Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики
от 8 октября 2012 г. по делу N 33-3289/2012
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего, судей, при секретаре судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 августа 2012 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики в интересах несовершеннолетней Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом за счет средств бюджета Чувашской Республики,
установила:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд в интересах несовершеннолетней Г., ... года рождения, с исковым заявлением к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить Г. жизненно необходимым препаратом "Траклир" согласно назначению за счет средств бюджета Чувашской Республики до момента отмены данного препарата.
Исковые требования мотивированы тем, что, будучи ребенком-инвалидом, Г. относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение всеми жизненно необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890. Кроме того, в соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Г.Ю.П. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит лекарственное обеспечение для отдельных категорий граждан.
По результатам планового обследования ... 2011 года в научном центре ... ребенку по жизненным показаниям был прописан препарат "Траклир" (бозентан). Данный препарат предназначен для лечения .... Заключением главного внештатного кардиолога Министерства здравоохранения и социальной защиты Чувашской Республики Т. от ... 2012 года подтверждено, что указанный лекарственный препарат - единственный препарат с ожидаемым эффектом при .... При отсутствии эффекта только трансплантация сердца и легких может помочь больной.
Предоставление необходимых лекарственных средств в виде государственной социальной помощи для отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 года N 665. Лекарственный препарат "Траклир" в данный перечень не входит. Неоднократные обращения матери Г. к ответчику с просьбой о выделении денежных средств на приобретение данного препарата результатов не дали.
Полагая, что отсутствие указанного препарата в Перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 года N 665, не является основанием для непредоставления ребенку государственной гарантии оказания бесплатной медицинской помощи, прокурором в исковом заявлении поставлен вопрос о возложении на ответчика обязанности обеспечить Г. данным препаратом за счет средств бюджета Чувашской Республики в период действия инвалидности.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 августа 2012 года исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах несовершеннолетней Г. удовлетворены и на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возложена обязанность обеспечить Г. препаратом "Траклир" (бозентан) согласно назначению врачебной комиссии медицинской организации, в период действия инвалидности, за счет средств бюджета Чувашской Республики.
На указанное решение суда ответчиком Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывается на то, что суд в основу решения положил Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке медицинского развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которое, хоть и не отменено, но является устаревшим. Также в решении содержатся ссылки на утратившие силу нормы права - ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан. В Перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2011 года N 2199-р, в соответствии с которым осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, препарат "Траклир" не входит. Также он не входит и в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2007 года N 665. Соответственно, обязанность Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по обеспечению Г. дорогостоящим лекарственным препаратом за счет средств республиканского бюджета действующим законодательством не предусмотрена. С учетом недостаточного финансирования обеспечение Г. необходимым ей лекарством поставит под угрозу срыва обеспечение иных категорий региональных льготников. Кроме того, судом ошибочно принято мнение, что имеющийся у Г. порок сердца является неоперабельным, в то время как в медицинской документации имеются указания, что лечение траклиром не является единственно возможным способом медицинской помощи больной, и пересадка комплекса "сердце-легкие" может избавить ее от заболевания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "7 декабря 2011 г."
В судебном заседании представители ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики апелляционную жалобу поддержали.
Прокурор, действующий в интересах Г., третье лицо Н. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица БУ "Городская детская больница N" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта по изложенным в жалобе основаниям.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Г. является ребенком-инвалидом в связи с имеющимся у нее заболеванием сердца, инвалидность установлена до ... 2014 года.
... 2011 года после проведения операции транслюминальной баллонной атриосептостомии в ... Г. были даны рекомендации по приему лекарственных препаратов, в том числе, траклира, при этом отмечено, что данный препарат необходимо принимать постоянно, по жизненным показаниям, отмене и замене не подлежит.
Врачебной комиссией МБУЗ "Городская детская больница N" ... 2011 года Г. для лечения по жизненным показаниям также рекомендован препарат "Траклир" (бонзетан).
Данный препарат не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный Распоряжением правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 2199-р и в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития от 18 сентября 2006 года N 665, в связи с чем Г.Ю.П. не имеет возможности использовать предоставленное ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счет федерального бюджета.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Г. вправе получать назначенное лекарственное средство за счет средств бюджета Чувашской Республики. Причем обеспечение лекарственными средствами за счет бюджета субъекта РФ должно производиться независимо от наличия права истца на бесплатное получение препаратов за счет федерального бюджета в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Ст. 8 данного Федерального закона закрепляет, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Действовавшие до 01 января 2012 года Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также предусматривали, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, включая меры социального характера (ст. 20). Доводы апелляционной жалобы относительно того, что данный нормативно-правовой акт утратил силу, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку спорные отношения между сторонами возникли в период действия этого акта.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения" утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента. Финансирование расходов по оплате лекарственных средств осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Согласно ст. 20.1 Основ законодательства об охране здоровья Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая определяет условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Во исполнение приведенных положений закона Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года N 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год", которой предусмотрено, что при оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. В разделе III Программы закреплено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, оказывается государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в числе иных, лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 17 октября 2011 года N 444 утверждена государственная программа Чувашской Республики "Развитие здравоохранения" на 2012 - 2020 годы, программно-целевым инструментом является в числе прочих Республиканская целевая программа "Дети Чувашии" на 2010-2020 годы. Одной из задач этой программы является обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов.
По результатам анализа приведенных положений действующего законодательства судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что Г. имеет право на получение бесплатно лекарственного препарата "Траклир" (бозентан) за счет средств бюджета Чувашской Республики.
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Родители Г. в установленном порядке обратились с заявлением о предоставлении набора социальных услуг, что стороной ответчика не оспаривается.
Поскольку ответственным исполнителем государственной программы является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, судебная коллегия считает, что именно на нем лежит обязанность по обеспечению Г. необходимым ей лекарственным препаратом.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан, поскольку это не может служить основанием для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Доводы о том, что суд без привлечения экспертов принял во внимание, что имеющийся у Г. порок сердца является неоперабельным, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку это обстоятельство не является существенным для разрешения спора, так как лекарственный препарат "Траклир" был назначен Г. уполномоченными на то специалистами с указанием на его необходимость по жизненным показаниям и недопустимость его отмены или замены.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит решение суда, вынесенное по представленным в деле доказательствам, правильным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 августа 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 8 октября 2012 г. по делу N 33-3289/2012 (извлечение)
Текст определения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://vs.chv.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании