Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
решением Собрания депутатов
Ибресинского района
от 28 февраля 2011 г. N 5/2
(приложение N 1)
Районная целевая программа
развития образования в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011 - 2020 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- Районная целевая программа развития образования в Ибресинском районе на 2011 - 2020 годы
|
Основание для принятия решения о разработке Программы |
- Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы
|
Муниципальный заказчик Программы |
- Отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики
|
Основной разработчик Программы |
- Отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики
|
Цель и задачи Программы |
- цель Программы: обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции Задачи Программы: обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства и доходов родителей; повышение качества образования до республиканских показателей, использование в этих целях современных инструментов контроля качества образования; обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей и способностей; создание условий для формирования компетентностей; создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления молодежи путем воспитания толерантной, поликультурной личности с активной гражданской позицией; создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни; создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей; разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования; внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных учреждений; развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- удовлетворенность населения качеством общего образования 90 процентов от числа опрошенных к 2020 году; удельный вес учащихся, получающих среднее (полное) общее образование по программам профильного обучения, 85 процентов к 2020 году; удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ, 93 процента к 2020 году; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, 110 процентов к 2020 году; удельный вес детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, 95 процентов к 2020 году; удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, 100 процентов к 2020 году; численность учащихся, приходящихся на одного учителя в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, 14 к 2020 году; средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях к 2020 году: в сельской местности - 17,0; расходы консолидированного бюджета Ибресинского района в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях 150,0 тыс. рублей к 2020 году; доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных к 2020 году: на нормативное подушевое финансирование - 100 процентов; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, - 100 процентов
|
Срок реализации Программы
|
- 2011-2020 годы |
Перечень подпрограмм |
Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Ибресинском районе Чувашской Республики
|
Объемы и источники финансирования целевой Программы |
- предполагаемый общий объем финансирования на 2011 - 2020 годы из районного бюджета Ибресинского района составляет 30266,1 тыс. рублей (в ценах 2008 года), в том числе: в 2011 году - 367,4 тыс. рублей; в 2012 году - 3508,8 тыс. рублей; в 2013 году - 3538,1 тыс. рублей; в 2014 году - 3297,1 тыс. рублей; в 2015 году - 3833,5 тыс. рублей; в 2016 году - 3087,9 тыс. рублей; в 2017 году - 3109,7 тыс. рублей; в 2018 году - 3131,4 тыс. рублей; в 2019 году - 3184,3 тыс. рублей; в 2020 году - 3207,9 тыс. рублей.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и экономической эффективности |
- социальная эффективность: удовлетворенность населения качеством общего образования 90 процентов от числа опрошенных к 2020 году; обеспечение высокого уровня профессиональной ориентации школьников на основе запросов рынка труда (удельный вес учащихся, получающих среднее (полное) общее образование по программам профильного обучения, 85 процентов к 2020 году); обеспечение социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (удельный вес детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, 95 процентов к 2020 году); удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, 93 процента к 2020 году от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ; удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, 100 процентов к 2020 году; экономическая эффективность: формирование эффективной экономики образования; повышение статуса педагогических работников, достижение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, 110 процентов к 2020 году; численность учащихся, приходящихся на одного учителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях, 14 к 2020 году; средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях к 2020 году: в сельской местности - 17,0; расходы консолидированного бюджета Ибресинского района в расчете на обучающегося в общеобразовательных учреждениях 150,0 тыс. рублей к 2020 году; доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных к 2020 году: на нормативное подушевое финансирование, - 100 процентов; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, - 100 процентов
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
- контроль за ходом выполнения Программы осуществляет отдел образования администрации Ибресинского района. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел образования администрации Ибресинского района. Отдел образования администрации Ибресинского района ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы Собранию депутатов района и администрации района. По окончании срока реализации Программы отдел образования до 1 марта 2021 г. представляет в администрацию района доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Система образования Ибресинского района за последние 10 лет совершила большое развитие по целому ряду направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
Важным документом, положившим начало модернизации всей системы образования, стала Президентская программа "Новая школа". В соответствии с ней, республиканскими целевыми программами и районными программами развития образования реализовывались идеи последовательного увеличения ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей образования (строительство новых школ, увеличение финансирования образовательных учреждений, развитие информатизации и др.). За последние десять лет объем бюджетного финансирования образования в районе вырос более чем в 10 раз, при этом значительно увеличились капитальные расходы. За эти годы построено 4 школы, в том числе Хормалинская, Буинская, Чуваштимяшская средние и Ширтанская основная школы. Активно решались вопросы строительства дорог к школам, газификации котельных детских садов и школ, благоустройство территорий учреждений образования.
Образовательные учреждения ведут активный поиск экономических резервов и внутри системы образования: приближают нормативные показатели наполняемости учреждений, классов, количество учащихся на 1 учителя к республиканским показателям, эффективно используют энергоресурсы. В настоящее время наполняемость классов в районе составляет 16,7 ученика, на одного учителя приходится 11,4 ученика.
С 2002 года ведется работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, что позволило создать различные модели школ. В настоящее время на территории района функционируют 16 школ, в которых обучаются 2990 учащихся. "Точками роста" стали 7 базовых школ, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база.
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2010/2011 учебном году 100 процентов старшеклассников охвачено профильным обучением.
В сельской местности созданы современные образовательные центры, куда ежедневно подвозится более 326 детей из 29 деревень на 14 школьных автобусах. Реализация республиканской программы "Школьный автобус" также способствует широкому развитию творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей.
В районе складывается многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов - все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Увеличивается число победителей и призеров республиканских предметных олимпиад. В 2011 году 14 старшеклассников стали победителями и призерами по 7 предметам.
Создана система независимой оценки качества образования: с 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года - государственная итоговая аттестация для выпускников 9-х классов.
Принимаемые меры позволяют создать условия для обеспечения доступности качественных образовательных услуг всем детям независимо от места проживания и доходов родителей.
Результаты ЕГЭ у многих выпускников сельских базовых школ сравнялись с результатами ЕГЭ городских школьников. В 2010 году 54,2 процента выпускников сельских школ поступили в вузы, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году. Школы района успешно готовят выпускников для продолжения обучения в профессиональной школе. 97,0 процентов выпускников поступают учиться в учреждения профессионального образования, из них 31,0 процент - в учреждения начального и среднего профессионального образования, 66,0 процентов - в вузы. В 2008 году в ведущие вузы страны поступили 23,7 процента выпускников, а в 2000 году их было менее 1 процента.
Значительная работа проделана по развитию этнокультурного (национального) образования для формирования благоприятной инфраструктуры межнационального общения, условий для сосуществования различных культур, расширения диалога между ними. Все учащиеся имеют возможность изучать родной язык и культуру народов, проживающих в Чувашской Республике. В этих целях школы обеспечиваются современной учебной литературой, в том числе электронными учебными пособиями. Число наименований изданной учебной литературы по родному языку, культуре в расчете на одного учащегося увеличилось в 1,3 раза по сравнению с 2000 годом. Постоянное обновление и совершенствование национального образования способствуют развитию языков и культур народов, проживающих в Чувашии, создают условия для повышения их общей культуры и гармонизации отношений граждан разных национальностей. В настоящее время в районе насчитывается 11 чувашских, 5 русских, в 1 общеобразовательном учреждении учащиеся изучают мордовский язык. Существующая сеть позволяет удовлетворять потребности детей в получении качественного образования.
Наряду с владением чувашским языком на уровне функциональной грамотности очень важное значение имеет развитие полилингвизма в целом. Формирование личности, владеющей несколькими иностранными языками, - важнейшая задача, обозначенная в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. Для решения ее в последние годы сделано немало: введено раннее изучение иностранного языка. Для дальнейшего развития этого направления необходимо уже в новом учебном году иметь в районе одну школу с углубленным изучением иностранных языков.
Значительное внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (77,0 процентов учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Введено в учебную программу школ 3 часа занятий физической культурой в неделю. Для обеспечения 6 - 8-часовой двигательной активности в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Конкурсность, состязательность, спортивный образ жизни для большинства школьников стали реальностью. Ежегодно проводится более 50 спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовыми являются спартакиада школьников на кубок Президента Чувашской Республики, которая включает самые популярные и доступные виды спорта, республиканская олимпиада по физической культуре, физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников "Малышиада", республиканские конкурсы "Самый спортивный класс", "Самая спортивная школа".
Внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. Опыт лидеров все шире используется в массовой практике. Об этом свидетельствует активное участие педагогов и образовательных учреждений в реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО). В 2006 - 2010 годах в конкурсных процедурах участвовало около 62,0 процентов школ и 10,0 процентов учителей. Государственную поддержку из федерального бюджета получили 2 школы и 6 учителей, 3 образовательных учреждения и 6 педагогов были удостоены грантов и премий Президента Чувашской Республики.
В системе школьного образования работают 278 учителей, из них 88,5 процента - с высшим образованием, остальные со средним специальным (в начальных классах). 15,1 процента учителей имеют высшую квалификационную категорию, что в 1,8 раза больше, чем в 2002 году.
С целью стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ. Введена новая процедура аттестации: учителя сдают экзамены на определение предметной компетентности, проходят тестирование на ИКТ-компетенцию, в ходе которого проверяется умение создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы. По новой схеме в 2010/2011 учебном году прошли аттестацию 45 педагогов района.
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогических работников в системе общего образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 1 сентября 2007 г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 2007 г. N 39 "О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике". Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого педагога. В рамках комплексного проекта модернизации образования, в реализации которого мы принимаем участие с 2007 года, во всех общеобразовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется администрацией учреждения совместно с управляющим советом в зависимости от качества работы. По сравнению с 2006 годом средняя зарплата учителей в 2010 году выросла почти в 2 раза и составила в 2010 году 9 тыс. 402 рубля.
В районе идет активный процесс формирования системы государственно-общественного управления образованием. Во всех учреждениях образования созданы управляющие советы. Активизации участия общественных формирований в оценке качества образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование".
Таким образом, образование района, сохраняя некоторые ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов.
II. Основная цель и задачи Программы, сроки реализации Программы
Основная цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
Достижение этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства и доходов родителей;
повышение качества образования до уровня республиканских показателей, использование в этих целях современных инструментов контроля качества знаний;
обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей и способностей;
создание условий для формирования компетентностей;
создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления молодежи путем воспитания толерантной, поликультурной личности с активной гражданской позицией;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных учреждений;
развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011 - 2020 годах.
Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей и индикаторов оценки эффективности ее реализации (приложение N 1).
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы изложены в приложении N 2 к настоящей Программе.
В Программу включены проекты, предусмотренные Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года на среднесрочный период. Каждый проект направлен на достижение определенной инновационной цели (табл. 1).
Таблица 1
Перечень
проектов, предусмотренных Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года
N п/п |
Наименование проекта |
Инновационная цель проекта |
1 |
2 |
3 |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
2. |
Кадры в образовании: горизонтальная карьера |
создание условий для планирования профессионального развития и горизонтальной карьеры персонала образовательных учреждений, обеспечивающего решение задач индивидуализации общего образования |
3. |
Содержание образования: универсальные компетенции |
создание институциональных механизмов применения компетентностного подхода в массовой образовательной практике для развития универсальных компетентностей учащихся и достижения высоких образовательных результатов |
4. |
Структура образования: интеграция |
развитие механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений |
5. |
Экономика в образовании: многоканальное финансирование |
развитие форм многоканального финансирования районной системы образования, стимулирование частных инвестиций потребителей образовательных услуг в повышение интеллектуально-профессионального потенциала региональной экономики |
6. |
Маркетинг в образовании: конкурентоспособные учреждения |
содействие образовательным учреждениям в повышении конкурентоспособности учащихся |
7. |
Технологии в образовании: мультисервисная информационная образовательная среда |
обновление технологий раннего развития, обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, непрерывного психолого-медико-социального сопровождения, обеспечивающее баланс фундаментального и компетентностного подходов в образовании, применение эффективных мировых практик для создания мультисервисной информационной образовательной среды |
8. |
Качество образования: оценка сформированности ключевых компетентностей |
создание системы оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся на основе специально разработанных количественных и качественных показателей |
Предлагаемый комплекс проектов представлен в виде программных мероприятий, направленных на эффективное использование потенциала системы образования в Ибресинском районе при соответствующей финансовой поддержке.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы (табл. 2) являются:
средства республиканского бюджета Чувашской Республики для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;
средства районного бюджета для финансирования основных направлений развития образования;
внебюджетные источники, в том числе средства, привлекаемые для реализации образовательных проектов.
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования муниципального бюджета Ибресинского района.
Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального и республиканского бюджетов определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ или средств республиканского бюджета Чувашской Республики (на конкурсной основе).
Таблица 2
Объемы финансирования Программы
Годы |
Объемы затрат по источникам финансирования (тыс. рублей) |
|
из районного бюджета |
всего |
|
2011 |
367,4 |
367,4 |
2012 |
3508,8 |
3508,8 |
2013 |
3538,1 |
3538,1 |
2014 |
3297,1 |
3297,1 |
2015 |
3833,5 |
3833,5 |
2016 |
3087,9 |
3087,9 |
2017 |
3109,7 |
3109,7 |
2018 |
3131,4 |
3131,4 |
2019 |
3184,3 |
3184,3 |
2020 |
3207,9 |
3207,9 |
Объем финансирования и других расходов на реализацию Программ может ежегодно уточняться исходя из возможностей районного бюджета, а также объемов средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Чувашской Республики.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, осуществляемые в рамках комплекса проектов, охватывающих ключевые функциональные области сферы образования, и обеспечивающие опережающее развитие системы образования в Ибресинском районе в соответствии со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и логикой современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики.
Государственным заказчиком Программы является отдел образования администрации Ибресинского района.
Отдел образования администрации Ибресинского района обеспечивает координацию деятельности отделов администрации Ибресинского района, организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел образования администрации Ибресинского района.
Отдел образования ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы Собранию депутатов Ибресинского района и администрации Ибресинского района.
По окончании срока реализации отдел образования до 1 марта 2021 г. представляет Собранию депутатов Ибресинского района доклад о ходе выполнения Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Результаты реализации Программы. Оценка социальной и экономической эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основании следующих показателей:
удовлетворенность населения качеством общего образования 90 процентов от числа опрошенных к 2020 году;
удельный вес учащихся, получающих среднее (полное) общее образование по программам профильного обучения, 85 процентов к 2020 году;
удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ, 93 процента к 2020 году;
отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, 110 процентов к 2020 году;
удельный вес детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, 95 процентов к 2020 году;
удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, 100 процентов к 2020 году;
численность учащихся, приходящихся на одного учителя в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, 14 к 2020 году;
средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях к 2020 году:
в сельской местности - 17,0;
расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях 150,0 тыс. рублей к 2020 году;
доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных к 2020 году:
на нормативное подушевое финансирование, - 100 процентов;
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, - 100 процентов.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет формирования эффективной экономики образования, основанной на программно-целевых методах финансирования, повышения социального статуса педагогических работников на основе увеличения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в улучшении качества предоставляемых образовательных услуг, повышении уровня образования, общей культуры граждан, гармонизации их отношений, снижении социальной и психологической напряженности в обществе.
Методика оценки эффективности реализации Программы изложена в приложении N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.