Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
решением Собрания депутатов
Ибресинского района
от 28 февраля 2011 г. N 5/2
(приложение N 2)
Подпрограмма
"Развитие дошкольного образования в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы" районной целевой программы развития образования в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Развитие дошкольного образования в Ибресинском районе Чувашской республики на 2011-2020 годы"
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25, Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы
|
муниципальный заказчик подпрограммы |
Отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики
|
Основной разработчик подпрограммы |
отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики
|
Цели подпрограммы |
- развитие дошкольного образования в Ибресинском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование
|
Задачи подпрограммы |
обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
к 2020 году (по сравнению с 2010 годом): удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет - увеличение на 20,0 процентов; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 90,0 процентов; удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение на 60,0 процентов; удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования 95,0 процентов;
|
Сроки реализации подпрограммы
|
2011 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
предполагаемый объем финансирования программы в 2011 - 2020 годах составит 3806,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики; местного бюджета - 3806,6 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
наиболее полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольных образовательных учреждений (в 2010 году - 65,6 процентов); увеличение охвата детей организованными формами дошкольного образования до 80 процентов (в 2010 году - 65,6 процента); обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее педагогическое образование (в 2010 году - 27,3 процента); повышение качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечение равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижение социальной и психологической напряженности в обществе; приведение наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями. Увеличение охвата детей предшкольного возраста (5-7 лет) до 100%.
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляет муниципальный заказчик - отдел образования администрации Ибресинского района. Отдел образования администрация Ибресинского района ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет Собранию депутатов Ибресинского района доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств. Объем инвестиций и других расходов на финансирование подпрограммы может ежегодно уточняться исходя из возможностей муниципального бюджета Ибресинского района. |
1. Основные проблемы дошкольного образования в Ибресинском районе
Подпрограмма развития дошкольного образования Ибресинского района является организационной основой осуществления государственной политики в области дошкольного образования. Подпрограмма разработана на основе анализа современного состояния дошкольного образования и определяет стратегические направления развития системы дошкольного образования на 2011 - 2020 годы. Анализ системы образования Ибресинского района выявляет ряд положительных и отрицательных факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на процесс развития дошкольного образования в районе.
Развитие муниципальной системы дошкольного образования строится на основе нормативно-правовой базы: Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон Чувашской Республики "Об образовании", Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы.
В настоящее время в районе функционируют 16 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 4 группы кратковременного пребывания при 4 общеобразовательных школах. По состоянию на 01 января 2011 г. посещает эти учреждения 1051 ребенок. Всего дошкольным образованием охвачено 65,6% детей района в возрасте от 1 до 6,5 лет, в том числе: в п. Ибреси - 81,1%, в сельской местности - 55,1%.
В п. Ибреси создалась большая очередность для устройства детей в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим в этих учреждениях группы укомплектованы с превышением санитарных норм. Создалась также очередность в детских садах п. Буинск и д. Андреевка. В настоящее время в очереди для устройства детей в детские сады п. Ибреси зарегистрировано 436 детей, в п. Буинск - 41, д. Андреевка - 25. Недостаточно охвачены дошкольным образованием дети из малых и дальних населенных пунктов, где из-за их недостаточной численности и отсутствия соответствующих помещений, нет возможности открыть группы кратковременного пребывания.
Общее число дошкольников, не охваченных дошкольным образованием, составляет 800 детей в возрасте от 1 до 7 лет, в том числе от 1 до 3 лет - 648 детей, что составляет 78,9%, от 3 до 5 лет - 140 детей, что составляет 24,6%, от 5 до 7 лет - 12 детей, что составляет 2,6%. Вместе с тем в дошкольных учреждениях п. Ибреси имеются пустующие помещения: в д/с "Солнышко" п. Ибреси - 1 группа, в д/с "Радуга" - 1 группа. В детском саду "Березка" 1 групповое помещение занимает офис врача общей практики. Требуется своевременное проведение ремонтных работ во всех учреждениях, т.к. 75% зданий детских садов района функционируют более 20 лет, 25,0% - более 30 лет.
В районе функционируют дошкольные учреждения следующих видов: детский сад - 14 ДОУ, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития - 2 ДОУ ("Радуга", "Солнышко"), детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей - 1 ДОУ (Новочурашевский д/с). Слабая материальная база и недостаток финансовых средств дошкольных учреждений не позволяют осуществлять приоритетную деятельность по другим направлениям развития, например оздоровительной направленности и квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии детей.
В дошкольных образовательных учреждениях ведется работа по укреплению здоровья детей. Разрабатываются программы здоровья, изготавливается инвентарь и оборудование из подручных средств. Однако для решения проблемы недостаточно материальной базы: большая часть дошкольных учреждений района не имеет спортивных площадок, физкультурного оборудования и инвентаря. Необходимо создать условия для организации двигательной деятельности, проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. Качество питания не соответствует требованиям, т.к. не выполняются натуральные нормы по основным продуктам питания. Необходимо продолжить работу по совершенствованию организации питания детей, выделить дополнительное финансирование.
Повышенного внимания требует обеспечение качества дошкольного образования. Известно, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Для организации и проведения различных игр необходимы игровое оборудование и современная предметно-развивающая среда, которые в настоящее время изготавливаются и создаются исключительно силами воспитателей и родителей и не соответствуют современным требованиям к устройству и содержанию детей в дошкольных учреждениях. Детская мебель и мебель для создания игровых зон не обновлялась со дня открытия дошкольных учреждений. Укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием должны стать приоритетными задачами. Требуется своевременное проведение ремонтных работ, т.к. 75% зданий детских садов района функционируют более 20 лет, 25,0% - более 30 лет.
Серьезного внимания требует развитие речи ребенка. В детских садах района значительная часть детей имеет нарушения в звукопроизношении. В то же время ни в одном детском саду в штатах нет воспитателей-логопедов. Логопед, работающий в Центре психолого-педагогического сопровождения отдела образования, не в состоянии охватить всех детей, которым требуется помощь специалиста.
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляют 106 педагогов, имеющих педагогическое образование. Общее число специалистов с высшим образованием составляет 27,3% (29 человек). Сохраняется недостаток управленческих кадров с высшим образованием (7 человек из 17 имеют высшее образование, что составляет 43,7%), тенденция старения педагогических кадров (85% имеют стаж работы более 20 лет).
Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.
Недостаточное финансирование дошкольных образовательных учреждений не позволяет решить многие проблемы: организовать полноценное сбалансированное питание детей, создать современную учебно-материальную базу, сформировать книжные фонды, использовать современные образовательные технологии, что существенно тормозит процесс модернизации системы образования, повышения качества образования.
В системе дошкольного образования района требуется целый ряд изменений: увеличение мощности действующих детских садов, дальнейшее развитие видового разнообразия образовательных, коррекционных, оздоровительных услуг, повышение качества образования, условий содержания дошкольников. Необходимо оснастить дошкольные учреждения современным технологическим, учебно-игровым оборудованием и мебелью.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются развитие системы дошкольного образования в Ибресинском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование.
Задачами подпрограммы являются обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011 - 2020 годах.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования:
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
повышение качества системы дошкольного образования;
стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений;
нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования;
раннее сопровождение ребенка и семьи;
создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
совершенствование материально-технической базы.
Мероприятия по реализации подпрограммы изложены в приложении N 2.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования.
Цель мероприятий данного направления - полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
разработка и принятие муниципальной программы развития дошкольного образования, обеспечивающей доступность дошкольного образования для всех категорий детей;
создание вариативной сети дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих родителям право выбора образовательных услуг.
2. Повышение качества системы дошкольного образования.
Цель мероприятий данного направления - улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования.
Предусматриваются:
широкое внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования;
определение этнорегионального компонента содержания дошкольного образования;
создание районной системы оценки качества дошкольного образования;
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы дошкольного образования.
3. Стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Цель мероприятий данного направления - поддержка лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших педагогов.
Предусматриваются:
грантовая поддержка инновационных проектов по развитию дошкольного образования;
проведение районных конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений и педагогов.
4. Нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования.
Цель мероприятий данного направления - обеспечение соблюдения законодательства в области дошкольного образования.
Предусматриваются:
разработка нормативно-правовых и организационных механизмов развития новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;
внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений.
5. Раннее сопровождение ребенка и семьи.
Цель мероприятий данного направления - создание институциональных механизмов ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
Предусматриваются:
организация комплексной ранней диагностики каждого ребенка дошкольного возраста с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута и последующего психолого-медико-педагогического сопровождения;
развитие в дошкольных образовательных учреждениях вариативных моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Цель мероприятий данного направления - создание системы непрерывного образования, модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
введение новой системы оплаты труда, стимулирующих выплат по результатам труда работникам дошкольных образовательных учреждений;
оптимизация штатных расписаний дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории;
разработка и реализация программы системной подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений по предшкольному образованию.
7. Совершенствование материально-технической базы.
Цель мероприятий данного направления - обновление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.
Предусматриваются:
строительство новых современных детских садов, возврат перепрофилированных и ремонт существующих дошкольных образовательных учреждений;
оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, современным технологическим, учебно-игровым оборудованием и мебелью.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета.
Подпрограмма предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики.
Механизм привлечения и использования долевых финансовых средств республиканского бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Собрания депутатов и администрации Ибресинского района. Подпрограмма предусматривает возможность софинансирования конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих республиканских целевых программ.
V. Механизм реализации подпрограммы
Муниципальным заказчиком подпрограммы является отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики.
Отдел образования администрации Ибресинского района Чувашской Республики обеспечивает осуществление мер по выполнению подпрограммы, согласовывает действия по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями подпрограммы, а также общий контроль за ходом и реализацией подпрограммы.
Отдел образования администрации Ибресинского района ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет Собранию депутатов Ибресинского района доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации подпрограммы отдел образования администрации Ибресинского района до 1 марта 2021 г. представляет Собранию депутатов доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Результаты реализации подпрограммы. Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в сравнении с 2008 годом с учетом следующих показателей:
удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 лет, - увеличение на 20,0 процентов;
удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 90,0 процентов;
удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение на 60 процентов;
удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования - 95 процентов.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации подпрограммы.
Предполагается, что экономическая эффективность подпрограммы будет выражена в повышении уровня жизни молодых семей, увеличении их трудового потенциала.
Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в улучшении демографических показателей, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования.
Объемы и источники финансирования подпрограммы
(тыс. рублей)
Объемы затрат |
Годы реализации |
всего |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Всего В том числе |
17,5 |
2666,8 |
970,0 |
18,0 |
21,8 |
19,5 |
23,9 |
20,9 |
25,9 |
22,3 |
3806,6 |
Из республиканского бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из местного бюджета |
17,5 |
2666,8 |
970,0 |
18,0 |
21,8 |
19,5 |
23,9 |
20,9 |
25,9 |
22,3 |
3806,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.