Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
решением Собрания депутатов
Ибресинского района
от 28 февраля 2011 г. N 5/2
(приложение N 3)
Подпрограмма
"Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы" районной целевой программы развития образования в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы" районной целевой программы развития образования в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 года N 293 "О республиканских целевых программах в сфере образования в Чувашской Республике"
|
Муниципальный заказчик подпрограммы |
- |
Отдел образования администрации Ибресинского района
|
Основной разработчик подпрограммы |
- |
Отдел образования администрации Ибресинского района
|
Цель подпрограммы |
- |
повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда
|
Задачи подпрограммы |
- |
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях; поддержка образовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья; развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений; повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность; разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений; обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности; внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
объем услуг дополнительного образования, оказываемых каждому школьнику, не менее 6 часов в неделю к 2020 году; удельный вес детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, 100 процентов к 2020 году; количество общеобразовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья, 16 к 2020 году; количество специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам воспитания, 150 к 2020 году; доля учреждений дополнительного образования детей с эффективными организационно-финансовыми механизмами управления деятельностью - 1 учреждение к 2020 году
|
Сроки реализации подпрограммы
|
- |
2011-2020 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общая сумма финансирования - 1595,3 тыс. рублей за счет средств Ибресинского районного бюджета Чувашской Республики (в ценах 2008 года), в том числе: в 2011 году - 50,0 тыс. рублей; в 2012 году - 58,9 тыс. рублей; в 2013 году - 59,0 тыс. рублей; в 2014 году - 62,7 тыс. рублей; в 2015 году - 61,6 тыс. рублей; в 2016 году - 73,8 тыс. рублей; в 2017 году - 66,4 тыс. рублей; в 2018 году - 72,8 тыс. рублей; в 2019 году - 71,4 тыс. рублей; в 2020 году - 78,5 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
социальная эффективность: создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений; расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году; увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование; обеспечение поддержки институтов семейного воспитания; увеличение количества общеобразовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья; повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 150 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность; экономическая эффективность: внедрение в 1 учреждении дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
- |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляет отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики. Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики о ходе выполнения мероприятий подпрограммы. Отдел образования администрации Ибресинского района направляет ежегодно к 1 марта до 2021 года в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики информацию о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством его инициативного действия является дополнительное образование детей. Этот вид образования социально востребован как органично сочетающий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обладает свойствами открытости, гибкости, мобильности, что позволяет быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить удовлетворение образовательной потребности при индивидуальной траектории. К 2012 году необходимо обеспечить за счет бюджетных средств каждому школьнику не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году - не менее 6 часов.
С 01 января 2006 года производится выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям.
В рамках национального проекта это нововведение затронуло воспитание - одну из важных функций образования. Впервые в рамках национального проекта нормативно закреплен статус классного руководителя, и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности. Это позитивно сказалось на повышении доступности общего образования, что проявилось в уменьшении числа второгодников в образовательных учреждениях.
В районе ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. За последние годы проведено более 5 конкурсов на лучшие инновационные проекты в области воспитания. Каждый третий классный руководитель стал их участником. В целях выявления поддержки, поощрения творчески работающих классных руководителей, повышения престижа этой должности в районе проводится конкурс классных руководителей "Самый классный классный". Участниками районного конкурса "Самый классный классный" с 2006 года стали 123 классных руководителя. В 2009-2010 учебном году на районном этапе участвовали 24 участника, на республиканском - 3 участника. В 2007 году классный руководитель Ибресинской СОШ N 1 Федорова Л.В. в вышеназванном конкурсе удостоилась 2 места в республике.
На этапах конкурса педагоги показали возможности использования информационных технологий в деятельности классного руководителя, а также результаты реализации программ индивидуального развития личности ребенка, работы классного руководителя с семьей. Эффективные технологии воспитания демонстрируют классные руководители Липовской СОШ, Ибресинской СОШ N 1, Чуваштимяшской СОШ.
С 2008 года Ибресинская СОШ N 2 является ресурсным центром добровольческого (волонтерского) объединения за здоровый образ жизни Фонда "Чувашия" в рамках проекта "Я, ты, он, она: Мы - здоровая страна!". Активно работает команда волонтеров в составе 7 человек, прошедшая курс обучения по подготовке участников волонтерского движения за здоровый образ жизни, имеющие сертификат на право заниматься данной деятельностью.
3 года ведется база данных одаренных учащихся. Их в районе - 192.
Каждый третий школьник вовлечен в активную общественную деятельность. 14 молодых людей получают стипендии Президента Чувашской Республики. С 2002 г. стипендиатами стали более 140 представителей школьников и молодежи района, в том числе и учащиеся общеобразовательных школ.
Активная работа ведется по развитию деятельности 18 детских и 8 молодежных общественных объединений. Ежегодно проводится конкурс "Моя инициатива", направленный на формирование лидерского потенциала, в т.ч.: школы актива и ученического самоуправления, фестивали Детских общественных организаций. В мае месяце 4 лидера ДОО района приняли участие в работе Республиканского лагеря актива "Лидер" на базе РГОУ "Росинка".
Во многих школах хоровые кружки радуют своими успехами. Ежегодно в районе проводится традиционный фестиваль детского художественного творчества. Призовых мест удостаиваются ученические коллективы Ибресинских средних школ N 1 и N 2, Чуваштимяшской СОШ, Айбечской СОШ, Березовской ООШ, школы-интерната.
С 2004 года на базе Малокармалинской СОШ действует молодежный военно-спортивный клуб "Патриот", в состав которого входят 20 человек (руководитель Шулаев А.О.). В т.г. защитили свой проект в республике. Ежегодно в районе проводится месячник оборонно-массовой и спортивной работы, военно-спортивная игра "Зарница" и "Орленок" (25 команд ОУ района), ежегодный День призывника, конкурс военно-патриотической песни, акция "За здоровый образ жизни" 2 раза в год: с 01 марта по 30 апреля и с 01 октября по 30 ноября и другие мероприятия.
В целях усиления контроля над деятельностью всех субъектов профилактики в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, восстановления их законных прав и интересов, выявления неблагополучных семей, на основании Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 17.08.2006 года N 447 главой района утверждена Комплексная программа профилактики и раннего выявления детского неблагополучия в Ибресинском районе; подписано постановление "Об организации рейдов "Безнадзорные дети". Собранием депутатов Ибресинского района от 31.01.2006 года N 6/11 создан Совет Общественных воспитателей из состава депутатов всех уровней с закреплением за каждым "трудным" подростком и неблагополучными семьями. В 2010 году, согласно постановлению главы администрации Ибресинского района от 19.01.2010 N 13, утвержден график проведения рейдов "Безнадзорные дети". Специально созданная комиссия в составе 11 человек выезжает 2 раза в неделю в вечернее и ночное время.
Реализовано 8 совместных целевых программ и проектов общественных организаций и учреждений образования, здравоохранения и правоохранительных органов. Наиболее значимы из них: "Профилактика правонарушений на 2006-2009 годы", "Профилактика потребления табака и табачных изделий на 2007-2009 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" и др.
Систематически обновляется банк данных учащихся, оказавшихся в "трудной жизненной ситуации". Также ведется учет неблагополучных семей, находящихся в социально-опасном положении, где родители уделяют недостаточно внимания воспитанию своих детей. На внутришкольном учете на конец 2010 г. состоят 65 несовершеннолетних и 34 неблагополучные семьи. Подростковая преступность в районе, несмотря на принимаемые меры, остается сложной. На учете в ПДН состоят 24 подростка против 23 за аналогичный период 2009 года. В настоящее время на учете в КДН состоят 35 учащихся.
В общеобразовательных учреждениях района работают 8 социальных педагогов и 3 психолога, действует центр психолого-педагогического сопровождения отдела образования администрации Ибресинского района, в составе которого 2 педагога-психолога, логопед, 2 дефектолога.
В районе значительное внимание уделяется созданию целостной системы физического воспитания обучающихся, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (87 процентов учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Ежегодно в районе проводится более 250 крупных культурно-спортивно-массовых мероприятий разного уровня, в которых принимает участие не менее 2600 школьников (87% от общего количества обучающихся).
Положительный опыт в формировании культуры здорового образа жизни накоплен педагогическими коллективами Липовской СОШ, Чуваштимяшской СОШ, Ибресинской СОШ N 1 и N 2, Новочурашевской СОШ, Нововыслинской ООШ, содействующих укреплению здоровья.
Анализ деятельности подтверждает, что работа, направленная на социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и потребности детей в различных видах творческой деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, дает свои положительные результаты. Детские коллективы принимают активное участие в районных и республиканских организационно-массовых мероприятиях, отстаивая честь своего УДО, школы, района, всегда показывая хорошие результаты.
За последние годы учащиеся учреждений образования достигли высоких показателей как на уровне республики, так и на уровне России. Только в истекшем году команда учащихся Ибресинской СОШ N 1 заняла 3 место во Всероссийских соревнованиях "Мини-футбол - в школу". На Всероссийском конкурсе-фестивале "Безопасное колесо" в г. Кемерово Чувашию представил отряд юных инспекторов Ибресинской СОШ N 2. Команда ЮИД названной школы стала победителем по итогам конкурсной программы республиканского этапа "Безопасное колесо". Ежегодно одерживает победу команда учащихся Хормалинской СОШ на республиканском слете юных пожарных (руководитель - Евграфов В.В.). Команда Хормалинской СОШ заняла 2 место в ХХ республиканском слете юных пожарных в зачет VI Спартакиады школьников по спортивно-техническим и военно-прикладным видам спорта на кубок им.Космонавта А.Г. Николаева.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством его инициативного действия является дополнительное образование детей.
Ибресинская Детская школа искусств стала победителем Республиканского конкурса учреждений дополнительного образования детей в номинации "Школа" в 2006 и 2008 годах.
Преподаватель Детской школы искусств Русскова С.С. в 2008-2009 учебном году подготовила 5 победителей на Всероссийском уровне, множество победителей и призеров в республиканских конкурсах. В республиканском конкурсе образовательных программ для школ дополнительного образования и средних специальных учебных заведений в области культуры и искусства в номинации "Авторская программа" стала призером. С 2005 года работает по своей авторской программе. Учащиеся преподавателей Романовой С.Д., Максютовой А.В., Александровой Н.А., Рекуновой Н.Н. стали победителями и призерами межрегиональных, республиканских конкурсов.
Воспитанники ДЮСШ ежегодно выполняют нормативы в кандидата мастера спорта. Ученик Новочурашевской СОШ Андреев Андрей выполнил норматив кандидата в мастера спорта по зимнему полиатлону (тренер Пашков В.В.). Тренер Петров М.В. подготовил в 2009 году 3 чемпионов Чувашской Республики по гиревому спорту, Максимов Ф.Н. подготовил 3 призеров по вольной борьбе в республике.
В рамках празднования 90-летия системы дополнительного (внешкольного) образования детей в Ибресинском районе прошел республиканский День молодых педагогов учреждений дополнительного образования детей с участием представителей 22 районов и городов республики: членов Молодежных парламентов и правительств, специалистов по делам молодежи районов и городов, представителей Минобразования Чувашии, руководителей учреждений дополнительного образования, представителей бизнеса.
В рамках программы прошла общественно-политическая дискуссия "Молодежная политика и дополнительное образование: проблемы и перспективы".
За период с 2000 по 2007 год охват детей и молодежи услугами дополнительного образования вырос почти на 8 процентов. Этот вид образования социально востребован как органично сочетающий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обладает свойствами открытости, гибкости, мобильности, что позволяет быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить удовлетворение образовательной потребности при индивидуальной траектории. Дополнительное образование содержит более 10 направлений образовательной деятельности. В 2008 году в среднем на одного школьника приходится 0,5 часа дополнительного образования в неделю. К 2012 году необходимо обеспечить за счет бюджетных средств каждому школьнику не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году - не менее 6 часов.
В повышении эффективности воспитательной работы имеется ряд проблем:
- неразвитость механизмов государственно-общественного контроля осуществления воспитательной деятельности образовательными учреждениями;
- дефицит профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательном учреждении;
- увеличение числа трудных детей, склонных к асоциальному поведению;
- недостаток программ дополнительного образования для учащихся старшего звена, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
- сокращение бюджетного финансирования.
Их решение предлагает комплекс мероприятий настоящей подпрограммы.
II. Основные цель и задачи, сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда.
Задачи подпрограммы:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях;
- реализация эффективной политики инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений и гражданских институтов воспитания;
- поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;
- развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, предотвращения (профилактики) социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений;
- повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность;
- разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;
- обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности;
- внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011-2020 годах.
Индикаторы эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия подпрограммы распределены по восьми направлениям (приложение N 2).
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Выполнение подпрограммы предусматривается за счет средств Ибресинского районного бюджета Чувашской Республики (таблица).
С учетом возможностей районного бюджета администрации Ибресинского района Чувашской Республики объемы средств, направляемые на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
Объемы и источник финансирования подпрограммы по годам ее реализации
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
||||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Ибресинский районный бюджет |
655,1 |
50,0 |
58,9 |
59,0 |
62,7 |
61,6 |
73,8 |
66,4 |
72,8 |
71,4 |
78,5 |
Итого |
655,1 |
50,0 |
58,9 |
59,0 |
62,7 |
61,6 |
73,8 |
66,4 |
72,8 |
71,4 |
78,5 |
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия подпрограммы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
К участию в реализации подпрограммы привлекаются различные организации. Исполнители отдельных мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Бюджетная составляющая подпрограммы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Управление реализацией подпрограммы осуществляет основной разработчик отдел образования администрации Ибресинского района, контролирующий выполнение мероприятий подпрограммы и обеспечивающий целевое и эффективное использование бюджетных средств. Основной разработчик обеспечивает также организационное руководство реализацией подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики о ходе выполнения мероприятий подпрограммы.
Отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики направляет ежегодно к 1 марта до 2021 года в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики информацию о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования".
По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики до 1 марта 2021 г., следующего за последним отчетным, представляет в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Результаты реализации подпрограммы. Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основании следующих показателей:
социальная эффективность:
создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений;
расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году;
увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование;
обеспечение поддержки институтов семейного воспитания;
увеличение количества общеобразовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья;
повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 150 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;
экономическая эффективность:
внедрение в 1 учреждении дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью.
Эффективность реализации подпрограммы определяется уровнем достижения ее показателей и индикаторов согласно приложению N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.