Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением главы администрации
Аликовского района
от 30 декабря 2010 г. N 804
Приложение N 2
Подпрограмма
"Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Аликовском районе" муниципальной целевой программы развития образования в Аликовском районе на 2011-2020 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Аликовском районе" муниципальной целевой программы развития образования в Аликовском районе на 2011-2020 годы
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 2008 г. N 230 "О перечнях республиканских и ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2009-2011 годах" Муниципальная целевая программа развития образования в Аликовском районе на 2011-2020 годы
|
Муниципальный заказчик подпрограммы |
- |
Администрация Аликовского района Чувашской Республики
|
Основной разработчик подпрограммы |
- |
Управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта администрации Аликовского района Чувашской Республики
|
Цель подпрограммы |
- |
повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда
|
Задачи подпрограммы |
- |
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях; поддержка образовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья; развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений; повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность; разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений; обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности; внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
объем услуг дополнительного образования, оказываемых каждому школьнику, не менее 6 часов в неделю к 2020 году; удельный вес детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, 95 процентов к 2020 году; количество общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья, десять к 2020 году; количество специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам воспитания, сто семьдесят к 2020 году; доля учреждений дополнительного образования детей с эффективными организационно-финансовыми механизмами управления деятельностью 100 процентов к 2020 году
|
Сроки реализации подпрограммы |
- |
2011-2020 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общая сумма финансирования - 467,4 тыс. рублей за счет средств муниципального бюджета Аликовского района (в ценах 2010 года), в том числе: в 2011 году - 38,0 тыс. рублей; в 2012 году - 40,0 тыс. рублей; в 2013 году - 40,0 тыс. рублей; в 2014 году - 45,2 тыс. рублей; в 2015 году - 43,5 тыс. рублей; в 2016 году - 47,0 тыс. рублей; в 2017 году - 49,5 тыс. рублей; в 2018 году - 53,2 тыс. рублей; в 2019 году - 53,0 тыс. рублей; в 2020 году - 58,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
социальная эффективность: создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений; расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году; увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование; обеспечение поддержки институтов семейного воспитания; увеличение количества общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья; повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 170 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность; экономическая эффективность: внедрение в 100 процентах учреждений дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Главным источником стабильного развития района являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан. Эффективность воспитания и его социально приемлемые результаты обеспечиваются рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" статус классного руководителя значительно повысился. Размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за первое полугодие 2010 года составил 1304,5 рублей.
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход в содержании образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.
"Точками роста" стали 3 базовые школы и 1 ресурсный центр, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2009-2010 учебном году в МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я. Яковлева", МОУ "Таутовская СОШ", МОУ "Яндобинская СОШ" и МОУ "Чувашско-Сорминская СОШ" организовано профильное обучение. Учащиеся занимаются по 6 профилям обучения: физико-математический, социально-экономический, социально-гуманитарный, биолого-химический, агротехнологический, естественно-научный, где они знакомятся с рынком труда, проходят тестирование на выявление профессиональных интересов и способностей, углубленно изучают предметы, необходимые для получения будущей профессии и др. В МОУ "Яндобинская СОШ" и МОУ "Таутовская СОШ" некоторые из них по программам предпрофессиональной подготовки получают соответствующие свидетельства. Технологический, физико-математический, естественнонаучный профили пользуются повышенным спросом, то есть учащиеся свою будущую профессиональную деятельность связывают с реальной экономикой. Это показывает, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда, общества.
В решении задач воспитания детей и молодежи важно взаимодействие общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей. В систему дополнительного образования детей в районе входят 3 учреждения: МОУ ДОД "Аликовский районный центр детского и юношеского творчества", МОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа"; МОУ ДОД "Аликовская детская школа искусств". В 2008-2009 учебном году в различных кружках, секциях и классах занимались 1608 учащихся, что составляет 62,4% от общего количества учащихся, в текущем учебном году - 1549 учащихся, что составляет 63,7% от общего количества детей.
В районе сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Сеть образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований - все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции.
Воспитательный процесс в образовательных учреждениях направлен на создание для каждого ребенка комфортного образовательного пространства поля неформального общения культурной и эмоционально значимой среды, в котором есть возможности для создания ситуации успеха. Вся деятельность в них осуществляется с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей национально-культурных традиций в разновозрастных, так и одновозрастных объединениях посредством реализации образовательных программ по разным направлениям.
В системе образования района успешно используется дистанционная форма общения учащихся, их педагогов и организаторов дистанционных состязаний. С помощью педагогов школьники активно используют возможности компьютерных технологий. Во многих школах района созданы условия для свободного доступа к электронной почте и поиска информации в сети Интернет, без чего было бы невозможно участие школьников в дистанционных конкурсах.
Созданы Центр дистанционного обучения, межшкольный методический центр на базе МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я. Яковлева" Педагоги активно разрабатывают цифровые образовательные ресурсы, включая в этот процесс учащихся старших классов, что стимулирует их к дальнейшему овладению интернет-технологиями.
Результатом является участие учителей, учащихся и самих школ в различных конкурсах. На республиканском этапе Всероссийского профессионального конкурса "Учитель года России" приняла участие Чашкова Т.Г., учитель начальных классов МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я. Яковлева". В первой открытой ярмарке "Педагогические инновации - 2010" в конкурсе "Проблемная ситуация в начальной школе" представила мастер-класс Никандрова Т.В., учитель начальных классов МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я. Яковлева". По итогам данной ярмарки Никандрова Т.В. признана победителем и награждена дипломом 1 степени.
В республиканском дистанционном конкурс эссе среди учащихся 9-11 классов "Учитель будущего" учащаяся МОУ "Вотланская ООШ" Афанасьева Марина заняла III место среди учащихся 9-х классов (руководитель Евдокимова Т.А.). В Интернет-олимпиаде по чувашскому языку и литературе учащаяся 8 класса МОУ "Аликовская СОШ им.И.Я. Яковлева" Алексеева Алена заняла II место (рук. Венедиктова Е.И.).
На республиканском конкурсе общеобразовательных учреждений "Образовательная инициатива" представили материалы МОУ "Таутовская СОШ" в номинации "Обновление образовательных стандартов" и МОУ "Яндобинская СОШ" в номинации "Сохранение и укрепление здоровья". По итогам конкурса МОУ "Яндобинская СОШ" удостоилось гранта в сумме 250 тыс.руб.
Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования. Управление образования района ежегодно организует проведение семинаров, семинаров практикумов, конференций по проблемам патриотического воспитания, а также участвует в республиканских мероприятиях.
В общеобразовательных учреждениях Аликовского района патриотическое воспитание возложено на заместителей директоров школ по воспитательной работе. Воспитание чувства гражданственности и патриотизма осуществляется путем:
- организации мероприятий гражданской и патриотической направленности, в том числе посвященных юбилейным датам отечественной истории и культуры;
- пропаганды в молодежной среде истории родного края, распространения информации о его знаменитых уроженцах;
- координации работы по проведению мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества;
- участия в подготовке молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- участия в подготовке учебных, методических, художественно-публицистических и иных печатных материалов, аудио- и видеопродукции, направленных на воспитание у молодежи чувства гражданственности и патриотизма.
В районе стало традицией проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы. В рамках этого месячника активное участие в мероприятиях принимают учащиеся образовательных учреждений: это - районные соревнования по лыжным гонкам, турнир по волейболу, фестиваль патриотической песни, районный конкурс боевых листков, посвященный Дню защитника Отечества и т.д., Проведение этого месячника всегда широко освещается в районных средствах массовой информации.
Учащиеся с уважением относятся к памяти воинов, погибших за Отечество и стараются помочь ветеранам. Главная задача - окружить ветеранов заботой и вниманием, простым человеческим теплом, сделать так, чтобы подвиг, совершенный военным поколением не изгладился из нашей памяти. Для этого в районе проводили молодежную акцию "Весенняя неделя добра", благотворительную акцию "Ветерану глубинки - народное внимание и заботу", в ходе которых учащиеся школ помогали ветеранам войны и тыла в хозяйственных работах по дому, оказывали шефскую помощь.
Ежегодно в мае проводятся районные юнармейские игры "Зарница" и "Орленок" победители участвуют в республиканских финальных юнармейских играх. Ветераны района до сих пор находятся в строю: участвуют в районных играх "Зарница" и "Орленок", при проведении торжественных проводов призывников, в школах участвуют в проведении уроков гражданственности и патриотизма. В течение учебного года встречаются со школьниками на уроках мужества, рассказывают правду о тех годах, когда наша страна вела самую кровопролитную в своей истории войну.
В образовательных учреждениях разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. За последние два года 23,5% классных руководителей обучены современным методикам организации воспитательной работы. В целях повышения уровня профессиональной компетентности они прошли курсы по теме "Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя" на базе МОУ "Аликовская СОШ" со 2 по 21 марта 2009 г. Благодаря реализации комплексных мероприятий, направленных на повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях и усиление взаимодействия с семьей и другими общественными институтами, наметилась тенденция к снижению преступности среди несовершеннолетних как одного из формальных показателей оценки качества воспитательной работы. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2009 год, по сравнению с 2007 годом сократилось на 56 процентов.
Год |
Количество совершенных преступлений |
Количество несовершеннолетних участников в совершении преступлений |
2001 |
8 |
10 |
2007 |
9 |
8 |
2008 |
5 |
9 |
2009 |
5 |
5 |
Функционирующий Центр психолого-медико-социального сопровождения при Управлении образования, социального развития, молодежной политики и спорта на основании комплексной диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья определяют характер и продолжительность коррекционно-развивающей помощи каждому ребенку, содействуют в организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных его индивидуальным особенностям.
Значительное внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (50 процентов учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности ежедневно в школах проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Ежегодно проводится более 80 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовыми являются Спартакиада школьников, которая включает самые популярные и доступные виды спорта, районная олимпиада по физической культуре, физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников "Малышиада". В МОУ "Таутовская СОШ" реализуется программа "Здоровая школа" по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс на основе интеграции образовательных программ основного и дополнительного образования. Под руководством учителя физической культуры Васильева Н.П. в данной школе работают спортивные кружки и секции: легкая атлетика, настольный теннис, волейбол. Также в школе кроме спортивного зала оборудован тренажерный зал.
Физкультурно-спортивный комплекс посещают в среднем 4400 человек в месяц, в том числе 2910 школьников и 240 дошкольников. На территории района имеются хоккейные коробки (ФСК и Таутовское сельское поселение), в которых занимаются учащиеся школы.
В районе комплексная работа по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основными направлениями являются предупреждение социального сиротства, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетным направлением по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является развитие семейной формы устройства. Активизации этой работы в значительной степени способствует существенная государственная поддержка. На 01 июля 2010 года на учете в органе опеки и попечительства администрации Аликовского района состоят 96 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются 71 семье. В Аликовском районе организовано 26 приемных семей, в которых проживают 43 ребенка. На 01 июля единовременное пособие выплачено 5 опекунам. За 6 месяцев 2010 года выявлено 2 детей, оставшихся без попечения родителей, которые в месячный срок устроены в семью и интернатное учреждение, 7 детей из детского дома нашли тепло домашнего очага.
Ежегодно в районе проводится около 150 крупных мероприятий различного уровня, в которых участвует более 1,5 тыс. школьников. Большую роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время в районе действует 13 детских и молодежных общественных объединений, членами которых являются 59,5 процентов школьников в возрасте 10-15 лет. Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики "О проведении республиканских фестивалей детских общественных организаций и объединений" от 18.05.2001 года N 43 ежегодно в районе проводится фестиваль детских и молодежных общественных объединений. Очередной фестиваль состоялся 30 апреля 2010 г. для самых активных и творческих членов объединений. После торжественного открытия фестиваля делегации ДОО совершили праздничное шествие по с. Аликово до МУ ФСК "Х.лхем". в ФСК состоялись конкурсные блоки: интеллектуальная и спортивно-развлекательная эстафета. Интеллектуальная эстафета состояла из викторин, тестов, ребусов на темы 90-летия создания ЧР, 65-летия ВОВ, экологических вопросов и др. После конкурсов ребята на память о фестивале нарисовали эмблемы своих объединений на асфальте. Фестиваль завершился хороводом дружбы, где после игр и песен были объявлены победители.
Одним из показателей воспитательной работы являются достижения школьников на мероприятиях различного уровня, а также активное участие в творческой и спортивной жизни школы, района, их успешная социализация в обществе, патриотическое и духовно-эстетическое воспитание, формирование мотивации здорового образа жизни.
Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей системы образования сегодня возможно при условии формирования социального заказа на развитие воспитания, совершенствования нормативной правовой базы, поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества и государства, развития их материальной базы.
В повышении эффективности воспитательной работы имеется ряд проблем:
неразвитость механизмов государственно-общественного контроля осуществления воспитательной деятельности образовательными учреждениями;
дефицит профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательном учреждении.
Их решение предлагает комплекс мероприятий настоящей подпрограммы.
II. Основные цель и задачи, сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда.
Задачи подпрограммы:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях;
реализация эффективной политики инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений и гражданских институтов воспитания;
поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;
развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, предотвращения (профилактики) социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений;
повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность;
разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;
обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности;
внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011-2020 годах.
Индикаторы эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия подпрограммы распределены по восьми направлениям (приложение N 2).
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Выполнение подпрограммы предусматривается за счет средств местного бюджета Аликовского района (таблица).
С учетом возможностей объемы средств местного бюджета Аликовского района, направляемые на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
Объемы и источник финансирования подпрограммы по годам ее реализации
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
||||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Местный бюджет Аликовского района |
467,4 |
38,0 |
40,0 |
40,0 |
45,2 |
43,5 |
47,0 |
49,5 |
53,2 |
53,0 |
58,0 |
Итого |
467,4 |
38,0 |
40,0 |
40,0 |
45,2 |
43,5 |
47,0 |
49,5 |
53,2 |
53,0 |
58,0 |
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия подпрограммы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
Управление реализацией подпрограммы осуществляет основной разработчик - Управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта Аликовского района Чувашской Республики, контролирующий выполнение мероприятий подпрограммы и обеспечивающий целевое и эффективное использование бюджетных средств. Основной разработчик обеспечивает также организационное руководство реализацией подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 1 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения мероприятий подпрограммы в администрацию Аликовского района Чувашской Республики.
Информация о ходе и итогах реализации подпрограммы открыта для широкой общественности и размещается на сайте Управления образования Аликовского района Чувашской Республики в сети Интернет.
VI. Результаты реализации подпрограммы
Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основании следующих показателей:
социальная эффективность:
создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений;
расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году;
увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование;
обеспечение поддержки институтов семейного воспитания;
увеличение количества общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья;
повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 2500 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;
экономическая эффективность:
внедрение не менее чем в 100 процентах учреждений дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью.
Эффективность реализации подпрограммы определяется уровнем достижения ее показателей и индикаторов согласно приложению N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.