Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
"Развитие образования в
городе Алатыре на
2011-2015 годы"
Подпрограмма
"Модернизация системы воспитания детей и молодежи в городе Алатыре на 2011-2015 годы" городской целевой программы "Развитие образования в городе Алатыре на 2011-2015 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в городе Алатыре на 2011-2015 годы" городской целевой программы "Развитие образования в городе Алатыре на 2011-2015 годы"
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 293 "О республиканских целевых программах в сфере образования в Чувашской Республике"
|
Государственный заказчик подпрограммы
|
- |
администрация города Алатыря |
Основной разработчик подпрограммы |
- |
отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря
|
Цель подпрограммы |
- |
повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно-развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда
|
Задачи подпрограммы |
- |
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях; - поддержка образовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья; - развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений; - повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность; - разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений; обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности; - внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
|
- объем услуг дополнительного образования, оказываемых каждому школьнику, не менее 6 часов в неделю к 2015 году; - удельный вес детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, - 100 процентов к 2015 году; - количество общеобразовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья, - 7 к 2015 году; - специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам воспитания, - 100% к 2015 году; - доля учреждений дополнительного образования детей с эффективными организационно-финансовыми механизмами управления деятельностью - 30 процентов к 2015 году.
|
Сроки реализации подпрограммы
|
- |
2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общая сумма финансирования - 6655,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств муниципального бюджета: 2011 год - 1185,4 тыс. рублей; 2012 год - 1242,5 тыс. рублей; 2013 год - 1323,4 тыс. рублей; 2014 год - 1409,6 тыс. рублей; 2015 год - 1494,3 тыс. рублей;
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
социальная эффективность: создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений; - расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2015 году; - увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование; - обеспечение поддержки институтов семейного воспитания; - увеличение количества общеобразовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья; - повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность; - экономическая эффективность: - внедрение в учреждения дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
- |
контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляет администрация города Алатыря; отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря ежегодно до 1 марта представляет информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы, эффективности использования финансовых средств главе администрации города Алатыря, Собранию депутатов города Алатыря. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Главным источником стабильного развития Республики являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан. Эффективность воспитания и его социально приемлемые результаты обеспечиваются рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" статус классного руководителя значительно повысился. Размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за первое полугодие 2010 года составил 1252 рубля (в первом полугодии 2009 года - 1228 рублей).
В городе ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. За последние два года проведено более 15 конкурсов на лучшие инновационные проекты в области воспитания. Каждый четвертый классный руководитель стал их участником. В 4-м муниципальном конкурсе на лучшего классного руководителя 2009 года "Самый классный классный" приняли участие 13 классных руководителей, в 5-м муниципальном конкурсе на лучшего классного руководителя 2010 года "Самый классный классный" приняли участие 16 классных руководителей. На этапах конкурса педагоги показали возможности использования информационных технологий в деятельности классного руководителя, а также результаты реализации программ индивидуального развития личности ребенка, работы классного руководителя с семьей.
В 2008-2010 годах повысили квалификацию около 15 специалистов в области воспитания. Реализация комплексных мероприятий, направленных на повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях и усиление взаимодействия с семьей и другими общественными институтами воспитания, находит отражение в тенденции снижения преступности среди несовершеннолетних как одного из формальных показателей оценки качества воспитательной работы. Количество несовершеннолетних участников преступлений за 2010 год сократилось на 28,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Это является и следствием повышения эффективности работы психолого-педагогического центра отдела образования и молодёжной политики администрации города Алатыря. В последнее время ежегодно выявляются дети с ограниченными возможностями здоровья, в 2009 году - 32, в 2010 году - 28. Все это требует квалифицированного социально-педагогического и психологического сопровождения семьи. По состоянию на 1 января 2011 г. служба практической психологии образования насчитывает 3 педагога-психолога, 3 социальных педагога, 1 учителя-логопеда. В городе апробируются экспериментальные программы и проекты с использованием дистанционных форм образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Значительное внимание уделяется созданию целостной системы физического воспитания обучающихся, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (53 процента учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Ежегодно проводится более 50 крупных спортивных мероприятий. Положительный опыт в формировании культуры здорового образа жизни накоплен педагогическими коллективами школ, содействующих укреплению здоровья.
Важным направлением является организация воспитательной деятельности в системе начального и среднего профессионального образования. Воспитание ориентировано на развитие личности будущего рабочего, удовлетворяющего требованиям современного рынка труда. Такая деятельность осуществляется в объединениях по интересам, патриотических клубах и т.п., которых насчитывается более тысячи. Органы ученического самоуправления позволяют сформировать опыт общественных отношений обучающихся.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством его инициативного действия является дополнительное образование детей. В городе оно организовано в 9 учреждениях различной ведомственной подчиненности, в которых обучается более 3 тыс. детей и подростков. За период с 2005 по 2010 год охват детей и молодежи услугами дополнительного образования вырос почти на 8 процентов. Этот вид образования социально востребован как органично сочетающий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обладает свойствами открытости, гибкости, мобильности, что позволяет быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить удовлетворение образовательной потребности при индивидуальной траектории. Дополнительное образование содержит более 10 направлений образовательной деятельности. В доме творчества, спортивных школах, в школе искусств и др. широко представлены спортивное (35 процентов обучающихся), художественно-эстетическое (25 процентов), культурологическое (8,5 процента) и другие направления. В 2008 году в среднем на одного школьника приходится 0,5 часа дополнительного образования в неделю. К 2012 году необходимо обеспечить за счет бюджетных средств каждому школьнику не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2015 году - не менее 6 часов.
Более 80 процентов педагогических работников учреждений дополнительного образования имеют высшее образование. Около 50 процентов педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию. Преобладающее количество педагогов имеют стаж от 10 лет и выше, их более 70 процентов.
Для развития системы детского отдыха, оздоровления и занятости детей и обеспечения непрерывного процесса творческого развития личности проводится городской конкурс на лучшую организацию воспитательной работы в пришкольных лагерях. Особое внимание уделяется профилизации их деятельности.
Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей системы образования сегодня возможно при условии формирования социального заказа на развитие воспитания, совершенствования нормативной правовой базы, поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества и государства, развития их материальной базы.
В повышении эффективности воспитательной работы имеется ряд проблем:
неразвитость механизмов государственно-общественного контроля осуществления воспитательной деятельности образовательными учреждениями;
дефицит профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательном учреждении.
Их решение предлагает комплекс мероприятий настоящей подпрограммы.
II. Цель, задачи и сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно-развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда.
Задачи подпрограммы:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях;
- реализация эффективной политики инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений и гражданских институтов воспитания;
- поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;
- развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, предотвращения (профилактики) социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений;
- повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность;
- разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;
- обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности;
- внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011-2015 годах.
Индикаторы эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия подпрограммы распределены по восьми направлениям (приложение N 2).
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Выполнение подпрограммы предусматривается за счет средств муниципального бюджета.
С учетом возможностей муниципального бюджета объемы средств, направляемые на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
Объемы и источники финансирования подпрограммы
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Муниципальный бюджет |
6655,2 |
1185,4 |
1242,5 |
1323,4 |
1409,6 |
1494,3 |
Итого |
6655,2 |
1185,4 |
1242,5 |
1323,4 |
1409,6 |
1494,3 |
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия подпрограммы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
Государственным заказчиком подпрограммы является администрация города Алатыря.
Бюджетная составляющая подпрограммы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Отдел образования и молодежной политики администрации города Алатыря ежегодно до 1 марта представляет информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы, эффективности использования финансовых средств главе администрации города Алатыря, Собранию депутатов.
Информация о ходе и итогах реализации подпрограммы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте отдела образования и молодежной политики администрации города Алатыря.
VI. Результаты реализации подпрограммы.
Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основании следующих показателей:
- социальная эффективность:
- создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений;
- расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2015 году;
- увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование;
- обеспечение поддержки институтов семейного воспитания;
- увеличение количества общеобразовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья;
- повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 2500 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;
- экономическая эффективность:
внедрение не менее чем в 30 процентах учреждений дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью.
Эффективность реализации подпрограммы определяется уровнем достижения ее показателей и индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.