Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Батыревского района
Чувашской Республики
от 24 мая 2011 г. N 271/12
Районная программа
"Развитие системы дошкольного образования в Батыревском районе на 2011-2020 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Районная программа "Развитие системы дошкольного образования в Батыревском районе на 2011-2020 годы" |
Основание для принятия решения о разработке программы |
- Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г N 25; поручение Президента Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 1 февраля 2008 г. (от 15 августа 2008 г. N Пр-261) |
Заказчик программы |
- Администрация Батыревского района |
Основной разработчик программы |
- Отдел образования администрации Батыревского района |
Цели программы |
- развитие системы дошкольного образования в Батыревском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование |
Задачи программы |
- обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
- к 2020 году (по сравнению с 2008 годом): удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет - увеличение на 20%; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100%; удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение до 50%; удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования 40%; удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории 100%. |
Сроки реализации программы |
- 2011-2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
- предполагаемый объем финансирования программы в 2011-2020 годах составит 15243 тыс. рублей, в том числе за счет средств: местного бюджета - 15243 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности |
- полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольных образовательных учреждений до 100% (в 2008 году - 64%); - увеличение охвата детей организованными различными формами дошкольного образования до 90% (в 2008 году - 64%); - обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее педагогическое образование до 60% (в 2008 году - 34%) Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижении социальной и психологической напряженности в обществе. Экономическая эффективность программы будет достигнута за счет введения нормативного финансирования, перевода дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведения наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями. |
Система организации контроля за выполнением программы |
- контроль за реализацией программы осуществляет Отдел образования администрации Батыревского района. Исполнители мероприятий программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения программы Собранию депутатов Батыревского района. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Развитие системы дошкольного образования в Батыревском районе направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Актуальность разработки программы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований: увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.
В Батыревском районе функционируют 15 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 9 начальных школ - детских садов, 9 групп кратковременного пребывания, в которых воспитываются 1525 детей дошкольного возраста.
В настоящее время не удовлетворяется возросший спрос населения на услуги дошкольных образовательных учреждений. Общее число дошкольников, не охваченных детскими садами, составляет 318 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, около 80% детей предшкольного возраста охвачены дошкольным образованием, что способствует получению равных стартовых возможностей при освоении детьми образовательных программ в начальных классах школы.
Основные программы, реализуемые в ДОУ Батыревского района: программа "Сообщество", программа воспитания ребенка-дошкольника, парциальные программы "Юный эколог", "Старт".
Формирование здоровьесберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс являются одними из актуальных направлений современной системы дошкольного образования. Необходимо продолжить работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья. Средняя стоимость детодня питания в районе находится ниже нормативного уровня, в то время как стоимость детодня питания для выполнения натуральных норм потребления основных продуктов в день должна быть в пределах от 50 до 70 рублей. Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Одним из приоритетов должно стать укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием.
Согласно данным 87% зданий детских садов функционируют более 20 лет. Материально-техническая база большинства детских садов поддерживается усилиями коллективов и родителей.
Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой детского сада. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве в целом и обществе. В целях физического развития дошкольников необходимо оснащать физкультурные залы современным, безопасным физкультурным оборудованием, оснащать медицинские кабинеты современным медоборудованием и лекарственными препаратами.
Большинство ДОУ не имеют современных игровых площадок или они морально устарели. Около 70% игровых площадок для дошкольных групп не оборудованы турниками, гимнастическими стенками, лесенками, качелями, лабиринтами и т.д., с учетом высокой активности детей в играх. Игровые площадки должны соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность.
Для защиты детей от солнца и от осадков на территории каждой групповой устанавливаются теневые навесы. Около 80% теневых навесов требуют капитального ремонта или полной замены, в виду их аварийного состояния.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слова "групповой" пропущено слово "площадки"
Одной из мер по улучшению качества дошкольного образования должно стать введение новой системы оплаты труда, ориентированной на улучшение качества и результативности труда.
Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.).
Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям - реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку.
Мероприятия программы направлены на решение вышеуказанных проблем.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Основными целями программы являются развитие системы дошкольного образования в Батыревском районе и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование.
Задачами программы являются обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации программы приведены в приложении N 1.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет осуществляться в 2011-2020 годах.
III. Перечень мероприятий программы
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования:
обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
повышение качества системы дошкольного образования;
стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений;
нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования;
раннее сопровождение ребенка и семьи;
создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
совершенствование материально-технической базы.
Мероприятия по реализации программы изложены в приложении N 2.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Создание вариативной сети дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих родителям право выбора образовательных услуг.
2. Повышение качества системы дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования.
Предусматриваются:
широкое внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования;
определение этнорегионального компонента содержания дошкольного образования;
создание республиканской системы оценки качества дошкольного образования;
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы дошкольного образования.
3. Стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений
Цель мероприятий данного направления - поддержка лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших педагогов.
Предусматриваются:
грантовая поддержка инновационных проектов по развитию дошкольного образования;
проведение республиканских конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений и педагогов.
4. Нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - обеспечение соблюдения законодательства в области дошкольного образования.
Предусматриваются:
разработка нормативно-правовых и организационных механизмов развития новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;
внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений.
5. Раннее сопровождение ребенка и семьи
Цель мероприятий данного направления - создание институциональных механизмов ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
Предусматриваются:
организация комплексной ранней диагностики каждого ребенка дошкольного возраста с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута и последующего психолого-медико-педагогического сопровождения;
развитие в дошкольных образовательных учреждениях вариативных моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - создание системы непрерывного образования, модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
введение новой системы оплаты труда, стимулирующих выплат по результатам труда работникам дошкольных образовательных учреждений;
оптимизация штатных расписаний дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории;
разработка и реализация программы системной подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений по предшкольному образованию.
7. Совершенствование материально-технической базы
Цель мероприятий данного направления - обновление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.
Предусматриваются:
строительство новых современных детских садов, возврат перепрофилированных и ремонт существующих дошкольных образовательных учреждений;
оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, современным технологическим, учебно-игровым оборудованием и мебелью.
Основными источниками финансирования программы являются средства бюджета Батыревского района.
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования бюджета Батыревского района.
Механизм привлечения и использования долевых финансовых бюджета Батыревского района определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики и органов местного самоуправления. Программа предусматривает возможность софинансирования конкретных проектов и мероприятий за счет средств бюджета Батыревского района и внебюджетных средств.
Объемы и источники финансирования программы
Объемы затрат по источникам финансирования |
Годы реализации |
Итого |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Всего в том числе: |
557 |
1530 |
1485 |
1513 |
1568 |
1585 |
1685 |
1705 |
1805 |
1810 |
15243 |
Из местного бюджета |
557 |
1530 |
1485 |
1513 |
1568 |
1585 |
1685 |
1705 |
1805 |
1810 |
15243 |
Внебюджетные средства |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие дошкольного образования |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие дошкольного образования |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие дошкольного образования |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие дошкольного образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Объем инвестиций и других расходов на финансирование программы может ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджета Батыревского района.
IV. Механизм реализации программы
Заказчиком программы является Отдел образования администрации Батыревского района.
Исполнители мероприятий программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе выполнения программы в Отдел образования администрации Батыревского района Чувашской Республики.
По окончании срока реализации программы Отдел образования до 1 марта 2021 г. отчитывается о выполнении программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации перед районным Собранием депутатов.
V. Результаты реализации программы. Оценка социальной и экономической эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы проводится в сравнении с 2008 годом с учетом следующих показателей:
удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года, - увеличение на 20%;
удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 100%;
удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение на 50%;
удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования - 80%;
удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь и образование, в общей численности выявленных детей данной категории - 40%.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации программы.
Предполагается, что экономическая эффективность программы будет выражена в повышении уровня жизни молодых семей, увеличении их трудового потенциала.
Социальная эффективность программы будет выражена в улучшении демографических показателей, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.