Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 28 июля 2005 г. N 3-22-05
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2005 г. N 31-Г05-12 настоящее решение в части отказа в признании недействующим пункта 1.1 Порядка принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики отменено, в остальной части оставлено без изменения
Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" о признании противоречащими закону отдельных положений Порядка принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 года N 335, отдельных положений принятого в развитие указанного Порядка принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года N 194, отдельных положений Прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основных направлений приватизации республиканского имущества до 2007 года, утвержденных также постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года,
установил:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 года N 335 утвержден Порядок принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики (далее - Порядок принятия решений об условиях приватизации). Порядок принятия решений об условиях приватизации, в частности, предусматривает классификацию республиканского имущества по возможности его приватизации с указанием конкретного имущества в приложениях.
В развитие указанного Порядка принятия решений об условиях приватизации Кабинетом Министров Чувашской Республики 25 августа 2004 года принято постановление N 194 "О прогнозном плане (программе) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основных направлениях приватизации республиканского имущества до 2007 года". Пунктом 2 постановления, в частности, ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" исключено из приложения N 2 к Порядку принятия решений об условиях приватизации и включено в число открытых акционерных обществ, в отношении которых Кабинет Министров Чувашской Республики принял решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), т.е. включено в приложение N 3 к Порядку принятия решений об условиях приватизации.
Постановлением также утверждены Прогнозный план (программа) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основные направления приватизации республиканского имущества до 2007 года (далее - Прогнозный план приватизации). В разделе 2 Прогнозного плана приватизации в числе республиканского имущества, приватизация которого планируется в 2005 году, к перечню акционерных обществ, в отношении которых принимается решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении ими ("золотой акции"), отнесено ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов.
ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" (далее - ОАО "ЧЗСМ") обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1.1. Порядка принятия решений об условиях приватизации в части включения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики, в список открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности и участие Чувашской Республики в управлении которыми обеспечивает социальные и экономические интересы Чувашской Республики, пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года N 194 в части исключения ОАО "ЧЗСМ" из приложения N 2 "Открытые акционерные общества, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики" и включения ОАО "ЧЗСМ" в приложение N 3 к Порядку принятия решений об условиях приватизации.
По мнению заявителя, по смыслу пункта 1.1. Порядка принятия решений все акционерные общества, акционером которых является Чувашская Республика, автоматически включаются в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, обеспечивающих социальные и экономические интересы Чувашской Республики. Изменение статуса ОАО "ЧЗСМ" применительно к вопросу приватизации и применение специального права субъекта РФ на участие в управлении акционерным обществом ("золотой акции") противоречит федеральному и республиканскому законодательству и нарушает права заявителя по распоряжению принадлежащим ему имуществом.
По изложенным в заявлении основаниям в судебном заседании представитель ОАО "ЧЗСМ" поддержал заявление за исключением требования о признании противоречащим закону пункта 1.1. (в части) Порядка принятия решений об условиях приватизации. Последнее представитель заявителя объяснил тем, что при обращении в суд заявителем оспаривался пункт 1.1. Порядка принятия решений об условиях приватизации в редакции до 24 декабря 2004 года.
Находя противоречащим закону применение Чувашской Республикой специального права на участие в управлении ОАО "ЧЗСМ", заявитель оспорил также подпункт 2 пункта 2.4. раздела 2 Прогнозного плана приватизации.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики заявление не признала и суду пояснила, что оспариваемые нормативные предписания соответствуют законодательству Российской Федерации, Чувашской Республики и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный суд Чувашской Республики не усматривает оснований удовлетворить заявление ОАО "ЧЗСМ".
В соответствии со ст.4 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с названным Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с компетенцией органов государственной власти субъектов РФ в сфере приватизации, определенной ст.6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", 21 ноября 2002 года принят Закон Чувашской Республики N 25 "О приватизации государственного имущества Чувашской Республики", предписывающий Кабинету Министров Чувашской Республики в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации республиканского имущества утверждение перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, обеспечивающих социальные и экономические интересы Чувашской Республики, включающий в себя в том числе открытые акционерные общества, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики и участие в управлении которыми обеспечивает социальные и экономические интересы Чувашской Республики, утверждение (ежегодное) прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества, принятие иных нормативных правовых актов по вопросам приватизации в пределах своей компетенции.
Порядок принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики, Прогнозный план (программа) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основные направления приватизации республиканского имущества до 2007 года утверждены Кабинетом Министров Чувашской Республики именно в соответствии с этими полномочиями.
В предусмотренном главой 24 ГПК РФ порядке осуществляется проверка законности имеющего юридическую силу нормативного правового акта.
Пункт 1.1. Порядка принятия решений об условиях приватизации в настоящее время действует в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2004 года N 340. Он содержит закрепление о том, что к стратегическим предприятиям и акционерным обществам, обеспечивающим социальные и экономические интересы Чувашской Республики, относятся, в частности, открытые акционерные общества, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики и участие в управлении которыми обеспечивает социальные и экономически интересы Чувашской Республики.
Эти общества названы в приложении N 2 к Порядку принятия решений об условиях приватизации.
Такие нормативные закрепления соответствуют положениям ст.6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст.3 Закона Чувашской Республики "О приватизации государственного имущества Чувашской Республики". Согласно названным нормам закона органы государственной власти субъекта РФ утверждают применительно к вопросам приватизации перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, обеспечивающих социальные и экономические интересы субъекта РФ.
Содержание оспариваемых заявителем предписаний пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года N 194 фактически сводится к решению о применении специального права Чувашской Республики на участие в управлении ОАО "ЧЗСМ" ("золотой акции").
Не имеется оснований признать такие установления противоречащими закону.
Согласно ст.38 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации" Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов РФ в управлении открытыми акционерными обществами. Решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.
Поскольку пунктом 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года N 194 ОАО "ЧЗСМ" исключено из приложения N 2 к Порядку принятия решений об условиях приватизации с последующим включением в приложение N 3 к Порядку принятия решений об условиях приватизации, необходимо исходить из того, что этим решением ОАО "ЧЗСМ" исключено из перечня стратегических акционерных обществ, обеспечивающих социальные и экономические интересы Чувашской Республики.
Из смысла статьи 38 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" следует, что решение вопроса о применении специального права ("золотой акции") передано на усмотрение Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Об обоснованности такого усмотрения Кабинета Министров Чувашской Республики в отношении ОАО "ЧЗСМ" свидетельствует следующее.
Представителем Кабинета Министров Чувашской Республики названы цели принятия такого решения в отношении ОАО "ЧЗСМ" - защита здоровья, прав и законных интересов граждан.
Из материалов дела усматривается, что производственная деятельность заявителя сопряжена с выработкой опасных для здоровья граждан отходов, Компетентными органами установлен факт несоблюдения заявителем нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ходе хозяйственной деятельности (при производстве кирпича). Завод расположен в исторической центральной части города в прибрежной зоне р.Волга, на селитебной территории, предназначенной под жилую и общественную застройку.
Таким образом, предусмотренные ст.38 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" условия принятия решения об использовании специального права ("золотой акции") Кабинетом Министров Чувашской Республики соблюдены.
Что касается доводов заявителя о необоснованном отнесении ОАО "ЧЗСМ" к перечню открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики и участие в управлении которыми обеспечивает социальные и экономические интересы Чувашской Республики, определение такого статуса акционерных обществ применительно к вопросу приватизации, как указывалось выше, также отнесено к компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя об отсутствии ОАО "ЧЗСМ" в перечне крупных, экономически или социально значимых организаций Чувашской Республики на 2004 год, утвержденном распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2004 года N 40-р. Этот перечень утвержден во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2001 года N 225 "О порядке формирования перечня крупных, экономически или социально значимых организаций Чувашской Республики".
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка перечень критерий определения организаций как крупных, экономически или социально значимых, приведенный в п.2 Порядка, не является исчерпывающим. Так, согласно п.3 Порядка в перечень включаются также иные крупные, экономически или социально значимые организации Чувашской Республики по предложениям органов исполнительной власти Чувашской Республики, курирующих их деятельность в соответствующей сфере.
Само по себе отсутствие ОАО "ЧЗСМ" в Перечне крупных, экономически или социально значимых предприятий Чувашской Республики на 2004 год, утвержденном в целях обеспечения необходимых условий для реализации государственной политики, направленной на предупреждение банкротства и финансовое оздоровление неплатежеспособных организаций, не являлось препятствием для того же Кабинета Министров Чувашской Республики отнести ОАО "ЧЗСМ" применительно к вопросу приватизации в перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики и участие в управлении которыми обеспечивает социальные и экономические интересы Чувашской Республики. С учетом годовой выручки, суммы активов, значимости выпускаемой продукции для строительного комплекса республики, числа занятых на предприятии ОАО "ЧЗСМ" фактически соответствует критериям формирования перечня экономически и социально значимых организаций республики.
При изложенных выше обстоятельствах не имеется также оснований признать противоречащим закону отнесение ОАО "ЧЗСМ" в Прогнозном плане приватизации к перечню акционерных обществ, в отношении которых принимается решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении ими ("золотой акции").
Поскольку оспариваемые заявителем нормативные закрепления компетентным правотворческим органом изданы в пределах его полномочий и в соответствии с законом, не нарушают прав заявителя, заявление удовлетворено быть не может.
Руководствуясь изложенным, ст.253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики решил:
Открытому акционерному обществу "Чебоксарский завод строительных материалов" отказать в удовлетворении заявления о признании противоречащими закону положений пункта 1.1. Порядка принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 года N 335, в части включения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики, в список открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики и участие в управлении которыми обеспечивает социальные и экономические интересы Чувашской Республики.
Открытому акционерному обществу "Чебоксарский завод строительных материалов" отказать в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года N 194 "О Прогнозном плане (программе) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основных направлениях приватизации республиканского имущества до 2007 года" в части исключения ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" из Приложения N 2 к Порядку принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики и включения ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" в Приложение N 3 к Порядку принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики.
Открытому акционерному обществу "Чебоксарский завод строительных материалов" отказать в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону подпункта 2 пункта 2.4 раздела 2 Прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основных направлений приватизации республиканского имущества до 2007 года, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года N 194.
С решением в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в помещении Верховного суда Чувашской Республики 4 августа 2005 года.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 28 июля 2005 г. N 3-22-05 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании