Постановление Администрации Алатырского района Чувашской Республики
от 11 сентября 2012 г. N 416
"Об утверждении муниципальной программы развития профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Алатырского района на 2012-2015 годы"
Постановлением Администрации Алатырского района Чувашской Республики от 30 декабря 2013 г. N 765 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 года N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 года N 25 "О стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года", приказом Минобразования Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783 "Об утверждении Концепции профильного образования на старшей ступени общего образования", приказом Минобразования Чувашской Республики от 02 июля 2012 года N 1612 "О реализации республиканского проекта "Профильные инженерно-технические классы" на территории Чувашской Республики в 2012 - 2013 учебном году" постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Алатырского района на 2012 - 2015 годы (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника управления образования и молодежной политики Митюнина М.Я.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации |
Н.Г. Романов |
Утверждена
постановлением администрации
от 11 сентября 2012 г. N 416
Муниципальная программа
профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Алатырского района 2012 - 2015 годы
Паспорт
муниципальной программы профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Алатырского района на 2012 - 2015 годы
Наименование Программы |
Муниципальная программа профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Алатырского района на 2012-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
"Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Министерства образования Российской Федерации", утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 2783 от 18 июня 2002 года |
Заказчик Программы |
Управление образования и молодежной политики администрации Алатырского района |
Разработчик Программы |
Управление образования и молодежной политики администрации Алатырского района |
Цель Программы |
Создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для саморазвития, самореализации и самоопределения личности (обучающихся, родителей) |
Задачи Программы |
- обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов; - расширение возможностей выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории; - осуществление осознанного, ответственного, успешного выбора учеником профиля обучения, в том числе по инженерному профилю; - создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, способностями и жизненными планами в полной мере; - осуществление психолого-педагогической поддержки личности старшеклассника и его семьи в ходе профилизации; - обеспечение преемственности общего и профессионального образования |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2015 годы |
Исполнители Программы |
Управление образования и молодежной политики администрации Алатырского района, муниципальные общеобразовательные учреждения района |
Объемы и источники финансирования |
в пределах средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие образования |
Механизм реализации Программы |
материально-техническое обеспечение профильных инженерно-технических классов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений; нормативно-правовое и методическое обеспечение старших классов, обучающихся по инженерно-техническому профилю |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- расширение образовательных возможностей учащихся, учителей, родителей; - рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных и т.д.); - создание единого культурно-образовательного пространства; - рациональная система управления качеством образования в районе; - позитивное изменение качества образования, обновление содержания образования; - расширение спектра дополнительных образовательных услуг; - становление лидирующей позиции МБОУ "Ахматовская СОШ" в системе образования района по внедрению инженерно-технического профиля; - повышение мотивации учащихся к естественнонаучному образованию, формирование интереса выпускников школы к продолжению образования по инженерному профилю |
Система организации контроля за исполнением программы |
Отчет об исполнении контроля за реализацией Программы осуществляется управлением образования и молодежной политики администрации Алатырского района Чувашской Республики Ежегодно к 1 августа администрация общеобразовательных учреждений представляет отчет о проделанной работе в управление образования и молодежной политики администрации Алатырского района |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Сложившаяся обстановка в системе образования района показывает, что отдельные процессы модернизации активно реализуются в жизнь: это реструктуризация сети школ, введение единого государственного экзамена, информатизация и компьютеризация общеобразовательных учреждений, программа "Школьный автобус".
В районе функционируют 18 общеобразовательных учреждений (11 средних, 5 основных школ и 2 начальные школы), 9 дошкольных образовательных учреждений и 7 дошкольных групп при 6 общеобразовательных учреждениях, 2 учреждения дополнительного образования детей. Приоритетным направлением преобразований в районе стали: введение нормативно-бюджетного финансирования, перевод образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, реструктуризация сети школ, реализация профильного обучения.
С 2003 года ведется работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений.
"Точками роста" являются 4 базовые школы, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная и спортивная база.
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.
Согласно приложению N 1 Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики N 451-р от 25.11.2004 г. (в ред. Распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2006 N 282-р, от 03.09.2007 N 255-р) утвержден перечень базовых средних школ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Алтышевская средняя общеобразовательная школа";
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кувакинская средняя общеобразовательная школа";
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Староайбесинская средняя общеобразовательная школа";
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чуварлейская средняя общеобразовательная школа".
Общеобразовательные учреждения укомплектованы высококвалифицированными педагогическими кадрами. В системе школьного образования работают 229 педагогических работников, из них 87,8 процента - с высшим образованием, остальные со средним специальным (в основном, учителя начальных классов). 59 процентов имеют квалификационные категории (в республике - 76), из них 6,5 процентов - высшую (по республике - 18), 33 процента - первую (по республике - 46). Доля молодых учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, составляет 4,8 процента (по республике - 7,3), доля учителей в возрасте до 35 лет - 13,9 процента (по республике - 15,4), учителей пенсионного возраста - 8,1 процента (по республике - 13). В соответствии с Концепцией модернизации образования деятельность муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений района направлена на обеспечение современного качества школьного образования.
Образование, как развивающая система, решает множество проблем, касающихся разработки нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, поэтому отличительной чертой его стал поисковый инновационный характер. Сформирована научно-ориентированная практика образования в районе - экспериментальные площадки, которые концентрируют результаты экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях.
В республиканском эксперименте по индивидуализации образования с 1 сентября 2009 года участвует муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Алтышевская средняя общеобразовательная школа".
В 2011/12 учебном году 100 процентов старшеклассников было охвачено профильным обучением. Но не все профили соответствуют запросам рынка труда, учащиеся мало ориентируются на рабочие профессии, наиболее востребованные в экономике района.
Профильная подготовка учащихся старшей ступени ведется по следующим направлениям: социально-гуманитарное, химико-биологическое, социально-экономическое, физико-математическое, физико-химическое, биолого-химическое, информационно-технологическое, гуманитарное, естественно-научное.
В общеобразовательных учреждениях уделяется серьезное внимание обучению иностранным языкам. При этом эффективно решается одна из стратегических задач модернизации образования - раннее (со 2 класса) обучение иностранному языку. 424 учащихся изучают иностранный язык со 2-ого класса, что составляет 98,4%.
В рамках реализации Приоритетного национального проекта "Образование" и "Комплексного проекта модернизации образования" школы получили оборудование для кабинетов: русского языка, истории, физики, поступила учебно-методическая и справочная литература.
Одним из основных направлений развития системы образования является информатизация, внедрение в общеобразовательный процесс новых информационных технологий.
За последние годы увеличилось оснащение общеобразовательных учреждений компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением.
В 2012 году в школы поступило 34 компьютера, 18 комплектов автоматизированных рабочих мест для учителей начальных классов на сумму более 2 млн. рублей. На начало 2012/2013 учебного года доля учащихся на 1 компьютер - 6,1 учащихся (по республике - 8,3).
В районе за последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми, стабильно увеличивается количество выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями (2011 год - 20 медалей; 2012 год - 21 медаль). Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном и республиканском уровнях. В 2009/2010 учебном году участников районных олимпиад было 706 учащихся, в 2010/2011 - 891. Растет число участников республиканских предметных олимпиад: если в 2006 году участников было 20, то в 2010 г. - 28 учащихся. Призерами республиканской олимпиады в 2009 г. и 2010 годах были по три ученика; в 2010 г. - один ученик стал победителем и 5 учащихся заняли призовые места на республиканском этапе; в 2011 г. - из 5 призеров республиканской олимпиады один ученик стал призером межреспубликанской олимпиады по мордовскому языку.
7 обучающихся и воспитанников получают специальные стипендии Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность; 7 человек - премии главы администрации района за активное участие в районных, республиканских, всероссийских интеллектуальных и спортивных состязаниях, конкурсах.
Важным направлением модернизации образования является введение профильного обучения в 10-11 классах.
Реализация данной задачи способствует дифференциации обучения, индивидуализации учебного процесса, активному использованию новых информационных технологий учителями и учащимися, формированию у учащихся стремления к самообразованию, осознанному выбору учащимися профиля обучения, повышению профессионального уровня педагогов.
В образовательных учреждениях района разработаны и утверждены мероприятия по организации предпрофильной подготовки, оказывается помощь по выбору профессий учащимися. В течение учебного года активно работают с центром занятости населения по вопросам профессионального самоопределения и профориентации.
В программе модернизации российской экономики особое внимание уделяется развитию и внедрению инноваций, в первую очередь, в сфере техники и технологий. Для реализации этой задачи необходимы люди, обладающие соответствующими компетенциями, как в сфере инженерной деятельности, так и в сфере предпринимательства. Решение проблем качества инженерно-технического образования и подготовки инновационных научно-педагогических кадров относится к числу приоритетов государственной политики. Современной промышленности нужны инженерно-технические специалисты, обладающие особыми компетенциями - гибкостью, мобильностью, умением успешно работать в командах переменного состава и многими другими, востребованными в стремительно и непредсказуемо изменяющихся условиях глобализирующегося мира. Инновации в технике и технологиях в настоящее время формируются на междисциплинарной основе в результате передачи знаний из одной области в другую. Распределение и комбинация фундаментальных и прикладных знаний, их использование "неожиданным образом" в практических целях становятся главной задачей инженера в его инновационной деятельности. В этой связи все активнее применяются проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения. Необходимо новое качество подготовки будущего инженера, обеспечивающего комплекс компетенций, который включает фундаментальные и прикладные знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе.
Задачи:
- подготовка нового поколения будущих инженеров - предпринимателей, осознающих особость инженерного цеха, к которому они принадлежат, и вкладывающихся в его переоформление в современных условиях непрерывного образования;
- возвращение представлений о предназначении инженерной деятельности как деятельности, связанной с социальной пользой, работой на общественное благо, реализующейся в больших и значимых социальных проектах.
Состояние демографической обстановки в районе влияет на численность обучающихся, отмечается ежегодное сокращение контингента обучающихся. За последние 3 года уменьшилось количество учащихся на 100 человек.
Наполняемость классов в районе составляет 10,5 ученика, на одного учителя приходится 8 учеников, в среднем по сельской местности в Чувашской Республике - 15,4.
II. Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования:
- нормативно-правовое и методическое обеспечение;
- информационное и кадровое обеспечение;
- материально-техническое оснащение.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
Средства республиканского бюджета для реализации республиканского проекта "Профильные инженерно-технические классы" на территории Чувашской Республики в 2012-2013 учебном году;
средства местного бюджета для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;
внебюджетные источники, в том числе средства, привлекаемые для реализации образовательных проектов.
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования местного бюджета администрации Алатырского района.
Механизм привлечения и использования финансовых средств республиканского бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных мероприятий за счет средств республиканского бюджета в рамках действующих республиканских целевых программ или средств местного бюджета.
Приложение
профильного обучения
в общеобразовательных учреждениях
Алатырского района на 2012 - 2015 годы
Мероприятия
по реализации муниципальной программы профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Алатырского района на 2012 - 2015 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Сроки исполнения (годы) |
Источники финансирования (тыс.руб.) |
Всего (тыс.руб.) |
|||||
республиканский бюджет |
муниципальный бюджет |
внебюджетные средства |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
I. Нормативно-правовое и методическое обеспечение | ||||||||||
1. |
Утверждение и согласование учебного плана и программ профильного образования |
Управление образования и молодежной политики, общеобразовательные учреждения |
2012 - 2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
2. |
Организация работ по апробации моделей функционирования профильных инженерно-технических классов |
Управление образования и молодежной политики |
2012 - 2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
3. |
Создание рабочей группы по апробации проекта "Профильные инженерно-технические классы" |
Управление образования и молодежной политики, МБОУ "Ахматовская СОШ" |
2012-2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
4. |
Сотрудничество с "Чувашским республиканским институтом образования" по вопросам нормативно-правового и методического обеспечения старших классов, обучающихся в т.ч. по инженерно-техническому профилю |
Управление образования и молодежной политики, общеобразовательные учреждения |
2012-2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
5. |
Участие в семинарах и совещаниях руководителей общеобразовательных учреждений по реализации республиканского проекта |
общеобразовательные учреждения |
2012 |
|
|
2,0 |
2,0 |
|||
2013 |
|
|
2,0 |
2,0 |
||||||
2014 |
|
|
2,5 |
2,5 |
||||||
2015 |
|
|
3,0 |
3,0 |
||||||
Итого: |
|
|
9,5 |
9,5 |
||||||
6. |
Разработка плана методической работы общеобразовательного учреждения, обеспечивающего реализацию республиканского проекта "Профильные инженерно-технические классы" |
МБОУ "Ахматовская СОШ" |
2012-2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
7. |
Сетевое взаимодействие с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования о совместной реализации образовательных программ по профильному обучению |
общеобразовательные учреждения |
2012-2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
|
Итого по разделу I |
|
2012 |
|
|
2,0 |
2,0 |
|||
2013 |
|
|
2,0 |
2,0 |
||||||
2014 |
|
|
2,5 |
2,5 |
||||||
2015 |
|
|
3,0 |
3,0 |
||||||
Итого: |
|
|
9,5 |
9,5 |
||||||
II. Информационное и кадровое обеспечение | ||||||||||
1. |
Информирование членов педагогического коллектива, родителей и учащихся 8-9 классов о системе профильного обучения в старших классах |
общеобразовательные учреждения |
2012 - 2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
2. |
Обучение в системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, в т.ч. по инженерно-техническому профилю |
ИМЦ управления образования |
2012 - 2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
3. |
Организация и проведение семинаров, заседаний в форме "Круглого стола" по вопросам и проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения |
ИМЦ управления образования |
2012 - 2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
4. |
Размещение информации о введении, ходе и результатах предпрофильной подготовки и профильного обучения в прессе и на сайтах школ |
общеобразовательные учреждения |
2012 -2015 |
В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
||||||
5. |
Организация и проведение семинаров, заседаний в форме "Круглого стола" по вопросам и проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения |
ИМЦ управления образования |
2012 |
|
|
2,4 |
2,4 |
|||
2013 |
|
|
3,0 |
3,0 |
||||||
2014 |
|
|
3,5 |
3,5 |
||||||
2015 |
|
|
4,0 |
4,0 |
||||||
Итого: |
|
|
12,9 |
12,9 |
||||||
|
Итого по разделу II |
|
2012 |
|
|
2,4 |
2,4 |
|||
2013 |
|
|
3,0 |
3,0 |
||||||
2014 |
|
|
3,5 |
3,5 |
||||||
2015 |
|
|
4,0 |
4,0 |
||||||
Итого: |
|
|
12,9 |
12,9 |
||||||
III. Материально-техническое оснащение | ||||||||||
1. |
Модернизация кабинетов биологии, химии, физики и информатики современными ТСО и учебно-дидактическими материалами |
Управление образования и молодежной политики |
2012 |
600,0 |
|
|
600,0 |
|||
2013 |
600,0 |
|
|
600,0 |
||||||
2014 |
600,0 |
|
|
600,0 |
||||||
2015 |
600,0 |
|
|
600,0 |
||||||
Итого: |
2400,0 |
|
|
2400,0 |
||||||
2. |
Компьютеризация образовательного процесса |
Управление образования и молодежной политики |
2012 |
2070,0 |
|
|
2070,0 |
|||
2013 |
500,0 |
|
|
500,0 |
||||||
2014 |
400,0 |
|
|
400,0 |
||||||
2015 |
400,0 |
|
|
400,0 |
||||||
Итого: |
3370,0 |
|
|
3370,0 |
||||||
3. |
Пополнение библиотечного фонда: приобретение учебников для профильных классов и периодических изданий по проблеме профильной подготовки |
Управление образования и молодежной политики |
2012 |
920,0 |
|
|
920,0 |
|||
2013 |
1500,0 |
|
|
1500,0 |
||||||
2014 |
1500,0 |
|
|
1500,0 |
||||||
2015 |
1500,0 |
|
|
1500,0 |
||||||
Итого: |
5420,0 |
|
|
5420,0 |
||||||
|
Итого по разделу III |
|
2012 |
3590,0 |
|
|
3590,0 |
|||
2013 |
2600,00 |
|
|
2600,0 |
||||||
2014 |
2600,0 |
|
|
2600,0 |
||||||
2015 |
2500,0 |
|
|
2500,0 |
||||||
Итого: |
11,290 |
|
|
11,290 |
||||||
|
Всего по Программе |
|
2012 |
3590,0 |
|
4,4 |
3594,4 |
|||
2013 |
2600,0 |
|
5,0 |
2605,0 |
||||||
2014 |
2600,0 |
|
6,0 |
2606,0 |
||||||
2015 |
2500,0 |
|
7,0 |
2507,0 |
||||||
Итого: |
11290,0 |
|
22,4 |
11312,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алатырского района Чувашской Республики от 11 сентября 2012 г. N 416 "Об утверждении муниципальной программы развития профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Алатырского района на 2012-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в Internet (www.cap.ru)
Постановлением Администрации Алатырского района Чувашской Республики от 30 декабря 2013 г. N 765 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.