В целях обеспечения благоприятных условий развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности на территории Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.
6. Признать утратившими силу с 1 января 2010 г.:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8 "О республиканской целевой программе "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2011 годы";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 октября 2007 г. N 254 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 267 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 января 2009 г. N 24 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8".
7. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики в срок до 1 марта 2010 г. представить на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики доклад о реализации республиканской целевой программы "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2011 годы".
Председатель Кабинета Министров |
С. Гапликов |
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 31 марта 2009 г. N 106
Республиканская целевая программа
"Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
|
Основание для принятия решения о разработке Программы |
- |
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. N 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года "Успехи Чувашии - в инициативе каждого!"
|
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики
|
Основной разработчик Программы |
- |
Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики
|
Цели и задачи Программы |
- |
цели Программы: совершенствование и развитие внешнеэкономических связей организаций, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики (далее - организации), обеспечение условий для их вовлечения в систему мирового разделения труда; создание максимально благоприятных и стабильных условий, способствующих активному притоку инвестиционных ресурсов в экономику республики на основе комплексной и эффективной поддержки организаций, привлекающих инвестиции задачи Программы: формирование правовых, экономических, организационных и иных условий для дальнейшего развития инвестиционной деятельности и торгово-экономического сотрудничества республики с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами; повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование экспорта; формирование на внешнем рынке благоприятного имиджа Чувашской Республики; повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики; развитие новых форм сотрудничества с использованием возможностей федеральных, международных инвестиционных фондов и программ, стимулирующих приток инвестиций в Чувашскую Республику
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
рост объема экспорта продукции в зарубежные страны к уровню 2008 года в 3,6 раза; рост объема поставок продукции в регионы Российской Федерации к уровню 2008 года в 5,2 раза; рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к уровню 2008 года в 3,4 раза; рост объема инвестиций в основной капитал на душу населения к уровню 2008 года в 11,2 раза
|
Основные мероприятия Программы |
- |
совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности и деятельности, направленной на содействие развитию внешнеэкономических связей Чувашской Республики; создание благоприятных условий для продвижения товаров и услуг организаций на внешние рынки; организационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности; установление и развитие отношений с субъектами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, посольствами и торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации и посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации в зарубежных странах, международными организациями; организация и участие в торговых выставках, ярмарках, специализированных форумах (конференциях, семинарах и др.), мероприятиях международного и российского уровня; финансовая поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности; информационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности
|
Сроки реализации Программы
|
- |
2010-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы
|
- |
предполагаемый общий объем финансирования Программы на 2010-2020 годы составляет 40859828,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 129484,2 тыс. рублей; местных бюджетов - 13152,3 тыс. рублей; внебюджетных источников - 40717191,5 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности
|
- |
реализация мероприятий Программы позволит обеспечить: благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат; достижение устойчивых темпов роста поставок продукции в субъекты Российской Федерации и зарубежные страны; рост инвестиций в экономику республики; реализацию стратегических инвестиционных проектов. Бюджетная эффективность реализации Программы составит 19,5 млрд. рублей
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
- |
контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики. Государственный заказчик Программы: ежегодно к 1 марта до 2020 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств; до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
Введение
Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. N 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года "Успехи Чувашии - в инициативе каждого!".
Регламентирующими документами для разработки Программы являются федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Закон Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике".
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
На протяжении последних лет прослеживается устойчивое динамичное развитие экономики Чувашской Республики. Внешнеэкономическое сотрудничество, выступающее дополнительным фактором развития хозяйственного комплекса республики, также развивается поступательными темпами.
В 2008 году внешнеторговый оборот достиг рекордного для внешнеэкономической деятельности республики значения - 473,7 млн. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 14,3 процента (по России - на 32,2 процента). Положительная динамика роста внешнеторгового оборота наблюдается с 2005 года и характеризуется опережающим ростом экспортных поставок над импортными, в результате чего сальдо внешнеторгового оборота в прошедшем году составило 143,7 млн. долларов США (табл. 1).
Таблица 1
Показатели торгового баланса Чувашской Республики
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США |
217,6 |
252,6 |
414,9 |
473,7 |
Экспорт, млн. долларов США |
133,2 |
164,5 |
247,0 |
308,7 |
Импорт, млн. долларов США |
84,4 |
88,1 |
167,8 |
165,0 |
Сальдо, млн. долларов США |
48,8 |
76,4 |
79,2 |
143,7 |
Коэффициент покрытия импорта экспортом, % |
157,8 |
186,7 |
147,2 |
187,1 |
Коэффициент несбалансированности товарооборота (доля чистого сальдо в обороте), % |
22,4 |
30,2 |
19,1 |
30,3 |
Стабильным спросом на мировом рынке пользуется продукция предприятий машиностроительного комплекса и химической промышленности. По итогам рэнкинга, составленного журналом "Эксперт Волга", в список 100 крупнейших экспортеров Поволжья вошли и организации Чувашии: ОАО "Четра - Промышленные машины" (36-е место), ООО "Четра - Комплектующие и запасные части" (44-е место), ОАО "Химпром" (56-е место), ОАО "Промтрактор" (90-е место).
В товарной структуре экспорта на машиностроительную продукцию приходилось 39,6 процента (по России - 4,9), продукцию химической промышленности, каучук - 16,3 процента (по России - 6,5), металлы и изделия из них - 4,6 процента (по России - 11,7), продовольственные товары - 2,1 процента (по России - 2,0).
Начиная с 2007 года в структуре экспортных поставок появилась не характерная для отраслевой специализации республики товарная позиция "минеральные продукты, топливно-энергетические товары", доля которой в объеме экспорта в 2008 году составила 35,5 процента. Это объясняется особенностью таможенной статистики, которая учитывает объемы экспорта организаций, зарегистрированных на территории республики, но фактически осуществляющих свою деятельность в другом регионе.
Состав основных импортных товарных позиций остается неизменным. В товарной структуре импорта преобладают машины, оборудование и транспортные средства - 58,6 процента (по России - 52,7), продукция химической промышленности - 21,5 процента (по России - 13,1), черные и цветные металлы, изделия из них - 7,2 процента (по России - 8,2), текстиль, текстильные изделия и обувь - 7,6 процента (по России - 4,3).
Организации республики поставляют свою продукцию более чем в 70 стран мира. В общем объеме внешнеторгового оборота около двух третей всех поставок в 2008 году приходилось на долю стран дальнего зарубежья. Взаимодействие с партнерами экономически развитых стран на платежеспособных рынках с развитой инфраструктурой бизнеса остается приоритетным для организаций-экспортеров. В региональной структуре внешней торговли особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз. На его долю в 2008 году приходилось 51,7 процента внешнеторгового оборота республики (в 2007 году - 36,8 процента), на страны ЕврАзЭС - 21,0 процента (в 2007 году - 19,7 процента), на страны АТЭС - 9,6 процента (в 2007 году - 13,5 процента). Основными торговыми странами-партнерами во внешнеторговом сотрудничестве являются Казахстан - 17,1 процента (в 2007 году - 14,5 процента), Нидерланды - 11,8 процента (в 2007 году - 4,1 процента), Германия - 9,4 процента (в 2007 году - 9,8 процента), Украина - 7,3 процента (в 2007 году - 11,1 процента), Китай - 5,2 процента (в 2007 году - 7,4 процента). Потенциально привлекательными представляются рынки стран СНГ, развивающихся стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии.
Активно развивается межрегиональное сотрудничество. Организации республики обмениваются потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения почти со всеми республиками, областями и краями Российской Федерации. Наиболее результативно развиваются отношения с Центральным, Приволжским и Уральским федеральными округами, на долю которых приходится около 80 процентов общего объема товарооборота.
Несмотря на положительную динамику, ряд факторов продолжает оказывать негативное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности. Это:
несовершенство нормативной правовой базы;
низкая активность организаций по повышению технического и технологического уровня производства, которая приводит к снижению конкурентоспособности продукции, уменьшению экспортного и инвестиционного потенциалов, объемов выпуска товарной продукции, ориентированной на социально значимые общественные интересы, удовлетворение запросов потенциальных потребителей. При этом предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) предопределяет резкое усиление конкуренции на внутреннем рынке;
высокая степень износа производственных фондов и ограниченность инвестиционных ресурсов. В связи с разразившимся мировым финансовым кризисом ситуация приобретает наиболее острый характер. Недостаточно развита инфраструктура содействия развитию внешнеэкономической деятельности (инвестиционные, консультационные и другие услуги);
низкое качество предоставляемых услуг (в условиях рыночной экономики услуги являются одними из главных источников роста экспортного потенциала). Из общего количества сертифицированных на соответствие международному стандарту ISO 9000 организаций отраслей экономики в долевом отношении организации сферы услуг занимают только 4,8 процента (в структуре валового регионального продукта услуги занимают более 40 процентов). С учетом стратегического направления развития "сервисной" составляющей экономики республика нуждается в организациях, оказывающих услуги и имеющих сертификаты соответствия международному уровню;
дефицит квалифицированных кадров.
Одно из направлений внешнеэкономической деятельности - привлечение инвестиций. В последние годы в республике удавалось не только сохранять, но и увеличивать объемы капитальных вложений (табл. 2).
Таблица 2
Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по Чувашской Республике
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. рублей |
19445,2 |
25861,0 |
38069,4 |
49608,7 |
Темп роста, % к предыдущему году |
108,5 |
117,7 |
125,1 |
103,7 |
Устойчивый экономический рост, повышение реальных доходов населения, предпринимаемые меры по привлечению инвестиций в экономику республики и рост бюджетных ассигнований способствовали закреплению положительной динамики инвестиций в основной капитал и в общем объеме валового регионального продукта.
В 2005 году доля инвестиций в основной капитал в общем объеме валового регионального продукта составила 28 процентов (в среднем по России - 20,0 процента), в 2006 году - 28,2 процента (в среднем по России - 21,2 процента), в 2007 году - 31,2 процента, в 2008 году - 32,7 процента.
Впервые с начала реализации республиканской целевой программы "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2011 годы" годовой темп роста инвестиций в основной капитал республики в 2007 году составил 125,1 процента (по России - 121,1), однако в 2008 году он снизился до 103,7 процента (по России - 109,1). Основной причиной снижения темпа роста инвестиций стала недоступность банковского финансирования на фоне роста процентных ставок и дефицита ликвидности.
Ограниченность бюджетных средств, а также дефицит собственных средств организаций реального сектора экономики привели к изменению структуры инвестиций в основной капитал.
В источниках инвестиций в основной капитал в 2008 году собственные средства организаций сократились на 6,2 процентных пункта по сравнению с 2007 годом и составили 30,7 процента. Доля бюджетных средств уменьшилась незначительно - с 38,4 процента в 2007 году до 36,8 процента в 2008 году.
В 2008 году в Чувашской Республике объем инвестиций, необходимых для реализации инвестиционных проектов, оценивался в сумме 159,4 млн. рублей, однако инвестиционная емкость Чувашской Республики, по данным Чувашстата, в 2008 году составила лишь 49,6 млн. рублей. При этом зависимость организаций реального сектора экономики от привлеченных средств составляет более 50 процентов. Уменьшение долей таких мощных источников инвестиций, как банковские кредиты и бюджетное финансирование, также отрицательно влияет на финансовую базу инвестиционной сферы региона.
Эффективное развитие экономики любого региона невозможно без применения инструментов государственно-частного партнерства, внедрения современных механизмов корпоративного управления, совершенствования правовой базы и новых методов государственной поддержки.
С учетом этого Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8, предусмотрена активизация работы с частными инвесторами на основе государственно-частного партнерства при реализации приоритетных, экономически и социально значимых инвестиционных проектов, прежде всего в промышленности и транспортной инфраструктуре.
Кроме того, Законом Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 51 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" определены новые формы и методы государственной поддержки инвестиционной деятельности, а именно: различные инструменты государственно-частного партнерства (в том числе заключение концессионных соглашений) при реализации инвестиционных проектов, меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление на конкурсной основе субсидий на подготовку инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и т.д.
Однако в настоящее время на территории Чувашской Республики механизмы государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов используются слабо. Так, по состоянию на 1 января 2008 г. только на территориях 2 муниципальных образований реализуются механизмы государственно-частного партнерства (заключены концессионные соглашения по частичному переносу инженерных сетей, созданию двух строительных площадок для последующего строительства комплекса обслуживания населения, реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения).
Как известно, любая инвестиционная деятельность начинается с выбора инвестором площадки для вложения инвестиций. На сегодняшний день в Чувашской Республике реализуются сотни инвестиционных проектов, многие из которых стали важной составляющей Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и ряда республиканских целевых программ. Тем не менее крупных и долгосрочных инвестиционных проектов в республике по-прежнему мало. Одна из причин такой ситуации - это недостаток готовых инвестиционных площадок.
На территориях лишь 6 муниципальных образований расположены земельные участки (10), которые имеют потенциал для размещения производств, но не обеспечены необходимой инфраструктурой.
В силу того что многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергомощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, инженерных и телекоммуникаций, возникает необходимость более активно заниматься подготовкой площадок для строительства новых производств. Здесь должны комплексно и оперативно решаться вопросы предоставления земельных участков, обеспечения их инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой. Задача органов власти в решении этих вопросов - предоставление инвестору площадки с подготовленной инфраструктурой, то есть "под ключ".
Анализ инвестиционной активности показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит там, где имеются в наличии развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.
В связи с изложенным, а также во исполнение вышеназванного Закона Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 февраля 2009 г. N 41 была утверждена Методика распределения на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований на подготовку инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой), которая определяет критерии и условия конкурсного отбора муниципальных образований, на территории которых будут формироваться инвестиционные площадки "под ключ" для реализации инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение для Чувашской Республики, а также устанавливает порядок приема конкурсных материалов, порядок проведения конкурсного отбора и подведения итогов.
Субсидии будут предоставляться бюджетам муниципальных образований с целью софинансирования мероприятий на подготовку инвестиционных площадок "под ключ", причем доля средств, предусмотренных в местном бюджете на текущий финансовый год на софинансирование затрат, в общей стоимости мероприятий по подготовке инвестиционной площадки "под ключ" должна составлять не менее 20 процентов.
В связи с тем, что в Чувашской Республике отсутствует порядок осуществления работ по промышленному менеджменту территорий, Программой предлагаются мероприятия, предусматривающие проведение оценки потенциальных участков для размещения объектов производственной инфраструктуры и бизнес-планирование территорий опережающего развития.
Важным фактором дальнейшего развития инвестиционной деятельности является привлечение в республику внебюджетных инвестиций. Одним из источников внебюджетных средств являются иностранные инвестиции. Период интенсивного спроса на иностранные инвестиционные ресурсы пришелся на 2007 год (табл. 3).
Таблица 3
Динамика поступлений иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Поступление иностранных инвестиций, тыс. долларов США |
15554,5 |
14691,5 |
94174,2 |
26996,8 |
Темп роста, % к предыдущему году |
70,1 |
94,5 |
в 6,4 раза |
28,7 |
В 2008 году в организации Чувашской Республики от иностранных инвесторов поступило инвестиций на сумму 600,0 млн. рублей и 2812,8 тыс. долларов США.
На конец 2008 года было накоплено инвестиций с начала их вложения (в соответствии с учредительными документами, договорами, контрактами и т.п.) на сумму 3285,2 млн. рублей и 13,8 млн. долларов США. В общей сумме накопленных инвестиций взносы в капитал составили 1934,6 млн. рублей и 8,3 млн. долларов США.
Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала (по итогам 2008 года) были обрабатывающие производства и транспорт. В 2008 году в транспортную систему поступило 24,1 млн. долларов США, или 89,6 процента от общего объема иностранных инвестиций, в обрабатывающие производства - 2,6 млн. долларов США, или 9,9 процента.
Несмотря на устойчивую тенденцию роста инвестиций в основной капитал и достигнутые в последние годы позиции в развитии инвестиционной деятельности в Чувашской Республике, имеется ряд проблем, основными из которых являются:
недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики;
недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не соответствующий потребностям роста экономики;
недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства;
отсутствие достаточного количества земельных участков, оснащенных объектами инженерной инфраструктуры, для прихода внешних инвесторов.
Кроме того, процессы, происходящие в настоящее время в мировом сообществе в связи с глобальным экономическим кризисом, негативно сказываются на экономике республики и динамике показателей. Прежде всего это отражается на снижении инвестиционной активности, объемах промышленного производства. Прогнозируемое в текущем году Министерством экономического развития Российской Федерации снижение валового внутреннего продукта составит 2,2 процента, промышленного производства - до 7,4 процента, инвестиций - до 14 процентов.
В этих условиях, несмотря на имеющиеся положительные тенденции, наметившиеся с начала реализации республиканской целевой программы "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2011 годы", в связи с изменением экономической конъюнктуры на мировом рынке назрела необходимость в комплексных мерах по концентрации усилий по повышению эффективности внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.
В то же время следует отметить, что успешность реализации усилий будет определяться рядом факторов:
1) на мировом уровне - выход из мирового финансово-экономического кризиса, реализация мер по предотвращению его повторения в будущем и перспективы построения нового "посткризисного" миропорядка, дальнейшее развитие мировых рынков;
2) на федеральном уровне - меры, принимаемые по преодолению антикризисных явлений в экономике страны и сохранению макроэкономической стабильности, социально-экономическое развитие страны;
3) на республиканском уровне - эффективность мер, предпринимаемых организациями по стабилизации производства, реализация стратегических направлений социально-экономического развития республики, возможности республиканского бюджета Чувашской Республики.
Реализация мероприятий данной Программы направлена на мобилизацию основных организационных и финансовых мер по содействию внешнеторговой деятельности предприятий реального сектора экономики и стимулированию инвестиционной деятельности.
Решение проблем и достижение поставленных целей программно-целевым методом позволят сконцентрировать усилия на основных направлениях, снизить негативное воздействие внешней среды, закрепить достигнутые результаты и сохранить положительную динамику развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
совершенствование и развитие внешнеэкономических связей организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, обеспечение условий для вовлечения их в систему мирового разделения труда;
создание максимально благоприятных и стабильных условий, способствующих активному притоку инвестиционных ресурсов в экономику республики на основе комплексной и эффективной поддержки организаций, привлекающих инвестиции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование правовых, экономических, организационных и иных условий для дальнейшего развития инвестиционной деятельности и торгово-экономического сотрудничества республики с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами;
повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование экспорта;
формирование на внешнем рынке благоприятного имиджа Чувашской Республики;
повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики;
развитие новых форм сотрудничества с использованием возможностей федеральных, международных инвестиционных фондов и программ, стимулирующих приток инвестиций в Чувашскую Республику.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2010-2020 годах.
III. Основные мероприятия Программы
Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий (приложение N 1):
1. Совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности и деятельности, направленной на содействие развитию внешнеэкономических связей Чувашской Республики, посредством:
совершенствования нормативной правовой базы инвестиционной деятельности;
мониторинга и анализа эффективности действующих соглашений (договоров, протоколов) о межрегиональном и международном сотрудничестве, внесения предложений об их перезаключении;
инициирования подписания соглашений (договоров, протоколов) о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и территориально-административными образованиями стран - стратегических партнеров, кредитно-финансовыми институтами.
2. Создание благоприятных условий для продвижения товаров и услуг организаций на внешние рынки посредством:
мониторинга и анализа состояния внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики;
экспертизы и выработки предложений к проектам федеральных законов, касающихся внешнеэкономической и инвестиционной деятельности;
проведения научно-практических семинаров для организаций Чувашской Республики по вопросам внешнеэкономической деятельности;
включения организаций Чувашской Республики в межправительственные соглашения, заключаемые Россией в торговой, производственно-кооперационной сферах, программах технической помощи;
изучения зарубежных потенциальных товарных рынков, содействия организациям республики в установлении деловых контактов, освоении новых рынков сбыта;
реализации совместно с зарубежными компаниями программ обмена и обучения специалистов организаций отраслей экономики Чувашской Республики, стажировки на иностранных предприятиях;
организации участия в подготовке и переподготовке государственных гражданских служащих Чувашской Республики и муниципальных служащих в области внешнеэкономической деятельности;
развития инвестопроводящих институтов (кредитных, инвестиционных, консалтинговых, страховых, лизинговых и других видов организаций) и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
3. Организационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности посредством:
взаимодействия с организациями, общественными и ассоциированными структурами, содействующими экспортной активности предприятий республики;
создания и обновления базы данных о механизме предоставления государственной (финансовой) поддержки организациям-экспортерам;
ведения реестра инвестиционных площадок, оснащенных объектами инженерной инфраструктуры;
сопровождения приоритетных инвестиционных проектов со стороны органов исполнительной власти Чувашской Республики;
осуществления мониторинга реализации федеральных и республиканских целевых программ, а также расходов на их финансирование с целью повышения эффективности государственных инвестиций;
обеспечения дальнейшего развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;
выявления свободных и неэффективно используемых земельных участков, оценки потенциальных участков для размещения объектов производственной инфраструктуры и создания специализированных площадок - территорий опережающего развития в Чувашской Республике;
заключения концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.
4. Установление и развитие отношений с субъектами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, посольствами и торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации и посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации в зарубежных странах, международными организациями посредством:
организации участия представителей Чувашской Республики в рабочих органах межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству;
расширения международного сотрудничества путем активной реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, регионами и территориями дальнего и ближнего зарубежья, странами СНГ;
обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти о состоянии развития экспортного потенциала республики, проблемных вопросах, препятствующих осуществлению внешнеэкономического сотрудничества;
проведения совместно с федеральными органами государственной власти информационно-консультационных мероприятий по стратегическим и текущим вопросам применения нормативных правовых актов в отношении правил и условий осуществления экспортно-импортной деятельности организаций;
взаимодействия с международными организациями и финансовыми институтами по вопросам реализации социально-экономических проектов, использования ресурсов международных программ;
формирования международных региональных приоритетов (стран СНГ, ЕврАзЭС, АТР и др.);
организации и проведения официальных и рабочих визитов делегаций Чувашской Республики в субъекты Российской Федерации, зарубежные страны и организации приемов представителей иностранных государств, международных организаций и субъектов Российской Федерации;
взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики (государственных заказчиков республиканских целевых программ) с федеральными органами исполнительной власти по включению объектов и строек Чувашской Республики в федеральные целевые программы и перечень непрограммных строек для финансирования за счет средств федерального бюджета.
5. Организация и участие в торговых выставках, ярмарках, специализированных форумах (конференциях, семинарах и др.), мероприятиях международного и российского уровня посредством:
формирования ежегодного плана выставочно-ярмарочной деятельности и конгрессионных мероприятий, проводимых при поддержке Кабинета Министров Чувашской Республики;
проведения конференций, форумов, семинаров, круглых столов, конкурсов республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней и участие в них представителей Чувашской Республики;
организации выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Чувашской Республики и за ее пределами.
6. Финансовая поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности посредством:
предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на участие в региональных, межрегиональных и зарубежных выставках;
предоставления субсидий для возмещения части затрат экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с сертификацией произведенной продукции;
предоставления льгот по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, республиканским налогам в соответствии с законами Чувашской Республики о налогах;
предоставления инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, республиканским налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законами Чувашской Республики о налогах;
предоставления льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики и предоставленными для размещения вновь создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов объектов производственного и непроизводственного назначения, включенных в республиканские целевые программы, в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики;
предоставления на конкурсной основе субсидий на подготовку инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
осуществления бюджетных инвестиций из республиканского бюджета Чувашской Республики в объекты капитального строительства государственной собственности Чувашской Республики, а также предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;
выпуска облигационных займов Чувашской Республики, гарантированных целевых займов;
финансирования инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на долевых началах с ними на условиях оформления участия Чувашской Республики в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц;
финансирования затрат на разработку проектно-сметной документации инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение для Чувашской Республики (далее - приоритетный инвестиционный проект), претендующих на получение государственной поддержки;
реализации приоритетных инвестиционных проектов с использованием инструментов государственно-частного партнерства;
содействия в разработке бизнес-планов приоритетных инвестиционных проектов Чувашской Республики, территорий опережающего развития;
предоставления субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по реализации инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципальных образований;
предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики.
7. Информационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности посредством:
распространения информации об экспортном потенциале Чувашской Республики через глобальные информационные сети;
сопровождения специального информационного ресурса "Экспортные и инвестиционные возможности Чувашской Республики", объединяющего всю необходимую информацию об экспортном потенциале республики, предприятиях-экспортерах, производимой ими продукции, нормативную правовую базу по вопросам внешнеэкономической и инвестиционной деятельности;
содействия продвижению товаров и услуг через информационные ресурсы торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах и информационно-поисковую систему "Экспортные возможности России" Министерства экономического развития Российской Федерации;
распространения информационно-аналитических материалов о Чувашской Республике по линии Министерства иностранных дел Российской Федерации и посольств Российской Федерации в иностранных государствах;
издания брошюр, буклетов, мультимедийных сборников и других имиджевых и презентационных материалов о Чувашской Республике с переводом на иностранные языки, размещения информации в центральных, республиканских, районных (городских) средствах массовой информации о развитии внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике;
проведения республиканского конкурса "Лучший экспортер Чувашской Республики".
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников (табл. 4).
Таблица 4
Объемы финансирования Программы
Годы |
Всего |
Источники и объемы финансирования, тыс. рублей |
||
из республиканского бюджета Чувашской Республики |
из местных бюджетов |
из внебюджетных источников |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2010-2020 |
40859828,0 |
129484,2 |
13152,3 |
40717191,5 |
2010 |
2510104,7 |
6599,7 |
680,0 |
2502825,0 |
2011 |
2691428,3 |
7028,7 |
852,9 |
2683546,7 |
2012 |
2908280,9 |
8629,4 |
1083,1 |
2898568,4 |
2013 |
3141925,4 |
10301,5 |
1131,0 |
3130492,9 |
2014 |
3393322,5 |
11168,9 |
1181,9 |
3380971,7 |
2015 |
3664575,1 |
11849,4 |
1236,0 |
3651489,7 |
2016 |
3921214,6 |
12797,7 |
1277,8 |
3907139,1 |
2017 |
4195620,5 |
13614,7 |
1332,3 |
4180673,5 |
2018 |
4489439,6 |
14693,3 |
1400,1 |
4473346,2 |
2019 |
4803708,5 |
15730,0 |
1461,2 |
4786517,3 |
2020 |
5140207,9 |
17070,9 |
1516,0 |
5121621,0 |
В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает широкий спектр организационных и экономических мер. Предусматривается использовать такие рычаги экономической политики, как финансово-кредитный механизм, государственно-контрактная система, налоговое регулирование.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
Основные исполнители Программы с участием администраций муниципальных районов и городских округов разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение реализации в полном объеме предусмотренных Программой работ; ежегодно представляют государственному заказчику информацию о ходе выполнения мероприятий Программы, подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к своей бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Министерства, иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, администрации муниципальных районов и городских округов, другие организации, обеспечивающие выполнение мероприятий Программы, ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли.
Государственный заказчик:
обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей;
контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий;
ежегодно к 1 марта до 2020 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;
уточняет объем необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году средств и представляет ежегодно до 1 апреля 2020 г. проект бюджетной заявки с обоснованием потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Программы в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в Министерство финансов Чувашской Республики;
принимает меры по полному финансированию Программы;
до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
Последовательная реализация Программы позволит обеспечить:
благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;
достижение устойчивых темпов роста поставок продукции в субъекты Российской Федерации и зарубежные страны;
рост инвестиций в экономику республики;
реализацию стратегических инвестиционных проектов.
Реализация мероприятий Программы обеспечит к уровню 2008 года:
рост объема экспорта продукции в зарубежные страны в 3,6 раза;
рост объема поставок продукции в регионы Российской Федерации в 5,2 раза;
рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 3,4 раза;
рост объема инвестиций в основной капитал на душу населения в 11,2 раза.
Бюджетная эффективность реализации Программы составит 19,5 млрд. рублей.
Перечень индикаторов ожидаемой эффективности реализации основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Методика оценки эффективности реализации Программы изложена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Государственное стимулирование
развития внешнеэкономической и
инвестиционной деятельности в
Чувашской Республике
на 2010-2020 годы"
Основные мероприятия
республиканской целевой программы "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения (годы) |
Источники и объемы финансирования, тыс. рублей |
Ответственные за организацию и выполнение мероприятий |
|||
всего |
в том числе |
||||||
республиканский бюджет Чувашской Респуб- лики* |
местные бюджеты** |
внебюджетные источники |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности и деятельности, направленной на содействие развитию внешнеэкономических связей Чувашской Республики | |||||||
1.1. |
Совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минстрой Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минприроды Чувашии, Минюст Чувашии |
1.2. |
Мониторинг и анализ эффективности действующих соглашений (договоров, протоколов) о межрегиональном и международном сотрудничестве, внесение предложений об их перезаключении |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, органы исполнительной власти Чувашской Республики |
1.3. |
Инициирование подписания соглашений (договоров, протоколов) о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и территориально-административными образованиями стран - стратегических партнеров, кредитно-финансовыми институтами |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии |
II. Создание благоприятных условий для продвижения товаров и услуг организаций на внешние рынки | |||||||
2.1. |
Мониторинг и анализ состояния внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии |
2.2. |
Экспертиза и выработка предложений к проектам федеральных законов, касающихся внешнеэкономической и инвестиционной деятельности |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Минюст Чувашии |
2.3. |
Проведение научно-практических семинаров для организаций Чувашской Республики по вопросам внешнеэкономической деятельности |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики*** |
2.4. |
Включение организаций Чувашской Республики в межправительственные соглашения, заключаемые Россией в торговой, производственно-кооперационной сферах, программах технической помощи |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии |
2.5. |
Изучение зарубежных потенциальных товарных рынков, содействие организациям республики в установлении деловых контактов, освоении новых рынков сбыта |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
2.6. |
Реализация совместно с зарубежными компаниями программ обмена и обучения специалистов организаций отраслей экономики Чувашской Республики, стажировка на иностранных предприятиях |
2010-2020 |
в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
Минэкономразвития Чувашии |
|||
2.7. |
Организация участия в подготовке и переподготовке государственных гражданских служащих Чувашской Республики и муниципальных служащих в области внешнеэкономической деятельности |
2010-2020 |
525,0 |
525,0 |
|
|
Минэкономразвития Чувашии, администрации муниципальных районов и городских округов*** |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
60,0 |
60,0 |
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
2012 |
68,0 |
68,0 |
|
|
|||
2013 |
|
|
|
|
|||
2014 |
78,0 |
78,0 |
|
|
|||
2015 |
|
|
|
|
|||
2016 |
90,0 |
90,0 |
|
|
|||
2017 |
|
|
|
|
|||
2018 |
106,0 |
106,0 |
|
|
|||
2019 |
|
|
|
|
|||
2020 |
123,0 |
123,0 |
|
|
|||
2.8. |
Развитие инвестопроводящих институтов (кредитных, инвестиционных, консалтинговых, страховых, лизинговых и других видов организаций) и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности |
2010-2020 |
40580513,6 |
|
|
40580513,6 |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
2495000,0 |
|
|
2495000,0 |
|||
2011 |
2674904,2 |
|
|
2674904,2 |
|||
2012 |
2888896,5 |
|
|
2888896,5 |
|||
2013 |
3120008,3 |
|
|
3120008,3 |
|||
2014 |
3369608,9 |
|
|
3369608,9 |
|||
2015 |
3639177,6 |
|
|
3639177,6 |
|||
2016 |
3893920,1 |
|
|
3893920,1 |
|||
2017 |
4166494,5 |
|
|
4166494,5 |
|||
2018 |
4458149,1 |
|
|
4458149,1 |
|||
2019 |
4770219,5 |
|
|
4770219,5 |
|||
2020 |
5104134,9 |
|
|
5104134,9 |
|||
III. Организационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности | |||||||
3.1. |
Взаимодействие с организациями, общественными и ассоциированными структурами, содействующими экспортной активности предприятий республики |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
3.2. |
Создание и обновление базы данных о механизме предоставления государственной (финансовой) поддержки организациям-экспортерам |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии |
3.3. |
Ведение реестра инвестиционных площадок, оснащенных объектами инженерной инфраструктуры |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минимущество Чувашии, Минприроды Чувашии, Минстрой Чувашии, администрации муниципальных районов и городских округов |
3.4. |
Сопровождение приоритетных инвестиционных проектов со стороны органов исполнительной власти Чувашской Республики |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минстрой Чувашии, Минсельхоз Чувашии |
3.5. |
Осуществление мониторинга реализации федеральных и республиканских целевых программ, а также расходов на их финансирование с целью повышения эффективности государственных инвестиций |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, администрации муниципальных районов и городских округов |
3.6. |
Обеспечение дальнейшего развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, органы исполнительной власти Чувашской Республики - заказчики республиканских целевых программ |
3.7. |
Выявление свободных и неэффективно используемых земельных участков, оценка потенциальных участков для размещения объектов производственной инфраструктуры и создания специализированных площадок - территорий опережающего развития в Чувашской Республике |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, органы исполнительной власти Чувашской Республики - заказчики республиканских целевых программ, администрации муниципальных районов и городских округов |
3.8. |
Заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики |
|
|
|
|
|
органы исполнительной власти Чувашской Республики - государственные заказчики республиканских целевых программ |
IV. Установление и развитие отношений с субъектами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, посольствами и торговыми представительствами иностранных государств в Российской Федерации и посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации в зарубежных странах, международными организациями | |||||||
4.1. |
Организация участия представителей Чувашской Республики в рабочих органах межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии |
4.2. |
Расширение международного сотрудничества путем активной реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, регионами и территориями дальнего и ближнего зарубежья, странами СНГ |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Минкультуры Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
4.3. |
Обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти о состоянии развития экспортного потенциала республики, проблемных вопросах, препятствующих осуществлению внешнеэкономического сотрудничества |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии |
4.4. |
Проведение совместно с федеральными органами государственной власти информационно-консультационных мероприятий по стратегическим и текущим вопросам применения нормативных правовых актов в отношении правил и условий осуществления экспортно-импортной деятельности организаций |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Чувашская таможня***, Отделение в Чувашской Республике Управления Минпромторга России по Волго-Вятскому району*** |
4.5. |
Взаимодействие с международными организациями и финансовыми институтами по вопросам реализации социально-экономических проектов, использование ресурсов международных программ |
2010-2020 |
|
|
|
|
органы исполнительной власти Чувашской Республики, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
4.6. |
Формирование международных региональных приоритетов (стран СНГ, ЕврАзЭС, АТР и др.) |
|
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии |
4.7. |
Организация и проведение официальных и рабочих визитов делегаций Чувашской Республики в субъекты Российской Федерации, зарубежные страны и организация приемов представителей иностранных государств, международных организаций и субъектов Российской Федерации |
2010-2020 |
23838,3 |
23838,3 |
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
1400,0 |
1400,0 |
|
|
|||
2011 |
1518,0 |
1518,0 |
|
|
|||
2012 |
1553,4 |
1553,4 |
|
|
|||
2013 |
1692,5 |
1692,5 |
|
|
|||
2014 |
1861,7 |
1861,7 |
|
|
|||
2015 |
2047,9 |
2047,9 |
|
|
|||
2016 |
2252,8 |
2252,8 |
|
|
|||
2017 |
2480,5 |
2480,5 |
|
|
|||
2018 |
2732,8 |
2732,8 |
|
|
|||
2019 |
3000,6 |
3000,6 |
|
|
|||
2020 |
3298,1 |
3298,1 |
|
|
|||
4.8. |
Взаимодействие органов исполнительной власти Чувашской Республики (государственных заказчиков республиканских целевых программ) с федеральными органами исполнительной власти по включению объектов и строек Чувашской Республики в федеральные целевые программы и перечень непрограммных строек для финансирования за счет средств федерального бюджета |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, органы исполнительной власти Чувашской Республики - заказчики республиканских целевых программ |
V. Организация и участие в торговых выставках, ярмарках, специализированных форумах (конференциях, семинарах и др.), мероприятиях международного и российского уровня | |||||||
5.1. |
Формирование ежегодного плана выставочно-ярмарочной деятельности и конгрессионных мероприятий, проводимых при поддержке Кабинета Министров Чувашской Республики |
2010-2020 |
|
|
|
|
Совет по выставочно-ярмарочной деятельности, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
5.2. |
Проведение конференций, форумов, семинаров, круглых столов, конкурсов республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней и участие в них представителей Чувашской Республики |
2010-2020 |
31893,4 |
14803,2 |
3700,9 |
13389,3 |
органы исполнительной власти Чувашской Республики, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
1594,7 |
919,7 |
100,0 |
575,0 |
|||
2011 |
2252,9 |
1100,0 |
252,9 |
900,0 |
|||
2012 |
2345,1 |
1100,0 |
273,1 |
972,0 |
|||
2013 |
2462,8 |
1118,0 |
295,0 |
1049,8 |
|||
2014 |
2668,0 |
1215,7 |
318,6 |
1133,7 |
|||
2015 |
2874,5 |
1306,0 |
344,1 |
1224,4 |
|||
2016 |
3078,4 |
1400,0 |
368,2 |
1310,2 |
|||
2017 |
3295,8 |
1500,0 |
393,9 |
1401,9 |
|||
2018 |
3521,5 |
1600,0 |
421,5 |
1500,0 |
|||
2019 |
3768,0 |
1712,0 |
451,0 |
1605,0 |
|||
2020 |
4031,7 |
1831,8 |
482,6 |
1717,3 |
|||
5.3. |
Организация выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Чувашской Республики и за ее пределами |
2010-2020 |
122538,1 |
49802,0 |
|
72736,1 |
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Минспорт Чувашии, Минкультуры Чувашии, Минобразования Чувашии, Минздравсоцразвития Чувашии, Госкомсвязьинформ Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
7700,0 |
3200,0 |
|
4500,0 |
|||
2011 |
8142,5 |
3350,7 |
|
4792,5 |
|||
2012 |
8631,9 |
3456,0 |
|
5175,9 |
|||
2013 |
9326,0 |
3736,0 |
|
5590,0 |
|||
2014 |
10075,7 |
4038,5 |
|
6037,2 |
|||
2015 |
10877,6 |
4357,5 |
|
6520,1 |
|||
2016 |
11691,5 |
4714,9 |
|
6976,6 |
|||
2017 |
12557,1 |
5092,2 |
|
7464,9 |
|||
2018 |
13487,0 |
5499,5 |
|
7987,5 |
|||
2019 |
14486,0 |
5939,4 |
|
8546,6 |
|||
2020 |
15562,8 |
6418,0 |
|
9144,8 |
|||
VI. Финансовая поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности | |||||||
6.1. |
Предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на участие в региональных, межрегиональных и зарубежных выставках |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
|||
6.2. |
Предоставление субсидий для возмещения части затрат экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с сертификацией произведенной продукции |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
|||
6.3. |
Предоставление льгот по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, республиканским налогам в соответствии с законами Чувашской Республики о налогах |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минфин Чувашии |
|||
6.4. |
Предоставление инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, республиканским налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законами Чувашской Республики о налогах |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
|||
6.5. |
Предоставление льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики и предоставленными для размещения вновь создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов объектов производственного и непроизводственного назначения, включенных в республиканские целевые программы, в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минфин Чувашии, Минимущество Чувашии |
|||
6.6. |
Предоставление на конкурсной основе субсидий на подготовку инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
|||
6.7. |
Осуществление бюджетных инвестиций из республиканского бюджета Чувашской Республики в объекты капитального строительства государственной собственности Чувашской Республики, а также предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
|||
6.8. |
Выпуск облигационных займов Чувашской Республики, гарантированных целевых займов |
2010-2020 |
|
Минфин Чувашии |
|||
6.9. |
Финансирование инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на долевых началах с ними на условиях оформления участия Чувашской Республики в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики и местных бюджетах |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии, администрации муниципальных районов и городских округов |
|||
6.10. |
Финансирование затрат на разработку проектно-сметной документации инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение для Чувашской Республики (далее - приоритетный инвестиционный проект), претендующих на получение государственной поддержки |
2010-2020 |
17888,7 |
11760,0 |
2451,4 |
3677,3 |
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии, Минприроды Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минстрой Чувашии, Минсельхоз Чувашии |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
2012 |
1370,0 |
870,0 |
200,0 |
300,0 |
|||
2013 |
1570,0 |
1030,0 |
216,0 |
324,0 |
|||
2014 |
1693,2 |
1110,0 |
233,3 |
349,9 |
|||
2015 |
1839,8 |
1210,0 |
251,9 |
377,9 |
|||
2016 |
1984,0 |
1310,0 |
269,6 |
404,4 |
|||
2017 |
2121,1 |
1400,0 |
288,4 |
432,7 |
|||
2018 |
2271,6 |
1500,0 |
308,6 |
463,0 |
|||
2019 |
2435,6 |
1610,0 |
330,2 |
495,4 |
|||
2020 |
2603,4 |
1720,0 |
353,4 |
530,0 |
|||
6.11. |
Реализации приоритетных инвестиционных проектов с использованием инструментов государственно-частного партнерства |
2010-2020 |
|
органы исполнительной власти Чувашской Республики |
|||
6.12. |
Содействие в разработке бизнес-планов приоритетных инвестиционных проектов Чувашской Республики, территорий опережающего развития |
2010-2020 |
16469,0 |
16469,0 |
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минфин Чувашии |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
2012 |
500,0 |
500,0 |
|
|
|||
2013 |
1620,0 |
1620,0 |
|
|
|||
2014 |
1749,0 |
1749,0 |
|
|
|||
2015 |
1800,0 |
1800,0 |
|
|
|||
2016 |
1900,0 |
1900,0 |
|
|
|||
2017 |
2000,0 |
2000,0 |
|
|
|||
2018 |
2100,0 |
2100,0 |
|
|
|||
2019 |
2300,0 |
2300,0 |
|
|
|||
2020 |
2500,0 |
2500,0 |
|
|
|||
6.13. |
Предоставление субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по реализации инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципальных образований |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минфин Чувашии, Минэкономразвития Чувашии |
|||
6.14. |
Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики |
2010-2020 |
в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Чувашской Республики |
Минфин Чувашии, Минэкономразвития Чувашии |
|||
VII. Информационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности | |||||||
7.1. |
Распространение информации об экспортном потенциале Чувашской Республики через глобальные информационные сети |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
7.2. |
Сопровождение специального информационного ресурса "Экспортные и инвестиционные возможности Чувашской Республики", объединяющего всю необходимую информацию об экспортном потенциале республики, предприятиях-экспортерах, производимой ими продукции, нормативную правовую базу по вопросам внешнеэкономической и инвестиционной деятельности |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Госкомсвязьинформ Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минстрой Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
7.3. |
Содействие продвижению товаров и услуг через информационные ресурсы торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах и информационно-поисковую систему "Экспортные возможности России" Министерства экономического развития Российской Федерации |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии |
7.4. |
Распространение информационно-аналитических материалов о Чувашской Республике по линии Министерства иностранных дел Российской Федерации и посольств Российской Федерации в иностранных государствах |
2010-2020 |
|
|
|
|
Минэкономразвития Чувашии |
7.5. |
Издание брошюр, буклетов, мультимедийных сборников и других имиджевых и презентационных материалов о Чувашской Республике с переводом на иностранные языки, размещение информации в центральных, республиканских, районных (городских) средствах массовой информации о развитии внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике |
2010-2020 |
65845,2 |
11970,0 |
7000,0 |
46875,2 |
Минэкономразвития Чувашии, Минкультуры Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минстрой Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
4330,0 |
1000,0 |
580,0 |
2750,0 |
|||
2011 |
4590,0 |
1040,0 |
600,0 |
2950,0 |
|||
2012 |
4894,0 |
1060,0 |
610,0 |
3224,0 |
|||
2013 |
5220,8 |
1080,0 |
620,0 |
3520,8 |
|||
2014 |
5562,0 |
1090,0 |
630,0 |
3842,0 |
|||
2015 |
5929,7 |
1100,0 |
640,0 |
4189,7 |
|||
2016 |
6267,8 |
1100,0 |
640,0 |
4527,8 |
|||
2017 |
6639,5 |
1110,0 |
650,0 |
4879,5 |
|||
2018 |
7036,6 |
1120,0 |
670,0 |
5246,6 |
|||
2019 |
7460,8 |
1130,0 |
680,0 |
5650,8 |
|||
2020 |
7914,0 |
1140,0 |
680,0 |
6094,0 |
|||
7.6. |
Проведение республиканского конкурса "Лучший экспортер Чувашской Республики" |
2010-2020 |
316,0 |
316,0 |
|
|
Минэкономразвития Чувашии, Минпромэнерго Чувашии |
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
20,0 |
20,0 |
|
|
|||
2011 |
20,0 |
20,0 |
|
|
|||
2012 |
22,0 |
22,0 |
|
|
|||
2013 |
25,0 |
25,0 |
|
|
|||
2014 |
26,0 |
26,0 |
|
|
|||
2015 |
28,0 |
28,0 |
|
|
|||
2016 |
30,0 |
30,0 |
|
|
|||
2017 |
32,0 |
32,0 |
|
|
|||
2018 |
35,0 |
35,0 |
|
|
|||
2019 |
38,0 |
38,0 |
|
|
|||
2020 |
40,0 |
40,0 |
|
|
|||
|
Всего по Программе* |
2010-2020 |
40859828,0 |
129484,2 |
13152,3 |
40717191,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|||
2010 |
2510104,7 |
6599,7 |
680,0 |
2502825,0 |
|||
2011 |
2691428,3 |
7028,7 |
852,9 |
2683546,7 |
|||
2012 |
2908280,9 |
8629,4 |
1083,1 |
2898568,4 |
|||
2013 |
3141925,4 |
10301,5 |
1131,0 |
3130492,9 |
|||
2014 |
3393322,5 |
11168,9 |
1181,9 |
3380971,7 |
|||
2015 |
3664575,1 |
11849,4 |
1236,0 |
3651489,7 |
|||
2016 |
3921214,6 |
12797,7 |
1277,8 |
3907139,1 |
|||
2017 |
4195620,5 |
13614,7 |
1332,3 |
4180673,5 |
|||
2018 |
4489439,6 |
14693,3 |
1400,1 |
4473346,2 |
|||
2019 |
4803708,5 |
15730,0 |
1461,2 |
4786517,3 |
|||
2020 |
5140207,9 |
17070,9 |
1516,0 |
5121621,0 |
------------------------------
* Ежегодно объемы финансирования будут уточняться и корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
** Средства бюджетов муниципальных образований подлежат привлечению в случае установления соответствующих расходных обязательств нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
*** Мероприятия, предусмотренные Программой, реализуются по согласованию с исполнителем.
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Государственное стимулирование
развития внешнеэкономической и
инвестиционной деятельности в
Чувашской Республике
на 2010-2020 годы"
Перечень
индикаторов ожидаемой эффективности реализации основных мероприятий республиканской целевой программы "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
Индикаторы |
Единица измерения |
Годы |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Рост объема экспорта продукции в зарубежные страны |
% к уровню 2008 года |
100 |
102,0 |
104,3 |
118,3 |
138,5 |
в 1,6 раза |
в 1,9 раза |
в 2,2 раза |
в 2,6 раза |
в 3,0 раза |
в 3,6 раза |
Рост объемов поставок продукции в регионы Российской Федерации |
% к уровню 2008 года |
133,4 |
в 1,5 раза |
в 1,8 раза |
в 2,1 раза |
в 2,4 раза |
в 2,7 раза |
в 3,1 раза |
в 3,5 раза |
в 4,0 раза |
в 4,6 раза |
в 5,2 раза |
Рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах |
% к уровню 2008 года |
103,4 |
113,3 |
127,2 |
143,5 |
162,2 |
в 1,8 раза |
в 2,0 раза |
в 2,3 раза |
в 2,6 раза |
в 2,9 раза |
в 3,4 раза |
Рост объема инвестиций в основной капитал на душу населения |
% к уровню 2008 года |
146,7 |
в 1,8 раза |
в 2,2 раза |
в 2,8 раза |
в 3,5 раза |
в 4,3 раза |
в 5,3 раза |
в 6,4 раза |
в 7,6 раза |
в 9,2 раза |
в 11,2 раза |
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Государственное стимулирование
развития внешнеэкономической и
инвестиционной деятельности в
Чувашской Республике
на 2010-2020 годы"
Методика
оценки эффективности реализации республиканской целевой программы "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
Эффективность реализации республиканской целевой программы "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" определяется на основе следующих индикаторов:
1. Рост объема экспорта продукции в зарубежные страны, процентов - относительный показатель, характеризующий увеличение поставок продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья в сравниваемый период.
Данный показатель определяется как отношение объема экспорта продукции текущего года к объему экспорта продукции 2008 года, умноженное на 100.
Источником информации являются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике.
2. Рост объемов поставок продукции в регионы Российской Федерации, процентов - относительный показатель, характеризующий увеличение поставок продукции в регионы Российской Федерации в сравниваемый период.
Данный показатель определяется как отношение объема поставок продукции текущего года к объему поставок продукции 2008 года, умноженное на 100.
Источником информации являются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике.
3. Рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, процентов - показатель, характеризующий увеличение финансовых средств, направляемых на создание и воспроизводство основных средств, в сравниваемый период.
Данный показатель вычисляется путем линейного умножения последовательных индексов физического объема инвестиций в основной капитал за период реализации начиная с 2009 года.
Источником информации являются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике.
4. Рост объема инвестиций в основной капитал на душу населения (), процентов - исчисляется по следующей формуле:
,
где:
- объем инвестиций в основной капитал в j-м году;
- численность постоянного населения на начало j-го года;
- объем инвестиций в основной капитал в 2008 году;
- численность постоянного населения на начало 2008 года;
j - год реализации Программы.
Источником информации являются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике.
Бюджетная эффективность рассчитывается исходя из показателей эффективности инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
Оценка бюджетной эффективности инвестиционной деятельности проводится в соответствии с Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июня 2007 г. N 160 "О порядке оценки эффективности предоставления государственной поддержки реализации инвестиционных проектов и проектов развития общественной инфраструктуры", и исчисляется на основании определения потока бюджетных средств (как разница между притоками и оттоками бюджетных средств), а также информации, предоставляемой организациями по итогам участия в программных мероприятиях.
Оценка бюджетной эффективности внешнеэкономической деятельности проводится с учетом объемов таможенных платежей, поступивших в доходную часть бюджета.
Эффективность Программы определяется по результатам выполнения предусмотренных задач и реализации в полном объеме предусмотренных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 106 "О республиканской целевой программе "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 7 апреля 2009 г., в газете "Вести Чувашии" от 9 апреля 2009 г. N 13 (1121), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2009 г., N 3, ст. 1236
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 г. N 538
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2012 г. N 496
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2010 г. N 429