Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
"Развитие образования в
городе Алатыре на 2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Развитие системы дошкольного образования в городе Алатыре на 2011-2015 годы" городской целевой программы "Развитие образования в городе Алатыре на 2011-2015 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования в городе Алатыре на 2011-2015 годы" городской целевой программы "Развитие образования в городе Алатыре на 2011-2015 годы"
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 293 "О республиканских целевых программах в сфере образования в Чувашской Республике"
|
Государственный заказчик подпрограммы
|
- |
администрация города Алатыря |
Основной разработчик подпрограммы |
- |
отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря
|
Цели подпрограммы |
- |
развитие системы дошкольного образования в г. Алатыре и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование
|
Задачи подпрограммы |
- |
обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
к 2015 году. удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года, - увеличение на 11 процентов; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 97 процентов; удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение на 20 процентов; удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования 38 процентов.
|
Сроки реализации подпрограммы
|
- |
2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
- |
объем финансирования подпрограммы в 2011-2015 годах составит 161470,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: республиканского бюджета - 150 000,0 тыс. рублей; муниципального бюджета - 11 470,0 тыс. рублей.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
полное удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольных образовательных учреждений; увеличение охвата детей организованными формами дошкольного образования до 83,5 процентов; обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогами, имеющими высшее педагогическое образование, до 38 процентов. Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижении социальной и психологической напряженности в обществе. Экономическая эффективность подпрограммы будет достигнута за счет введения нормативного финансирования, перевода дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведения наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
- |
контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляет администрация города Алатыря; отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря ежегодно до 1 марта представляет информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы, эффективности использования финансовых средств главе администрации города Алатыря, Собранию депутатов города Алатыря. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Развитие системы дошкольного образования в городе Алатыре направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Актуальность разработки подпрограммы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований: увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.
В городе Алатыре создана сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В городе функционируют 10 дошкольных образовательных учреждений, из которых два учреждения имеют статус "Детский сад с приоритетным направлением развития воспитанников". Практикуется использование гибкого режима пребывания для детей, не посещающих детские сады (22 ребёнка). В помощь семьям, воспитывающим детей дома, при детских консультациях в каждом микрорайоне созданы консультационные пункты. Около 97 процентов детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.
Однако в развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения. Но финансовая база местного самоуправления крайне недостаточна для обеспечения исполнения возложенных полномочий.
С 2000 года в городе отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Несмотря на введение ежегодно дополнительных мест в функционирующих детских садах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения остается актуальной. По состоянию на 1 сентября 2010 г. очередность в дошкольные образовательные учреждения составила 214 детей. Кроме того, в 2-ух детских садах (20%) численность детей превышает количество мест, из них - один детский сад укомплектован на 110 процентов, другой детский сад - на 115 процентов.
С учетом нынешнего состояния муниципальной системы дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных учреждений:
использование групповых помещений (16 групп на 320 мест) в функционирующих дошкольных учреждениях по назначению;
строительство 1 современного детского сада на 220 мест.
Наряду с этими затратными мерами прирост мест можно обеспечить за счет открытия дополнительных групп полного дня и групп кратковременного пребывания детей на базе действующих детских садов и свободных площадей общеобразовательных школ.
Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В настоящее время в городе такие учреждения отсутствуют. Требуется открытие дополнительных групп для детей с нарушениями речи. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему инклюзивного и интегративного дошкольного образования.
В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Вместе с тем в некоторых детских садах остается высоким уровень заболеваемости детей. Формирование здоровьесберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс являются одними из актуальных направлений современной системы дошкольного образования. Необходимо продолжить работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Одним из приоритетов должны стать укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием.
Серьезного внимания требует развитие речи ребенка, так как дети дошкольного возраста характеризуются повышенной чувствительностью к овладению языком. Существует проблема обучения их грамотной речи. Эти моменты недостаточно учитываются в практике работы детских садов, ни в одном из них в штаты не введены учителя-логопеды.
Имеются также проблемы в кадровом обеспечении дошкольных образовательных учреждений. Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования (в среднем в 1,5-2 раза меньше, чем у учителей) ведет к текучести кадров и не позволяет обеспечить детские сады высококвалифицированными педагогическими кадрами. Это в свою очередь ведет к снижению качества дошкольного образования. Одной из мер по улучшению этой ситуации должно стать введение новой системы оплаты труда, ориентированной на улучшение качества и результативности труда.
Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.
Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям - реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку.
Мероприятия Программы направлены на решение вышеуказанных проблем.
II. Основные цели и задачи; сроки реализации подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются развитие системы дошкольного образования в городе Алатыре и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование.
Задачами подпрограммы являются обеспечение равных стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста как основы их успешного обучения в школе; повышение качества дошкольного образования; совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011-2015 годах.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования:
- обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
- повышение качества системы дошкольного образования;
- стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования;
- раннее сопровождение ребенка и семьи;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
- совершенствование материально-технической базы.
Мероприятия по реализации подпрограммы изложены в приложении N 2.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - максимальное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
разработка и принятие городской программы развития дошкольного образования, обеспечивающей доступность дошкольного образования для всех категорий детей;
создание вариативной сети дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих родителям право выбора образовательных услуг.
2. Повышение качества системы дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования.
Предусматриваются:
широкое внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования;
создание системы оценки качества дошкольного образования;
повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы дошкольного образования.
3. Стимулирование инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений
Цель мероприятий данного направления - поддержка лучших дошкольных образовательных учреждений и лучших педагогов.
Предусматриваются:
поддержка инновационных проектов по развитию дошкольного образования;
проведение городских конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений и педагогов.
4. Нормативно-правовое регулирование и программно-методическое обеспечение организации дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - обеспечение соблюдения законодательства в области дошкольного образования.
Предусматриваются:
разработка нормативно-правовых и организационных механизмов развития новых типов и видов учреждений;
внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений.
5. Раннее сопровождение ребенка и семьи
Цель мероприятий данного направления - создание механизмов ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
Предусматриваются:
организация комплексной ранней диагностики каждого ребенка дошкольного возраста с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута и последующего психолого-медико-педагогического сопровождения;
развитие в дошкольных образовательных учреждениях вариативных моделей сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
Цель мероприятий данного направления - создание системы непрерывного образования, повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предусматриваются:
введение новой системы оплаты труда, стимулирующих выплат по результатам труда работникам дошкольных образовательных учреждений;
оптимизация штатных расписаний дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории;
системная подготовка и переподготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений.
7. Совершенствование материально-технической базы
Цель мероприятий данного направления - обновление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями.
Предусматриваются:
строительство нового современного детского сада, открытие дополнительных групп в функционирующих ДОУ и текущий и капитальный ремонт существующих дошкольных образовательных учреждений;
оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, современным компьютерным и технологическим, учебно-игровым оборудованием и мебелью.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства муниципального бюджета города Алатыря.
Подпрограмма предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования бюджета города Алатыря.
Механизм привлечения и использования долевых финансовых средств республиканского бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Чувашской Республики и администрации города Алатыря.
Подпрограмма предусматривает возможность софинансирования конкретных проектов и мероприятий за счет средств республиканского бюджета в рамках действующих республиканских целевых программ.
Объемы и источники финансирования подпрограммы
(тыс. рублей)
Объемы затрат по источникам финансирования |
Годы реализации |
Итого |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
|
Всего |
500,0 |
2000,0 |
2554,0 |
2957,0 |
153459,0 |
161470,0 |
в том числе: республиканский бюджет |
|
|
|
|
150000,0 |
150000,0 |
муниципальный бюджет |
500,0 |
2000,0 |
2554,0 |
2957,0 |
3459,0 |
11470,0 |
Объем инвестиций и других расходов на финансирование подпрограммы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей бюджета города Алатыря.
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, осуществляемые в рамках комплекса направлений.
Государственным заказчиком подпрограммы является администрация города Алатыря.
Отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря ежегодно до 1 марта представляет информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы, эффективности использования финансовых средств главе администрации города Алатыря, Собранию депутатов.
Информация о ходе и итогах реализации подпрограммы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря.
VI. Результаты реализации подпрограммы.
Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится с учетом следующих показателей:
удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 лет, - увеличение на 11 процентов;
удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений на 97 процентов;
удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, - увеличение на 20 процентов;
удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием в общем числе педагогов дошкольного образования - 38 процентов;
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять ежегодно в течение срока реализации подпрограммы.
Предполагается, что экономическая эффективность подпрограммы будет выражена в повышении уровня жизни молодых семей, увеличении их трудового потенциала.
Социальная эффективность подпрограммы будет выражена в улучшении демографических показателей, обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.