В целях дальнейшей модернизации системы управления общественными финансами Моргаушского района Чувашской Республики, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Моргаушского района Чувашской Республики, администрация Моргаушского района Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района Чувашской Республики на 2011-2012 годы (далее - Программа);
план мероприятий по реализации Программы на 2011 год.
2. Структурным подразделениям администрации Моргаушского района Чувашской Республики и иным уполномоченным органам:
при формировании и организации исполнения бюджета Моргаушского района Чувашской Республики, а также при подготовке проектов решений Моргаушского районного Собрания депутатов Чувашской Республики и иных нормативных правовых актов руководствоваться положениями Программы;
обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Признать утратившими силу:
- постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики N 1042 от 31.12.2010 г. "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района Чувашской Республики на 2011-2012 годы";
- постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики N 758 от 30.08.2012 г. "О внесении изменений в постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики N 1042 от 31.12.2010 г. "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района Чувашской Республики на 2011-2012 годы".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Моргаушского района Чувашской Республики разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов бюджетов сельских поселений Моргаушского района Чувашской Республики согласно основным положениям Программы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации |
Р.Н. Тимофеев |
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по ЧР 12 октября 2012 г.
Регистрационный N RU21018408201200063
Утверждена
постановлением администрации
Моргаушского района
Чувашской Республики
от 14 сентября 2012 г. N 796
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района Чувашской Республики на 2011-2012 годы
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района Чувашской Республики на 2011-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике на 2011-2013 годы", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, Посланием Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год "В молодежь надо верить!", Указом Президента Чувашской Республики от 29 апреля 2010 г. N 57 "Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики в 2011-2013 годах", постановлением администрации Моргаушского района от 25.05.2010 г. N 418 "Об основных направлениях бюджетной политики Моргаушского района на 2011 год".
Программа определяет базовые принципы, основные цели и задачи бюджетной политики Моргаушского района Чувашской Республики (далее - район) в отношении использования бюджетных ресурсов района, обеспечивающего достижение максимально возможного экономического и социального эффекта.
1. Введение
Современное состояние бюджетной системы района оценивается как стабильное, создающее прочную основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации районных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования.
Антикризисные меры, реализованные администрацией Моргаушского района Чувашской Республики (далее - администрация района) в 2009 году, позволяют своевременно и в полном объеме исполнять все расходные обязательства района.
Благоприятным фактором является возобновление роста экономики. За январь-ноябрь 2010 года индекс производства товаров собственного производства, выполненных работ и услуг к соответствующему периоду 2009 года составил 145,6%.
В условиях роста экономических показателей единый (консолидированный) бюджет Моргаушского района Чувашской Республики (далее - бюджет района) за январь - ноябрь 2010 года по собственным (налоговым и неналоговым) доходам исполнен в объеме 88,2 млн. рублей, или на 103% к годовым плановым назначениям. Собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) выросли в сравнении с аналогичным периодом 2009 года на 5,5%.
По данным Минфина Чувашии пополнение единого бюджета района в текущем 2010 году находится на уровне лучше среднереспубликанского значения.
Современная система управления общественными финансами Чувашской Республики, в том числе и района как части бюджетной системы Чувашской Республики, сформировалась в результате активных процессов реформирования, начавшихся еще с 1994 года. А с начала 2000 годов она поднялась на наиболее качественный уровень в рамках реализации общероссийских бюджетных реформ (Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах).
В 2010 году администрация района участвовала в 3-м Всероссийском конкурсе "Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами", организованном журналом "Бюджет" и Сообществом финансистов России при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где была удостоена Диплома 1 степени наряду с такими муниципальными образованиями как г. Таганрог Ростовской области и г. Набережные Челны Республики Татарстан. Кроме того, по результатам проводимой Минфином Чувашии в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2007 года N 123 "Об утверждении Методики годовой и оперативной оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Чувашской Республики" оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, район ежемесячно в рейтинге занимает верхние строки.
2. Необходимость разработки и реализации Программы
В настоящее время система управления муниципальными финансами в районе базируется на:
применении единых принципов бюджетной системы, четком определении статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
применении формализованных методик распределения между сельскими поселениями Моргаушского района Чувашской Республики (далее - сельские поселения района) основных межбюджетных трансфертов, поступающих из республиканского бюджета и выделяемых из районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики (далее - районный бюджет);
развитии кассового обслуживания местного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики (далее - местный бюджет), эффективного учета и предварительного контроля в процессе исполнения расходных обязательств района, управления единым счетом бюджета района;
формировании достоверной и прозрачной бюджетной отчетности района;
внедрении инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
создании нормативно-правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
установлении правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придании этому процессу публичности.
В то же время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления Моргаушского района Чувашской Республики (далее - органы местного самоуправления района), бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
остаются нерешенные задачи по реорганизации и оптимизации бюджетной сети;
продолжают расти неэффективные расходы, кредиторская задолженность по принятым обязательствам;
остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития района в условиях замедления темпов роста доходов местного бюджета на решение вопросов местного значения увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер в деятельности органов местного самоуправления района по повышению эффективности бюджетных расходов, а также по модернизации управления общественными финансами.
3. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение более тесной увязки стратегического, бюджетного планирования и повышения эффективности бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
усиление роли местного бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития района;
мобилизация налогового потенциала;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных преобразований;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления района, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения указанных задач в 2011-2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления района;
применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования местного бюджета на очередной финансовый год;
переход к утверждению "программного" бюджета;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений органов местного самоуправления района.
4. Осуществление перехода к сбалансированному бюджетному планированию
Сбалансированное бюджетное планирование является необходимым условием решения задач Программы.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности экономики района, которая:
создает условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности района, основанной на инновационном развитии, дальнейшего повышения авторитета района в Чувашской Республике;
ведет к созданию новых рабочих мест;
способствует повышению уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие кризисных явлений, продолжающейся нестабильности неизбежно приводит к снижению доходов местного бюджета, то есть к сокращению возможностей муниципальных образований района для принятия новых расходных обязательств с достоверными финансово-экономическими обоснованиями и даже для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
В таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов местного самоуправления района, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для осуществления наиболее значимых задач, стоящих перед районом в соответствующих сферах, в результате решения которых был бы достигнут максимальный финансовый эффект.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности муниципальных образований необходимо соблюдение определенных принципов, к которым относятся:
надежность и стабильность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу планирования местного бюджета;
стабильность налоговой базы местного бюджета;
недопустимость увязки в ходе исполнения местного бюджета объемов расходов с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей политики;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств, при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их действия;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и предложений по их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах перераспределения ранее принятых обязательств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на уровне района планируется реализовать следующие основные меры:
формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития района;
использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза;
оценка возможностей по увеличению условно утверждаемых расходов местного бюджета;
обеспечение формирования и реализации районной инвестиционной программы района, включающей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов с учетом отражения информации, содержащейся в этой программе, в реестре расходных обязательств;
установление порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов местного самоуправления района (уполномоченных органов) за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
инвентаризация и оптимизация действующих налоговых льгот;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения местного бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств за качество и соблюдение показателей кассового плана;
повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления района при администрировании неналоговых доходов и других платежей.
5. Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
Основой бюджетной политики администрации района является переход на современную систему бюджетирования, ориентированного на результат. Первоочередное внимание уделяется решению социальных проблем, и району удалось достичь стабильности, что выразилось в отсутствии просроченной кредиторской задолженности, включая долги перед гражданами по выплате заработной платы.
Тем не менее, качество муниципальных программ не всегда соответствует современным требованиям. Результаты мониторинга реализации муниципальных программ в недостаточной мере используются при разработке новых программ, имеющих те же цели. Не задействованными в большинстве случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников. Необходимо провести свод, а точнее - аудит эффективности муниципальных программ и разработать стратегию территориального планирования. Только комплексный и системный подход позволит достичь реального эффекта от средств, предусмотренных на реализацию каждой программы.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития района и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления района (иных уполномоченных органов) и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
наделение органов местного самоуправления района (иных уполномоченных органов) и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными программами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики района, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Ответственными за разработку и реализацию муниципальной программы должны быть определены конкретные органы местного самоуправления района (иные уполномоченные органы).
Инструментом стратегического и операционного планирования должны быть доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления района. Этот же инструмент необходимо использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Для реализации изложенных подходов необходимо:
1) утвердить Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ;
2) определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов программ с отражением в них, в том числе, следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития района;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из местного бюджета по годам реализации программы;
3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований местного бюджета на реализацию муниципальных программ с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
6. Переход к программной структуре расходов местного бюджета
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления района повлечет необходимость программно-целевого планирования местного бюджета. Необходимо осуществить переход от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав муниципальных программ.
В соответствии с принципами разграничения полномочий по регулированию бюджетных правоотношений решение этих вопросов будет осуществляться каждым уполномоченным на то органом самостоятельно. Программная структура должна охватывать значительную часть расходов местного бюджета района.
Утвержденные муниципальные программы, а также в дальнейшем отчеты об их реализации представляются Моргаушскому районному Собранию депутатов в составе сопроводительных материалов к проекту решения Моргаушского районного Собрания депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Существенные изменения затронут отражение в расходной части бюджета района расходов на предоставление межбюджетных трансфертов (целевые субсидии и субвенции, а также межбюджетные трансферты территориальным внебюджетным фондам будут отражаться в соответствующих функциональных разделах и подразделах классификации расходов бюджетов, тогда как дотации, предоставляемые бюджетам сельских поселений района, останутся в разделе "Межбюджетные трансферты" классификации расходов бюджетов РФ).
Кроме того, виды и подвиды расходов, согласно предполагаемым на федеральном уровне изменениям, станут едиными для всех уровней бюджетов категориями, что создаст прямую правовую основу для санкционирования расходов в процессе исполнения районного бюджета. Предлагаемые изменения повлекут за собой корректировку отдельных позиций классификации операций сектора государственного управления. Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета района в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета необходимо осуществлять при одновременном сохранении и усилении роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, районной инвестиционной программы района, обоснований бюджетных ассигнований.
7. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает применение в процессе реализации программ внутреннего контроля деятельности органов местного самоуправления района.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправлений района должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления района (иных уполномоченных органов), результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
передача функций органов местного самоуправления района, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
повышение мотивации руководителей органов местного самоуправления района (иных уполномоченных органов) в отношении оптимизации предельной численности работников и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
оптимизация в органах местного самоуправления района соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы района;
переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления района в электронной форме;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления района;
мониторинг управления муниципальным долгом на местном уровне с учетом показателей задолженности муниципальных унитарных предприятий с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у местного бюджета по погашению накопленной задолженности.
Важной сферой оптимизации деятельности муниципальных образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества муниципальных образований и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
совершенствование приватизационных процедур;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
8. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети продолжают планироваться наряду с применением муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, необходимостью содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей и во исполнение Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ от 08.05.2010 г.) начата работа по преобразованию муниципальных учреждений в бюджетные и автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности их деятельности. Разработан и принят целый ряд нормативных правовых актов района для создания организационных и правовых предпосылок для изменения сети муниципальных учреждений. Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения района, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в местный бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
В течение 2011 года устанавливается переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям, функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме.
Будут созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы по оптимизации подведомственной сети.
Необходимо изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги:
перевести бюджет учреждения с 1 января 2012 г. со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставить право учреждениям зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность государства по обязательствам учреждений;
расширить права учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления района (иной уполномоченный орган), выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Перевод учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для учреждений и их финансового обеспечения.
9. Развитие системы муниципального финансового контроля
В целях развития системы муниципального финансового контроля необходимо осуществлять контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований на основании критериев эффективности и результативности их использования, закрепленных в нормативно-правовых актах.
Муниципальный финансовый контроль необходимо определить как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления района, направленную на контроль:
соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
правомерности, экономности, результативности и эффективности использования средств местного бюджета.
Формы осуществления муниципального финансового контроля:
в зависимости от времени: предварительный, текущий, последующий;
в зависимости от органов, осуществляющих контроль: внешний и внутренний.
Предварительный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый до совершения финансовых операций. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэффективного использования средств. Предварительный контроль осуществляется финансовым отделом администрации Моргаушского района Чувашской Республики (далее - финансовый отдел) (сектором бюджетной политики) в ходе анализа бюджетных смет главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета района.
Текущий (оперативный) контроль - это финансовый контроль, осуществляемый в момент совершения финансовых операций. Он выявляет и предупреждает о возможных злоупотреблениях при получении и расходовании средств. Данная форма контроля способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления расчетов. Текущий контроль осуществляется финансовым отделом (сектором казначейства) в ходе казначейского исполнения бюджета района. Следует отметить, что с переходом в 2001 году на казначейское исполнение бюджета района уровень нецелевого использования бюджетных средств со стороны бюджетополучателей был снижен значительно.
Последующий контроль - осуществляется путем анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности субъектов. Последующий контроль осуществляется финансовым отделом путем проведения проверок целевого и эффективного использования средств бюджета района и имущества, оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждений и организаций, финансируемых из бюджета района, результатом которой выступают конкретные бюджетные услуги.
Внешний финансовый контроль осуществляет ревизионная комиссия Моргаушского районного Собрания депутатов, действующая на основании Положения.
К внутреннему финансовому контролю относится контроль, осуществляемый органами местного самоуправления района, выполняющими функции главного распорядителя средств по отношению к подведомственным учреждениям. С целью еще более качественной проверки расходования бюджетных средств, выделенных по подведомственному признаку бюджетной классификации, а также использования различных видов финансовой помощи из бюджета района необходимо возобновить внутриведомственный контроль.
10. Обеспечение регламентированного процесса муниципальных закупок
Первоочередными задачами на 2011-2012 годы являются обеспечение регламентированного процесса муниципальных закупок: планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
В рамках прогноза социально-экономического развития района будет вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
Необходимо установить порядок:
определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и выполнения функций;
определения начальных цен продукции для разных ее типов;
проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
При планировании муниципальных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения муниципального заказа, должны содержать положения о:
необходимости утверждения плана-графика закупок и графика заключения контрактов;
порядке составления требований к предмету закупки;
требованиях к обеспечению контрактов, в том числе в части разработки и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров поручительства;
порядке определения начальной цены муниципального контракта;
необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным муниципальным контрактам.
Изменения в нормативном правовом регулировании стадии исполнения муниципальных контрактов необходимо направить на:
регламентацию организации контроля со стороны заказчика за исполнением контракта, издание рекомендаций по приемке продукции в ходе исполнения муниципального контракта;
установление требований о представлении открытой информации об исполнении муниципальных контрактов;
установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
регламентацию действий заказчика в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств.
11. Развитие информационной системы управления общественными финансами
В настоящее время основы современной системы управления общественными финансами в Чувашской Республике сформированы на базе информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления.
Применение современных средств управления бюджетным процессом основывается на принципах стандартизации, управляемости и прозрачности общественных финансов. Все этапы бюджетного процесса в районе на уровне районного бюджета и бюджетов сельских поселений района автоматизированы и связаны единой методологией и учетной политикой.
Сфера общественных финансов накладывает свои, более строгие, требования к таким показателям как надежность и защищенность информационных систем. По мере готовности средств связи имеется техническая возможность расширения сферы охвата участников бюджетного процесса в режиме online-взаимодействия с применением средств электронно-цифровой подписи, что повысит контроль и позволит получать оперативную информацию для принятия управленческих решений.
Кроме того, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Федеральным законом N 83-ФЗ от 08.05.2010 г. предусмотрено создание официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о деятельности всех муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
Для реализации этих задач, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развитие информационной системы управления общественными финансами, которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления района, создаст механизм общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, объемов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
12. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляет финансовый отдел.
Организация выполнения мероприятий Программы осуществляется в рамках ежегодно утверждаемого плана.
Для координации и контроля за реализацией Программы необходимо создать рабочую комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов и стимулированию доходов бюджета.
13. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы будут выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в:
обеспечении сбалансированности и устойчивости районного бюджета;
совершенствовании разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований;
совершенствовании программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления района;
повышении эффективности предоставления муниципальных услуг;
оптимизации функций муниципального управления, повышении эффективности их обеспечения;
развитии системы муниципального финансового контроля;
развитии информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления района;
повышение эффективности использования бюджетных средств организациями бюджетной сферы за счет реализации энергосберегающих мероприятий.
Основным критерием эффективности реализации Программы в 2012 году будет являться своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации в 2012 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы.
В качестве отдельных количественных показателей, характеризующих достижение целей Программы в 2011 и 2012 годах, а также повышение эффективности бюджетных расходов, предлагается использовать следующие показатели:
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
"Показатели |
Годы |
|||
2009 |
2010 отчет |
2011 |
2012 план |
|
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Отношение муниципального долга района к доходам районного бюджета (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений), % |
2,03 |
0 |
0 |
0 |
Отношение дефицита районного бюджета к доходам районного бюджета района без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (с учетом положений, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), % |
- |
4,9 |
Не более 10,4 |
Не более 5,9 |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга района в объеме расходов районного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % |
4,88 |
0,1 |
Не более 0,2 |
Не более 0,1 |
Просроченная задолженность по долговым обязательствам района, тыс. рублей |
0 |
0 |
0 |
0 |
Недополученные доходы по местным налогам в результате действия налоговых льгот, в объеме налоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, % |
1,1 |
1,0 |
Не более 1,0 |
Не более 0,8 |
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности районного бюджета к объему расходов районного бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отношение объема выплат по муниципальным гарантиям района к общему объему предоставленных районом муниципальных гарантий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отношение доли расходов на оплату труда муниципальных служащих района и (или) содержание органов местного самоуправления к установленному нормативу формирования данных расходов в отчетном финансовом году |
0,88 |
0,99 |
Не более 1,0 |
Не более 0,86 |
Выполнение мероприятий, предусмотренных планами мероприятий по реализации Программы в 2011 и 2012 годах, % |
- |
- |
Не менее 90 |
100" |
Утвержден
постановлением администрации
Моргаушского района
Чувашской Республики
от 14 сентября 2012 г. N 796
План
мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района Чувашской Республики на 2011 год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Вид документа (проекта) |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы района | ||||
1.1. |
Подготовка проекта основных направлений бюджетной политики района на 2012 год |
Постановление администрации района |
II квартал 2011 года |
Финансовый отдел администрации |
1.2. |
Организация работы по подготовке проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития района на 2012 год |
Решение Моргаушского районного Собрания депутатов |
в сроки, установленные нормативными правовыми актами в области регулирования бюджетных правоотношений |
Финансовый отдел, отдел экономики |
1.3. |
Разработка Порядка планирования бюджетных ассигнований районного бюджета на 2012 год |
Приказ финансового отдела |
II квартал 2011 года |
Финансовый отдел |
1.4. |
Совершенствование организации и методологии кассового прогнозирования исполнения районного бюджета с целью повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана |
Приказ финансового отдела |
II квартал 2011 года |
Финансовый отдел |
1.5. |
Разработка порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей средств районного бюджета в процессе составления проекта районного бюджета на очередной финансовый год |
Нормативный правовой акт района |
IV квартал 2011 года |
Финансовый отдел, отдел экономики |
II. Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов | ||||
2.1 |
Внесение изменений в Положение о разработке, утверждении и реализации районных целевых программ, утвержденное постановлением главы администрации Моргаушского района от 26.12.2007 г. N 619 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации районных целевых программ за счет средств районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики" (при необходимости уточнения в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ) |
Постановления администрации района |
в 2-месячный срок после утверждения порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Моргаушского района |
Отдел экономики, структурные подразделения администрации района |
2.2 |
Определение перечня муниципальных программ района |
Постановление администрации района |
I полугодие 2011 года |
Отдел экономики, финансовый отдел, структурные подразделения администрации района |
III. Переход к программной структуре расходов местного бюджета | ||||
3.1. |
Аналитическое представление программной структуры расходов местного бюджета на 2012 год |
приложение к пояснительной записке проекта решения Моргаушского районного Собрания депутатов о бюджете на 2012 год |
4 квартал 2011 года |
Финансовый отдел, отдел экономики, заинтересованные субъекты бюджетного планирования |
IV. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения | ||||
4.1 |
Проведение полной инвентаризации объектов, находящихся в муниципальной собственности, и оформление прав на них |
ведомственный акт |
до конца 2011 года |
Отдел имущества |
V. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг | ||||
5.1. |
Завершение разработки нормативных правовых актов, вытекающих из положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
Нормативные акты администрации района, финансового отдела, структурных подразделений и иных уполномоченных органов, выполняющих функции и полномочия учредителя |
I-II кварталы 2011 года |
Структурные подразделения администрации района, иные уполномоченные органы, выполняющие функции и полномочия учредителя |
5.2. |
Проведение изменений в правовом положении муниципальных учреждений в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений района, утвержденного распоряжением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 25.06.2010 N 239 |
нормативные правовые акты района |
2011 год |
Отдел имущества, отдел экономики, структурные подразделения администрации района и иные уполномоченные органы, выполняющие функции и полномочия учредителя |
5.3. |
Утверждение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества |
ведомственные акты |
в течение 2011 года |
Структурные подразделения администрации района, иные уполномоченные органы, выполняющие функции и полномочия учредителя |
5.4 |
Утверждение и доведение до муниципальных учреждений района муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение в 2012 году |
Постановления администрации района, решения структурных подразделений администрации района, иных уполномоченных органов, выполняющих функции и полномочия учредителя |
IV квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации района, иные уполномоченные органы, выполняющие функции и полномочия учредителя |
5.5. |
Определение органами, осуществляющими политику в соответствующей сфере, перечней показателей, характеризующих качество муниципальных услуг, их целевых значений и системы отчетности, подготовка сводных показателей муниципальных заданий в соответствующей сфере для последующего использования при планировании бюджетных проектировок |
ведомственные акты |
2011 год |
Структурные подразделения администрации района, иные уполномоченные органы, в ведении которых есть бюджетные учреждения |
5.6. |
Перевод муниципальных услуг на предоставление в электронной форме |
ведомственные акты |
2011-2012 гг. |
Отдел экономики, структурные подразделения администрации района |
VI. Обеспечение регламентированного процесса муниципальных закупок | ||||
6.1 |
Разработка предложений по вопросам планирования и исполнения муниципального заказа |
постановление администрации района |
III квартал 2011 года |
Отдел экономики, структурные подразделения администрации района |
VII. Развитие информационной системы управления общественными финансами | ||||
7.1. |
Дальнейшее развитие информационной среды управления общественными финансами |
доклад |
III квартал 2011 года |
Финансовый отдел |
VIII. Организация реализации Программы | ||||
8.1. |
Утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов |
ведомственный акт |
I квартал 2011 года |
Финансовый отдел |
8.2. |
Разработка отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и их представление в рабочую комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов и стимулированию доходов бюджета. |
отраслевые (ведомственные) планы |
II квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации района |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 14 сентября 2012 г. N 796 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Моргаушского района Чувашской Республики на 2011-2012 годы"
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по ЧР 12 октября 2012 г.
Регистрационный N RU21018408201200063
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Моргаушского района" от 29 сентября 2012 г. N 56