Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
от 21 декабря 2010 г. N 144-АМЗ-2010
См. предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 21 декабря 2010 г. N 144-АМЗ-2010 "О прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу N 144-АМЗ-2010"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: | ||
Борисова В.А. |
- |
руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии; |
Членов Комиссии: | ||
Чагиной Г.В. |
- |
начальника отдела контроля органов власти и размещения заказов; |
Алексеевой А.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов; |
при участии в деле:
от ответчика - Администрации Ленинского района г. Чебоксары:
- Волковой Елизаветы Геннадьевны - начальника отдела правового обеспечения администрации Ленинского района г. Чебоксары (по доверенности);
от ответчика - администрации г. Чебоксары:
- Яковлевой Эльзы Анатольевны - начальника отдела правовой экспертизы правового управления (по доверенности);
от Чебоксарского городского собрания депутатов:
- Михайловой Танины Фегимулловны - заведующей сектором правовой экспертизы
в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя ИП Разумова С.Л.
рассмотрев дело N 144-АМЗ-2010 по признакам нарушения администрацией Ленинского района г. Чебоксары статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Чувашское УФАС России 13.07.2010 поступило заявление ИП Разумова С.Л. о нарушении администрацией Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики порядка предоставления мест для торговли квасом на весенне-летний период.
Согласно информации от 09.08.2010 N 1478, представленной администрацией Ленинского района г. Чебоксары, заявление ИП Разумова С.Л. о предоставлении 8 мест для осуществления мелкорозничной торговли (реализации кваса) 15 января 2010 года по существу рассмотрено не было, так как это нарушало права и интересы других лиц. Администрацией ему был дан разъясняющий ответ с указанием срока подачи документов. Однако согласно представленной копии ответа Разумову С.Л. от 15.02.2010 N 124 администрация Ленинского района г. Чебоксары сослалась на порядок утверждения мест для осуществления мелкорозничной торговли, без указания каких-либо сроков для подачи заявления.
На рассмотрении дела представитель администрации Ленинского района пояснила, что в силу отсутствия четкой регламентации порядка предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, администрацией Ленинского района принято Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическими и юридическими лицами всех форм собственности администрацией Ленинского района г. Чебоксары, которым определен порядок предоставления мест для реализации мелкорозничной торговли на территории Ленинского района г. Чебоксары.
Представитель администрации г. Чебоксары сообщила, что полномочия администрации в вопросе предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли заключаются в установлении перечня таких мест. В соответствии с пунктом 14 "Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары", утвержденных решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38, предоставление мест на осуществление мелкорозничной торговли возложено на администрации районов.
Согласно информации от 07.12.2010, представленной Чебоксарским городским Собранием депутатов, и пояснениям представителя, следует следующее.
Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 (в редакции от 22 мая 2008 года), приняты в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Устава города Чебоксары и действующих правил торговли.
Согласно данному решению главы администраций районов города Чебоксары обеспечивают контроль за исполнением указанных Правил.
В соответствии с Уставом города Чебоксары глава администрации района вправе издавать распоряжения по вопросам, отнесенным к его полномочиям. Распоряжение главы администрации Ленинского района города Чебоксары от 25 января 2007 года N 03-р является локальным правовым актом и регулирует деятельность администрации района.
Администрация Ленинского района города Чебоксары является структурным подразделением администрации города Чебоксары, а согласно Уставу города Чебоксары администрация города является субъектом правотворческой инициативы, в связи с чем администрация Ленинского района имела право подготовить предложения о внесении изменений в Правила.
Постоянная комиссия Чебоксарского городского собрания депутатов по промышленности, предпринимательству и потребительскому рынку неоднократно проводила заседания, "круглые столы" по вопросу организации сезонной и мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары, на которых давались поручения администрации города Чебоксары по разработке нормативных правовых актов в области мелкорозничной торговли.
На сегодняшний день по информации, представленной администрацией г. Чебоксары, разрабатываются новые Правила организации мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары.
Рассмотрев представленные документы и заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Также данной статьей установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Чебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики решением N 38 от 03 апреля 1997 года утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары (далее - Правила), устанавливающие порядок осуществления деятельности мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары.
Согласно пункту 1 Правил к мелкорозничной торговой сети относятся: павильоны, киоски, палатки, лотки, торговые автоматы, автолавки, автомагазины, цистерны по продаже пива, кваса и др.
Пунктом 14 Правил установлено, что предоставление мест на осуществление мелкорозничной торговли возложено на администрации районов. Однако порядок и сроки рассмотрения заявлений на предоставление таких мест данными Правилами не предусмотрен.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 января 2007 года N 03-р утверждено "Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическими и юридическими лицами всех форм собственности администрацией Ленинского района г. Чебоксары" (далее - Положение), которое четко регламентирует порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории Ленинского района г. Чебоксары.
Правилами не установлено, что администрации районов должны самостоятельно регламентировать порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории района.
Пункт 15 Правил устанавливает, что администрация города выдает разрешение или отказ на мелкорозничную торговлю в установленные сроки (30 дней). Пунктом 14 Правил определено, что физическим и юридическим лицам всех форм собственности, осуществляющим торговлю с переносных и передвижных точек (палаток, лотков и других) вне предприятий торговли и общественного питания в специально отведенных местах и в местах проведения массовых мероприятий выдается талон на место торговли.
Утвержденные формы талона и разрешения по содержанию разные, талоны выдает районная администрация, а разрешение администрация города.
Пунктом 14 Правил установлено, что предоставление мест на осуществление мелкорозничной торговли осуществляется на основании определенного перечня документов, одним из которых является документ об оплате за оформление талона на место торговли.
Таким образом, наряду с талоном на место торговли физическим и юридическим лицам всех форм собственности, осуществляющим мелкорозничную торговлю, необходимо получить и разрешение на торговлю.
Как пояснил представитель Администрации г. Чебоксары, на сегодняшний день мелкорозничная торговля является сезонной, в силу чего разрешение не выдается, так как оно требуется на долгосрочную торговлю. Таким образом, пункт 15 Правил не применяется.
Представители администрации г. Чебоксары и Чебоксарского городского собрания депутатов в ходе рассмотрения дела признали, что Правила морально устарели.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Положения указанных Правил не содержат регламентированного порядка:
- предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на принципах открытости, публичности, гласности;
- рассмотрения заявлений на осуществление мелкорозничной торговли;
- сроков рассмотрения таких заявлений;
- действий администрации района по проведению торгов, или иных действий, обеспечивающих создание конкурентных отношений между заявителями при подаче заявлений на одно и то же место;
- сбора администрациями района информации о необходимости увеличения или уменьшения мест для осуществления мелкорозничной торговли и представления ее в администрацию города до утверждения перечня таких мест администрацией города;
Отсутствие публичности и открытости действий администраций районов по предоставлению мест осуществления мелкорозничной торговли приводит к отсутствию соперничества хозяйствующих субъектов при предоставлении мест осуществления мелкорозничной торговли, что является нарушением указанного пункта.
Следствием данных действий является ограничение конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли.
Кроме того, положения Правил обязывают заявителя на предоставление мест осуществления мелкорозничной торговли помимо талона на место торговли, получать разрешение на торговлю. Информация о том, что администрацией города Чебоксары разрешение на торговлю не выдается, ничем не подтверждена. Таким образом, указанные Правила создают дополнительный барьер хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары при входе на данный рынок, что также является ограничением конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, Чебоксарским городским Собранием депутатов принято решение от 03 апреля 1997 года N 38, которое в условиях современных конкурентных отношений, приводит или может привести к устранению и ограничению конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Статьей 1 Закона о защите конкуренции установлено, что данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В целях пресечения ограничения и устранения конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости в выдаче предписания Чебоксарскому городскому собранию депутатов о приведении указанных Правил в соответствие с действующим законодательством.
Как указано выше, постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 января 2007 года N 03-р утверждено "Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическими и юридическими лицами всех форм собственности администрацией Ленинского района г. Чебоксары" (далее - Положение), которое четко регламентирует порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории Ленинского района г. Чебоксары.
15.01.2010 ИП Разумов С.Л. обратился в администрацию Ленинского района с заявлением о выдаче разрешения на установку квасных бочек, либо торговых палаток для мелкорозничной торговли квасом, из них на период с 1 мая по 15 сентября 2010 года по следующим адресам:
- пр. Ленина около дома N 26;
- ул. Хузангая около домов N 3, 22;
- пр. И.Я. Яковлева около дома N 4;
- пр. 9-ой Пятилетки около домов N 4, 5;
- ул. Гагарина около дома N 17;
- ул. Б. Хмельницкого около дома N 59.
На данное обращение администрация Ленинского района г. Чебоксары письмом от 15.02.2010 N 124 сообщила, что в соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил торговля с павильонов, киосков, палаток, лотков, торговых автоматов, автолавок, автомагазинов, цистерн по продаже кваса разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением главы администрации г. Чебоксары.
Таким образом, администрация Ленинского района сослалась на документ, регулирующий общие положения мелкорозничной торговли, без указания каких либо сроков для подачи заявления, мотивируя тем, что указанное Положение находится в свободном доступе.
На запрос Чувашского УФАС России администрация Ленинского района г. Чебоксары в письме от 03.09.2010 N 1698 сообщает, что постановление главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 января 2007 года N 03-р размещено на официальном Интернет-сайте администрации Ленинского района г. Чебоксары (lenin@cap.ru), также информация вывешена для всеобщего ознакомления на информационном стенде в администрации.
Однако размещение информации по указанному Интернет-сайту невозможно, в силу того, что lenin@cap.ru является адресом электронной почты. Кроме того, администрация утверждает, что информация доводилась по радио, подтверждение чего также отсутствует. Положение в периодических изданиях не опубликовывалось.
Таким образом, администрация Ленинского района направила ответ от 15.02.2010 N 124 ИП Разумову С.Л., сославшись на документ, регулирующий общие положения мелкорозничной торговли, и который не содержит регламентированного порядка подачи и рассмотрения заявлений.
Также администрация Ленинского района в своем письме не указала сроки и порядок рассмотрения заявлений в соответствии с Положением, и не указала на возможность ознакомления с Положением в установленных местах.
Положение Ленинского района принято в соответствии с Правилами, которые, как установлено ранее, приводят или могут привести к устранению и ограничению конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли. Оно также не направлено на развитие и поддержание конкурентных отношений на указанном рынке, в нем отсутствует принцип публичности, открытости и гласности действий администрации Ленинского района г. Чебоксары при предоставлении мест для мелкорозничной торговли, и также не содержит регламентированного порядка действий администрации района по проведению торгов, или иных действий, обеспечивающих создание конкурентных отношений между заявителями при подаче заявлений на одно и то же место, что является ограничением и устранением конкуренции на данном рынке.
Пунктом 3.47 Положения об администрации района г. Чебоксары, утвержденного распоряжением администрации г. Чебоксары от 16.06.2006 N 1896-р установлено, что администрация района организует мелкорозничную торговую сеть района, разрабатывает предложения по размещению мест свободной торговли, выдает разрешения на мелкорозничную торговлю. Иные полномочия районным администрациям при предоставлении мест для осуществления мелкорозничной торговли не предоставлены.
Таким образом, администрация Ленинского района г. Чебоксары, выходя за рамки своих полномочий, утвердила указанное Положение постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 января 2007 года N 03-р, которое приводит или может привести к устранению и ограничению конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Вышеуказанные действия администрации Ленинского района г. Чебоксары привели к ограничению возможности ИП Разумовым С.Л. осуществлять деятельность мелкорозничной торговли по заявленным адресам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного препятствования ИП Разумову С.Л. осуществлению указанной деятельности.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Дело, возбужденное по признакам нарушения администрации г. Чебоксары статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушения.
2. Признать решение Чебоксарского городского Собрания депутатов N 38 от 03 апреля 1997 года не соответствующим части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Признать в действиях администрации Ленинского района г. Чебоксары нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Выдать предписание Чебоксарскому городскому Собранию депутатов об устранении выявленных нарушений.
5. Выдать предписание администрации Ленинского района г. Чебоксары об устранении выявленных нарушений.
6. Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
В.А. Борисов |
Члены Комиссии: |
Г.В. Чагина |
|
А.В. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 21 декабря 2010 г. N 144-АМЗ-2010
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике в сети Internet (http://www.chuvashia.fas.gov.ru)