В целях реализации распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.02.2012 N 84-р "О комплексе мер по модернизации общего образования Чувашской Республики в 2012 году" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации общего образования города Чебоксары в 2012 году.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Чебоксары по социальным вопросам Тимофеева В.Г.
Глава администрации |
А.О. Ладыков |
Утвержден
постановлением администрации
города Чебоксары
от 30 мая 2012 г. N 126
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования города Чебоксары в 2012 году
Раздел 1. Текущее состояние системы общего образования города Чебоксары
Основные направления развития системы общего образования в городе Чебоксары определены в соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", планом действий по модернизации системы общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р, и планом действий по модернизации системы общего образования в Чувашской Республике на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. N 40.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер распоряжения от 10 февраля 2011 г. следует читать как "N 40-р"
В городе Чебоксары ведется целенаправленная работа по реализации всех направлений инициативы "Наша новая школа".
В 2011-2012 учебном году в 66 общеобразовательных учреждениях обучаются 45013 учащихся (2010-2011 учебном году - 42665 учащихся). Их обучением и воспитанием заняты 2648 педагогов (в 2010-2011 учебном году - 2614 педагогов). С 2001 года проведена реструктуризация 15 школ.
Проведена значительная работа по формированию современного корпуса педагогов и управленцев.
Квалификационные категории имеют 70 процентов учителей, из них высшую - 27% (по республике - 16,8%), первую - 31% (по республике - 43,1%), вторую - 12% (по республике - 15,0%). Молодые учителя со стажем работы до 3 лет составляют 3,5 процента (по республике - 3,4%), учителя-пенсионеры - 15,2 процента (по республике - 11,0%). Педагоги республики вовлечены в постоянную инновационную образовательную деятельность, которая стала еще более насыщенной с началом реализации ПНПО. Ставка на лидеров (на лучших учителей, лучшие школы), различные гранты, конкурсы, президентские стипендии позволили выявить новые эффективные образовательные практики и тиражировать их. В конкурсных процедурах ПНПО участвовало около 69 процентов школ и почти 48 процентов учителей.
Во всех школах созданы попечительские и управляющие советы. С 2008 года работают ассоциация учителей и совет директоров школ.
Среднемесячная зарплата учителей г. Чебоксары за январь - июнь 2011 года составила 11263 руб. (по республике - 10817 руб.). Доля стимулирующей части фонда оплаты труда учителей в 2011 году составила 20 процентов, (по республике - 20,0%).
Информационные технологии превратились в средство обеспечения качественным образованием. В школах города численность учащихся в расчете на 1 компьютер составляет 12,8 (в 2000 г. - 56), по республике - 10,0. Все школы имеют сайт и электронную почту, подключены к сети Интернет. Более 75 процентов педагогов города уверенно владеют навыками работы на компьютере и активно им пользуются.
Все образовательные учреждения подключены к интрасети Чувашия, а доступ в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно снизить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.). Средняя скорость Интернета в городской местности - 1,5 Мбит/с, в сельской - 512 кбит/с, а средняя скорость внутри интрасети Чувашия - 6 Мбит/с. Среднее значение объема трафика на одну школу составляет 5,7 Гб/мес. (город - 7, село - 5), за год потребление возросло более чем в 5 раз. Все школы имеют сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных Ассоциацией учителей Чувашской Республики.
Активно начали внедряться универсальные (единые) электронные карты, электронные расписания, журналы, дневники. Домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, около 87 процентов учащихся и 65 процентов учителей имеют дома компьютеры.
Информационные образовательные ресурсы активно используются для оказания доступных качественных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. На базе чебоксарских школ N 59 и 19 реализуются проекты инклюзивного, интеграционного и дистанционного образования.
Средний балл ЕГЭ выпускников в 2011 году по русскому языку составил 74,27, в 2010 г. - 65,07 (по республике соответственно 64,82 и 62,85), по математике - 60,21, в 2010 г. - 52,54 (по республике соответственно 55,19 и 51,80). По итогам всех экзаменов 39 выпускников набрали 100 баллов, из них 1 выпускник гимназии N 1 получил 100 баллов по трем предметам (русскому языку, математике, физике), 2 выпускника из гимназии N 4 и средней школы N 62 набрали 100 баллов по двум предметам. Таким образом, количество 100-балльных результатов по городу Чебоксары в 2011 году - 43 (в 2010 году - 40).
Одним из важнейших направлений инициативы "Наша новая школа" обозначено создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей. Для развития юных талантов в республике создана сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, профильные смены в лагерях, разработаны индивидуальные программы для одаренных детей, с ними занимаются ведущие ученые и педагоги, в том числе в дистанционной форме, и др. В 2011 году каждый второй школьник участвовал в различных интеллектуальных, творческих состязаниях. 18 школьников города Чебоксары стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2010 году - 8), 197 - победителями и призерами республиканского этапа предметных олимпиад (в 2010 году - 157 победителей и призеров).
Широкое развитие получает взаимодействие базовых школ с другими школами и учреждениями профессионального образования. В 2011/12 учебном году более 2/3 старшеклассников занимаются по профильным программам.
Все функционирующие образовательные учреждения имеют лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Все школы города подготовлены и приняты к началу нового учебного года.
Ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников города Чебоксары. Чувашская Республика в числе первых среди регионов России ввела в учебную программу школ третий час физкультуры, для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности в неделю проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Регулярно обновляется спортивная база. В рамках реализации ПНПО на эти цели направлено более 5 млн. рублей.
Существенным фактором укрепления здоровья школьников является организация питания. 100 процентов учреждений имеют столовые. Горячим питанием охвачено 86,7 процента учащихся (по республике - 91,6%). С целью улучшения качества обслуживания в школьных столовых внедрены различные формы организации питания: шведские столы, фитобары, витаминные столы, социальные гостиные. В рамках федерального проекта модернизации "Школьное питание" в 9 пилотных школах введено в действие оборудование по системе безналичного расчета за питание, закуплены пароконвектоматы (для приготовления диетических блюд), частично заменено кухонное оборудование, установлены фильтры для воды, заменены раздаточные линии.
Таким образом, благодаря реализации ПНПО в городе Чебоксары запущен механизм системных изменений в сфере образования, позволяющий перевести внедрение инноваций в регулярный режим и способствующий дальнейшим положительным эффектам.
Раздел 2. Описание итогов модернизации общего образования города Чебоксары в 2011 году
Существенной характеристикой муниципальной системы образования является ее дифференцированность по типам и видам учреждений, позволяющая удовлетворять различные образовательные потребности обучающихся и их родителей.
Муниципальная система образования в 2010-2011 учебном году была представлена 68 общеобразовательными учреждениями, в том числе 3 начальными школами, 5 гимназиями, 5 лицеями, 11 школами с углубленным изучением отдельных предметов, 6 вечерними сменными общеобразовательными школами. В 1712 классах-комплектах обучались 42344 учащихся. По сравнению с 2009-2010 учебным годом число обучающихся увеличилось на 624 чел. Средняя наполняемость классов по городу в 2010-2011 учебном году составляла 25,3 ученика.
|
Наполняемость классов, чел. |
Число учащихся, приходящихся на 1 учителя, чел. |
||||
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
|
Город Чебоксары |
25,26 |
25,07 |
25,29 |
16 |
16 |
17 |
Чувашская Республика |
19,50 |
19,59 |
19,69 |
13 |
13 |
13 |
Городские округа Чувашской Республики |
24,97 |
24,93 |
25,18 |
16 |
16 |
17 |
Прослеживается прямая зависимость между наполняемостью классов и количеством учащихся на 1 учителя. Там, где наполняемость классов ниже установленной нормы, там и число учащихся на 1 учителя значительно ниже среднего показателя по городу, колеблется от 10 до 12,5 учащихся на 1 учителя.
Количество учащихся на одного учителя увеличилось с 16 чел. в 2008-2009 учебном году до 17 чел. в 2010-2011 учебном году, что позволяет говорить об оптимизации как образовательного процесса, так и сети образовательных учреждений города в целом.
В 2010-2011 учебном году в первых классах обучались - 5004 учащихся, в 2011-2012 учебном году в первых классах обучается - 5043 учащихся. Наблюдается увеличение численности учащихся на 42 чел.
В 2010-2011 учебном году окончили 11 класс 1083 выпускника (в дневных ОУ - 839 выпускников). В 2011-2012 учебном году в 11-х классах обучается 3246 выпускников, что на 2163 выпускника больше.
Все функционирующие общеобразовательные учреждения имеют лицензию и аккредитацию.
В деятельности управления образования и ОУ города остаются приоритетными вопросы качества и эффективности обучения школьников. Анализ итоговой успеваемости показывает, что при росте общей успеваемости обучающихся на 0,3% качество обучения снизилось на 1,1%. Целенаправленная работа педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, направленная на повышение качества обучения в 2010 - 2011 учебном году, привела к снижению количества неуспевающих на 0,3% по сравнению с 2009-2010 учебным годом, что является положительной динамикой результатов обучения.
В настоящее время особую важность приобретает модернизация материально-технической базы общеобразовательных учреждений, в том числе в связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, принятием новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и реализацией программы энергосбережения.
Информационные технологии превратились в средство обеспечения качественного образования. На сегодня в городе Чебоксары на 13,3 учащихся приходится 1 компьютер. Все школы имеют сайты в сети Интернет. Функционирует Ассоциация педагогических работников города Чебоксары, в ее состав входит 17 педагогических сообществ учителей-предметников, виртуально общаясь они разрабатывают электронные учебно-методические пособия, повышают квалификацию в индивидуальном режиме и т.д. Активно начали внедряться единые электронные карточки, электронные расписания, журналы, дневники. Домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, около 64% учащихся и 81% учителей имеют дома персональные компьютеры, подключенные к сети "Интернет".
Охват профильным обучением учащихся 10-11-х классов в 2010-2011 учебном году составил 100%. Наиболее востребованными в этом году, как и несколько лет назад, остается социально-экономический профиль, его осваивали 27,36% учащихся 10-11-х классов, физико-математический профиль (15,62% старшеклассников), социально-гуманитарный профиль (7,6%) и филологический профиль (по 6,94%). Снизился интерес выпускников к выбору социально-гуманитарного профиля обучения на 4,59%, уменьшилось количество обучающихся в классах универсального (непрофильного) обучения на 5,29%. Стабильным остается интерес выпускников к выбору биолого-медицинского (биолого-химического) профиля. Анализ выбора выпускниками образовательных учреждений города профильных предметов для сдачи ЕГЭ подтверждает обоснованность (осознанность) выбора профиля обучения. Так, в разрезе профилей обучения показатель обоснованности выбора колеблется от 72,14% у выпускников социально-экономического профиля до 61,64% у выпускников, обучавшихся в классах физико-математического профиля. Низкая мотивация в выборе профильных предметов для сдачи ЕГЭ у выпускников информационно-технологического профиля, лишь 18,75% выпускников выбрали предмет "Информатика" для сдачи ЕГЭ и 50% выпускников - предмет "Физика".
В 2010-2011 учебном году в МОУ продолжилась апробация комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". По итогам мониторинга выбор модулей учащимися 4-х классов в 2010-2011 учебном году (3 и 4 учебные четверти) определился следующим образом: по-прежнему, большинство родителей, 47,8%, выбрали для изучения своим детям модуль "Основы мировых религиозных культур", однако это на 7,5% меньше, чем в прошлом учебном году. 38,6% родителей выбрали модуль "Основы светской этики", что на 7,4% больше, чем в прошлом учебном году. "Основы православной культуры" выбрали 13,6% родителей. Следует заметить, что интерес родителей к модулю "Основы мировых религиозных культур" снижается, возрастает интерес к изучению модуля "Основы светской этики", стабильным остается интерес родителей к модулю "Основы православной культуры". В городе созданы условия для информационного обеспечения апробации курса. На сайте управления образования администрации города Чебоксары создан баннер "Внедрение нового учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", на котором размещена нормативно-правовая документация, методические рекомендации по апробации учебного курса, а также методические разработки учителей, преподающих данный курс. Проводится постоянная разъяснительная и информационная работа с населением, вопросу апробации курса посвящен один из выпусков телевизионной передачи "Столичное образование". На уроки приглашаются родители и представители общественности.
В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Чебоксары в 2010-2011 учебном году организовано горячее питание всех обучающихся. Обеспечение горячим питанием обучающихся осуществлялось в 63 из 68 общеобразовательных учреждений города Чебоксары (92,6%). Вопросы организации горячего питания обучающихся переданы на аутсорсинг комбинатам питания. Горячее питание школьников организовано в соответствии с Постановлением Главного санитарного врача РФ N 45 от 23.07.2008 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08". Во всех общеобразовательных учреждениях организовано 2-разовое питание (в некоторых 3-х разовое, включая полдник) в соответствии с примерным десятидневным цикличным меню, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии. Льготное питание было предоставлено 2972 учащимся из малообеспеченных семей.
В 2010-2011 учебном году 9 общеобразовательных учреждений приняли участие в реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся (приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 09.08.2010 N 1276), в рамках которого в общеобразовательных учреждениях произведен ремонт помещений школьных столовых, установлена в обеденном зале мебель для обучающихся, введены в действие пароконвектоматы (для приготовления диетических блюд), частично заменено кухонное оборудование, установлены фильтры для воды, заменены раздаточные линии, а также введено в действие оборудование по системе безналичного расчета за питание. По результатам ежегодного мониторинга, проведенного в общеобразовательных учреждениях, в 2010-2011 учебном году наблюдается рост среднего охвата горячим питанием обучающихся дневных общеобразовательных учреждений по сравнению с 2009-2010 учебным годом на 6,7% и составил 86,7% (в 2009-2010 учебном году - 80%).
С целью внедрения инновационных моделей обучения, расширения адресности и сферы образовательных услуг, организации профильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Чебоксары успешно апробируются экспериментальные программы и проекты с использованием дистанционных форм обучения. С 2006-2007 учебного года в столице на базе МОУ "СОШ N 59 с углубленным изучением отдельных предметов" эффективно работает школа надомного обучения, которая является республиканской экспериментальной площадкой. В настоящее время для 26 обучающихся с 1 по 11 класс качественно организован образовательный процесс, отвечающий целям и задачам эксперимента. Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 21.03.2011 года "Об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Чувашской Республике" по городу Чебоксары утверждены 5 общеобразовательных учреждения (МОУ "СОШ N 7", МОУ "СОШ N 10", МОУ "СОШ N 39 с углубленным изучением отдельных предметов", МОУ "СОШ N 57 с углубленным изучением отдельных предметов", МОУ "СОШ N 59 с углубленным изучением отдельных предметов"), реализующих дистанционное образование детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий в рамках реализации приоритетного проекта "Образование" на 2009-2012 годы. Распоряжением Кабинета Министров ЧР от 14.04.2011 N 128-р городским школам с дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья переданы 16 базовых рабочих мест обучающихся (программно-технологические комплекты) во временное безвозмездное пользование и 6 базовых рабочих мест для педагогических работников. Стажировочной площадкой инклюзивного образования в условиях интеграции с использованием тьюторских технологий является и МОУ "СОШ N 19", где в настоящее время обучаются с 1 по 4 класс 49 детей. Основная идея проекта - самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья и их обучение в условиях массовой школы. В городе в 2010-2011 годах был реализован масштабный проект по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья "МИР один на всех", реализованный при поддержке и финансировании федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, в результате реализации данных мер в городе Чебоксары созданы условия для внедрения перечня мероприятий по внедрению безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Высокое качество образования в городе Чебоксары обеспечивают квалифицированные педагогические кадры. 95% учителей имеют высшее образование, около 70% - различные квалификационные категории, из них 37,4% - высшую, 44,4% - первую.
Главной задачей Комплекса мер в 2011 году являлось постепенное доведение средней заработной платы учителей до среднего уровня заработной платы в экономике.
В I квартале 2011 г. среднемесячная заработная плата учителя составила 10507 рублей (80,2 процента от средней заработной платы по экономике, которая равнялась 13095,5 рубля).
В течение 2011 года заработная плата учителей общеобразовательных учреждений повышалась в три этапа: с 1 июня на 6,5 процента (оклады), с 1 сентября на 16,5 процента (стимулирующая часть), с 1 октября на 6,5 процента (оклады). Повышение заработной платы учителей с сентября текущего года на 16,5 процента было обеспечено за счет индексации фондов оплаты труда учителей на 14,7 процента и оптимизации численности работников учреждений.
В целом по 2011 году повышение составило более 30 процентов.
При этом доля стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда учителей в IV квартале 2011 г. составила 36 процентов (в 2010 году - 20 процента).
Повышение заработной платы, увеличение доли стимулирующих выплат позволили активизировать работу управляющих советов, у которых появилась мотивация для реального участия в распределении стимулирующих выплат.
Показатели результативности предоставления субсидии в части заработной платы учителей выполнены полностью.
На повышение заработной платы учителей в 2011 году было направлено 39350,1 тыс. рублей. Кроме того, в ноябре 2011 года было дополнительно выделено 25118,1 тыс. рублей на выплату заработной платы работникам общеобразовательных учреждений в связи с пересчетом нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования с 1 сентября 2011 г. с учетом добавления третьего часа физической культуры, изменения нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителей начальных классов (соответствующие изменения были внесены в Правила нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) общего образования в Чувашской Республике).
Благодаря этому нормативы финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на 1 обучающегося в течение 2011 года значительно возросли:
|
Город |
(начало года/конец года), рублей | |
Начальная школа |
14182,5/20089,8 |
Основная школа |
18703,4/23779,1 |
Средняя школа |
21576,7/27422,6 |
Повышение заработной платы учителей повлекло за собой увеличение оплаты труда других категорий работников в сфере образования. Так, в 2011 году в аналогичных размерах повысилась заработная плата других педагогических работников общеобразовательных учреждений (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.), а также воспитателей и других педагогических работников учреждений дошкольного образования.
Особый акцент был сделан на повышении эффективности использования ресурсов в сфере образования, в том числе за счет обеспечения энергосбережения. В 2011 году на выполнение мероприятий по обеспечению энергосбережения направлено 35,5 млн.руб. В рамках реализации Комплекса мер в 2011 году удалось установить и заменить приборы учета коммунальных услуг.
В ходе реализации Комплекса мер в 2011 году обеспечены:
- повышение качества общего образования. Одним из показателей повышения качества общего образования являются результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) (результаты ЕГЭ - 2011 выпускников города Чебоксары лучше результатов выпускников России и республики в целом. По итогам 2011 года по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников город Чебоксары занял 1 место из всех муниципалитетов республики по количеству победителей и призеров;
- рост мотивации учителей к творческому труду и повышению своей квалификации. В 2011 году свою квалификацию повысило на 15 процентов больше учителей, чем в 2010 году;
- приток в систему образования молодых профессиональных педагогических кадров. В 2011 году в школы пришло работать 59 молодых специалистов, что в 2 раза больше, чем в 2010 году;
- повышение открытости и прозрачности системы школьного образования. В 2011 году количество обращений на сайт управления образования администрации города Чебоксары возросло в 2 раза, что свидетельствует об открытости системы;
- повышение энергоэффективности функционирования школ, что позволит в 2012 году на 9 процентов сократить расходы на тепло- и энергоресурсы;
- повышение доступности качественных услуг общего образования, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения.
Раздел 3. Описание реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в городе Чебоксары в 2012 году
Основными целями реализации в 2012 году в городе Чебоксары Комплекса мер станут дальнейшие институциональные преобразования, направленные на формирование ориентированной на результат системы управления и финансирования, а также на создание равных условий для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности.
Для достижения указанных целей определены ключевые задачи и основные мероприятия.
Ключевые задачи:
- развитие потенциала педагогических кадров с целью обеспечения адекватности образовательных услуг требованиям потребителей путем дифференцированной системы оплаты труда, инновационных моделей повышения квалификации и эффективных механизмов аттестации и др.;
- дальнейшее развитие инфраструктуры школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС к условиям осуществления образовательного процесса;
- обеспечение доступности качественных образовательных услуг для детей через развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, дистанционного образования и др.;
- совершенствование системы независимой оценки качества образования путем внедрения на всех ступенях общего образования независимой оценки качества (на уровне республики - оценка подготовленности дошкольников к обучению, оценка подготовленности выпускников начальной школы к обучению в основной школе, государственной итоговой аттестации (ГИА) для 9-классников) ЕГЭ для 11-классников, мониторинг трудовых и образовательных траекторий выпускников средней школы и др.;
- совершенствование системы медико-психолого-педагогического сопровождения школьников.
Для решения задачи "Развитие потенциала педагогических кадров с целью обеспечения адекватности требованиям потребителей образовательных услуг путем дифференцированной системы оплаты труда, инновационных моделей повышения квалификации и эффективных механизмов аттестации" будут проведены следующие мероприятия:
повышение заработной платы учителей. В рамках реализации Комплекса мер в 2012 году продолжится повышение заработной платы учителей. Бюджет города Чебоксары составлен с учетом трехэтапного повышения заработной платы педагогических работников учреждений общего образования в 2011 году. Планируется, что среднемесячная заработная плата учителей за I - III кварталы 2012 г. будет не ниже 14726 рублей, то есть на уровне значения данного показателя за сентябрь - ноябрь 2011 года, что по отношению к средней заработной плате работников в целом по экономике Чувашской Республики за I квартал 2011 г. составит 112,45 процента. С 1 октября 2012 г. запланировано повышение заработной платы учителей на 6 процентов. Таким образом, в IV квартале 2012 г. средняя заработная плата учителей должна составить не менее 15610 рублей;
Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
Особый акцент в 2012 году будет сделан на организации профессиональной переподготовки учителей. В 2012 году планируется охватить программами профессиональной переподготовки не менее 150 учителей, особый акцент будет сделан на специальности "информатика", "начальные классы", "русский и родной язык", "физкультура", "основы безопасности жизнедеятельности" и др.
В 2012 году будет продолжено повышение квалификации учителей и руководителей школ, особое внимание будет уделено учителям физико-математического, естественно-научного цикла.
Для решения задачи по дальнейшему развитию инфраструктуры школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС к условиям осуществления образовательного процесса будет проведен комплекс мероприятий.
Капитальный ремонт общеобразовательных учреждений и мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережения.
В 2012 году на эти цели будет направлено 53,1 млн. рублей, из них 42,5 млн.руб. за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, 10,6 млн.руб. за счет средств бюджета города Чебоксары. Актуальность указанных мероприятий обусловлена необходимостью приведения в соответствие с требованиями ФГОС всех общеобразовательных учреждений города Чебоксары. Особо остро стоит проблема ремонта кровли, замены оконных блоков, модернизации системы водоснабжения и канализации.
Продолжится работа по внедрению во все муниципальные общеобразовательные учреждения системы безналичной оплаты за питание, оснащение школ современным компьютерным, учебно-лабораторным и учебно-производственным, спортивным оборудованием, учебниками и художественной литературой.
В 2012 году будет продолжена работа по оснащению комплектами автоматизированных рабочих мест учителей начальных классов. В целом по итогам 2011 и 2012 годов 75 процентов начальных классов будут обеспечены современными условиями для формирования информационной образовательной среды, перейдут на электронный учет знаний обучающихся через ведение электронных дневников, журналов. Проведение указанного комплекса мер позволит повысить прозрачность образовательного процесса, улучшить взаимодействие с родителями.
Для подготовки к организованному введению ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества будет поставлено оборудование для школьных мастерских, организации технических кружков, кабинетов ИЗО, музыки, ОБЖ.
В 2012 году особый акцент будет сделан на обновлении спортивного оборудования общеобразовательных учреждений. С учетом поручения Президента Российской Федерации к 2014 году все общеобразовательные учреждения города Чебоксары будут полностью оснащены необходимым спортивным оборудованием.
Планируется полностью обеспечить обучающихся 1-2 классов начального звена бесплатными учебниками из федеральных перечней учебников, до 80 процентов - обучающихся 3-4 классов.
Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для детей через развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, дистанционного образования и др.
В 2012 году в рамках ПНПО планируется продолжить работу по развитию сетевого взаимодействия образовательных учреждений и модели дистанционного образования детей-инвалидов. В результате все дети-инвалиды, которые желают обучаться дистанционно и не имеют медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, будут охвачены таким обучением. Педагогические работники, задействованные в реализации данной модели, пройдут обучение по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Для решения задачи "Совершенствование системы независимой оценки качества образования путем внедрения на всех ступенях общего образования независимой оценки качества (на уровне республики - оценка подготовленности дошкольников к обучению, оценка подготовленности выпускников начальной школы к обучению в основной школе, ГИА 9-классников) ЕГЭ для 11-классников, мониторинг трудовых и образовательных траекторий выпускников средней школы и др." будут проведены следующие мероприятия:
введение системы оценки подготовленности дошкольников к обучению, оценки подготовленности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.
Введение ФГОС начального общего образования поставило задачу обеспечения "равных возможностей получения качественного общего образования" для всех поступающих в школу детей. Реализация этой задачи невозможна без создания условий для индивидуального развития обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из условий для создания адекватной образовательной среды является определение готовности к обучению первоклассников. Для этого в 2012 году в рамках дальнейшего развития системы оценки качества образования планируется провести исследования готовности большей части первоклассников (более 5 тыс. детей) к обучению в начальной школе.
Для эффективного введения ФГОС в основном звене необходимы комплексный анализ различных сторон готовности четвероклассников к обучению в основной школе, рекомендации по индивидуальной программе психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в основной школе. Для решения этих задач с 2012 года в городе планируется начать проведение экспериментальных исследований среди пятиклассников.
В 2012 году в рамках расширения независимых оценочных процедур планируется провести государственную итоговую аттестацию 9-классников с использованием механизмов единого государственного экзамена по 14 предметам. По новой форме итоговую аттестацию по русскому языку и математике пройдут все выпускники основной школы (более 4 тыс. человек), по предметам по выбору - не менее 30 процентов 9-классников.
В результате реализации вышеуказанных мероприятий в 2012 году в городе будет сформирована модель регулярных независимых оценочных процедур на всех ступенях обучения с использованием единых стандартизированных контрольно-измерительных материалов. Это позволит улучшить качество принимаемых управленческих решений как на уровне образовательных учреждений, так и на муниципальном уровне.
В целях эффективного информационного сопровождения реализации Комплекса мер в 2012 году разработан медиаплан, включающий информационное сопровождение реализации основных направлений Комплекса мер в 2012 году с привлечением средств массовой информации (далее - СМИ).
Для оперативного информирования населения о реализации Комплекса мер в 2012 году на сайтах управления образования и общеобразовательных учреждений города созданы и баннеры "Модернизация республиканской системы общего образования".
Раздел 4. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения
Молодые учителя со стажем работы до 3 лет составляют 3,5 процента (по республике - 3,4%). Система мер, направленных на привлечение молодых специалистов в общеобразовательные учреждения, включает ряд мероприятий:
материальное стимулирование. С этой целью в городе Чебоксары выполняются мероприятия, обозначенные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2011 г. N 459. Внесены изменения в постановление администрации города Чебоксары от 31.12.2008 N 337 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования администрации города Чебоксары". В соответствии с указанным Примерным положением коэффициент, с использованием которого определяется размер оклада молодых специалистов, увеличен в три раза (с 0,1 до 0,3 к окладу) и будет устанавливаться им до наступления стажа работы 3 года. В октябре 2011 г. величина этой выплаты составила 1385,1 рубля (до повышения коэффициента - 407 рублей). Наряду с этим в городе Чебоксары молодым специалистам оказывается дополнительная материальная поддержка. Например, удачным стал проект г. Чебоксары, по которому молодым специалистам установлена ежемесячная доплата в размере 1000 рублей. Благодаря принятым мерам в образовательные учреждения города впервые пришли работать более 125 педагогов;
сопровождение участия в федеральных, республиканских и муниципальных программах и проектах. В городе Чебоксары ведется целенаправленная работа по вовлечению молодых специалистов в реализацию проектной деятельности. В рамках поддержки молодых специалистов проводятся профессиональные конкурсы с учреждением стипендий-доплат к заработной плате, поощрений. В управлении образования администрации города Чебоксары создан кадровый резерв и "Школа молодого специалиста", активное участие в поддержке молодых специалистов принимает чебоксарский горком профсоюзов.
Проведение в городе указанных мероприятий позволит привлечь молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения.
Раздел 5. Ориентиры развития общего образования в городе Чебоксары на период до 2020 года
Основными стратегическими целями развития образования в городе Чебоксары до 2020 года являются:
- формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, обладающей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом;
- создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики.
Дальнейшее развитие получат организационно-экономические модели и механизмы финансирования школ, начнется постепенный переход от финансирования образовательных программ к финансированию индивидуальных образовательных потребностей личности. Будет внедрена эффективная система индикаторов для оценки реализации степени достижения поставленных целей.
На всех уровнях школьного образования будут внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты, обеспечивающие переход к деятельностной парадигме образования, развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Будут созданы условия для наделения широкими управленческими полномочиями управляющих советов школ по решению вопросов определения и выбора программ развития школ, организации образовательного процесса, развития кадровых ресурсов, укрепления материально-технической базы.
Будет проведена работа по коренной модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечению ее опережающего развития по отношению к развитию школы. Будут созданы инновационные стажировочные площадки для тиражирования передовых практик, эффективные механизмы участия родителей, ассоциаций учителей, руководителей школ и других институтов гражданского общества в управлении образованием и оценке его качества.
Основные результаты развития общего образования в городе Чебоксары на период до 2020 года:
отношение среднемесячной заработной платы учителей к заработной плате в экономике - не менее 110 процентов;
удовлетворенность населения качеством общего образования - 90 процентов от числа опрошенных;
удельный вес школьников, обучающихся в современных условиях, отвечающих требованиям ФГОС, в том числе с учетом развития инклюзивного образования - 100 процентов.
- привлечение педагогов для работы в образовательных учреждениях за счет повышения заработной платы и введения ежемесячных выплат молодым педагогическим работникам;
- введение ставок учителей-дефектологов и учителей-логопедов для оказания квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение 1
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
города Чебоксары в 2012 году
План-график
повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений города Чебоксары
Наименование показателя |
I квартал 2012 г. |
II квартал 2012 г. |
III квартал 2012 г. |
IV квартал 2012 г. |
Размер фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений (без начислений), рублей |
124612 |
124612 |
124612 |
132088 |
Увеличение фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений по отношению к его объему в предыдущем квартале, % |
|
|
|
6 |
Приложение 2
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
города Чебоксары в 2012 году
Значение
показателей результативности предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на модернизацию в 2012 году системы общего образования города Чебоксары
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии в 2012 году |
|||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Среднемесячная заработная плата учителей в городе Чебоксары | |||||
1.1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в городе Чебоксары за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике в Чувашской Республике в прошлом году |
112,45 |
112,63 |
112,78 |
105,65 |
1.1.1. |
Размер среднемесячной заработной платы учителей в городе Чебоксары, рублей |
14726,0 |
14750,0 |
14770,0 |
15610,0 |
1.1.2. |
Размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике в Чувашской Республике, рублей |
13095,5 |
13095,5 |
13095,5 |
14775,2 |
2. Школьники, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам | |||||
2.1. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе, процентов |
27,3 |
27,3 |
51 |
51 |
2.1.1. |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, человек |
5043 |
5043 |
9988 |
9988 |
3. Учителя, получившие в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности | |||||
3.1. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, процентов |
1 |
5 |
7 |
20 |
3.1.1. |
Численность учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, человек |
95 |
477 |
668 |
1908 |
4. Руководители и учителя общеобразовательных учреждений, прошедшие повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен Комплекс мер по модернизации общего образования города Чебоксары в 2012 г.
Основными целями реализации Комплекса мер станут дальнейшие институциональные преобразования, направленные на формирование ориентированной на результат системы управления и финансирования, а также на создание равных условий для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности.
В 2012 году на капремонт общеобразовательных учреждений будет направлено 53,1 млн. рублей, из них 42,5 млн.руб. за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, 10,6 млн.руб. за счет средств бюджета города Чебоксары.
Кроме того, особый акцент будет сделан на обновлении спортивного оборудования общеобразовательных учреждений. С учетом поручения Президента РФ к 2014 году все общеобразовательные учреждения города Чебоксары будут полностью оснащены необходимым спортивным оборудованием.
Планируется полностью обеспечить обучающихся 1-2 классов начального звена бесплатными учебниками из федеральных перечней учебников, до 80% - обучающихся 3-4 классов.
Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 мая 2012 г. N 126 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования города Чебоксары в 2012 году"
Текст постановления опубликован в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары от 31 мая 2012 г. N 7 (56)