Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 31 мая 2002 г. N 156
"О сценарных условиях функционирования экономики Чувашской Республики в 2003 году и на период до 2005 года"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 апреля 2002 г. N 113 "Об организации работы по составлению проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2003 год" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики в 2003 году и на период до 2005 года.
2. Рекомендовать администрациям районов, городов при разработке прогнозов социально-экономического развития на 2003 год и на период до 2005 года исходить из указанных сценарных условий.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Н.Партасова |
Утверждены
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 31 мая 2002 г. N 156
Сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики в 2003 году и на период до 2005 года
Сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики разработаны в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 30 апреля 2002 г. N 68 "Об основных направлениях бюджетной политики на 2003 год" на основе анализа социально-экономического развития за предшествующий период и фактически сложившейся на текущий момент ситуации. Они определяют основные целевые параметры, приоритетные направления и факторы экономического и социального развития республики на ближайшие три года, ориентированы на поэтапное достижение целей среднесрочного развития, поставленных в Президентской программе основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года.
1. Варианты (сценарии) прогноза
Основные параметры прогноза разрабатываются в двух вариантах.
Первый вариант исходит из принципа реалистически-консервативного прогноза, включающего вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий и учитывающего возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов, реальные темпы включения позитивных факторов среднесрочного характера.
Второй вариант исходит из сценария возможности восстановления благоприятных внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы и более высоких темпов роста экономики.
Оба варианта базируются на обязательном выполнении намеченных Кабинетом Министров Чувашской Республики мер в социальной и производственной сферах.
Функционирование экономики Чувашской Республики в среднесрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
Среди внешних условий наибольшее значение для республики будут иметь динамика мировых цен на товары российского экспорта и, прежде всего, на нефть и энергоносители, конкретные масштабы выплат по внешнему долгу, динамика развития мировой экономики и основных рынков, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию.
В прогнозе учитывается наиболее вероятный интервал изменения мировых цен на нефть. По первому варианту предполагается сохранение умеренно низкой средней мировой цены на российскую нефть - 18,5 доллара США за баррель. Второй вариант развития предусматривает восстановление благоприятной динамики цен на нефть - в пределах 21-23 долларов за баррель в среднем за 2003-2005 годы. Прогноз экспорта нефти исходит по обоим вариантам из предположения о сохранении или незначительном повышении спроса на нефть со стороны основных потребителей в период до 2005 года.
При формировании вариантов прогноза учтена потребность стран Евросоюза в увеличении стабильных поставок энергоресурсов, прежде всего газа, из России. Исходя из прогнозируемых объемов спроса на газ, необходимые объемы добычи могут быть достигнуты при условии поэтапного роста цен на газ на внутрироссийском рынке. В 2003-2005 годах цены на газ будут повышаться не более, чем на 25 процентов ежегодно. При этом с учетом инфляции и роста цен на газ, ежегодное повышение тарифов в электроэнергетике будет в пределах 15-18 процентов. По прогнозу рост тарифов на железнодорожные перевозки будет превышать целевой уровень инфляции для соответствующих лет не более чем на 1-2 процентных пункта, что обеспечит сохранение конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешнем рынках.
Динамика выплат по внешнему долгу России по обоим вариантам не предполагает реструктуризации долга.
К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относится комплекс факторов, определяющих:
повышение эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов, что в современных условиях может быть достигнуто за счет высвобождения предпринимательской инициативы и роста материального благосостояния, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка;
демографическую ситуацию и ее развитие;
состояние производственного аппарата, степень его изношенности, долю резервных конкурентоспособных мощностей;
снижение энергоемкости и темпы обновления капитала и технологий;
развитие производственной инфраструктуры, сокращение социальной дифференциации, повышение мобильности населения.
Варианты представляют количественные параметры показателей, при которых социально-экономическое развитие Чувашской Республики в прогнозируемом периоде оценивается исходя из необходимости решения существующих проблем, имеющихся ресурсов и результатов воздействия неблагоприятных тенденций и факторов экономического развития.
2. Условия функционирования и оценка текущего состояния экономики Чувашской Республики в 2002 году
Итоги первых месяцев 2002 года свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций социально-экономического развития, сформировавшихся в 2001 году.
Основной положительной тенденцией социального развития в I квартале 2002 г. явился рост реальных денежных доходов населения на 17,2 процента по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, что способствовало повышению покупательной способности населения, улучшению ситуации на потребительском рынке. Оборот розничной торговли увеличился на 9,4 процента, платные услуги населению возросли на 2 процента, в том числе бытовые - на 3,8 процента.
Увеличились объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, продолжался рост инвестиций в основной капитал, сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась ростом доходной базы бюджетов и улучшением собираемости налогов.
Вместе с тем тенденция исчерпания действия факторов посткризисного роста, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, отчетливо проявилась в замедлении темпов экономического роста в конце 2001 начале 2002 года.
Отличительной чертой современной экономической ситуации является то, что экономическое развитие республики происходит в условиях замещения внешнеэкономических источников роста внутренними.
Среди факторов, повлиявших на замедление темпов экономического роста, наиболее значимыми были:
неблагоприятное воздействие внешних факторов: рецессия в ведущих странах мировой экономики и ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры в условиях сильной зависимости российской экономики от внешних изменений. Это, в первую очередь, относится к мировым ценам на нефть и нефтепродукты, а также на металлы и некоторые другие товары;
увеличение издержек предприятий реального сектора экономики как из-за опережающей по сравнению с общей инфляцией динамики роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, так и за счет устойчивого роста реальной заработной платы, причем темпами, превышающими рост производительности труда;
циклическое замедление, вызванное корректировкой и реструктуризацией производственных программ и планов предприятий, что связано с выходом на новые сегменты рынка и освоением спросовых компонентов.
Вместе с тем достаточно благоприятные итоги 2001 года в целом и начала 2002 года в условиях исчерпания большинства факторов, положительно воздействовавших на экономический рост ранее, подтверждают улучшившуюся адаптированность предприятий к рыночным условиям хозяйствования.
Тенденции, продолжающие оказывать влияние на экономическую ситуацию в начале 2002 года, показывают, что развитие экономики республики по основным макроэкономическим параметрам осуществляется по сценарию, близкому к консервативному варианту прогноза социально-экономического развития на текущий год (то есть с темпами, несколько меньшими по сравнению с уровнем 2001 года).
Таким образом, проведенный анализ социально-экономического развития Чувашской Республики показал, что основными тенденциями 2001 - начала 2002 годов явились:
снижение темпов роста экономики;
рост издержек производства и ухудшение финансового состояния отдельных предприятий;
нарастание объемов импорта, ухудшение его структуры, вытеснение отечественного производителя на внутреннем рынке;
замедление роста инвестиционной активности;
повышение социальной и дотационной нагрузки на бюджеты всех уровней.
Для того, чтобы эти проблемы не стали непреодолимым препятствием для сохранения наметившихся в последние три года позитивных тенденций развития экономики, необходимо обеспечение макроэкономической стабильности как в краткосрочном, так и среднесрочном периодах. При этом для перехода к эффективному задействованию новой группы внутренних факторов роста потребуется некоторый трансформационный период, характеризующийся более умеренными темпами экономического роста, особенно в условиях относительно неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Анализ показывает, что в период смены факторов роста экономика оказывается наиболее чувствительной к воздействию таких мер, влияние которых на экономику сказывается достаточно быстро. При этом важнейшими рычагами среднесрочного характера, которые обеспечат эффект, являются согласованные решения в области бюджетной, тарифной, структурной, инвестиционной, инновационной, социальной, внешнеэкономической политики органов исполнительной власти, местного самоуправления, ведущих предприятий и организаций Чувашской Республики.
3. Основные цели и задачи на прогнозируемый период
Главной целью социально-экономической политики Кабинета Министров Чувашской Республики на среднесрочную перспективу является формирование такой модели экономики, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста, способностью обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения темпами, превышающими среднероссийские, эффективное воспроизводство, постоянную модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности республики. Для этого должны быть решены следующие задачи:
создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и роста производительности труда на основе внедрения передовых технологий, снижения энергоемкости производства и повышения эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики, сокращения косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов органами исполнительной власти и местного самоуправления республики;
создание благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что, в первую очередь, требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения, повышения оплаты труда в соответствии с ростом производительности труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения;
нормализация функционирования и обновления производственно-технологического аппарата, расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создание благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в отраслях, производящих конечную продукцию;
внедрение действенных механизмов защиты прав собственности, развитие конкурентных рынков товаров, услуг и капиталов, ресурсов (в том числе земли), активизация процедур банкротства неэффективных предприятий и распространение лучшей практики корпоративного управления (в том числе в государственном секторе), повышение роли малого и среднего предпринимательства;
превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики и повышение эффективности расходования бюджетных средств;
ускоренное развитие и поддержка информатизации общества, внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие эффективного местного самоуправления, уменьшение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
4. Основные факторы развития позитивной динамики
Основной макроэкономический источник роста в среднесрочной перспективе - это переориентация сбережений предприятий, государства и финансового сектора на инвестиции.
Улучшение финансового положения предприятий, снижение кредиторской задолженности, осуществление комплекса мер по наращиванию объемов и доступности кредитных ресурсов, привлекаемых на финансирование основного и оборотного капиталов предприятий, будет способствовать привлечению инвестиций в реальный сектор экономики. Должны быть осуществлены изменения в структуре инвестиций в пользу отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок, и за счет фактора роста производительности труда, а также активизация расширенного воспроизводства, которое со стороны спроса будет обеспечиваться ростом доходов населения и инвестиций, а со стороны предложения - производством потребительских товаров и инвестиционной техники.
Расширение потребительского и инвестиционного спроса будет способствовать росту всех отраслей экономики. Приоритетное развитие получат конкурентоспособные производства за счет сохранения и расширения рынков сбыта продукции приборостроения, электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности, энергетики и отраслей конечного потребления. Будут обеспечены сохранение финансовой стабильности, последовательное улучшение собираемости налогов, рост доходной базы бюджетов.
Значительное влияние на поддержание темпов экономического роста окажут:
совершенствование законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах и понижение налоговой нагрузки на экономику;
поддержка приоритетных инвестиционных проектов, реформирование агропромышленного комплекса и других важнейших секторов экономики;
ускоренное развитие общественной инфраструктуры;
создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышение деловой активности предпринимательских структур.
5. Основные направления и параметры социально-экономической политики и макроэкономического прогноза
5.1. Бюджетная политика
Проведение реформ в социальной и других сферах должно увязываться с возможностями бюджета. В 2003 году бюджетная политика будет строиться в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 30 апреля 2002 г. N 68 "Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики на 2003 год". Реализация бюджетной политики в среднесрочной перспективе потребует принятия мер по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов:
рационализации и оптимизации расходов бюджетов на основе четкого разграничения расходных полномочий, размещения объектов социально-культурной сферы и концентрации финансовых средств строго в соответствии с комплексными схемами градостроительного планирования развития территорий районов и проектами генеральных планов городов, оказания социальной поддержки населения по принципу адресности и нуждаемости, снижения бедности;
приоритетного направления финансовых ресурсов на образование, здравоохранение, мероприятия по реализации молодежной политики и поддержанию здорового образа жизни, социальные трансферты населению, ускоренное развитие общественной инфраструктуры и улучшение жилищных условий граждан, осуществление других расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, подлежащих приоритетному финансированию;
последовательного реформирования жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования политики ценообразования, удешевления затрат, повышения качества услуг и развития конкуренции в этой сфере, ликвидации перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг, отказа от неэффективных субсидий, устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства.
Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур будет осуществляться путем:
обеспечения стабильности и предсказуемости правовых условий формирования и осуществления бюджетно-налоговой политики, усиления эффективности, прозрачности работы публичной власти и ее ответственности перед обществом за происходящие процессы;
проведения конкурсов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств и в сроки, позволяющие их осуществление с первых же дней очередного финансового года;
реформирования общественных финансов на муниципальном уровне, направленного на проведение ответственной бюджетной политики, укрепление доходной базы местных бюджетов, повышение качества бюджетных услуг, полную ликвидацию кредиторской задолженности, реализацию конкретных мер стимулирования и ответственности к муниципальным образованиям, не справляющимся с законодательно закрепленными за ними финансовыми обязательствами, особенно перед населением.
5.2. Налоговая политика
В среднесрочной перспективе дальнейшее реформирование налоговой системы Российской Федерации и Чувашской Республики будет реализовываться по следующим направлениям:
совершенствование системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, направленное на ее упрощение и снижение налоговой нагрузки;
реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налогов на имущество предприятий, на имущество физических лиц, земельного;
совершенствование налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
снижение ставок по косвенным налогам и отмена с 2004 года налога с продаж;
дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога;
отмена с 1 января 2003 года налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
5.3. Ценовая политика
В период, до 2005 года одним из основных условий создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения является постепенное снижение темпов инфляции.
Индекс потребительских цен по прогнозу в 2003 году составит в среднем за год по базовому варианту 112,7 процента, за период декабрь к декабрю предыдущего года - 111,7 процента. В 2005 году инфляция прогнозируется на уровне 109,9 процента в среднем за год и 110,3 процента - декабрь к декабрю предыдущего года.
Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечиваться всем комплексом согласованных мер в области финансово-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, структурной и социальной политики Кабинета Министров Чувашской Республики.
Одним из важнейших факторов, способных повлиять на общую динамику цен и экономическое развитие, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий, осуществляемой на федеральном уровне.
Намечаемая оптимизация уровня цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий должна стимулировать энергосбережение, способствовать эффективной перестройке инфраструктурных отраслей и экономическому росту.
Регулируемые государством цены и тарифы будут устанавливаться на уровне, обеспечивающем покрытие всех обоснованных эксплуатационных затрат, с постепенным, не приводящим к ущербу конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, увеличением инвестиционной составляющей в ценах и тарифах.
В прогнозируемом периоде будет проводиться экономически оправданная тарифная политика, направленная на:
совершенствование механизма государственного контроля за порядком применения регулируемых цен и тарифов;
прекращение практики перекрестного субсидирования по тарифам на коммунальные услуги и улучшение качества предоставляемых населению услуг;
приведение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами при одновременном осуществлении мер социальной защиты малообеспеченных категорий граждан с использованием системы персонифицированных социальных счетов при предоставлении адресной социальной помощи гражданам.
Предстоит завершить переход на полную оплату населением затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.
5.4. Активизация инвестиционной деятельности, привлечение инвестиций
Увеличение реальных доходов и сбережений населения в совокупности со стабилизацией финансового состояния предприятий и банковской системы создаст необходимые условия для роста инвестиций в реальный сектор экономики.
Расширение инвестиционного спроса будет связано в первую очередь с возрастанием доходов предприятий. Уменьшение ставки налога на прибыль до 24%, рост амортизационных отчислений будут способствовать увеличению внутренних источников финансирования инвестиций, получаемых за счет средств предприятий.
В первом варианте больший рост внутреннего спроса на продукцию импортозамещающих производств, вызванный относительным удорожанием импорта, сделает более привлекательными инвестиции в машиностроение, пищевую и легкую промышленность. Снижение реального обменного курса повлияет на доходность экспорта химической промышленности, а также машиностроения, что тоже отразится на росте инвестиционной активности в этих секторах.
Во втором варианте прогноза рост инвестиций в большей степени будет определяться улучшением финансового состояния предприятий, связанного с сохранением благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В то же время рост реального обменного курса будет способствовать относительному удешевлению импорта высокотехнологичных инвестиционных товаров для всех секторов. Также ожидается значительный рост инвестиций в развитие транспорта, жилищного строительства и сферы рыночных услуг, вызванный во многом ростом совокупного спроса.
В 2003-2005 годах на конкурсной основе предполагается оказание государственной поддержки инвесторам, реализующим на территории Чувашской Республики высокоэффективные инвестиционные проекты, усиление инвестиционной активности в сфере развития общественной инфраструктуры.
В прогнозируемом периоде государственная инвестиционная политика будет направлена на концентрацию ресурсов на финансировании наиболее приоритетных республиканских целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой экономического и социального развития Чувашской Республики на 2002-2005 годы.
Расчеты показывают, что в 2003-2005 годах инвестиции будут увеличиваться темпами 6-8 процентов в год. В 2005 году они возрастут по сравнению с 2001 годом на 29-34 процента.
5.5. Промышленная политика
Стратегической целью развития промышленности Чувашской Республики в рамках реализации процессов модернизации экономики является формирование высокодинамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, способного обеспечить экономический рост на передовой технической основе, достойный уровень жизни населения, оздоровление экологической обстановки и интеграцию республики в российский и мировой рынки.
Основными задачами промышленной политики в 2003 году и на период до 2005 года являются:
реформирование и реструктуризация предприятий, снижение производственных и управленческих издержек, диверсификация производства;
наращивание производства конкурентоспособной и пользующейся спросом продукции, в том числе товаров народного потребления;
укрепление позиций на внешних рынках и развитие экспорта;
создание и развитие высокотехнологичных и наукоемких производств;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
демилитаризация и конверсия бывших объектов по производству химического оружия;
активизация поиска стратегических инвесторов для обеспечения развития новых направлений;
реализация инновационной и научно-технической политики предприятий;
проведение сертификации продукции, внедрение современных методов и систем управления качеством, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и технического уровня продукции;
эффективное использование производственных мощностей;
активизация маркетинговой деятельности по расширению рынков сбыта;
реорганизация и ликвидация убыточных и неэффективных производств;
обеспечение экологической безопасности функционирования предприятий промышленности.
Рост инвестиций и потребительского спроса обеспечат устойчивые темпы роста промышленности. Прирост промышленного производства по прогнозу составит в 2005 году 4-6,2 процента к предыдущему году и увеличится примерно на 12-19 процентов по сравнению с 2001 годом.
5.6. Государственный сектор экономики
В 2003-2005 годах в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по приватизации и управлению государственным имуществом в Чувашской Республике продолжатся реорганизация и приватизация государственных унитарных предприятий и учреждений в целях сокращения числа неэффективно действующих предприятий и учреждений, находящихся в республиканской собственности. Прогнозируется незначительное сокращение численности работников, занятых в организациях государственного сектора экономики.
При прогнозировании динамики основных показателей развития государственного сектора экономики учитывается влияние таких факторов, как замедление процесса приватизации государственных предприятий, повышение эффективности управления государственной собственностью, стабилизация финансового положения хозяйствующих субъектов, рост объемов производства. Будет продолжена работа по формированию полной базы данных о государственной собственности Чувашской Республики, включая земельные участки.
Политика в отношении государственного сектора экономики в 2003-2005 годах должна состоять в повышении эффективности управления государственным сектором экономики, оптимизации его структуры, более обоснованном принятии управленческих решений, привлечении средств стратегических инвесторов при реорганизации предприятий и организаций, находящихся в собственности Чувашской Республики.
5.7. Развитие агропромышленного комплекса
В среднесрочной перспективе развитие АПК будет происходить в условиях:
расширения рынка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, развития рыночной инфраструктуры;
улучшения конкурентной среды, создания равных условий конкуренции в аграрном секторе;
создания надежной правовой системы регулирования земельных отношений, обеспечивающей успешное проведение земельной реформы;
продолжения структурных преобразований, стимулирования развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 2 февраля 2001 г. N 10 "0 развитии реформ в агропромышленном комплексе";
финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;
расширения применения прогрессивных биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, внедрения технологий производства качественных пищевых продуктов;
совершенствования экономических условий развития материально-технической базы сельского хозяйства, ускорения обновления машинно-тракторного парка;
повышения эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса;
развития сельской местности, роста доходов и обеспечения эффективной занятости сельского населения, улучшения его доступа к основным социальным благам и услугам.
По прогнозу при благоприятных погодных условиях в 2003-2005 годах производство сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться на 3,5-5,5 процента в год. В структуре валовой продукции сельского хозяйства доля продукции растениеводства составит в 2005 году 47 процента, животноводства - 53 процента.
5.8. Социальная политика
Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства и сокращение масштабов бедности, обеспечение социальной защищенности населения и всеобщей доступности основных социальных прав и гарантий граждан, в первую очередь образования, медицинского и социального обслуживания.
Предусматривается сосредоточить усилия на решении следующих задач:
улучшение демографической ситуации, увеличение уровня рождаемости в результате роста социальной защищенности молодых семей и снижение смертности за счет повышения качества услуг здравоохранения и других предоставляемых социальных благ, прежде всего, малообеспеченным, молодым и пожилым людям;
снижение бедности и сокращение значительной дифференциации денежных доходов населения, восстановление роли доходов от трудовой деятельности как важнейшего стимула деловой активности трудоспособного населения;
безусловная приоритетность инвестиций в человека, в первую очередь в образование и здравоохранение, опережающий рост бюджетных ассигнований на развитие социально-культурной сферы по сравнению с другими направлениями расходов;
закрепление и дальнейшее развитие тенденции опережающего роста доходов населения по сравнению с ростом цен, обеспечение роста реальных денежных доходов населения на основе повышения заработной платы, пенсий, социальных пособий, усиления адресности социальной поддержки населения, оказания помощи малоимущим и наиболее нуждающимся гражданам;
создание условий для эффективной занятости населения, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить достойный уровень жизни, развитие рынка труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
В 2003-2005 годах будет укрепляться тенденция увеличения реальных располагаемых доходов населения. Этому будут способствовать: снижение темпов инфляции, развитие реального сектора экономики, поддержка предприятий малого бизнеса и реализация мер по недопущению роста безработицы и социальной защите населения. Прогнозируемый экономический рост создаст предпосылки для повышения реальных доходов населения на 4,7-6,4 процента в год.
5.9. Развитие муниципальных образований
Сценарные условия функционирования экономики районов, городов в 2003 году и до 2005 года основаны на сохранении благоприятных тенденций развития ведущих предприятий и организаций, достигнутых в 2001 году, и предполагают раскрытие потенциальных возможностей развития всех секторов экономики территорий, прежде всего малого и среднего предпринимательства.
Главной целью социально-экономической политики развития районов, городов является снижение дифференциации уровней социально-экономического развития, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы и стимулов саморазвития, повышение благосостояния населения.
Проблемы развития районов, городов включают в себя широкий комплекс задач, решение которых будет способствовать сглаживанию различий в развитии производственной и социальной инфраструктуры, подъему реального сектора экономики, наращиванию объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, повышению инвестиционной активности, улучшению социальной защищенности и условий жизни населения.
Одним из основных инструментов осуществления региональной экономической политики на среднесрочную перспективу станет разработка и реализация республиканской целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований Чувашской Республики (2002-2005 годы)".
Приоритетными направлениями социально-экономической политики развития муниципальных образований Чувашской Республики на среднесрочную перспективу являются:
сокращение социального неравенства и бедности населения и территорий, резкой дифференциации в оплате труда, неуклонное повышение благосостояния населения, эффективная социальная защита малоимущих граждан;
обеспечение устойчивого социально-экономического развития и взаимоувязанного функционирования всех подсистем муниципального образования;
наращивание налогового потенциала и увеличение доходной базы местных бюджетов, создание на этой основе предпосылок для решения наиболее острых социальных, экологических и других проблем;
привлечение инвестиционных ресурсов на территорию районов, городов через участие в республиканских и федеральных целевых программах, проектах международных организаций, создание благоприятных условий для притока частных инвестиций, банковского капитала, развитие лизинга;
активное реформирование аграрного сектора, реорганизация неплатежеспособных сельхозпредприятий, привлечение стратегических инвесторов, стимулирование появления эффективных собственников в сельском хозяйстве;
рациональное градостроительное планирование, развитие инфраструктурных систем районов, городов, в первую очередь газификация, строительство дорог, объектов жизнеобеспечения и социальной сферы;
максимальное использование природного потенциала районов, городов, возможностей для оздоровления населения, организации туризма и отдыха.
5.10. Внешнеэкономическая деятельность
Основной целью внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики является развитие сотрудничества со странами дальнего зарубежья и государствами СНГ, укрепление взаимовыгодных отношений с субъектами Российской Федерации, планомерная интеграция экономики Чувашской Республики в систему мировых хозяйственных связей и международного разделения труда, что должно содействовать развитию социально-ориентированной рыночной экономики и повышению уровня жизни населения республики.
Существенное влияние на развитие внешнеторговой деятельности Российской Федерации и Чувашской Республики в ближайшие годы окажет присоединение ко Всемирной торговой организации (ВТО), что наряду с очевидными позитивными моментами для экспортоориентированных производств может существенно ослабить позиции многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий как на внутреннем рынке, так и в ряде регионов мира.
Проведение совместных подготовительных мероприятий органами исполнительной власти и хозяйствующими структурами Чувашии позволит минимизировать возможные потери по некоторым направлениям внешнеэкономической деятельности республики, а по другим направлениям извлечь все преимущества от участия в ВТО.
Условия осуществления внешнеэкономической деятельности в 2003-2005 годах будут определяться совокупностью внутренних и внешних факторов.
Внешний спрос будет формироваться во многом под воздействием динамики внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевые товары российского экспорта. Поэтому его структура будет существенно различаться в зависимости от рассматриваемых вариантов. В первом варианте, в условиях умеренно низких мировых цен на энергетические товары, положительное сальдо торгового баланса будет сокращаться несколько более быстрыми темпами. При этом в стоимостной структуре экспорта будет расти доля товаров перерабатывающего сектора, в частности машин и оборудования, в том числе, и за счет более низкого курса рубля, предполагаемого этим вариантом. Динамика импорта традиционно зависит от обменного курса и состояния внутреннего спроса и будет определяться в среднесрочной перспективе постепенным укреплением курса рубля, потребностями технологического перевооружения растущей экономики, ростом доходов предприятий и населения. По второму варианту предполагается, что в результате более благоприятной экспортной конъюнктуры укрепление рубля будет происходить более быстрыми темпами, что параллельно с большим ростом потребительского и инвестиционного спроса вызовет больший спрос на импорт. В то же время массовый потребительский спрос, ориентирующийся на оптимальное сочетание цен и потребительских качеств изделий, будет во все возрастающей степени удовлетворяться за счет продукции внутреннего производства.
В 2003-2005 годах продолжатся процессы дальнейшего углубления экономической интеграции со странами СНГ, расширится экономическое сотрудничество с наиболее развитыми странами мира.
Динамика экспортно-импортных операций в 2003-2005 годах будет характеризоваться положительными тенденциями, отражающими объективные процессы расширения и углубления участия Чувашской Республики в международном разделении труда.
Темпы прироста экспорта в 2003-2005 годах по прогнозу составят 1-6 процентов в год. Объем экспорта возрастет в 2005 году по отношению к 2001 году на 16-27 процентов, объем импорта - на 14-21 процент.
С учетом динамики основных составляющих конечного спроса темпы прироста валового регионального продукта в 2003-2005 годах составят в среднем 2,5-5,6 процента в год. Как и в 2001 году рост валового регионального продукта в 2002-2005 годах будет определяться ростом внутреннего спроса. На рост валового регионального продукта определяющее влияние окажут увеличение объемов промышленного производства, инвестиций и развитие сферы услуг.
Реализация эффективной макроэкономической политики и структурных преобразований должна обеспечить устойчивый рост экономики Чувашской Республики, технологическую мобильность производства, неуклонное повышение качества жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2002 г. N 156 "О сценарных условиях функционирования экономики Чувашской Республики в 2003 году и на период до 2005 года"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2002 г., N 8, ст.413
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179 настоящее постановление признано утратившим силу