Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Аликовского района
от 28 декабря 2010 г. N 790
Районная целевая программа
"Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Аликовском районе на 2010-2020 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Районная целевая программа "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Аликовском районе на 2010-2020 годы" |
Основания для разработки программы |
|
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" постановление Кабинета Министров ЧР от 31 марта 2009 г. N 107 "О республиканской целевой программе "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" |
Заказчик |
|
Администрация Аликовского района |
Основной разработчик Программы |
|
Отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района |
Цели Программы |
|
повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги |
Основные задачи Программы |
|
совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг; развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг; развитие конкуренции; повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг; развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
|
ежегодный рост физических объемов товарооборота на 3-14 процентов, объемов платных услуг - на 1-8 процентов; увеличение к 2020 году оборота розничной торговли на душу населения до 59,4 тыс. рублей, объемов платных услуг - до 7,0 тыс. рублей; привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвестиций из внебюджетных источников в объеме 30,0 млн. рублей; увеличение к 2020 году обеспеченности на 1000 жителей торговой площадью до 245,0 кв. метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети - до 30,8 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания - до 4,1 единиц; создание за период реализации Программы 250 новых рабочих мест |
Сроки реализации Программы |
|
2010-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
- финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Аликовского района и внебюджетных источников; общий объем средств, необходимых для финансирования Программы, составляет 48,2 млн. рублей из них средства: бюджета Аликовского района - 6,6 млн. рублей, внебюджетных источников (средств организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка и услуг) - 41,6 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
|
- реализация мероприятий Программы обеспечит: ежегодный рост товарооборота в сфере розничной торговли на 3-14 процентов, в сфере общественного питания - на 0,5-15 процентов, объемов платных услуг - на 1-8 процентов; обеспечение к 2020 году населения Аликовского района на 1000 жителей: торговыми площадями - 320,0 кв. метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети - 75,0 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания - 10 единиц; повышение качества производимых и реализуемых товаров и услуг. Социальная и бюджетная эффективность Программы выражается в: обеспечении создания за 2010-2020 годы 250 рабочих мест за счет строительства новых объектов потребительского рынка и сферы услуг; повышении к 2020 году уровня средней заработной платы работников сферы услуг до 25,0 тыс. рублей; повышении качества жизни населения путем повышения качества оказываемых услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; улучшении питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличении охвата школьников горячим питанием к 2020 году до 100 процентов; повышении уровня знаний населения о защите своих прав, уменьшении количества обращений граждан о защите прав потребителя); снижении стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения; увеличении доли налоговых поступлений по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Гостиницы и рестораны" в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 20,0 процентов; предполагаемом увеличении суммы инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг до 30,0 млн. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
|
контроль за реализацией Программы осуществляет отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района. Исполнители мероприятий Программы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно к 5 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района. Отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района до 1 марта ежегодно до 2021 года представляет в финансовый отдел администрации Аликовского района доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации Программы отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района до 1 марта 2021 г. представляет главе Аликовского района доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
Введение
Районная целевая программа "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Аликовском районе на 2010-2020 годы" (далее - Программа) разработана в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в целях повышения социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги.
Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительского рынка и сферы услуг в Аликовском районе на 2010-2020 годы. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике за период с 2004 по 2009 год, прогнозные показатели до 2020 года, информация администраций сельских поселений, предложения отделов администрации Аликовского района, хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка.
I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики Аликовского района.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Аликовского района.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики. Последствия финансового кризиса оказывают негативное влияние на сектор потребительского рынка.
По сравнению с 2008 годом общий объем оборота розничной торговли уменьшился на 3,6 процента, оборот общественного питания увеличился на 5,8 процента. Объем платных услуг увеличился на 5,8 процента.
В 2009 году Аликовский район среди районов республики по темпам роста объемов розничного товарооборота занял 10-е место, объемов оборота общественного питания - 5-е место.
Снижение темпов роста показателей сферы потребительского рынка не смогли помешать обеспечению положительного сальдированного финансового результата организациями сферы розничной торговли, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства и средняя численность работников которых превышает 15 человек. За 2009 год этот показатель составил 25428 тыс. рублей или увеличился по сравнению с 2008 годом на 5,4%. 2008 и 2009 годы организации потребительского рынка завершили с прибылью.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сферы розничной торговли составила по Аликовскому району 6097,1 рубля, что составляет к среднерайонному показателю (8680,0 рубля) 70,2 процента соответственно.
Необходимо отметить, что в 2009 году впервые отмечено снижение уровня заработной платы по отношению к предыдущему году. В связи с этим стоит задача по повышению социальной ответственности руководителей организаций сферы потребительского рынка и предпринимателей перед своими работниками, недопущению необоснованных увольнений и сокращений уровня заработной платы. Следует направить усилия на разъяснительную работу о необходимости пересмотра руководителями организаций сферы потребительского рынка и услуг своей кадровой политики, а также форм и методов работы, направленной на совершенствование ассортиментной политики, сокращение неоправданных расходов, повышение эффективности работы маркетинговой службы.
В 2009 году продолжалось качественное улучшение сети объектов розничной торговли за счет увеличения доли современных предприятий. Велась работа по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.
В 2009 году открыто и реконструировано 6 объектов розничной торговли торговой площадью около 250 кв. метров. Общая стоимость инвестиций в развитие объектов потребительского рынка составила около 6,3 млн. рублей, общее количество вновь созданных рабочих мест - 12.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в Аликовском районе позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Несмотря на относительно большие объемы розничного товарооборота и платных услуг (328,4 и 51,2 млн.руб. соответственно, по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), по объемам на душу населения Аликовский район отстает от показателя Чувашской Республики в разы, что связано со среднедушевым денежным доходом на душу населения (37 процентов к показателю по Чувашии). На формирование данного показателя влияет ряд других внутренних и внешних факторов: уровень развития потребительского рынка, его инфраструктура, численность населения, экономическая и социальная политика местной власти, наличие благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и т.д.
Увеличение производства товаров и оказания услуг, возрастание доходов организаций и населения и их платежеспособности способствовали повышению емкости, насыщенности рынка, о чем свидетельствуют массовые распродажи товаров со скидками и другие маркетинговые методы продвижения товаров пониженного спроса.
Партнерские отношения между поставщиками и получателями товаров изменились. Условия, при которых производитель выдвигал свои требования продавцу, характерные для ненасыщенного рынка, сменились либо равноправными партнерскими отношениями, либо диктатом оптового или розничного продавца. Последнее наиболее характерно для крупных торговых сетей и проявляется в форме требований его материального стимулирования: скидок, дополнительных оплат за размещение в отдельных зонах торгового зала, возврата нереализованного товара и т.п.
Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории Аликовского района. В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи продукции местного производства.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка. Особенно остро стоит проблема развития сети организаций общественного питания и бытового обслуживания населения.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, упорядочению реализации пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы.
Сложившийся в настоящее время в районе рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в Аликовском районе.
На современном этапе сеть объектов потребительского рынка развивается интенсивно. Только за 2009 год количество объектов розничной торговли увеличилось на 6,0 процентов (6 единиц). Сегодня на потребительском рынке функционируют около 113 объектов. При этом обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей составляет 284,4 кв. метра, в то время как по Чувашской Республике 363 кв.м.
Обеспеченность посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети в расчете на 1 тыс. жителей составляет 69,5 мест, что почти в 1,8 раза выше уровня Чувашской Республики.
Реализация мероприятий Программы в сфере потребительского рынка позволит увеличить количество объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания более чем на 10. Годовой оборот розничной торговли в 2020 году увеличится по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза в сопоставимых ценах более 492,6 млн. рублей).
Развитие рынка платных услуг тесным образом связано с потребностями и платежеспособным спросом населения.
Серьезными проблемами в сфере бытового обслуживания являются:
низкая рентабельность организаций службы быта;
слабая материально-техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги;
недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания;
отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии сферы бытового обслуживания ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом;
недостаточно эффективная система подготовки квалифицированных кадров для предприятий службы быта;
слаборазвитая сеть бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах района, в результате чего сформировался большой разрыв в бытовом обслуживании населения райцентра и других населенных пунктов.
Основными задачами развития рынка платных услуг являются:
содействие субъектам хозяйствования в сфере потребительского рынка и услуг со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований выделению земельных участков для строительства объектов потребительского рынка;
оказание жителям отдаленных сельских населенных пунктов бытовых услуг за счет организации выездных форм обслуживания, централизованного снабжения расходными материалами индивидуальных предпринимателей, занятых оказанием бытовых услуг, внедрения внутрисистемного кооперирования.
Служба быта как социально ориентированная отрасль экономики должна считаться приоритетной и развиваться по направлениям территориальной и ценовой доступности услуг, повышения уровня и качества обслуживания.
Развитию потребительского рынка будут способствовать улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения, развитие туризма. Особое внимание должно уделяться повышению роли малого бизнеса в производстве потребительских товаров и расширении сферы услуг.
Конкуренция в сфере потребительского рынка и услуг одна из самых высоких. Но при этом имеется ряд факторов, сдерживающих ее развитие:
недостаток профессиональных маркетологов и рекламных агентов;
неразвитость подразделений (компаний) по оказанию различного вида услуг субъектам потребительского рынка и сферы услуг, а именно: юридических, правовых, рекламных, маркетинговых, производственных и др.;
недостаток финансовых средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
высокий уровень налогов и сложная система налогообложения;
неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческого кредита;
диспропорция в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;
недостаточный платежеспособный спрос населения;
недостаточно рациональное территориальное размещение объектов розничной торговли в городах;
отсутствие научно обоснованной классификации объектов розничной торговли;
недостаточное правовое и нормативно-методическое обеспечение структурной политики в развитии торгового предпринимательства.
Вышеуказанные проблемы на потребительском рынке в первую очередь связаны с отсутствием четкой стратегии развития различных форм торговли и формирования ее инфраструктуры с учетом новых тенденций в экономике, анализа состояния товарных рынков, развития сетевых структур предприятий розничной торговли.
Система обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции, некачественное оказание услуг.
Данная проблема связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка:
строительство и реконструкция объектов сферы обслуживания без учета требований нормативных правовых актов (торговые площади не обеспечиваются складскими и административными помещениями);
наличие диспропорций в системе товародвижения, неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей (в Европе использование 1 кв. метра в оптовом звене обеспечивает нормальную работу 8 кв. метров торговых площадей в розничной торговле, что является результатом развития логистики и правильной организации торгового процесса);
недостаток современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене (распределительные и логистические центры и т.д.), складских площадей, отвечающих международным стандартам качества;
отсутствие системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее состояние сферы потребительских услуг;
недостаточно развитая материально-техническая база в учреждениях профессионального обучения, что не позволяет готовить специалистов, умеющих работать по новым технологиям и на новейшем оборудовании;
отсутствие механизма ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;
недостаточно активная работа по внедрению международных стандартов качества в организациях сферы услуг. Отсутствие таких систем существенно снижает конкурентоспособность товаров, выпускаемых местными производителями, а также инвестиционную привлекательность субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории Аликовского района.
Развитие сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания сдерживают следующие факторы, связанные с кадровой политикой:
недостаток работников массовых профессий;
низкий уровень образования работников сферы торговли и общественного питания;
текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в организациях потребительского рынка и сферы услуг. Среднемесячная заработная плата работников сферы розничной торговли за 2009 год составила 6097,1 рубля, тогда как среднерайонный показатель составил 8680,1 (январь - ноябрь) рубля;
низкая правовая защищенность наемных работников сферы потребительского рынка и услуг и отсутствие социальных гарантий;
отсутствие в большинстве организаций общественных объединений (профсоюзов, советов и т.д.), призванных защищать интересы работников;
медленное образование профессиональных объединений и отраслевых ассоциаций, способных стать основой профессионального единства и центром технологической культуры;
отсутствие четкой системы профориентационной работы среди молодежи;
недостаточность форм и методов работы по повышению престижности профессий сферы услуг;
отсутствие системности и периодичности повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий сферы услуг.
В области защиты прав потребителей в первую очередь должны быть созданы условия для организации правовой помощи населению, профилактической и информационно-просветительской деятельности.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Основными недостатками подхода к развитию потребительских услуг без использования программно-целевых методов являются:
невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие и совершенствование потребительских услуг;
отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:
создании информационной системы для организаций потребительского рынка и сферы услуг;
обеспечении качества и безопасности оказываемых населению услуг;
развитии и совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования показателей сферы потребительских услуг;
повышении кадрового потенциала сферы потребительских услуг;
обеспечении организационного и функционального единства органов местного самоуправления в решении существующих в сфере услуг проблем;
сроках достижения требуемых результатов, прогнозируемых результатах и показателях.
Выполнение Программы обусловлено наличием рисков, источниками которых являются:
зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов, в числе которых низкая покупательская способность значительной части населения, инфляция, зависимость продовольственного рынка от уровня развития агропромышленного комплекса, результативность принимаемых мер в области импортозамещения потребительских товаров и услуг;
нахождение объектов потребительского рынка в частной собственности, что влияет на объемы ресурсов, направляемых на выполнение основных мероприятий Программы;
возможности бюджета Аликовского района.
Достижению поставленных целей будет способствовать программно-целевой метод. Он предусматривает концентрацию усилий органов власти и организаций сферы потребительского рынка на решении главных задач, направленных на создание благоприятных условий проживания для населения Аликовского района, и будет способствовать оптимизации затрат бюджетных средств с учетом достижения ожидаемых результатов.
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью определения основных направлений муниципальной политики в области торговли, общественного питания и платных услуг и выработки основных направлений развития отрасли до 2020 года.
В основе Программы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения Аликовского района путем создания условий для обеспечения доступности и качества оказываемых населению платных услуг, в том числе услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
II. Цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги.
Для достижения целей Программы необходимо выполнение следующих задач:
совершенствование муниципальной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг;
развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг;
развитие конкуренции;
повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг;
развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг.
Осуществление программных целей предлагается обеспечить проведением комплекса мероприятий (приложение N 1), объединенных в разделы в соответствии с задачами настоящей Программы.
Целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Сроки реализации Программы - 2010-2020 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Решение задач Программы позволит обеспечить комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера с использованием бюджетных и внебюджетных источников на его реализацию.
Реализация Программы предусматривает выполнение конкретных мероприятий, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям:
1. Совершенствование муниципальной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг:
проведение мониторинга наличия в продаже в организациях розничной торговли продукции товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Аликовского района;
проведение ежегодного анализа обеспеченности населения торговыми площадями, посадочными местами в организациях общественного питания и рабочими местами в организациях бытового обслуживания населения;
проведение ежегодного анализа уровня обеспеченности населения платными услугами;
информирование населения основам защиты прав потребителей;
изучение передового опыта работы органов исполнительной власти и организаций сферы потребительского рынка в районах Чувашской Республики;
формирование и ведение реестра организаций и объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Аликовского района;
разработка и реализация мер по созданию на объектах сферы услуг условий для посещения маломобильными категориями населения;
заключение с общественными организациями в сфере потребительского рынка соглашений о сотрудничестве, предусматривающих проведение совместных мероприятий, направленных на повышение квалификации кадров и качества оказываемых услуг в организациях потребительского рынка и сферы услуг.
2. Развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг.
2.1. Розничная торговля:
открытие новых, реконструкция и модернизация объектов розничной торговли, в том числе объектов придорожного сервиса;
строительство универсального и сельскохозяйственного кооперативного рынков;
развитие инфраструктуры сферы оптовой торговли.
2.2. Сфера общественного питания:
открытие новых, реконструкция и модернизация объектов общественного питания в общедоступной сети.
2.3. Сфера платных услуг:
строительство спортивно-оздоровительных и туристических объектов;
открытие новых, реконструкция и модернизация объектов бытового обслуживания населения;
создание кооперированных связей между городскими и сельскими организациями сферы услуг;
оказание организациям и индивидуальным предпринимателям консультативной и методологической помощи по вопросам развития сферы потребительского рынка и услуг (строительство и ввод в действие новых объектов сферы потребительского рынка и услуг, составление бизнес-проектов и т.д.);
реализация мер по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли на территориях сельских поселений.
3. Развитие конкуренции:
организация и проведение круглых столов, совещаний, конференций по проблемам развития потребительского рынка и сферы услуг;
организация мониторингов и обследований организаций и объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения Аликовского района;
организация и проведение выставок, ярмарок товаров и услуг товаропроизводителей Аликовского района;
организация и проведение ярмарок сельскохозяйственной продукции;
размещение в средствах массовой информации и сети Интернет информации о состоянии и перспективах развития потребительского рынка и сферы услуг;
взаимодействие с районами Чувашской Республики с целью обмена опытом работы;
размещение в сети Интернет информации об инвестиционных проектах в сфере потребительского рынка и услуг;
организация участия представителей организаций потребительского рынка и сферы услуг в мероприятиях, направленных на профориентирование выпускников общеобразовательных учреждений;
создание условий для расширения возможностей товаропроизводителей Аликовского района по реализации продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в организациях розничной торговли.
4. Повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг:
пропаганда горячего питания среди учащихся, родителей и педагогических работников;
осуществление контроля за организацией горячего питания детей в образовательных учреждениях с заслушиванием результатов на заседаниях коллегиальных органов, педагогических советов, советов образовательных учреждений, родительских собраниях;
изучение существующей системы движения продуктов и основных процессов организации школьного питания;
комплексное обследование школьных столовых ;
анализ существующего рациона питания школьников и выработка мер по его совершенствованию;
организация мероприятий по выявлению на потребительском рынке контрафактной продукции;
распространение передового опыта деятельности организаций потребительского рынка.
5. Развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг:
изучение состояния обеспеченности кадрами в сфере торговли и общественного питания;
организация обучающих семинаров для специалистов сферы потребительского рынка и услуг;
организация взаимодействия руководителей организаций сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания и учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров;
поддержка образования общественных объединений в сфере потребительского рынка и услуг и взаимодействие с ними;
организация участия специалистов сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения во всероссийских и региональных конкурсах, смотрах профессионального мастерства;
организация районных конкурсов профессионального мастерства среди работников сферы потребительского рынка и услуг.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы планируется привлечь средства организаций и физических лиц, участвующих в осуществлении конкретных инвестиционных проектов коммерческого характера, связанных с развитием инфраструктуры потребительского рынка, и бюджета Аликовского района (таблица). Общий объем средств, необходимых для финансирования Программы на 2010-2020 годы, составляет 48,2 млн. рублей, в том числе из бюджета Аликовского района в размере 6,6 млн. рублей (13,7 процента), из внебюджетных источников - 41,6 млн. рублей (86,3 процента).
Доля финансирования Программы по годам составит: 2011 год - 4,3 процента, 2012 год - 4,5 процента, 2013 год - 5,0 процента, 2014 год - 5,6 процента, 2015 год - 6,4 процента, 2016 год - 7,6 процента, 2017 год - 9,4 процента, 2018 год - 12,5 процента, 2019 год - 17,8 процента, 2020 год - 26,9 процента.
Объемы финансирования за счет средств бюджета Аликовского района подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей бюджета Аликовского района.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, участвующих в реализации конкретных мероприятий, ведущих к дальнейшему развитию системы потребительского рынка, улучшению качества товаров и услуг.
Программа не накладывает ограничения на самостоятельность при принятии решений ее участниками.
Одним из механизмов реализации Программы должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства.
К участию в реализации Программы могут быть привлечены общественные объединения на основании заключенных с ними соглашений о сотрудничестве. Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Основанием для финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Аликовского района является бюджетная заявка, подаваемая ежегодно отделом экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района в финансовый отдел администрации Аликовского района.
Управление реализацией Программы осуществляет отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района, который обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие исполнителей Программы на принципах государственно-частного партнерства, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно к 5 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района.
Отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района до 1 марта ежегодно до 2021 года представляет в финансовый отдел администрации Аликовского района доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации Программы отдел экономики и имущественных отношений администрации Аликовского района до 1 марта 2021 г. представляет главе Аликовского района доклад о выполнении мероприятий Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой аудитории и размещается на сайте администрации Аликовского района.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной муниципальной политики, направленной на интенсивное развитие сферы потребительского рынка и услуг, повышение качества и безопасности производимых товаров и оказываемых услуг, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории Аликовского района.
Социальный эффект от реализации Программы выражается в повышении качества жизни населения, создании 230 дополнительных рабочих мест на вновь строящихся объектах потребительского рынка. Уровень средней заработной платы работников сферы потребительского рынка и услуг к 2020 году возрастет в 3,8 раза по сравнению с 2009 годом и составит 25,0 тыс. рублей.
Совокупность мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сфере услуг и прирост доли объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг, ежегодно на более чем 5 процентов.
Социальная эффективность Программы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, улучшением питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличением охвата школьников горячим питанием до 100 процентов, повышением уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижением стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения и т.д.
Бюджетная эффективность Программы будет выражена в увеличении:
доли налоговых платежей по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Гостиницы и рестораны" в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 14 процентов;
суммы инвестиций в развитие потребительских услуг до 50,0 рублей.
Достижение к 2020 году показателей, предусмотренных Программой, позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового регионального продукта.
Оценка результативности Программы приведена в приложении N 3, учет рисков при оценке эффективности Программы - в приложении N 4.
Методика расчета социальной и бюджетной эффективности реализации Программы изложена в приложении N 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.