Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Шумерлинского района
от 27 июня 2011 г. N 348
"2.3. Развитие малого и среднего бизнеса, оказание поддержки развитию промышленных и инновационных малых предприятий
Основная цель - создание условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса и повышения предпринимательской активности населения.
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику района с каждым годом становится все более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике района. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент, улучшается качество за счет внедрения новых технологий. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы, все больше проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.
В настоящее время малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих важное значение для социальной и политической стабильности в обществе, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг.
По состоянию на 01.01.2011 г. в районе зарегистрировано 50 малых предприятий. Действуют 37 малых предприятия. Отраслевое распределение числа малых и средних предприятий выглядит следующим образом: обрабатывающее производство - 13,5%, торговля - 27%, сельское хозяйство - 40,5%. Численность работающих в малом предпринимательстве составила - 817 человек, в том числе индивидуальных предпринимателей - 423 человека, на малых предприятиях - 394 человека.
Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих важное значение для социальной и политической стабильности в обществе, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг.
В настоящее время стабильно работают и наращивают темпы производства такие малые предприятия как:
ООО "Агрофирма "Аленушка" занимается овощеводством, выращиванием зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур;
ООО "ДПМК "Шумерлинская" занимается строительством и обслуживанием автодорог;
ООО "Прогресс" производит хлеб и булочные изделия, безалкогольные напитки, мясные полуфабрикаты;
ООО "РемСтройСервис" имеет допуск СРО к выполнению общестроительных работ, оказывает все виды отделочных, сантехнических работ, занимается монтажом натяжных потолков;
ООО "Энергетик" выполняет электромонтажные работы, ремонт электродвигателей;
ООО "Лесозавод" занимается деревообработкой.
Динамика развития малого и среднего предпринимательства характеризуется следующими цифрами:
Наименование показателей |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Число малых и средних предприятий (на конец года) |
28 |
31 |
34 |
37 |
из них: |
|
|
|
|
обрабатывающие производства |
4 |
2 |
5 |
5 |
сельское хозяйство |
18 |
15 |
15 |
15 |
торговля и общественное питание |
6 |
9 |
9 |
10 |
прочие |
- |
5 |
5 |
7 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами малыми и средними предприятиями, млн. рублей |
58,5 |
62,6 |
84,5 |
109,6 |
Численность работающих в малом и среднем предпринимательстве, тыс.чел. |
0,579 |
0,592 |
0,728 |
0,817 |
в том числе на малых и средних предприятиях, тыс.чел. |
0,307 |
0,320 |
0,400 |
0,394 |
ООО "СИНТЕЗ-АГРО", ООО "Агрофирма "Шумерлинская", ООО "Агропромгаз" реализуют бизнес-проект по производству и переработке топинамбура с получением инулина, пектина, фруктозо-глюкозного сиропа, пищевых волокон и функциональных продуктов на их основе. Общая стоимость проекта - 3083 млн. рублей. Срок реализации проекта - 2010-2018 г. Планируемый объем производства топинамбура в год 60000 тонн. В 2010 году введено в севооборот 1627 га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения для посадки топинамбура. Посажен топинамбур сорта "Скороспелый" на площади 117 га. Ведутся работы по реконструкции имущественного комплекса под переработку топинамбура. Инвестиции с начала реализации проекта составили 219,56 млн.руб.
ООО "Компания "Экологическая технология леса", ООО "Реал-Бизнес-Лес" реализуют проект "Организация эффективного управления лесами и создание Центров развития высокотехнологичных производств по глубокой комплексной переработке древесины в Шумерлинском и Ибресинском районах Чувашской Республики", направленный на комплексное инновационное развитие лесопромышленного комплекса района, развитие глубокой переработки древесины и повышение эффективности использования лесных ресурсов. Общая стоимость проекта - 450 млн. рублей, из них освоено порядка 40 млн.руб. Срок реализации проекта - 2010-2020 г.
На территории района ЗАО "ЧувашАгроБио" реализует проект по организации производства продуктов лизина и сопутствующих кормовых продуктов. Проект предусматривает создание нового биотехнологического комплекса по производству аминокислоты лизин - 21-25 тысяч тонн в год и БВД как сопутствующего продукта - 39-41 тысяч тонн в год. Общая стоимость проекта - 3,5 млрд. рублей, из них освоено порядка 30 млн.руб. Срок реализации проекта: 2010-2013 г.
ООО "НовоТЭЛ" реализует проект по организации производства топливных гранул (пеллет). Общая стоимость проекта 15 млн.руб., из них освоено 11 млн.руб. Срок реализации проекта: 2010-2012 г.
В районе из года в год расширяется сеть предприятий торговли и общественного питания, открываемых субъектами малого и среднего предпринимательства. В настоящее время на территории района действуют:
ООО "У Людмилы", ООО "Алиса и К", ООО "РомДор", ООО "Веронея", ООО "Водолей", ООО "Лесной", ООО "ТКО", ООО "Мини-маркет", ООО "Снабэнергоресурсы", ООО "Дмитрий".
Субъектами малого и среднего предпринимательства из года в год открываются магазины, строятся новые объекты, облагораживаются прилегающие территории.
В 2010 году за счет нового строительства открыто 3 магазина и 2 кафе: ООО ТП "Гермес" в д. Верхняя Кумашка, магазин в д. Бреняши ИП Осипова С.А., магазин в п. Волга ИП Самарина Ю.А.; кафе на 50 посадочных мест в п. Саланчик ИП Самарина Ю.А. Дополнительно создано 11 рабочих мест.
На 01.01.2011 г. в Шумерлинском районе действуют: 37 малых предприятий, 3 станции технического обслуживания автомобилей, 1 парикмахерская, 3 автозаправочные станции, 4 предприятия общественного питания.
Действующая программа обеспечит рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, численности работающих и их доли в общей численности занятых в экономике района. Увеличатся объемы выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент, повысится качество за счет внедрения новых технологий. Вырастет уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, в том числе в бюджет Шумерлинского района.
Структура поддержки малого и среднего предпринимательства
В настоящее время в Шумерлинском районе существует следующая структура поддержки малого и среднего предпринимательства:
1. Финансовая поддержка
Оказывая финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, преодолевается один из основных факторов, сдерживающих их развитие - недостаточность финансовых средств на развитие бизнеса. В результате получения дополнительных средств на расширение и капитализацию собственного производства, предприятия будут привлечены к непосредственному участию в создании новых производственных площадей, системы коммунального и бытового обслуживания, сферы торговли и общественного питания, производству сельскохозяйственной продукции в районе. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с постановлением главы Шумерлинского района от 16.07.2009 г. N 404 "О предоставлении грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса".
В 2010 году администрации Шумерлинского района для поддержки муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства предоставлен грант из республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 750 тыс. рублей (в 2008 году - 340 тыс. рублей, в 2009 - 550 тыс. рублей). Благодаря привлеченным средствам администрацией были предоставлены гранты 3-м начинающим субъектам малого предпринимательства:
ИП Петров В.И. на реализацию бизнес-проекта "Организация производства товарного мяса, молока и иной продукции животноводства" - в размере 300,0 тысяч рублей;
ООО "РемСтройСервис" на реализацию бизнес-проекта "Применение ресурсосберегающих технологий в строительстве" - в размере 300,0 тысяч рублей;
ИП Толстов М.Я. на реализацию бизнес-проекта "Организация производства товарного мяса, молока" - в размере 150,0 тысяч.
Реализация указанных проектов позволила дополнительно создать 18 рабочих мест.
2. Консультационная поддержка
Субъектам малого и среднего предпринимательства в администрации Шумерлинского района оказываются консультационные услуги (по вопросам льготного кредитования, открытия собственного дела и др.). В администрации установлен стенд "Поддержка малого бизнеса в Чувашской Республике", где размещается необходимая информация для субъектов малого и среднего бизнеса. Ежегодно совместно с Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики проводятся Дни Малого предпринимательства, где субъекты малого и среднего бизнеса знакомятся с формами государственной поддержки, кредитованием с использованием поручительства республиканского гарантийного фонда, финансированием посредством лизинга. Ежегодно проводятся семинары для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Имущественная поддержка
Перечень объектов муниципального имущества Шумерлинского района для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден решением Собрания депутатов Шумерлинского района Чувашской Республики от 29.12.2008 г. N 38/2 "Об утверждении перечня объектов муниципального имущества Шумерлинского района для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и Порядка передачи в аренду объектов недвижимости, включенных в данный перечень" (с изменениями от 28.12.2010 г. N 6/6).
Порядок расчета годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом Шумерлинского района установлен постановлением главы Шумерлинского района от 04.05.2009 г. N 229.
При установлении субъектам малого и среднего предпринимательства льготных ставок арендной платы за пользование муниципальным имуществом применяется уменьшающий коэффициент вида деятельности арендатора в соответствии с постановлением главы Шумерлинского района от 04.05.2009 г. N 229 "О Порядке расчета годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом Шумерлинского района".
4. Размещение муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства
Субъектам малого и среднего предпринимательства обеспечен доступ к системе муниципальных закупок и услуг. Наравне с другими организациями они принимают участие во всех конкурсах на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Шумерлинского района. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме закупок в 2010 году составила 33%. Размещено по процедурам, проведенным для субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и имущественных нужд" - 14,7% от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определенного в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации. Основной объем муниципального заказа района, размещаемого у субъектов малого бизнеса занимает: ремонт и содержание автодорог, ремонт зданий, а также поставка продуктов питания, канцтоваров, расходных материалов, ГСМ.
Условия и порядок оказания муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
Муниципальная поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии с указанным Федеральным законом субсидии не могут предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства:
являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если:
не представлены документы, определенные соответствующими программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
не выполнены условия оказания поддержки;
ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
с момента признания субъекта малого или среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевое использование средств поддержки, прошло менее чем три года.
Условиями предоставления субсидий также являются наличие полного пакета документов, определенных по каждой форме муниципальной поддержки соответствующими решениями собрания депутатов Шумерлинского района, постановлениями главы администрации Шумерлинского района и отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Заявления субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставлении муниципальной поддержки и документы к ним, поступившие в администрацию Шумерлинского района, в порядке их поступления регистрируются в журнале регистрации заявлений о предоставлении соответствующих форм муниципальной поддержки и представляются на рассмотрение комиссий, составы, положения о комиссиях и порядки работы которых утверждаются распоряжениями главы администрации Шумерлинского района. В течение 30 календарных дней с даты регистрации материалов в администрации района соответствующие комиссии рассматривают поступившие материалы и принимают решения о предоставлении муниципальной поддержки либо об отказе в ее предоставлении, которое в течение трех рабочих дней со дня принятия решения оформляется протоколом заседания Комиссии.
Решения комиссий о предоставлении муниципальной поддержки и ее размерах в течение трех рабочих дней со дня принятия решений утверждаются распоряжениями главы администрации Шумерлинского района.
Каждый субъект малого и среднего предпринимательства, представивший заявление о предоставлении муниципальной поддержки и документы к нему, информируется о решении, принятом комиссией, в течение пяти календарных дней со дня его принятия.
Средства бюджета Шумерлинского района (за исключением средств, поступивших из республиканского бюджета) перечисляются с лицевого счета получателя средств бюджета Шумерлинского района - администрации района, открытого в финансовом отделе администрации Шумерлинского района, на расчетный счет субъекта малого или среднего предпринимательства, открытый в кредитной организации.
Перечисление субсидий за счет средств, поступивших в бюджет Шумерлинского района из бюджета Чувашской Республики, осуществляется с лицевого счета получателя средств бюджета Шумерлинского района - отдела Минфина Чувашии по Шумерлинскому району и г. Шумерле, на расчетный счет субъекта малого или среднего предпринимательства, открытый в кредитной организации.
Основные цели развития малого и среднего предпринимательства
Основной целью данной Программы является дальнейшее обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на основе внедрения новых технологий с последующим улучшением качества предоставляемых услуг.
Разработка Программы социально-экономического развития Шумерлинского района на 2010-2012 гг. отчасти обусловлена актуальностью проблем, связанных с недостаточной степенью развития малого и среднего предпринимательства и необходимостью создания более благоприятных условий для реализации мероприятий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса.
Основные задачи:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационных технологий в малом и среднем предпринимательстве;
- проведение Дней малого и среднего предпринимательства, семинаров и тренингов для начинающих предпринимателей;
- информированность субъектов малого и среднего предпринимательства о видах государственной поддержки, о муниципальной поддержке в форме грантов на создание собственного бизнеса, о финансировании субъектов малого и среднего предпринимательства посредством лизинга, о кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса с использованием поручительства Республиканского гарантийного фонда и других формах кредитования;
- устранение административных барьеров за счет упрощения и сокращения сроков проведения процедур согласования и выдачи разрешений, оформления документов на объекты недвижимости (в том числе земельные участки), находящиеся в муниципальной собственности;
- расширение возможностей для развития инновационно направленных малых предприятий;
- анализ и прогноз развития малого и среднего предпринимательства, определение приоритетных направлений его развития;
- совершенствование механизма муниципальных закупок, в том числе за счет: расширения практики размещения муниципального заказа на электронных торгах, у субъектов малого предпринимательства;
- повышение доступности финансовых и материальных ресурсов для предпринимателей;
- совершенствование механизмов финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- сохранение и развитие благоприятных условий для функционирования бизнеса.
Ожидаемые результаты:
- создание новых и сохранение имеющихся производственных мощностей;
- повышение роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджета и обеспечении занятости населения;
- повышение ответственности предпринимателей, в том числе социальной;
- формирование в районе стабильного цивилизованного бизнеса;
- увеличение притока инвестиций в экономику района.
Целевые показатели:
- довести оборот малых предприятий в 2012 году до 165,6 млн.руб.;
- довести количество действующих малых предприятий в 2012 году до 42 единиц, с численностью занятых на них 440 человек.
Система программных мероприятий
1. Создание благоприятной внешней среды развития предпринимательства на территории района.
Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства путем внесения изменений в действующие и подготовки новых нормативно-правовых актов, используя все возможности законодательной инициативы.
В целях выработки стратегии развития малого и среднего бизнеса на среднесрочную перспективу, получения информации в сфере малого и среднего предпринимательства Программой предусмотрено проведение анализа динамики развития малого и среднего предпринимательства в районе.
2. Развитие малого и среднего предпринимательства в сельской местности.
Мероприятия данного раздела направлены на проведение мониторинга по вопросу занятости сельского населения, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, содействия развитию малых и средних форм предпринимательства в сфере организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства изделий народных художественных промыслов, открытие комплексных приемных пунктов по бытовому обслуживанию, создание предприятий (сельскохозяйственных кооперативов) по агросервису, переработке, хранению и сбыту продукции, совместному использованию техники и обработке земли, развития несельскохозяйственных видов занятости в сельской местности.
3. Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными мероприятиями данного раздела являются расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам посредством развития и совершенствования формы финансовой и имущественной поддержки.
Существующий сегодня высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам может быть непосилен отдельным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этих предприятий более эффективный способ государственной поддержки - субсидирование процентной ставки по получаемым кредитам.
4. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства.
В рамках раздела предусматриваются мероприятия по организации подготовки, переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, прежде всего на основе средств, выделяемых из федерального бюджета для организации обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, осуществление правовой, организационно-методической поддержки начинающих предпринимателей из числа безработных и незанятых граждан. Предусматриваются обучение и профессиональная ориентация молодежи, сельского населения на базе специально разрабатываемых программ, семинаров, встреч по вопросам малого и среднего предпринимательства.
5. Распространение профессиональных знаний и опыта в сфере малого и среднего бизнеса.
Эффективная реализация политики в сфере малого и среднего бизнеса невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного предпринимательства, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой задачи планируется привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, "круглых столов".
6. Сохранение и развитие народных художественных промыслов.
Реализация раздела "Сохранение и развитие народных художественных промыслов" позволит принять необходимые меры по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов в Шумерлинском районе. Народные художественные промыслы в Шумерлинском районе представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества. Получили развитие художественная обработка дерева, национальная вышивка и некоторые другие виды производств изделий народных художественных промыслов.
7. Содействие формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности.
Эффективная реализация политики в сфере малого и среднего бизнеса невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного предпринимательства, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой задачи планируется привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, "круглых столов", по различным номинациям, регулярное проведение Дней малого и среднего предпринимательства."
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Шумерлинского района Чувашской Республики от 27 июня 2011 г. N 348 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.