Решение Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики
от 12 июля 2010 г. N 47/6
"О программе по развитию биотехнологий в Канашском районе на 2012-2015 г.г."
В целях реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 г. "О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года Собрание депутатов Канашского района решило:
1. Утвердить "Программу по развитию биотехнологий в Канашском районе на 2012-2015 г.г.".
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Собрания депутатов Канашского района по вопросам экономической деятельности, бюджету, финансам, налогам и сборам.
Глава Канашского района - |
И.Т. Иванов |
Утверждена
решением Собрания депутатов
Канашского района
от 12 июля 2010 г. N 47/6
Программа
по развитию биотехнологий в Канашском районе на 2010-2015 г.г.
Паспорт Программы
Наименование программы |
- |
Программа по развитию биотехнологий в Канашском районе на 2010-2015 г.г.
|
Основание для разработки программы |
- |
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 "О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 332); постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 г. "О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года; распоряжение администрации Канашского района от 26.04.2010 г. N 221
|
Муниципальный заказчик программы
|
- |
Администрация Канашского района |
Разработчики программы |
- |
Отдел по взаимодействию с организациями АПК, отдел экономики администрации Канашского района
|
Цель программы |
- |
Создание условий для развития биотехнологий, коммерциализации разработок, обеспечивающих формирование в Канашском районе новых высокотехнологичных отраслей биоиндустрии и позиционирование Канашского района на рынке высокотехнологичной продукции
|
Задачи программы |
- |
Создание и развитие на территории Канашского района организаций в области биоиндустрии; содействие внедрению биотехнологий в отрасли экономики Канашского района и стимулированию спроса на них, в том числе в сельском хозяйстве, экологической деятельности и других; организация тематических семинаров, конференций и выставочных мероприятий в области биотехнологий, направленных на повышение имиджа и инновационного потенциала Канашского района, привлечение внимания потенциальных инвесторов
|
Сроки реализации программы
|
- |
2010-2015 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
предполагаемый общий объем финансирования за 2010-2015 годы составит 301,5 млн. рублей, в том числе за счет: средств республиканского бюджета Чувашской Республики 60,0 млн. рублей (19,9 процента); местных бюджетов 41,5 млн. рублей (13,7 процента); внебюджетных средств - 200,0 млн. рублей (66,4 процента). Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета. Программа предусматривает возможность софинансирования мероприятий за счет средств федерального и республиканского, местного бюджетов в рамках действующих федеральных, республиканских, муниципальных целевых программ на конкурсной основе. Средства местных бюджетов будут применены в случае установления расходных обязательств нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Канашского района
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
|
Формирование новых высокотехнологичных отраслей промышленности Канашского района Чувашской Республики - биоиндустрии. Бюджетная эффективность программы обусловлена дополнительно полученными доходами местного бюджета Канашского района; Социальная эффективность: повышение уровня занятости сельского населения на основе создания новых рабочих мест; повышение уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения биотехнологий и защиты окружающей среды
|
Система организации контроля за исполнением программы |
- |
исполнители программы ежегодно к 15 февраля до 2015 года информируют отдел экономики администрации района о ходе выполнения программы. Отдел экономики администрации Канашского района ежегодно до 1 марта до 2016 года направляет главе администрации Канашского района информацию о ходе реализации программы |
Введение
Программа по развитию биотехнологий в Канашском районе на 2010-2015 г.г. разработана в целях реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Посланием Президента Чувашии Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год "Чувашия из будущего и для будущего", Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 г. N 84 "О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Канашского района до 2020 года, Программой социально-экономического развития Канашского района на 2010-2020 годы, решениями Канашского районного Собрания депутатов, сельских поселений, стратегиями, концепциями, республиканскими, муниципальными целевыми программами по развитию отдельных отраслей экономики.
I. Характеристика перспектив и проблем, на решение которых направлена Программа
1.1. Анализ положения дел в развитии биотехнологий
Биотехнологии входят в перечни научно-технологических приоритетов всех экономически развитых стран мира. В настоящее время фактически происходит тотальная биотехнологизация всех стран. Применение биотехнологий дает человечеству возможности для решения четырех главных проблем, с которыми в настоящее время оно сталкивается, - продовольственного обеспечения, качества здравоохранения, деградации окружающей среды и проблемы, связанные с истощением, исчерпанием энергетических, сырьевых и иных ресурсов.
Доля Российской Федерации в мировом биотехнологическом рынке крайне низка и не соответствует интеллектуальным, кадровым, научно-организационным и экономическим возможностям государства. Это обусловлено главным образом явно недостаточным государственным финансированием научно-практических разработок в области биотехнологий.
1.2. Проблемы, на решение которых направлена Программа
По состоянию на 1.05.2010 г. на территории Канашского района предприятий и организаций обрабатывающих производств, производящих инновационные продукты на основе биотехнологий не зарегистрировано. Недостаточная активность частного бизнеса по внедрению биотехнологий в производство объясняется тем, что отрасль биотехнологий находится на этапе становления. В связи с этим, в предстоящий период усилия органов местного самоуправления Канашского района необходимо направить на системную работу по решению проблем в области биотехнологии и внедрению того позитивного, что накоплено в республике, с использованием общероссийского и зарубежного опыта.
Применение биотехнологии в сельском хозяйстве нацелено на стабилизацию сельскохозяйственного производства, снижение уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, повышение плодородия земель и продуктивности сельскохозяйственных культур. Переработка отходов сельскохозяйственного производства, являющихся источником загрязнения водных земельных ресурсов, позволяет использовать их для получения биогаза, биодизеля, удобрений. Рост мировых цен на энергоносители, истощаемость запасов нефти и природного газа, распространение в мире нетрадиционных источников энергии определяет закономерность создания биотоплива. Сырьевая база для биотехнологий существует практически в каждом аграрно развитом районе. Переработка отходов, помимо получения альтернативного источника энергии, имеет важный экологический аспект в борьбе с загрязнением водных ресурсов, почвенного покрова. В сегменте биоэкономики окружающей среды необходимо решить задачи утилизации отходов.
Важной задачей первого этапа реализации Программы является осуществление комплекса программных мероприятий, направленных на выявление и отбор конкурентоспособных проектов в биотехнологических отраслях, стимулирование созданию биотехнологических производств путем создания условий конкуренции, выявления и коммерциализации научных разработок. Первый этап Программы реализуется в период 2010-2011 г.г. В рамках первого этапа формируются организационные предпосылки для осуществления программы и начинается реализация инвестиционных проектов.
Анализ основных направлений развития биотехнологий дает основания полагать, что наиболее перспективными направлениями развития биотехнологий в Канашском районе в краткосрочной перспективе являются:
- биоэнергетика;
- биоэкономика окружающей среды и др.
II. Основные цели, задачи и механизм
Основная цель Программы - создание условий для развития биотехнологий, коммерциализации разработок, внедрения разработок в производство, реализации ряда приоритетных и перспективных инновационных проектов, обеспечивающих формирование в Канашском районе новых высокотехнологичных отраслей биоиндустрии и позиционирование Канашского района на рынке высокотехнологичной продукции, привлечение внимания потенциальных инвесторов.
Ускоренное развитие работ в области биотехнологий призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Чувашской Республики, Канашского района: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, обеспечение национальной и экономической безопасности, формирование наукоемкой индустрии на базе высоких технологий.
III. Основные направления развития биотехнологий в Канашском районе
3.1. Биоэнергетика.
Данное направление Программы имеет важное значение для экономики района, республики и нацелено на сокращение зависимости от невозобновляемых источников энергии в условиях исчерпания потенциала энергосырьевого сценария развития экономики. Задачей биоэнергетики является диверсификация используемых энергоресурсов с постепенным включением альтернативных источников энергии.
При планировании размещения проектов учитываются близость к сырьевой базе.
3.1.1. Производство биодизеля.
Рассматривается к реализации проект, согласно которому на территории района в 2011 г. будет начато строительство завода по производству биодизеля, который является основным инновационным продуктом при переработке рапса. Побочными инновационными продуктами при переработке рапса являются глицерин, рапсовый жмых.
Предполагается выращивать рапс и пшеницу на неиспользуемых сельскохозяйственных землях Канашского района, и других близлежащих районов республики. Завод по производству биодизеля из рапсового масла будет расположен на территории Хучельского сельского поселения, поскольку это целесообразно с точки зрения логистики.
Цель проекта - наладить выпуск биодизеля из рапса, в связи с чем рапс будет являться основным сырьем при производстве данного топлива. Введение пшеницы в севооборот необходимо для поддержания урожайности рапса, поскольку непрерывно возделывать рапс на одном и том же поле неэффективно. Кроме того, эти две культуры являются отличными предшественниками друг другу. Предполагается следующая схема севооборота: "пар" - озимый рапс - озимая пшеница - яровой рапс - яровая пшеница. Таким образом, каждый год по 40 процентов поля будут заняты рапсом и пшеницей.
Биодизель при применении отличается от дизельного топлива тем, что:
в его составе меньше серы и в результате его сжигания меньше выбросов СО2, что благоприятно с экологической точки зрения;
выше цетановое число;
выше температура воспламенения (хранение его более безопасно);
лучше смазочные характеристики, что продлевает срок службы двигателя.
В то же время применение биодизеля в холодных условиях требует его подогрева, поскольку температура застывания выше по сравнению с обычным дизельным топливом. Рапсовый жмых получается при применении технологии холодного отжима масла, содержит до 37 процентов белка и 10 процентов жира, является ценным белковым кормом, используется в животноводстве. Рапсовый жмых содержит много белка.
Глицерин, получаемый при производстве биодизеля, вырабатывается с низкой степенью очистки и требует дополнительного оборудования для последующей обработки перед реализацией либо может реализоваться с дисконтом компаниям-посредникам, которые возьмут на себя дальнейшую очистку перед реализацией потребителям.
На практике возможно использование биодизеля как в чистом виде, так и в смесях с дизельным топливом. В Европе распространено его применение в смесях с содержанием биодизеля от 5 до 20 процентов. На текущий момент в России биодизель применяется преимущественно как топливо для сельскохозяйственной техники. Розничный рынок биодизеля неорганизован, поэтому устоявшихся цен нет, однако можно предположить, что стоимость 1 литра биодизеля равна стоимости 1 литра дизельного топлива, поскольку с точки зрения расхода топлива они равны.
С учетом высокой степени развития растениеводства в Чувашии, предполагается, что весь объем биодизеля можно будет реализовать хозяйствам Канашского и соседних муниципальных районов. По оценочным данным, в 2008 году в Чувашии было потреблено 110 тыс.куб. метров дизельного топлива. Объем реализуемого в соответствии с планом проекта биодизеля составляет порядка 9 процентов от годового потребления в республике.
Интерес к рапсовому жмыху и шроту растет в связи с тем, что рапсовый жмых позволяет в животноводстве решить проблему несбалансированности кормов. Жмых применим даже в птицеводстве, где доля зерновых кормов превышает 65 процентов, но требуется дополнительная белковая добавка.
Рынок рапсового жмыха в России развит в сельскохозяйственных регионах, в 2008 году в России произведено около 3 млн. тонн различных жмыхов и шротов. Участники рынка - сельскохозяйственные организации. Цена жмыха варьируется в зависимости от региона и себестоимости для производителя. Ориентиром может служить рапсовый шрот - продукт, получаемый при экстракции рапсового масла и содержащий меньшую массовую долю жира. На мировом рынке стоимость 1 тонны шрота составляет около 135-150 долл. США.
Ежегодно на российском рынке производится около 10 тыс. тонн дистиллированного глицерина.
Традиционно глицерин применяется преимущественно в фармацевтике и косметологии, однако с учетом ситуации на рынке перспективной является технология производства из глицерина этанола, которая дешевле развивающейся в настоящий момент технологии получения этанола из зерна.
Пшеница, выращиваемая в рамках проекта, может направляться на производство хлебобулочных изделий.
При выходе на проектную мощность реализуемого проекта предполагается выпуск 3,2 тыс. тонн биодизеля, 7 тыс. тонн рапсового жмыха, около 77 тонн глицерина. При этом на собственные нужды как топливо для тракторов, комбайнов, самосвалов, зерносушильного хозяйства расходуется в год около 0,5 тыс. тонн биодизеля.
Предполагается, что в 2011 году будет возможно собрать урожай только яровых культур, поэтому выход на проектную мощность планируется через 1,5-2 года после запуска проекта. Поскольку биодизель частично используется для собственных нужд, его доля в выручке составляет порядка 30 процентов. Доля всех продуктов переработки рапса составит 57 процентов, доля пшеницы - 43 процента.
Рентабельность по чистой прибыли в 2013-2015 г.г. вырастет от 1 до 14 процентов, к концу прогнозного периода - 21 процент.
Чистая приведенная стоимость составит 50,0 млн. рублей (при объеме инвестиций 200,0 млн. рублей), IRR - 19,9 процента. Срок окупаемости около 7 лет.
3.2. Биоэкономика окружающей среды
Одной из острейших проблем современной науки и практики является утилизация и переработка органических промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, которые чужды биосфере и не вписываются в естественный биологический круговорот, что приводит к загрязнению воздуха, воды, почвы и отрицательно сказывается на здоровье человека.
В сегменте биоэкономики окружающей среды необходимо решить задачи воздуха, почв от вредных загрязнений, утилизации отходов, организации биологической и экологической экспертизы, паспортизации биологических ресурсов района, создания природоохранных территорий.
В систему программных мероприятий Программы по данному направлению входит строительство полигона - завода по переработке твердых бытовых отходов (утилизации отходов). Предварительная сметная стоимость проекта составляет 101,5 млн.руб.
Сроки реализации проекта - 2010 - 2014 г.г.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Предполагаемый общий объем финансирования подпрограммы за 2010-2015 годы составит 301,5 млн. рублей, в том числе за счет:
средств республиканского бюджета Чувашской Республики 60,0 млн. рублей (19,9 процента);
местных бюджетов 41,5 млн. рублей (13,7 процента);
внебюджетных средств - 200,0 млн. рублей (66,4 процента).
Механизм привлечения и использования долевых финансовых средств федерального бюджета, Чувашской Республики определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики. Программа предусматривает возможность софинансирования проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета, Чувашской Республики, местного бюджетов в рамках действующих федеральных, республиканских, муниципальных целевых программ (на конкурсной основе).
В ходе реализации программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению.
V. Механизм реализации Программы
Предлагаемая программой система государственной поддержки развития на территории Чувашской Республики биотехнологий предусматривает полный цикл от фундаментальных исследований до внедрения разработок. Подпрограмма не накладывает ограничений на самостоятельность принятия решений ее участниками, вместе с тем ее реализация позволит избежать дублирования тематики, приведет к повышению эффективности бюджетных затрат.
Одним из механизмов решения указанных проблем должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности, что предполагает совершенствование механизмов взаимодействия государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
К участию в реализации Программы привлекаются различные организации, расположенные в Чувашской Республике и других регионах Российской Федерации, с основными партнерами будут заключены соглашения о сотрудничестве и намерениях по реализации подпрограммы.
Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Бюджетная составляющая подпрограммы контролируется в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 марта до 2016 года информируют отдел экономики администрации района о ходе выполнения Программы.
Отдел экономики администрации района до 1 марта ежегодно до 2016 года направляет главе администрации Канашского района информацию о ходе реализации подпрограммы.
VI. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности реализации
Ожидаемыми результатами успешной реализации Программы к 2016 году станут:
развитие и реализация потенциала Канашского района на российском рынке биотехнологий;
формирование новых высокотехнологичных отраслей промышленности Канашского района;
Бюджетная эффективность программы обусловлена дополнительно полученными доходами местного бюджета Канашского района;
Социальная эффективность:
повышение уровня занятости сельского населения на основе создания новых рабочих мест;
повышение уровня экологической безопасности и комфортности среды обитания за счет применения биотехнологий и защиты окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики от 12 июля 2010 г. N 47/6 "О программе по развитию биотехнологий в Канашском районе на 2012-2015 г.г."
Текст решения размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)
Решением Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики от 21 июня 2011 г. N 8/4 настоящее решение признано утратившим силу
Решением Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики от 24 октября 2024 г. N 3/9 настоящий документ признан утратившим силу с 25 октября 2024 г. повторно