Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики
от 22 октября 2012 г. по делу N 33-3383-12
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего, судей, при секретаре, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Н.Е.С. к администрации г. Шумерля о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поступившее по апелляционной жалобе истца Н.Е.С. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 09 августа 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Н.Е.С. отказано.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Н.Е.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Шумерля о признании незаконным отказа главы администрации в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить ее на жилищный учет как лицо, оставшееся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Исковые требования мотивировала тем, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. На момент лишения ее матери родительских прав в отношении нее она была зарегистрирована в .... Постановлением администрации от 30 июня 2010 г. ее попечителем была назначена Г.И., и этим же постановлением за ней закреплено право пользования указанным жилым помещением, в котором ... доля жилого дома принадлежит ее матери Л.В. Сама она на праве собственности или по договору социального найма жилья не имеет. Письмом главы администрации г. Шумерля от 4 апреля 2012 г. N 1290 ей сообщено о том, что комиссией принято решение об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по мотиву наличия у нее закрепленного жилого помещения. Данный отказ считает незаконным, т.к. закрепляя за ней право пользования жилой площадью в доме матери администрация фактически распорядилась правами собственника жилого помещения, несмотря на то, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В настоящий момент она не имеет право претендовать на жилое помещение бывшего попечителя, а также на жилое помещение, принадлежащее матери, лишенной родительских прав, а органы местного самоуправления не соблюдают гарантированные ей права, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истица Н.Г.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, указанным в иске и вновь привела их суду.
Представитель администрации г. Шумерля в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью обеспечиваются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания в учреждениях всех видов профессионального образования. Однако истица имеет закрепленное за ней жилое помещение, в котором она проживала ранее до лишения ее матери родительских прав. Это обстоятельство послужило основанием для отказа Н.Е.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с указанным федеральным законом.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцом Н.Е.С. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Н.Е.С., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Разрешая спор и постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального права и вынес обоснованное решение.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации N 616 от 30 июня 2010 года Г.И. назначена на безвозмездной основе попечителем несовершеннолетней Н.Е.С. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней Н.Е.С. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ....
Свои требования Н.Е.С. основывает на положениях ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-фз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 08.02.98 г., 07.08.00 г., 08.04.02 г., 10.01.03 г., 22.08.04 г. и 17.12.2009 г.)
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положениями данной нормы предусмотрено, что во внеочередном порядке обеспечиваются жилыми помещениями указанной категории граждане после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.
Таким образом, правовым регулированием жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с данной нормой Федерального закона является факт отсутствия у названных лиц закрепленного жилья.
В соответствии со ст. 5 названного Федерального закона финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Федеральным законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, и лица названной категории граждан подлежат обеспечению жильем во внеочередном порядке в качестве "иной категории граждан", указанной в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ и в п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" в государственном жилищном фонде за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (ч. 1 данной статьи).
Так, в Чувашской Республике в указанной сфере правоотношений принят Закон "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" N 48 от 24 ноября 2004 года (с дополнениями и изменениями).
В соответствии с п. 10 ст. 6 данного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены к иным категориям граждан, определенным Федеральным законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом предусмотрено, что данной категории граждан жилые помещения предоставляются из государственного жилищного фонда Чувашской Республики, т.е. за счет средств республиканского бюджета.
При этом в части 3 данной статьи закона Чувашской Республики указано, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Таким образом, Законы Чувашской Республики не предусматривают иного порядка обеспечения названной категории лиц жилыми помещениями по договору социального найма.
Поскольку истица имеет закрепленное за ней жилое помещение и обеспечена жилой площадью в указанном жилом помещении, то исходя из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", она, как имеющая жилое помещение не подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке в соответствии с положениями данного Федерального закона, и не подпадает под "иную категорию граждан", подлежащую обеспечению жильем за счет средств государственного жилищного фонда в соответствии со ст. 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ.
Вместе с тем, пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ также предусматривает льготное предоставление муниципального жилья данной категории граждан из числа признанных малоимущими во внеочередном порядке в случае наличия нуждаемости в жилой площади по общим основаниям: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом Жилищный кодекс РФ не предъявляет к данной категории лиц такого условия в качестве обязательного, как отсутствие у них закрепленного жилья.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
Граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма ведется по отдельным спискам (ч. 12, ч. 13 ст. 4 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений").
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с данной статьей жилищного кодекса жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке, т.е., исходя из положений ст. 51 ЖК РФ, в случае обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы, для принятия на учет на получение жилого помещения муниципального жилого фонда и для предоставления жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Правовая позиция по данному вопросу также изложена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Поскольку, как следует из материалов дела, истица малоимущей в установленном законом порядке не признана, то ее требования не подлежат удовлетворению и по данному основанию.
В связи с изложенным, не имеется оснований для признания незаконным решения суда и для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Апелляционную жалобу Н.Е.С. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 09 августа 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 22 октября 2012 г. по делу N 33-3383-12 (извлечение)
Текст определения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://vs.chv.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании