Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 6 декабря 2011 г. N 549
IV. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи
Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России
Внедрение стандартов медицинской помощи является наиболее перспективным направлением развития здравоохранения, позволяющим планировать и обосновывать объемы и необходимые затраты на оказание медицинской помощи, защищать права пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов. Стандартизация гарантирует оказание полного объема медицинской помощи вне зависимости от места проживания пациента, а также применение единых методик лечения и диагностики, основанных на принципах доказательной медицины.
Использование стандартов медицинской помощи позволяет осуществлять оценку и контроль качества медицинской помощи в медицинских учреждениях на основе единых подходов.
Медицинские стандарты позволяют производить расчет и обоснование необходимого уровня финансирования государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и материально-технического обеспечения учреждений; обеспечивают формирование на основе медицинских стандартов более высоких требований к материально-техническому и кадровому обеспечению оказания медицинской помощи (стандартов оснащения медицинских учреждений, перечней лекарственных средств, предоставление которых финансируется государством, стандартов аттестации медицинских работников и др.) в соответствии с требованиями клинических руководств и медицинских стандартов, постепенное приближение этих требований к уровню высокоразвитых стран.
В 1998 году в Чувашской Республике были разработаны и внедрены в практику стандарты объемов диагностики и лечения и критерии законченного случая. Данные стандарты регламентируют виды и объемы лабораторно-диагностических исследований, медикаментозного лечения, реабилитационные мероприятия при различных нозологиях с отражением этапности оказания медицинской помощи. По мере утверждения Минздравсоцразвития России стандартов медицинской помощи региональные стандарты заменяются федеральными.
Руководствуясь Методикой расчета затрат на медицинские услуги номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития России 12 июля 2004 г., в республике произведен расчет стоимости региональных медико-экономических стандартов, разработанных в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. N 296 "Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации" Чувашская Республика участвовала в реализации пяти направлений пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
С 1 декабря 2007 г. в рамках вышеуказанного пилотного проекта введена оплата стационарной медицинской помощи по 28 самым распространенным нозологиям (83 заболевания), с 1 февраля 2008 г. - по 17 нозологиям.
В настоящее время в Чувашской Республике осуществляется оплата по 35 самым распространенным нозологическим формам (I10, I84, I86.1, J13, J14, J15.0-J15.6, J15.8, J15.9, J16.0, J16.8, J18.0, J18.2, J18.8, J36, J45, K60.0-K60.2, K80, L02, S22.0, S22.2, S22.4, B02, C71.1, C71.2, C71.3, C71.4, D33.0, D33.7, E00-E04, E11, E10, H44.2, H52.1, I83.9, K25, K26, L01, L03, L30.9, L50, L52, N43.0, N43.1, N43.4, N45.0, N47, O21, O42.2, О42.9, O80.1, O82, О84.2, O87.0, О99.0, G45, I60, I61, I63, I64, I21), по профилактике и лечению заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы, травматологии и ортопедии, акушерству и гинекологии, эндокринологии, хирургии, гастроэнтерологии, урологии, пульмонологии, дерматологии. Перечень нозологических форм согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (далее - МКБ Х), по которым производится оплата из средств ТФОМС Чувашской Республики согласно медико-экономическим стандартам, представлен в табл. 11.
За 2009 год сумма средств ОМС, направленная на оплату оказанной медицинской помощи по тарифам, рассчитанным на основе медико-экономических стандартов, составляет 435,0 млн. рублей. Для оплаты в системе ОМС в тариф включаются 5 статей медико-экономического стандарта.
Таблица 11
Перечень медико-экономических стандартов, по которым производится оплата из средств ТФОМС Чувашской Республики
N пп |
Шифр по МКБ Х |
Наименование нозологической формы |
Реквизиты приказа, утверждающего стандарт оказания медицинской помощи |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
I10 |
эссенциальная первичная артериальная гипертензия |
приказ Минздравсоцразвития России от 13 июня 2007 г. N 419 |
2. |
I84 |
геморрой |
приказ Минздравсоцразвития России от 10 апреля 2007 г. N 253 |
3. |
I86.1 |
варикозное расширение вен мошонки |
приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2007 г. N 22 |
4. |
J13, J14, J15.0-J15.6, J15.8, J15.9, J16.0, J16.8, J18.0, J18.2, J18.8 |
пневмония |
приказ Минздравсоцразвития России от 8 июня 2007 г. N 411 |
5. |
J36 |
паратонзиллярный абсцесс |
приказ Минздравсоцразвития России от 28 марта 2007 г. N 208 |
6. |
J45 |
астма |
приказ Минздравсоцразвития России от 2 июля 2007 г. N 459 |
7. |
K60.0-K60.2 |
трещина области заднего прохода и прямой кишки |
приказ Минздравсоцразвития России от 21 мая 2007 г. N 346 |
8. |
K80 |
желчнокаменная болезнь |
приказ Минздравсоцразвития России от 2 июля 2007 г. N 461 |
9. |
L02 |
абсцесс кожи, фурункул и карбункул |
приказ Минздравсоцразвития России от 8 июня 2007 г. N 408 |
10. |
S22.0, S22.2, S22.4 |
перелом ребра (ребер), грудины и грудного отдела позвоночника |
приказ Минздравсоцразвития России от 2 июля 2007 г. N 462 |
11. |
C71.1, C71.2, C71.3, C71.4 |
злокачественное новообразование лобной, височной, теменной, затылочной долей головного мозга |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 14 апреля 2008 г. N 263 |
12. |
D33.0, D33.7 |
доброкачественное новообразование головного мозга над мозговым наметом, других уточненных частей центральной нервной системы |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 29 декабря 2007 г. N 900 |
13. |
B02 |
опоясывающий лишай |
приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2007 г. N 383 |
14. |
E00-E04 |
гипотиреоз |
приказ Минздравсоцразвития России от 20 ноября 2006 г. N 770 |
15. |
E11 |
инсулиннезависимый сахарный диабет |
приказ Минздравсоцразвития России от 20 ноября 2006 г. N 766 |
16. |
H44.2 - H52.1 |
миопия |
приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2007 г. N 381 |
17. |
I83.9 |
варикозное расширение вен нижних конечностей без язвы или воспаления |
приказ Минздравсоцразвития России от 14 мая 2007 г. N 333 |
18. |
K25 |
язва желудка |
приказ Минздравсоцразвития России от 17 сентября 2007 г. N 612 |
19. |
K26 |
язва двенадцатиперстной кишки |
приказ Минздравсоцразвития России от 17 сентября 2007 г. N 611 |
20. |
L01 |
импетиго |
приказ Минздравсоцразвития России от 15 декабря 2006 г. N 848 |
21. |
L03 |
флегмона |
приказ Минздравсоцразвития России от 8 июня 2007 г. N 407 |
22. |
L30.9 |
дерматит неуточненный |
приказ Минздравсоцразвития России от 15 декабря 2006 г. N 847 |
23. |
L50 |
крапивница |
приказ Минздравсоцразвития России от 15 декабря 2006 г. N 849 |
24. |
L52 |
эритема узловатая |
приказ Минздравсоцразвития России от 15 декабря 2006 г. N 851 |
25. |
N43.0, N43.1, N43.4 |
гидроцеле и сперматоцеле |
приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2007 г. N 19 |
26. |
N45.0 |
орхит, эпидидимит и эпидидимоорхит с абсцессом |
приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2007 г. N 18 |
27. |
N47 |
избыточная крайняя плоть, фимоз и парафимоз |
приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2007 г. N 20 |
28. |
O21 |
чрезмерная рвота беременных |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 12 ноября 2008 г. N 998 |
29. |
O42.2, O42.9 |
преждевременный разрыв плодных оболочек |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 12 ноября 2008 г. N 998 |
30. |
O80.1 |
самопроизвольные роды в ягодичном предлежании |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 12 ноября 2008 г. N 998 |
31. |
O82, O84.2 |
элективное кесарево сечение, срочное кесарево сечение, проведение кесарева сечения с гистерэктомией (экстирпацией) |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 12 ноября 2008 г. N 998 |
32. |
O87.0 |
поверхностный тромбофлебит в послеродовом периоде |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 12 ноября 2008 г. N 998 |
33. |
O99.0 |
анемия, осложняющая беременность, деторождение и послеродовой период |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 12 ноября 2008 г. N 998 |
34. |
G45 |
преходящие транзиторные церебральные ишемические приступы [атаки] и родственные синдромы |
приказ Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 513 |
|
I63 |
инфаркт мозга |
приказ Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 513 |
|
I60 |
субарахноидальное кровоизлияние |
приказ Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 513 |
|
I61 |
внутримозговое кровоизлияние |
приказ Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 513 |
|
I64 |
инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инфаркт |
приказ Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 513 |
|
I60, I61, I63, I64 |
инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инсульт, субарахноидальное кровоизлияние, внутримозговое кровоизлияние, инфаркт мозга (нарушение жизненно важных функций) |
приказ Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. N 513 |
|
I60, I61, I63, I64 |
инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инсульт, субарахноидальное кровоизлияние, внутримозговое кровоизлияние, инфаркт мозга (без нарушений жизненно важных функций) |
приказ Минздравсоцразвития России от 1 агуста# 2007 г. N 513 |
35. |
I21 |
острый инфаркт миокарда |
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 29 декабря 2007 г. N 901 |
Дальнейшее развитие системы медицинских стандартов, бесплатное лечение по которым в 2011-2012 годах обеспечивается государством, основано на сложившейся в республике медико-демографической ситуации, сложившейся и прогнозной структуре заболеваемости, определяющих приоритетные направления обеспечения государственных гарантий здравоохранения Чувашской Республики.
Анализ причин смертности по классам заболеваний МКБ Х, входящих в систему ОМС, максимально влияющих на формирование смертности и госпитальной летальности, определил наиболее приоритетные классы заболеваний для внедрения стандартов медицинской помощи: болезни системы кровообращения (в первую очередь острые сосудистые заболевания, осложнения ишемической болезни сердца и гипертонической болезни), травмы, новообразования, болезни органов пищеварения, болезни органов дыхания, болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы, инфекционные заболевания, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
Мероприятия по совершенствованию акушерско-гинекологической и педиатрической медицинской помощи основаны на принципах стандартизации.
Основными причинами смерти населения республики по итогам 2009 года являются болезни системы кровообращения (49,1% всех умерших), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (16,9%) и новообразования (11,7%).
В структуре распространенности ведущее место занимает патология органов дыхания (19,6%), на второй позиции - кровообращения (14,2%), на третьей - пищеварения (8,8%), на четвертой - болезни мочеполовой системы (8,7%), на пятой - болезни костно-мышечной системы (7,9%).
Анализ законченных случаев оказания стационарной медицинской помощи больным в 2009 году выявил следующую структуру заболеваний, являющихся поводом для госпитализации: 1 место занимают болезни системы кровообращения, 2 - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, 3 - новообразования, 4 - болезни нервной системы.
На основании данных формы федерального статистического наблюдения N 14 "Сведения о деятельности стационара", с учетом уже введенной в 2008 году оплаты указанных в Методике выбора приоритетных нозологий и расчета стоимости стандартов медицинской помощи с учетом федеральных средств программы модернизации здравоохранения, рекомендованной Минздравсоцразвития России 17 февраля 2011 г., заболеваний из класса болезней системы кровообращения (острый инфаркт миокарда, инсульты) за счет средств ТФОМС Чувашской Республики, а также выбранных приоритетных направлений настоящей Программы произведен расчет дополнительного объема финансирования средств из ФФОМС по следующим классам заболеваний: новообразования, травмы, болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы.
К 35 оплачиваемым на сегодняшний день в системе ОМС по медико-экономическим стандартам нозологическим формам, рассчитанным в соответствии с федеральными стандартами оказания медицинской помощи, в 2011-2012 годах во всех государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную медицинскую помощь, будет внедрена оплата за оказание экстренной стационарной медицинской помощи по приоритетным классам заболеваний (травмы, болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы, новообразования), дающим максимальный процент госпитальной летальности и лидирующим в структуре госпитализации, а также плановой онкологической помощи в соответствии с порядками и рекомендациями, разработанными Минздравсоцразвития России.
Перечни нозологических форм, по которым будет осуществляться дополнительная оплата из средств ФФОМС в 2011 и 2012 годах, представлены в табл. 12, 13.
Таблица 12
Перечень нозологических форм, по которым будет осуществляться дополнительная оплата из средств ФФОМС в 2011 году
N пп |
Нозологическая форма |
Шифр по МКБ Х |
Средняя прогнозируемая сумма доплаты (дополнительный тариф) из средств ФФОМС за один случай оказания медицинской помощи, рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Рак молочной железы |
C50 |
8367,07 |
2. |
Рак трахеи, бронхов, легкого |
C33, C34 |
7429,23 |
3. |
Рак желудка |
C16 |
8480,8 |
4. |
Рак пищевода |
C15 |
6895,57 |
5. |
Рак ободочной кишки |
C18 |
7629,39 |
6. |
Рак прямой кишки |
C20 |
7247,26 |
7. |
Рак полости рта, глотки и гортани |
C04-C14, С32 |
6844,18 |
8. |
Меланома кожи |
C43 |
6992,97 |
9. |
Рак костей |
C40, C41 |
8629,63 |
10. |
Рак центральной нервной системы |
С72.0, С72.1, С72.3, С72.8, С72.9 |
9150,38 |
11. |
Рак шейки и тела матки, яичников |
C53, C54, C55, C56 |
5802,68 |
12. |
Рак предстательной железы |
C61 |
5877,07 |
13. |
Рак мочевого пузыря |
C67 |
5728,28 |
14. |
Рак щитовидной железы |
C73 |
6695,39 |
15. |
Лейкемии |
C91-C95 |
6025,97 |
16. |
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки |
K25, K26 |
16370,52 |
17. |
Перитонит |
K65 |
18089,41 |
18. |
Острый панкреатит |
K85 |
21494,5 |
19. |
Перелом черепа и лицевых костей |
S02 |
16969,58 |
20. |
Внутричерепная травма |
S06 |
13334,68 |
21. |
Мочекаменная болезнь |
N20-N22 |
1068,77 |
Таблица 13
Перечень нозологических форм, по которым будет осуществляться дополнительная оплата из средств ФФОМС в 2012 году
N пп |
Нозологическая форма |
Шифр по МКБ Х |
Средняя прогнозируемая сумма доплаты (дополнительный тариф) из средств ФФОМС за один случай оказания медицинской помощи, рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Рак молочной железы |
C50 |
11796,1 |
2. |
Рак трахеи, бронхов, легкого |
C33, C34 |
10473,92 |
3. |
Рак желудка |
C16 |
11956,44 |
4. |
Рак пищевода |
C15 |
9721,55 |
5. |
Рак ободочной кишки |
C18 |
10756,12 |
6. |
Рак прямой кишки |
C20 |
10217,37 |
7. |
Рак полости рта, глотки и гортани |
C04-C14, С32 |
9649,11 |
8. |
Меланома кожи |
C43 |
9858,87 |
9. |
Рак костей |
C40, C41 |
12166,26 |
10. |
Рак центральной нервной системы |
С72.0, С72.1, С72.3, С72.8, С72.9 |
12900,43 |
11. |
Рак шейки и тела матки, яичников |
C53, C54, C55, C56 |
8180,76 |
12. |
Рак предстательной железы |
C61 |
8285,64 |
13. |
Рак мочевого пузыря |
C67 |
8075,88 |
14. |
Рак щитовидной железы |
C73 |
9439,34 |
15. |
Лейкемии |
C91-C95 |
8495,56 |
16. |
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки |
K25, K26 |
22881,82 |
17. |
Перитонит |
K65 |
25284,39 |
18. |
Острый панкреатит |
K85 |
30043,84 |
19. |
Перелом черепа и лицевых костей |
S02.0, S02.1, S02.2, S02.3, S02.4, S02.6, S02.7, S02.8, S02.9 |
24319,75 |
20. |
Внутричерепная травма |
S06 |
19110,44 |
21. |
Мочекаменная болезнь |
N20-N22 |
1529,79 |
По выбранным нозологическим формам Минздравсоцразвития Чувашии будут разработаны и внедрены региональные стандарты (при отсутствии утвержденных на федеральном уровне) во всех государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную медицинскую помощь, для последующей их оплаты за счет средств ФФОМС и бюджета ТФОМС Чувашской Республики.
Прогнозируемый объем средств ФФОМС по указанным выше заболеваниям составит в 2011 году 91168,2 тыс. рублей, в 2012 году - 174716,4 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования за счет средств бюджета ТФОМС Чувашской Республики по утвержденному тарифу по ОМС на оплату внедряемой 21 нозологии и уже введенных 35 медико-экономических стандартов составит в 2011 году 593162,8 тыс. рублей, в 2012 году - 647121,4 тыс. рублей.
Дополнительная оплата случаев оказания стационарной помощи за счет субсидии ФФОМС (дополнительный тариф) по нозологическим формам будет осуществляться в порядке, предусмотренном Тарифным соглашением по ОМС в Чувашской Республике и договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, на основании реестров счетов и счетов медицинских учреждений, выставляемых в страховые медицинские организации, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи).
Размер дополнительного тарифа за счет ФФОМС подлежит индексации в зависимости от исполнения объемов стационарной помощи по выбранным нозологическим формам.
Медицинские учреждения направляют полученные по дополнительному тарифу средства субсидии ФФОМС при оказании стационарной помощи по нозологическим формам в соответствии со структурой дополнительного тарифа, установленной Тарифным соглашением по ОМС в Чувашской Республике.
Ожидаемые результаты запланированных мероприятий:
оплата медицинской помощи по рассчитанным медико-экономическим стандартам по наиболее распространенным заболеваниям позволит улучшить обеспечение медицинских учреждений необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, повысить уровень и качество оказываемых медицинских услуг посредством внедрения и более широкого применения современных диагностических и лечебных мероприятий (современных медицинских технологий остеосинтеза, тромболитической терапии, рентгенэндоваскулярных методик и высокотехнологичных нейрохирургических операций, использования имплантов, обеспечения необходимыми, в том числе дорогостоящими, медикаментами), увеличить доступность бесплатной медицинской помощи населению по высокозатратным нозологиям, повысить заработную плату врачам и средним медицинским работникам различных специальностей, работающим в различных учреждениях здравоохранения. Динамика уровня средненоминальной заработной платы медицинских работников лечебно-профилактических учреждений в Чувашской Республике, имеющих стационары и участвующих в реализации мероприятий "Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи", отражена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи позволит сократить сроки стационарного лечения, ускорить восстановление утраченных в результате заболевания и полученных травм жизненных функций пациентов, что в конечном счете должно привести к снижению показателей летальности и смертности от болезней органов кровообращения, инсульта и инфаркта, вследствие травм, инвалидности.
За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики с 2011 года планируется введение оплаты медицинской помощи больным туберкулезом в соответствии с медико-экономическим стандартом, рассчитанным на основании стандарта специализированной медицинской помощи больным с туберкулезом (приказ Минздравсоцразвития России от 21 июля 2006 г. N 572), что позволит увеличить показатель абациллирования состоящих на учете больных туберкулезом до 65,0% к 2013 году, снизить смертность от туберкулеза до 11,3 случая на 100 тыс. населения к 2013 году, сократить сроки временной нетрудоспособности, снизить инвалидность, повысить качество жизни пациентов.
Решение проблем в области демографии и здоровья будет способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических потерь общества от управляемых причин смертности трудоспособного населения.
В дальнейшем будет продолжена работа по осуществлению текущего мониторирования и отдельного учета случаев оказания медицинской помощи по нозологическим формам, оплачиваемым в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, а также по проведению экспертизы ее качества.
Мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами
На мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, за счет средств субсидии ФФОМС планируется направить в 2011 году - 91168,2 тыс. рублей, в 2012 году - 174716,4 тыс. рублей.
При реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, предполагается:
1) осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами, а также оказывающему амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно (в 2011 году - в размере 70% от полученной учреждением здравоохранения суммы; в 2012 году - в размере 80%);
2) приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов для проведения диагностических обследований и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной помощи (в 2011 году - в размере 30% от полученной учреждением здравоохранения суммы; в 2012 году - в размере 20%).
Дополнительная оплата случаев оказания амбулаторной помощи за счет субсидии ФФОМС будет осуществляться в порядке, предусмотренном Тарифным соглашением по ОМС в Чувашской Республике и договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на основании реестров счетов и счетов медицинских учреждений, выставляемых в страховые медицинские организации, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи).
Целью осуществления стимулирующих выплат врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами, а также оказывающему амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно в учреждениях здравоохранения, в зависимости от объема и качества медицинской помощи является улучшение качества медицинского обслуживания населения за счет повышения эффективности деятельности медицинского персонала.
Стимулирующие выплаты (материальное стимулирование) медицинских работников за количественные и качественные показатели будут осуществляться путем установления в Чувашской Республике системы оплаты труда, ориентированной на результат их деятельности, в соответствии с перечнем должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, перечнем критериев и методикой оценки деятельности врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, установленными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, разработанными на основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации", и показателями оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, установленными Минздравсоцразвития России.
С 2007 года в 52 учреждениях здравоохранения в рамках реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, внедрена новая отраслевая система оплаты труда. Основой новой отраслевой системы оплаты труда является введение базовых окладов, повышающих коэффициентов к ним, а также компенсационных и стимулирующих выплат взамен действующей Единой тарифной сетки. С 2009 года новая система оплаты труда внедрена во всех государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в Чувашской Республике.
Эффективные способы оплаты медицинской помощи
Поскольку финансовые ресурсы ОМС ограничены стоимостью Программы ОМС, регулятором, обеспечивающим финансовое равновесие в системе ОМС и потребность медицинских учреждений в ресурсах, является принятая система оплаты медицинской помощи.
На сегодняшний день принята следующая система оплаты оказанной в рамках Программы ОМС медицинской помощи:
1. Способом оплаты стационарной помощи и медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов является оплата за законченный случай оказания медицинской помощи по нозологии, которая рассчитывается в двух формах:
расчет стоимости законченных случаев на основе нормирования числа койко-дней для конкретных нозологий МКБ X;
расчет тарифа определенного заболевания на основе требований медико-экономических стандартов.
2. Способом оплаты амбулаторной помощи, медицинской помощи, оказанной в приемном/приемно-диагностическом отделении, мероприятий по медицинской профилактике заболеваний является оплата по посещениям.
Способом оплаты медицинской помощи, оказанной в центре здоровья, является плата за комплексную услугу, за посещение в рамках динамического наблюдения.
Способом оплаты стоматологической помощи является плата за условную единицу трудоемкости.
Необходимо совершенствовать и развивать принятый в Чувашской Республике способ оплаты стационарной помощи и медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов (законченный случай оказания медицинской помощи), который позволяет ориентировать систему здравоохранения на достижение ряда характеристик, таких как:
заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества;
заинтересованность в уменьшении уровня госпитализации и сокращении длительности лечения в круглосуточном стационаре;
заинтересованность в максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, в том числе путем сокращения неиспользуемых мощностей учреждений здравоохранения и кадрового потенциала;
предсказуемость расходов на здравоохранение;
взаимосвязь спроса и предложения медицинской помощи.
Существующий на сегодняшний день способ оплаты амбулаторной помощи (оплата за посещение) позволяет решать ряд задач, стоящих перед здравоохранением:
заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества, в том числе профилактической работы;
возможность прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи;
предоставление детальной информации об объеме и структуре оказанных услуг;
формирование экономического интереса медицинских работников, связанного с прямой зависимостью дохода от объема деятельности.
Вместе с тем в механизме совершенствования системы управления здравоохранением основную роль играет создание таких условий, которые бы способствовали повышению эффективности и качества труда работников здравоохранения, возможности его реальной и объективной оценки. При этом важнейшим критерием оценки труда медицинского работника является состояние здоровья пациента после проведения соответствующих медицинских мероприятий. Одновременно система финансирования здравоохранения должна быть способной сдерживать рост объемов лечебных услуг и стимулировать профилактические мероприятия.
В качестве мер по совершенствованию системы оплаты медицинской помощи в 2011-2012 годах планируется провести работу по созданию условий, необходимых для перехода с 2013 года к оплате амбулаторной помощи на основе подушевого принципа финансового обеспечения (фондодержание) с учетом коэффициентов удорожания стоимости медицинской помощи для отдельных половозрастных групп населения, уровня и структуры заболеваемости и иных факторов, влияющих на стоимость медицинской помощи:
достижение к 2013 году максимально возможной сбалансированности государственных гарантий медицинской помощи и их финансового обеспечения;
переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему ОМС;
формирование многоуровневой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях сбора, обработки и хранения медико-экономической информации, позволяющей оперативно отслеживать текущую деятельность медицинских организаций, эффективно планировать развитие здравоохранения, осуществлять мониторинг внедрения фондодержания, ход реструктуризации системы медицинской помощи и ее влияние на доступность и качество медицинской помощи;
проведение комплекса мероприятий по разъяснению населению целей и содержания системы фондодержания;
подготовка необходимой нормативно-правовой базы по переходу с 2013 года на оплату амбулаторной помощи на основе подушевого принципа финансового обеспечения, в том числе порядка внедрения указанного способа оплаты при оказании амбулаторной помощи.
В целях поэтапного перехода к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу предусмотрены следующие мероприятия:
в 2011 году:
1) взаимодействие с Министерством финансов Чувашской Республики по обеспечению страхователем неработающего населения размера страховых взносов на ОМС неработающего населения, необходимого для реализации настоящей Программы;
2) внесение изменений в Закон Чувашской Республики "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части уточнения суммы страхового взноса на ОМС неработающего населения;
3) подготовка и заключение Тарифного соглашения по ОМС в Чувашской Республике, регламентирующего порядок оплаты медицинской помощи в системе ОМС, порядок использования средств ОМС в учреждениях здравоохранения, порядок формирования тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС, включающего следующие расходы медицинских учреждений:
на заработную плату;
на начисления на оплату труда;
на прочие выплаты*;
на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
на приобретение продуктов питания;
на приобретение мягкого инвентаря;
на приобретение медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов;
по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования);
по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока);
по оплате договоров с врачами сторонних организаций, оказывающими консультативную помощь в рамках Программы ОМС;
по оплате услуг связи*;
по оплате транспортных услуг*;
по оплате коммунальных услуг*;
по оплате работ и услуг по содержанию имущества*;
по оплате прочих услуг и прочих расходов*;
4) обеспечение контроля за использованием средств ОМС посредством сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях в Чувашской Республике, работающих в системе ОМС;
в 2012 году:
1) подготовка и заключение Тарифного соглашения по ОМС в Чувашской Республике, регламентирующего порядок оплаты медицинской помощи в системе ОМС, порядок использования средств ОМС в учреждениях здравоохранения, порядок формирования тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС, включающего следующие расходы медицинских учреждений:
на заработную плату;
на начисления на оплату труда;
на прочие выплаты*;
на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
на приобретение продуктов питания;
на приобретение мягкого инвентаря;
на приобретение медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов;
по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования);
по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока);
по оплате договоров с врачами сторонних организаций, оказывающими консультативную помощь в рамках Программы ОМС;
по оплате услуг связи*;
по оплате транспортных услуг*;
по оплате коммунальных услуг*;
по оплате работ и услуг по содержанию имущества*;
по оплате прочих услуг и прочих расходов*;
2) обеспечение контроля за использованием средств ОМС посредством сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях в Чувашской Республике, работающих в системе ОМС.
Подготовка к включению с 2013 года в Программу ОМС дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Мероприятия по включению в Программу ОМС дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения:
в 2011 году:
1) осуществление финансирования медицинских учреждений на обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена в соответствии с порядком, определенным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации;
2) обеспечение контроля за использованием средств на обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена путем сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях в Чувашской Республике, работающих в системе ОМС;
в 2012 году:
1) осуществление финансирования медицинских учреждений на обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена в соответствии с порядком, определенным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации;
2) обеспечение контроля за использованием средств на обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена путем сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях в Чувашской Республике, работающих в системе ОМС;
3) подготовка нормативных документов по включению в Программу ОМС дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена, регламентирующих:
порядок финансирования медицинских учреждений по осуществлению дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена;
порядок использования в медицинских учреждениях средств на осуществление дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена;
порядок контроля использования в медицинских учреждениях средств на осуществление дополнительных выплат медицинским работникам первичного звена.
Мероприятия по включению в Программу ОМС дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
в 2011 году:
1) финансирование расходов учреждений здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с порядком, определенным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации;
2) обеспечение контроля за использованием средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях в Чувашской Республике, работающих в системе ОМС;
в 2012 году:
1) финансирование расходов учреждений здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с порядком, определенным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации;
2) обеспечение контроля за использованием средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем сбора, обобщения и анализа установленной статистической отчетности, проведением плановых и целевых проверок в медицинских учреждениях в Чувашской Республике, работающих в системе ОМС;
3) подготовка нормативных документов по включению в Программу ОМС дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регламентирующих:
порядок проведения за счет средств ОМС дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
порядок оплаты за счет средств ОМС дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
порядок использования в медицинских учреждениях средств ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
порядок контроля использования в медицинских учреждениях средств ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4) расчет тарифов ОМС на оказание учреждениями здравоохранения услуг по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Мероприятия по проведению диспансеризации 14-летних подростков и создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
С целью раннего выявления нарушений репродуктивного здоровья в 2011-2012 годах запланировано проведение диспансеризации 14-летних подростков. Комплексный осмотр подростков направлен на выявление факторов риска, способствующих возникновению и развитию заболеваний на ранних стадиях; индивидуальную оценку состояния здоровья; проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья подростков; усиление работы по охране репродуктивного здоровья подростков; повышение уровня пропаганды здорового образа жизни.
По статистическим данным, в Чувашской Республике количество детей в 14-летнем возрасте составляет 13,1 тыс. человек.
В рамках реализации настоящей Программы планируется проведение мероприятий по диспансерному наблюдению детей в возрасте 14 лет, включающих в себя дополнительные лабораторные и функциональные методы обследования в соответствии с нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития Чувашии.
Прогнозируемые расходы на осуществление мероприятий по диспансеризации 14-летних подростков в рамках реализации настоящей Программы рассчитаны исходя из затрат на одного человека и составят в среднем 710,0 рубля в 2011 году и 720,0 рубля в 2012 году.
Таким образом, исходя из численности 14-летних подростков прогнозируемая стоимость мероприятий по их диспансерному наблюдению за счет средств ТФОМС Чувашской Республики составит в 2011 году 9312,6 тыс. рублей, в 2012 году - 9494,6 тыс. рублей.
Оплата случаев диспансеризации 14-летних подростков будет осуществляться за счет средств бюджета ТФОМС Чувашской Республики в порядке, предусмотренном Тарифным соглашением по ОМС в Чувашской Республике.
По результатам проведенной диспансеризации педиатр оценивает состояние здоровья ребенка с указанием группы здоровья, определением группы для занятий физкультурой и назначением рекомендаций по режиму, питанию и оздоровлению и при необходимости дообследования в условиях детской поликлиники или стационара.
Для качественного проведения диспансеризации необходимы оснащение учреждений здравоохранения современным диагностическим оборудованием и приобретение специально оборудованного автомобиля для осуществления выездов в населенные пункты республики.
Проведение диспансеризации позволит повысить уровень репродуктивного здоровья подростков благодаря использованию современных медицинских технологий при проведении диспансеризации; выявлять начальные формы заболеваний среди подростков, что будет способствовать снижению их общей заболеваемости, улучшению их медико-социальной реабилитации, подготовке девушек-подростков к предстоящему материнству, юношей - к военной службе, отцовству; продолжить мониторинг репродуктивного здоровья подростков.
Создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
В условиях современной демографической ситуации актуальной остается проблема абортов. Целенаправленная работа по планированию семьи, предупреждению нежелательной беременности и снижению числа абортов в рамках реализации подпрограммы "Здоровое поколение" республиканской целевой программы "Дети Чувашии" на 2010-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 108, Республиканской целевой программы демографического развития Чувашской Республики на 2011-2020 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 270, Указа Президента Чувашской Республики от 1 марта 2000 г. N 26 "О дополнительных мерах по охране материнства" позволила за 2007-2009 годы в 1,2 раза снизить показатель прерывания беременности.
Службой планирования семьи особое внимание уделяется работе с женщинами фертильного возраста из группы повышенного риска: бесплатно выдаются средства контрацепции для предупреждения нежелательной беременности (подростки, группы социального риска, женщины в течение первого года после родов); совместно с врачами общей (семейной) практики и участковыми врачами-терапевтами проводится подготовка женщин фертильного возраста, имеющих относительные противопоказания, к вынашиванию желанной беременности.
В учреждениях здравоохранения республики внедрен протокол постабортной реабилитации, включающий в себя мероприятия перед абортом (в том числе консультирование по вопросам предохранения от нежелательной беременности), профилактику воспалительных осложнений в периабортный период (до и после аборта), медикаментозное обезболивание, мероприятия после медицинского аборта, диспансерное наблюдение (с целью подготовки к последующей планируемой беременности).
В 2011 году предусмотрено проведение мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование технологий охраны репродуктивного здоровья, запланирована организация центров "кризисной беременности" для социального и психологического консультирования женщин, решения проблемы непланированной беременности, обеспечения ведения беременности и родов в целевых партнерских группах. Указанные центры планируется организовать на функциональной основе в 6 учреждениях здравоохранения: ГУЗ "Президентский перинатальный центр" Минздравсоцразвития Чувашии, МУЗ "Городская клиническая больница N 1" г. Чебоксары, МУЗ "Городской перинатальный центр" г. Новочебоксарска, МУЗ "Батыревская центральная районная больница", МУЗ "Канашская городская больница", МУЗ "Шумерлинская центральная районная больница".
Ожидаемыми результатами являются дальнейшее снижение числа абортов, увеличение рождаемости, снижение гинекологической заболеваемости.
К мероприятиям по подготовке к включению с 2013 года скорой медицинской помощи в состав Программы ОМС относятся:
разработка подходов и порядка планирования скорой медицинской помощи для включения ее в структуру Программы ОМС;
утверждение методики расчета единицы стоимости оказания скорой медицинской помощи и тарифов в системе ОМС.
------------------------------
* В рамках поэтапного введения одноканального финансирования медицинских организаций, работающих в системе ОМС, по статьям расходов, ранее финансируемых из консолидированного бюджета Чувашской Республики, за счет поступления в бюджет ТФОМС Чувашской Республики взносов на ОМС неработающего населения.
* В рамках поэтапного введения одноканального финансирования медицинских организаций, работающих в системе ОМС, по статьям расходов, ранее финансируемых из консолидированного бюджета Чувашской Республики, за счет поступления платежей бюджете Чувашской Республики на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной Программы ОМС в пределах базовой Программы ОМС.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 декабря 2011 г. N 549 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.