Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Утверждена
постановлением администрации
Аликовского района
от 30 декабря 2010 г. N 804
Подпрограмма
"Развитие системы дошкольного образования в Аликовском районе на 2011-2020 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование программы |
Развитие системы дошкольного образования в Аликовском районе на 2011-2020 годы
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25; поручение Президента Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 1 февраля 2008 г. (от 15 августа 2008 г. N Пр-261)
|
Муниципальный заказчик подпрограммы |
Администрация Аликовского района |
Исполнители подпрограммы |
управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта администрации Аликовского района, функционирующие дошкольные образовательные учреждения, учреждение образования, реализующие программы дошкольные образования
|
Основной разработчик подпрограммы |
Управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта администрации Аликовского района
|
Цель подпрограммы |
развитие системы дошкольного образования в Аликовском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование
|
Задачи |
- обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; - повышение качества дошкольного образования; - совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- к 2020 году (по сравнению с 2010 годом): удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года увеличение на 21,7 процента; - удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 79 процентов; - удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, увеличение на 50 процента; - удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования 89 процентов; - удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории 100 процентов
|
Сроки реализации |
2011-2020 годы
|
Объем и источники финансирования |
предполагаемый объем финансирования подпрограммы в 2011-2020 годах составит - 130736,8 тыс. рублей
|
Ожидаемые и конечные результаты реализации подпрограммы |
полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольных образовательных учреждений (в 2010 году - 58 процентов); увеличение охвата детей организованными формами дошкольного образования до 72 процентов (в 2010 году - 47,8 процента); обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее педагогическое образование (в 2010 году - 51 процентов). Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижении социальной и психологической напряженности в обществе. Экономическая эффективность подпрограммы будет достигнута за счет введения нормативного финансирования, перевода дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведения наполняемости групп в соответствии с нормативными показателями.
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
- контроль за реализацией подпрограммы организации осуществляет муниципальный заказчик - администрация Аликовского района Исполнители мероприятий ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения подпрограммы |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Развитие системы дошкольного образования в Аликовском районе направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Актуальность разработки подпрограммы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований: увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.
В районе функционируют 3 дошкольных образовательных учреждений, 4 группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и 7 школ группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, в районе созданы консультационные пункты. Более 97 процентов детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.
С 2009 года в районе отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Несмотря на введение ежегодно до 20 мест дополнительных мест в функционирующих детских садах и общеобразовательных школах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения остается по-прежнему актуальной. По состоянию на 1 сентября 2010 г. очередность в дошкольные образовательные учреждения составила 121 человек.
С учетом нынешнего состояния дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных учреждений:
Открытие групп кратковременного пребывания детей на базе свободных площадей общеобразовательных школах;
реконструкция детского сада на 40 мест
строительство 1 современного детского сада на 40 мест.
Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Вместе с тем в некоторых детских садах остается высоким уровень заболеваемости детей. Формирование здоровье сберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс являются одними из актуальных направлений современной системы дошкольного образования. Необходимо продолжить работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Одним из приоритетов должны стать укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием.
Серьезного внимания требует развитие речи ребенка, так как дети дошкольного возраста характеризуются повышенной чувствительностью к овладению языком. В связи с увеличением числа двуязычных детей существует проблема обучения их грамотной речи. Эти моменты недостаточно учитываются в практике работы детских садов, лишь в 1 (процентов) из них в штаты введены учителя-логопеды, а в остальные организовывается выезд логопеда с целью выявления дефектов речи и дальнейшей работы по их устранению.
Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.
Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям - реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку.
Мероприятия Программы направлены на решение вышеуказанных проблем.
II. Основные цели и задачи
Основными целями подпрограммы являются развитие системы дошкольного образования в Аликовском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование.
Задачами подпрограммы являются обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
Сроки реализации подпрограммы будут осуществляться в 2011-2020 годах.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования:
- обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
- повышение качества системы дошкольного образования;
- стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования;
- раннее сопровождение ребенка и семьи;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
- совершенствование материально-технической базы.
Мероприятия по реализации подпрограммы изложены в приложении N 2.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
разработка и принятие муниципальных подпрограмм развития дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех категорий детей;
создание вариативной сети дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих родителям право выбора образовательных услуг.
2. Повышение качества системы дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования.
Предусматриваются:
широкое внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования;
определение этнорегионального компонента содержания дошкольного образования;
создание муниципальной системы оценки качества дошкольного образования;
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы дошкольного образования.
3. Стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Цель мероприятий данного направления - поддержка лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших педагогов.
Предусматриваются:
грантовая поддержка инновационных проектов по развитию дошкольного образования;
проведение муниципальных конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений и педагогов.
4. Нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования.
Цель мероприятий данного направления - обеспечение соблюдения законодательства в области дошкольного образования.
Предусматриваются:
разработка нормативно-правовых и организационных механизмов развития новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;
внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений.
5. Раннее сопровождение ребенка и семьи.
Цель мероприятий данного направления - создание институциональных механизмов ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
Предусматриваются:
организация комплексной ранней диагностики каждого ребенка дошкольного возраста с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута и последующего психолого-медико-педагогического сопровождения;
развитие в дошкольных образовательных учреждениях вариативных моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Цель мероприятий данного направления - создание системы непрерывного образования, модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
введение новой системы оплаты труда, стимулирующих выплат по результатам труда работникам дошкольных образовательных учреждений;
оптимизация штатных расписаний дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории;
разработка и реализация программы системной подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений по предшкольному образованию.
7. Совершенствование материально-технической базы.
Цель мероприятий данного направления - обновление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.
Предусматриваются:
строительство нового современного детского сада, возврат перепрофилированных и ремонт существующих дошкольных образовательных учреждений;
оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, современным технологическим, учебно-игровым оборудованием и мебелью.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
Подпрограмма предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского местного бюджетов.
Механизм привлечения и использования долевых финансовых средств федерального бюджета, средств местных бюджетов определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и органа местного самоуправления. Подпрограмма предусматривает возможность софинансирования конкретных проектов и мероприятий за счет средств муниципального бюджета в рамках действующих муниципальных целевых программ.
Объемы и источники финансирования подпрограммы
(тыс. рублей)
Объемы затрат по источникам финансирования |
Годы реализации |
Итого |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Всего из местного бюджета |
11470,0 |
12728,4 |
15402,2 |
13208,6 |
12460,4 |
12231,2 |
12607,6 |
13158 |
13559,4 |
13910,8 |
130736,8 |
Объем инвестиций и других расходов на финансирование подпрограммы может ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
V. Механизм реализации подпрограммы
Муниципальным заказчиком подпрограммы является администрация Аликовского района.
Управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта администрации Аликовского района обеспечивает координацию деятельности органа местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению подпрограммы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями подпрограммы, а также общий контроль за ходом и реализацией подпрограммы.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет муниципальный заказчик - администрация Аликовского района.
Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения подпрограммы в управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта администрации Аликовского района.
Управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта администрации Аликовского района ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в информацию о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств в администрацию Аликовского района.
По окончании срока реализации подпрограммы управление образования, социального развития, молодежной политики и спорта администрации Аликовского района до 1 марта 2021 г. представляет в администрацию Аликовского района доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Результаты реализации подпрограммы
Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы.
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в сравнении с 2010 годом с учетом следующих показателей:
удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года, - увеличение на 21,7 процента;
удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 88 процентов;
удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования - увеличение на 60 процента;
удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования - 89 процентов;
удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории - 100 процентов.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации подпрограммы.
Предполагается, что экономическая эффективность подпрограммы будет выражена в повышении уровня жизни молодых семей, увеличении их трудового потенциала.
Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в улучшении демографических показателей, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования.
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы изложена в приложении N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.