Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 11 августа 2011 г. N 325
Уровень развития информационной и технологической инфраструктуры учреждений здравоохранения
В Чувашской Республике начаты работы по созданию единой информационной медицинской сети, объединяющей учреждения здравоохранения и построенной на принципах стандартизации и унификации использования информационных технологий.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашкой# Республики от 4 февраля 2009 г. N 29-р на базе ГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" Минздравсоцразвития Чувашии создан Республиканский центр обработки данных в системе здравоохранения и социальной защиты населения Чувашской Республики (далее также - РЦОД). Координация и содействие в обеспечении деятельности РЦОД осуществляются Минздравсоцразвития Чувашии совместно с Государственным комитетом Чувашской Республики по связи и информатизации. РЦОД является резервным центром обработки данных Чувашской Республики.
Развитие и модернизация инфраструктуры РЦОД осуществляется за счет средств бюджета Чувашской Республики.
К концу 2010 года число персональных ЭВМ в государственных и муниципальных учреждениях республики составило 3475 единиц, печатающих устройств - 1742 единицы. Соответственно оснащенность компьютерами в расчете на 100 работающих (физических лиц) составила 19,1 единицы, что на 6,6% больше, чем в 2009 году. 90% ЛПУ имеют локальные вычислительные сети, работу которых обеспечивают 96 серверов.
В отделениях общей врачебной практики (далее - ООВП) эксплуатируются 306 единиц компьютерной техники, в расчете на 1 врача общей практики - 0,82 единицы. Все ООВП оснащены автоматизированными рабочими местами медицинской информационной системы базового уровня, где осуществляется также автоматизированная выписка льготных рецептов. 193 ООВП, которые расположены отдельно от основного здания (95%), имеют доступ в Интернет и к электронной регистратуре.
Все учреждения здравоохранения Чувашской Республики, в том числе функционирующие в системе обязательного медицинского страхования, имеют широкополосный доступ в сеть Интернет. Число компьютеров, имеющих доступ в сеть Интернет, по состоянию на 1 июля 2011 г. составляет 1963 единицы, или 46%, в том числе в амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях - 56,6%, в стационарных - 29%.
Все ЛПУ имеют широкополосные каналы связи, в том числе число рабочих мест, имеющих доступ по технологии xDSL, составляет 682 единицы, 960 - с использованием оптоволоконных каналов связи.
Вместе с тем не на всей территории республики обеспечивается достаточная для обмена информацией скорость передачи данных, что затрудняет работу регистратур и увеличивает время ожидания пациентов. Низкое качество каналов связи сдерживает бесперебойную работу информационных систем, расположенных на мощностях РЦОД.
В 2009 году в сети Интернет создан Медицинский портал Чувашской Республики, на котором сконцентрирована информация о системе охраны здоровья населения Чувашской Республики.
Во всех государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Чувашской Республики внедрены типовые информационные системы, автоматизирующие бухгалтерский и кадровый учет (в части функций, обеспечивающих автоматизацию процесса расчета заработной платы), ведение утвержденной учетной документации, формирование отчетных форм государственного федерального статистического наблюдения по здравоохранению, обеспечивающие автоматизацию взаиморасчетов в системе ОМС и проведения медико-экономического контроля. Вместе с тем в учреждениях здравоохранения не реализована комплексная автоматизация деятельности кадровых служб, что не позволяет обеспечивать эффективность планирования объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, а также осуществлять контроль своевременного прохождения обучения и повышения квалификации. Кроме того, для специалистов кадровых служб затрудняется своевременное и достоверное внесение данных о медицинских работниках в программное обеспечение "Федеральный регистр медицинских работников", то есть фактически осуществляется многократный ввод информации в иные прикладные системы.
Реализованы функции формирования и ведения единых региональных справочников ЛПУ, аптечных учреждений, врачей, в том числе в рамках реализации программы обеспечения населения лекарственными средствами; персонифицированного учета лекарственного обеспечения и оказанной медицинской помощи гражданам, в том числе имеющим право на получение государственной социальной помощи.
В учреждениях здравоохранения внедрены и функционируют компоненты региональных информационных ресурсов федеральных автоматизированных систем и иных разработчиков:
Федеральный регистр медицинских работников (88 учреждений);
мониторинг медицинских изделий (45 ЛПУ);
диспансеризация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (12 ЛПУ);
детская диспансеризация (30 ЛПУ);
федеральный регистр детей-инвалидов (30 ЛПУ);
Медицинская информационная система базового уровня, в рамках которой реализованы прикладные системы по автоматизации деятельности приемного отделения (15 ЛПУ), деятельности врача (отделения, центра) общей практики (семейного врача) (33 ЛПУ), мониторинга реализации программы обеспечения населения лекарственными средствами (52 ЛПУ), управления коечным фондом (55 ЛПУ), учета временной нетрудоспособности (55 ЛПУ), управления взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь (все ЛПУ, функционирующие в системе ОМС), анализа деятельности и формирования отчетности (74 ЛПУ), мониторинга реализации мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (65 ЛПУ);
ведение специализированного регистра больных, нуждающихся в оказании высокотехнологичной кардиологической медицинской помощи (28 ЛПУ);
управление скорой медицинской помощью (1 станция скорой медицинской помощи);
электронная регистратура (68 ЛПУ).
Все учреждения здравоохранения республики, а также сотрудники Минздравсоцразвития Чувашии имеют доступ к информационной системе сбора и обработки данных (ИССОД), расположенной на вычислительных мощностях РЦОД. В рамках ИССОД осуществляется формирование ежегодных форм федерального статистического наблюдения, а также проводятся оперативные ежеквартальные мониторинги состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Чувашской Республики, деятельности врача (отделения, центра) общей практики (семейного врача), мониторинг ведомственного контроля состояния экспертизы временной нетрудоспособности, мониторинг проведения торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; еженедельный мониторинг программы обеспечения населения лекарственными средствами, ежедневные мониторинги заболеваемости населения (ОРВИ, гриппом и пневмонией), вызовов скорой медицинской помощи.
В целях эффективного управления маршрутами пациентов в 2011 году все учреждения здравоохранения, оказывающие первичную и специализированную амбулаторную медицинскую помощь населению, подключены к электронной регистратуре. Электронная регистратура установлена на 238 рабочих местах ЛПУ.
С апреля 2011 года во всех государственных учреждениях здравоохранения установлена "закрытая" часть электронной регистратуры, предназначенная для записи на консультативный прием к специалистам поликлиник республиканских учреждений и "узким" специалистам муниципальных учреждений здравоохранения.
Внедрение медицинской информационной системы в ряде ЛПУ обеспечило ведение электронных медицинских карт, а также автоматизацию всех ключевых диагностических и лечебных процессов, включая автоматизацию работы регистратуры. Доля медицинских учреждений, в которых ведутся электронные медицинские карты, составляет 3%. В рамках реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, во всех ЛПУ республики в 2008 году инсталлировано программное средство для регистрации исполнения стандартов оказания медицинской помощи в стационарных отделениях.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", других федеральных и республиканских целевых программ на 100% обновлен автопарк службы скорой медицинской помощи и реализован принцип оперативного управления машинами в условиях единой диспетчерской службы с использованием спутникового позиционирования. Бригады "03" обслуживают специализированные автомобили, оснащенные мобильными программно-аппаратными комплексами. В республике установлена стандартная транкинговая радиосвязь "Тетра". Осуществляется автоматизированная обработка вызовов "03" в едином программном обеспечении. Рабочие места в оперативных и диспетчерских отделах оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов, формируется единая персонифицированная база данных пациентов, обратившихся за оказанием скорой медицинской помощи.
Региональная телемедицинская система объединяет телемедицинские центры (на базе ведущих республиканских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь) и телемедицинские пункты, организованные в межрайонных многопрофильных ЛПУ. В 2008 году развернут сегмент региональной телемедицинской системы, объединяющий региональный сосудистый центр (на базе ГУЗ "Республиканская клиническая больница" Минздравсоцразвития Чувашии) и три первичных сосудистых отделения (на базе МУЗ "Новочебоксарская городская больница", МУЗ "Канашская городская больница", МУЗ "Шумерлинская центральная районная больница").
В рамках работ по совершенствованию электронного документооборота системы здравоохранения Чувашской Республики разработаны и внедрены во всех ЛПУ программные средства для автоматизированного формирования в режиме реального времени (on-line) утвержденных отчетных форм федерального статистического наблюдения о состоянии здоровья и деятельности системы здравоохранения, а также обеспечения взаиморасчетов лечебно-профилактических учреждений в системе обязательного медицинского страхования (реестры счетов о пролеченных пациентах на оплату медицинской помощи в страховые медицинские организации, межтерриториальные взаиморасчеты и пр.), мониторинга реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции роста обеспеченности компьютерной техникой в сфере здравоохранения, данные инвентаризации свидетельствуют как о значительном моральном износе компьютерной техники (срок эксплуатации компьютерной техники составляет от 20 до 45% по разным типам ЛПУ), так и недостаточно сбалансированном соотношении их использования в деятельности ЛПУ: более одной трети средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских учреждений, в то время как для автоматизации собственно лечебно-диагностического процесса используется менее 35% компьютерной техники. Состояние технического оборудования, серверов и персональных компьютеров не в полной мере соответствует требованиям информационных систем, планируемых к внедрению в рамках настоящей Программы. Используемые прикладные системы не позволяют в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи. Отмечается низкий уровень владения медицинских работников современными информационными технологиями.
Выводы
В целях дальнейшего развития информационно-технологической инфраструктуры учреждений здравоохранения необходимы дальнейшее развитие и модернизация единой республиканской телекоммуникационной сети с учетом требований действующего законодательства в области защиты информации в целях организации эффективного информационного обмена, коллективного доступа к информационным ресурсам по различным разделам здравоохранения всех субъектов информационного обмена, ведения актуальных баз данных о состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.
Для гарантированного удаленного доступа к информационным системам, расположенным на уровне федерального центра обработки данных, а также на централизованных вычислительных мощностях РЦОД, необходимо обеспечение постоянного защищенного подключения учреждения здравоохранения к сети Интернет с использованием современной оптоволоконной связи.
С целью обеспечения доступности информации о деятельности медицинских учреждений в сети Интернет необходимо продолжить разработку программных средств для создания интернет-страниц медицинских учреждений, размещения перечня оказываемых учреждениями здравоохранения медицинских услуг, базы данных врачей, оказывающих медицинскую помощь, в том числе с использованием уникальных медицинских технологий, проведения on-line консультаций.
Для дальнейшего совершенствования финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения необходимы модернизация существующих программных средств и внедрение систем управления потоками пациентов на уровне республики, а также их интеграция соответствующими интегральными сервисами.
В целях повышения качества оказания медицинской помощи на основе персонифицированного учета оказанных медицинских услуг следует инсталлировать автоматизированные системы по ведению электронных медицинских карт во всех учреждениях здравоохранения Чувашской Республики, а также модернизировать используемое в службе скорой медицинской помощи программное обеспечение и дооснастить машины скорой помощи средствами связи.
Использование современных информационных систем в учреждениях здравоохранения определяет необходимость обучения медицинских работников навыкам работы с персональным компьютером и прикладным специализированным программным обеспечением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.