Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2008 г. N 409 "О Плане мероприятий по проведению в 2009 году в Чувашской Республике Года земледельца", в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2007 г. N 287 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2008 г. N 138, от 19 августа 2008 г. N 234) и для представления в Министерство сельского хозяйства РФ и участия в конкурсе по отбору региональных программ по развитию молочного скотоводства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1096 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации", создания организационно-технологических и экономических условий для эффективного развития отрасли молочного скотоводства приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра С.В. Павлова и С.А. Енилину.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.
Министр |
М.В. Игнатьев |
Утверждена
приказом Министерства сельского
хозяйства Чувашской Республики
от 26 февраля 2009 г. N 30
Ведомственная целевая программа
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы"
|
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года N 1096 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"
|
Заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
|
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
|
Цель программы |
Создание организационно-технологических и экономических условий, обеспечивающих эффективное развитие отрасли молочного скотоводства и увеличение объемов производства молока.
|
Основные задачи |
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: - ускоренное развитие молочного скотоводства; - укрепление племенной базы молочного скотоводства
|
Участники программы |
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Госветслужба Чувашской Республики, КУП ЧР "Агро-Инновации", ОАО "Чувашское" по племенной работе, органы местного самоуправления, сельхозтоваропроизводители
|
Основные мероприятия программы |
Программой определено развитие молочного скотоводства за счет: - развития селекционно-племенной работы для повышения продуктивности коров и валового производства молока, повышения качества молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ) и фермеров, создания пунктов искусственного осеменения (сервисных центров); - укрепления качественной кормовой базы, применения прогрессивных технологий заготовки кормов; - ветеринарной защиты поголовья молочного скота; - технического перевооружения молочного животноводства за счет привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов; - обеспечения отрасли квалифицированными кадрами и освещения в СМИ проблем производства и потребления молока; - обеспечения населения высококачественной отечественной молочной продукцией, реализации мер по регулированию рынка молока
|
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2012 годы
|
Исполнители программы |
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Госветслужба Чувашской Республики, КУП ЧР "Агро-Инновации", ОАО "Чувашское" по племенной работе, органы местного самоуправления, сельхозтоваропроизводители
|
Объёмы и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию программы на период 2009-2012 г.г. составляет в ценах соответствующих лет 6038,6 млн. рублей, в том числе: - за счет республиканского бюджета - 528,3 млн. рублей, из них по годам: 2009 г - 111,2 млн.руб., 2010 г. - 135,9 млн.руб., 2011 г. - 136,2 млн.руб., 2012 г.- 144,8 млн.руб.; - за счет привлеченных средств - 5510,2 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 570,7 млн.руб., 2010 г. - 1454,9 млн.руб., 2011 г. - 2430,3 млн.руб., 2012 г. - 1054,2 млн.руб.
|
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели программы: - производство молока: 2009 г. - 498,7 тыс. тонн; 2010 г. - 536,5 тыс. тонн; 2011 г. - 594,0 тыс. тонн; 2012 г. - 635,7 тыс. тонн. - средний надой от 1 коровы: - 2009 г. - 4064 кг; 2010 г. - 4228 кг; 2011 г. - 4552 кг; 2012 г. - 4780 кг. - удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота 2012 г. - 15%; - приобретение племенного молодняка не менее 575 голов в 2009 году и 1300 голов ежегодно в течение 3-х последующих лет; - создание центров по оказанию сервисных услуг - 13 шт. ежегодно; - выход телят на 100 маток довести с 77 (2008 г.) до 89 голов в 2012 году.
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Стабилизация поголовья коров к 2012 году на уровне 135,5 тыс.гол. 2. Прирост производства молока за 2008-2012 годы на 141,9 тыс. тонн. 3. Доведение производства молока на душу населения до 500 кг в год 4. Рост налоговых поступлений к уровню 2008 г. - на 28,9% 5. Повышение производительности труда в 1,7 раза.
|
Система управления и контроля |
Ответственным за реализацию программы в целом является Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы" (далее - Программа) разработана в развитие республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.", которая утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2007 года N 287 и является ее составной частью.
Молочное животноводство является основным источником круглогодичного получения доходов для сельскохозяйственных организаций, источником самообеспечения важного продукта питания, дополнительного заработка от продажи молока и продуктов его переработки населению. Разведением молочного скота в Чувашской Республике заняты как крупные сельскохозяйственные организации, так и малые формы хозяйствования. Крупный рогатый скот разводят 443 предприятия.
За последние годы в молочном скотоводстве Чувашии из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Во многих хозяйствах продуктивный скот реализуется в связи с необходимостью приобретения ГСМ, запасных частей и других оборотных средств. В 2008 году по сравнению с 1990 годом поголовье крупного рогатого скота снизилось на 55,2%, коров - на 38,8%. Объем производства молока во всех категориях хозяйств сократился на 20,2%. Наибольшее сокращение численности крупного рогатого скота произошло в сельскохозяйственных организациях. По состоянию на 1 января 2009 года численность крупного рогатого скота, по сравнению с аналогичной датой 1991 года, сократилась на 80,1% или на 313,3 тыс. голов, в том числе коров соответственно на 72% или на 76,5 тыс. голов.
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства за 1990-2008 гг.
Показатели |
Ед.изм. |
1990 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. в % к 1990 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Поголовье КРС во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
526,1 |
247,5 |
243,9 |
236,0 |
44,8 |
в т.ч. коров |
тыс. голов |
202 |
131,1 |
128 |
123,8 |
61,2 |
2. Производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
618,7 |
459,8 |
490,7 |
493,8 |
79,8 |
3. Выход телят на 100 коров |
гол. |
90 |
79 |
80 |
77 |
85,5 |
4. Рентабельность производства молока с господдержкой |
% |
* |
14,3 |
27,1 |
15,8 |
* |
5. Рентабельность производства молока без господдержки |
% |
54,6 |
11,9 |
23,8 |
10,0 |
* |
Существенными причинами снижения темпов роста производства молока в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики, прежде всего, являются снижение поголовья коров, низкая обеспеченность качественными кормами, нарушение технологии производства, снижение показателей воспроизводства стада и закупочных цен на молоко. По итогам первого полугодия 2009 года производство молока во всех категориях хозяйств составило 266,0 тыс. тонн молока - 100,01% к соответствующему периоду 2008 года. При сокращении поголовья дойного стада (97,4%) росту производства молока способствовало увеличение продуктивности коров до 2165 кг (106,3%).
Основными препятствиями для устойчивого развития молочного скотоводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются недостаточная развитость племенной базы, невысокий показатель по выходу телят в расчёте на 100 коров (77 голов), низкий удельный вес племенного поголовья (8,4%) в общей численности крупного рогатого скота. Снижение доходной части молочного скотоводства, финансовой состоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей повлияло на сокращение объемов закупаемого и реализуемого племенного молодняка крупного рогатого скота в 2009 году. В настоящее время в воспроизводстве стада крупного рогатого скота из-за финансовой несостоятельности недостаточно используются и выдающиеся быки-производители. В сельскохозяйственных предприятиях - низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием (10-15%), недостаточный уровень кормов по объему и качеству, нехватка квалифицированных кадров. Отсутствует экономическая мотивация реализации имеющихся на сегодня возможностей ускоренного развития молочного скотоводства.
Эффективному ведению молочного скотоводства препятствует и неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающие предприятия - оптовая и розничная торговля". В результате чего на долю сельскохозяйственных товаропроизводителей по производству молока приходится 37,2% в розничной цене на молоко (в Западных странах - 50-55%). А также недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, которая в среднем составляет около 5% от производственных издержек.
Предпринятые в 2006-2008 гг. меры в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации, наметилась тенденция его оживления.
В ходе реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" изменился породный состав в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота, активизирован процесс создания крупных молочных хозяйств, в которых реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию и доению. За 2006-2008 гг. на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов по молочному скотоводству на срок до 8 лет с кредитными организациями заключили договора и получили льготные кредитные средства на общую сумму 523,2 млн. рублей 58 сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время из 58 объектов введено в действие 48 животноводческих ферм и комплексов.
Выполнение объемов производства молока в 2010-2012 гг. ожидается достигнуть за счет стабилизации и роста поголовья, продуктивности коров дойного стада при оптимальной ценовой политике на молоко на рынке основных видов сельскохозяйственной продукции. А также за счет выхода на плановую производственную мощность вновь введенных в эксплуатацию, реконструированных и модернизированных 48 молочно-товарных комплексов и ферм. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота на уровне намеченных показателей в Программе ожидается достигнуть за счет приобретения и реализации племенного молодняка крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями, малыми формами хозяйствования.
Ускоренное развитие молочного скотоводства следует рассматривать как проблему республиканского значения, решение которой позволит в перспективе, научно обоснованно и в интересах всего населения, удовлетворить спрос на молоко, молочные продукты за счёт отечественного производства.
Программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы" направлена на модернизацию молочного скотоводства.
Для модернизации отрасли животноводства в перспективе Чувашия располагает всеми необходимыми предпосылками:
- достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- высокопродуктивные породы молочного скота интенсивного типа. В Чувашии имеется 27 ферм с дойным стадом, где продуктивность коров составляет 5000 и более килограмм молока.
Объективная необходимость участия республики в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной значимостью молока, как необходимого для здоровья населения продукта питания, наиболее доступного по цене;
- необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм и комплексов для молочного скота.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы" направлена на решение указанных проблем.
II. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание экономических и технологических условий для устойчивого развития отрасли молочного животноводства и увеличения объемов производства молока.
При достижении поставленной цели будут решены следующие задачи:
- ускоренное развитие молочного скотоводства;
- укрепление племенной базы молочного скотоводства.
III. Целевые индикаторы Программы
За 2009-2012 годы будут задействованы механизмы устойчивого развития молочного скотоводства, заложена база для обеспечения населения молоком отечественного производства.
Более полное и сбалансирование использование имеющихся ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности внесет существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий. Научно-технический прогресс в отрасли будет осуществляться через ряд актуальных проектов по кадровому обеспечению отрасли.
Достижение программной цели позволит увеличить в сравнении с уровнем 2008 года:
- объемы производства молока в 2012 году на 28,7%;
- удой на корову в год в 2012 г. на 19,3%;
- производство молока на душу населения до 500 кг в год.
Объём производства молока в 2012 году составит 635,7 тыс. тонн.
Программа рассчитана на 4 года (2009-2012 годы). За этот период намечается решить первоочередные задачи по сохранению и наращиванию поголовья скота, повышению его продуктивности и увеличению производства молока. Ведущими направлениями развития молочного скотоводства станут повышение генетического потенциала животных и совершенствование материально-технической базы кормопроизводства. Будут решаться вопросы реконструкции имеющихся и строительства новых производственных объектов и ферм, внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения эффективности ведения животноводства.
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам за счёт бюджета приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2008 г. |
Годы |
2012 г. % к 2008 г. |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
4004 |
4064 |
4228 |
4552 |
4780 |
119,3 |
2. Валовое производство молока |
тыс. тонн |
493,8 |
498,7 |
536,5 |
594,0 |
635,7 |
128,7 |
3. Производство молока на душу населения |
Кг |
386 |
396 |
426 |
467 |
500 |
129,5 |
4. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
1247 |
575 |
1420 |
1541 |
1660 |
133,1 |
5. Выход телят на 100 коров |
гол. |
77 |
79 |
82 |
84 |
89 |
115,5 |
6. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
8,4 |
9,5 |
10,5 |
12 |
15,0 |
* |
7. Удельный вес племенных коров в общей численности коров |
% |
4,1 |
4,7 |
5,1 |
5,8 |
6,4 |
* |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
7. Наличие центров по оказанию сервисных услуг |
ед. |
370 |
383 |
396 |
409 |
422 |
114,1 |
8. Реализация племенного молодняка |
гол. |
795 |
914 |
1051 |
1208 |
1389 |
174,7 |
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Комплекс организационных, экономических, производственно-технологических и финансовых мероприятий для обеспечения развития молочного скотоводства будет осуществляться по следующим направлениям:
- развитие селекционно-племенной работы для повышения продуктивности коров и валового производства молока, повышение качества молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ) и фермеров и создание пунктов искусственного осеменения (сервисных центров);
- укрепление качественной кормовой базы и применение прогрессивных технологий заготовки и приготовления кормов;
- ветеринарная защита поголовья молочного скота;
- техническое перевооружение молочного животноводства за счет привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов;
- обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и освещение в средствах массовой информации проблем производства и потребления молока;
- обеспечение населения высококачественной отечественной молочной продукцией, реализация мер по регулированию рынка молока.
4.1. Развитие селекционно-племенной работы для повышения продуктивности коров и валового производства молока. Повышение качества молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ) и фермеров и создание пунктов искусственного осеменения (сервисных центров)
Одним из основных условий увеличения объемов производства молока является целенаправленная племенная работа по улучшения# генетического потенциала разводимых пород молочного скота. Поголовье коров в республике в основном укомплектовано коровами черно-пестрой голштинизированной породы, удельный вес которой составляет 96% от общего поголовья коров молочного стада. Племенное молочное скотоводство в республике представлено 18 племенными заводами и репродукторами, которые сосредоточены в Ядринском, Моргаушском, Яльчикском, Чебоксарском, Батыревском, Аликовском, Вурнарском, Комсомольском районах.
Для воспроизводства стада и введения селекционно-племенной работы во всех районах республики используются быки-производители ОАО "Чувашское" по племенной работе, ОАО "Московское" по племенной работе.
Для улучшения генетического потенциала разводимых пород крупного рогатого скота предусматривается проведение следующих мероприятий:
- консолидация лучшей генетики крупного рогатого скота в племенных заводах и репродукторах и ведение целенаправленной селекционной работы с привлечением передового мирового опыта в области племенного животноводства с целью создания современных племенных хозяйств, отвечающим мировым требованиям;
- создание племенного ядра высокопродуктивного маточного поголовья, отвечающим требованиям стандарта черно-пестрой породы;
- разработка и внедрение информационной системы ведения племенного молочного животноводства на базе компьютерных технологий, что поможет 5-6 раз повысить эффективность труда селекционеров и на 15-20% увеличить достоверность записей в племенных сертификатах;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слова "поможет" пропущен предлог "в"
- завоз высококачественного племенного материала (скот, семя и т.д.);
- ежегодный ввод нетелей в основное стадо не менее 25-30%;
- направленное выращивание молодняка для воспроизводства и формирования высокопродуктивного стада крупного рогатого скота;
- организация раздоя коров, осеменение коров в оптимальные сроки;
- проведение ежегодной выставки с целью пропаганды достижений в области племенного животноводства.
Бюджетная поддержка молочного животноводства в Чувашской Республике направлена на развитие базовых хозяйств, обеспечивающих последовательное увеличение производства молока на основе внедрения эффективных ресурсосберегающих методов производства.
С 2009 года субсидии за счёт средств республиканского бюджета (Приложение N 1 и N 2) на возмещение части затрат на содержание высокопродуктивного дойного стада будут получать сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм с поголовьем дойных коров в стаде не менее 60 голов, (КФХ независимо от численности поголовья). Выплата производится нарастающим итогом с начало# года при условии сохранения высокопродуктивного поголовья коров не ниже уровня предыдущего года (по состоянию на 1 января текущего года) и продуктивности не ниже соответствующего периода предыдущего года. Субсидии определяются по дифференцированным ставкам (с продуктивностью от 3700-4500 кг - 3100 руб. на голову, от 4500 и более - 4200 руб. на голову). Общая сумма субсидий на 2009-2012 годы составит в 217,8 млн.руб. Объем бюджетного финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями республиканского бюджета.
Таблица 3
Субсидии за счёт средств республиканского бюджета на возмещение части затрат на содержание высокопродуктивного дойного стада на 2009-2012 гг.
Годы |
Число коров с удоем 3700-4500 кг, гол. |
Субсидии, тыс.руб. |
Число коров с удоем 4500 кг и более, гол. |
Субсидии, тыс.руб. |
Всего субсидий, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2009 |
9497 |
29440 |
5946 |
24975 |
54415 |
2010 |
9283 |
28777 |
5799 |
24355 |
53132 |
2011 |
9586 |
29413 |
5964 |
25047 |
54460 |
2012 |
9912 |
30108 |
6136 |
25774 |
55882 |
Итого |
|
117738 |
|
100151 |
217889 |
Целевые средства на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота для дальнейшего использования в целях улучшения генетического потенциала стада и производства продукции молочного скотоводства могут получить сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм.
Таблица 4
Субсидии на возмещение части затрат на повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку племенных телок и нетелей
Годы |
Требуется телок и нетелей, гол. |
Живая масса, тонн |
Ставка субсидий на 1 кг живой массы, руб. |
Всего субсидии на покупку телок и нетелей, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2009 |
575 |
456 |
40 |
10498 |
2010 |
1420 |
481 |
52 |
23851 |
2011 |
1540 |
522 |
52 |
27144 |
2012 |
1660 |
565 |
54 |
30510 |
Всего за 2009-2012 гг. |
92003 |
Субсидии на содержание племенного маточного поголовья КРС сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Племенные заводы.
Ставка субсидий определяется из расчета на 1 голову маточного поголовья КРС. Размер поддержки на корову в год с ФБ в племенных заводах составляет в год 5,0 тыс.руб. Общая сумма на 2009-2012 гг. составит 7,3 млн. рублей. В соответствии с планируемым увеличением численности скота в племенных заводах в 2012 году до 1585 голов, размер поддержки из республиканского бюджета по годам составит:
Таблица 5
Субсидии на содержание племенного маточного поголовья КРС сельскохозяйственных товаропроизводителей
Годы |
Число коров, гол. |
в т.ч. имеющих субсидии, гол. |
Субсидии, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2009 |
1442 |
1150 |
1726 |
2010 |
1495 |
1162 |
1743 |
2011 |
1540 |
1237 |
1856 |
2012 |
1585 |
1317 |
1976 |
Всего за 2009-2012 гг. |
|
|
7301 |
Племенные репродукторы.
Ставка субсидий определяется из расчета на корову стада племенного репродуктора, имеющую теленка. Размер поддержки на корову в год (до 30% от издержек) в племенных репродукторах составит - 4500 руб. Общая сумма на эти цели составит 13,5 млн.руб. В соответствии с планируемым увеличением численности скота в племенных репродукторах в 2012 году до 3990 голов, размер поддержки из республиканского бюджета по годам:
Таблица 6
Годы |
Число коров, гол. |
в т.ч. имеющих субсидию гол. |
Субсидии, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2009 |
3665 |
3087 |
4167 |
2010 |
3775 |
2186 |
2951 |
2011 |
3880 |
2311 |
3120 |
2012 |
3990 |
2460 |
3322 |
Всего за 2009-2012 гг. |
|
|
13560 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение и содержание быков-производителей (софинансирование)
Размер субсидий рассчитывается на одного быка-производителя, купленного племенным предприятием. В 2009-2012 г.г. объем субсидий на покупку племенных быков составит всего 325 тыс.руб. За период реализации Программы общее количество покупаемых быков составит 28 голов. Потребность в финансировании на четыре года на содержание быков-производителей составит всего 1945 тыс.руб., в том числе по годам:
Таблица 7
Годы |
Покупка племенных быков |
Субсидии на содержание быков |
Всего субсидий, тыс.руб. |
||
голов |
тыс.руб. |
голов |
тыс.руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2009 |
7 |
85 |
8 |
450 |
535 |
2010 |
7 |
75 |
9 |
390 |
465 |
2011 |
7 |
80 |
9 |
390 |
470 |
2012 |
7 |
85 |
9 |
390 |
475 |
Всего за 2009-2012 гг. |
325 |
|
1620 |
1945 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение семени племенных быков-производителей. Ставка субсидий определяется из расчета 70% затрат на одну дозу семени. Ежегодно будет приобретаться не менее 58,0 тыс. доз семени. Объем субсидий за 4 года составит 16,1 млн.руб.
Таблица 8
Годы |
Приобретение семени племенных быков-производителей, тыс. доз |
Приобретение семени племенных быков-производителей, тыс.руб. |
Ставка субсидий, % от затрат |
Субсидии, всего, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2009 |
58,0 |
5000 |
70 |
3500 |
2010 |
58,0 |
5214 |
70 |
3650 |
2011 |
58,0 |
5529 |
70 |
3870 |
2012 |
58,0 |
5887 |
70 |
4121 (дополн.потреб.) |
Итого |
244 |
23018 |
* |
15141 |
Покупка улучшенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород (финансирование по конкурсу программ).
(дополнительная потребность)
Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 кг живой массы молодняка - 30 рублей. Потребность в субсидиях на покупку высокоценных нетелей и телок составит (в ценах 2008 года) на период 2010-2012 гг. - 7,5 млн.руб., из них по годам:
Таблица 9
Годы |
Требуется телок и нетелей, |
Ставка субсидий на 1 кг живой массы, руб. |
Всего субсидии на покупку телок и нетелей, тыс. рублей |
|
голов |
живая масса, тонн |
|
||
2009 |
- |
- |
- |
- |
2010 |
200 |
83 |
30 |
2500 |
2011 |
200 |
83 |
30 |
2500 |
2012 |
200 |
83 |
30 |
2500 (доп.потреб.) |
Всего за 2010-2012 г.г. |
800 |
332 |
|
7500 |
Учитывая тенденцию наращивания поголовья скота в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах вопрос организации искусственного осеменения коров и телок, принадлежащим гражданам, имеет огромное значение. Поэтому открытие пунктов искусственного осеменения при ветеринарных станциях районов, сельских поселениях для обслуживания частного сектора явится важным мероприятием в деле улучшения племенного и продуктивного качества крупного рогатого скота, разводимого в Чувашской Республике.
В течение 4-х лет в районах республики намечено открыть 52 сервисных центров по воспроизводству крупного рогатого скота, которые должны отвечать современным требованиям времени.
Таблица 10
Обеспеченность сервисными центрами по воспроизводству крупного рогатого скота
Наименование показателя |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Наличие центров по оказанию сервисных услуг, кол-во |
370 |
383 |
396 |
409 |
422 |
В % от потребности |
87,6 |
91 |
94 |
97 |
100 |
Субсидии на создание сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота и компенсацию затрат по искусственному осеменению (финансирование по конкурсу программ за счет федерального бюджета) (дополнительная потребность).
Ставка субсидий определяется в расчете на одну стельность, в размере 100% издержек связанных с искусственным осеменением. Искусственное осеменение коров в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и фермерских хозяйствах за оплату из субсидий выполняют:
а) техники по искусственному осеменению крупного рогатого скота и ветеринарные работники сервисных центров по искусственному осеменению;
б) техники по искусственному осеменению и ветеринарные работники сельскохозяйственных предприятий;
в) специалисты ветеринарных участков и районных ветеринарных станций.
Охват искусственным осеменением ЛПХ и фермерских хозяйств составит 50%. Затраты на одно плодотворное осеменение коров составляют 140 рублей. Для оснащения сервисных центров предусматривается выделение 500 тыс.руб. (100% субсидирование). Общая сумма на компенсацию затрат на искусственное осеменение на период 2009-2012 годов составит 78,6 млн.руб., в том числе по годам:
Таблица 11
Годы |
Предусмотрено увеличить поголовье коров и телок, осеменяемых искусственно, тыс.гол. |
Требуется субсидий из расчета 140 руб. за голову, тыс.руб. |
Затраты на создание сервисных центров по воспроизводству с/х животных, тыс.руб. |
Всего субсидий, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2009 |
94,0 |
13160 |
6500 |
19660 |
2010 |
94,0 |
13160 |
6500 |
19660 |
2011 |
94,0 |
13160 |
6500 |
19660 |
2012 |
94,0 |
13160 |
6500 |
19660 (допол.потреб.) |
Всего за 2009-2012 гг. |
52640 |
26000 |
78640 |
4.2. Укрепление качественной кормовой базы и применение прогрессивных технологий и заготовки кормов
Реализация генетического потенциала молочности коров возможно# только при создании необходимых условий содержания и кормления. Высокий генетический потенциал не гарантирует получение высоких надоев без знания и внедрения новых технологий, улучшения качества кормов. Коровы, не получающие достаточное количество энергии, часто имеют тихую течку. Тихая течка и перегуливание - самые значительные проблемы на практике. Проблемы с плодовитостью связаны с большими потерями живой массы на ранних стадиях лактации и жировой дистрофией печени. Поступление энергии с кормом является первичной движущей силой для улучшения энергетического баланса и, следовательно, ситуации с плодовитостью и продуктивностью в стаде.
Обязательным условием реализации программы является устойчивое обеспечение животных сбалансированными и качественными кормами. В соответствии с прогнозируемыми объемами производства продукции молочного скотоводства потребность в концентрированных кормах в 2012 году составит 296,2 тыс. тонн, сене - 220,1 тыс. тонн, сенаже - 339,0 тыс. тонн, силосе - 596,1 тыс. тонн и другими видами сочных кормов - 2558,4 тыс. тонн.
Для устойчивого обеспечения животных сбалансированными и качественными кормами, полноценной кормовой базой намечено увеличение площадей под высокобелковые культуры. В республиканском бюджете предусмотрено выделение средств на возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур. Ставка субсидии определяется из расчета средней стоимости семян на посев 1 га высокобелковых культур (спектр стоимости 1 кг семян бобовых - клевера, люцерны, козлятника, эспарцета находится в значениях от 34 до 35 руб., а норма высева семян колеблется от 6 до 80 кг/га).
В 2008 году средняя стоимость семян на 1 га посева составила 900 руб. Субсидии рассчитаны в размере 8-10% на 1 га.
Таблица 12
Потребность в площадях под бобовыми культурами и размер субсидий на приобретение семян
Годы |
Площадь бобовых, засеянных эл. семенами, га |
Объем закупки семян, тонн |
Ставка субсидии, тыс.руб. за 1 тонну |
Субсидии, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2009 |
1000 |
20 |
34,35 |
687 |
2010 |
1100 |
22 |
37,10 |
816,2 |
2011 |
1150 |
23 |
40,0 |
920 |
2012 |
1200 |
24 |
4 |
1036,8 |
2009-2012 |
- |
89 |
|
3460 |
В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители и малые формы хозяйствования республики обеспечены сельскохозяйственными угодьями для кормопроизводства.
Таблица 13
Обеспеченность сельскохозяйственными угодьями для кормопроизводства в 2008 году
Наименование показателя |
Площадь, тыс.га |
Урожайность, ц к.ед./га |
Выход, ц к.ед. |
Потребность, ц к.ед. |
Обеспеченность, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
С/х угодия: |
938,9 |
|
|
|
|
В т.ч. пашня |
750,3 |
22,0 |
16506600 |
7258361 |
227,4 |
Сенокосы |
31,5 |
7,2 |
226800 |
193596 |
117,1 |
Пастбища |
140,3 |
13,4 |
1880020 |
1537864 |
122,2 |
Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2006 г. N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике", согласно данным Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, все земельные участки, расположенные на территории Чувашской Республики, включая земли сельскохозяйственного назначения, в 2007 году поставлены на государственный кадастровый учет.
За организациями и гражданами на все земли сельскохозяйственного назначения закреплены право устанавливающими документами (государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности, выданные физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеющие равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
В настоящее время осуществляются мероприятия по проведению территориального землеустройства. На государственный кадастровых учет ставятся земельные участки - земли общей долевой собственности. По состоянию на 1 октября 2008 г., согласно данным Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, из предоставленных сельскохозяйственным предприятиям земельных участков общей площадью 815,5 тыс.га проведено территориальное землеустройство на площади 527,4 тыс.га, что составило 64,7% от площади земель, подлежащих проведению территориального землеустройства. Из указанных земель проведена регистрация прав на земельные участки (права собственности и права аренды) в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на площади 103,3 тыс.га или 12,7%.
Для укрепления качественной кормовой базы предполагается:
- внедрение современных ресурсосберегающих технологий заготовки кормов и кормления полнорационными кормовыми смесями;
- разработка сбалансированных рационов на заданную продуктивность молочного скота;
- постепенный переход на круглогодовой силосно-сенажно-концентратный тип кормления, который исключает стрессовый фактор при переходе с зимне-стойлового содержания на летне-пастбищный период и обратно;
- совершенствование структуры посевных площадей под кормовые культуры;
- устранение дефицита кормового белка, йода, микро- и макроэлементов за счет завоза и применения кормовых добавок в рационах кормления скота;
- строительство, реконструкция и модернизация цехов по производству комбикормов и складов для их хранения;
- увеличение объемов загрузки существующих производственных мощностей комбикормовой промышленности, позволяющих перейти к использованию фуражного зерна преимущественно в виде сбалансированных по питательности комбикормов.
Возмещение части затрат на приобретение комбикормов (финансирование по конкурсу программ) (дополнительная потребность)
С 2009 года необходимо предусмотреть скармливание 100% концентратной части рациона осуществлять в виде полноценных комбикормов-концентратов в высокопродуктивных стадах. Объем их производства до 2012 года составит 69,9 тыс. тонн, что в денежном выражении - 55,8 млн. рублей. Стоимость комбикорма-концентрата в 2008 г. составляет 8 руб./кг. Объем комбикормов, концентратов их стоимость и размер субсидий представлены в таблице.
Таблица 14
Возмещение части затрат на приобретение комбикормов (финансирование по конкурсу программ) (дополнительная потребность)
Годы |
Потребность в комбикормах, тыс. тонн |
Затраты, тыс.руб. |
Ставка субсидий в % |
Субсидии тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2009 |
17,0 |
136000 |
- |
- |
2010 |
17,3 |
138000 |
10 |
13800 |
2011 |
17,6 |
140000 |
10 |
14000 |
2012 |
18,0 |
144000 |
10 |
14400 |
2009-2012 |
69,9 |
558000 |
|
42200 |
Потребность в белково-витаминных, минеральных добавках в 2009 году составит в молочном скотоводстве 14,5 тыс. тонн. К 2012 году потребность в добавках вырастет до 15,4 тыс. тонн. Наличие минеральных веществ, витаминов в рационе способствует лучшему использованию питательных веществ.
Реализация проекта "БиоПарк" ЗАО "РОСЛИЗИН НИДЕРЛЭНДС Б.В." на территории Шумерлинского района Чувашской Республики по организации производства L-лизина и белковых кормовых добавок к 2012 году позволит решить проблему обеспечения отрасли лизином и белково-витаминными добавками, а также сократить расходы на их транспортировку и затраты на единицу производимых продуктов животноводства.
Комплексный подход к решению проблемы кормления обеспечит динамичное повышение основных производственных показателей и способствует эффективному ведению молочного скотоводства.
4.3. Ветеринарная защита поголовья молочного скота
Ветеринарное благополучие и перспективы развития молочного скотоводства тесно связаны с деятельность# ветеринарной службы. Благодаря современным разработкам обеспечивается устойчивое ветеринарное благополучие животноводства по основным болезням сельскохозяйственных животных.
Основой разведения молочного скота является эффективность в воспроизведении материальных ресурсов, т.е. стабильное и устойчивое получение достаточного количества приплода и непрерывного производства животноводческой продукции в объемах, обеспечивающих рентабельность и экономическую эффективность данной отрасли. В условиях рыночных отношений усилилась потребность в селекции, содержании, и эксплуатации экономически выгодных, здоровых животных. Животноводческую продукцию, предназначенную для реализации и получения прибыли, можно получить только при условии благополучия хозяйств по инфекционным, инвазионным и незаразным болезням.
В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности ветеринарной службы по ветеринарной защите поголовья скота будут проводиться следующие мероприятия:
проведение противоэпизоотических и ветеринарно-профилактических мероприятий;
организация систематического контроля за эпизоотической ситуацией на территории республики и осуществление системы общей профилактики заболеваний;
проведение своевременной и качественной диагностики и основных инфекционных, инвазионных, массовых незаразных заболеваний скота;
проведение вакцинации всего восприимчивого поголовья скота согласно утвержденных схем вакцинации;
осуществление постоянного контроля за качеством продукции в соответствие ветеринарным требованиям;
осуществление контроля за качеством кормов и мониторинг физиологического состояния животных посредством биохимического анализа крови.
План проведения ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий молочного скотоводства в Чувашской Республике разработан и утвержден на 2009 год 30 декабря 2008 года решением Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики. На 2010-2012 годы - будет приниматься с учетом численности поголовья крупного рогатого скота и изменений направлений в молочном скотоводстве.
4.4. Техническое перевооружение молочного животноводства за счет привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов
В Чувашской Республике объемы земельных ресурсов полностью обеспечивают потребность площадями, которые необходимы под строительство животноводческих комплексов (ферм). Разработаны и реализуются меры по развитию транспортных, электро-газовых сетей, а также по обеспечению иной инфраструктуры животноводческих комплексов и предприятий по первичной обработке сырья. Фактически за 2006-2008 годы в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 года "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики" всего построены дороги с твердым покрытием до 221 деревни (из 340 деревень Российской Федерации). Проложено 479 автомобильных дорог из 486 запланированных, общей протяженностью 858,3 км. На строительство сельских дорог за эти годы из разных источников было выделено более 14 миллиардов рублей. В 2009 году на строительство оставшихся объектов рассчитано направить еще 308 миллионов рублей. В республике до каждого населенного пункта подведены дороги с твердым покрытием, электро-газовые сети. В выделении субсидий из республиканского бюджета на строительство дорог нет необходимости. Строительство новых дорог и всеобщая газификация населенных пунктов значительно повысило инвестиционную привлекательность прилегающих сельских территорий, способствовало дальнейшему развитию инфраструктуры, что является важным положительным фактором для развития крупных, средних и малых форм хозяйствования в аграрном секторе.
Для восстановления и дальнейшего развития технической базы отрасли молочного скотоводства привлекаются инвестиционные кредиты.
В настоящее время на территории Чувашской Республики в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по отрасли молочное скотоводство инвестиционные проекты по строительству молочно-товарных комплексов и ферм реализуются ОАО "Фирма "Акконд-Агро" Янтиковского района (на 980 голов), ООО "Агофирма "Арабоси" Урмарского района (400 голов), ЗАО "Агофирма "Ольдеевская" Чебоксарского района (300 голов). В 2009 году планируется реализация проектов по данному направлению ОПХ "Ленинская искра", ООО "Агросила" и ОАО "Агропромышленная компания "Чебаково" Ядринского района, ООО "Победа" Янтиковского района, СХПК "Аккозинское" Красночетайского района.#
Для увеличения объемов производства молока по дальнейшему техническому перевооружению молочного животноводства предстоит осуществлять следующие мероприятия:
внедрение энергосберегающей технологии в молочном скотоводстве с использованием как привязной, так и беспривязной системы содержания коров;
строительство, реконструкция и модернизация животноводческих объектов, отвечающих современным требованиям;
внедрение современного доильного оборудования отечественного и импортного производства;
внедрение ресурсосберегающих и энергоэкономных технологий заготовки, приготовления и раздачи кормов;
приобретение основного технологического оборудования и техники за счет привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов.
В 2009-2012 гг. на уплату процентных ставок по кредитам, полученным на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов из республиканского бюджета намечается выделить 50,7 млн.руб., на приобретение кормозаготовительной техники и технологического оборудования - 26,9 млн.руб.
В соответствии со статей 14# Закона Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 55 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" из республиканского бюджета выделено 70 млн. рублей на увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Чувашагролизинг". Выделенные средства направлены для приобретения и последующей передачи по договорам лизинга техники, племенного скота, технологического оборудования по производству и переработке продукции животноводства. Средства используются целевым образом предприятиями агропромышленного комплекса Чувашской Республики на основе договоров финансовой аренды (лизинга). ОАО "Чувашагролизинг" успешно функционирует на территории республики в течение 11 лет. Компании за этот период из бюджета республики выделено на возвратной основе 779,2 млн. рублей. Из выделенных средств в бюджет возвращено 355,7 млн.руб., в обороте ОАО "Чувашагролизинг" на текущую дату - 423,7 млн.руб. В настоящее время уставной капитал ОАО "Чувашагролизинг" составляет 101,9 млн.руб. Ежегодное выделение бюджетного кредита на возвратной основе является эффективным направлением для поддержки сельхозтоваропроизводителей, снижения конечной цены для лизингополучателя и пополнения бюджета Чувашской Республики.
4.5. Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами
Создание, организационных, экономических правовых и социальных условий для обеспечения агропромышленного комплекса республики кадрами, организация их качественной подготовки и переподготовки в учебных заведениях, подбора и расстановки на важнейших участках производства, закрепления молодых специалистов на селе является важнейшим компонентом аграрной политики в Чувашской Республике.# Формированию новой концепции кадрового обеспечения АПК способствует реализация приоритетных направлений в области развития трудовых ресурсов в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. Для действенного механизма обеспечения агропромышленного производства квалифицированными кадрами в республике, приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики 20.01.2009 года, утверждена аналитическая ведомственная целевая программа "Дополнительная поддержка занятости работников агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2009 год". В данной программе предусмотрены мероприятия по снижению напряженности на рынке труда и обеспечению занятости работников в сфере агропромышленного комплекса в условиях финансового кризиса.
В республике активизирована работа по формированию и обучению резерва руководящих кадров, что немаловажно для эффективного развития сельскохозяйственного производства. Ежегодно на базе ФГОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" организуется их обучение по специальной программе.
Отработан механизм целевого отбора и направления выпускников сельских школ в высшие и средние специальные сельскохозяйственные заведения. В 2008 году по целевому направлению поступило 98 человек. Всего по контрактной системе в сельскохозяйственных высших и средних специальных заведениях обучается 562 человека.
Для поддержки одаренной молодежи, обучающей в аграрных заведениях и работающей в аграрном секторе, в республике по Указу Президента Чувашской Республики от 06.03.02002 года N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике" установлены специальные именные стипендии. С 2003 по 2008 годы именные стипендии по аграрному сектору получили 464 молодых людей. В 2009 году специальные стипендии будут получать 25 специалистов и работников сельскохозяйственного производства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "06.03.2002 года"
На сегодня в сельскохозяйственных организациях по молочному скотоводству обеспеченность животноводами составляет 96% от потребности. На производстве не хватает лаборантов по определению качества молока (обеспеченность 81% от потребности) и операторов по искусственному осеменению коров и телок (92% от потребности).
Для организации современного уровня производства и развития научно-технического прогресса в отрасли молочного скотоводства, переработки и реализации молока предусматривается:
подготовка высококвалифицированных специалистов по отрасли животноводства;
переподготовка и систематическое повышение квалификации работников различных категорий;
использование корпоративных методов обучения работников животноводческих ферм с целью внедрения на производстве современных технологий содержания, кормления скота, доения коров;
использование механизмов морального и материального стимулирования труда животноводов для поднятия престижа работы в отрасли молочного скотоводства;
проведение конкурсов профессионального мастерства операторов по машинному доению коров и операторов по искусственному осеменению коров и телок.
Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высокопрофессиональные кадры, которые хорошо знают организацию и технологию современного производства молочного скотоводства, отечественный и зарубежный метод ведения отрасли. Необходимы кадры, владеющие элементами психологии и этики управления, рыночной экономики и маркетинга, которые способны глубоко анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной и коммерческой деятельности.
В условиях коренных изменений производственных отношений, структурной перестройки в аграрном секторе, когда заметно осложнилось, а порой практически невозможно эффективное использование ряда профессий и специальностей, необходимо переобучение и неоднократная смена профессий многим работникам.
Таблица 15
Организация подготовки и повышения квалификации специалистов по современной технологии ведения молочного скотоводства
Мероприятия |
Сроки реализации |
Количество специалистов |
1. Организация профессионального обучения и повышения квалификации специалистов, работников различных категорий на базе факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ФГОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия", ГОУ "УКК "Нива" МСХ ЧР, ГОУ "УКК" (п. Кугеси) МСХ ЧР, КУП ЧР "Агро-Инновации", сельскохозяйственных предприятий |
2009 2010 2011 2012 |
667 690 710 735 |
2. Формирование и размещение государственного заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием ФГОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" |
2009 2010 2011 2012 |
50 50 50 50 |
3. Формирование и размещение государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием в ФГОУ СПО "Алатырский СХТ", ФГОУ СПО "Вурнарский СХТ" |
2009 2010 2011 2012 |
60 60 60 60 |
4. Проведение конкурсов профессионального мастерства по молочному скотоводству |
2009 2010 2011 2012 |
160 170 180 190 |
5. Организация и проведение республиканских специализированных выставок, совещаний, конференций, форумов по молочному скотоводству |
2009 2010 2011 2012 |
330 340 350 360 |
Ежегодно предусматривается повышать квалификацию 20% от общей численности работников и специалистов молочного скотоводства. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов будет направлена на современную технологию ведения молочного скотоводства.
Субсидирование из федерального бюджета в размере 100% затрат на повышение квалификации кадров (финансирование по конкурсу программ).
(дополнительная потребность)
Ставка субсидий определяется в расчете на одного подготовленного специалиста в размере 100% издержек. Потребность в субсидиях приведена в таблице.
Таблица 16
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего |
Субсидирование затрат на повышение квалификации кадров, тыс.руб. |
850 |
850 |
850 |
850 |
3400 |
4.6. Обеспечение населения высококачественной отечественной молочной продукцией, реализация мер по регулированию рынка молока
Важным направлением повышения конкурентоспособности производства молока являются внедрения современных методов первичной переработки молока. Правильная организация кормления, содержания, доения и соблюдение гигиенических требований - гарантии производства молока высокого качества и предотвращения заболевания вымени коров.
В настоящее время из-за устаревшего оборудования не все сельскохозяйственные товаропроизводители, особенно в мелкотоварном секторе, в состоянии поставлять высококачественное молоко в перерабатывающие предприятия.
В целях повышения качества реализуемого молока, обеспечение населения качественными молочными продуктами необходима реализация следующих мероприятий:
реализация молока в перерабатывающие предприятия в соответствии Федеральным законом РФ от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";
техническое оснащение современным оборудованием молочно-товарных ферм (комплексов), сельскохозяйственных потребительских кооперативов для первичной переработки и контроля качества реализуемого молока;
модернизация и расширение сети пунктов по приемке и первичной переработке молока (через сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов, райпотребсоюзов и индивидуальных предпринимателей).
Для дальнейшего развития сельскохозяйственные потребительские кооперативы по сбору и первичной переработке молока нуждаются в финансовых средствах на создание материально-технической базы, образования стартового капитала. Для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, в муниципальных районах республики предусмотрены гарантии бюджета и залоговые фонды на сумму 382,2 млн.руб. Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.08.2008 года N 222-р по Чувашской Республике объем представляемого обеспечения залогового фонда на эти цели установлен в сумме (стоимость имущества) 89,3 млн. рублей. Всего по Чувашской Республике - 471,5 млн. рублей.
За последние два года 13 сельскохозяйственных потребительских кооперативов районов за счет бюджета республики оснастили пункты по приемке и первичной переработке молока современным оборудованием на 13,9 млн.руб.
Решение производственно-технологических вопросов по получению молока высокого качества в дальнейшем будет продолжена как в мелкотоварном секторе, так и в крупных сельскохозяйственных предприятиях.
Производители молока республики обеспечены производственными мощностями по переработке молока.
Таблица 17
Обеспеченность современными организациями по переработке молока по Чувашской Республике
Годы |
Предприятия по переработке молока, ед. |
Фактически создано/планируется создание |
Мощность, тыс. тонн/год |
Обеспеченность, % * |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
2009 |
16 |
16/- |
1430 |
276 |
2010 |
16 |
16/- |
1430 |
258 |
2011 |
16 |
16/- |
1430 |
241 |
2012 |
16 |
16/- |
1430 |
225 |
В цепочке "производство - переработка" необходима долговременная, предсказуемая ценовая политика, что поможет исключить диспропорции, обоюдно влияющие отрицательно на экономику, как сельхозтоваропроизводителей, так и перерабатывающих предприятий. Посредством предоставления льготных кредитов перерабатывающим предприятиям государство может косвенно повлиять на ценообразование.
Для согласования интересов партнеров по производству и переработке молока в Чувашской Республике создан координирующий их общие интересы орган - некоммерческая организация "Чувашский молочный союз".
V. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать созданию условий и предпосылок для устойчивого развития молочного скотоводства.
Показателями, отражающими уровень решения задач по данному направлению, являются стабилизация поголовья молочного скота, увеличение численности крупного рогатого скота в племенных заводах и племенных репродукторах.
Реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в этой отрасли до 2012 года в объеме 635,7 тыс. тонн или на душу населения до 500 кг. Это позволит в перспективе снизить импортную зависимость в снабжении населения качественным молоком и молочными продуктами.
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализация мероприятий Программы обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем в 2,1 раза, будет способствовать высвобождению из сферы производства 205 человек и дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 307,8 млн. рублей.
Таблица 18
Расчет индикаторов экономической эффективности Программы (во всех категориях хозяйств)
Показатели |
Годы |
2009-2012 |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Поголовье коров, тыс.гол. |
124,8 |
128,9 |
133,0 |
135,5 |
Х |
2. Удой на корову в год, кг |
4064 |
4228 |
4552 |
4780 |
Х |
3. Валовое производство молока, тыс. тонн |
498,7 |
536,5 |
594,0 |
635,7 |
2301,7 |
Вспомогательные индикаторы 1. Валовой продукт отрасли, млн.руб. |
3790,1 |
4375,1 |
5187,9 |
5912,9 |
19266,0 |
2. Валовой доход отрасли, млн.руб. |
589,9 |
691,5 |
832,4 |
962,9 |
3076,7 |
3. Чистая прибыль отрасли, млн.руб. |
129,7 |
151,9 |
182,9 |
211,6 |
676,1 |
4. Начисление налогов, млн.руб. |
45,2 |
51,6 |
55,3 |
59,1 |
211,2 |
5. Рабочие места, чел. |
3043 |
2891 |
2746 |
2609 |
* |
В 2012 году к уровню 2008 года налоговые поступления должны вырасти на 28,9%, а заработная плата на одного работника - в 1,7 раза.
Таблица 19
Расчет экономической и социальной эффективности реализации Программы
Наименование эффекта и единицы измерения |
Результаты по годам |
За 4 года |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Основные индикаторы 1.1. Рост налоговых поступлений, в % к 2008 г. |
98,7 |
112,5 |
120,6 |
128,9 |
98,7 |
1.2. Прирост производства молока, тыс. тонн. |
4,9 |
37,8 |
57,5 |
41,7 |
141,9 |
1.3. Производительность труда работников в молочном скотоводстве, в % к 2008 г.* |
101,3 |
123,1 |
154,0 |
186,1 |
* |
1.4. Рост среднемесячной заработной платы одного работника в молочном скотоводстве, в % к 2008 г.* |
109,9 |
131,8 |
147,7 |
165,4 |
* |
* - в сельскохозяйственных организациях.
Выработка экологически безопасных пищевых продуктов должна производиться только из экологически безопасного сырья. В производстве продукции молочного скотоводства необходимо учитывать комплекс природоохранных мероприятий. Прежде всего это технологии содержания животных. В рамках реализации Программы, комплекс этих мероприятий будет обеспечен: оптимизацией микроклимата, применением биологических способов защиты животных от вредных организмов и экологически обоснованных средств лечения и профилактики, использованием или моделированием естественных типов кормления и содержания животных по принципу природных экосистем.
Охрана окружающей среды преимущественно будет осуществляться посредством применения малоотходных и безотходных технологий.
Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Таблица 20
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
Показатели |
Ед.изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. (доп./потребность) |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации молока (ТП) |
млн.руб. |
2431,2 |
2849,5 |
3430,1 |
3967,9 |
12678,7 |
Ежегодный прирост выручки от реализации молока (ВП) |
млн.руб. |
1,2 |
418,4 |
580,6 |
537,8 |
* |
Финансирование программы - всего (Ф)* |
млн.руб. |
111,2 |
135,9 |
136,2 |
144,8 |
528,3 |
Показатели эффективности - . |
% |
0,5 |
154,0 |
205,6 |
181,1 |
* |
* - за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.
Эффективность расходования средств финансирования определяется соотношением конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который рассчитывается соотношением основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле: , где - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, ВП - ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении, Ф - объем финансирования производства продукции.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденные Росстатом, а также ведомственной отчетности.
VI. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Минсельхозу Чувашии в республиканском и федеральном бюджетах на указанные цели.
Объём средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом:
а) фактических цен на племенной скот в 2007 и 2008 гг. по импорту и внутри страны;
б) среднереспубликанских расходов на содержание молочных коров в племенных заводах и племенных репродукторах;
в) среднереспубликанских производственных издержек на производстве молока и племенного материала крупного рогатого скота;
г) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
Расчеты и исходные данные по объемам финансирования и объемам субсидий всех мероприятий Программы приведены в приложениях 1, 2, 3.
VII. Описание системы управления реализацией Программы
Комплексное управление программой и распоряжение средствами республиканского бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Минсельхоз Чувашии.
Система управления реализацией программы:
- ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является отдел инноваций, отраслевого развития и земледелия;
- координацию деятельности подразделений Минсельхоза Чувашии, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет отдел инноваций, отраслевого развития и земледелия;
- реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы, осуществляет отдел инноваций, отраслевого развития и земледелия и заинтересованные отделы Минсельхоза Чувашии;
- финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансовой и кредитной политики;
- мониторинг реализации программы осуществляют отдел инноваций, отраслевого развития и земледелия, отдел экономического анализа и прогнозирования, отдел кадровой политики и образования;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел инноваций, отраслевого развития и земледелия, отдел экономического анализа и прогнозировании#, отдел финансовой и кредитной политики, отдел бухгалтерского учета и ревизионной работы.
Финансирование предусмотренных программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных Законом "О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период на 2009-2011 годы" и последующий 2012 год Минсельхозу Чувашии на соответствующие мероприятия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название названного Закона следует читать как "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Финансирование мероприятий Программы осуществляется по многоканальному принципу за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и внебюджетных источников.
Для привлечения средств из федерального бюджета (при прохождении конкурсного отбора) заключается соглашение между Минсельхозом России и Минсельхозом Чувашии.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения мероприятий.
7.1. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.
б) Внутренние риски:
- организационные риски, связанные с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита, несвоевременность внедрения новых технологий и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год, и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% плана по численности коров.
Таблица 21
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства молока, млн. рублей в ценах соответствующего года
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
163 |
169 |
182 |
191 |
От невыхода на плановое производство молока, тыс. тонн |
19,9 |
21,5 |
23,7 |
25,4 |
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовый# надой молока в год, млн.руб. (в ценах 2008 г. - 1050 руб./тонна) |
20,9 |
22,6 |
24,8 |
26,7 |
Риски v Им = (Имо Х Ип) х Рг, где
Имv - риски от невыхода на плановый валовой надой молока год. млн.руб.
Имо - от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)
Ип - от невыхода на плановое поголовье коров
Рг - цена реализации молока,
Расчеты показали (табл. 21), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятие соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
VIII. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2009-2012 годы.
Приложение N 1
к отраслевой программе "Развитие
молочного скотоводства и увеличение
производства молока в Чувашской
Республике на 2009-2012 годы"
Объемы субсидий из средств республиканского бюджетов, тыс. рублей
По-видимому, в тексте названия приложения допущена опечатка. Название приложения следует читать как "Объемы субсидий из средств республиканского бюджета, тыс. рублей"
Показатели |
Годы |
|
||||
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (допол.потреб.) |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Поддержка племенной базы молочного скотоводства с республиканского бюджета |
Предусмотрено программой |
74840 |
85792 |
90920 |
96286 |
349817 |
Дополнительное (плановое) финансирование (покупка улучшенного скота, к/корма) Финансирование по приобретению семян, техники, тех./оборудования |
36370 |
50193 |
45329 |
48589 |
178503 |
|
Всего - РБ |
|
111210 |
135985 |
136249 |
144875 |
528320 |
Приложение N 2
к отраслевой программе "Развитие
молочного скотоводства и увеличение
производства молока в Чувашской
Республике на 2009-2012 годы"
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, тыс. рублей
N п/п |
Мероприятия |
Источник |
2008 г. (факт) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. (доп. потребность) |
Всего 2009-2012 гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Улучшение качества маточного поголовья в племенных заводах и репродукторах |
Республиканский бюджет |
2667,6 |
5893 |
4694 |
4976 |
5298 |
20861 |
2. |
Улучшение продуктивных качеств племенных быков-производителей |
Республиканский бюджет |
306,55 |
535 |
465 |
470 |
475 |
1945 |
3. |
Улучшение генетического потенциала молочного скота (приобретение семени высокопродуктивных быков-производителей) |
Республиканский бюджет |
3359 |
3500 |
3650 |
3870 |
4121 |
15141 |
4. |
Улучшение качества ремонтного поголовья для воспроизводства стада |
Республиканский бюджет |
26612 |
10497,3 |
23851 |
27144 |
30510 |
92002,3 |
5. |
Стимулирование эффективного молочного скотоводства |
Республиканский бюджет |
48601 |
54415 |
53132 |
54460 |
55882 |
217889 |
6. |
Улучшение генетического потенциала молочного скота (приобретение улучшенного молодняка крупного рогатого скота) (финансирование по конкурсу программ) (дополнительная потребность) |
Республиканский бюджет |
|
- |
2500 |
2500 |
2500 |
7500 |
7. |
Организация сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота и компенсацию# затрат по искусственному осеменению (финансирование по конкурсу программ) - (дополнительная потребность) |
Республиканский бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Укрепление кормовой базы - приобретение к/кормов (финансирование по конкурсу программ) (дополнительная потребность) |
Республиканский бюджет |
|
- |
13800 |
14000 |
14400 |
42200 |
9 |
Внедрение ресурсосберегающих технологий выращивания и содержания молочного скота |
Республиканский бюджет |
140 |
10815 |
11915 |
13110 |
14895 |
50735 |
10 |
Организация семейных ферм молочного направления |
Республиканский бюджет |
|
1224,3 |
- |
- |
- |
1224,3 |
11 |
Техническое оснащение организаций молочного скотоводства |
Республиканский бюджет |
5845 |
6066 |
6586 |
6933 |
7366 |
26951 |
12. |
Обеспечение качественными кормами молочного скотоводства |
Республиканский бюджет |
509,9 |
687 |
816,2 |
920 |
1036,8 |
3460 |
13 |
Улучшение плодородия сельхозугодий занятых кормовыми культурами для обеспечения молочного скотоводства |
Республиканский бюджет |
|
6467 |
6758 |
7198 |
7667 |
28090 |
14 |
Расширение площадей под кормовыми культурами для молочного скотоводства |
Республиканский бюджет |
|
4000 |
4000 |
- |
- |
8000 |
15 |
Организация конкурсов, выставок и ярмарок |
Республиканский бюджет |
|
1560 |
618 |
668 |
725 |
3571 |
15.1 |
Проведение конкурсов операторов машинного доения, операторов по искусственному осеменению, выставок племенных животных |
Республиканский бюджет |
|
540 |
618 |
668 |
725 |
2551 |
15.2 |
Проведение экономического соревнования среди организаций молочного скотоводства |
Республиканский бюджет |
|
1020 |
- |
- |
- |
1020 |
16 |
Создание условий для привлечения руководящих кадров в организации молочного скотоводства |
Республиканский бюджет |
|
2350,5 |
- |
- |
- |
2350,5 |
17 |
Обеспечение материально-техническими ресурсами организаций молочного скотоводства для проведения сезонных сельскохозяйственных работ |
Республиканский бюджет |
|
3200 |
- |
- |
- |
3200 |
|
Итого: |
Республиканский бюджет |
88041,1 |
111210 |
135985 |
136249 |
144875 |
528320 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минсельхоза Чувашской Республики от 26 февраля 2009 г. N 30 "О ведомственной целевой программе "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Чувашской Республике на 2009-2012 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания
Текст приказа официально опубликован не был