Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 21 ноября 2008 г. N 3-52-2008
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2009 г. N 31-Г08-11 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Т. о признании недействующими отдельных положений Порядка организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 2006 года N 271 (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2007 года N 323, от 28 марта 2008 года N 82),
установил:
Т. обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 5.1 Порядка организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 2006 года N 271 "Об организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы ".Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2007 года N 323, от 28 марта 2008 года N 82).
В обоснование заявления Т. указала, что оспариваемые нормативные закрепления не соответствуют утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в частности установлениям пункта 14 Правил, которые право на получение дополнительной субсидии молодой семьей - участницей подпрограммы не ставят в зависимость от даты рождения ребенка в молодой семье.
По мнению заявителя, установленная органом исполнительной власти Чувашской Республики норма о том, что право на дополнительную субсидию молодая семья имеет в случае рождения ребенка в период с даты выдачи свидетельства о праве на субсидию и до даты исключения молодой семьи из списков участников подпрограммы, нарушает право молодой семьи, членом которой является Т., на получение дополнительной субсидии в связи с рождением ребенка, имевшего место после исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы.
В судебном заседании Т. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики сообщила о непризнании органом исполнительной власти республики заявления Т.
По мнению представителя заинтересованного лица, заявление Т. не учитывает того, что в соответствии с установлениями пункта 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, дополнительная социальная выплата при рождении ребенка за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предоставляется молодой семье, являющейся участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Этот статус молодая семья утрачивает с момента исключения из списка участников подпрограммы. Соответственно, оспариваемые предписания не противоречат федеральному законодательству.
Верховный Суд Чувашской Республики не усматривает оснований для признания недействующими оспариваемых Т. нормативных предписаний.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище на 2002-2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (в редакции постановлений Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N 979, от 10 апреля 2008 года N 257) установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
В целях реализации в Чувашской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 27 октября 2006 года N 271 утвердил Порядок организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике и, регламентируя порядок предоставления дополнительной социальной выплаты молодой семье, абзацем 2 пункта 5.1 Порядка предусмотрел, что право на дополнительную субсидию молодая семья имеет в случае, если ребенок родился (усыновлен) в период с даты выдачи свидетельства о праве на субсидию и до даты исключения молодой семьи из списков участников подпрограммы.
Не имеется оснований считать, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации ограничил условия получения молодой семьей дополнительной социальной выплаты на строительство или покупку жилья по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Так, право на получение молодой семьей дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) 1 ребенка за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья предусмотрено пунктом 14 Правил представления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 (в редакции постановлений от 29 декабря 2007 года N 979, от 10 апреля 2008 года N 257).
Этой же нормой предусмотрено, что порядок предоставления этой социальной выплаты должен определяться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормативные предписания приняты Кабинетом Министров Чувашской Республики в рамках предоставленных полномочий.
Из текста пункта 14 указанных Правил следует, что право на дополнительную социальную выплату при рождении (усыновлении) 1 ребенка имеет молодая семья - участница подпрограммы.
В соответствии с пунктом 5 Правил участниками подпрограммы определены супруги, возраст которых не превышает 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, либо семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; для целей подпрограммы под, нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семы; признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации; имеющие доходы, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 52 Правил из списков участников подпрограммы молодая семья - участница подпрограммы исключается после перечисления банком средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.
Таким образом, оспариваемая заявителем норма не определяет иные момент и основание исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы по сравнению с федеральным законодательством.
Не свидетельствует о противоречии оспариваемых предписаний федеральному законодательству довод заявителя о том, что в соответствии с Правилами при рождении ребенка молодая семья вновь может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и, соответственно, может быть повторно включена в список участников подпрограммы.
Из пунктов 18, 52 вышеназванных Правил следует, что улучшение жилищных условий молодых семей - участников подпрограммы в последующем осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации и что ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Как установлено судом, семья заявителя исключена из списка участников - подпрограммы в связи с реализацией права на получение социальной выплаты для решения жилищной проблемы. После исключения семьи из списка участников подпрограммы в семье родился ребенок.
Оспариваемые заявителем нормативные закрепления, никоим образом не ограничивающие предусмотренные федеральным законодательством права граждан, нельзя признать нарушающими права и свободы заявителя.
Согласно статье 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Отказать в удовлетворении заявления Т. о признании недействующим абзаца 2 пункта 5.1 Порядка организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 2006 года N 271 "Об организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Чувашской Республике (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2007 года N 323, от 28 марта 2008 года N 82).
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 21 ноября 2008 г. N 3-52-2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании