Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 13 сентября 2001 г. N 3-28/01
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 31-Г01-5 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 13 ноября 2001 г.
Верховный суд Чувашской Республики:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействительным п. 3.1. Положения о Министерстве юстиции Чувашской Республики,
установил:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 декабря 2000 г. за N 236 "Вопросы Министерства юстиции Чувашской Республики" утверждено Положение о Министерстве юстиции Чувашской Республики.
П.3.1. указанного Положения в функции Министерства юстиции Чувашской Республики включены осуществление государственной регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в которых не превышает ста тысяч рублей, и ведение государственного реестра юридических лиц с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в которых не превышает ста тысяч рублей, расположенных на территории Чувашской Республики.
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительным с момента издания постановления п. 3.1. Положения в части подпункта, в соответствии с которым Минюст Чувашской Республики осуществляет государственную регистрацию юридических лиц с иностранными инвестициями и ведение государственного реестра названных юридических лиц, указывая, что в этой части п. 3.1. Положения противоречит федеральному законодательству.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в силу ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Однако такой закон не принят, и согласно ст. 8 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 20 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.
Министерство юстиции Чувашской Республики в структуру федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего управление в сфере, юстиции, каковым является Министерство юстиции Российской Федерации, не входит, а потому не вправе осуществлять функции по регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями с иностранными инвестициями.
В судебном заседании представитель прокуратуры Корсунов А.Д. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, уточнив, что фактически ими обжалуется п.3.1. Положения, а не п. 3.2., как указано в заявлении, и дополнив, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, в связи с чем они полагают, что ст. 51 ГК РФ и ст. 20 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" под органами юстиции подразумевают федеральные органы юстиции.
Представитель Управления МЮ РФ по Чувашской Республике Смирнов С.Б. в суде поддержал заявление прокуратуры ЧР и пояснил, что после введения в действие части первой ГК РФ по вопросам регистрации ряда видов юридических лиц федеральные законы уже приняты, в том числе и ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г., в соответствии с п.2 ст. 20 которого государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями осуществляется органами юстиции. В Чувашской Республике органом юстиции, указанным в п. 2 ст. 20 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", является Управление МЮ РФ по ЧР, либо может являться иной орган или учреждение юстиции, но не Минюст ЧР, который не входит в систему органов юстиции России.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики Кузьмин М.А. и Щербаков А.Б. заявление прокурора не признали, пояснив, что с 1991 г. действует постановление Правительства России, регулирующее порядок регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых не превышает 100 тысяч рублей, в соответствии с которым указанная регистрация возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. вводится в действие с 1 июля 2002 г., в связи с чем до этого времени сохраняется порядок регистрации, предусмотренный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.
Регистрация Минюстом Чувашской Республики юридических лиц с иностранными инвестициями, объем которых в уставном капитале не превышает 100 тысяч руб., не противоречит требованиям ст. 51 ГК РФ и п. 2 ст. 20 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", так как в них не конкретизировано, о каких органах юстиции идет речь, РФ или ее субъектов.
Функция по государственной регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, объем которых в уставном капитале не превышает 100 тысяч руб., не предусмотрена ни в Положении о Минюсте РФ, ни в Положении об Управлении Минюста РФ по Чувашской Республике, ни в Уставе Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ, который осуществляет регистрацию коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых превышает 100 тысяч руб.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявление прокуратуры Чувашской Республики по следующим основаниям.
Порядок регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, в настоящее время регулируется Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года.
В связи с принятием указанного закона Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., которым прежде регулировался порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, утратил силу.
Статьей 16 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. было предусмотрено, что государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в Министерстве финансов РСФСР или иным уполномоченным на то государственным органом.
Предприятия, объем иностранных инвестиций в которые превышал 100 миллионов рублей, регистрируются Министерством финансов РСФСР с разрешения Совета Министров РСФСР.
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 1991 г. N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями", который был принят в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", предусматривалось, что государственная регистрация предприятий (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей), объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн. рублей, осуществляется Советами Министров республик в составе РСФСР, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
Указанное постановление в связи с введением в действие Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. фактически прекратило действие.
Доводы представителей Кабинета Министров ЧР о том, что до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. порядок регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, объем которых не превышает 100 тысяч руб., регулируется постановлением Правительства РФ от 28 ноября 1991 г., в соответствии с которым регистрация этих юридических лиц осуществляется Советами Министров республик в составе РСФСР, несостоятельны, так как указанный порядок регистрации существовал до введения в действие ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г., которым государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями возлагается на органы юстиции.
В соответствии со ст. 20 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. При этом ФЗ от 9 июля 1999 г. не разграничивает процедуру регистрации этих юридических лиц в зависимости от объема иностранных инвестиций, как это было предусмотрено ст. 16 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г.
Следовательно, доводы о том, что постановление Правительства РФ от 28 ноября 1991 г. не утратило силу, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч.2 ст.10 ГПК РСФСР суд, установив при рассмотрении гражданского дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону и т.д., принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Учитывая, что ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" имеет большую юридическую силу, чем постановление Правительства РФ от 28 ноября 1991 г. N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями", следует руководствоваться требованиями ФЗ.
Вопросы регистрации юридических лиц, в том числе и с иностранными инвестициями, объем которых не превышает 100 тысяч рублей, является предметом регулирования гражданского законодательства, которое находится в соответствии с п. "о" ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации.
Доказательства о передаче функций по решению вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации, в ведение субъекта РФ по делу не представлены.
Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции Чувашской Республики Чувашская Республика на своей территории обладает всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики.
Следовательно, Министерство юстиции Чувашской Республики, являющееся, как это предусмотрено п. 1.1. Положения о Министерстве юстиции Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ЧР от 1 декабря 2000 г. N 236, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сферах юстиции и социально-трудовых отношений, находящихся в ведении Чувашской Республики, не вправе решать вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации в области гражданского законодательства, каковыми являются вопросы регистрации юридических лиц.
Доводы о том, что осуществление функций по регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями не предусмотрено Положениями о Министерстве юстиции и Управлении МЮ РФ по ЧР, суд считает несостоятельными, поскольку осуществление функции по регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями на него возложено Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. Кроме того, как следует из Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г., осуществление государственной регистрации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ, является одной из основных функций Минюста России (п.6 п/п 23 Положения).
Согласно ст.51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Ведение Государственного реестра коммерческих организаций с иностранными инвестициями возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации N 655 от 6 июня 1994 г. "О Государственной регистрационной палате Министерства экономики Российской Федерации" и N 1034 от 5 сентября 1998 г. "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации", Устав Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста РФ от 29 декабря 1998 г. N 192).
Таким образом, возложение функций по осуществлению государственной регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых не превышает 100 тысяч рублей, и ведению государственного реестра юридических лиц с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в уставном капитале которых не превышает 100 тысяч рублей, расположенных на территории Чувашской Республики, на Министерство юстиции Чувашской Республики противоречит федеральному законодательству, а именно: ст. 20 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. и ст. 51 ГК РФ. Заявление прокуратуры Чувашской Республики о признании недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания п. 3.1 Положения о Министерстве юстиции Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 декабря 2000 г. N 236 в части возложения на Министерство юстиции Чувашской Республики указанных функций подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 231, 232 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворить. Признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания п. 3.1 Положения о Министерстве юстиции Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 236 от 1 декабря 2000 г., в части возложения на Министерство юстиции Чувашской Республики функций по осуществлению государственной регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в которых не превышает ста тысяч рублей, и по ведению государственного реестра юридических лиц с иностранными инвестициями, объем иностранных инвестиций в которых не превышает ста тысяч рублей, расположенных на территории Чувашской Республики.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 13 сентября 2001 г. N 3-28/01
Настоящее решение вступило в законную силу 13 ноября 2001 г.
Текст документа предоставлен Управлением Минюста Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании