного фонда и отчисления на капитальный ремонт жилых строений.
7. В состав нормативов включаются:
а) содержание обслуживающего персонала.
В эту статью входят расходы на оплату труда младшего обслуживающего персонала (дворников, уборщиц, рабочих по дому, лифтеров и других работников, связанных с содержанием внутридомовых помещений и дворовых территорий), а также отчисления от фонда оплаты труда указанного персонала;
б) расходы по эксплуатации домохозяйства.
В эту статью включаются расходы по уборке территории домовладений, вывозу отходов и мусора, очистке дымоходов, освещению и содержанию мест общего пользования, лифтов, противопожарным мероприятиям, озеленению и прочие расходы по содержанию домохозяйства;
в) амортизация.
Включаются амортизационные отчисления на полное восстановление машин, оборудования, инвентаря и другого имущества, относящегося к основным средствам, кроме жилищного фонда;
г) ремонтный фонд.
В этой статье отражаются средства на проведение ремонта жилых домов, машин, оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам жилищной организации, в том числе:
отчисления на капитальный ремонт;
отчисления на текущий ремонт, включая расходы на оплату труда постоянных и временных ремонтных рабочих (каменщиков, кровельщиков, слесарей, плотников и других рабочих, занятых текущим ремонтом), отчисления от фонда оплаты труда указанных рабочих, выполняющих текущий ремонт хозспособом; затраты на материалы для проведения текущего ремонта; на работы, выполняемые подрядными организациями (технадзор и планово-предупредительные ремонты лифтов, газового оборудования, ремонт коллекторов и сетей водопровода, канализации и прочие); прочие расходы по текущему ремонту;
д) обязательные платежи и отчисления.
По этой статье учитываются расходы на оплату работ Бюро технической инвентаризации, прочие затраты: на массовое обслуживание, отчисления на медицинское страхование и обязательное страхование имущества и др.;
е) содержание аппарата управления.
Включаются расходы на оплату труда работников аппарата управления, отчисления от этого фонда оплаты труда, расходы на содержание конторских и других помещений жилищной организации, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и прочие расходы.
8. Уровень рентабельности на работы и услуги предприятий и организаций по эксплуатации жилищного фонда устанавливается договорным путем в зависимости от качества выполняемых работ.
Приложение N 5
к Примерному положению о приватизации
жилищного фонда в Чувашской Республике
Примерный договор
на обслуживание и ремонт приватизированных жилых домов
_____________________________ "___" ________ 19__ г.
(населенный пункт)
Настоящий договор заключен между ___________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование жилищно-эксплуатационной, ремонтной организации,
_________________________________________________________________________
кооператива, частной фирмы и другого субъекта хозяйствования)
в лице __________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
действующего(ей) на основании ___________________________________________
(устава, положения)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(кем утвержден и дата)
именуемого в дальнейшем "Исполнитель", с одной стороны, и Товарищество
индивидуальных владельцев квартир в лице ________________________________
(фамилия,
___________________, с другой стороны, именуемое в дальнейшем "Заказчик",
имя, отчество)
заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. "Заказчик" сдает, а "Исполнитель" принимает по акту на
техническое обслуживание и ремонт дом ___________________________________
по адресу _________________________________________________________ общей
площадью _____________ кв.м, в т.ч. жилой площадью ____ кв.м.
2. "Исполнитель" обязуется:
2.1. Обеспечивать техническое обслуживание и ремонт дома "Заказчика"
с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта
домов на условиях, определенных для домов государственного и
муниципального жилищного фонда, т.е. проводить работы, обеспечивающие
содержание в надлежащем состоянии дома и его оборудования, придомовой
территории, согласно перечню оплачиваемых "Заказчиком" работ: ___________
_________________________________________________________________________
______________________ на следующих условиях оплаты _____________________
_________________________________________________________________________
2.2. Обеспечивать уровень качества и надежности работ и услуг не
ниже следующих параметров:
Показатели качества Критерии качества
_________________________________ _________________________________
_________________________________ _________________________________
2.3. Возмещать "Заказчику" убытки, возникшие по вине "Исполнителя" в
связи с нарушением гарантируемого уровня качества и надежности.
2.4. _______________________________________________________________
(прочие обязательства "Исполнителя")
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. "Заказчик" обязуется:
3.1. Своевременно принимать и оплачивать выполненные по настоящему
договору работы по техническому обслуживанию и ремонту дома, а также
получаемые через "Исполнителя" услуги.
3.2. Использовать жилые помещения в соответствии с их назначением,
бережно относиться к санитарно-техническому оборудованию, жилому дому и
объектам благоустройства.
3.3. Осуществлять ежемесячную оплату за техническое обслуживание и
ремонт дома до 10 числа следующего за прожитым месяца по утвержденной
ставке в размере ____________ за 1 кв.м общей площади.
Окончательный расчет по платежам за техническое обслуживание и
ремонт дома производится по истечении года на основании данных о
фактически выполненных объемах работ и их качестве.
4. Просрочка платежей "Заказчиком" влечет за собой начисление пени в
размере 0,1% с просроченной суммы платежей на каждый день просрочки.
5. В случае нарушения "Исполнителем" договорных обязательств
"Заказчик" вправе выполнить работу, предусмотренную договором, за счет
средств "Исполнителя" либо требовать возмещения убытков.
"Исполнитель" не несет ответственности за срыв работ вследствие
несвоевременного выполнения "Заказчиком" своих договорных обязательств.
6. Уплата экономических санкций не освобождает стороны от выполнения
принятых обязательств по договору в установленный срок.
7. Настоящий договор составляется в двух экземплярах, один из
которых хранится у "Заказчика", а другой - у "Исполнителя".
8. К договору прилагаются акт сдачи-приемки дома на техническое
обслуживание, расчет размера платы за техническое обслуживание и ремонт
дома, перечень предусмотренных услуг и работ.
9. Договор заключается с ___________________________________________
до _________________ и вступает в силу со дня его подписания.
Конфликтные ситуации, ведущие к расторжению договора по инициативе
одной из сторон, могут быть вынесены в органы местного самоуправления.
10. Адрес "Исполнителя"
______________________________ ______________________________
подпись "Исполнителя" подпись "Заказчика"
Приложение N 6
к Примерному положению о приватизации
жилищного фонда в Чувашской Республике
Примерный договор
на обслуживание и ремонт приватизированных квартир
_____________________________ "___" ________ 19__ г.
(населенный пункт) (дата)
Настоящий договор заключен между ___________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование жилищно-эксплуатационной, ремонтной организации,
_________________________________________________________________________
кооператива, частной фирмы и другого субъекта хозяйствования)
в лице __________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
действующего(ей) на основании ___________________________________________
(устава, положения)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(кем утвержден и дата)
именуемого в дальнейшем "Исполнитель", с одной стороны, и владельцем
квартиры ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
с другой стороны, именуемое в дальнейшем "Заказчик", заключили настоящий
договор о нижеследующем:
1. "Заказчик" сдает, а "Исполнитель" принимает по акту на
техническое обслуживание и ремонт квартиру N ____________________________
в доме N __________ по адресу _____________________________________ общей
площадью _____________ кв.м, в т.ч. жилой площадью ____ кв.м.
2. "Исполнитель" обязуется:
2.1. Обеспечивать техническое обслуживание и ремонт квартиры
"Заказчика" проводить работы, обеспечивающие содержание в надлежащем
состоянии квартиры и ее оборудования, согласно перечню оплачиваемых
"Заказчиком" работ: _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________ на следующих условиях _________________________________
2.2. Обеспечивать уровень качества и надежности работ и Услуг не
ниже следующих параметров:
Показатели качества Критерии качества
_________________________________ _________________________________
_________________________________ _________________________________
2.3. Возмещать "Заказчику" убытки, возникшие по вине "Исполнителя",
в связи с нарушением гарантируемого уровня качества и надежности.
2.4. _______________________________________________________________
(прочие обязательства "Исполнителя")
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3."Заказчик" обязуется:
3.1. Своевременно принимать и оплачивать выполненные по настоящему
договору работы по техническому обслуживанию и ремонту квартиры, а также
получаемые через "Исполнителя" услуги.
3.2. Использовать жилые помещения в соответствии с их назначением,
бережно относиться к санитарно-техническому оборудованию, жилому дому и
объектам благоустройства.
3.3. Осуществлять ежемесячную оплату за техническое обслуживание и
ремонт квартиры до 10 числа следующего за прожитым месяца, по
утвержденной ставке в размере _________ за 1 кв.м общей площади.
Окончательный расчет по платежам за техническое обслуживание и
ремонт квартиры производится по истечении года на основании данных о
фактически выполненных объемах работ и их качестве.
4. Просрочка платежей "Заказчиком" влечет за собой начисление пени в
размере 0,1% с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки.
5. В случае нарушения "Исполнителем" договорных обязательств
"Заказчик" вправе выполнить работу, предусмотренную договором, за счет
средств "Исполнителя" либо требовать возмещения убытков.
"Исполнитель" не несет ответственности за срыв работ вследствие
несвоевременного выполнения "Заказчиком" своих договорных обязательств.
6. Уплата экономических санкций не освобождает стороны от выполнения
принятых обязательств по договору в установленный срок.
7. Настоящий договор составляется в двух экземплярах, один из
которых хранится у "Заказчика", а другой - у "Исполнителя".
8. К договору прилагается акт сдачи-приемки квартиры на техническое
обслуживание, расчет размера платы за техническое обслуживание и ремонт
квартиры, перечень предоставляемых услуг и работ.
9. Договор заключается с ___________________________________________
до ________________ и вступает в силу со дня его подписания.
Конфликтные ситуации, ведущие к расторжению договора по инициативе
одной из сторон, могут быть вынесены в органы местного самоуправления.
10. Адрес "Исполнителя"
______________________________ ______________________________
подпись "Исполнителя" подпись "Заказчика"
Приложение N 7
к Примерному положению о приватизации
жилищного фонда в Чувашской Республике
"Зарегистрировано" "Утверждено"
решением _________________________ решением учредительного собрания
городской (районной) администрации индивидуальных владельцев квартир,
Чувашской Республики проживающих по адресу:
от "______" _____________ 19___ г. __________________________________
N ______ ________________________ __________________________________
(подпись, печать)
Протокол от "____" _________ 199 г.
N ______ _________________________
(подпись председателя
собрания)
Устав
Товарищества индивидуальных владельцев квартир
____________________________________
(название Товарищества)
Общие положения
Права и обязанности
Средства Товарищества
Права и обязанности членов Товарищества
Органы управления Товарищества
Прекращение деятельности Товарищества
Общие положения
1. Товарищество индивидуальных владельцев квартир
_______________________, именуемое в дальнейшем " Товарищество", создано
(название товарищества)
по инициативе индивидуальных владельцев квартир, проживающих по адресу:
______________________________________________, на учредительном собрании
в целях организации надлежащего содержания занимаемой ими жилой площади,
а также дома и придомовой территории, обеспечения членов товарищества
коммунальными и другими услугами, представления и защиты их интересов.
Товарищества создаются в полностью приватизированных домах, а также в тех случаях, когда приватизированы не все квартиры, но значительное их количество (более половины или отдельная секция).
2. Товарищество в своей деятельности руководствуется Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", Положением о приватизации жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденным постановлением Совета Министров Чувашской Республики от "____" ________ 199__ г. N ___ и иным законодательством РСФСР, регламентирующим вопросы собственности на жилье, содержания и эксплуатации жилищного фонда и др.
3. Товарищество с момента регистрации Устава является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде.
4. Товарищество имеет свою печать, угловой и другие штампы со своим наименованием.
5. Местонахождение Товарищества:
____________________________________________________________________ _____
Права и обязанности
6. Товарищество в соответствии с указанными целями:
а) обеспечивает содержание жилого дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии;
б) самостоятельно определяет организацию для обслуживания дома, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования, заключает договоры на обслуживание и ремонт дома;
в) обеспечивает участие соразмерно занимаемой площади собственников квартир - членов Товарищества во всех расходах, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома;
г) обеспечивает своевременное поступление взносов, предназначенных на содержание и эксплуатацию жилого дома, на свой расчетный счет;
д) своевременно принимает и оплачивает выполненные работы по обслуживанию и ремонту дома. Обеспечивает ежемесячную оплату за обслуживание и ремонт дома до 10 числа следующего за прожитым месяца;
е) обеспечивает выполнение всеми членами Товарищества правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых домов и придомовых территорий;
ж) может выступать заказчиком на коммунальные услуги (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и др.), заключает договоры с соответствующими предприятиями на оказание этих услуг. Коммунальные услуги оплачиваются в целом по строению в соответствии с договором;
з) применяет санкции к организации, обслуживающей дом, к иным предприятиям, а также лицам, оказывающим услуги Товариществу, при неудовлетворительном выполнении ими договорных обязательств; арендует у местного Совета народных депутатов, предприятия, учреждения жилую площадь для переселения в него членов Товарищества в случае производства капитального ремонта дома, который не может быть произведен без выселения проживающих в нем граждан.
Средства Товарищества
7. Средства Товарищества состоят из:
вступительных взносов;
взносов на содержание и эксплуатацию дома, придомовой территории;
взносов на ремонт дома, включая капитальный;
прочих поступлений.
Все средства Товарищества вносятся на соответствующие счета в учреждения банков.
Взносы на содержание и эксплуатацию дома и придомовой территории, на ремонт дома, включая капитальный, используются только на указанные цели.
8. Размер вступительных взносов определяется общим собранием членов Товарищества.
9. Взносы на обслуживание и ремонт дома и придомовой территории осуществляются в размерах, обеспечивающих покрытие всех общественно необходимых затрат на указанные виды работ и услуг, включая отчисления на капитальный ремонт дома.
Размеры взносов устанавливаются договором на обслуживание и ремонт приватизированных жилых домов.
10. По решению общего собрания Товарищество может образовывать специальные фонды (на благоустройство территории, культурно-воспитательную и спортивно-оздоровительную работу, оплату и премирование членов правления и др.).
Права и обязанности членов Товарищества
11. Член Товарищества имеет право:
а) избирать и быть избранным в правление Товарищества и в ревизионную комиссию;
б) взыскать с Товарищества стоимость выполненного за свой счет необходимого ремонта в случае, если Товарищество не исполнило взятых на себя обязательств;
в) на получение жилой площади, арендуемой Товариществом на время капитального ремонта. Во время проживания на этой площади члены Товарищества вносят за нее арендную плату;
г) добровольно, по своему заявлению, выйти из Товарищества.
12. Член Товарищества обязан:
а) выполнять требования Устава Товарищества и решения общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных);
б) своевременно вносить платежи за приобретенную в рассрочку квартиру;
в) использовать площадь по назначению, обеспечивать ее сохранность, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, содержания дома и придомовой территории;
г) осуществлять ежемесячную плату за обслуживание и ремонт дома до 10 числа следующего за прожитым месяца.
13. Члены Товарищества осуществляют право собственности на жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
14. При временном выезде член Товарищества сохраняет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Уставом.
15. Член Товарищества может быть исключен из Товарищества в случаях:
а) неподчинения Уставу Товарищества;
б) невыполнения обязательств, установленных общим собранием членов Товарищества.
16. Владельцу квартиры, выбывшему из Товарищества, вступительный взнос и средства, израсходованные на проведение ремонта дома, включая капитальный, а также другие цели, согласно Уставу и решениям органов управления Товарищества, не возвращаются.
Задолженность лица, выбывшего из Товарищества, по платежам Товариществу взыскивается в установленном порядке.
17. В случаях разрушения и порчи жилого помещения и дома владельцами квартир и членов их семей, а также систематического нарушения правил социалистического общежития, делающего невозможным для других совместное проживание в одном доме, виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Органы управления Товарищества
18. Органами управления Товарищества являются общее собрание членов Товарищества и правление Товарищества.
Если Товарищество имеет свыше 50 членов, то вместо общего собрания членов Товарищества может созываться собрание уполномоченных. Уполномоченные избираются общим собранием членов Товарищества в количестве 1 человек от 3-4 членов Товарищества сроком на 3 года.
19. Общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) является высшим органом Товарищества и решает следующие вопросы:
а) принятие Устава Товарищества;
б) прием в члены Товарищества и исключение из членов Товарищества;
в) выборы правления и ревизионной комиссии Товарищества;
г) утверждение сметы на капитальный ремонт жилого дома;
д) установление размера вступительного взноса;
е) образование фондов Товарищества и порядок их расходования;
ж) обсуждение и утверждение условий договора на обслуживание и ремонт дома, включая капитальный;
з) рассмотрение жалоб на правление и ревизионную комиссию Товарищества;
и) утверждение отчета правления Товарищества о финансово-хозяйственной деятельности за истекший год и финансово-хозяйственного плана на следующий;
к) установление порядка и условий премирования членов правления и других членов Товарищества;
л) ликвидация Товарищества;
м) иные вопросы, находящиеся в компетенции Товарищества.
20. Общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) созывается правлением не реже двух раз в год.
Внеочередные собрания созываются по требованию 1/3 общего числа членов Товарищества, ревизионной комиссии, а также соответствующего исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
21. Общее собрание членов Товарищества (собрание уполномоченных) признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа членов Товарищества (уполномоченных).
Решения принимаются общим собранием простым большинством голосов присутствующих членов Товарищества (уполномоченных).
Общее собрание, созываемое для решения вопросов о размерах вступительных взносов, утверждения условий договора на обслуживание и ремонт дома, исключения из членов Товарищества, ликвидации Товарищества, является правомочным при участии в нем 3/4 общего числа членов Товарищества. Решение по этим вопросам принимается большинством в 3/4 голосов.
22. Правление Товарищества в количестве не менее 3 членов избирается общим собранием сроком на 2 года.
Правление избирает из своего состава председателя и его заместителя.
Председатель правления, его заместитель и члены правления исполняют свои обязанности на общественных началах либо за плату по решению общего собрания членов Товарищества.
23. При числе членов Товарищества менее 20 общим собранием избираются председатель Товарищества и его заместитель, которые решают вопросы, отнесенные Уставом Товарищества к компетенции правления Товарищества.
24. Правление является исполнительным органом Товарищества, подотчетным общему собранию. В обязанности правления входят:
а) заключение договора на обслуживание и ремонт дома, а также иных договоров, связанных с деятельностью Товарищества;
б) составление планов, смет и отчетов;
в) осуществление контроля за содержанием и ремонтом дома, соблюдением обязательств по договору на обслуживание и ремонт дома. Правление выделяет представителя для участия в комиссии по приемке в эксплуатацию дома после капитального ремонта;
г) наем рабочих и служащих для обслуживания дома и придомовой территории;
д) распоряжение средствами Товарищества в соответствии с утвержденной общим собранием (собранием уполномоченных) сметой доходов и расходов;
е) представительство интересов Товарищества в государственных учреждениях, предприятиях, общественных, кооперативных и иных организациях;
ж) контроль за поступлением от членов Товарищества установленных общим собранием Товарищества взносов, а также платы за коммунальные услуги, других платежей. В случае несвоевременного внесения членами Товарищества соответствующих взносов и платежей принимает меры к их взысканию в установленном порядке;
з) ведение делопроизводства, бухгалтерского учета и составление отчетов;
и) выполнение других обязанностей, вытекающих из Устава.
25. Правление Товарищества имеет право распоряжаться наличными средствами Товарищества, имеющихся на его счете в банке, в соответствии с финансовыми и иными планами, утвержденными общим собранием членов Товарищества.
26. Ревизионная комиссия в составе не менее 3 членов избирается общим собранием членов Товарищества сроком на 2 года и является органом, контролирующим и ревизующим деятельность правления.
Ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя комиссии.
При числе членов Товарищества менее 20 вместо ревизионной комиссии общим собранием членов Товарищества избирается ревизор.
27. Споры между Товариществом и его членами, а также между Товариществом и государственными учреждениями, предприятиями, общественными, кооперативными и иными организациями рассматриваются в установленном порядке.
Прекращение деятельности Товарищества
28. Деятельность Товарищества прекращается в случае признания общим собранием членов Товарищества необходимости его ликвидации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
29. Ликвидация Товарищества производится в соответствии с действующим порядком прекращения деятельности кооперативов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Чувашской ССР от 29 апреля 1992 г. N 151 "Об утверждении Примерного положения о приватизации жилищного фонда в Чувашской Республике"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 1 апреля 1993 г. N 62 настоящее постановление признано утратившим силу